Сильные и слабые стороны авиационной составляющей стратегических ядерных сил России

36
Стратегические ядерные силы России на сегодняшний день состоят из так называемой ядерной триады, в которую входят Ракетные войска стратегического назначения с их межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР) как шахтного, так и мобильного базирования, стратегические морские силы в составе ВМФ с атомными подводными лодками, носителями МБР морского базирования, и стратегическая авиация в составе ВВС России. По состоянию на 1 сентября 2018 года на основании официального заявления МИД России в составе стратегических ядерных сил Российской Федерации имеется 517 развернутых стратегических носителей ядерного оружия, оснащенных 1420 ядерными боезарядами. Общее количество развернутых и неразвернутых носителей ядерного оружия составляет 775 единиц.

Стоит отметить, что, согласно договору СНВ-III, каждый развернутый стратегический бомбардировщик засчитывается как носитель с одним ядерным зарядом. При этом количество крылатых ракет с ядерной БЧ и ядерных бомб, которые могут нести развернутые стратегические бомбардировщики, не учитывается. В нашей стране все стратегические бомбардировщики входят в состав Дальней авиации – объединения ВВС России в подчинении главнокомандующего ВКС. Можно отметить, что Дальняя авиация обладает уникальными свойствами, являясь частью стратегических ядерных сил страны, она, в отличие от РВСН или ракетных подводных крейсеров стратегического назначения в составе ВМФ, может достаточно эффективно использоваться в обычных военных конфликтах. Эта особенность объясняется достаточно просто, стратегические бомбардировщики могут нести на борту как ядерные, так и обычные образцы вооружений. Сегодня на вооружении Дальней авиации ВВС России находятся стратегические бомбардировщики Ту-160 (10 Ту-160 + 6 Ту-160М) и Ту-95МС (46 Ту-95МС и 14 Ту-95МСМ), а также дальние ракетоносцы-бомбардировщики Ту-22М3 (61 + 1 Ту-22М3М). Здесь и далее до раздела «Боевой состав российской Дальней Авиации» данные о количестве самолетов приводятся из ежегодного справочника The Military Balance 2018, подготовленного Международным институтом стратегических исследований (IISS).



Российская стратегическая авиация и конкуренты

Современные стратегические бомбардировщики – это очень дорогие и сложные в производстве и эксплуатации боевые системы. Подобные самолеты есть на вооружении лишь у «большой тройки» государств, обладающих ядерным оружием. Помимо России, собственными стратегическими бомбардировщиками обладают только ВВС США и КНР. При этом единственный китайский стратегический бомбардировщик Xian H-6 первоначально являлся копией на данный момент сильно устаревшего советского тяжелого реактивного бомбардировщика Ту-16. Последние модификации данного самолета Xian H-6K прошли с тех пор серьезный процесс модернизации, но их все равно трудно отнести к современным боевым машинам.

Всего в арсенале ВВС НОАК имеется порядка 150 дальних бомбардировщиков Xian H-6K (около 90) и Xian H-6Н/M (около 60), являющихся носителями стратегических крылатых ракет. Наиболее современной модификацией самолета на данный момент является бомбардировщик Xian H-6K. Данная модель совершила свой первый полет 5 января 2007 года и была официально принята на вооружение в 2011 году. Самолет отличается наличием новых турбовентиляторных двигателей Д-30КП-2 российского производства тягой порядка 118 кН каждый, модернизированной кабиной экипажа и увеличенными воздухозаборниками, на самолете также отказались от оборонительного вооружения в виде 23-мм автоматической пушки. Боевая нагрузка выросла до 12 000 кг (на первых моделях Xian H-6 было до 9000 кг). Боевой радиус действия был увеличен с 1800 до 3000 км. Китайский стратегический бомбардировщик Xian H-6K в состоянии нести до 6 крылатых ракет CJ-10A, являющихся копиями советской ракеты Х-55.


