Рассказы об оружии. Плавающий танк ПТ-76 снаружи и изнутри

42
Завершая разговор о советских плавающих танках, нельзя обойтись без венца эволюции оных – плавающего танка ПТ-76. К счастью, эта машина не является редкостью, экземпляр, который нам любезно отдали на растерзание в Падиково, вообще находится в идеальном, если не сказать больше, боевом состоянии.





О плавающих танках уже было сказано немало. И если родителем этих машин было предвоенное время, то крестной матерью стала Великая Отечественная война. Которая показала многое в отношении танков-амфибий.

Пока РККА отступала и отбивалась, ПТ вроде как и не особо были нужны. Их и использовали, мягко говоря, не по назначению, а потому от тысяч этих машин реально первую половину войны пережили десятки.

А потом пришел год 1943-й, когда начался освободительный поход на Запад. И тут не раз впоследствии в мемуарах проскакивало сожаление о потерянных машинах. Когда нашим войскам пришлось переправляться через огромное количество рек, озер, проливов и лиманов.

Неоднократно уже констатировался факт того, что со средствами для переправы людей и техники в РККА было так себе. Да, был весьма выдающийся по показателям (а некоторые эксперты считают, что лучший в мире) понтонно-мостовой парк Н2П. Но парк таскали тракторами С-65, что сразу делало наведение переправы делом неспешным.

Ну а о самоходных средствах, способных двигаться сразу за боевыми порядками наступающих войск и в одном с ними темпе, можно было только мечтать.

Говоря о плавающих танках, которые по сути своей просто должны были стать палочкой-выручалочкой, способной и перевезти через водную преграду какое-то количество живой силы, и потом помочь пехоте гусеницами и пулеметами, можно только с сожалением сказать, что увы. К 1943 году в РККА уже не осталось такого количества плавающих машин, чтобы можно было реально рассчитывать на них, как на средство первого броска через реку.

К тому же из всей линейки легких плавающих танков только Т-40 мог перевезти пару бойцов, не рискуя утопить их и утонуть самому. Т-37А и Т-38 были весьма сомнительными по надежности плавсредствами.

В итоге Великая Отечественная закончилась без какого-либо серьезного вклада плавающих танков, за исключением Свирской операции.

Но война закончилась, а проблемы остались.

Более того, после начала холодной войны, речи Черчилля в Фултоне появилось новое понимание сути:

— во-первых, война из «холодной» могла стать «горячей» просто в момент;

— во-вторых, ареной боевых действий автоматически снова становилась Европа.

А в Европе что? Правильно, речки, речушки, озерца и озера буквально на каждом шагу. В Центральной Европе водная прелесть каждые 35-40 километров встречается. А до Ла-Манша (согласно плана) этих километров все-таки ого-го сколько.

Соответственно, для проведения наступательных операций (а после 1945-го никто и не думал об обороне как бы) нужны были бы не просто мобильные войска, а войска, способные к комплексным действиям в условиях наличия огромного количества водных преград.

В общем, с этой Европой что-то надо было делать…

Так, собственно, и родилась идея разработать одновременно легкий плавающий танк и плавающий же бронетранспортер. Да так, чтобы две машины были максимально возможно унифицированы!

Требования, выдвинутые военными, были ошеломительные. Легкий плавающий танк, вооруженный 76-мм пушкой, что уже ставило под определенное сомнение легкость, должен был еще перевозить на плаву десант из 20 человек.

Бронетранспортер должен был вмещать 25 пехотинцев с оружием или тащить все полковое тяжелое вооружение.

В общем, те еще монстры рисовались в проектах…

Создание танка и бронетранспортера поручили заводу № 112 «Красное Сормово». Проектирование машин началось в 1946 году. В 1948-м опытный образец плавающего танка проходил испытания, но их не выдержал. После этого работы передали ВНИИ транспортного машиностроения (ВНИИ-100), созданный в Ленинграде на базе филиала Опытного челябинского танкового завода № 100.

