Экспериментальному истребителю пятого поколения МиГ 1.44 исполнилось 20 лет

85
20 лет прошло с того момента, как руководство АНПК (сегодня РСК) «МиГ» представило публике свой новый опытный экземпляр многофункционального фронтового истребителя – МФИ. Эта машина получила сначала шифр 1.42, а позднее стала более известной, как МиГ 1.44. Презентация данного самолета прошла в подмосковном Жуковском в Летно-испытательном институте имени М. М. Громова. Данное событие стало одним из главных и самых ярких для отечественной авиации рубежа конца 1990-х начала 2000-х годов. В этом нет ничего странного, ведь самолет, который при запуске в серийное производство должен был получить индекс МиГ-35, представлял собой опытно-экспериментальный прототип истребителя пятого поколения.

Тогда на демонстрации истребителя присутствовали первые лица государства: министр обороны России Игорь Сергеев, министр экономики Андрей Шаповальянц, помощник президента Евгений Шапошников и главнокомандующий ВВС России Анатолий Корнуков. К собравшимся в ЛИИ имени Громова гостям новый самолет выкатывал герой Российской Федерации летчик-испытатель Владимир Горбунов. Публичный показ нового истребителя был приурочен к 60-летию знаменитого микояновского КБ и изначально задумывался, как настоящий праздник.



От момента первого публичного показа до первого полета опытно-экспериментального истребителя прошло совсем немного времени. Впервые в воздух истребитель МиГ 1.44 поднялся 29 февраля 2000 года. Первый полет нового самолета продлился 18 минут и прошел в полном соответствии с полетным заданием. Во время полета истребитель набрал высоту 1000 метров и пролетел два круга над аэродромом Летно-исследовательского института на скорости примерно 500-600 км/ч, после чего успешно совершил посадку. После завершения полета заслуженный летчик-испытатель Владимир Горбунов отметил: «полет, которого все мы так долго ждали, прошел на удивление буднично, самолет вел себя послушно, хотя, естественно, по своим пилотажным качествам перед нами принципиально новая машина, работа над которой еще впереди». Слова шеф-пилота РСК МиГ не стали пророческими, уже в 2002 году работы над проектом были полностью прекращены, а единственный построенный опытно-экспериментальный образец находится сегодня на хранении на аэродроме в подмосковном Жуковском, соседствуя здесь с другими экспонатами отечественной авиационной техники.


МиГ 1.44


Хотя специалисты «МиГа» называли свою машину абсолютно новым самолетом, как и любые образцы современной авиационной техники, он успел пройти долгий путь создания. Первые работы над проектом нового фронтового истребителя стартовали еще в СССР в конце 1970-х годов, когда в общих чертах определились все требования, которые военные предъявляли к истребителям будущего. К ним относились многофункциональность, малозаметность во всех спектрах наблюдения, сверхманевренность и возможность совершать полет на крейсерской сверхзвуковой скорости. Первые общие черты будущего самолета оформились уже в начале 1980-х годов.

Фактически набор предъявляемых к новому боевому самолету требований был набором требований, предъявляемых к самолетам пятого поколения. Примерно в то же время к работам по созданию перспективного тактического истребителя ATF (Advanced Tactical Fighter) приступил главный геополитический противник Советского Союза. В США работы над таким самолетом стартовали в 1983 году и уже в 1986 году ВВС США определили победителей конкурса, среди которых были фирмы «Локхид» и «Нортроп», которым предстояло представить на испытания опытные образцы будущих боевых машин. Победителем данного конкурса стала компания Lockheed, которая представила истребитель пятого поколения, получивший индекс F-22 Raptor. Первый предсерийный образец поднялся в небо в 1997 году, а уже в 2001 году развернулось серийное производство самолета F-22, который стал первым истребителем пятого поколения принятым на вооружение. Всего было выпущено 187 серийных самолетов, которые находятся на вооружении ВВС США.

Экономический кризис 2008 года и очень большая стоимость истребителя F-22 заставили американское правительство отказаться от дальнейших закупок данного самолета (по первоначальным планом планировалось построить 750 «Рапторов»), сделав упор на программу создания нового малозаметного многофункционального семейства истребителей-бомбардировщиков F-35. К разработке самолета, который должен был стать унифицированным истребителем-бомбардировщиком стран НАТО, были привлечены многие государства, которые также вложились в этот проект. В то же время в 1990-е годы создаваемый специалистами РСК «МиГ» новый истребитель МФИ мог считаться потенциальным конкурентом американского F-22. Другое дело, что разразившийся в стране кризис, развал СССР и практически настоящий крах всей экономики делали перспективу первого отечественного истребителя пятого поколения весьма туманной.


F-22 Raptor


МиГ 1.44 представлял собой одноместный моноплан, выполненный по схеме «утка» с двухкилевым оперением. По принятой в нашей стране классификации самолет был близок к тяжелому истребителю. Среди немногих официально обнародованных характеристик самолета выделяли длину – 20 метров, размах крыла – 15 метров и максимальную взлетную массу – порядка 30 тонн. В конструкции нового самолета широко применялись полимерные композиты и углепластик, доля которых в общей массе конструкции должна была составить порядка 30 процентов. В этой связи необходимо отметить, что на тот момент времени на смену идеи всеобъемлющего использования композитных материалов пришла идея их разумной достаточности. Для МиГ 1.44 из них планировалось выпускать панели крыла, крышки и створки люков, переднее горизонтальное оперение. К новинкам данного проекта можно было отнести также широкое применение в конструкции самолета легких и прочных алюминиево-литиевых сплавов, доля которых должна была составить 35 процентов, на сталь и титан приходилось еще 30 процентов, а оставшиеся 5 процентов на другие материалы (стекло, резину и т.д.). Стоит отметить, что подобным же изменениям в конструкции в свое время подвергся и F-22 Raptor, создатели которого пошли на снижение использования доли композитных материалов, меняя их на сталь и титан.

