Первый металл Южной Америки. «Культуртрегеры именем Солнца» (часть 2)

24
Королева и мать Луна,
Дай нам в дар твои воды,
И любовь твоих дождей дай нам.
Услышь же, как мы взываем к тебе…
(Милослав Стингл. Государство инков. Слава и смерть сыновей солнца)


Итак, инки знали золото и серебро, но умели также сплавлять медь и олово и получать бронзу. Причем парадоксально то, что, умея прекрасно работать с металлом, инки рудное дело никогда не любили. Ни в прошлом, ни впоследствии. Ведь это занятие отвлекало их от земли, и, пусть даже они и ценили золото, ценность земли в их глазах была несравненно выше. Хотя горы, где добывались руды металлов, для индейцев были священными, и, приступая к работе, индейцы всякий раз молились богам о том, чтобы они отдали им спрятанные в них сокровища.



Первый металл Южной Америки. «Культуртрегеры именем Солнца» (часть 2)

Как и у нас в России, в современной Южной Америке есть много людей, которые шьют себе старинного покроя костюмы, надевают на себя копии древних украшений и в таком виде ходят и пляшут среди развалин. Кто-то так развлекает туристов, кто-то считает, что таким образом сохраняет культуру своих предков. В любом случае посмотреть на них очень интересно. Ведь внешне своими чертами лица они все такие же, как и во времена Франциско Писарро!

Законы инков, касающиеся рудного дела и труда рудокопов, были просты и четко расписаны, как, впрочем, и все законы империи инков. Работать в рудниках разрешалось лишь четыре месяца в году, причем это были самые теплые месяцы. Рабочие постоянно сменялись; причем ни один мужчина не мог быть послан на работу в рудники без… своей женщины. На крутых склонах гор Кордильера-де-Карабая (к северу от озера Титикака), где был влажный климат, но были крупные месторождения золота, для нужд горняков были построены специальные террасы для выращивания злаков. Здесь и сегодня можно найти развалины древних селений, жители которых занимались промывкой золотоносного песка. Применялся и другой способ, когда поперек русла реки последовательно строили запруды, и после прошедших дождей собирали в них камни, содержащие крупинки золота. Интересно, что если в большинстве других стран в золотых рудниках трудились преступники, то у инков это была временная повинность, а не наказание. Плавка золота производилась в печах, сложенных на вершинах гор, а загружали в них в качестве топлива традиционный древесный уголь. Отверстие для создания тяги обычно ориентировали на восток, в сторону, откуда чаще всего дул ветер, который создавал тягу, достаточную для получения высокой температуры, нужной для плавки. Однако, если ветра не было, инки могли использовать мехи из шкуры ламы.


Золотых украшений инков до наших дней дошло совсем немного, но они есть. Например, вот это украшение можно увидеть в Музее Америки в Мадриде.


И эти золотые бусы тоже оттуда. (Музей Америки, Мадрид).

Инки владели всеми техническими приемами, известными и другим народам и сохранившиеся в наши дни. Это литье, ковка, пайка, клепка и штамповка. Ювелирам в Куско были известны печи с форсированным дутьем, и точно так же действовали и мастера, изображенные на фреске в египетской гробнице в Саккара (около 2400 г. до н. э.); где ювелиры аналогичным способом проводят плавку, чтобы получить нужную температуру. Технология была довольно примитивной, однако именно так инкские мастера выплавляли столько золота, что отливали статуи правителей инков в полный рост и точные подобия растений из золота для Золотого сада в Куско. Да и неудивительно, ведь все золото империи как раз именно верховному Инке и принадлежало! Причем поскольку инки вели точный учет всех доходов посредством письма кипу, удалось установить, что в Куско ежегодно доставлялось 217 т и 724,5 кг золота, причем никаких машин и механизмов они при этом не использовали. Ну, а требовалось им золото в том числе и для обожествления своих правителей, ведь после с каждого Великого Инки после его смерти делали золотую статую, а его дворец превращали в гробницу, украшенную опять-таки золотом.


А вот это украшение уже из Метрополитен-музее в Нью-Йорке.

