Плавающий гусеничный транспортёр-тягач ГТ-Т

26
Гусеничный транспортер-тягач, известный также под обозначением «Изделие 21», был создан в СССР в конце 1950-х годов и широко использовался в Советской Армии и в народном хозяйстве. Начало серийного производства ГТ-Т стало причиной прекращения разработки в Советском Союзе ряда колесных вездеходов (например, ЗИЛ-Э167). Создание столь универсальной машины, обладающей отличными характеристиками проходимости и умеющей плавать, выводило советское машиностроение на новый уровень. Более чем полвека спустя, снегоболотоходы ГТ-Т, различные модификации и модернизации данной машины все еще пригодны для эксплуатации и пользуются спросом на российском рынке. Данная техника широко применяется в различных сферах производства, особенно в условиях Крайнего Севера.

К идее создания нового плавающего гусеничного тягача-транспортера в СССР обратились в конце 1950-х годов. В 1958-1960 годах машина была разработана конструкторами Харьковского тракторного завода. Модель получила обозначение «изделие 21», ее производство планировалось развернуть на недавно построенном Рубцовском машиностроительном заводе (сегодня филиал Научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод»). Первые два корпуса транспортера были построены на новом предприятии уже в конце 1961 года. В марте 1962 года был успешно сдан в эксплуатацию главный конвейер по их сборке, а также собраны и сданы два первых изделия. В течение всего 1962 года была дополнительно выпущена установочная партия, состоящая из пяти машин. В следующем году объем производства транспортеров ГТ-Т составляет уже 10 машин в месяц, а к концу 1966 года достиг стабильного показателя на уровне 110-120 вездеходов в месяц.



В 1968 году был организован филиал РМЗ по производству плавающих вездеходов ГТ-Т в Семипалатинске, а с 1977 года производство данных машин, которых было собрано более 10 тысяч штук, было окончательно передано филиалу. В период с 1983 до начала 1990-х годов в Семипалатинске ежегодно собирали и реализовывали около 600-700 гусеничных транспортеров-тягачей ГТ-Т. В 1990-е годы велись работы по модернизации машины, в частности, производилась замена дизельного двигателя В-6А на более совершенные и мощные ярославские двигатели ЯМЗ-238. Моторный отсек был перенесен в среднюю часть тягача, что позволило добиться более равномерной развесовки машины. Также были разработаны катки с максимально износостойким полиуретановым покрытием.


ГТ-Т в Музее военной техники «Боевая слава Урала»

Конструкция ГТ-Т

Гусеничный тяжелый транспортер-тягач представляет собой быстроходную машину высокой проходимости, способную плавать, с несущим корпусом и передними ведущими колесами. Данный транспортер-тягач с независимой торсионной подвеской предназначен для перевозки людей и разных грузов по бездорожью в условиях лесисто-болотистой местности и заснеженной целины в районах Крайнего Севера и Заполярья с одновременной буксировкой специальных колесно-лыжных прицепов или иных систем общей массой не более 4-х тонн. Грузоподъемность самого транспортера 2 тонны или 23 человека, экипаж – 2 человека. Движение транспортера на воде обеспечивалось за счет гусеничного движителя. Для повышения скорости движения транспортера на плаву при преодолении различных водных преград спереди на подкрылках корпуса ГТ-Т могут быть установлены быстросъемные гидродинамические щитки.

Транспортер ГТ-Т был оснащен водооткачивающими средствами, которые состояли из механического центробежного, а также ручного поршневого насосов. К стандартному комплекту ЗИП данного вездехода придавались средства повышения проходимости. К примеру, для улучшения сцепления гусениц транспортера с грунтом могли применяться добавочные грунтозацепы, а для самовытаскивания при застревании – специальные цепи и «легендарное» бревно, без которого сегодня трудно представить себе модели советской бронетехники.

Эксплуатация данного транспортного средства в условиях бездорожья, сильно пересеченной местности с наличием небольшой растительности и глубоких водных преград не вызывала никаких нареканий. В зимнее время транспортер-тягач можно было использовать и при экстремально низких температурах окружающего воздуха. Благодаря своим качествам ГТ-Т широко использовался в Советской Армии вплоть до развала СССР. Помимо армии машина была востребована и народным хозяйством. Гусеничный транспортер-тягач ГТ-Т в полной степени сумел разделить славу пионеров освоения Севера, которые с помощью данной машины успешно проходили девственные леса и зыбкие торфяники (мари).