Сердцем нового самолета должны были стать двигатели с управляемым вектором тяги АЛ-41Ф, разработанные конструкторами НПО «Сатурн». Этот авиационный высокотемпературный турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой, работа над которым стартовала в 1982 году, изначально создавался для самолета пятого поколения. Двигатель позволял самолету развивать сверхзвуковую крейсерскую скорость полета без использования форсажа. Заявленная максимальная скорость истребителя МиГ 1.44 должна была составить 2,6 Маха, а крейсерская скорость полета – около 1,4 Маха. Помимо этого новый боевой самолет должен был получить современную бортовую РЛС с активной фазированной антенной решеткой и электродистанционную цифровую систему управления.

Самолет был оснащен подфюзеляжным воздухозаборником, который был разделен на две секции (каждая должна был обслуживать свой двигатель). Воздухозаборники обладали верхним регулируемым горизонтальным клином и нижней отклоняемой губой, которые обеспечивали плавное регулирование потока воздуха на входе (на американском истребителе F-22 имелись нерегулируемые воздухозаборники, оптимизированные для сверхзвукового режима полета). Расположение воздухозаборников снизу было выгодно по предъявляемым к новому самолету высоким маневренным характеристикам, позволяя машине избежать срыва потока при совершении интенсивных маневров в виражах и выходах на большие углы атаки.

Экспериментальному истребителю пятого поколения МиГ 1.44 исполнилось 20 лет

МиГ 1.44 в четырёх проекциях


Снижения радиолокационной заметности самолета в общем случае достигаемого компоновкой машины и радиопоглощающим покрытием поверхностей, у истребителя МиГ 1.44 можно было оценить лишь по специфическим конструкторским решениям, предусмотренным специалистами КБ МиГ, снижающим ЭПР, и экранирующим ряд особенно заметных в этом спектре агрегатов самолета. В то же время покрытия, которое не было необходимо для проведения первичных летных испытаний будущего истребителя, самолет никогда не получал. При этом сейчас очевидно, что ряд решений, которые относились к индивидуальным особенностям проекта, достаточно плохо вписываются в современные требования, которые предъявляются к путям снижения ЭПР и актуальны для самолетов пятого поколения, к примеру, нижние кили МиГ 1.44, которые играли роль уголковых отражателей.

В РСК «МиГ» говорили о том, что одним из достижений при разработке нового многофункционального фронтового истребителя было то, что была реализована возможность размещения вооружения внутри корпуса самолета. Такой шаг также был направлен на решение проблемы малой заметности машины. При этом во внутренних отсеках истребителя мог разместиться далеко не весь его арсенал, поэтому в конструкции самолета имелись и внешние точки подвески вооружений, использование которых в боевых действиях не только уменьшало показатели малозаметности истребителя, но и не позволяло самолету совершать крейсерский полета со сверхзвуковой скоростью. Справедливости ради стоит отметить, что варианты внешней подвески вооружения были не основными и могли использоваться лишь для решения ограниченных задач.

Всего в рамках реализации проекта по созданию нового многофункционального фронтового истребителя конструкторами МиГ были разработаны следующие машины:

Истребитель с шифром 1.42 был опытным образцом, на котором специалисты КБ МиГ отрабатывали новые технологии, в 1994 году был построен единственный прототип, который применялся для статических испытаний.

Истребитель с шифром 1.44 представлял собой доработанный 1.42. Данная модель должна была пойти в серийное производство и в дальнейшем пополнить парк самолетов отечественных ВВС. В 1999 году был построен единственный экземпляр, еще 4 самолета в различной степени готовности находились на заводе «Сокол» на момент закрытия проекта.

Истребитель с шифром 1.46 представлял собой глубокую модернизацию 1.44, существенно превосходя своего предшественника по ЛТХ. На момент закрытия проекта шел процесс подготовки к постройке первого опытного экземпляра самолета. Некоторые эксперты считают, что часть технологий и общий вид машины были переданы КНР и при создании своего истребителя J-20 Китай использовал чертежи проекта 1.46, приобретенные у РСК «МиГ». Представители РСК «МиГ» выступали с официальным опровержением данной информации.


МиГ 1.44


Проект создания истребителя МиГ 1.44 был окончательно закрыт в 2002 году. Виной, скорее всего, стало переплетение самых разных факторов. К примеру, на начало 2000-х годов новый российский истребитель по-прежнему оставался сырым проектом. Как показал опыт разработки F-22 и F-35, он мог потребовать интенсивной доработки в течение 10-15 лет без гарантии получения на выходе положительного результата. При этом уже тогда было очевидно, что в технологическом отношении машина отстает от американского истребителя пятого поколения Raptor. Свое значение сыграла и слабость российской экономики, которая в начале 2000-х годов просто не могла вытянуть подобный проект и серийное создание самолетов стоимостью порядка 70 миллионов долларов. Отдельно выделяют и череду финансовых скандалов, в том числе коррупционной направленности, которые потрясли предприятие МиГ в начале 2000-х годов и тоже могли быть причиной постановки точки в создании истребителя МиГ 1.44 и передаче задания на создание истребителя пятого поколения конкурентам в лице ОКБ Сухого.

При этом очевидно, что боевой самолет пятого поколения России нужен был и тогда, нужен он и сегодня. Реализуемая с начала 2000-х годов программа создания истребителя ПАК ФА, он же Т-50, он же Су-57 (официально утвержденное обозначение серийных машин) также развивается достаточно медленно. Стоит отметить, что по прошествии 19 лет с момента первого полета перспективного опытно-экспериментального истребителя МиГ 1.44 Россия по-прежнему не имеет на вооружении ни одного серийного истребителя пятого поколения. Первая серийная машина должна поступить в состав ВКС страны в 2019 году, это будет Су-57 с двигателем первого этапа, второй серийный самолет (в рамках заключенного в 2018 году контракта на две машины) российские военные получат уже в 2020 году.


МиГ 1.44 на МАКС-2015


В то же время РСК МиГ продвигает сегодня на рынке многофункциональный истребитель МиГ-35, который не имеет ничего общего с проектом МиГ 1.44. Речь идет не о самолете пятого поколения, а о многоцелевом легком истребителе поколения 4++, являющимся глубокой модернизацией истребителей МиГ-29. Государственные испытания нового самолета должны завершиться в 2019 году, а единственным контрактом на данный момент является заказ от Минобороны России. Контракт был заключен в рамках работы форума «Армия-2018» и предполагает закупку очень небольшой партии из 6 самолетов до 2023 года.

