Водород — топливо будущего

105
Проекты по использованию водорода в качестве топлива будущего в нашей стране, похоже, переходят из области научной фантастики в практическую плоскость. Россия, известная как крупный поставщик на международном рынке нефти и газа, в скором времени будет поставлять на европейские рынки водород. Продажи его сейчас только начинают набирать темпы роста. По расчетам специалистов, к 2050 году потребность в водороде увеличится в десятки раз и займёт 15−20% всего мирового рынка энергоресурсов. Начиная с 2040 года, в Великобритании и странах Европы планируют прекратить продажу машин с бензиновыми двигателями. Это решение должно простимулировать эволюцию водородной энергетики и всей её технической составляющей в целом.

Засучив рукава, за дело берутся российские атомщики. Так, в конце 2018 года госкорпорация «Росатом» заявила о своём решении включить водородную энергетику в состав своих «приоритетных направлений технологического развития в составе отраслевого национального проекта». А в роли основного заказчика технических решений для потребностей атомно-водородной энергетики выступает АО «ВНИИАЭС».



Тут важно будет пояснить, что для атомщиков водород – это скорее побочный продукт технологического процесса, как и попутный газ у нефтяников. Скапливаясь, он становится опасным, и его проще сжечь, чем найти какое-то практическое применение. Ох, не зря смесь водорода с кислородом называется «гремучий газ». Даже небольшая концентрация примеси кислорода в водороде делает его взрывоопасным. На АЭС типа ВВЭР в активной зоне реактора и в системе защитных оболочек происходит радиолиз воды с выделением водорода. Для нейтрализации этого опасного явления и обеспечения взрывобезопасности АЭС используют различные системы контроля и газоочистки. Разработкой таких систем занимается АО «ВНИИАЭС», с богатым опытом работы в направлении водородной энергетики и большим числом собственных наработок. Водород нейтрализуют различными способами, но чаще всего сжигают.

Системой «дожигания водорода» оснащены некоторые АЭС в европейской части России:
Кольская АЭС – 4 энергоблока;
Ростовская АЭС – 2 энергоблока;
Балаковская АЭС – 4 энергоблока;
Нововоронежская АЭС – 2 энергоблока;
Калининская АЭС – 3 энергоблока.

По всей видимости, светлые головы учёных-атомщиков решили эту проблему так же, как и известный персонаж фильма "Кавказская пленница": "Тот, кто нам мешает, тот нам поможет!"

Зачем понапрасну сжигать водород, решили атомщики, когда можно зарабатывать на его продаже. Тем более что в Европе сейчас спрос на него возрастает год от года.

В течение 2019 года в АО «ВНИИАЭС» запланированы формирование заявок на аванпроекты и проработка технических требований технологии выработки, накопления и транспортировки водорода.

Планируются следующие инновационные разработки:
• металлогидридный термосорбционный компрессор с давлением водорода на выходе 80 МПа и производительностью 108 нм3Н2/час;
• электролизер-генератор водорода производительностью 108 нм3 Н2/час;
• установки производства сплавов (сорбентов) производительностью 500 кг/сут.;
• блок производства метилциклогексана гидрированием толуола и логистического центра транспортировки и доставки продуктов ВКЭК (водород/ кислород) к потребителям и водород-хабу.

Также следует отметить проблему, существующую в энергосистемах с неравномерным графиком нагрузок в течение суток. Пиковые нагрузки днём чередуются спадами потребления в ночное время. Переключая часть мощности АЭС на генерацию водорода в периоды спада потребления, можно будет уравнивать графики потребления мощности. Режим работы с равномерным распределением нагрузки является наиболее предпочтительным для всего генерирующего электрооборудования.

В одном из проектов прорабатывается возможная дозагрузка генерирующих мощностей части АЭС в европейской части России для производства товарного водорода под нужды потребителей. Для этих целей рассматривается Кольская АЭС и готовящаяся сейчас к вводу в эксплуатацию ПАТЭС (плавучая атомная теплоэлектростанция) «Академик Ломоносов». Летом 2019 года ПАТЭС планируют разместить у берегов Чукотского АО, в порту Певек. Планируется, что ПАТЭС сможет заменить собой два крупных энергообъекта – Билибинскую АЭС и Чаунскую ТЭЦ.

