Формирование второй эскадрильи Су-30СМ заканчивается в Курском полку ЗВО

55
14-й гвардейский истребительный авиационный полк Западного военного округа пополнился очередным истребителем поколения 4++ Су-30СМ, сообщает пресс-служба ЗВО.

Формирование второй эскадрильи Су-30СМ заканчивается в Курском полку ЗВО




Самолет своим ходом совершил перелет протяженностью более 5 тыс. км с аэродрома завода-изготовителя "Иркут" и прибыл к месту дислокации. Прием и проверка всех систем самолета, а также первый облет истребителя был произведен на аэродроме завода-изготовителя. Еще один истребитель будет получен до конца года.

14-го гвардейский истребительный авиационный полк 105-й смешанной авиационной дивизии 6-й Ленинградской Краснознаменной армии ВВС и ПВО ЗВО ведет перевооружение с истребителей МиГ-29СМТ на истребители поколения 4++ Су-30СМ. В настоящее время в полку заканчивается формирование второй эскадрильи "Сушек".

Ранее в течении 2018 года полк уже получил десять новых истребителей Су-30СМ, построенных для ВКС России в Иркутске по гособоронзаказу 2018 года. В 2017 году в полк поступили 12 истребителей Су-30СМ, позволивших сформировать первую эскадрилью из новых самолетов в полку. С получением этого самолета и еще одного до конца года, позволит сформировать в составе полка вторую эскадрилью Су-30СМ.

Минобороны РФ ранее сообщило, что в течении 2018 года Иркутский авиазавод поставит военным 14 самолетов Су30СМ, из них 12 пойдут в ВКС, а 2 - в морскую авиацию. Таким образом Иркутскому заводу осталось поставить один Су-30СМ в авиаполк в Курске к ранее поставленным одиннадцати, так как два Су для морской авиации отправились в Черняховск еще в начале июля этого года.
55 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    3 декабря 2018 19:12
    Черняховск-Калининградская область''бывший Кёниксберг,если не путаю''.служил там ещё в 88-89 годах-красивые места.
    1. +8
      3 декабря 2018 19:25
      Зачетное место! А какой там была во времена СССР база.
      С возрождением, Черняховск!Так и вспоминаются слова классика:
      "Отсель грозить мы будем "шведу", назло надменному соседу."
    2. Fox
      +9
      3 декабря 2018 21:00
      Черняховск - это бывший Инстербург. Бывший Кенигсберг - это Калининград.
      1. 0
        4 декабря 2018 05:27
        Не все знают такие исторические детали,даже прослужив там с календарный год. drinks
  2. +7
    3 декабря 2018 19:28
    В Курске... Завтра услышим, что Россия еще усилила свою "наступательную воздушную компоненту" и "шо пропала Украина", если её не спасут силы НАТО. И даже знаю, кто это может сказать
    1. +2
      4 декабря 2018 05:48
      Для заметного у силения наступательной компоненты необходимы новые предприятия аваиционной промышленности и АРЗ.Укомплектованные энергичными высококвалифицированными кадрами всех категорий.Тысячи первоклассных пилотов, техников, новые аэродоромы.Новые бесплатные аэрпоклубы для допризывной молодежи, массовый планеризм.Это где-то в светлой дали, за горизонтом.Пока что,на декабрь 2018, по одной по две машины вчерашнего дня,для старшего командного состава.
  3. +3
    3 декабря 2018 19:32
    Су30 СМ не поколения 4++, а 4+. По-моему, в статье ошибка. 4++ - это Су35
    1. +6
      3 декабря 2018 19:42
      Цитата: Гиперзвук
      Су30 СМ не поколения 4++, а 4+

      Ошибаетесь.
      Су-30СМ – российский тяжелый многоцелевой истребитель поколения 4++, предназначенный в первую очередь для завоевания господства в воздухе.

      Первые 30-е были с одним плюсом. Хотя все эти плюсики весьма условные.
      1. 0
        3 декабря 2018 19:52
        Зачем он тогда нужен, если есть аналогичный 4++ Су35?
        1. +7
          3 декабря 2018 19:59
          Цитата: Гиперзвук
          Зачем он тогда нужен, если есть аналогичный 4++ Су35?