Источники информации:
http://rusnext.ru/news/1547496503
http://www.airwar.ru/enc/xplane/mfi.html
http://bastion-karpenko.ru/1-44
Материалы из открытых источников
85 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +15
    17 января 2019 08:17
    Не в то время родился самолёт. Страна уже была захвачена чужими.
    1. +2
      17 января 2019 08:36
      Да нет, тут скорее другое КБ убило проект....Больше связей, больше денег за счет экспорта.... Да и в министерствах думаю к "лесопилке" решили руку приложить, с нуля разрабатывать в любом случае дороже, чем доводить...
      1. +10
        17 января 2019 08:50
        Да-да-да. У неудачников всегда кто-то виноват.
        Доводить этот самолет из 80-ых в 2000-ые даже не смешно. В лучшем случае получилось бы позорище уровня J-20. Но, скорее всего, нет, т. к. на МиГе уже непонятно кто мог бы этим заняться. Это без учета того, что ни один из компонентов для него тогда просто не существовал.
        1. +8
          17 января 2019 08:57
          Кстати, очень похожие самолеты.....воздухозаборники по разному расположены и чуть длиннее китаец. Видимо S- каналы встроили и отсек вооружения увеличили.
          1. +6
            17 января 2019 09:07
            Они недавно показали этот отсек, я чуть пупок не надорвал, туда всего 4 ракеты воздух-воздух влезает, плюс еще 2 в боковые. Т. е. функционально J-20 - это чистой воды F-22, только на технологиях уровня вот этого самого 1.44. У которого вообще неясно, где оружие размещать внутри.
            1. +2
              17 января 2019 14:52
              Цитата: EvilLion
              Т. е. функционально J-20 - это чистой воды F-22, только на технологиях уровня вот этого самого 1.44.

              Что за технологии такие?

              Цитата: EvilLion
              У которого вообще неясно, где оружие размещать внутри.

              А кто сказал, что внутри?

              1. 0
                19 января 2019 16:05
                Это лишь была летающая модель самолёта-демонстратора. Но и из этого было ясно, что пятое поколение в ОКБ МиГ Демон стрировать не особо получается... Увы, у ОКБ Сухого вышло убедительнее.Да, с блатом и подмазками, да, с наглостью и затягиванием сроков... Но увы - пирог достался этим нниииггодддяяям!)))
                1. +1
                  20 января 2019 23:18
                  Цитата: 52гим
                  Увы, у ОКБ Сухого вышло убедительнее.

                  Ну как бы до сих пор не ясно, какие у Су-57 плюсы, по сравнению с МиГом. Крейсерский сверхзвук? Неясно. Заметность? Тоже критикуют. Совершенно очевидно, что там затягивание работ. И обозримый конец пока не виден.
            2. 0
              20 января 2019 23:16
              Цитата: EvilLion
              Они недавно показали этот отсек, я чуть пупок не надорвал

              А от ф-22 надорвали таки пупок? Хохотун вы наш.
        2. +7
          17 января 2019 09:08
          Зайду с другого конца - вот по ПАК ФА и "Армате" тоже ищут отговорки, чтоб в серию не пускать.... Это тоже неудачники?
          Касательно доводки самолетов 80-х - "Раптор" довели, Су-27 сейчас тоже довели и до Су-30 и до Су-35 "неимеющийаналоговвмирепочтипятоепоколениелучшеящера".... ПАК ФА тоже старые наработки... Но просто взять и выкинуть проект в пустоту и сразу же начать аналогичный проект, но от другого КБ....Картина такая же как была с МиГ-29 и Су-27 у нас в ВВС....
          1. -6
            17 января 2019 09:30
            "Армата", если серьезно, армии просто не нужна.

            ПАК ФА - это 90% всякие радары, оптимизированное под внутр. размещение вооружение, бортовое ПО, возможно, в десятки миллионов строк кода, и прочие вещи, которые к полету 1.44 еще даже не начинали разрабатывать. Т. е. выкинули там пустую коробку, пригодную только для ограниченного набора испытаний. Подобных коробок в процессе теоретических поисков выкидывается масса. Некоторые изначально дальше коробки не планируются.

            Кстати, вы в курсе, что ЭДСУ в СССР появилась как раз у "Сухого", на Т-4, потом был Су-27? МиГ-29 же управляется по старинке, только более поздние модификации начали доводить до передового уровня. Т. е. разница в опыте разработки колоссальная.

            Из Су-35 никакой доводкой не сделаешь Су-57. Он просто геометрически оптимизирован под определенные скоростные режимы.

            Су-57 до 2026-го года тоже практически не будет, планируется всего 13 самолетов, но некоторые уже с двигателями 2-го этапа.

            Кивки на F-35 интереса не представляют, как самолет он ничего прорывного не несет, с малозаметностью неясно, но никто не мешает хоть делать его модели и обсчитывать, хоть намазать на реальный экземпляр Су-57 покрытия и замерить заметность со всех ракурсов хоть в безэховой камере, хоть на реальных радарах, скорее всего, это уже сделали, только результаты засекречены.

            А вот новые концепции ведения боевых действий, которые несут F-35 и Су-57 это что-то что еще должно быть осмыслено.
            1. +3
              17 января 2019 12:34
              Цитата: EvilLion
              "Армата", если серьезно, армии просто не нужна.

              Серьезно? До скончания времен сидеть на Т-90 и 72?

              Цитата: EvilLion
              Су-57 до 2026-го года тоже практически не будет, планируется всего 13 самолетов, но некоторые уже с двигателями 2-го этапа.

