Немецкие малокалиберные зенитные установки против советской авиации (часть 5)
Войска СС и Вермахт помимо 20-мм зенитных автоматов произведенных в Швейцарии и Германии располагали значительным количество трофейных установок, а также 20-мм зенитками, переделанными из авиационных пушек. Типичным примером немецкой зенитной системы созданной во второй половине войны стала строенная установка, в которой использовались авиационные 20-мм пушки MG.151/20. Это оружие с автоматикой работавшей на использовании отдачи подвижного ствола, с которым во время выстрела прочно сцеплен затвор, было создано конструкторами компании Mauser Werke на базе 15-мм авиационного пулемёта MG.151/15. В связи с увеличением калибра до 20-мм, изменению подверглись не только ствол, ставший короче, но и патронник. Также пришлось использовать более мощный задний пружинный буфер, новые лентоприемник и шептало.
Для стрельбы из MG.151/20 был использован боеприпас 20x82 мм. Вес снаряда: от 105 до 115 г. Начальная скорость: 700-750 м/с. Помимо бронебойно-зажигательного, бронебойно-зажигательно-трассирующего, осколочно-зажигательно-трассирующего, в боекомплект также входил фугасный снаряд, содержавший 25 г взрывчатки на основе гексогена. При попадании 20-мм фугасного снаряда в бронекорпус Ил-2 в большинстве случаев происходил его пролом. Попадание фугасного снаряда в киль или плоскость советского штурмовика, как правило, вызывало разрушение этих элементов конструкции, что означало прекращение управляемого полета. Боезапас пушки 151/20 при стрельбе по воздушным целям первоначально комплектовался патронной лентой, которая содержала только 20% бронебойных выстрелов: 2 фугасных, 2 осколочно-зажигательно-трассирующих и 1 бронебойно-зажигательный или бронебойно-трассирующий. Однако ближе к концу войны в связи с нехваткой специальных снарядов, доля более дешевых бронебойно трассирующих снарядов в ленте стала составлять 50%. Бронебойно-трассирующий снаряд на дальности 300 м при попадании под углом 60 ° мог пробить 12 мм броню.
MG.151/20 выпускались в вариантах мотор-пушки, в синхронном и крыльевом, а так же для использования в турельных оборонительных установках. Масса пушки составляла 42 кг, темп стрельбы – 750 выстр/мин. Производство авиационной пушки MG.151/20 началось в 1940 году и продолжалось до конца войны. Она широко применялась в качестве основного вооружения истребителей Bf 109 и Fw 190 различных модификаций, а также истребителей-бомбардировщиков, ночных истребителей и штурмовиков, устанавливалась в механизированных и ручных турелях на бомбардировщиках. В немеханизированном турельном варианте пушка MG 151/20 комплектовалась двумя ручками с гашеткой и вынесенным на кронштейне рамочным прицелом.
В первой половине 1944 года на складах Люфтваффе имелось около 7000 пушек MG.151/20 и более 5 млн. снарядов для них. Первыми 20-мм пушками MG.151/20 приспособленными для ведения зенитного огня были турельные, демонтированные с повреждённых бомбардировщиков. Такие установки использовались для обеспечения ПВО полевых аэродромов. Турельные MG.151/20 крепились на импровизированные опоры в виде закопанных в землю брёвен или труб. Иногда на авиационную пушку используемую в качестве зенитной ставили бронированный щит.
Кустарно изготовленная зенитная установка MG.151/20 на окраине немецкого полевого аэродрома
Однако синхронные и крыльевые варианты, входившие в состав ударного вооружения истребителей и штурмовиков, на зенитные турели без серьёзной доработки установить было невозможно. Невостребованные 20-мм авиационные пушки переделывались для наземного использования на оружейных заводах и в крупных ремонтных мастерских. Основные изменения вносились в устройство перезарядки и спусковой механизм. Имевшиеся системы электроспуска и пневматические механизмы перезарядки заменялись механическими деталями, обеспечивающими ведение непрерывного огня при монтаже на зенитных установках. Судя по экземплярам сохранившимся в музейных экспозициях и запечатленным на фотографиях времён Второй мировой, с использованием авиационных пушек MG.151/20 было создано несколько вариантов одноствольных и спаренных зенитных установок.