Несущий корпус гусеничного тяжелого транспортера-тягача был цельнометаллическим, сварной каркасной конструкции. Основание корпуса было герметичным, кузов – открытого типа. Корпус вездехода был разделен на три отделения: моторно-трансмиссионное, кабину и кузов. В передней части находилось МТО, которое было отделено от кабины специальными перегородками и ограждениями двигателя, расположенного в центре кабины. Слева от двигателя было место механика-водителя ГТ-Т с органами управления шасси. В средней части корпус вездехода находилась четырехместная кабина, а в кормовой находился кузов. Кузов и кабина не были разделены между собой. Сверху кузов мог закрываться специальным тентом из брезентовой ткани.

Сердцем транспортера-тягача был 6-цилиндровый четырехтактный дизельный двигатель В-6А жидкостного охлаждения, он развивал максимальную мощность 200 л.с. при 1800 об/мин. Двигатель работал в связке с механической двухпоточной трансмиссией с двумя планетарно-фрикционными механизмами поворота. Трансмиссия имела 5 передач переднего хода и одну – заднего. Максимальная теоретическая скорость движения ТГ-Т по дорогам с твердым покрытием на пятой передаче составляла 45,5 км/ч, максимальная скорость движения назад ограничивалась 6,54 км/ч. При этом согласно технической документации и инструкции по эксплуатации, средняя техническая скорость тягача ТГ-Т при движении по сухой грунтовой дороге среднего качества с грузом и прицепом составляла 22-24 км/ч. Средний расход топлива составлял 90-110 литров на 100 километров, что обеспечивало машине запас хода около 500 км.


Вид на место водителя ГТ-Т


Ходовая часть транспортера-тягача ГТ-Т состояла из шести пар опорных обрезиненных катков. В передней части машины располагались ведущие колеса, в задней – направляющие колеса. Гусеничная лента включала в себя 92 мелких звена с шарнирно-плавающими пальцами и цевочным зацеплением. Подвеска вездехода была независимой торсионной. Движение машины на плаву обеспечивалось за счет гусеничного движителя, максимальная скорость ГТ-Т на спокойной воде не превышала 6 км/ч. Для повышения скорости хода на плаву могли использоваться быстросъемные гидродинамические щитки.

Современные модификации и модернизации ГТ-Т

В настоящее время Рубцовский филиал ОАО «НПК Уралвагонзавод» предлагает своим клиентам гражданскую версию снегоболотоходного гусеничного транспортера-тягача под обозначением ГТ-ТМ. Данный снегоболотоход предназначен для перевозки вахтовых и ремонтных бригад, доставки крупногабаритных грузов в районы с тяжелыми почвенно-климатическими условиями. В передней части ГТ-ТМ находится виброшумоизолированная кабина для водителя и двух пассажиров, в задней части – пассажирско-грузовой тентовый кузов. Управление гусеничным вездеходом штурвального типа с гидрообъемным механизмом поворота. Моторное отделение находится в закрытом отсеке, к которому при необходимости обслуживания обеспечивается свободный доступ. Конструкция гусеничного транспортера-тягача позволяет осуществлять буксировку специального оборудования и прицепов. При этом транспортер в состоянии с ходу преодолевать водные преграды.

На вездеходе установлен более мощный 8-цилиндровый V-образный дизельный двигатель жидкостного охлаждения ЯМЗ-238БВ рабочим объемом 14,86 литра. Этот двигатель Ярославского моторного завода развивает мощность 310 л.с. (228 кВт). Масса ГТ-ТМ в снаряженном состоянии достигает 11,6 тонны. Грузоподъемность кузова выросла до 2500 кг, масса буксируемого прицепа – до 5000 кг. По информации официального сайта Рубцовского машиностроительного завода, максимальная скорость вездехода, благодаря установке более мощного дизеля, увеличилась до 60 км/ч, запас хода по топливу составляет 600 км. Температурная эксплуатация снегоболотоходного гусеничного транспортера-тягача ГТ-ТМ возможна в диапазоне от -45 до +45 градусов Цельсия.