Серебро, впрочем, также было собственностью божественного Инки. Вот только если золото у инков ассоциировалось с блеском Солнца, то серебро они считали слезами Луны. И хотя серебро из-за влажного климата Анд быстро тускнело, инки его высоко ценили и многие вещи делали из серебра. Ртуть инкам была также известна, и они использовали ее для золочения и серебрения бронзовых изделий. Также перуанские мастера использовали различные сплавы с оловом, но подбирали их рецептуру так, что на первый взгляд изделия из них выглядят словно золотые. Отливались головки боевых палиц, использовавшиеся в строительстве тяжелые бронзовые рычаги, ножи и разнообразные хирургические инструменты, булавки для застежек, украшения для носа и ушей и пинцеты, чтобы выщипывать волосы. Однако все это, как уже отмечалось, использовали лишь простолюдины, а знать в огромных количествах использовала изделия именно из золота и серебра.


Золотая фигурка мужчины 1400 -1533 гг. Культура инков. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


Золотая фигурка женщины 1400 -1533 гг. Культура инков. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Когда Великий Инка Атауальпа, которого Франциско Писарро держал у себя в качестве пленника, приказал доставить в Кахамарку золото и серебро для выкупа его персоны, то им была заполнена комната длиной в 7,5, и шириной в 4,5 м. Причем золото в нее укладывалось хотя и не до самого потолка, но «на высоту белой линии, до которой не мог достать рукой человек высокого роста». В итоге это составило 1 326 539 песо чистого золота и вдобавок еще и 51 610 марок серебра. На современные деньги за это количество драгоценных металлов можно было бы получить более 500 миллионов долларов. Ужасно, что все это золото и серебро в виде изделий было переплавлено в слитки, поскольку существовал королевский приказ о том, что все золото и серебро из Перу следует переплавить на королевских монетных дворах в Севилье, Толедо и Сеговии». Ну, а сколько при этом погибло прекраснейших произведений искусства мы можем только лишь гадать. Но сами испанцы вспоминали впоследствии, что видели в Куско множество статуй и идолов, изготовленных целиком из золота и серебра, а также фигуры женщин в человеческий рост, полые внутри и прекрасной работы. Еще один конкистадор писал, что ему довелось увидеть «много сосудов из золота, омаров, которые водятся в море, а на других золотых сосудах были высечены изображения птиц и змей, даже пауков, ящериц и каких-то жуков…». Что касается королевского секретаря, который производил учет золотых трофеев, добытых конкистадорами, то видя в какую высокую кучу они все были сложены, написал так: «Поистине это стоило увидеть… сосуды, вазы и посуду различной формы, на которой подавали еду правителям инков… Там были четыре ламы из чистого золота и очень большие десять или двенадцать женских статуй в натуральную величину, все из чистого золота и такой красоты и прекрасной работы, что, казалось, они живые…»


А вот с изделиями из текстиля ученым повезло. Поэтому в Метрополитен-музее в Нью-Йорке есть много различной одежды, ковров и тканей инкской работы. В частности, вот эта оригинальная туника-безрукавка с двумя кошками!


Туника инков с геометрическим орнаментом 1460–1540 гг. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Интересно, что и свои завоевания на территории древнего Перу инки осуществляли не ради завоеваний как таковых, а с целью распространения передовых технологий. Во всяком случае, в соответствии с древней легендой, «Бог Солнца повелел инкам отправиться к людям и нести ремесла и цивилизацию всем индейцам, которые тогда жили в дикости». То есть мифы отражают стремление инков прежде всего к просвещению всех прочих индейских племен, при этом сами инки считают себя людьми, избранными для этой цели самим Богом. И очевидно, что-то позволяло им так считать. Хотя известно, что в Андах в течение двух тысячелетий, начиная с X века до нашей эры, уже существовали такие развитые цивилизации, как Чавин, Паракас, Наска, Моче, Тиауанако и другие, то есть многое было создано уже и до них. Но вышло так, что в XII веке на берегах озера Титикака появился народ, верховным правителем которого стал так называемый Великий Инка. И вот этот народ и переселился в новую столицу город Куско и занялся тем, что начал распространять свою власть на огромные территории.