Наиболее распространенной зениткой с использованием 20-мм пушек MG.151/20 стала строенная в горизонтальной плоскости установка на тумбовой опоре известная как 2,0 cm Flakdriling MG 151/20 или Fla.SL.151/3. Массовое производство данной установки началось весной 1944 года, и она конструктивно и внешне имела много общего с ЗПУ в которой применялись 15-мм пулемёты MG.151/15.
На поворотной тумбовой опоре ниже пушек крепились три снарядных ящика. В передний ящик вмещалась лента с 400 снарядами, в два боковых – по 250. Такая особенность хранения боекомплекта была связана с неудобством снаряжения переднего ящика в сравнении с боковыми. Некоторые зенитные установки имели пламегасители, которые снижали дульное пламя слепившее стрелка.
Наведение строенной установки на цель не было механизировано. Стрелку, упершись в плечевые опоры, приходилось прилагать значительные усилия для наводки орудия, масса которого с боеприпасами превышала 200 кг. Хотя конструкторы постарались сбалансировать пушки в горизонтальной плоскости, угловая скорость наводки была небольшой, а инерция при вращении на тумбе очень значительной. Тем не менее, зенитная установка с темпом стрельбы более 2000 выстр/мин для самолётов летящих на малой высоте представляла серьёзную опасность. Большим плюсом «трёхстволок» имевших ленточное питание по сравнению с 20-мм счетверёнными МЗА 2,0 cm Flakvierling 38, была возможность вести огонь длинными очередями большей продолжительности. Для этого требовался только один стрелок, в то время как для обслуживания счетверённой установки с магазинным заряжанием был необходим расчёт из восьми человек.
Точное число строенных установок 2,0 cm Flakdriling MG 151/20 поступивших в войска сейчас установить невозможно, но, судя по количеству фотографий, где они запечатлены, этих зениток выпустили немало. Трехствольные 20-мм зенитки монтировалась как стационарно для объектовой ПВО, так и на различной броне, авто и железнодорожной технике, в том числе ими вооружались бронепоезда ПВО.
В качестве бронированного шасси для размещения 2,0 cm Flakdriling MG 151/20 чаще всего использовали полугусеничные бронетранспортёры семейства SdKfz 251. Эта машина была создана в 1938 году фирмой Hanomag на базе артиллерийского тягача Sd Kfz 11, и производился серийно до марта 1945 года.
Строенная 20-мм зенитная установка в кузове бронетранспортёра, захваченного американскими войсками
Первоначально зенитные установки размещали на бронетранспортёрах с открытой задней площадкой. При хорошем обзоре, стрелок был защищён от пуль и осколков только бронированным щитом спереди. Начиная с октября 1944 года по февраль 1945 года, немецкая промышленность успела выпустить приблизительно 150 ЗСУ Sd.Kfz.251/21 со строенными пушечными установками. Экипаж открытой сверху ЗСУ по кругу прикрывался бронёй толщиной от 8 до 14,5 мм. Сама артустановка была помещена в бронированный короб.
При необходимости наводчик имел возможность вести огонь не только по воздушным, но и по наземным целям. Согласно американским отчетам о боевых действиях Sd.Kfz.251/21 на Западном фронте очень часто применялись для поддержки наземных войск. По совокупности характеристик зенитные самоходные установки Sd.Kfz.251/21 можно считать одними из самых удачных немецких образцов на полугусеничном шасси. Данная ЗСУ при относительно невысокой стоимости, и не плохих показателях подвижности и проходимости имела приемлемую огневую мощь. Тем не менее, построить много зенитных самоходок этого типа немцы не успели. ЗСУ Sd.Kfz.251/21 появилась слишком поздно, и заметного влияния на ход боевых действий не оказала. Также в ряде источников упоминается, что строенные 20-мм установки монтировались на захваченных у американцев трёхосных разведывательных бронеавтомобилях M8 Greyhound. Впрочем, вряд ли таких ЗСУ удалось выпустить много.