              14 laughing если я правильно насчитал. 2 в 19-20гг и потом еще контракт на 12шт. В любом случае, это конечно очень мало для такой страны как Россия. Скорее бы был готов движок 2 этапа, думаю, потом бы зашевелились
              1. -4
                17 января 2019 13:02
                Вы не перекомпонуете танк с сохранением веса и ростом параметров, да и Т-14 большой очень, т. е. броня там картониумная, или он весит 60 тонн. Оно нам надо?
            2. +1
              17 января 2019 12:36
              Цитата: EvilLion
              Кивки на F-35 интереса не представляют, как самолет он ничего прорывного не несет, с малозаметностью неясно, но никто не мешает хоть делать его модели и обсчитывать, хоть намазать на реальный экземпляр Су-57 покрытия и замерить заметность со всех ракурсов

              Да примерный ЭПР уже давно известен. Ф-35 ~0.3м2, Су-57 ~0.5м2. Но стоить отметить, что Ф-35 сам по себе меньше размерами
            3. +1
              17 января 2019 14:43
              Цитата: EvilLion
              ПАК ФА - это 90% всякие радары, оптимизированное под внутр. размещение вооружение, бортовое ПО, возможно, в десятки миллионов строк кода, и прочие вещи, которые к полету 1.44 еще даже не начинали разрабатывать.

              То есть планер, двигатель, общесамолетное оборудование это 10%? wassat

              Цитата: EvilLion
              Кстати, вы в курсе, что ЭДСУ в СССР появилась как раз у "Сухого", на Т-4, потом был Су-27?

              Первая СДУ это ДУИ-2М на Ту-22М0, а по всем трем каналам без механического резервирования - СДУ-10К, Су-33.

              Цитата: EvilLion
              МиГ-29 же управляется по старинке, только более поздние модификации начали доводить до передового уровня. Т. е. разница в опыте разработки колоссальная.

              Отказались на стадии проектирования, т.к. необходимости в ней не было.
              1. -1
                18 января 2019 09:11
                А вот конструкторы еще меньшего по размерам F-16 думали иначе.
                1. +3
                  18 января 2019 12:46
                  Неустойчивость, однако. Без СДУ управлять им невозможно. У более крупного F-15 неустойчивости нет и система управления механическая.
              2. +1
                20 января 2019 23:32
                То есть планер, двигатель, общесамолетное оборудование это 10%? wassat

                А Миг 1.44 разве имел готовый двигатель?
                Планер там тоже со своими "особенностями"

                Ага.. вижу двигатель все таки был...
            4. 0
              25 января 2019 20:05
              про Армату вы сударь, ляпнули не подумавши!
          2. +2
            17 января 2019 09:31
            Какие у ПАК ФА старые наработки...? Попытки было три...1.44..Су-47...Т-50. Абсолютно разный дизайн и подход и использование композитов. Одинаковый подход только в используемых ТРД.
            1. +4
              17 января 2019 09:45
              Су-47 никогда не был ничем большим кроме эксп. машины с внутр отсеком и КОС. Никакой серии не планировалось.
          3. -5
            17 января 2019 12:37
            Цитата: parma
            ПАК ФА тоже старые наработки..

            Новые. По сути, Су-57 на данный момент - лучший тяжелый истребитель в мире, даже лучше, чем Ф-22. Единственная проблема - их очень мало. 14 штук за несколько лет - это пшик
            1. +7
              17 января 2019 13:19
              Цитата: Гипеpзвук
              Су-57 на данный момент - лучший тяжелый истребитель в мире

              Его еще нет, поэтому он не может быть лучшим.
              По Вашей логике: проект 23000 «Шторм» - лучший авианосец в мире. request
        3. 0
          17 января 2019 10:36
          Доводить этот самолет из 80-ых в 2000-ые даже не смешно. В лучшем случае получилось бы позорище уровня J-20

          Даже боюсь спросить, насколько тогда по вашему мнению позорище су-35 основанный на наработка 27 ? lol
          1. +3
            17 января 2019 11:44
            Цитата: spektr9
            Даже боюсь спросить, насколько тогда по вашему мнению позорище су-35 основанный на наработка 27 ?

            Так Су-35 никто не пытается выдать за самолёт пятого поколения.
            А вот 1.44 проектировали по ТЗ на пятое поколение. А получили в лучшем случае 4+.
            1. +2
              17 января 2019 13:05
              Так Су-35 никто не пытается выдать за самолёт пятого поколения.
              А вот 1.44 проектировали по ТЗ на пятое поколение. А получили в лучшем случае 4+.

              Так неожиданно речь идет не о 1.44, а о J-20 wink
              p.s.и да 1.44 на момент создание был передовой машиной
              1. +1
                17 января 2019 13:27
                Цитата: spektr9
                Так неожиданно речь идет не о 1.44, а о J-20

                Речь идёт как раз об 1.44 - именно о продолжении его доводки писалось в исходном посте.
                Цитата: EvilLion
                У неудачников всегда кто-то виноват.
                Доводить этот самолет из 80-ых в 2000-ые даже не смешно. В лучшем случае получилось бы позорище уровня J-20. Но, скорее всего, нет, т. к. на МиГе уже непонятно кто мог бы этим заняться.

                И именно результат вероятной доводки 1.44 сравнивали с J-20.
                1. 0
                  17 января 2019 13:29
                  И именно результат вероятной доводки 1.44 сравнивали с J-20.

                  Хорошо, какие претензии к J-20, чем конкретно не устраивает доводка 1.44 (хотя доводкой назвать подобное сложно скорее уж конструирование с применением наработок) ?
                  1. +3
                    17 января 2019 14:09
                    Отсутствие возможности размещения крупногабаритных боеприпасов внутри, схема "утка", отсутствие двигателей даже уровня АЛ-41Ф1С пойдет?
                    1. +1
                      17 января 2019 14:13
                      Отсутствие возможности размещения крупногабаритных боеприпасов внутри, схема "утка", отсутствие двигателей даже уровня АЛ-41Ф1С пойдет?

