Другой ленд-лиз. Балластный тягач Diamond T 980/981

62
Вы никогда не задумывались о парадоксах нашего восприятия красоты? То, что на первый взгляд выглядит достаточно уродливо, может внезапно стать красивым. И наоборот, красивое изначально стать уродливым.

Помните росомаху? Небольшой зверек. Совершенно не грациозен. Этакий ходячий мешок с мясом и жиром. Да и само слово "ходячий" вызывает улыбку у тех, кто это видел. Иноходь росомахи выглядит действительно комично. Хотя специалисты прекрасно знают, что такой способ ходьбы дает огромные преимущества. И сотня километров для росомахи не расстояние.





И вдруг на этого зверька натыкается медведь... И что мы видим?



А в 9 случаях из 10 мы увидим превращение в красивое, смелое и прекрасно умеющее за себя постоять животное! И не просто постоять, а выгнать таёжного владыку со своей территории! А потом опять комичная иноходь по своим делам... Только воспринимается этот комизм нами уже с уважением и пониманием красоты этого зверя. Именно красоты!

Наш герой во многом воспринимается примерно так же. Те, кто впервые видит этот автомобиль на фото, особенно если это фото "официальное", в профиль, невольно улыбаются. Уродец с большой головой и маленьким телом. Причем эта диспропорция просто режет глаз. Кабина и кузов одного размера? Да ещё и 6х4... Но это только на первый взгляд.



Уверены, что те, кто никогда не видел этого автомобиля и не интересовался его историей, скоро увидят не большую голову, а силу, смелость и грациозность.

Итак, 12-тонный трёхосный тягач с колёсной формулой 6×4 Diamond T 980. Читатели, знакомые с английским языком, сразу обратили внимание на не совсем соответствующее с началом материала название автомобиля. Так уродец или бриллиант?

Для того чтобы название стало понятным, нам, уже по традиции, необходимо совершить экскурс в историю фирмы-создателя этого автомобильного чуда.



В 1905 году Чарльз Тилт создал фирму Diamond T. Располагалась фирма в Чикаго и создавалась для производства дорогих легковых автомобилей. Отсюда и название — бриллиант. Но так как в тот период в США было достаточно много всяких "бриллиантов" и прочих драгоценных камней в названиях фирм, владелец добавил в название первую букву своей фамилии — Т.

Жалко, конечно, разрушать достаточно распространенную версию о «Т» как обозначении тягача, но истина дороже. Чарльз Тилт был хорошим бизнесменом и уже в середине 10-х годов прошлого столетия понял, что вместо дорогих легковушек выгоднее выпускать дешевые грузовики.

Версию о «Т» как об обозначении «грузовики» оставим без комментариев. Truck действительно «грузовик» на английском. Но все-таки «Т» в названии появилось ещё до переориентации фирмы на грузовики.

Кстати, по некоторым воспоминаниям современников, он принял это решение после внимательного изучения опыта Генри Форда. Именно от Форда к владельцу Diamond T пришло понимание того, что большую прибыль приносит не производство штучных дорогих автомобилей, а наоборот, массовое производство дешевых машин.

Вскоре на дорогах Америки стали трудиться множество разнокалиберных «алмазов» и «бриллиантов». Тилт выпускал грузовики самых разных классов. Можно было встретить и малотоннажные, и тяжелые Diamond T.



Именно такой подход позволил фирме вполне благополучно пережить кризис 30-х годов. А коммерческий нюх Чарльза Тилта определил её дальнейшее развитие — ориентирование на военные заказы. В той политической обстановке, что была в 30-40-е годы, Тилт прекрасно сориентировался и определил платежеспособного клиента.

Естественно, к 1941 году фирма предлагала армии целый модельный ряд армейских грузовиков. Причем, рассчитывая на заказы от американской армии, Тилт разработал семейство трехосных полноприводных шасси средней грузоподъемности. Эти автомобили известны сегодня как грузовик 968 (грузоподъемность 4 тонны), эвакуатор 969, грузовик с удлиненной колесной базой 970, самосвал 972, понтонер 975.

Другой ленд-лиз. Балластный тягач Diamond T 980/981


Но была и ещё одна модель, которую разрабатывали именно для американской армии, но известна она больше как английский заказ. Это тяжелые машины грузоподъемностью 12 тонн с колесной формулой 6х4. Diamond T 980 и бортовой грузовик Diamond T 981. Почему это одна модель мы расскажем ниже.