В 1950 году выпущены опытные образцы машин и начались их заводские испытания. К июню 1950 года танк был готов к государственным испытаниям.

Чудо, но машина прошла все испытания как по асфальту и постановлением Совета министров СССР от 6 августа 1951 года, на вооружение Советской армии был принят плавающий танк ПТ-76.

ТТХ ПТ-76



Боевая масса, т: 14,5
Экипаж, чел: 3
Количество выпущенных, шт: 3039

Размеры
Длина корпуса, мм: 6910
Ширина, мм: 3140
Высота, мм: 2195

Бронирование
Тип брони стальная катаная гомогенная высокой твёрдости
Лоб корпуса, мм/град: 10 / 80°
Борт корпуса, мм/град: 10 / 0°
Корма корпуса, мм/град: 6 / 45°
Днище, мм: 5
Крыша корпуса, мм: 6
Лоб башни, мм/град: 15 / 35°
Борт башни, мм/град: 15 / 35°

Вооружение:
Калибр и марка пушки: 76-мм Д-56Т
Боекомплект пушки, шт: 40
Дальность стрельбы, км: до 12

Пулемёт: 1 × 7,62-мм СГМТ
Боекомплект, шт: 1000

Подвижность:
Мощность двигателя, л. с: 240
Скорость по шоссе, км/ч: 44
Скорость по пересечённой местности, км/ч: 20-25 (10,2 на плаву)
Запас хода по шоссе, км: 240—260
Запас хода по пересечённой местности, км: 180—210 (60-70 на плаву)


Герметичный корпус машины толщиной 8–16 миллиметров имел форму, обеспечивавшую минимальное сопротивление при движении на плаву. Опорные катки делались пустотелыми, что давало дополнительный запас плавучести. Движение на плаву осуществлялось при помощи водомета.



Выпускался ПТ-76 течение 15 лет, за время производства неоднократно подвергался модернизациям. Улучшались в основном, приборы наблюдения и связи.

Танки, выпущенные после 1959-го, получили обозначение ПТ-76Б. Их изготовление продолжалось по 1969 год. За это время было построено 4127 ПТ-76 и ПТ-76Б (941 поставили за рубеж).

Первые серийные ПТ-76 поступили в войска в 1952 году. Ими укомплектовывались роты плавающих танков гвардейских танковых полков танковых и механизированных дивизий.





























Бронетранспортеры БТР-50 появились несколько позже, но в итоге в каждом танковом полку Советской Армии находилось на вооружении некоторое количество средств, способных обеспечить форсирование любой водной преграды с ходу или после кратковременной подготовки в условиях неядерной войны.

Развития ядерного оружия и средств его доставки фактически приговорило саму концепцию развития сил «первого удара», так как будущие войны виделись экспертам непременно с применением ядерного оружия.



Так ПТ-76 стали направлять в разведывательные подразделения. По-видимому, сработал стереотип еще времен Великой Отечественной: если легкий и плавающий — значит, разведывательный.

Далее ПТ-76 фактически повторил судьбу предшественников, Т-37А, Т-38, Т-40. И фактически до конца 80-х годов прошлого века, то есть, до окончания Советской Армии, в разведротах танковых полков и отдельных разведывательных батальонах дивизионного подчинения в советских дивизиях находилось до 20 единиц ПТ-76.



Стоит заметить, что как разведчик ПТ-76 был так себе. Основная претензия к нему – его габариты. По размерам ПТ-76 превосходил в те времена основной средний танк Т-54. Плюс на обязательных маршах ПТ-76 обязательно отставал, не говоря уже о том, чтобы двигаться где-то впереди колонн.

Так что «катер с пушкой», как прозвали в СА ПТ-76, в качестве разведчика не особенно всем понравился.



Тем не менее, повоевал ПТ-76 от души.