                      Ну насколько помню из немногочисленных видео с участием J-20, его внутренние отсеки не сильно F-35 уступают... Двигатель дело поправимое, разработают и поставят
                      1. +3
                        17 января 2019 14:16
                        4 ракеты воздух-воздух. + 2 по бокам. У F-35 2 бомбы по 905 кг и 2 ракеты. Но при этом F-35 сильно меньше.
            2. -2
              20 января 2019 15:34
              А он что не соответствует своему техническому заданию?Просто потому что нет полного фарша по технологии стелс?Зато унего скорость в 1,5раза выше,его в качестве перехватчика использовать можно.Скорость самолёт спасти может,а вот стелс если всё-таки заметят, то съе..тся не получится.
        4. +1
          19 января 2019 01:12
          Ога, у нас все неудачники - МиГ, Ту, Ил, Бе, Як - только контора Погосяна самые умные, креативные и продвинутые. Поэтому только им бабки на допиливание заделов из 80х, только им пакфу, которую 15 лет доделать не могут, только им Суперджет недоношенный. Думаю, с мс21 они так же эпично обделаются.
      2. +3
        17 января 2019 11:49
        Цитата: parma
        Да нет, тут скорее другое КБ убило проект..

        Нет...тупо денег не давали на разработку и по итогу,когда впервые МИГ-1.44 взлетел таки,он во многом был уже устаревшим и требовал полной переработки с учетом современных реалий. По сути,там ставка была сделана на скорость-более 3000 км/ч.
        Был после и глубоко модернизированный проект МИГ-1.46.Но он так и остался лишь проектом,и даже прототип не был создан.
        1. +1
          17 января 2019 13:38
          Цитата: НЕКСУС
          Цитата: parma
          Да нет, тут скорее другое КБ убило проект..

          Нет...тупо денег не давали на разработку и по итогу,когда впервые МИГ-1.44 взлетел таки,он во многом был уже устаревшим и требовал полной переработки с учетом современных реалий. По сути,там ставка была сделана на скорость-более 3000 км/ч.
          Был после и глубоко модернизированный проект МИГ-1.46.Но он так и остался лишь проектом,и даже прототип не был создан.

          Так посмотрим.... ПАК ФА - начало работ 2001-2002 год, разработку начали ОКБ Сухого, на данный момент есть только летающие прототипы...
          МиГ-1.44 закрыли в 2001-2002, работали над ним в ОКБ МиГ....На момент закрытия проекта был летающий прототип, еще прототипы были в сборке.... Да, по внутрянке все было плохо (кстати у ПАК ФА сейчас тоже не прям огонь)… Но был хотя бы двигатель, модификация которого сейчас и ставится на ПАК ФА... лично у меня глядя на данную информацию возникает мнение - Петросян-Погосян просто "лучше" общался с лицами из МО, + деньги от Китая и Индии за продажу самолетов, которых в РФ то не было толком.... В общем один ОКБ утопил другой ОКБ, и на данный момент по факту его поглотив научил делать как все в отрасли- берешь старую "тушку" советской наработки по модернизации самолета, работаешь над ней напильником и опля, готов продукт с новым индексом... И так не только с самолетами - Т-90/72, С-300/400, Ак-12/74М
          1. -1
            17 января 2019 14:19
            Не было двигателя, на испытания движки тоже прототиповые. А построить макет, который летает в 21 веке - это как бы 1% от задачи.

            А что деньги у "Сухого" были, ну так он не виноват, что МиГ-29 после распада СССР даже родным ВВС нафиг не упал.
          2. +2
            20 января 2019 23:49
            Петросян-Погосян просто "лучше" общался с лицами из МО, + деньги от Китая и Индии за продажу самолетов, которых в РФ то не было толком.

            Я думаю все намного прозаичней. Современных оборонный заказ, а тем более оборон заказ времен начала 2000 никак не может сравниться с объемами заказов времен СССР. А если нет заказа то и нету потребности в таком количестве КБ, просто загружать их не чем и пришлось делать выбор. И упомянутые вами МКИ были просто дополнительным плюсом - есть экспортные заказы - больше шансов выжить в долгосрочной перспективе. Вот и все.
    2. 0
      17 января 2019 13:05
      Цитата: atos_kin
      Не в то время родился самолёт.

      А вот даже не знаю, ну не красивый он..."Беркут" был более элегантен.


      О чем все же стоит пожалеть, так это о том, что самолет так и не прошел весь комплекс испытаний и что с чертежами и имеющимися результатами имели возможность ознакомиться конструкторы, некой восточной страны...
      1. 0
        18 января 2019 09:13
        Даже не смешно. Прикинь, в Китае воздух такой же, и законы физики тоже.
        1. +2
          18 января 2019 11:00
          Цитата: EvilLion
          Прикинь, в Китае воздух такой же, и законы физики тоже.

          У них еще и память фотографическая хороша, что не самолет, то на чужой похож.
          Да и законы физики то одни, но каждый их применяет так как им видится и читаются.
      2. +2
        18 января 2019 12:52
        Цитата: svp67


        В 2001 был на даче у приятеля в Кратово, там ЛИИ рядом, вживую видел его в полёте.
      3. +2
        18 января 2019 19:24
        Цитата: svp67
        А вот даже не знаю, ну не красивый он..."Беркут" был более элегантен.

        По мне так "Беркут" образец красоты и элегантности.
  2. +5
    17 января 2019 08:55
    Снижения радиолокационной заметности самолета в общем случае достигаемого компоновкой машины и радиопоглощающим покрытием поверхностей, у истребителя МиГ 1.44 можно было оценить лишь по специфическим конструкторским решениям, предусмотренным специалистами КБ МиГ, снижающим ЭПР, и экранирующим ряд особенно заметных в этом спектре агрегатов самолета.

    Расположение килей и стенок корпуса не совсем стелсовое...
    1. +5
      17 января 2019 09:05
      Да там все "не стелсовое", ЭПР наверняка была выше, чем у большинства истребителей тех времен, и никакие внутренние отсеки тут не помогут.
      1. +1
        17 января 2019 09:31
        Что то типа Рафаля...
    2. +1
      17 января 2019 12:31
      Да и радиопоглощающих материалов в конструкции недостаточно
  3. +4
    17 января 2019 08:59
    20 лет пытаюсь найти в нем что то привлекательное.
    Но не получается - некрасивый он.