Xian H-6K


В настоящее время Китай работает над созданием аналога российской крылатой ракеты Х-101. При этом в арсенале китайских «стратегов» есть и обычные образцы вооружений, к примеру, достаточно эффективные противокорабельные ракеты, которые могут представлять опасность в первую очередь для авианосных групп США. При этом осенью 2018 года китайские СМИ сообщили о том, что в КНР разрабатывается стратегический бомбардировщик нового поколения, который станет аналогом американского стратегического бомбардировщика B-2. Известно, что новый малозаметный стратегический бомбардировщик Xian H-20 разрабатывается Сианьской авиационно-промышленной корпорацией. Машина должна быть представлена публике в ноябре 2019 года на мероприятии, которое будет посвящено 70-летию Военно-воздушных сил КНР. Судя по имеющимся данным, Xian H-20, как и американский B-2, выполнен по схеме «летающее крыло». Характеристики новинки держатся в секрете. Предполагается, что самолет может оказаться на вооружении ВВС НОАК к 2025 году, постепенно заменив устаревшие Xian H-6. Учитывая успехи Китая в создании истребителя пятого поколения и общий уровень развития экономики и промышленности, нет оснований сомневаться в реальности озвученных планов. Скорее всего, китайская новинка появится раньше, чем российский аналог – ПАК ДА.

При совершении боевых вылетов на максимальную (межконтинентальную) дальность полета (несколько тысяч километров) стратегические бомбардировщики именно из-за дальности становятся уязвимы для атак истребителей противника. Также большая дальность представляет трудности с организацией истребительного прикрытия собственной авиацией. В то же время против современных ЗРК эти огромные самолеты также уязвимы и защитить их от зенитных ракет не сможет и истребительное прикрытие. Выходов из ситуации может быть три. Все три реализованы только в США. К примеру, тихоходный и огромный по размерам стратегический бомбардировщик В-52, самому молодому из которых скоро исполнится 60 лет, является носителем крылатых ракет воздушного базирования, которые могут применяться до входа в зону действия ПВО противника (также могут использоваться и российские «стратеги»). Американский стратегический бомбардировщик В-1 пользуется сочетанием малозаметности и способностью выполнения длительных полетов на малых высотах, а стратегический бомбардировщик В-2, выполненный по технологии Стелс, тяжело обнаружить даже с использованием современных РЛС. Данный бомбардировщик в состоянии дойти до цели на большой высоте. И бомбардировщик В-1, и В-2 должны доставлять ракеты малой дальности и бомбы, как можно ближе к цели.

Развитием концепции, заложенной в В-2, должен стать новый американский стратегический бомбардировщик B-21 «Райдер», в перспективе он должен прийти на смену всем трем предыдущим типам американских «стратегов». В настоящее время на вооружении ВВС США находится 20 стратегических бомбардировщиков Northrop B-2A Spirit, 61 Rockwell B-1B Lancer и 70 Boeing B-52 Stratofortress, суммарно 151 самолет. Заменить их планируется примерно сотней бомбардировщиков B-21.

Американцы активно использовали и продолжают использовать свои стратегические бомбардировщики в различных локальных войнах. Единственный военный опыт применения российских Ту-95 и Ту-160 – это боевая операция ВКС России в Сирии, Китай и вовсе никогда не использовал свои стратегические бомбардировщики Xian H-6K в военных конфликтах. Опыт использования «стратегов» в локальных войнах показывает, что их огромная боевая нагрузка позволяет использовать такие самолеты в качестве супер-бомбардировщиков, способных сбросить на войска и наземные объекты противника десятки тонн бомб за один вылет. Один стратегический бомбардировщик может заменить до 10 обычных самолетов фронтовой (тактической) авиации. Правда, подобный вариант их применения может быть реализован лишь при полном подавлении вражеской ПВО, либо при полном отсутствии у противника полноценной системы ПВО.