Только в составе советских частей на счету танка участие в венгерских (1956), чехословацких (1968) событиях, война в Афганистане.

И за рубежами нашей страны ПТ-76 тоже не стоял без дела. Вьетнамская война, конфликты между Израилем и Сирией с Египтом в 1967 и 1973 годах, индо-пакистанская война 1971 года, югославская война 1991-1995 гг.

И, надо сказать, мальчиком для битья наш «поплавок» не был.



Стоит особо отметить один момент. ПТ-76 полностью соответствовал задаче, для выполнения которой он создавался, это форсирование водных преград с ходу, захват и удержание плацдарма до подхода главных сил.

И вся история боевого применения ПТ-76, пусть в основном в армиях других государств, но тем не менее, подтверждает, что во всех случаях, когда эти машины использовались по назначению, им сопутствовал успех.

То есть то, чего так не хватало Т-37А и Т-40.

Да, сильными сторонами ПТ-76 были не скорость и бронирование. В первую очередь – выдающиеся, если не исключительные водоходными качествами, ради которых конструкторы пожертвовали броней. По цифрам понятно, что ПТ-76 можно было спокойно расстрелять из крупнокалиберного пулемета. Если получится, конечно.

И вот тут вторая сильная сторона. Для 50-х годов 76-мм орудие Д-56Т являлось вполне приличной артсистемой и позволяло «разобраться» бронебойными снарядами с подавляющим большинством танков мира. Хотя это и не было обязательно, в первую очередь ПТ-76 должен был играть роль не столько танка, сколько штурмового орудия поддержки пехоты.

Причем ПТ-76 мог играть эту роль даже во время преодоления водной преграды. Сложно сказать, насколько точным мог быть огонь «с плава», но определенный психологический эффект был бы налицо.

Рассказы об оружии. Плавающий танк ПТ-76 снаружи и изнутри


Почему так?

Все просто. Как известно, Третья мировая в 50-60-е годы не состоялась. Преодолевать многочисленные водоемы Европы не пришлось. И ПТ-76 оказался просто не у дел, как это ни странно.

Лихих десантов не предвиделось, а для танка-разведчика ПТ-76 со своими габаритами и грузоподъемностью ну никак не подходил. А тут еще и БМП-1 в части пошла. Что, кстати, окончательно приговорило танк как разведсредство.

Так ПТ-76 и оказался на вооружении многих стран мира, именно потому, что у себя ко двору не пришелся. Необходимость в форсировании с ходу большого количества водных преград в рамках пресловутого 72-часового броска к Ла-Маншу, равно как и преодоление Английского канала, отпала сама собой. ПТ-76 оказался ненужным.

