Легенда о цуба-цубе (часть 4)

20
Новый год наступил –
Беззаботные лица прохожих
Вокруг мелькают…
Сигёку


Не сказал бы, что беззаботности на лицах наших людей в этом новом году прибавилось. Но… неизбывной остается их любознательность, и вот это особенно приятно. Многим читателям «ВО» понравились предыдущие материалы «про цубу» и они хотят знать еще и еще. Приятно и то, что никто меня больше японским шпионом и пропагандистом японской культуры, и радетелем за передачу Курил японцам не называет. Так что мы с легким сердцем продолжаем углубляться в культуру страны Ямато, ну а темой нашего сегодняшнего рассказа станут материалы, из которых делались цубы.



В прошлый раз мы узнали, что были даже цубы из камня, но понятно, что даже жадеит уступает в прочности меди и железу. Так что основным материалом для цубы в Японии всегда было железо, а также медь, бронза, золото, серебро и различные сплавы этих металлов.


Цуба* из железа, изображающая волшебный персик бессмертия. Время изготовления: XVIII в. Материал: железо, медь. Длина 7,5 см; ширина 7,3 см; толщина 0,6 см; вес 147,4 г.


Та же цуба – реверс.

Начнем с железа (по-японски тэцу), потому, что железные цубы самые распространенные. Делались они двумя технологиями – из сварочного железа и литого. Сварочное ковали, ну а литое – заливали в форму. Технологии, как вы видите, самые простые.


Железная кованная цуба с изображением сложенного веера. Время изготовления: XVII – XIX вв. Материал: железо, золото. Диаметр 7,9 см.

Японцам нравилось работать со сварочным железом, поскольку от многократных проковок на нем образовывалась оксидная пленка, устойчивая к коррозии. Имели значения и следы от молота на поверхности цубы, поскольку японский художественный вкус не признавал никакого блестящего и уж тем более полированного железа. Идеальным считалось не ржавое «ржавое железо», железо старое на вид или носящее следы кузнечной работы. То есть все то, что европеец посчитал бы недостатком, японец напротив – воспринял бы как большое достоинство!

Легенда о цуба-цубе (часть 4)

Цуба «Карп». Внешне выглядит очень просто. Сам карп у японцев является символом долголетия. «Цветным», то есть сделанным из разных металлов, у него мог быть один только глаз! Время изготовления: 1615–1868 гг. Материал: железо, сякудо, золото, медь. Длина 7,9 см; ширина 7,5 см; толщина 1 см; вес 136,1 г.

Литое железо было хрупким, но его отжигали, после чего изделие покрывали различными видами декоративной патины.

Голландцы ввозили в Японию твердое железо намбан-тэцу – «железо южных варваров». Из-за его твердости с ним было нелегко работать, но японские мастера научились его отжигать, понижали таким образом содержание углерода, после чего широко использовали. В том числе и для изготовления цуб. Известны и цубы, называвшиеся намбан-цуба. Однако это отнюдь не означало, что они сделаны именно из этого железа, а только то, что цуба эта сделана в «стиле южных варваров».


Цуба «Цапля». Очень популярный мотив у цубако. Но материал – чистая медь, только глаз скорее всего сделан из золота. Оригинально осуществлена подгонка клинка: зачеканено само отверстие накаго-ана. Время изготовления: XVI – XVII вв. Материал: медь. Длина: 7,8 см; ширина 7,3 см; толщина 0,5 см; вес 119,1 г.

Вторым по популярности металлом для цубы служила медь, «красный металл», по-японски – акаганэ. Это была обычная красная медь, которую упрочняли холодной ковкой. Но разумеется, медь также использовалась в сплавах, поскольку у сплавов были разные цвета. Так, использовалась так называемая «черная медь» или ямаганэ. Примеси в этом сплаве были случайными, и часто неустановленными.