Northrop B-2A Spirit


Россия в настоящее время не имеет «аналога» американского бомбардировщика В-2, им может стать лишь проект ПАК ДА, если он будет реализован на практике. В то же время аналогом В-52 легко можно назвать нашего старожила – Ту-95МС – тихоходный огромный самолет, способный нести от 6 до 16 крылатых ракет воздушного базирования (дальность полета подобных ракет, оснащенных ядерной БЧ, достигает 3500 километров). Другой российский стратегический бомбардировщик Ту-160 внешне напоминает американский B-1, он также в состоянии выполнять полеты на малых высотах и обладает малой заметностью. При этом «американец» обладает небольшой сверхзвуковой скоростью (1,2 Маха), тогда как Ту-160 в состоянии летать со скоростью до 2,1 Маха. Помимо этого В-1 лишен возможности нести крылатые ракеты, а Ту-160 может нести до 12 ракет X-55. При этом оба российских «стратега» в состоянии применять неядерные крылатые ракеты Х-555 и Х-101, которые уже успешно использовались в Сирии, а также обычные авиабомбы (до 40 тонн на Ту-160 и до 21 тонн на Ту-95МС).

Помимо классических стратегических бомбардировщиков Ту-95МС и Ту-160 на вооружении Дальней авиации ВВС России находятся сверхзвуковые ракетоносцы-бомбардировщики Ту-22М3, которые на данный момент времени, можно отнести к единственным в мире бомбардировщикам средней дальности. Данный самолет может нести на борту сверхзвуковые противокорабельные ракеты (ПКР) X-22, предназначенные для поражения крупных надводных кораблей противника, его главная цель – авианосцы, либо до 24 тонн обычных авиационных бомб. Нормальная боевая нагрузка данного самолета составляет 12 тонн, боевой радиус действия при такой нагрузке составляет от 1500 до 2400 километров в зависимости от профиля и скорости выполняемого полета. Это позволяет Ту-22М3, действуя с российской территории, достигать почти любой точки Евразии или Северной Африки.

В настоящее время в России реализуется программа модернизации бомбардировщика Ту-160 до версии Ту-160М2. Благодаря обновленным двигателям самолет сможет увеличить дальность полета на тысячу километров, что примерно на 10 процентов повысит его эффективность. Помимо этого самолеты Ту-160М2 получат новую авионику, системы РЭБ, средства контроля, новые системы управления вооружением. Как отмечает американское издание The National Interest: «В отличие от американских стратегических бомбардировщиков B-2 «Спирит» и даже перспективных B-21 «Райдер», российские «стратеги» рассчитаны на поражение наземных целей, находясь внутри плотно закрытого воздушного пространства, используя крылатые ракеты большой дальности». Американские эксперты считают, что бомбардировщики Ту-160М2 получат крылатые ракеты-невидимки нового поколения, о чем ранее говорил замминистра обороны России Юрий Борисов. По его словам, эти новые ракеты превзойдут имеющиеся X-55, X-555 и даже X-101.

Боевой состав российской Дальней Авиации

Как отмечает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Анатольевич Храмчихин в статье «Воздушные стратеги» в Независимом военном обозрении, на сегодняшний день стратегические бомбардировщики российской Дальней авиации входят в состав двух тяжелых бомбардировочных авиационных дивизий. В Саратовской области в городе Энгельс дислоцирована 22-я дивизия. На ее вооружении находятся все имеющиеся в строю 16 бомбардировщиков Ту-160, в том числе 6-7 самолетов, которые были модернизированы до версии Ту-160М, а также 14 турбовинтовых бомбардировщиков Ту-95МС, в том числе 7-8 машин, модернизированных до версии Ту-95МСМ. Вторая тяжелая бомбардировочная дивизия – 326-я – дислоцирована в Амурской области в поселке Украинка. Здесь на вооружении находятся 28-29 бомбардировщиков Ту-95МС, включая 1-2 модернизированных Ту-95МСМ.


Ту-95МС рядом с B-52H «Стратофортресс», авиабаза Барксдейл, США, 1 мая 1992 года


Дальние бомбардировщики Ту-22М3 входят в состав двух тяжелых бомбардировочных авиационных полков. 52-й полк дислоцируется в Калужской области на аэродроме Шайковка. На его вооружении находится 17 самолетов Ту-22М3, из которых три машины оборудованы специализированной вычислительной системой СВП-24 «Гефест», которая позволяет применять обычные авиационные бомбы с эффективностью приближенной к высокоточному оружию. 200-й полк дислоцируется в Иркутской области на аэродроме Белая, в его составе находится от 17 до 24 бомбардировщиков Ту-22М3, в том числе 1-2 машины с системой СВП-24 «Гефест». Помимо этого в составе 40-го смешанного авиационного полка в Мурманской области на аэродроме Оленья имеется еще два бомбардировщика Ту-22М3.