Кстати, многие источники говорят, что в СССР применялись только 980-е и 981-е. Позволим себе не согласиться с этим выводом. Иначе как объяснить наличие эвакуатора Diamond T 969 в музее в Ивановском (наукоград Черноголовка)? Правда, как утверждают сами музейщики, это единственный сохранившийся экземпляр такого автомобиля на европейской части России.

Возвращаемся в США начала 40-х. Увы, но отсутствие передних ведущих колес на тяжелых тягачах Diamond T 980 сыграло злую шутку с этими автомобилями. Они были зачислены американскими военными в «ограниченные» стандарты — Substitute Standard и Limited Standard (заменяющий и ограниченный стандарты).

Поэтому участие в войне в составе американской армии было действительно ограниченным. Diamond T 980 (обозначение М20) вместе с 24-колесным трехосным прицепом М9 «Rogers» входили в состав танкового транспортера М19.



Помогли британцы. Именно они обратили внимание на эти автомобили. Точнее, объявили конкурс и Diamond T его выиграл. Сказалось то, что машины уже были «в железе» и для начала их производства по новому заказу необходимо было сделать всего лишь небольшие изменения, согласно требованиям заказчика.

Для СССР эти машины были вообще в новинку. Мы не выпускали ничего подобного вообще. Даже самого понятия автомобильный танковый тягач у нас ещё не появилось на начало войны. Поэтому Советский Союз тоже выразил готовность закупать или получать по ленд-лизу такие тягачи.



Первыми новые тягачи получили, естественно, британцы. Действовали эти автомобили на североафриканском ТВД. Отзывы были самые лучшие. Машины не только ремонтировали подбитые танки, но и эвакуировали их под огнем противника.

Часто спрашивают вроде бы совершенно понятную для специалистов вещь. Почему этот тягач называется балластным?

Ответ в самой конструкции. Если учесть, что в передней части автомобиля находятся двигатель, передняя ось с односкатными колесами и цельнометаллическая кабина, а вместо длинного кузова короткий и легкий, становится понятным, кузов при буксировке должен быть обязательно загружен. Иначе необходимого сцепления колес с грунтом просто не достичь.



Как же был устроен наш герой? Грузовик Diamond T 980/981 – классический капотный трехосный балластный тягач. Как мы уже писали, в передней части рамы расположен двигатель, под ним – передняя ось с односкатными колесами. За двигательным отсеком – цельнометаллическая кабина.





К концу войны из-за необходимости производить больше машин, кабину выпускали в упрощенном варианте – без крыши и с низкими боковыми дверцами. Крыша таких кабин была съемной брезентовой, и боковые проемы над дверцами также закрывались брезентовыми клапанами с целлулоидными окошками.

Между кабиной и кузовом для балласта устанавливалась лебедка Gar Wood 5M723B с тяговым усилием 18 тонн. Она предназначалась только для погрузки подбитых танков на транспортер. На платформе имелись рычаги управления лебёдкой и стояночным тормозом.





Приводилась в движение лебёдка коротким карданным валом и цепной передачей от коробки отбора мощности, установленной на демультипликаторе. Барабан лебёдки — диаметром 178 мм, на него наматывалось 91,5 метра (у модели 980) или 152,5 метра (у модели 981) троса диаметром 22 мм.

Скорость наматывания троса изменялась в зависимости от включённой передачи КПП и могла достигать 17 метров в минуту. У модели 981 появилась возможность использовать лебедку для самовытаскивания. Там трос можно было пропустить под кабиной и вывести через специальное окошко в бампере вперед.

Кстати, визуально наличие окошка в бампере (с левой стороны) прекрасный определитель модели тягача.

Двигатель – дизельный Hercules DFXE, рядный 6-цилиндровый 4-тактный жидкостного охлаждения, рабочим объемом 14,7 литра и мощностью 185 л.с. при 1600 об/мин (крутящий момент 902 Н•м при 1200 об/мин).

Блок цилиндров отливался из серого чугуна, поршни изготавливались из алюминиевого сплава. Топливный насос высокого давления — 6-плунжерный фирмы Bosch.

Коробка передач – Fuller 4B86, трехвальная, четырехступенчатая (плюс задний ход), с прямой четвертой передачей. Демультипликатор Fuller 3A86 или Fuller 3A92, трехступенчатый, с прямой второй передачей и коробкой отбора мощности для лебедки.