    Семейство Су-27 непревзойденный лидер по эстетике.
    1. +1
      17 января 2019 09:32
      И по заложенному потенциалу для модернизаций.
    2. +1
      17 января 2019 17:48
      ПАК ФА (т-50) все-таки по эстетике немного опережает су-27. Очень элегантная машина. Но это мое личное мнение. К тому же, в области красоты трудно определиться с однозначными оценками. Это как с женщинами: кому нравятся пышки, а кому - худышки.
      Но добавлю все же, что по эстетике 1.44 находится на уровне фантастических фильмов 80-ых годов. Сильные есть сомнения в его малозаметности.
  4. 0
    17 января 2019 09:03
    На "пятое поколение" в современном понимании ну никак не тянет, даже не рядом, среднинький такой 4+.
    Чем он был лучше су27 и производных? Вопрос риторический, поэтому и серию не пошел.
    1. +1
      17 января 2019 09:33
      Фактически, без радикальных переделок Су27 достиг этого уровня в Су-35.
    2. 0
      20 января 2019 22:04
      1.Внутренние отсеки вооружения,это снижает заметность,2. крейсерский свехзвук,3. высокая скорость на форсаже 3200км/ч против 2500 у Су-27 4. РЛС заднего обзора.Самолет по совокупности характеристик мог пойти на замену как Су-27 так и перехватчика миг-31,он изначально разрабатывался как многофункциональный.Самолет был отличный,надо было его доработать и запускать в серию.
  5. 0
    17 января 2019 09:04
    Вообще достаточно странный самолет, "утка" была в моде в 80-ые, но со стелсом она не дружит, у Су-57 ПГО есть, но в полете оно превращается в часть крыла. Довольно дико для стелса выглядит конфигурация воздухозаборников, они должны пройти как раз по отсекам вооружения, если таковые вообще имели место быть. Опять же у Су-57 фюзеляж просторный, т. к. движки разнесены и расположены под некоторым углом к оси самолета, что позволяет избежать извратов с S-образными воздухозаборниками.

    Зато этот самолет знатно повоевал в лучшей RTS в истории "C&C Generals" (близзардофаги могут сколь угодно хвалить "Старкрафт", мне пофиг, он настолько же для людей, насколько "Формула-1").
    1. +1
      17 января 2019 09:35
      они должны пройти как раз по отсекам вооружения, если таковые вообще имели место быть

      Они могли быть S-образными и в под изгибом может находиться отсек.
    2. +3
      17 января 2019 15:06
      А утка-то чем не устраивает? Малыми потерями на балансировку или высоким аэродинамическим качеством на больших числах М?

      Цитата: EvilLion
      Довольно дико для стелса выглядит конфигурация воздухозаборников, они должны пройти как раз по отсекам вооружения, если таковые вообще имели место быть.

      С таким воздухозаборником Cx минимален.
      1. -1
        17 января 2019 15:48
        Клевками и тем, что это со стелсом не дружит. Что толку от Cx, если у тебя потери мощности и лишний вес. Кстати, даже F-22 не летает на очень больших М. Ему важнее не макс. скорость в форсажном рывке, а удерживаемая без форсажа.
        1. +3
          17 января 2019 19:09
          Цитата: EvilLion
          Клевками

          Тайфун летает на больших углах атаки, вроде не жалуются.

          Цитата: EvilLion
          что это со стелсом не дружит

          По какой причине?

          Цитата: EvilLion
          Что толку от Cx, если у тебя потери мощности

          Уменьшается сопротивление, увеличивается подъемная сила, растет аэродинамическое качество. Хочешь летать быстро и далеко - делай бесхвостку или утку. О какой мощности идет речь?

          Цитата: EvilLion
          лишний вес

          Масса идет на хорошее дело - крыло. Крыло большой площади вмещает много топлива, появляется возможность разместить в корпусе грузовой отсек.

          Цитата: EvilLion
          Кстати, даже F-22 не летает на очень больших М.

          С таким-то воздухозаборником немудрено.

          Цитата: EvilLion
          Ему важнее не макс. скорость в форсажном рывке, а удерживаемая без форсажа.

          Полчаса на M=1,5? Как-то не впечатляет. Даже до древнего МиГ-25 недотягивает.
          1. -1
            18 января 2019 09:25
            МиГ-25 летал на своих 3М всего 8 минут, если память не изменяет. Да и вообще он самолет, созданный для уничтожения врага, которого так и не построили (XB-71).

            Тайфун летает на больших углах атаки, вроде не жалуются.


            Су-27 летает на еще больших. Проблема там, насколько я понимаю, во внезапности срыва.

            По какой причине?


            ПГО - это уголковый отражатель.

            О какой мощности идет речь?


            Любое искривление воздуховода создает потерю мощности. Как, кстати, и плоское сопло на круглом движке.

            Хочешь летать быстро и далеко - делай бесхвостку или утку.


            Mirage - это не про далеко и быстро, как и Rafale. Бесхвостку многие пробовали, даже F-15 и Су-27, но что хорошо или пофиг для авиалайнера, бывает плохо для истребителя. Кроме французов серийные бесхвостки так упорно никто не строил (вспоминать кучу американских самолетов уж не буду, они там целую Камасутру компоновок перебрали).

            Масса идет на хорошее дело - крыло.


            Т. к. ты прокладываешь воздуховоды до двигателей, петляя по фюзеляжу, то на фюзеляж она и пойдет.

            С таким-то воздухозаборником немудрено.


            Он нерегулируемый. Но ты поди еще разгони тот же F-15 до его паспортных 2700 км/ч максималки. У нас на Су-24 тоже на скорость забили, ну раз в 100 лет он свои 1700 км/ч превысит, хотя F-111 был очень быстрым. Да и Су-17М4 получил резкое снижение максималки.
            1. +3
              18 января 2019 12:43
              Цитата: EvilLion
              МиГ-25 летал на своих 3М всего 8 минут, если память не изменяет.

              Для контроля температуры у летчика есть табло, фактическое ограничение времени полета на M=2,83 непостоянно. На M=2,35 ограничений нет, километровый расход минимален, дальность и продолжительность полета максимальна, это примерно 30-40 минут. Ни одному из современных самолетов такое не доступно.

              Цитата: EvilLion
              Су-27 летает на еще больших. Проблема там, насколько я понимаю, во внезапности срыва.

              У Су-27 αдоп=24°, до срыва мягко говоря далеко.

              Цитата: EvilLion
              ПГО - это уголковый отражатель.

              Киль и стабилизатор тоже. И что?