Под Рязанью на аэродроме Дягилево дислоцируется 43-й центр боевого применения и переучивания летного состава Дальней авиации ВВС России. На вооружении центра находится до 5-9 бомбардировщиков Ту-22М3 (в том числе 2-3 машины с «Гефестом») и до 7-8 бомбардировщиков Ту-95МС. Еще три дальних бомбардировщика Ту-22М3 имеются в распоряжении других учебных центров ВКС России, не относящихся к Дальней авиации. Два или три стратегических бомбардировщика Ту-160 имеются в распоряжении ЛИИ имени Громова в подмосковном Жуковском, однако данные самолеты не считаются боевыми единицами. До 150 самолетов Ту-22М3 находится на хранении.

В состав Дальней авиации входят еще два авиационных полка. В том числе 27-й смешанный полк, который дислоцируется в Тамбове. На вооружении полка имеется 20 учебных самолетов Ту-134УБЛ, а также 8 транспортных машин. 203-й авиационной полк, расположенный в Дягилево, имеет на вооружение 18 самолетов-заправщиков Ил-78, в том числе 13 Ил-78М. Это единственные самолеты-заправщики, которыми сегодня располагают ВКС России. Столь малое количество подобных самолетов – это уязвимое место всей российской боевой авиации. Для сравнения ВВС США располагают сегодня 458 самолетами-заправщиками (еще 175 самолетов на хранении), а в морской авиации имеется еще 77 самолетов-заправщиков (38 на хранении). Все американские самолеты-заправщики в постоянном режиме обслуживают и обеспечивают полеты стратегической, тактической, транспортной и палубной авиации. В то же время российские самолеты-заправщики в состоянии всерьез обслуживать исключительно стратегическую авиацию, а самолеты фронтовой авиации почти не имеют шансов реализовать свои возможности по дозаправке в воздухе. Причина банальна – недостаточное количество Ил-78 в составе ВКС, при этом перспектив исправления сложившейся ситуации в обозримом будущем не наблюдается. Данная проблема характерна и для ВВС НОАК, китайская авиация располагает в совокупности 13 самолетами-заправщиками Xian H-6U/DU и тремя Ил-78.


Ту-160, 2014 год


Перспективы Дальней авиации

В ближайшее время в России планируется развернуть выпуск стратегического бомбардировщика Ту-160М2. Машина, выполненная в планере самолета Ту-160, получит совершенно новое бортовое оборудование и новое вооружение. В планах – постройка 50 подобных стратегических бомбардировщиков, которые частично должны прийти на замену части имеющихся на вооружении машин. Ранее российский президент Владимир Путин уже говорил о том, что появление нового варианта стратегического бомбардировщика Ту-160 станет серьезным шагом на пути укрепления российской ядерной триады.

Сегодня можно говорить о том, что военный конфликт в Сирии позволил на практике оценить возможности российской Дальней авиации, как одного из инструментов внешней и военной политики страны. Развитие Дальней авиации, безусловно, будет продолжаться, как и всей ядерной триады. Планируется, что основным стратегическим бомбардировщиком станет ПАК ДА – Перспективный авиационный комплекс Дальней авиации, разработка которого в России ведется с 2009 года. Однако, по информации из открытых источников, самолет, который в концептуальном плане является российским ответом на B-2, даже по самым оптимистичным прогнозам не появится на вооружении до 2028 года.

Последнее обстоятельство, по всей видимости, является объяснением активных работ по проекту Ту-160М2 и появлению планов модернизации имеющегося парка бомбардировщиков Ту-22М3 до версии М3М. По мнению американских экспертов журнала The National Interest, вариант с модернизацией Ту-160 до версии Ту-160М2 технически и экономически более оправдан и более эффективен, чем резкий переход к разрабатываемому стелс-бомбардировщику ПАК-ДА. Эксперты издания отмечают, что Москва все равно не откажется от создания ПАК-ДА, однако в краткосрочной и среднесрочной перспективе возможностей модернизированного Ту-160М2 будет достаточно.