Два ведущих моста – «последовательные» (второй приводился в движение вторым карданным валом от первого). Переключались передачи с помощью напольного рычага. Рядом с ним располагались ручной стояночный тормоз и рычаг управления демультипликатором.



Рулевой механизм – без гидроусилителя, с червячной передачей и продольной рулевой тягой. Тормоза барабанные пневматические Timken с приводом Bendix-Westinghouse. Колёса Budd B-45530, диаметром 20 дюймов и шириной 10 дюймов. Покрышки 12,00×20 дюймов.



Подвеска – рессорная (у задних мостов – балансирного типа). Амортизаторов не было, поэтому над передней рессорой крепился резиновый буфер, несколько смягчавший тряску на бездорожье – впрочем, на невысоких скоростях она была не столь критична. Межосевого дифференциала не имелось.











Есть некоторые странности в определении численности этих выдающихся машин. Мы не смогли найти данные о количестве автомобилей обеих моделей, поставленных в СССР в годы войны. Количество в разных источниках меняется от 295 до 471 машины.

Причины, как нам кажется, лежат в двух плоскостях, прежде всего в идеологической. Даже сегодня некоторая часть наших граждан придерживается того мнения, что по ленд-лизу нам шли «технические отбросы».

Кстати, если быть объективным, то и про Diamond T 980/981 можно это сказать. Американская-то армия их использовала только в порядке исключения. Значит, они считали, что есть более лучшие автомобили. А то, что у нас вообще не было ничего подобного, мы забываем...

И вторая причина — оплата ленд-лиза при невозврате. То есть, напомним, что техника давалась бесплатно по ленд-лизу, но если она не была уничтожена, то подлежала либо возврату, либо оплате. После долгих препирательств было решено вернуть исправные грузовику в США. И началось то, что, в принципе, и должно было начаться.

Наши ну никак не хотели возвращать понравившиеся машины. Потоком понеслись документы по множеству «недоехавших» автомобилей. В боевых донесениях появились записи об уничтоженных в боях машинах, рапорты о внезапных налетах вражеской авиации, появившихся из ниоткуда минных полях…

Именно тогда появились слухи, впоследствии многократно подтвержденные свидетелями, об умышленном уничтожении вполне исправных автомобилей. Фактически перед отправкой в США машины шли под пресс...

Но и наши показали класс в плане «отмаза».

Общее же количество выпущенных автомобилей этих марок известно точно. 6554 Diamond T 980/981. Из них поставлено в Великобританию 1000 единиц.



После войны производство этих моделей прекратилось. Однако, есть экземпляры мусоровозов, выпущенные в 50-е годы на этой базе.

Теперь то, что отличает именно эту статью от предыдущих. Продолжение жизни автомобилей после Победы. Не доживания, а именно жизни.

Понравившиеся тягачи, которые удалось сохранить, активно использовались в СССР до 60-х годов прошлого века. Таскали грузы эти машины по сибирской и дальневосточной тайге. Хотя и модернизировали наши умельцы американцев прилично.

От рассыпающейся на морозе «африканской» резины и совершенно не утепленных брезентовых кабин, до тонких топливопроводов и приспособлений для постоянной работы двигателей. Если машина глохла на морозе, то завести её уже без ремонта было невозможно.

Строились даже специальные теплые боксы и приспособления для постоянного подогрева двигателей на стоянке. Так продолжалось даже тогда, когда появились советские тягачи МАЗы и КрАЗы. Водитель с факелом под машиной в районе топливного бака в те времена — картина привычная для сибирских автобаз.

Ну и последнее. Именно Diamond T 980/981 стал образцом для создания советского аналогичного по характеристикам и назначению автомобиля ЯАЗ-210.