              Цитата: EvilLion
              Любое искривление воздуховода создает потерю мощности.

              Писали бы "потери полного давления". Чего ради искривлять будем? Малозаметности? Эти потери ничто по сравнению с отсутствием нормальной системы скачков уплотнений.

              Цитата: EvilLion
              Mirage - это не про далеко и быстро, как и Rafale.

              Мираж мелкий, рафаль вообще плохой пример.

              Цитата: EvilLion
              Бесхвостку многие пробовали, даже F-15 и Су-27

              Для этих двух важны другие качества.

              Цитата: EvilLion
              Кроме французов серийные бесхвостки так упорно никто не строил

              F-106 очень приличный перехватчик.

              Цитата: EvilLion
              Т. к. ты прокладываешь воздуховоды до двигателей, петляя по фюзеляжу, то на фюзеляж она и пойдет.

              Зачем это делать?

              Цитата: EvilLion
              Но ты поди еще разгони тот же F-15 до его паспортных 2700 км/ч максималки.

              M=2,45 ограничение, причем без ракет. В диапазоне M=2,3-2,45 есть ограничение по времени.

              Цитата: EvilLion
              У нас на Су-24 тоже на скорость забили, ну раз в 100 лет он свои 1700 км/ч превысит, хотя F-111 был очень быстрым. Да и Су-17М4 получил резкое снижение максималки.

              Это все фронтовые бомбардировщики и истребители-бомбардировщики. Су-24 с бомбами выше 8000 путь заказан. Такие самолеты действуют на малых и предельно малых высотах.
              1. -2
                18 января 2019 15:20
                На M=2,35 ограничений нет, километровый расход минимален


                На форсаже-то?

                У Су-27 αдоп=24°, до срыва мягко говоря далеко.


                Ну чтобы кобры делать надо руками отключать ограничитель.

                Киль и стабилизатор тоже. И что?


                Что нефиг добавлять их.

                Писали бы "потери полного давления". Чего ради искривлять будем? Малозаметности?


                Речь шла о том, что воздухозаборники будут S-образными, чтобы бомболюк как-то врезать.

                Для этих двух важны другие качества.


                Нет, просто по тангажу у бесхвостки печально. "Конкорду" пофиг, да.

                F-106 очень приличный перехватчик.


                Так, я и говорю, американцы до фигища схем еще в 50-60-ые опробовали, но F-102/106 первое что вспоминается. И последнее. НЕ зашло им.
                1. +2
                  18 января 2019 22:39
                  Цитата: EvilLion
                  На форсаже-то?

                  Да, без форсажа летать на таких скоростях еще пока не научились.

                  Цитата: EvilLion
                  Ну чтобы кобры делать надо руками отключать ограничитель.

                  На что ему кобры? Для переворотов, да всяких боевых разворотов 24 градуса за глаза, а ОПР при желании тоже можно пересилить.

                  Цитата: EvilLion
                  Что нефиг добавлять их.

                  Как рулить тогда? belay

                  Цитата: EvilLion
                  Речь шла о том, что воздухозаборники будут S-образными, чтобы бомболюк как-то врезать.

                  Покажите S-образыне каналы на Ту-22М2, F-106 или F-111, очень уж интересно!laughing Так можно любое искривление под S-образность подогнать.

                  Цитата: EvilLion
                  Нет, просто по тангажу у бесхвостки печально.

                  Пришли туда, откуда начали. У обеих схем есть существенные преимущества, вопрос в том, какие для машины, решающей определенные задачи, важнее.

                  Цитата: EvilLion
                  Так, я и говорю, американцы до фигища схем еще в 50-60-ые опробовали, но F-102/106 первое что вспоминается. И последнее. НЕ зашло им.

                  Дело не в схеме, а в том, что они отказались от перехватчиков в принципе. У нас последний оплот держит МиГ-31, но и ему недолго осталось.
                  1. -1
                    19 января 2019 13:07
                    Причем тут F-106 или Ту-22, когда речь о 1.44?

                    Да, без форсажа летать на таких скоростях еще пока не научились.


                    На форсаже километровый расход не бывает минимальным.
                    1. 0
                      19 января 2019 23:02
                      Цитата: EvilLion
                      Причем тут F-106 или Ту-22, когда речь о 1.44?

                      У этих машин подходящее расположение двигателей и есть грузоотсек, которого 1.44, как я уже писал, не имеет. Так у кого память сбоит?laughing

                      Цитата: EvilLion
                      На форсаже километровый расход не бывает минимальным.

                      Очевидно, на сверхзвуковой скорости. На дозвуковой, естественно, на треть ниже.
    3. 0
      21 января 2019 13:36
      Цитата: EvilLion
      у Су-57 ПГО есть, но в полете оно превращается в часть крыла.


      У Су-57 всё-таки не ПГО, а корневой наплыв крыла с отклоняемой передней кромкой. Как вы понимаете, принципиально разная роль устройства по сравнению с ПГО Су-30.

      Цитата: EvilLion
      Довольно дико для стелса выглядит конфигурация воздухозаборников


      А разве в СССР кто-то увлекался "стелсом"? ЕМНИП снижение радиозаметности ставилась как одна из задач, но не главная.
  6. +4
    17 января 2019 09:32
    hi ...Кино по теме:

    Презентация 12 января 1999
    Впервые в воздух истребитель МиГ 1.44 поднялся 29 февраля 2000 года.
  7. 0
    17 января 2019 12:28
    ________J-21, ты?
  8. +1
    17 января 2019 12:29
    Фиг с ним, ждем Миг-41. Это будет лютейший истребитель
    1. 0
      17 января 2019 13:04
      не бывает 5-го поколения в размере меньше 18 тонн пустого веса.
      1. 0
        17 января 2019 14:06
        А вы в курсе, что самолеты бывают разного типа? Тяжелого универсального истребителя 5 поколения меньше 18 тонн пустого веса мб быть и не может. А легкий истребитель-перехватчик 5 поколения не просто может быть до 18т, но и должен быть
        1. +2
          17 января 2019 14:14
          Малозаметность требует минимизации подвешенных на самолет предметов, а это требует больших внутренних объемов под АСП и под топливо, иначе летать будете постоянно с ПТБ. Мятым, гнутым ПТБ, на котором, в принципе, нет никаких поглощающих покрытий. F-35 ориентир в этом плане хороший.