          30-й появился куда раньше чем 35-й. При этом СУ-30 дешевле и серийное производство давно налажено. Су-35 только недавно приняли на вооружение. Су-30 двухместный,35-й одноместный.
          При этом экспортный потенциал СУ-30.
          Но как я неоднократно говорил,со временем, роль основного тяжелого МФИ ВКС РФ отойдет СУ-35С. Ну а СУ-30 будут пускать на экспорт.
          При этом да,линейка тяжелых МФИ у нас сильно растянута,а на подходе еще СУ-57. Но эта растянутость не от хорошей жизни. 30 лет то своими ВВС серьезно не занимались.
          1. -12
            3 декабря 2018 21:50
            Су-30СМ это самолет вчерашнего дня.Через 3-5 лет,вместе с Су-35С они отстанут еще больше от Ф-35 и Ф-16 с РЛС с АФАР.Какую-то угрозу они могут представлять,если в кабине окажется командир эскадрильи,командир полка или их заместители.Пилоты второго класса и прочий молодняк не в счет.Минус мизерное количество А-50У ,как недостаток боевого управления.
          2. +1
            4 декабря 2018 09:08
            К тому же еще большой парк Су-27...все будет поэтапно.
          3. +1
            4 декабря 2018 14:14
            СУ30см - многофункциональный истребитель. Его вон даже в ВМФ закупают. По факту су30см - главная причина того , почему миг35 еще не в войсках. Зачем военным закупать средний истребитель, если они могут купить полноценный тяжелый , который всего немного дороже? request
            А вот су35с - уже истребитель завоевания превосходства в воздухе. Заточенный конкретно под воздушные бои. Тч лично я вангую как раз наоборот, что су57 будут закупаться вместо су35с, а закупки су30см продолжатся и дальше. Кстати наверняка еще контракт на су30см для флота должны скоро заключить. hi
        2. -2
          3 декабря 2018 20:05
          Э.. м.. Что бы Родину защищать, такой ответ подходит?
          1. +2
            3 декабря 2018 21:56
            Отправлять военнослужащих неподготовленными или на устаревшей аваитехнике, значит предавать их.
        3. -6
          3 декабря 2018 21:59
          Затем , что не выходит массовый выпуск Су-35С,ввиду дороговизны двигателя.Шаг назад вынужденный.
        4. -4
          3 декабря 2018 22:07
          Нужен,птому что скакать дальше на советских лошадках не получится.А новое никак не выходит.Если выходит,то мало мало,на импортных комплектующих,преимущественно Тексас Инструментс.
      2. +1
        3 декабря 2018 19:55
        Цитата: НЕКСУС
        Ошибаетесь.

        Ну давайте честно, Андрей, Су-30СМ - это никакой не 4++, как Су-35-й или последние модификации F-15, с которыми на равных может бороться только Cу-35. Для этого у него нет ни радара с фазированной антенной решеткой, ни уменьшенной заметности, ни передовой информационно-управляющей системы. Су-30СМ - это классический истребитель поколения 4+, у которого есть управляемый вектор тяги.
        1. +9
          3 декабря 2018 20:06
          Цитата: kjhg
          модификации F-15, с которыми на равных может бороться только Cу-35

          С какого бодуна?
          2005 год. Су-30МКИ ВВС Индии показал превосходство над F-16 и F-15 C/D Eagle ВВС США в учебных боях в небе над Индией

          И это был даже не СМ вариант,а экспортный.
          2015 год. В Великобритании в рамках международных учений Индрахануш («Радуга») были проведены учебные бои между истребителями Eurofighter Typhoon Королевских ВВС Великобританиии и Су-30МКИ ВВС Индии. Индийские ВВС одержали победу над Королевскими ВВС Великобритании со счётом 12:0

          СУ-30СМ по зубам и Ф-15 и Ф-16 и даже Ф-22. И это не урапатриотичекий хай.
          Цитата: kjhg
          Для этого у него нет ни радара с фазированной антенной решеткой

          А у СУ-35С есть?
          И кстати,ПФАР не многим уступает АФАРу...
          Цитата: kjhg
          Су-30СМ - это классический истребитель поколения 4+, у которого есть управляемый вектор тяги.

          Ф-15-му поверьте хватит.
          Я почему и сказал,что плюсики -это все условно.СУ-35С безусловно ближе к истребителю 5 поколения,чем СУ-30СМ,но сравнить модификацию СМ и первые СУ-30,тоже есть разница.
          Так что все условно.
          1. -2
            3 декабря 2018 21:55
            -Ф-15-му поверьте хватит. -

            Если в кабине устаревшей машины Су-30СМ или Су-35С окажется командир полка, командир эскадрильи, или их заместители.Но на все машины этих опытных пилотов не хватит.