Ну и традиционные технические характеристики героя:



Габариты: 7110/2580/2592 мм

Колесная база: 4556 мм
Колея (передняя/задняя): 1927/1905
Клиренс: 283 мм

Собственная масса: 12 т
Грузоподъемность: 8,3 т

Собственная масса прицепа: 10 т
Грузоподъемность прицепа: 40,1 т

Двигатель: Hercules DFXE, дизельный, 14 660 куб. см, рядный, 6-цилиндровый
Мощность: 185 л.с.
Максимальный крутящий момент: 902 Н-м

Максимальная скорость: 37 км/ч
Скорость с груженым прицепом: 26 км/ч
Запас хода по шоссе: 480 км
62 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +15
    10 декабря 2018 15:21
    А этот КрАЗ-256 напоминает. По виду сразу чувствуется мощь. Даже на картинке первый раз вижу такой агрегат. Машина передовая, по тем временам, взять хотя бы не особо распространенный в то время дизель, пневматические тормоза. Автору спасибо hi , ждем продолжения.
    1. BAI
      +8
      10 декабря 2018 15:44
      Да, при взгляде на фото - первая мысль о КрАЗе.
    2. +10
      10 декабря 2018 16:45
      Цитата: novobranets
      А этот КрАЗ-256 напоминает

      Ну так автор, сказав "А", не стал продолжать, что Ну и последнее. Именно Diamond T 980/981 стал
      образцом для создания советского аналогичного по характеристикам и назначению автомобиля ЯАЗ-210.
      что уже ЯАЗ стал прототипом машины, которую собирались выпускать на Днепропетровском автомобильном заводе...это "Днепр-222". Но затем завод перешел на выпуск ракет и производство "Днепра-222", уже под маркой КрАЗ-222 пошло в Кременчуге
      1. +3
        10 декабря 2018 19:48
        что уже ЯАЗ стал прототипом машины, которую собирались выпускать на Днепропетровском автомобильном заводе...это "Днепр-222".

        ЯАЗ не был прототипом... он передал полный цикл производства в гор. Кременчуг. smile
        "Основная продукция в 1925-42 гг. - первые советские большегрузные автомобили грузоподъемностью 3-7 т (Я-3, Я-4, Я-5, ЯГ-4, ЯГ-5, ЯГ-6); самосвалы ЯС-1, ЯС-2, ЯС-3; шасси для автобусов и троллейбусов Я-6. В 1933 г. совместно с ОКБ ОГПУ был создан первый отечественный автомобильный дизель "Коджу". В послевоенное время завод освоил выпуск грузовиков серий 200 и 210, которые были основной рабочей силой на всех стройках СССР. В конце 1950-х производство моделей ЯАЗ 219 и 222 было свернуто и передано на бывший комбайновый завод в г. Кременчуг (УССР), где они получили название КрАЗ 219 и 222 соответственно. А в Ярославле оставили выпуск двигателей, после чего завод получил новое название: ЯМЗ." Источник: http://www.autowp.ru/yaaz/


        ЯАЗ-219 '1957–59
  2. +2
    10 декабря 2018 15:39
    Про - " бриллиант" я уже читал, когда-то в журнале"За рулем". Был радиоспектакль, где один из героев,
    Ремонтировал старый американский тягач
  3. BAI
    +2
    10 декабря 2018 15:53
    активно использовались в СССР до 60-х годов прошлого века

    В Англии стояли на вооружении до 70-х годов.
  4. +4
    10 декабря 2018 16:11
    Интересная статья.
  5. -7
    10 декабря 2018 16:28
    наглядный пример как благодаря войне штаты поднялись из кризисного состояния.ленд-лизом оживили себя. и пускай теперь кто-то мне докажет что именно они не являются теми кто поджег пожар 2 мировой из-за спины алоизича однояйцевого. А этот тягач только и нужен был в таком количестве из-за войны.в мирное время его роль очень ограничена. Вот так благодаря мелким штрихам о тягаче и истина о прошлом вылазит на свет.
    1. +2
      10 декабря 2018 22:58
      Шел бы ты в......... новости
    2. 0
      12 декабря 2018 11:49
      Цитата: Самогонщик
      А этот тягач только и нужен был в таком количестве из-за войны.в мирное время его роль очень ограничена.
      -угу,всенепременно....Вот только у нас в Сибири и на Урале дороги как во время войны всегда были. Поэтому потребность в КрАЗах всегда там была
  6. +5
    10 декабря 2018 16:30
    Двигатель – дизельный Hercules DFXE, рядный 6-цилиндровый 4-тактный жидкостного охлаждения, рабочим объемом 14,7 литра и мощностью 185 л.с. при 1600 об/мин (крутящий момент 902 Н•м при 1200 об/мин).. hi
  7. +6
    10 декабря 2018 17:22
    Специально нашел фильм о росомахе. Чтобы сравнить с Диамонтом. Вполне сравнимы оказались животное и тягач. Почти по всем показателям. Кроме способности жить в Сибири. Но американец-то, после нашей доработки тоже жил...
    http://fassen.net/video/01V8gA9NLr4
    1. 0
      11 декабря 2018 00:15
      А, у меня почему то росомаха ассоциируется с M10 Wolverine... но и Diamond T 980/981 похож, но больше по духу. smile

      Экипаж САУ М10 (3-in. Gun Motor Carriage M10) 703-го батальона истребителей танков армии США (703rd Tank Destroyer Battalion), приданного 3-й бронетанковой дивизии, в яме под своей машиной севернее французского городка Маринье (Marigny).