«Три шляпы». Цуба целиком сделана из меди! Время изготовления: XVIII в. Диаметр 7,9 см; толщина 0,8 см; вес 150,3 г.

Затем использовался сплав меди и золота – сякудо. Процентное соотношение меди и золота могло быть разным: от 97 до 75% меди, а, соответственно золота от 3 и до 25%. Сплав этот мастера цубако – изготовители цуб, очень любили, поскольку он хорошо обрабатывался. На него также можно было легко нанести стойкую патину различных цветов и оттенков.

Третий сплав по степени популярности назывался «одна четверть» – сибуити. Основой его тоже была медь (около 75%), а вот 25%, то есть «одну четверть» в нем приходилось на серебро. Впрочем, это был всего лишь один, хотя и самый популярный вариант, потому, что была масса сплавов, где серебра было либо больше (до 50% – ходзи гин), либо меньше (13% – ансэй гин). Самым предпочтительным для обработки считался самбо-гин, в котором серебра было 32%. Причем, все эти сплавы хорошо обрабатывались механически, но интересные для японцев цвета получали лишь только после химической обработки. Но зато и цвета этот сплав давал самые разные – от чисто серого до серо-оливкового.

После сплавов меди с серебром большой популярностью пользовалась в Японии классическая бронза. Интересно, что сюда бронза попала из Китая, оригинальным для Японии сплавом она не является. Поэтому она так и называется – караганэ, то есть «китайский металл». Из бронзы из-за ее звучности обычно отливают колокола. Однако ее хорошую текучесть и то, что она с легкостью заполняет даже очень мелкие формы, всегда использовали и мастера-литейщики, к колоколам отношения не имевшие. Обычно бронза — это сплав меди с оловом. Однако у японских цубако в ходу были следующие оригинальные сплавы: все тот же караганэ, состоявший из 60% меди, 30% меди и 10% присадки цинка. Затем использовался сплав сэнтоку: 48% цинка, 35% меди и 17% олова, и сплав сахари, который еще называли «белой бронзой». В нем было от 74-69% меди, от 29 до 24% олова и 2% свинца. Это был очень твердый, но легкотекучий сплав. Поэтому им можно было легко инкрустировать поверхность цубы, просто заливая ее углубления расплавом, либо расплавляя прямо на ней так, чтобы он заполнил нужные углубления. После этого он легко заполировывается заподлицо с металлом основы. Разновидностью бронзы была латунь (или синтю), известный в Японии с VII в.) сплав меди и цинка. Японцам она нравилась тем, что, будучи отполированной, походила на золото. Применялся и совсем редкий сплав сэнтоку, в который входили медь, цинк и свинец.


«Джункуй под зонтиком». Оригинальная цуба из бронзы, причем на зонтике сделан вырез, чтобы можно было увидеть лицо его владельца. Нарочито небрежно показаны косые струи дождя. Ну, а демон на реверсе радуется, что Джункуй его из-под зонта не видит! Традицией цубако было делать браслеты на руках у демонов из золота. Время изготовления: XVIII в. Материал: бронза, сякудо, золото, серебро, медь. Длина 7,3 см; ширина 6,7 см.


Та же цуба – реверс.

Серебро японцами использовалось очень давно. Но из-за своей мягкости применять его в чистом виде мастера цубако считали нецелесообразным. Рабочим материалом были сплавы серебра с медью. Из них, например, обычно делались когти и зубы у демонов, тигров и драконов. Однако известны и чисто серебряные литые цубы.


«Лунный кролик над волнами». Цуба литого серебра. Медь использована лишь для подгонки клинка. Время изготовления: 1615–1868 гг. Длина 5,7 см; ширина 4,8 см; толщина 0,8 см; вес 68 г.


Та же цуба – реверс.