            -И кстати,ПФАР не многим уступает АФАРу...-

            При этом американские инженеры не заморачиваясь с ПФАР прыгнули на АФАР.Зелен виноград
        2. -2
          3 декабря 2018 21:58
          Вы безусловно правы.Старье останется старьем,каких плюсов не пришпандоривали бы.Спасти положение может посадка в их кабины командиров полков, командиров эскадрилий,их заместителей,преподавателей ГЛИЦ,инструкторв.Но этого штата на все машины не хватит.
          1. +5
            4 декабря 2018 03:57
            Цитата: gunnerminer
            Старье останется старьем, каких плюсов не пришпандоривали бы. Спасти положение может посадка в их кабины командиров полков, командиров эскадрилий...

            Гуня - специалист во многих областях на окладе. Периодически гоняют ссаными тряпками с профильных военных форумов. Теперь вот ВО обсиживает...
            Расскажите, любезный, как в США и других странах - покупателях тех же F-16, терпят это голимое старьё?
            И про В-52 желательно.
            Гуня, уровень набросов падает. Меньше платить стали, задорные тролли под этим ником свалили, остались унылые профаны?
            1. 0
              4 декабря 2018 05:17
              -Расскажите, любезный, как в США и других странах - покупателях тех же F-16, терпят это голимое старьё?-

              Американцы неплохие маркетологи, умеют впаривать дорого и долго.Кроме того они стараются модернизировать старое рушло,приделывать самолетам новые -глаза- РЛС с АФАР.Во всю ковбойскую эксплуатируют свою радиоэлктронную элементную базу, достижения химической ,металлургической промышленностей.В том числе и своих вассалов ,с развитой военной промышленностью.

              -И про В-52 желательно-

              Для задач. поставленных Конгрессом и Сенатом, перед ЮЭС АИР ФОРСЫЗ сойдет это рушло.Им на прорыв ПВО не бегать.
          2. +3
            4 декабря 2018 05:41
            Gunnerminer добрый день.вы ошибаетесь насчёт уровня подготовки наших лётчиков, нынче у истребителей наших подготовка не хуже чем у американцев ( а возможно и лучше) и 2 класс это кстати не всегда показатель уровня, человек может летать как бог и быть подготовленным в полном объеме КБП а первого класса может не быть тупо из-за отсутствия необходимого количества посадок при минимуме, что в общем не влияет на воздушно-огневую выучку.
            Теперь непосредственно по матчасти: су30см над Балтикой уверенно "валит" и ф16 и ф18 и еврофайтер и гриппен, причем как на дальних дистанциях так и в ближнем бою ( а вот на су27 дальний бой почти всегда проигрывали) про ф35 не знаю с ними вроде пока не махались, но то что су30см на сегодня является одним из передовых мировых истребителей у меня лично сомнений нет.( хотя конечно у меня есть пару претензий и к РЛПК и к вооружению)
            1. 0
              4 декабря 2018 08:21
              Привествую,уважаемый Дмитрий!Видно бывалого пилота .

              -лётчиков, нынче у истребителей наших подготовка не хуже чем у американцев -

              У истребителей может быть.Но она не может быть у всех ,без исключения одинаковой.Кто-то уходит в запас, кто-то приходит для дальнейшего прохождения после ВУНЦ.Если пилот боле длительное время.то ему потребуется не один месяц на восстановление навыков.

              -класса может не быть тупо из-за отсутствия необходимого количества посадок при минимуме, что в общем не влияет на воздушно-огневую выучку.-

              Это вероятно противоречит требованиям Курса БП, потому и остаются -второклассники- с отличной подготовкой.

              -су30см над Балтикой уверенно "валит" и ф16 и ф18 и еврофайтер и гриппен, -

              В упрощенной ситуации - джигит на джигит-.Причем без применения боезапаса.В составе МА ДКБФ весьма маленькое число боеготовых Су-30СМ.Без возможностей наращивания сил.