ГТ-ТМ Рубцовского филиала ОАО «НПК Уралвагонзавод»


На российском рынке сегодня можно встретить и другие модернизации известного советского транспортера-тягача. К примеру, компания «Снегоболотоход», входящая в группу компаний ГИРТЕК, за более чем 15 лет своей деятельности провела капремонт и модернизацию более 1000 различных снегоболотоходов советского производства, в том числе и ГТ-Т. В настоящее время компания предлагает модель транспортера с 8-цилиндровым двигателем ЯМЗ-238В мощностью 240 л.с. Максимальная скорость такого вездехода составляет 55 км/ч. Дополнительно компания может изготовить и установить на вездеход металлический утепленный пассажирский салон (кунг), рассчитанный на 12 человек.

Помимо этого компания предлагает грузопассажирскую глубоко модернизированную версию вездехода ГТ-Т с шасси, которое было удлинено на один каток (стало 7) и с двигателем ЯМЗ-238БЛ-1 мощностью 310 л.с. Грузоподъемность данной версии увеличилась до 4000 кг (на 1500 кг больше, чем у МТЛБ). Общее число пассажиров в новой увеличенной кабине, которая была утеплена «пеноплексом» и обшита фанерой, составляет 8 человек. Также была произведена установка отопительной системы кабины.

ГТ-Т грузопассажирский компании "Снегоболотоход" с удлиненным шасси (7 опорных катков)

К плюсам снегоболотоходных гусеничных транспортеров-тягачей ГТ-Т, которые позволяют им оставаться востребованными на рынке и в XXI веке, относят их выдающиеся характеристики. Данный снегоболотоход считается одним из наиболее проходимых, среди всех представленных на отечественном рынке моделей. Его масса меньше, чем у МТЛБ, а гусеница более широкая – 560 мм. В совокупности это обеспечивает удельное давление на грунт на уровне – меньше 0,25 кгс/см2.

Тактико-технические характеристики ГТ-Т:
Габаритные размеры: длина – 6340 мм, ширина – 3140 мм (по гусеничным цепям), высота – 2160 мм.
Масса – 8,2 тонны (заправленного, с ЗИП, без груза в кузове и экипажа).
Грузоподъемность кузова – 2 тонны.
Масса буксируемого прицепа – 4 тонны.
Число мест для сидения – 4 (в кабине), 21 (в кузове).
Силовая установка – четырехтактный дизельный двигатель В-6А жидкостного охлаждения мощностью 200 л.с. (при 1800 об/мин).
Максимальная скорость – 45,5 км/ч.
Максимальная скорость на плаву – 6 км/ч (на спокойной воде).
Емкость топливных баков – 550 л.
Запас хода – 500 км.



Источники информации:
http://www.uvzrmz.ru/product/100
http://www.russianarms.ru/forum/index.php?topic=471.0
http://snegobolotohod.ru/projects/gusenichnyj_tyagach_gt-t__gruzo-passazhirskij_s_dvigatelem_yamz-238
Материалы из открытых источников
26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +15
    13 декабря 2018 15:22
    Внешний вид шикарен!!!!!!!!!!!!! Внутри ад и сомали. К дикому расходу топлива движка у-д6 прибавте еще и сумашедший расход масла. Но внешний вид шикарен и проходимость для тех времен отличная.
    1. +2
      13 декабря 2018 15:53
      Цитата: Вольный ветер
      Внутри ад и сомали.