Водород — топливо будущего

ПАТЭС «Академик Ломоносов» — плавучая атомная теплоэлектростанция


В заявлении сказано:
«Водород может найти применение для заправки грузового транспорта на водородных топливных элементах, в качестве теплоносителя в автономных пунктах производства электроэнергии и тепла для удаленных районов».


Что касается тепла, выделяемого при сжигании водорода с кислородом, то стоит отметить высокую температуру горения этой смеси (почти 3000 градусов Цельсия) с выделением большого количества энергии (до 24 000 Дж/Г). Это свойство применяется при плавлении тугоплавких металлов, кварца и т.п., для создания сплавов, резки и сварки металла. При сжигании водорода не происходит образование вредных веществ, а образуется лишь вода.

Остановимся отдельно на водородных топливных элементах, чтобы читателю было понятно, о чём идёт речь. Можете представить себе батарейку с «бесконечным» зарядом, в которой источником энергии являются не те компоненты, из которых состоит батарея, а постоянно протекающие через нее газы — водород и кислород. Внутри топливного элемента происходит окислительная реакция (2H2 + O2 → 2H2O), а источником тока выступает движение электронов в ионной среде. В качестве катализатора здесь используется дорогостоящая платина, но в скором времени учёные её планируют заменить более дешевыми материалами на основе нанотехнологии.


Топливный элемент работает на водороде и кислороде



Основные области применения водородных топливных элементов


Это не фантастика. Несколько лет назад начался первый серийный выпуск легкового автомобиля, работающего на водороде. Автомобиль имел гибридный электроводородный «двигатель». Энергия производится с помощью окислительной реакции водорода в электрохимическом генераторе. Вместо вредного выхлопа — вода.


Toyota Mirai — серийный автомобиль, работающий на водороде


Знакомьтесь, Toyota Mirai (что означает «будущее»). Мощность двигателя 154 л.с., крутящий момент 335 Нм. Время разгона машины от 0 до 100 км/ч всего 9 секунд. Заправка водородом занимает до 5 минут. В машине установлено 2 баллона высокого давления ёмкостью в 60 и 62,4 л водорода. Между прочим, сейчас практически каждый крупный производитель автомобилей ведет свои разработки на топливных элементах. Основным препятствием развития этого направления является отсутствие достаточного числа водородных АЗС, но это дело наживное.

Вот так это выглядит в реальности по всему миру.












Действуют и передвижные водородные АЗС (Австралия)


Немцы даже выпустили детский набор H2-Sprinter, который представляет собой комплект: гоночный автомобиль с водородным топливным элементом, водородная заправка (электролизер) и солнечный модуль, вырабатывающий электроэнергию для электролиза.

Дети наливали из-под крана воду в «заправочную» станцию, ждали, пока солнце сделает всю работу, заправлялись и гоняли эту машинку на водородном топливе.


Детский игровой набор H2-Sprinter


В Америке компания Hyundai в рекламных целях предлагает своим клиентам на Tucson FCEV заправляться водородом бесплатно.


Hyundai Tucson FCEV на водороде


А что, мы снова опоздали на этот «праздник жизни»? Где же наши разработки?

Об этом более подробно можно почитать здесь.

Автомобиль «Антэл»

Серия экспериментальных автомобилей «Антэл»: был такой отечественный проект с участием отечественных НИИ и предприятий (концерн «АвтоВАЗ», РКК «Энергия» и др.). При разработке «Антэл-1» на базе ВАЗ-2131 все основные компоненты, разработанные, между прочим, для «Буранов», разместили в багажном отделении. Кроме водородных, в машине располагались и кислородные баллоны, что делало её эксплуатацию небезопасной. Тем более что рядом с кислородом находилось ещё и масло, повышая опасность возгорания и взрыва.


Авто 2131ТЭ Антэл-1 на топливных элементах (Московский автосалон 2001г.)