      За фильм о росомахе, большое человеческое спасибо.
  8. Комментарий был удален.
  9. +11
    10 декабря 2018 17:41
    Мой отец работал на таком в Перми во время войны. Таскал трал с разбитыми немецкими танками к мартену. Рассказывал о сложностях зимней эксплуатации - похоже, как в статье. Он давно умер, а благодаря статье, словно снова встретились!
    В нашем детстве слово "дайман" обозначало автомобиль-длинномер.
  10. +1
    10 декабря 2018 18:14
    американский автопром оказал огромное влияние на автопром советский...., и это положительно сказалось на советском автопроме, ничего тут зазорного нет, японцы копировали все подряд...., американцы смеялись..., теперь улыбаются японцы, и мы драли все подряд..., но нас не трогала конкуренция, так что получилось несколько хуже..., но вполне терпимо, конечно т. Сталин высказал свое фи по поводу скопированного, но дал пинка в правильном направлении, репрессий по этому поводу не было....но народ проникся....
    1. 0
      10 декабря 2018 19:34
      Цитата: wooja
      т. Сталин высказал свое фи по поводу скопированного,

      Приказ о превращении Б-29 в ТУ-4 ни о чем не говорит ?
      1. 0
        10 декабря 2018 20:35
        Я думаю что Туполеву пошло на пользу..., да и всем нам.., ту-95 до сих пор летает и более чем успешно, нечастый случай учета чужих ошибок и опыта и талант конструктора, но вообще с б-29 не все так просто
        1. 0
          10 декабря 2018 20:48
          Цитата: wooja
          но вообще с б-29 не все так просто

          Согласен, но именно ИВС и отдал приказ о копировании 29-го.
          А причем тут ТУ-95 ?
          1. 0
            10 декабря 2018 21:04
            изучение технологии, Б-29 ведь был разобран до последней заклепки, спектрографирован , обмерен, самолет не только конструкция, но и технология, культура производства, материалы , исследования и в итоге получить шедевр Ту 95, а Б-29.... не на чем было бомбу возить, совместили приятное с полезным. Туполев был крутой мужик, но мудрый, смог на время наступить на горло собственной песне...
            1. 0
              10 декабря 2018 21:26
              С оговорками, но согласен.
  11. +6
    10 декабря 2018 18:16

    Страница из Tm 9-768 DIAMOND T 980 AND 981, M9 TRAILER (техническое руководство по эксплуатации).
    Наглядно показано, чем грозит нерадивость в экипировке автомобиля, в частности - незаполненный радиатор.
    1. +5
      10 декабря 2018 18:27

      Различные такелажные приспособления, которыми комплектовался автомобиль.
      1. 0
        10 декабря 2018 19:46
        А для тягача REO 28XS есть техническое руководство?
        1. +1
          10 декабря 2018 21:46
          Надо поискать.
  12. +3
    10 декабря 2018 19:13
    Цикл продолжает радовать. Про данную модель слыхал, но то, что она поставлялась в СССР.... Еще раз спасибо.
    1. +4
      10 декабря 2018 22:17
      Цитата: Вождь краснокожих
      Еще раз спасибо.


      Спасибо тем, кто все это сохранил.
  13. +4
    10 декабря 2018 19:45
    Ещё меньше в СССР попало тягачей REO 28XS - 190 штук.
    И были они менее "сильны" - могли перемещать на прицепе груз массой до 20 тонн.

    И наверняка такой машины в Пышме нет...
    1. 0
      10 декабря 2018 22:16
      Цитата: hohol95
      наверняка такой машины в Пышме нет...