      Место водителя не кажется удобным, от слова "ваще". А общий вид интересен, скошенными углами напоминает БТР 152.
      1. +8
        13 декабря 2018 19:25
        Цитата: novobranets
        Место водителя не кажется удобным, от слова "ваще". А общий вид интересен, скошенными углами напоминает БТР 152.
        Вспоминается старый советский анекдот: "Хороший грузовик - Татра, но два года на северах и нет Татры. А грузовик КРАЗ еще лучше, но два года на северах и нет водителя"
    2. +11
      13 декабря 2018 16:22
      Цитата: Вольный ветер
      К дикому расходу топлива движка у-д6

      Там уже совсем другие параметры и двигатель ЯМЗ 2328.У нас в Сибири эта машина беда и выручка.Автор не упомянул,что он ПЛАВАЮЩИЙ,и у него стоит откачивающий насос в случае поступления воды из-за борта.Так же именно ГТТ начинает проминать зимники первым.Он на втором месте после вертолёта.Плохо что он до сих пор не изменён в плане удобств водителя и пассажиров.Утеплить и будет лучше Крузака.
    3. +2
      14 декабря 2018 10:23
      Да уж, "ад и сомали", движок ревёт бешено, лично мне больше нравилось на "газушке" ГАЗ-71, как в "Жигулях"!
  2. +2
    13 декабря 2018 16:14
    Спасибо заинтересную статью об редком образце техники.
  3. +2
    13 декабря 2018 16:22
    Могу только добавить, что шасси было унифицированно и основано на базе ПТ-76, а так же ГСП-55. hi
    Спасибо автору. hi
  4. +1
    13 декабря 2018 17:19
    Дизайн 50-60-70х был прекрасен...а сейчас что то хромает.
  5. +2
    13 декабря 2018 17:26
    Машина дубовая, но шикарная по проходимости, единственно, на крышу надо насколько прожекторов ставить, без них в сильную пургу ночью никак, и не забыть бревнышко к борту прицепить. Ну и следить за герметичностью, а то можно утопить нечаянно.
    1. +2
      13 декабря 2018 19:03
      Тонул народ, при переправе через Зею. Выплыли все, слава богу.
    2. +3
      13 декабря 2018 19:44
      Включив люстры на крыше, в пургу, водитель наслаждается видом летящего снега, невероятным калейдоскопом завихрений снежной массы, это очень красиво , но это перед твоим лицом, 2-5 метров. Дальше не видно . Бывает что без света орентируешся лучше, особенно в полную луну, даже в пургу.
  6. +3
    13 декабря 2018 18:41
    В Арктике много таких транспортеров побросали в свое время догнивать. Сейчас утилизируют.
  7. +6
    13 декабря 2018 18:51
    Как же в армии его и любят и ругают, одновременно laughing . Сколько раз гэтэтэшка радовала меня зимой, своей "безлимитной" проходимостью, по любой целине, и сколько раз, покатавшись на нем денёк, еле успевал спрятаться от его знаменитого "харчка" маслом и сажей из выхлопной трубы в момент начала движения lol А кто не успевал, тот штабная крыса и грязный свин laughing
  8. +4
    13 декабря 2018 19:02
    Машина геологов, изыскателей, строителей Сибири и Дальнего Востока. БАМовская машина.
    1. 0
      15 декабря 2018 22:32
      ... строителей Сибири и Дальнего Востока. БАМовская машина.

      В памяти всплывает ассоциация с Magirus. smile
  9. +1
    13 декабря 2018 21:27
    Великолепная проходимость. Прежний движок В-6А, конечно, был дрянью с малым ресурсом. Эжекционная вытяжка была не очень удачным решением, поскольку в изначальном варианте это был поджигатель леса и тундры, приходилось ставить самодельные искрогасители, но тут падала производительность эжектора с шансами перегрева движка.
  10. 0
    13 декабря 2018 23:37
    Машина нужная, но уже не молодая. Да и народ уже изнежился. Покомфортнее ему подавай. А что идёт на смену? Серийно. Что-бы и в гражданский сектор.
    1. 0
      15 декабря 2018 23:06
      Машина нужная, но уже не молодая. Да и народ уже изнежился. Покомфортнее ему подавай. А что идёт на смену? Серийно. Что-бы и в гражданский сектор.