Туника из перьев. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Правда, неизвестно точное появление инков на исторической арене. Хотя мы знаем, что сначала они были небольшим по численности племенем, и продвигалось оно на север в поисках плодородных земель, пока не оказалось в долине Куско. Здесь они сумели победить исконных обладателей тамошних земель, после чего начали понемногу подчинять своей власти окрестные племена. Им повезло в том, что в это время всю территорию Анд населяли различные племена, говорившие на разных языках, со своей мифологией, религией, культурой. При этом как раз уровень культуры-то у них у всех был примерно одинаков, поэтому интегрироваться в новое общество под властью инков для них оказалось несложно. У всех племен основой общества являлась земельная община, владевшая землей сообща. Другое дело, что именно инкам было присуще какое-то особо обостренное чувство организации. И они принялись расширять свои владения путем завоеваний.


«Ковер со звездами». (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


Узорчатая сумочка. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Уже в конце XIV века они создали сильную и многочисленную регулярную армию. Причем покоряя соседние племена, инки действовали не только силой, но и старались привлекать на свою сторону их элиту. Интересно, что, перед тем, как начинать военные действия, они трижды предлагали правителям противной стороны добровольно подчиниться их власти и войти в состав их империи, и только в случае окончательного отказа пускали в ход оружие. После победы покоренные племена заставляли изучать язык инков, и насаждали среди них свои обычаи и законы. Но местной знати и жречеству давалась возможность сохранить свое привилегированное положение, а местная религия не запрещалась, хотя от побежденных и требовалось обязательное поклонение богу Солнца. Инки хорошо понимали значение сохранения местных обычаев, народных промыслов и одежды, и не только на них не покушались, но и создавали условия для развития местной культуры.


Посуда инков была похожа на посуду мочика, но все же лишь похожа. Бутылка в виде стремени. Культура Наска. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


Сосуд с геометрическим орнаментом. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

В качестве примера подобной культурной интеграции можно привести индейцев культуры Чонос (на территории современного Эквадора), которые в XV—XVI веках выплавляли медь очень высокой чистоты (содержание меди 99,5 %), отливали из нее миниатюрные топорики 2 см по сторонам и 0,5 см толщиной и использовали их в качестве денег. Однако данная «монета» имела хождение по всему западному побережью Южной Америки, включая и государство инков.

Продолжение следует…
24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    20 ноября 2018 06:14
    в Куско ежегодно доставлялось 217 т и 724,5 кг золота, причем никаких машин и механизмов они при этом не использовали.

    Молодцы инки, хорошо их золотодобытчики смотрятся и в наши дни. Видать, залежи богатые там были.
    Как известно, производство золота в России стабильно удерживается на уровне около 300 тонн в год, в том числе:
    - добывается из месторождений 230-240 тонн,
    - попутно извлекается из руд цветных металлов около 20 тонн,
    - из вторичного сырья - 40 тонн.