После капитуляции Италии в сентябре 1943 года значительная часть техники и вооружения итальянской армии оказалась в распоряжении Вермахта. В целом итальянские 20-мм зенитные автоматы вполне соответствовали тогдашним требованиям предъявляемым к малокалиберным зениткам и потому использовались в немецких подразделениях ПВО наравне с установками собственного производства.
В 1935 году в рамках техзадания выпущенного техническим отделом итальянского Министерства обороны фирма Breda Meccanica Bresciana на базе французского 13,2-мм пулемета Hotchkiss Мle 1930 создала универсальную 20-мм установку Cannone-Mitragliera da 20/65 modello 35 известную также как Breda Modèle 35, в которой использовался патрон «Длинный Солотурн» — 20х138 мм. Этот же боеприпас применялся в немецких скорострелках: 2,0 cm FlaK 30, 2,0 см Flak 38 и 2,0 cm Flakvierling 38.
20-мм установка Breda Modèle 35 на огневой позиции в положении для зенитной стрельбы
В итальянской армии 20-мм «Бреда» использовалась как лёгкое противотанковое и зенитное орудие. Бронебойный снаряд массой 120 г, разогнавшись в стволе длиной 1300 мм (65 калибров) до скорости 840 м/с на дистанции 200 метров мог пробить при попадании под прямым углом 30 мм гомогенную броню.
Питание, как и во французском пулемёте происходила из жесткой обоймы-ленты на 12 снарядов. Подача обоймы осуществлялась с левой стороны, и по мере расходования патронов она проходила насквозь приемника, выпадая справа. Темп стрельбы – 500 выстр/мин. Хорошо обученный расчет мог развить боевую скорострельность до 150 выстр/мин. Масса установки – около 340 кг. Вертикальные углы наводки: от -10 ° до + 80 °. При отделении колёсного хода имелась возможность вести огонь в секторе 360°.
Универсальная установка Breda Modèle 35 получила широкое распространение. По стоянию на сентябрь 1942 года в итальянских вооруженных силах имелось около 3000 таких установок. Они активно использовались в боевых действиях в Северной Африки и Сицилии. Очень часто итальянские 20-мм зенитки монтировали на различные транспортные средства. Для объектовой ПВО и военно-морских сил было выпущено более 200 единиц на стационарном поворотном лафете. Такая же установка впоследствии размещалась на железнодорожных платформах.
Захваченные в Италии 20-мм автоматы «Бреда» использовались в Вермахте под обозначением Breda 2,0 сm FlaK-282(i). Производство этих зенитных установок продолжалось и после сентября 1943 года на подконтрольных немцам северных территориях Италии, всего в распоряжении гитлеровцев было не менее 2000 таких зенитных орудий. Помимо вооруженных сил нацисткой Германии итальянские 20-мм МЗА активно использовались финской армией.
После вступления Италии в войну, армия и флот столкнулись с острой нехваткой МЗА. Принятые на вооружение 20-мм автоматы Breda Modèle 35 выпускались в недостаточном количестве. Ввиду этого было принято решение дополнительное закупить для итальянских вооруженных сил выпускаемые для иностранных заказчиков 20-мм пушки Cannone-Mitragliera da 20/77 фирмы Scotti. Данная 20-мм зенитная установка была создана совместно компаниями Scotti и Isotta Fraschini при содействии швейцарской Oerlikon в 1936 году. В итальянских ВМС это оружие именовалось 20 mm/70 Scotti Mod. 1939/1941.
20-мм автоматическая пушка Cannone-Mitragliera da 20/77 на универсальном колёсно-треножном станке
Масса установки на колёсно-треножном станке в боевом положении после отделения колёсного хода составляла 285 кг. При установке треноги на грунт имелась возможность кругового обстрела. Углы вертикально наводки: от -10°до +85°. Изделия фирм «Бреда» и «Скотти» вели огонь одинаковыми боеприпасами, и по баллистическим характеристикам были практически равноценны. Первый вариант 20-мм зенитки «Скотти» заряжался жесткими лентами-обоймами на 12 патронов. Позже появились варианты с 20-зарядным барабаном и с ленточным питанием. Установка с ленточным питанием и коробкой на 50 снарядов имела темп стрельбы 600 выстр/мин и могла производить до 200 выстр/мин.