Золото – «металл волшебный». Так считали всегда, обращая внимание в первую очередь на его химическую стойкость и превосходную ковкость. Но оно в чистом виде слишком мягкое, поэтому японцы использовали его в виде сплавов, а в чистом виде лишь в виде самых мелких деталей, например, из него делались браслеты на лапах у демонов! Обычно на такие детали шло червонное золото или кин. Применялись сплавы золота с медью – ака-кин или «красное золото» и серебром – ао-кин или «тусклое золото». Наконец, для изготовления золотых монет, называвшихся кобан, тоже брали различные по составу сплавы золота, и мастер цубако, в принципе, мог взять такую монету, расплавить и использовать в своей работе.


Для этой цубы придумать название мог бы разве, что сам японец, и то… средневековый. Вроде бы простое изделие, но посмотрите, сколько в ней всего. И как много использовано различных приемов работы с металлом. Мастер словно хотел показать всем, что «тут все очень просто, но работать я умею». Время изготовления: XIX в. Материал: медь, золото, сякудо, сибуити, серебро. Длина: 5,6 см; ширина 4,3 см; толщина 0,5 см; вес 65,2.


«Поймали рыбу-ежа». Очень красивая цуба, в форме самурайского шлема, инкрустированная окрашенным перламутром и кораллами в китайской технике. Время изготовления: XVIII в. Материал: лак (маки-ё), дерево, перламутр, кораллы, слоновая кость, панцирь черепахи, олово, медь. Длина 9,8 см; ширина 8,9 см; толщина 1 см; вес 79,4 г.


Та же цуба – реверс.

Ну, и как уже отмечалось, иногда использовались такие необычные материалы, как дерево, покрытое лаком, лакированная кожа, слоновая кость и даже фарфор. Известны цубы, украшенные перегородчатой эмалью, а также инкрустированные перламутром, кораллами и даже «панцирем черепахи». Хотя, да, подобные цубы встречались нечасто и только в мирную эпоху Эдо.


Цуба, инкрустированная перламутром. Время изготовления: 1615–1868 гг. Материал: медь, золото, перламутр. Длина 7,6 см; ширина 7 см; толщина 0,5 см; вес 136,1 г.

* Все цубы из коллекции Метрополитен-музея в Нью-Йорке.

Продолжение следует…
20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    22 января 2019 08:10
    Очень красиво. Мне тоже нравятся и сварочное железо, и бронза.
    Погрузился в мир металлов)
    Спасибо за статью
  2. -4
    22 января 2019 09:13
    И что? Скифы, руссияне и протчие мастера хуже японских городовых?
    1. +4
      22 января 2019 09:23
      А где говорится что они хуже?
      Любой настоящий мастер - ваяет шедевры
    2. +2
      22 января 2019 10:12
      Цитата: pafegosoff
      И что? Скифы, руссияне и протчие мастера хуже японских городовых?
      Причем здесь это?
      1. +5
        22 января 2019 10:40
        Это такое проявление патриотизма!
    3. +5
      22 января 2019 13:00
      Цитата: pafegosoff
      И что? Скифы, руссияне и протчие мастера хуже японских городовых?