Ту-22М3 наносит бомбовый удар по объектам террористов в Сирии


Как считает Александр Храмчихин, подобный подход российских властей временно улучшает ситуацию, но не решает до конца саму проблему. По его словам, опыт других видов ВС России показывает, что модернизация старых советских образцов вооружений идет в стране гораздо успешнее, чем создание принципиально новых российских боевых систем. Через десять лет это может стать очень большой проблемой, которую невозможно будет решить без «реанимации» в России системы науки и образования, которым не уделяется должного внимания.

Источники информации:
http://nvo.ng.ru/armament/2018-12-06/1_1025_strategy.html
https://www.popmech.ru/weapon/news-445822-knr-pokazhet-bombardirovshchik-nevidimku-cherez-god
https://www.ntv.ru/novosti/1995940
The Military Balance 2018/International Institute for Strategic Studies
Материалы из открытых источников
36 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    17 декабря 2018 06:23
    Помимо этого В-1 лишен возможности нести крылатые ракеты
    Всегда удивляла это святая уверенность, что американцы действительно убрали со своих стратегов возможность запуска крылатых ракет... А не просто выкинули дезу как это обычно и происходит
    1. +9
      17 декабря 2018 07:37
      Цитата: spektr9
      Всегда удивляла это святая уверенность, что американцы действительно убрали со своих стратегов возможность запуска крылатых ракет...

      Да не в этом дело - возможности-то они не убирали, просто в какой-то момент у них не стало ракет с ЯБЧ для этих стратегов. Вот и остались они с одними свободнопадающими... Но не слишком надолго, модернизация "Е" дала им возможность пулять JASSM и бомбами JSOW, только вот не знаю, могут ли они стрелять JASSM-ER у которых до 1000 км дальность полета
      1. +1
        17 декабря 2018 08:25
        Цитата: Андрей из Челябинска
        могут ли они стрелять JASSM-ER у которых до 1000 км дальность полета

        Конечно могут, если LRASM влезает, то и JASSM-ER влезет. Вообще так то у "Кость" "топоры" в бомболюк влезали, а они покурпнее всех вариаций JASSM
      2. 0
        18 декабря 2018 09:14
        -стало ракет с ЯБЧ для этих стратегов.-

        Ввиду наличия высокоточных боеприпасов.Свободнопадающие для уничтожения стационарных обьектов противника, не расолагающего, или лишенного организованной ПВО и системы РЭБ.
    2. -1
      17 декабря 2018 08:30
      Цитата: spektr9
      Всегда удивляла это святая уверенность, что американцы действительно убрали со своих стратегов возможность запуска крылатых ракет...

      Запуск крылатых ракет никто не убирал, это ракеты с ЯБЧ кончились. Не производят их больше, а у тех что были срок годности истек, утилизировали их. Какие то в конвенционных переделали и расстреляли, остальные в утиль. Зачем им они, если МБР полно?
      1. +3
        17 декабря 2018 08:39
        Цитата: Дырокол
        ракеты с ЯБЧ кончились. Не производят их больше, а у тех что были срок годности истек, утилизировали их. Какие то в конвенционных переделали и расстреляли, остальные в утиль.

        Вас обманул кто-то.
        1. 0
          17 декабря 2018 09:43
          Цитата: Вишневая девятка
          Вас обманул кто-то.