Кроме установок на колёсно-треножном станке некоторое количество зениток «Скоти» смонтировали на тумбовых лафетах. Орудие на тумбовом лафете оснащалось уравновешивающей системой, позволявшей осуществлять горизонтальную и вертикальную наводку вручную без чрезмерных физических усилий.
В Милане на заводе фирмы Isotta Fraschini занимавшейся также выпуском дорогих легковых автомобилей было собрано более 500 20-мм автоматов «Скотти». Итальянская армия до сентября 1944 года активно использовала их в боевых действиях. Осенью 1944 года немецкие войска захватили около двух сотен МЗА Cannone-Mitragliera da 20/77, и использовали их под обозначением 2,0 cm Flak Scotti(i).
Помимо собственных и итальянских 20-мм зенитных автоматов в распоряжении немцев имелось значительное количество образцов захваченных в других странах. Среди них особняком стоит весьма удачная датская 20-мм зенитная установка M1935 Madsen на универсальном станке с отделяемым колёсным ходом.
20-мм установка M1935 Madsen на универсальном колёсно-треножном станке в экспозиции Пекинского военного музея
Также существовал вариант на крестообразном зенитном лафете с колёсным ходом. Малокалиберная датская пушка под патрон калибра 20х120 мм по принципу действия автоматики повторяла пехотный пулемёт Мадсена винтовочного калибра с коротким ходом ствола и качающимся затвором. Ствол воздушного охлаждения снабжался дульным тормозом. Питание осуществлялось из коробчатых магазинов на 15 или барабанных на 30 снарядов. 20-мм автоматическая пушка на универсальном станке, во второй половине 30-х годов пользовалась популярностью у зарубежных покупателей и широко поставлялась на экспорт. Боевое крещение 20-мм установок M1935 Madsen состоялось в ходе Советско-Финской зимней войны.
Зенитная установка на универсальном станке обладала для своего калибра рекордно малой массой, её вес в боевом положении составлял всего 278 кг. Темп стрельбы – 500 выстр/мин. Боевая скорострельность – до 120 выср/мин. Эффективная дальность стрельбы по воздушным целям – до 1500 м. В боекомплект входили выстрелы с бронебойным (массой 154 г), бронебойно-трассирующим (146 г), осколочным (127 г) снарядом. Согласно справочным данным, бронебойный снаряд с начальной скоростью 730 м/с, на дальности 500 м по нормали мог пробить 28 мм броню.
После оккупации Дании, Норвегии и Нидерландов, в распоряжении гитлеровцев оказалось несколько сотен 20-мм зениток «Мадсен». Оккупационные власти продолжили на датских предприятиях выпуск зенитных установок и боеприпасов для них. Впрочем, немцы в целях экономии отказались от производства достаточно сложных универсальных колёсно-треножных станков и устанавливали 20-мм автоматы M1935 Madsen на вертлюги, которые в свою очередь крепились к палубам боевых кораблей, основаниям различных мобильных платформ или на бетонированных стационарных позициях «Атлантического вала». Первоначально 20-мм «мадсены» на Восточном фронте использовались венгерской и румынской армиями. Однако после того как части РККА вступили на территорию Германии, были мобилизованы все немецкие резервы, и установки датского производства с нестандартными для Вермахта боеприпасами стали применяться против советской авиации.
Продолжение следует…
По материалам:
http://alternathistory.com/neizvestnaya-mg-151-i-soputstvuyushhie-stvoly/
https://en.valka.cz/topic/view/14077/2-cm-MG-151-20-Fla-SL-151-Drilling
http://www.maquetland.com/article-phototheque/3120-cannone-mitragliera-scotti-isotta-fraschini-model
https://forum.axishistory.com/viewtopic.php?t=156167
Информация