Следующую машину разработали на базе ВАЗ-2111, но главное — избавились от взрывоопасных баллонов с кислородом, заменив их воздушным компрессором. Машина стала значительно легче и улучшила свои характеристики. Пробег автомобиля до 350 км, максимальная скорость до 100 км/ч. Общий объём водородных баллонов — 90 л. Максимальная мощность электрического двигателя — 90 кВт.


Авто 2111ТЭ «Антэл-2» (Московский автосалон, 2003 г.)


Скорее всего, противниками проекта выступили крупнейшие нефтяные компании или наши злейшие друзья — «западные партнёры», хотя формально финансирование этих разработок на ВАЗ в 2004 году было прекращено из-за «сложного финансового положения». А когда в 2005 году сменилось руководство автозавода, то проект «Антэл» полностью свернул свою деятельность.

Теперь мы с завистью смотрим на зарубежные автомобили с водородными топливными элементами, когда могли бы их опередить в своё время. В других странах уже созданы электропоезда, яхты и даже самолёты на водородных топливных элементах. Да, они снова нас обогнали.

Наш президент совсем недавно говорил о необходимости «технологического прорыва» в развитии страны — так вот же эти технологии! Если мы их не будем внедрять, то это всё равно не остановит прогрессирующее развитие водородных технологий по всему земному шару. И всё-таки хочется надеяться, что мы будем не только продавать в другие страны свои углеводородные ресурсы или водород, а ещё и сами сможем в полной мере пользоваться «высокими технологиями» собственного производства.
105 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    21 января 2019 15:13
    Мне кажется, что начинать внедрение нужно с российского ЖКХ и дальше по нисходящей.
    1. -1
      21 января 2019 15:27
      Цитата: кредо
      внедрение нужно с российского ЖКХ и дальше по нисходящей.

      в смысле?
      1. +3
        21 января 2019 15:37
        Цитата: Василенко Владимир
        Цитата: кредо
        внедрение нужно с российского ЖКХ и дальше по нисходящей.

        в смысле?

        В смысле, в статье есть таблица "Область применения...", где указана, в том числе отрасль ЖКХ, поэтому, если данное топливо может снизить стоимость услуг для населения, то почему бы и не воспользоваться этим топливом.
        А то ведь, скоро будет как в Чечне, где суд вынес решение о прощении должникам долга за газ. Я тоже так хочу, если коммунальные услуги и далее будут расти в цене.
        1. +3
          21 января 2019 16:15
          Мы живём при капитализме - внедрение новых технологий уменьшит затраты на производство и даст больше прибыли, при той же стоимости для потребителя! В любом случае, стоимость "новых технологий" просчитывается, и делается это не в интересах простых людей.
          1. +2
            21 января 2019 16:46
            Цитата: puskarinkis
            Мы живём при капитализме - внедрение новых технологий уменьшит затраты на производство и даст больше прибыли, при той же стоимости для потребителя! В любом случае, стоимость "новых технологий" просчитывается, и делается это не в интересах простых людей.

            Я говорю с точки зрения своей позиции и с точки зрения государства, при условии что оно заинтересовано в сокращении затрат в системе ЖКХ и внедрении новых технологий.
            Что касается позиции нуворишей, которые живут по принципу - "А нам всё равно, лишь бы деньги капали", то тут я с Вами согласен, но это не меняет сути обсуждаемой статьи.
            1. -1
              22 января 2019 03:27
              Помечтать о справедливом государстве, о здоровом обществе и честном рынке можно, только... СССР не существует, а закон рынка "минимум затрат и максимум прибыли* имеет место везде, а не только в России.
        2. +2
          21 января 2019 16:17
          Цитата: кредо
          поэтому, если данное топливо может снизить стоимость услуг для населения

          для начала нужно уточнить безопасность, а уж после ....
          а то вся экономия однажды на воздух поднимется
          1. +1
            21 января 2019 16:51
            Цитата: Василенко Владимир
            Цитата: кредо
            поэтому, если данное топливо может снизить стоимость услуг для населения

            для начала нужно уточнить безопасность, а уж после ....
            а то вся экономия однажды на воздух поднимется

            Вся техника является источником разной степени опасности. То же самое касается ископаемых недр и производных от них, так что у человечества нет пока другого способа как искать варианты и пробовать их применение в сфере безопасного и экологически чистого топлива.
            1. 0
              21 января 2019 17:22
              Цитата: кредо
              Вся техника является источником разной степени опасности.