              -но то что су30см на сегодня является одним из передовых мировых истребителей у меня лично сомнений нет.( -

              Это макимум лет на пять.
              1. +2
                4 декабря 2018 11:07
                Ну как говорится: ПОГНАЛИ.
                1. И у них есть молодёжь которая приходит после академии ещё зелёной и не нюхавшей службы.
                2. Класс абсолютно не влияет на проф.подготовку и способность выполнять боевые задачи( он влияет только на ДД и пенсию) у нас командиры отрядов есть с 3м классом полностью готовые к БД и в САРатов летавшие даже, но не хватает ночь м/м несколько тренир.посадок.
                3. Джигит на джигит. Я с вами полностью согласен на Балтике катастрофа с современной мат.частью, но ведь это не говорит о том что те единицы что имеются в наличии хуже натовских экземпляров. Не хуже, лучше. У меня кашник на су27 " дрался" рассказывал что на су27 выиграть в дальнем бою было нереально и как раз из-за слабой РЛС, сейчас он в Бесовце на су35 летает, периодически помогают коллегам на БД в Чкаловске- херачат амеров и всю эту натовскую байду как 2 пальца об асфальт, хотя су35 конечно покруче будет чем 30см, но всё же.
                4. Максимум на 5 лет. Насколько знаю в ближайшее время су30см будут модернизировать, и именно в плане БРЭО и вооружения, хотя конечно я бы предпочёл на данном этапе прекратить производство су30 и сосредоточиться на су35 и су57 конечно. Ну и миг35 обещают что будет зверюгой, но тут у меня нет инфы ибо у меня по-моему нет кашников летающих даже на миг29смт чтобы они могди РЕАЛЬНО его оценить, а газетам/интернетам и ТВ я как-то не доверяю. С уважением
                1. 0
                  4 декабря 2018 13:47
                  Цитата: Рашнэйрфорс
                  Насколько знаю в ближайшее время су30см будут модернизировать, и именно в плане БРЭО и вооружения,

                  И двигун тоже собираются другой ставить.
                  Цитата: Рашнэйрфорс
                  Ну и миг35 обещают что будет зверюгой,

                  МИГ-35 перетяжелили. Дополнительный вес ему нарастило свойство многоцелевика. От того он сейчас не легкий а средний МФИ. Но тоже переходная машина.
                  1. +1
                    4 декабря 2018 16:10
                    Андрей салют, да бог с ним лишь бы соответствовал заявленным характеристикам, пусть его даже в "тяжи" переквалифицируют мне всё равно
                    1. 0
                      4 декабря 2018 16:18
                      Цитата: Рашнэйрфорс
                      пусть его даже в "тяжи" переквалифицируют мне всё равно

                      Дмитрий hi
                      КБ МиГ нужны денежные вливания.Откуда им взять то денег? Для этого и выстругивают МИГ-35,затачивая его под экспорт больше. Для наших ВКС этот истребитель был актуален лет 10 назад. Сейчас его тупо некуда приткнуть.
                      Но нужен ЛФИ нового поколения и нарабатывают на МИГ-35 ,как в свое время на СУ-35,нарабатывали технологии для СУ-57,дабы потом получить хорошего легкого бойца.
                      Другой вопрос,что концепция может поменяться истребительной пары. Скажем тот же СУ-57 по сути является командной машиной ,способной работать и как самолет ДРЛО,направляя СУ-35С ,а в будущем и ударные БПЛА.Так вот эти самые БПЛА и могут занять нишу ЛФИ .
                2. 0
                  4 декабря 2018 16:40
                  Приятно беседовать с бывалым летчиком.
    2. 0
      3 декабря 2018 22:06
      Вы правы.Опечатка.
    3. 0
      4 декабря 2018 05:49
      Как было бы прекрасно.если бы от увеличения количества крестиков, возрастали бы ТТХ и ресурс аваитехники !
      1. 0
        4 декабря 2018 07:01
        Они возрастают, может не так как нам хотелось бы но допустим су27 и су30см это небо и земля! Если ему поставить РЛС с АФАР да ракеты "В-В" современные он вообще будет "конфетка".
        1. 0
          4 декабря 2018 07:26
          Да еще и экипаж обученный.
          1. 0
            4 декабря 2018 07:33
            Чем вас не устраивает уровень подготовки? В Дзёмгах и Ц.Угловой старлеи на "вышку" летают! Сегодня в нашей авиации тяжко дальникам и ПЛАшникам, там с уровнем тяжко это верно, но только не у истебителей
            1. 0
              4 декабря 2018 08:15
              -Чем вас не устраивает уровень подготовки?-