      Да, такой машины там нет, увы.
  14. +3
    10 декабря 2018 20:01
    Для СССР эти машины были вообще в новинку. Мы не выпускали ничего подобного вообще. Даже самого понятия автомобильный танковый тягач у нас ещё не появилось на начало войны. Поэтому Советский Союз тоже выразил готовность закупать или получать по ленд-лизу такие тягачи.

    В РККА танки всегда своим ходом добирались до места назначения! Это в Европе и США старались беречь моторесурс да и танки там были поначалу и легче по массе, и меньше по количеству...А дорог с твёрдым покрытием было больше!

    Pz.Kpfw.I Ausf.В в кузове грузовика Faun L900D567. Второй танк грузовик буксирует на специальном прицепе.

    И всё же все проблемы начинались в количестве автозаводов в СССР...
    1. 0
      10 декабря 2018 22:17
      Цитата: hohol95
      В РККА танки всегда своим ходом добирались до места назначения!


      А обратно?
      1. 0
        10 декабря 2018 22:49
        Странно читать от вас такой вопрос -
        По завершении боевых действий 11-я ордена Ленина танковая бригада имени М. П. Яковлева (три батальона — на БТ-5, один — на БТ-7) совершила 630-километровый марш на колесах к месту постоянной дислокации. Марш был совершен за четыре суточных перехода (с 12-го по 15 октября 1939 года). При этом средний запас хода на одной заправке топлива составил у БТ-5 — 130 км, а у БТ-7 — 315 км. Сказывалась большая емкость топливных баков последнего.
  15. +1
    10 декабря 2018 20:11
    Что ни говори, американцы автомобили могут делать, во время ВОВ мы в этом убедились и многое конечно от них переняли.
  16. +5
    10 декабря 2018 20:20
    Статье заслуженный ПЛЮС. good
    1. 0
      10 декабря 2018 22:20
      hi
      Стараемся...
  17. 0
    10 декабря 2018 20:25
    Значит и КРАЗ не наше изобретение, да.....
    Статье ПЛЮС, познавательно!
    1. +1
      10 декабря 2018 20:43
      не надо стесняться, да копировали , да крали и крадем, время было такое, ничего не было, ученье-- свет..., победителей не судят, бросьте камень в японцев....
      1. +1
        10 декабря 2018 22:19
        Цитата: wooja
        да копировали , да крали и крадем


        Ну почему так? Это нормальная практика. То, что американцы не хотели отдавать ("Мустанги", например), они не отдавали. Но то, что шло к нам, не просто шло, а со всей техдокументацией. Что позволило нам запустить в Горьком "Иван-Виллис". Нормально все.
        1. +1
          10 декабря 2018 22:41
          заводы опеля стали МАЗ-ом и АЗЛК, жалко фольксваген не вывезли....
          1. 0
            10 декабря 2018 23:24
            Цитата: wooja
            жалко фольксваген не вывезли....

            Угу, он в английской зоне был.
        2. 0
          11 декабря 2018 15:36
          Цитата: Banshee
          Цитата: wooja
          да копировали , да крали и крадем


          Ну почему так? Это нормальная практика. То, что американцы не хотели отдавать ("Мустанги", например), они не отдавали. Но то, что шло к нам, не просто шло, а со всей техдокументацией. Что позволило нам запустить в Горьком "Иван-Виллис". Нормально все.


          ГАЗ-67 (Иван-Виллис), создавался на узлах ГАЗ-64 (а тот создавался еще до войны), отличался более широкой колеей (1445 мм вместо 1250 мм) и отношения к америанскому Виллису не имеет, кроме общего назначения.
    2. +3
      10 декабря 2018 21:11
      Цитата: Qwertyarion
      Значит и КРАЗ не наше изобретение, да.....