          Ага, сам себя... Действительно AGM-86 ALCM оставили для B52, почему то решил, что все порезали, как AGM-129.
          Тысячи извинений...
    3. 5-9
      0
      18 декабря 2018 12:10
      Мало того, что КРВБ В-1В нести не может, он не может нести ЯО в принципе. И это в рамках СНВ-3 регулярно проверяется, ибо для применения ЯО нужна спецаппаратура на борту...вы же не думаете, что В61 можно запихнуть в С-17, выкинуть с рампы и она взорвётся от удара :)?
    4. 0
      20 декабря 2018 16:32
      Сильные и слабые стороны авиационной составляющей стратегических ядерных сил России

      Да, ладно. Какая составляющая.
  2. +2
    17 декабря 2018 08:06
    Опять все упирается в развитие образования и науки.
    В противовес этому, в обществе ,вообще, преобладает "философия" наживы,да желательно за чужой счет, причем,сразу и много. Хорошо пожрать ,выпить,чужую жену ухватить за привлекательный бок. А тут ещё фильмы ,сериалы, вовсю рекламируют разъухабистую жизнь всевозможных героев с определенными наклонностями,таскающих деньги громадными сумками и продажность правоохранительной системы,то стает неудивительно, что никто и не думает о математике и физике. Растет процент толстых людей,что не предполагает работу мозга, от слова совсем.
    Эти люди не только не способны думать,но и делать. Именно поэтому появились случаи выпуска некачественной продукции там,где её появление просто недопустимо,участились аварии и и техногенные катастрофы,просто из ряда вон выходящие случаи,типа массового убийства в Керчи.
    Налицо элементы деградации и вырождения человечества. Не об этом ли "конце света" нам твердят некоторые источники?
    Нужно срочно что-то делать,что-то менять в системе воспитания подрастающего поколения,но те,которым об этом положено думать ,даже и не чешутся,или разражаются успокаивающими тирадами. А народ,как всегда,молчит....
    1. +2
      17 декабря 2018 08:27
      Эко вас накрыло то в понедельник... Бросать не пробовали, а то Новый год скоро, много выходных, можно до отделения токсикологии дойти...
  3. +5
    17 декабря 2018 08:33
    Бедный автор. Написать столько букв по вопросу, который ему совершенно не интересен.

    По мнению американских экспертов журнала The National Interest,

    В прекрасной России будущего за упоминание этой помойки будут отключать от интернета на год. В гигиенических целях.
    2400 километров в зависимости от профиля и скорости выполняемого полета. Это позволяет Ту-22М3, действуя с российской территории, достигать почти любой точки Евразии или Северной Африки.

    Почти любой.
    Ту-160 ... в состоянии выполнять полеты на малых высотах и обладает малой заметностью

    Надо же, какие новости.
    Помимо этого В-1 лишен возможности нести крылатые ракеты

    Всё лучше и лучше
    Скорее всего, китайская новинка появится раньше, чем российский аналог – ПАК ДА.

    Это несложно. ПАК ДА не является допиливанием советского проекта. Следовательно, он никогда не появится.

    Цитата: Андрей из Челябинска
    просто в какой-то момент у них не стало ракет с ЯБЧ для этих стратегов.

    Обсуждали в одном из тредов бонго, кажется.

    В определенный момент американцы решили вывести Лансер из СНВ и поставили перегородку в бомбовом отсеке, не позволяющую использовать AGM-86. Сколько времени ее убрать, день или месяц - не говорят, но в СНВ эти машины больше не учитываются.
    Есть ещё пилоны, но американцы утверждают, что AGM-86 на них не повесить. Правда ли, нет ли - не ловили.
    Цитата: Андрей из Челябинска
    Вот и остались они с одними свободнопадающими...

    Это в какие годы так было?
    Цитата: Андрей из Челябинска
    только вот не знаю, могут ли они стрелять JASSM-ER

    В-1 - это вообще первая платформа, с которой запускали эту модификацию в 2006-м.
    1. 0
      17 декабря 2018 21:24
      Цитата: Вишневая девятка
      В прекрасной России будущего за упоминание этой помойки будут отключать от интернета на год.

      good
      може в морду будут бить, за упоминание этой момойкиNI?
  4. +3
    17 декабря 2018 08:41
    Как отмечает американское издание The National Interest:

    По мнению американских экспертов журнала The National Interest

    У меня вопрос к автору, ссылка на данное типа "американское" издание обязательное требование администрации "Военное обозрение"? То что "The National Interest" представляет уровень аналитики "нижеплинтусовый" всем давно известно и неоднократно клеймилось комментаторами ВО. В данной статье не было никакой необходимости ссылаться на "The National Interest", поэтому и возник данный вопрос.
  5. 0
    17 декабря 2018 09:19
    Ту-95МС рядом с B-52H «Стратофортресс»

    однако сравнение какое оказалось не думал что Б52 настолько огромный самолёт по длине так и с Русланом что на фото рядом может поспорить. хоть и стоит на переднем плане.