              Все экипажи полка на одном уровне боевой подготовки только в пресс-релизах.Есть лучшие, средние,и худшие.
              1. +2
                4 декабря 2018 11:28
                Ну у меня же инфа не из пресс-релизов, молодые ребята и на БД гоняют и в Сирию, подготовлены отлично. Конечно есть слабые, которые не тянут, но таких обычно 2-3человека в полку вечные ПРП и ДПВС. А так в общем -целом и в ВТА нормально всё, в этом году на восток18 у нас целая шобла из 30 ил76 собралась на точке- много молодых командиров кораблей у всех 1класс, у половины афганский заход, десантирование в плотных боевых порядках, десантирование грузов( реальная работа в Сирии), допуска закачаешься в общем.
                По армейской авиации тоже худого ничего не скажу, работали из Толмачёво на боевом братстве в прошлом году общались с тамошними вертолётчиками- мат.часть новая, летают от пуза все через Сирию неоднократно прошли у каждого второго на груди "мужик" висит.
                Реальная засада ток у нас и моряков( ПЛА конкретно)
                1. 0
                  4 декабря 2018 16:42
                  Спасибо за разьяснение.Удачи!
  4. -2
    3 декабря 2018 19:33
    Кстати, в сети странные данные: якобы СУ30 стоят в районе 50 млн $, а куда более продвинутые, новейшие Су-57 5 поколения - около 40. Как такое может быть?
    1. t-4
      +7
      3 декабря 2018 19:37
      А Вы планируете купить или продать?
      1. +3
        3 декабря 2018 19:51
        Цитата: t-4
        А Вы планируете купить или продать?

        Обменять
    2. +2
      3 декабря 2018 19:37
      егор-банальная очепятка,у нас такое случается hi
    3. +3
      3 декабря 2018 20:00
      Цитата: Гиперзвук
      в сети странные данные: якобы СУ30 стоят в районе 50 млн $

      так и есть.
      Цитата: Гиперзвук
      куда более продвинутые, новейшие Су-57 5 поколения - около 40

      бред, где вы это нашли? Су-57 стоят около 100 млн $, что примерно равно F-35 и меньше F-22 Раптор. Цена в будущем может упасть, если будет массовая серия, что мало вероятно.
      1. +5
        3 декабря 2018 20:15
        Цитата: kjhg
        бред, где вы это нашли?

        В западном сегмете соц сетей гуляет эта цена...откуда взялась не понятно.
        1. +4
          3 декабря 2018 21:31
          Кажется, понял почему. Из-за падения курса рубля, в то время как Су30 рассчитывали, когда еще $ был по 30. В рублях Су-57 дороже в 2-2.5 раза
  5. -1
    3 декабря 2018 22:24
    А почему наши самолёты постоянно в заплатках?
    1. +3
      3 декабря 2018 23:15
      Это потому что много летают, и воздухом дюраль постепенно протирается, и на место образующихся потертостей летчики прикручивают "заплатки" со старых самолетов.
  6. +4
    3 декабря 2018 23:38
    В советское время речь шла о перевооружении полков и дивизий, и это позволяло в очень короткие сроки переучивать на новую технику десятки и сотни летчиков, в два–три года создавая полноценные боеготовые части. Сегодня бравурно сообщается о поставках в тот или иной полк двух, трех, четырех новых машин – даже не эскадрильи! На новую технику из всего полка учатся всего несколько летчиков, остальные вынуждены довольствоваться устаревшей морально и физически техникой.
    Кроме того, надо понимать, что ещё с середины 1990-х годов многие авиационные полки были фактически усечены от советских стандартов. На сегодняшний день стандартный российский авиационный полк – это лишь две авиаэскадрильи. В то время как в СССР в его состав входили три таковых.
    Стране нужна реальная программа перевооружения истребительной авиации. Время «маленьких шажков» и подход «тришкиного кафтана» надо оставить в прошлом. И заняться перевооружением истребительной авиации на новые машины настоящим образом, уже без временных решений, которые всегда почему-то оказываются самыми постоянными.
    1. +1
      4 декабря 2018 05:34
      -Стране нужна реальная программа перевооружения истребительной авиации-