          Перехватчики как раз все тяжелые, т. к. нужна большая скорость и запас топлива под нее. Даже Су-15, например, превосходил по этому параметру МиГ-23.
          1. -3
            17 января 2019 14:32
            Цитата: EvilLion
            Перехватчики как раз все тяжелые

            Миг-29/35 почему тогда малые?
            1. +3
              17 января 2019 14:39
              Потому что они не перехватчики. А т. н. "фронтовые истребители", создававшиеся в рамках надуманной концепции (МиГ-35, разумеется, ушел от нее, это просто многофункциональный истребитель), и советских реалий когда у нас аэродромы на каждые 100 км фронта понатыканы. Конечно, любой истребитель можно использовать, как перехватчик, по определению истребителя, но были и модели чисто для ПВО, вроде того же F-14.
          2. 0
            17 января 2019 15:14
            Цитата: EvilLion
            Перехватчики как раз все тяжелые, т. к. нужна большая скорость и запас топлива под нее. Даже Су-15, например, превосходил по этому параметру МиГ-23.

            А что толку, если рубеж перехвата меньше, чем у МиГ-23 и МиГ-29?
            1. 0
              17 января 2019 15:45
              А с чего вы взяли, что он меньше? МиГ-29, конечно, по ракетам может превосходить, я не помню с чем там Су-15 летал, но 3.3 тонны топлива это ни о чем.
              1. 0
                17 января 2019 18:53
                Су-15Т с двумя Р-98 и двумя ПТБ - 200 км.
                МиГ-29 (9.12), две Р-27 и четыре Р-73, вторая программа - 180 км без ПФБ, 350 км с ПФБ.

                Цитата: EvilLion
                но 3.3 тонны топлива это ни о чем.

                Что требовалось, то и сделали. Увеличить ТЕ возможность была, в крыле расположено всего 15% от общего запаса топлива, в гроте есть место, отказаться от верхнего входа, применить СДУ и т.д., на 9.15 именно так и сделали.
                1. 0
                  18 января 2019 09:37
                  Заправка Су-15ТМ 5.5 тонн, самолет идентичен по размерам МиГ-29, имеет очень маленькое крыло, что как бы хорошо для скорости и дальности. При сколь-нибудь схожей топливной эффективности движков (понятно, что движки старее, но я не знаю, как их расход с РД-33 соотносится) он меньше, чем МиГ-29, никак не полетит.

                  Возможно, что для Су-15 больше время полета на форсаже при вылете на перехват, т. к. ему еще надо на высоту залезть, а крыло, как я сказал, маленькое.
                  1. 0
                    18 января 2019 12:05
                    Цитата: EvilLion
                    самолет идентичен по размерам МиГ-29

                    Даже не знаю, что сказать...


                    Цитата: EvilLion
                    имеет очень маленькое крыло, что как бы хорошо для скорости и дальности.

                    На дозвуке нужна умеренная стреловидность и большое удлинение, на сверхзвуке - треугольное малого удлинения.

                    Цитата: EvilLion
                    При сколь-нибудь схожей топливной эффективности движков

                    Между ними четверть века, конечно РД-33 будет иметь гораздо меньший расход, особенно на дозвуковых крейсерских режимах.

                    Цитата: EvilLion
                    Возможно, что для Су-15 больше время полета на форсаже при вылете на перехват, т. к. ему еще надо на высоту залезть, а крыло, как я сказал, маленькое.

                    В обоих случаях полный форсаж вплоть до рубежа. Есть более дальние и экономичные программы, но они проигрывают по времени.
                    1. 0
                      18 января 2019 12:59
                      Цитата: Lozovik
                      полный форсаж вплоть до рубежа.

                      Вру, до заданного числа M, дальше крейсерский форсаж.
                    2. 0
                      18 января 2019 15:23
                      Обе машины имеют пустой вес 10.8 т.

                      на сверхзвуке - треугольное малого удлинения.


                      Именно его и имеет Су-15.
                      1. 0
                        18 января 2019 22:52
                        Цитата: EvilLion
                        Обе машины имеют пустой вес 10.8 т.

                        Речь шла про размер.

                        Цитата: EvilLion
                        Именно его и имеет Су-15.

                        А еще он имеет стабилизатор. laughing Не понимаю, зачем сравнивать его с МиГ-29, когда есть F-106?
                      2. 0
                        19 января 2019 13:08
                        У вас кратковременная память сбоит. Замените планки.
  9. -1
    17 января 2019 15:47
    По внешнему виду видно, что никакой не 5го поколения
  10. -2
    19 января 2019 20:37
    . Экспериментальному истребителю пятого поколения МиГ 1.44 исполнилось 20 лет


    Предлагаю считать его прямо шестом поколением. Таким образом мы ещё более категорично победим матрасов в интернете.
  11. 0
    25 января 2019 20:09
    как говаривал умнейший человек, красиво летать может только красивый самолет. на мой вкус 1.44 редкостное гаонв . мне, как технарю вообще не понятно, что в нем хотели замутить из 5 поколения? полагаю это просто натурный макет без будущего был и в то время.
  12. 0
    7 августа 2019 01:44
    Жаль конечно что его не допилили... Во всяком случае не мешало бы иметь 5 сотен таких машин и сейчас. Пусть он даже не был малозаметным. Но все равно полуутопленная подвеска ракет снижала ЭПР во многих ракурсах и он не светился бы как елка. Возможно, допилили бы плазменный стелс и на больших высотах самолет мог быть менее заметным чем позволяла геометрия. А строевые Сушки с гирляндами ракет на внешней подвеске светятся как елки новогодние и видны очень издалека. Да и промышленность радиоэлектронная и двигателисты не теряли бы компетенций. Нет ничего лучше для сохранения компетенций чем серийное производство без разрыва поколений.

    П.С. сейчас российские ВВС гребут все что слабая промышленность может выдать. И Су-35, и наш клон Су-30 мки, и говняные модернизации строевых су-27.