      Ну, в мире капитала... Деньги определяют потребительские свойства изделия. smile

      Bergmann 4010 R '04.2016–н.в.
  11. +8
    13 декабря 2018 23:53
    Интересная машина.
    Я такую лейтенантом чуть в болоте не утопил. В 30-градусный мороз втюхались по снежной целине, оно не заметно было. И тут убедились, что болото и в мороз не замерзает. И что ленивый мехвод открутив раз дренажный лючок для слива воды никогда добровольно не поставит его назад, чтобы дальше вода сливалась автоматически. Но в данном случае черная вонючая жижа стала заполнять передок где находился главный фрикцион (не двигатель). Бревно самовытаскивания (для него на борту есть хомуты крепления) оборвало цепи и ушло в трясину. Выручило то, что днем ранее саперы втюхали в это же болото тяжелый КРАЗ с понтонами, и ехали на гусеничной машине для вытягивания подбитых танков, чтобы его вытащить. Вытащили заодно и мою ГТТ. Полчаса жижи из отверстия в днище с отсутствующим лючком выливалась, потом поехали.
    Еще одним недостатком могу назвать конструкцию гусениц, у которых шляпа пальца смотрела наружу, а изнутри была развальцовка, которая быстро истиралась, и во время езды пальцы начинали вылезать из соединений траков. Наедешь на пень или камень - погнешь палец, надо будет менять. Учитывая суровость условий, где это эксплуатируется - не кайф. Поэтому при перемещении всегда наготове боец с кувалдой, чтобы каждые 700-1000 метров выскочить наружу и подстучать пальцы, которые вылезают, или хотя бы осмотреть.
    А всего-то: сделали бы шляпки пальцев смотрящими внутрь и наварили бы отбойник, чтобы вылезшие сами обратно вбивались при езде.
    Тем не менее, для своих годов выпуска машина просто незаменимая. Потом еще ГТ-СМ появились, более легкие и скоростные, с движками от ГАЗ -66.
    1. 0
      15 декабря 2018 03:46
      Это пока новые,потом притираются,и нормально)
  12. +3
    14 декабря 2018 06:36
    В России слово Вездеход часто эквивалентно слову Жизнь! Красавец!
  13. +1
    14 декабря 2018 08:28
    Внутри комфорта не было от слова совсем. Мотор в кабине хоть и грел внутренне пространство, но грохот стоял невыносимый. Без беруш тяжко, но они часто терялись, да и не удобно их грязными руками в уши вставлять. Обзор из кабины тоже оставлял желать лучшего. Допотопная система рбогрева стекла с нитями нагрева быстро выходила из строя
  14. 0
    18 декабря 2018 15:32
    Плавает как топор. На Вилюе лед проломил и рыбкой под воду ушёл со всей честной компанией. У всех кораблей двигатель или в корме или по миделю, но здесь конструктора пошли своим путём. двигло в нос. Вот просто ради интереса, сколько жизней унёс этот гроб?? Хотя чему удивляться. Попались как то чертежи яхты для народа, разработка авиаторов начала 90 х годов. Ну так выдвижной шверт, это такая плоская как доска хрень не дающая яхте под парусом дрейфовать в бок, так вот эта доска выдвигалась из яхты - ТАДАММММ занавес ИЗ НОСОВОЙ оконечности. И при наезде на препятствие по сути резало корпус вдоль от швертового колодца.
    1. 0
      22 декабря 2018 15:52
      Двигателя в носу нет - проверено. Он между передними сиденьями под прямоугольным кожухом. Впереди - главный фрикцион.
  15. 0
    16 января 2019 15:28
    Ну конечно есть недостатки как тут в коментах писали.
    Ну в 70-е в Ямальской тундре да им равных не было.
    А как ребята мех воды на них зап части на буровые доставляли ,
    я хоть и пацаном был , ну представление имел как в тундру бе ГЛОНАСА и пр приблуд выезжать и ведь ездили и находили буровые , просто в тундре где звёзд не всегда видно.
    Просто уже в не время поездил, одна только мысль куда я на фиг еду, связи нет ни чего не работает, ну находил.
    А тогда и ждать то без полезно было когда связь появиться.
  16. 0
    16 января 2019 15:33
    Цитата: faterdom
    Впереди - главный фрикцион.

    И кстати очень полезная штука что пассажиры и мех вод легко общаются между собой , чисто психологически.
    На ГТС разделены и механик не крикнет да ...... не бойтесь Мужики. laughing laughing