    Очень конечно хочется увидеть облик пакда что там сотворили конструктора, но всему своё время а пока и модернизация и производство новых ту160 хороший вариант.
    1. +3
      17 декабря 2018 14:43
      это просто фото так снято.
      длина у ту-95 прктически такая же как у б-52- 50 метров, размах крыльев чуть больше 50 и 56 метров соответсвенно.
      а вот РРуслан действительно больше- длина 70 метров, размах крыльев 73.
      1. 0
        18 декабря 2018 09:16
        -длина у ту-95 прктически такая же как у б-52- 50 метров-

        Двигатели для Ту-95 производить не могут.А для В-52 в любых количествах был бы заказ.
  6. +1
    17 декабря 2018 10:18
    ПАК ДА Никогда не появится с этим режимом не нужно фантазировать
  7. +2
    17 декабря 2018 12:32
    Вот вопрос об опасности дальних полётов стратегических бомбардировщиков вызывает (извините за тавтологию) вопрос: А кто сможет перехватить, к примеру Ту-160 на серединой Тихого океана??? Дистанция пуска ракет с него равна 5000 - 5500 км. У истребителей нет такого радиуса действия, если внизу нет АУГ супостата или супостатского острова с базой ВВС, то кто его перехватывать будет? Маршрут в обход упомянутых выше препятствий проложить можно. Вышел в точку пуска и разрядил свои барабанные установки - и, - нет западного побережья супостата....
    1. 0
      17 декабря 2018 12:49
      Цитата: nnz226
      к примеру Ту-160 на серединой Тихого океана???

      Как раз до середины Тихого океана он не долетит. СЛО - гораздо более спокойное место.

      Проще всего бомбардировщик уничтожить на земле. В воздухе главное обеспечить целеуказание, где взять и к чему прицепить ракеты - более простой вопрос.
    2. 5-9
      0
      18 декабря 2018 12:16
      С Х-102 с 5500 км - вообще никто и даже Ту-95МС (можно пулять почти от Северного полюса по НюЁрку), поэтому и хотят пилить дозвуковой малозаметный ПАК ДА с большим временем дежурства.
  8. -2
    17 декабря 2018 13:36
    В-1 лишен возможности нести крылатые ракеты

    Шо, серьезно?
    Ту-22М3, которые на данный момент времени, можно отнести к единственным в мире бомбардировщикам средней дальности
    ту22м по своим хараткеристикам практически аналогичен б1б.
    1. +3
      17 декабря 2018 14:52
      Цитата: Кукуруза
      ту22м по своим хараткеристикам практически аналогичен б1б.

      Максимальная нагрузка 24 против 60, перегоночная дальность 7 против 13,5. Ничего не слышал про огибание рельефа на Ту-22. Но он заметно быстрее на форсаже.
      1. +1
        17 декабря 2018 20:06
        У ту22м3 есть система низковысотного полёта - СНП145, но она временно не используется. Ну и конечно же 22й никоим образом не является аналогом б-1б, мелковат он будет
        1. -1
          18 декабря 2018 01:07
          Тетя Вика пишет, что на это дело плюнули еще в 70-х. Слишком много стрёма выходило. На М3 эту опцию не ставили.
          1. 0
            18 декабря 2018 17:40
            Тётя вика врёт!!! На м3 первых серий даже пульт остался, на поздних сериях убрали, сейчас в этом месте устанавливается пульт свп24-22 для включения захода на посадку по мат.глиссаде формируемой свп
            1. 0
              18 декабря 2018 17:44
              Цитата: Рашнэйрфорс
              на поздних сериях убрали, сейчас в этом месте устанавливается пульт свп24-22