      "Скифы, руссияне и протчие" круче всех! Я, как "истеный потреод" запретил бы все, что не "скифы, руссияне и протчие", на фига оне ваапче нужны.
      1. +5
        22 января 2019 22:04
        Это из разряда:
        "Лучик дробится в шестнадцати гранях стакана,
        Солнце над Фудзи встаёт,
        Сильно болит голова..."
  3. +4
    22 января 2019 09:27
    Спасибо за статью.
    Интересно выглядит след клейма, на некоторых цубах. По красоте и чистоте исполнения может посоперничать с орнаментом.
  4. +4
    22 января 2019 10:40
    "Разновидностью бронзы была латунь (или синтю), известный в Японии с VII в.) сплав меди и цинка"
    Латунь никогда не была разновидностью бронзы. Это два разных сплава.
    1. +2
      22 января 2019 11:35
      Цитата: Decimam
      "Разновидностью бронзы была латунь (или синтю), известный в Японии с VII в.) сплав меди и цинка"
      Латунь никогда не была разновидностью бронзы. Это два разных сплава.
      По, общепринятой, металлургической классификации - да. Но учитывая что в оба сплава может быть добавлено олово вполне возможно, что их считали однотипными. Интересно было бы узнать какая классификация была у японских мастеров средневековья в этой области.
      1. +5
        22 января 2019 15:26
        У японских мастеров классификация была такая же. Бронза - медный сплав, где основной легирующий элемент олово.
        Латунь - медный сплав, где основной легирующий элемент цинк. Однотипными их не считали, потому как у них разные свойства.
  5. +5
    22 января 2019 10:41
    Блестящий материал, и по наполнению, и по подаче, автор просто суперпрофи ! good Такой красоты не видел, и считал что цубы были просты и функциональны, как в Европе (хотя может быть у большинства обычных, малоценных и поэтому несохранившихся японских мечей такие и были ?). Очень понравилась цуба с карпом - стильно и одновременно функционально, и скромно.
  6. +3
    22 января 2019 11:24
    Спасибо, Вячеслав Олегович.
    Обратил внимание, что прочтение с утра статей про Японию задает мне поэтическое настроение на весь день. Хочется творить, так сказать. smile Цуба с лунным зайцем навеяла:
    С волны на волну
    Лепестком слетает лунный блик
    Дайте и мне капельку бессмертия...
    smile
    1. +4
      22 января 2019 12:04
      У меня тоже! С разбега написал сразу 6 материалов... вот какой был драйв!
      1. +1
        22 января 2019 23:06
        Честнее, честнее надо.... По быстрому напереводил и сплагиатил 6 материалов. Вот так будет вернее. И когда постами своих твинков себя восхваляете, в их профилях потрудитесь тогда еще содержательные посты добавить а то уже смешно выглядите.
        1. +1
          23 января 2019 07:39
          Александр! А Вам-то какое дело, как рождаются такие материалы? Ваше дело читать НОВОСТЬ и это для Вас новость, потому что раньше написать об этом никто не додумался. Теперь в рамках ликбеза: при переводе с иностранного языка, выполненного "своими словами" авторство теряется на 100%. Далее - плагиат, это когда чужой текст берется в объеме 100%. Правилами сайта разрешается (См. "Правила сайта") публикация материалов с новизной "более 70%", значит "более", то есть 71%, это уже не плагиат. У меня планка на уровне 90-92% и я не сдаю их редактору если уровень ниже. Если ниже - то есть цитаты (с указанием автора) или стихи. Так что какой плагиат может быть при уровне новизны 92%? Учтите это на будущее...
          1. +1
            23 января 2019 11:00
            Цитата: kalibr
            Александр! А Вам-то какое дело, как рождаются такие материалы?

            Вячеслав Олегович, не обращайте внимания. Вы же английский шпион, помните об этом, вам нельзя волноваться. winked
            Просто у людей разные способы сказать спасибо. request
            1. +1
              23 января 2019 14:20
              Да, Вы правы, только ведь еще и японский, как кто-то написал, находка для 37 года. И на Восток, и на Запад.
  7. +4
    22 января 2019 20:57
    "Вторым по популярности металлом для цубы служила медь, «красный металл», по-японски – акаганэ. Это была обычная красная медь, которую упрочняли холодной ковкой. Но разумеется, медь также использовалась в сплавах, поскольку у сплавов были разные цвета. Так, использовалась так называемая «черная медь» или ямаганэ. Примеси в этом сплаве были случайными, и часто неустановленными."
    Тут есть нюансы. В период Эдо цубы из ямаганэ были очень популярны, поэтому мастера начали сознательно добавлять примеси в медь.Такая "черная медь" называлась нигуромэдэ.
  8. 0
    11 мая 2023 17:46
    Скажите пожалуйста, а цубы стиля Ёсиро редки? И что обозначают моны на них?