      Для этого необходимо подготовить,или резко откуда-то доставить тысячи квалифицированных рабочих,техников,инженеров.Обновить оборудование на предприятиях аваиционной промышленности и АРЗ.В оперативно короткие сроки.Улиточно чайноложечные темпы укомплектования частей и соединений ведут к перекосу боеготовности.Пока приходят одни новые машины,первые уже пора отправлять на ремонт.Плюс заметный некомплект летно-подьемного и технического состава.Полное отсутствие обученного резерва офицерского состава ВВС РФ.
    2. +2
      4 декабря 2018 05:55
      123456789 не совсем верно. Сегодня авиаполки ВВС России представляют собой весьма разношёрстные формирования. Я не буду говорить за "маленьких", скажу за ДА: у нас полки существуют от 2АЭ( причём одна боевая другая смешанная транспортная) до 5АЭ. 5 авиационых эсадрилии!!!! Знаю что во многих полках по 4 эскадрильи. Вся эта разношёрстность возникла из-за сердюковских реформ когда где-то "добавили" где-то "убавили" а где-то и вовсе разогнали, потом уже при Шойгу давай всё взад возвращать а только многие гарнизоны уже были неспособны принимать обратно авиатехнику по причине того что имущество и оборудование за это время уже было разворовано, поэтому поступили классически-"вывнску поменяли" и делов. Помню 30 ноября 2016 я служил в авиагруппе а 1 декабря на митинге объявили что служим мы уже полк. Такие дела.
      1. 0
        4 декабря 2018 14:08
        Цитата: Рашнэйрфорс
        Я не буду говорить за "маленьких", скажу за ДА: у нас полки существуют от 2АЭ( причём одна боевая другая смешанная транспортная) до 5АЭ. 5 авиационых эсадрилии!!!!

        У "маленьких" тоже всё весело - на ДВ есть знаменитый 22 иап из трёх эскадрилий на пяти (точнее, четырёх с половиной) типах машин: МиГ-31БМ, Су-35С, Су-30М2, Су-30СМ и Су-27СМ. smile
        Цитата: Рашнэйрфорс
        Вся эта разношёрстность возникла из-за сердюковских реформ когда где-то "добавили" где-то "убавили" а где-то и вовсе разогнали

        Точнее, когда выяснилось, что большинство авиаполков за полтора десятка лет по факту скукожились до одной боеготовой эскадрильи - и из нескольких бумажных полков стали делать один более-менее реальный, собирая в него всю летающую технику и пилотов. Так и появились монстрики типа 22 иап, в котором "сверхманевренные" истребители соседствуют с тяжёлыми перехватчиками.
        1. 0
          4 декабря 2018 16:23
          Алексей возможно и это было одной из причин, хотя когда в 2000ых я приехал служить в Воздвиженку, и Угловка на су27 и Соколовка на миг31 уже активно летали и общаясь с однокашниками кто попал по "профилю" помню что норм было с самолётами, полки не были дохлыми, до сих пор не знаю зачем было Соколовку разгонять и разнотипные самолёты объединять, ладно ещё Галёнки в Черниговку перекинули и там и там су25, но вот су27 с миг31( да ещё и сейчас су30 и су35 как вы сказали), непоняток в общем много, но мы люди маленькие и решения не принимаем
  7. 0
    5 декабря 2018 09:35
    У Су-30 очень слабая авионика, двигатели АЛ-31.
    Почему для ВКС не закупать Су-35С только? Зачем 2 машины, одна из которых заметно слабее?
    1. 0
      5 декабря 2018 10:50
      Потому что считается, что для работы по земле с применением УРО лучше иметь выделенного оператора вооружений, а не вешать пилотирование, наблюдение за воздушной обстановкой, обнаружение целей, применение оружия и противодействие ПВО на одного пилоота.
      1. 0
        11 декабря 2018 04:08
        Дык, это же истребитель. Тем более бортовой комп выполняет многие действия в помощь пилоту.
        В Воронеже полк на Су-34 рядом стоит, на этой машине, полностью согласен, нужен оператор-вооружения/штурман.
        Всё это просто мнение, специалистам виднее. Логичнее на взгляд не профессионала иметь Су-35 в качестве истребителя, Су-34 - истребителя-бомбордировщика, МиГ-31 - дальнего истребителя перехватчика с дальнобойными Р-37М, а Су-30 - как экспортную вариант семейства Су.