    За статью спасибо, познавательная, читается с удовольствием.
  2. +2
    20 ноября 2018 06:39
    "...в современной Южной Америке..."
    В современной России такое тоже присутствует, в частности в Питере. В тёплое время года, несколько представителей латиноамериканских народов надевают на себя пончо и головные уборы из перьев, берут в руки музыкальные инструменты и "за пригоршню долларов" проигрывают возле станций метро композиции Серджио Леонэ. Вот такое "пау-вау".
  3. +3
    20 ноября 2018 06:48
    Получается , Писарро попросил не так уж и много за выкуп Атауальпы. Цезарь бы удвоил, а этот жмотился laughing
  4. +2
    20 ноября 2018 07:01
    Да, красота впечатляет.
    Индейцы, а по ряду позиций переплюнули европейских профи.
    Вот бы одну такую фигурку в коллекцию...
    Автору спасибо!
    1. +4
      20 ноября 2018 07:30
      Рад, что Вам понравилось!Что касается фигурки в коллекцию, то есть два варианта. Первый: Вы обращаетесь ко мне, я к И.Зейналову и мы вместе делаем Вам точную копию. Золото Ваше, причем кажется, 5% пойдет в "угар". Второй: Вы едете в Лиму, ходите по... окраинным кварталам... говорите... "куплю антик" и Вам продают. Или поделку или нет... как повезет. Потом запаивате ее в коробочку из сплава вуда (непрозрачный для рентгена) с узорами и надписью МАДЕ ИН ЧАЙНА. И...везете назад и тут уж как повезет с таможней...
      1. +1
        20 ноября 2018 08:20
        Понравилось good .
        Насчет фигурки это скорее воздыхания)) Дорого, очевидно. И не по карману и не ко времени наверняка. Голова другим забита. За предложение спасибо hi
      2. +2
        20 ноября 2018 12:44
        " Второй: Вы едете в Лиму, ходите по... окраинным кварталам... говорите... "куплю антик" и..."
        Вот уж совет, которому точно не надо следовать, если Вы специально не ищете приключений на задницу. Притом приключений самых разнообразных.
        Во первых - в Перу один из самых высоких уровней преступности, особенно уличной. И бродящий по окраинным кварталам гринго, да еще с деньгами - законная добыча.
        Во вторых, в Перу и сегодня добывают золото, там же где его добывали инки. В Мадре-де-Диос 60 тысяч старателей добывают до 20 тонн золота в год. Притом процентов 15 добываются нелегально и доходы от этого вдвое превосходят доходы от наркоторговли. Государству, это, естественно, не нравится, оно с этим борется. Поэтому если Вас с золотым "контрабасом" поймают на таможне - зачерпнете местной экзотики по полной.
        Вообще, в таких странах с сувенирами надо быть акуратным. Вон москвич привез из Перу бутылку шаманской микстуры спину лечить и получил 11 лет тюрьмы. Бдительные московские таможенники микстуру проде... проверили, а она оказалась на диметилтриптамине (галлюцоген типа ЛСД).
        1. +3
          20 ноября 2018 13:37
          Уж и пошутить нельзя? Потому и написал, что... это так оно и есть?!
          1. +3
            20 ноября 2018 14:26
            Нет, с нашими людьми так шутить нельзя.
            1. +1
              20 ноября 2018 16:11
              Ну, у всех разные возможности. Вон недавно Зейналову какую фигурку заказали, хотя
              из серебра...
              1. +1
                20 ноября 2018 21:23
                Ну что сказать? Зейналов нашёл свою нишу. Мне нравится это направление в искусстве и я хотел бы поздравить художника с успехом.
                Меж тем, уважаемые, может кто-нибудь представить импрессионизм в монохроме? А оно бывает! Каждый день вижу эту работу. И купил бы, но сейчас, для меня, дорого.
                1. +3
                  20 ноября 2018 22:13
                  "Меж тем, уважаемые, может кто-нибудь представить импрессионизм в монохроме?"
                  Можем. Метафизический импрессионизм.

                  Давид А. А. Дунайский вечер. 1995 г.
            2. +2
              20 ноября 2018 21:51
              Согласен, с такими шутками Вячеслав Олегович прямо таки претендует на роль Индианы Джонса, ну или Пабло Эскобаро.
      3. +2
        20 ноября 2018 14:48
        Цитата: kalibr
        Или поделку или нет... как повезет.

        где покупать - и почём. Как тот ковбой говорил: "Тут один прид.урок заявил, что бриллиант в моем перстне - фальшивый! Как это может быть, если я отдал за него ЦЕЛЫХ ТРИ БАКСА!"
        1. +2
          20 ноября 2018 16:10
          "где покупать - и почём"
          Какая разница, где покупать. Цыганское золото - везде одинаковое. Главное сдачу не брать долларами, Перу на первом месте по изготовлению фальшивых долларов.
          1. +1
            20 ноября 2018 17:39
            Цитата: Curious
            Цыганское золото - везде одинаковое.