Но выдающаяся машина все равно себя показала хорошим бойцом, если (стоит подчеркнуть) ее с умом применять.
42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +19
    7 ноября 2018 07:53
    Спасибо за рассказ.
    ПТ-76, конечно очень противоречивая машинка. Она умела в себя "влюбить". Вождение, что по суши, что на плаву - просто наслаждение. Стрельба, особенно заряжание её унитаров, после 100-ок и особенно 115-ок, что те семечки щелкать. Очень ремонтнопригодна, даже на плаву. Движок, типа В-6, более неприхотлив, чем сходный по мощности УТД-20 БМП, достаточно тяговитый. Но, как сказано в статье, скорость на суше - невелика, даже "утюги", Т-62М, его на маршруте "делали", уж не говоря про Т-55. Большие габариты, на суши это был конечно огромный минус, но на плаву это был, такого же размера "+". Очень слабое вооружение, которое в конце 80-х годов, уже не отвечало требованиям боя. И конечно же, самом лучшей машиной, ставшей настоящим долгожителем, оказался БТР-50, на его базе
    1. 0
      7 ноября 2018 23:54
      БТР-50ПУМ- уточню модель
      1. 0
        13 ноября 2018 19:30
        Плавающие танки нужны в определённых местах и в определённое время. Распылять по частям, находящимся вне водных преград, равнозначно гробить за дёшево специфическую технику.(участь всех Т-37, 38 в ВОВ,- по сути большинство не применялись по назначению). Значит такие плавающих танков подразделения создавать при понтонно переправочных частях и задействовать в нужных местах и времени. Тут уж главным штабная работа и своевремнные развёртывания. Для мелких преград достаточно бродов и танков с бульдозерными отвалами...
    2. 0
      9 ноября 2018 00:20
      Спасибо, за интересное. На мой взгляд бОльшей проблемой для ПТ-76 была слабое бронирования, из-за потребности в плавучести. smile
      http://military-photo.com/ussr/afv/tank/light/pt-76/18098-photo.html
  2. +2
    7 ноября 2018 08:26
    Боевое применение ПТ-76 и БТР-50 и другие плавающие БТ нашли во время войны Судного Дня в Израиле ... трофейные танки ПТ-76 и плавающие бронемашины, захваченные ранее у арабов, форсировали Соленые озера, что стало решающим моментом в расчленении египетской армии и обеспечило в итоге победу Израйля в войне 1973-го года. То есть, плавающую бронетехнику один раз применили по назначенияю ... Применяли ее и арабы при форсировании Суэцкого канала, но больше там работали понтонеры ... Слышал о применении вьетнамцами в качестве ... бронекатеров, но не очень уверен в правдоподобии.
    1. BAI
      +2
      7 ноября 2018 10:59
      На стороне Израиля танк воевал.

      Во Вьетнаме тоже:
      1. 0
        8 ноября 2018 11:57
        Спасибо автору за рассказ и всю серию, остальным за уточнения. Всегда считал, что захват плацдарма при форсировании водных преград это задача для смертников. А здесь такая подмога, да еще и с 76 ОФС. Интересно, сколько он брал десанта на броню?
      2. 0
        9 ноября 2018 00:00
        BAI Вчера, 11:59
        ..интересно было бы узнать какие БЗ выполнялись с применением ПТ-76 во Вьетнаме,,
      3. +1
        9 ноября 2018 00:00
        Кавказкая компания:
        http://military-photo.com/ussr/afv/tank/light/pt-76/16804-photo.html
  3. +18
    7 ноября 2018 11:23
    До сих пор стоит на вооружении во Вьетнаме. Мехводов (и БТР-50) зимой можно было безошибочно узнать: обгорелая шапка и отсутствие бровей. Это особенности запуска пускового подогревателя. От свечи накаливания он запускался неохотно, да и дефицитом в войсках были эти самые свечи. Поэтому один боец изнутри крутил рукоятку для прокачки прогреваемой жижи и подачи солярки, а вот второй - через трубу, устанавливаемую на броне для выхлопа подогревателя на проволочке опускал в камеру сгорания горящий тряпичный фитиль. Некоторое время безрезультатно, но, когда созревала мысль поглядеть, не затух ли фитиль, как раз оказывалось что скопилась смесь паров солярки и воздуха, как раз в нужной пропорции, чтобы сделать "бум!". В лицо заглядывающему вырывался столб пламени, сам он как правило падал на пятую точку, и хорошо если на броне, а не с нее вниз (довольно высоко). И обретал горделивый вид члена экипажа ПТ-76 или БТР -50ПУМ.
    Кому вдруг смешно - вот так отцы и братья запускали на морозе танки, заправленные неизвестно каким, летним, зимним или арктическим топливом. Почти всегда запускали. Вот такая Вебаста.
    1. +1
      7 ноября 2018 16:08
      Ага, и ещё ватники подгоревшие от горящего ведра с солярой, стоявшего рядом с танком для собственного сугреву. Пока железяку разогреешь, сам дубу дашь.
    2. KCA
      0
      9 ноября 2018 14:57
      Видать прогресс к 90-м далеко ушёл, я в 93 с начала осени и до нового года на БД просидел в Р-142Н, там ОВ-65, рядом на БД Р-161 там ОВ-90 стояли - ни одной проблемы с запальными свечами не было, хотя каким 90-м, моя старушка была 80-х годов. Так-же ни разу не слышал о проблемах со свечами и от водил Уралов и прочей техники, был-бы случай с проволочками - вся бригада ржала-бы
  4. jjj
    +2
    7 ноября 2018 13:02
    После того как массово пошли БМП и БМД надобность в ПТ-76 отпала. Но со временем идея развилась в "Спрут"
    1. +5
      7 ноября 2018 14:49
      Цитата: jjj
      После того как массово пошли БМП и БМД надобность в ПТ-76 отпала.
      Не совсем соглашусь. Этот танк вполне нашел свою нишу в морской пехоте. И фактически заменой ему там оказалась БМП-3, корпус которой удивительно похож на корпус ПТ-76...
      1. jjj
        +2
        7 ноября 2018 20:44
        А башня с орудием нашла место на баке главным калибром "Шмеля"
        1. +5
          7 ноября 2018 20:58
          Цитата: jjj
          А башня с орудием нашла место на баке главным калибром "Шмеля"