      Если на ГАЗ-51 кабина очень похожа на кабину Студера, то это не значит, что и грузовик тупо скопировали. Немцы же на Пантере скопировали наклонное расположение бронелистов у Т-34 и никто об этом не жужжит. Если идея хороша, почему бы ее не перенять ?
      1. 0
        10 декабря 2018 22:43
        газ-51 довоенная разработка, война помешала и помогла одновременно....
      2. 0
        11 декабря 2018 16:25
        ГАЗ-40, только война отложила производство...
  18. +2
    10 декабря 2018 20:43
    По внешнему виду больше напоминает краз чем яаз но конструктивно с яаз совсем разные. Реактивные штанги больше похожи на современные как на камазе 6520 и на мазах. Ведущие мосты сделаны как на зил 131 проходные без межосевого дифференциала а на яазе в раздаточной коробке был межосевой дифференциал и на каждый мост свой кардан. Раздатка вообще трехступенчатая что даже для современных очень большая редкость. Мотор рядная шестерка обьемом как современная ярославская восьмерка и четырехтактная замечу что на яазе стояла двухтактная шестерка. Еслиб он был прототипом то взялибы уж лучьшеб этот мотор чем двухтактник от которого со временем всеравно отказались.
  19. -1
    10 декабря 2018 20:50
    Спасибо за статью! Очень интересно!
  20. +3
    10 декабря 2018 22:13
    не совсем прототип
    конструкция тягача Diamond T 980 отчасти была учтена при проектировании трёхосного семейства ЯАЗ-210: расположение лебёдки на грузовике ЯАЗ-210А и балластном тягаче ЯАЗ-210Г, а также грузовая платформа на ранних версиях ЯАЗ-210Г были, видимо, заимствованы у Diamond T 980.
    Относительно кабины и оперения, установленных в 1944 году на первом опытном образце ЯАЗ-200, в источниках встречаются разночтения: указывается, что они были взяты от грузовика Mack LM или от Mack NR. Объясняется это просто: грузовики Mack модели NR начиная с серии Mack NR4 получили капот, облицовку и крылья (а поставлявшиеся в СССР NR6 — и закрытую кабину) от коммерческого семейства «L»
  21. +2
    10 декабря 2018 23:29
    Вот почему-то никто не обратил внимание на это: "Топливный насос высокого давления — 6-плунжерный фирмы Bosch."
    Либо производство лицензионное, либо закуплено было много, либо тогда непонятно, как из Германии в войну "изделия двойного назначения" в США попадали.
    1. +2
      11 декабря 2018 15:55
      Цитата: Урал-4320
      Вот почему-то никто не обратил внимание на это: "Топливный насос высокого давления — 6-плунжерный фирмы Bosch."
      Либо производство лицензионное, либо закуплено было много, либо тогда непонятно, как из Германии в войну "изделия двойного назначения" в США попадали.


      Потому, что именно BOSH разработало и запатентовало плунжерные насосы высокого давления.
      И на танковых дизелях В-2 (танк Т-34) стояли ТНВД типа BOSH (или конструкции BOSH) - их плунжерные пары, по началу притирали в ручную в СССР.
      1. +1
        11 декабря 2018 21:48
        Да я и не спорю, что Бош лидер в разработке топливных систем. Однако Бош - это Германия, а в 42 году война полным ходом. Откуда Бош в США? Вот в чем соль. Опель принадлежал GM уже в то время, это факт, а вот Бош сам по себе.
        1. 0
          12 декабря 2018 12:01
          Цитата: Урал-4320
          Да я и не спорю, что Бош лидер в разработке топливных систем. Однако Бош - это Германия, а в 42 году война полным ходом. Откуда Бош в США? Вот в чем соль. Опель принадлежал GM уже в то время, это факт, а вот Бош сам по себе.
          - а откуда в ВМВ часы швейцарские одновременно в Англии и в Рейхе?бизнес,ничего личного....
          1. 0
            12 декабря 2018 12:51
            Швейцария - нейтральная страна.тут статья проскакивала, что швейцарские ВВС сбивали самолёты Люфтваффе при нарушении границы. А здесь состояние войны. Хотя Вы правы, что интересы бизнеса могут и горы подвинуть, не то, что интересы государства.
            1. 0
              12 декабря 2018 13:50
              Цитата: Урал-4320
              Швейцария - нейтральная страна.
              -она выхода к морю не имеет - чтоб в Англию по морю таскать, а по сухопутью вокруг - Рейх и его сателлиты...Такая вот заковыка...
              1. 0
                12 декабря 2018 16:17
                Да, так и есть. Кому война, а кому мать родна.
                1. 0
                  12 декабря 2018 18:52
                  Цитата: Урал-4320
                  Да, так и есть. Кому война, а кому мать родна.
                  -с учетом того что ТОЧНЫЕ часы на то момент были в некотором роде стратегическим товаром
  22. 0
    10 декабря 2018 23:57
    Оо...краз вылитый
  23. 0
    11 декабря 2018 15:09
    Не совсем точно.
    У Даймонда реактивные тяги снизу (пара) - у ЯАЗ-210 сверху (одна).
    Трансмиссия у даймонда - карданный вал ко второму ведущему мосту выходит из первого моста ("проходной" мост), а у ЯАЗ-210 - к ведущим мостам от раздаточной коробки - что прекрасно видно на схеме.