              да только последствия бывают разные, да и вероятность аварий то же
        3. +3
          21 января 2019 18:53
          Цитата: кредо
          В смысле, в статье есть таблица "Область применения...", где указана, в том числе отрасль ЖКХ, поэтому, если данное топливо может снизить стоимость услуг для населения, то почему бы и не воспользоваться этим топливом.

          Ключевое слово "ЕСЛИ" на данный момент получение водорода(H2) это очень геморройный процесс, вся проблема в электродах и осадке веществ на них. Так например если попытаться электролизовать морскую воду то электроды нужно очищать\менять раз в несколько дней. Можно многократным испарением+конденсацией получить более чистый H2O и уже его электролизовать но даже там идёт процесс изменения электродов просто намного медленнее. То-есть проблема получения водорода как топлива заключается не в больших затратах электроэнергии, а в сильной зависимости от влияния побочных хим веществ на работу электродов.
        4. +4
          21 января 2019 19:07
          электролизер-генератор водорода производительностью 108 нм3 Н2/час;

          Статья на уровне школьного реферата. Что такое 108 кубометров газа в час - это менеее млн.куб.м. в год - капля в море, не способная никак заменить природный газ.
          Зачем вырабатывать водород с помощью электроэнергии, когда проще, эффективнее и безопаснее использовать электроэнергию напрямую в тех же электромобилях.
          1. -1
            22 января 2019 03:00
            Зачем вырабатывать водород с помощью электроэнергии, когда проще, эффективнее и безопаснее использовать электроэнергию напрямую в тех же электромобилях


            Запасите электроэнергию столько же, сколько в 40 литровом бензобаке - тогда и разговора не будет. Даже с учётом кпд движка 40 % .
            648 кдж/кг - для литий-ионных аккумуляторов
            44000 кдж/кг - для бензина
            120 900 кдж/кг - для водорода

            Даже если уменьшить цифры для бензина и водорода в 2 раза на КПД . Вопросы есть ?
            1. 0
              22 января 2019 08:45
              40 кг водорода при взрыве сколько обьектов в окружающем пространстве уничтожат???? Сколько водорода выделяется на аэс сейчас? В любом водородное топливо в 4-5 раз дороже других топлив обходится....А опасность при авариях не сопоставима....
              1. 0
                22 января 2019 09:51
                А опасность при авариях не сопоставима....


                Запрягите ослика или лошадку. И безопасно и экологично. На кораблик парус . Можно рабов на вёсла. Люблю энергетиков от философии.
                1. 0
                  22 января 2019 10:07
                  Дада... А можно твэлы в машину сразу поставить... И несколько лет заправлять не придется.... А че нет? Ритэг засунул в машину и катайся... Энергетик я к стати по работе сейчас. По образованию - электроника и микроэлектроника, конструирование и производство микроэлектронных изделий. Половина предметов на старших курсах проходила в институтах физики и химии сибирского отделения РАН. Одних предметов по химии больше десятка- химия, физическая химия, физическая химия твердого тела, химическая термодинамика, ...... Ага, и философия с английским в нагрузку тоже были обязательными предметами) О, еще и обучался как последний , занятия не прогуливал....... Но косяки есть- две четверки в зачетке((( на первом курсе нгч и черчение и микропроцессоры на четвертом.... Так что гуляй- философ)
                  1. 0
                    26 января 2019 06:39
                    Уважаемый, а микроконтроллеры ОВЕН Вы или знакомые не программируете? Надо очень....
      2. -3
        21 января 2019 20:58
        Цитата: Василенко Владимир
        в смысле?

        ...Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнётся разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. (с) М. Булгаков. Собачье сердце.
    2. +5
      21 января 2019 15:45
      Цитата: кредо
      Мне кажется, что начинать внедрение нужно с российского ЖКХ и дальше по нисходящей.