          А также был задействован целиком в составе бронелетучки БТЛ-1 "антикитайского" бронепоезда БП-1


          1. jjj
            +1
            8 ноября 2018 15:00
            Как говорится, не только голь горазда на выдумки
      2. 0
        9 ноября 2018 00:12
        И фактически заменой ему там оказалась БМП-3, корпус которой удивительно похож на корпус ПТ-76...

        Пожалуй, тоже не соглашусь... тут больше подходит БМП-3 с 57-мм орудием.
  5. 0
    7 ноября 2018 15:10
    Интересно их на хранении много? Заменить орудие на миномет и должно неплохо получится. Корпкс большой и подвижность присутствует.
    1. +1
      8 ноября 2018 12:00
      Поставить 120-ку от НОНЫ? Может не выдержать. Выше правильно сказали ПТ-76 эволюционировал в "Спрут". Очень похожи, но "Спрут" современнее. Главное, чтобы он встал на вооружение и не только в ВДВ
      1. 0
        8 ноября 2018 14:56
        Зачем плодить сущьности? Доя НОНЫ есть шасси НОНЫ. А сюда обычный самовар на 120. И переделок по минимуу и хорошее шасси не пропадёт.
  6. +4
    7 ноября 2018 15:21
    "Да, был весьма выдающийся по показателям (а некоторые эксперты считают, что лучший в мире) понтонно-мостовой парк Н2П. Но парк таскали тракторами С-65"
    Парк Н2П можно было таскать тракторами. Штатно же он перевозился на автомобилях ЗИС - 5, которых требовалось 88 единиц:
    48 специальных автомобилей для перевозки понтонов;
    34 специальных автомобилей для перевозки пролетных строений, аппарелей и опор;
    3 катерных тягача;
    3 полуглиссерных тягача;
    1 цистерна с горючим.
    А в случае нужды парк Н2П можно перевозить на необорудованных автомобилях и тракторах с прицепами.
    Норматив наведения тяжелого моста неразрезной системы в две ленты движения с нагрузкой для гусеничных грузов до 60 т, колесные до 15 т на ось и длиной 61 м составлял 180 мин.
    Так что проблема была не в медленном наведении переправы. Проблема в том, что за время войны этих парков сделали всего 97 штук.
    И был он в 1941 году не так чтобы лучшим в мире, он был единственным из понтонно-мостовых парков всех воевавших армий пригодным для наведения мостов грузоподъёмностью 60 т.
  7. +4
    7 ноября 2018 15:42

    ПТ-76/2000, морской пехоты Индонезии.
    Вместо оригинальной 76-мм установлена 90-мм пушка Cockerill Mk 3M-A2 и современная СУО.
    1. +4
      7 ноября 2018 15:52