    Есть еще много отличий: кабина больше на МАСК NR походит.
    Тут скорее принцип и размерность даймонда, а узлы двигатель кабина оперение трансмиссия - что то заимствовано от ленд-лиза, что то от трофейных машин, что то из собственных наработок и переосмыслено в результате эксплуатации машин в годы войны.
    1. 0
      11 декабря 2018 15:43
      Ну и последнее. Именно Diamond T 980/981 стал образцом для создания советского аналогичного по характеристикам и назначению автомобиля ЯАЗ-210.


      Цитата: DimerVladimer
      Не совсем точно.
      У Даймонда реактивные тяги снизу (пара) - у ЯАЗ-210 сверху (одна).
      Трансмиссия у даймонда - карданный вал ко второму ведущему мосту выходит из первого моста ("проходной" мост), а у ЯАЗ-210 - к ведущим мостам от раздаточной коробки - что прекрасно видно на схеме.

      Есть еще много отличий: кабина больше на МАСК NR походит.
      Тут скорее принцип и размерность даймонда, а узлы двигатель кабина оперение трансмиссия - что то заимствовано от ленд-лиза, что то от трофейных машин, что то из собственных наработок и переосмыслено в результате эксплуатации машин в годы войны.


      В 1948 году на основе «ЯАЗ-200» было создано целое семейство трехосных большегрузных «ЯАЗ-210» с 6–цилиндровой версией того же двигателя. Эти машины также не копировали ни один из ленд-лизовских тяжеловозов («Mack NR», «Diamond T980» и «Reo 28XS»), хотя конструктивно в целом были на них похожи. Наибольшее сходство, как внутреннее, так и внешнее, прослеживалось опять?таки между «ЯАЗами» и «МАКами». Что же касается «Рио» и «Даймонда», то они весьма существенно отличались от «ЯАЗ-210» не только двигателями, но и трансмиссией и ходовой частью. В отличие от «ЯАЗа», где к каждому из мостов задней тележки шел свой карданный привод, у них передача крутящего момента на задний мост осуществлялась последовательно, через «проходной» средний мост. Мало того, оба моста тележки у «28XS» и «Т980» были взаимозаменяемы (задний лишь разворачивали по отношению к среднему на 180 градусов), и никаких распределителей мощности там не имелось. У «МАКа» же напротив, имелась распределительная коробка, смонтированная заодно со средним мостом. Так что вопреки расхожему мнению, «Даймонд-Т980» к созданию трехосных «ЯАЗов» имел весьма незначительное отношение.

      Источник: http://statehistory.ru/books/Mikhail-Sokolov_AvtoNASHESTVIE-na-SSSR--Trofeynye-i-lendlizovskie-avtomobili/187
  24. 0
    11 декабря 2018 17:27
    Так вот с чего дизайн КрАЗа слизан... А я то думал!
  25. +1
    11 декабря 2018 19:44
    Внешне ЯАЗ действительно похож на Даймонд, но конструктивно в ЯАЗе больше влияния МАКа. И концептуально - ЯАЗ-210 как балластный тягач выпускался небольшой серией, основные версии - бортовой автомобиль, седельный тягач и самосвал.
  26. 0
    13 января 2019 20:34
    Любопытная статья об интересной машине. Плюс от меня.
  27. 0
    11 сентября 2019 11:53
    Когда говорим о КрАзе, надо вспомнить, что первым двигателем на нем ( как и на Мазе) был двух-тактный дизель.
    Он тоже имел американские корни: еще в 70 годах столкнулся с дизель-генератором американским, там стоял 4-х цилиндровый 2-х тактный дизель, точь-в точь как на Мазе. А на Мазе - 4, на КРаЗе - 6, но по всему - они однотипные, также как впоследствии семейство ЯМЗ 236-238-240.
    1. 0
      27 февраля 2020 20:24
      Двухтактные дизели GMC-7-71 США по ленд-лизу поставляли для выпускавшихся в Ярославле гусеничных тягачей. Поставлено было полторы тысячи двигателей и, если не путаю, оборудование для их капремонта. Ну и получился ЯАЗ-204.