              То есть сейчас такой опции нет?
              1. 0
                19 декабря 2018 06:50
                На гефестах нет, на парочке "стариков" система установлена но в соответствии с РЛЭ использовать её запрещено до особых указаний ( по факту навсегда), я за всю свою довольно немалую службу на этом самолёте ни разу не пользовался ей и ни разу не слышал чтобы её использовали в полёте, все полёты на малой высоте- исключительно "на руках".
      2. 0
        20 декабря 2018 10:32
        Цитата: Вишневая девятка
        Максимальная нагрузка 24 против 60

        60 тонн? Что-то много. Пытались они одно время некоторые рекорды FAI побить, больше 34 (или 32, точно не помню) тонн не выходило.

        Цитата: Вишневая девятка
        перегоночная дальность 7 против 13,5

        С баками в грузовом отсеке.

        Цитата: Вишневая девятка
        Ничего не слышал про огибание рельефа на Ту-22.

        На Ту-22М2 была, но с американской ее сравнивать некорректно. У них это один из режимов работы РЛС AN/APQ-164, достаточно надежная система. В СНП-145М стабилизация барометрической высоты плюс увод с опасной высоты по команде радиовысотомера, нижняя граница, если правильно помню 200 метров, верхняя 400. МРА в 70-х использовали при полетах над водным пространством, позже запретили.
        1. 0
          20 декабря 2018 12:16
          Цитата: Lozovik
          60 тонн? Что-то много

          Поузнаю.
          Цитата: Lozovik
          С баками в грузовом отсеке.

          Да. Предложите боевой радиус посмотреть?
          Цитата: Lozovik
          На Ту-22М2 была

          Угу. Вопрос, ставится ли на М3. Как я понял - нет.
    2. 0
      18 декабря 2018 09:17
      -ту22м по своим хараткеристикам практически аналогичен б1б.-

      Прямо таки.
  9. +1
    17 декабря 2018 15:25
    Если всех "стратегов" посадить только в Энгельсе, и больше не думать о распространении их баз, то и заботиться не стоит о "партнёрах". Со шпионов тут уже давно деньги берут за экскурсии по осмотру и фотографированию стратегических самолётов (вплоть до номеров противогазов у лётчиков).
    Однако нельзя не признать, что этот кусочек триады хорошо работает сейчас, как и раньше, - напоминает и предупреждает!
  10. +1
    17 декабря 2018 18:24
    Устойчивость Ту-160М2 можно поднять включением РВВ МД, например, подвесив на заднее оперение, и лазерного комплекса обороны.
    1. +1
      18 декабря 2018 09:18
      Для морального утешения.Его атаковать будет не единственный в НАТО истребитель.
  11. 5-9
    0
    18 декабря 2018 12:20
    Это типа фсё?
    Нет заправщиков - плохо?
    А где разбор вооружёний? Ведь забавная ситуация сложилась, когда российская СА как-бы посильнее мериканской будет за счёт отсутствия "там" ракет. Ибо АГМ-86 (с дальностью 2800) только у древних В-52 (самый новый из которых на 15 лет старше самого старого Ту-95МС), В-1В вообще не носитель ЯО, а АГМ-129 (супер-пупер стелс ракеты) к В-2А порезали в 2012 году и на вооружении у которых только чугуниво-ядерные свободнопадающие бонбы с околонулевой эффективностью по нам.
    А нас же Х-555 и Х-102 с 3500 и 5500 км дальностью....
  12. 0
    19 декабря 2018 02:38
    которую невозможно будет решить без «реанимации» в России системы науки и образования


    реанимация уже произошла и её итогом стал выпуск самолета ТУ-160М2 полностью из деталей производимых в России и всей производственной цепочки.Создание этой производственной цепочки это верный залог того что ПАК-ДА не останется на бумаге так как уже существуют и за счет выпуска ТУ-160М2 неминуемо будут развиваться производственные мощности на которых с легкостью можно будет развернуть выпуск ПАК-ДА .
    Огромный плюс что многие отдельные приборы для ПАК-ДА можно будет обкатать во времени на ТУ-160М2.