      Танк ПТ-76М плавающий опытный. Изготовлен по аналогу танка ПТ-76 для вооружения частей морской пехоты. Увеличен корпус и улучшены мореходные качества.
      От ПТ-76 отличался задним расположением моторно-трансмиссионного отделения, увеличенной мощностью двигателя (с 240 до 300 л. с.), увеличением ёмкости бака до 500 литров. Танк оборудован навигационной аппаратурой и ночным прицелом.
      Изготовлен в одном экземпляре. Испытаний не прошел.
      1. +1
        8 ноября 2018 00:01
        вот ходовка с моталкой внешне один в один.Кто подскажет что родилось раньше?думаю ПТ.МТЛБ уже позже
        1. +2
          8 ноября 2018 00:15
          Пт-76 "родился в 1951 году. МТ - Л (небронированный вариант) и МТ-ЛБ (бронированный) - в 1964 в Харькове. Машины эти с ПТ-76 никак не связаны.

          МТ - Л - небронированный вариант МТ-ЛБ.
  8. +4
    7 ноября 2018 16:02
    Ну не только на Европе свет клином сошёлся. Во времена обострения ситуации с Китаем на случай форсирования р. Амур, на хранении таких стояло не мало в приграничных районах. Покатался в своё время и на БТР-50 и на ПТ-76. До сих пор помню марку масла для двигателя. МТ16П. Для запоминания было как- Мы Танкисты, 16 го Получка. Теперь и марку масла и когда получка была на всю жизнь запомнил.)
    1. +1
      8 ноября 2018 00:03
      Гвоздики и Акации на нем же катались.Гражданский аналог-М10ГФЛ
      1. 0
        14 ноября 2018 16:53
        В 2с1 "Гвоздика" масло МТ-16п заливается только в главную передачу, ступицы опорных катков, в ступицы направляющих колёс, в бортовые редуктора и в редуктор вентилятора. Двигатель ЯМЗ-238н питается маслом ДВ.
  9. 0
    7 ноября 2018 19:24
    Пришлось его поводить в училище - после других машин это был вопиющий экстрим, мне понравилось! laughing drinks
  10. +1
    7 ноября 2018 21:50
    Для 50-х годов 76-мм орудие Д-56Т являлось вполне приличной артсистемой и позволяло «разобраться» бронебойными снарядами с подавляющим большинством танков мира.

    Если я не ошибаюсь, пушка Д-56Т-это танковый вариант пушки ЗИС-3. А к 50-м годам ЗИС-3 как орудие ПТО не канало совершенно.
    США. М46, М-47-броня в 100-150 мм.
    Британия. Чифтен-броня 127-178 мм.
    ЗИС-3 могла сражаться только с Шерманами и БТР и на ПТ-76 ее поставили не от хорошей жизни.
    1. +2
      8 ноября 2018 00:11
      Вопрос в задаче-Зис-3 дивизионка для борьбы в основном с пехотой и БТР.Задача ПТ-76 с хода захватить плацдарм и удерживать до подхода основных сил.Обычно-ЗА водным рубежом.Основная цель-атакующая пехота.ОФ снарядик.
  11. 0
    7 ноября 2018 23:01
    Всегда было интересно, почему у него экипаж 3 человека. Ведь автомата заряжания у него вроде нет. Или есть все же?
    1. +3
      7 ноября 2018 23:46