      Поставить возле двери начальника РЭУ баллон и открыть вентиль? belay
      1. +3
        21 января 2019 16:18
        Цитата: ROSS 42
        Поставить возле двери начальника РЭУ баллон и открыть вентиль?
        это уже конструктивнее drinks
        дверь подпирать будем?
    3. 0
      22 января 2019 23:11
      Статья из раздела, посмотрите какой мы изобрели комбайн- робот)))
  2. +5
    21 января 2019 15:14
    Водород — топливо будущего
    1. -6
      21 января 2019 18:30
      Угу, вот только горит на фотке пожароопасная обшивка. Будь этот дирижбомбель гелиевый - ничего бы не изменилось.
      1. +3
        21 января 2019 19:43
        вы вообще в курсе причина той катастрофы?!
        Американские и немецкие эксперты установили, что причиной катастрофы стала утечка водорода, вызванная стальным тросом, который лопнул и разорвал баллон с водородом. После сброса якорных канатов из-за плохой электропроводности оболочки и при плохих погодных условиях произошло короткое замыкание и вызвало искру, которая и привела к воспламенению водорода
        1. -5
          21 января 2019 20:06
          А вы хоть раз видели, как горит водород?
  3. +3
    21 января 2019 15:20
    Водород это хорошо, а вот как сделать чтобы этот водород не бабахал при авариях и прочих проишествиях?
    1. +3
      21 января 2019 15:26
      думаю ни как
      1. 0
        22 января 2019 19:06
        Цитата: Василенко Владимир
        думаю ни как


        Может быть когда нибудь дойдут до того, что водород на автомобилях будет храниться в виде какого либо легко разлагаемого на водород и прочее соединения?
        1. 0
          26 января 2019 06:41
          Цитата: NF68
          Цитата: Василенко Владимир
          думаю ни как


          Может быть когда нибудь дойдут до того, что водород на автомобилях будет храниться в виде какого либо легко разлагаемого на водород и прочее соединения?

          примеры есть?
          1. 0
            28 января 2019 16:16
            Цитата: Esteid
            Цитата: NF68
            Цитата: Василенко Владимир
            думаю ни как


            Может быть когда нибудь дойдут до того, что водород на автомобилях будет храниться в виде какого либо легко разлагаемого на водород и прочее соединения?

            примеры есть?


            Мне такие примеры не известны. Я особо этими вопросами не интересуюсь, но допускаю что в принципе возможно все.
    2. -2
      21 января 2019 17:56
      И бензин бабахает и пропан, и т.д.
  4. +1
    21 января 2019 15:27
    А если авария? Хорошо гореть будут....все...вокруг....
    1. +7
      21 января 2019 15:50
      Цитата: zyzx
      А если авария? Хорошо гореть будут....все...вокруг....

      Особенно на заправках - всегда найдётся такая:

      fool
      1. +2
        21 января 2019 16:16
        МДААААА
        всяких видел, думал просто забудет пистолет вытащить, но ТАКОЕ!!!!!!!!
      2. 0
        22 января 2019 12:23
        Цитата: ROSS 42
        всегда найдётся такая
        Бывают люди - столько ветра в голове: мало того, что "подсветила", так потом ещё и дуть на пламя начала...
  5. 0
    21 января 2019 15:27
    Для специалистов ссылки на материалы. Это PDF файлы, их можно скачать.
    К стати в этих материалах дается ссылка и на твердотопливные водородные ячейки на керамических материалах, без платины.
    Из материалов также узнаете, что поставки водорода из России уже не ждут – вырабатывают сами и прямо на заправке.
    Есть более подробное описание по Японии.
    Приятного чтения.

    Проблемы и перспективы развития транспортного комплекса
    Материалы Международной заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития транспортного комплекса» (Минск, 1–15 декабря 2015 г.).