            Не скажите... Я Вам как минимум полдесятка разных рецептов могу привести! laughing Просто везде основной компонент - медь!
  5. +2
    20 ноября 2018 08:24
    Удивительная цивилизация.
    И с точки зрения материальной, и с точки зрения духовной культуры.
    И мастеровитая.
    Спасибо!
  6. +1
    20 ноября 2018 12:58
    Цитата: Вячеслав Шпаковский
    Туника из перьев. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
    Автор совершенно не обратил внимания на нё, а зря (может специально?). Дико дорогая вещь и крайне редкая даже тогда, и особенно сейчас (я даже и не знал, что сохранились оригиналы эпохи, это был поистине королевский подарок). Сравнить это изделие с ценой туник из текстиля просто не представляется возможным, можно сказать, что тогда это была цена нескольких домов. Всё из-за тех пёрышек, составлявших прямоугольник в центре и каёмочку внизу (птички этой было мало даже в эпоху империи инков).
    1. +1
      20 ноября 2018 16:05
      Пока учительствовал в деревне, делал там настенные панно из утиных перьев (из крыльевых с "глазками"), красиво было до безумия!
  7. +1
    20 ноября 2018 14:19
    Интересно, что если в большинстве других стран в золотых рудниках трудились преступники, то у инков это была временная повинность, а не наказание.

    Вячеслав Олегович, преступники трудились в шахтах, ибо тяжело, вредно и опасно, а в лотке золотишко мыть - это всегда была работа для свободных людей! Кстати, насчет повинностей - тут кто чем богат: в Швеции одной из повинностей крестьян была добыча болотной руды и выплавка из нее железа (причем сезон был очень короток - от конца уборки урожая и до холодов: в замерзшем болоте руду не покопаешь!)
  8. +2
    20 ноября 2018 14:35
    Однако, если ветра не было, инки могли использовать мехи из шкуры ламы.

    Могли или использовали? Если верить инфе от Индийского института науки (http://materials.iisc.ac.in/~rangu/text.pdf), "Инки придавали огромное значение человеческому дыханию и вкладывали в него жизненные силы. Во время плавки они полагали, что именно эта жизненная сила превращает руду в металлическую медь. Они не верили, что такие искусственные средства, как мехи, будут иметь тот же эффект. Таким образом, они не пересекли плавильный путь других культур и не увидели открытия железа."
    Во всяком случае, по поводу:
    Ювелирам в Куско были известны печи с форсированным дутьем, и точно так же действовали и мастера, изображенные на фреске в египетской гробнице в Саккара (около 2400 г. до н. э.); где ювелиры аналогичным способом проводят плавку, чтобы получить нужную температуру.

    Вячеслав Олегович, я правильно полагаю, что речь о фреске из гробницы Мерерука, который служил на должности чати у фараона Тети (2322 — 2312 гг. до н. э.)? Так там они именно ртом огонь раздувают через специальные трубки. Кстати, австралийские ученые таким способом выплавили аж 70 г меди, хотя вместо дутья ртом, по своей буржуазной лености, использовали воздуходувку сопоставимой мощности (http://www.academia.edu/4614956/Crucibles_from_the_Bronze_Age_of_Egypt_and_Mesopotamia )
    1. +1
      20 ноября 2018 16:03
      Именно так!
  9. +1
    20 ноября 2018 14:44
    Другое дело, что именно инкам было присуще какое-то особо обостренное чувство организации.
    Писал я как-то курсовую по истории государства. Государство за счет наличия регулярной армии многократно превосходит в военом отношении сопоставимое по населению вождество - и если на территории, где существует много вождеств, одно из них трансформируется в государство, то вариантов бывает два: либо другие вождества перед лицом угрозы тоже трансформируются в государства, либо, если не успеют - это государство их всех подомнёт! В Шумере имел место 1й вариант, в Египте и ЛА - второй.
  10. 0
    20 ноября 2018 22:22
    Рабочие постоянно сменялись; причем ни один мужчина не мог быть послан на работу в рудники без… своей женщины

    Вот что значит научная организация труда! На работе -думай о работе, а не о том, что вечером по бабам, а с утра - никакой!