      1 – ствол пушки, 2 – пулемет, 3 – башня танка, 4 – боеукладка (снаряды к пушке), 5 – перископический прибор наблюдения заряжающего, 6 – казенная часть пушки, 7 – телескопический прицел, 8 – контроллер электропривода поворота башни, 9 – крышка люка башни, 10 – сиденье командира танка, 11 – командирская башенка, 12 – топливный бак, 13 – масляный бак, 14 – двигатель танка, 15 – корпус водяного насоса водометного движителя, 16 – водопроточная труба, 17 – труба заднего хода, 18 – редуктор привода водяного насоса, 19 – кормовой патрубок водометного движителя, 20 – заслонка кормового патрубка, обеспечивающая управление танком на плаву,21 – привод заслонки кормового патрубка, 22 – водяной радиатор, 23 – масляный радиатор, 24 – коробка передач, 25 – ведущее колесо, 26 – бортовой фрикцион, 27 – гусеница, 28 – картер привода рабочего колеса водяного насоса, 29 – рабочее колесо водяного насоса, 30 – приемный патрубок водометного движителя, 31 – входная решетка приемного патрубка, 32 – опорные катки, 33 – вращающийся пол боевого отделения танка, 34 – люк запасного выхода, 35 – тяги управления бортовыми фрикционами, 36 – направляющее колесо, 37 – рычаг управления левой заслонкой водометного движителя, 38 – рычаг управления фрикционом и тормозом левого бота, 39 – сиденье водителя танка, 40 – рычаг переключения скоростей, 41 – люк механика-водителя, 42 – аккумуляторные батареи, 43 – подъемный волноотражательный щит, 44 – броневой корпус танка.
      Башню ведь авторы изнутри сняли - нет там автомата заряжания.
    2. +1
      8 ноября 2018 00:13
      Командир забрасывал.Унитарный 76мм без досыльника забрасывается рукой .
      1. 0
        8 ноября 2018 00:37
        Догадываюсь что нетрудно, но ведь со времен Т-34-76 считается что отсутствие выделенного заряжающего серьезная проблема. Командир полбоя заряжает а не управляет огнем. А тут в послевоенной уже машине снова возврат к проблемам БТ \ Т-34.

        Непонятно почему так поступили.
        1. +4
          8 ноября 2018 00:43
          Да не заряжает там командир ничего. Экипаж - командир, заряжающий и мехвод. Командир наводит и стреляет, заряжает заряжающий.
        2. +1
          8 ноября 2018 21:08
          Цитата: Saxahorse
          Непонятно почему так поступили.

          Потому, что ПТ-76-танк ПЛАВАЮЩИЙ, в котором важен каждый грамм и сантиметр.
  12. 0
    10 ноября 2018 12:54
    Если в Афгане и воевали ПТ-76, то только афганской армии, поставленные Советским Союзом в начале 60-х.
  13. +1
    11 ноября 2018 09:21
    Двигатель этого танка шел так же на Шилки и другую технику один из вариантов назывался В6ПГ.Он был рядным шести цилиндровым.
    1. 0
      7 января 2019 19:32
      Цитата: Прим2
      В6ПГ.Он был рядным шести цилиндровым.

      Это половинка от легендарного двигателя В2
  14. 0
    17 ноября 2023 01:06
    Читал об этой машине и вспоминал 70-е годы прошлого столетия и военную кафедру Ждановского металлургического института. Учили студентов ВУС по шифру не помню, но "Танковая разведка" точно. А материальная часть была ПТ-76Б учили все 4 курса + летние лагеря с присягой и две маленьких звезды на погон. Интересная по конструкции машина, в части управления системы "суша" , "вода" и комбинированная. Два рычага управление левым и правым бортовыми фрикционами и управление левым и правым водометами, а при комбинированном управлении (мелководье или заболоченная местность) и то и другое, что повышало проходимость. Уже приехав молодым специалистом на ЧТЗ и занимаясь бронетанковой техникой, узнал, что ПТ-76 он же 740 объект - наша машинка, разработки ГСКБ-2, КБ более узнаваемое объектом 765 (БМП) и объектом 748 (дизель-электрический трактор ДЭТ-250 25-ти тонным классом тяги). Вот такая история, кроме трактора, заводы-изготовители были чужие, а технические мысли наши свои-заводские...