    Перспективы развития транспортного комплекса
    Материалы II Международной заочной научно-практической конференции «Перспективы развития транспортного комплекса» (Минск, 4-6 октября 2016)
    http://transtekhnika.by/publikacii/index.htm
  6. +2
    21 января 2019 16:09
    Пока существуют нефтяные ресурсы, водород на рынок не выпустят без боя.
    1. -3
      21 января 2019 16:54
      Норвегия и Япония нефтяные страны как то забыли спросить и развивают водородные технологии во всю - воды много, электричества для электролиза тоже.
      Существующие технологии позволяют получать водород по месту отгрузки, при этом стоимость пробега 100 км сравнялась со стоимостью пробега на нефтяных видах топлива.
      Что касается европейцев и гордых бритов - запускают водородные поезда
      1. 0
        21 января 2019 19:46
        Норвегия и Япония нефтяные страны как то забыли спросить и развивают водородные технологии во всю - воды много, электричества для электролиза тоже.
        Существующие технологии позволяют получать водород по месту отгрузки, при этом стоимость пробега 100 км сравнялась со стоимостью пробега на нефтяных видах топлива.
        Что касается европейцев и гордых бритов - запускают водородные поезда
        А нефтяные страны будут дальше продавать свою нефть, пока она не кончится. Развивать технологии это одно, а лоббирование своих интересов и поддержание мирового спроса это совсем другое. Норвегия, япония и "гордые бриты" вынуждены развивать подобные отрасли, т.к. своих запасов не хватает. И при этом они также вынуждены пользоваться нефтяными ресурсами. Внутренний дефецит заставил их в подобные изыскания пуститься. Нужда заставила. А была бы "корова", нужно ли им было на такое заморачиваться? Сомневаюсь hi
  7. +3
    21 января 2019 16:14
    Была уже "эра водорода"... Граф Цеппелин объявлял, но после того, как "пыхнул" Гинденбург, как-то не задалось.
    "Прикольно"... на дорогах будет куча маленьких "гинденбуров".
    1. -3
      21 января 2019 16:49
      И тем не менее немцы строят зеленые заправки. Есть в сети.
      .
      1. 0
        26 января 2019 06:47
        Цитата: МИМО ПРОХОДИЛ
        И тем не менее немцы строят зеленые заправки. Есть в сети.
        .

        много настроили? какова мощность? скоко тесл зарядят?
  8. +1
    21 января 2019 16:21
    Вот на выходе после пооцесса, вода. Куча вопросов: эксплуатация в условиях низких температур; воздействие воды на дорожное покрытие в условиях низких температур. Я считаю, что гибридомобиль, при наших температурных условиях и расстояниях, как раз самое то.
    1. +2
      21 января 2019 17:31
      Цитата: KryoWarrior1978
      Вот на выходе после пооцесса, вода. Куча вопросов: эксплуатация в условиях низких температур; воздействие воды на дорожное покрытие в условиях низких температур. Я считаю, что гибридомобиль, при наших температурных условиях и расстояниях, как раз самое то.

      Вода в виде пара, а не как из под крана, из глушителя льется.
      1. +1
        21 января 2019 20:52
        Цитата: pv1005
        Вода в виде пара, а не как из под крана, из глушителя льется.

        Пока через резонатор с глушителем пройдет, пар в воду превратится.
      2. 0
        26 января 2019 06:49
        Цитата: pv1005
        Цитата: KryoWarrior1978
        Вот на выходе после пооцесса, вода. Куча вопросов: эксплуатация в условиях низких температур; воздействие воды на дорожное покрытие в условиях низких температур. Я считаю, что гибридомобиль, при наших температурных условиях и расстояниях, как раз самое то.

        Вода в виде пара, а не как из под крана, из глушителя льется.

        как с коррозией бороться будем? а с со льдом на дорожном покрытии?
  9. +1
    21 января 2019 16:22
    Честно, вот сомневаюсь, что водород у нас "приживётся".
    При использовании водорода образуется вода. Куда её девать? Просто сбрасывать на дорогу? Представляю какой у нас каток на ней зимой образуется, при таком интенсивном движении. Никакие реагенты и уборщики не справятся.
    Возить с собой до сброса? Опять же зимой замёрзнет, иметь подогревающее до сброса устройство и накопитель, падает КПД. С испарением сразу, такая же беда.
    Вообщем вопросов выше крыши и все на техническом уровне.
    Опять же инфраструктура для водородного двигателя никак ещё не строится.
    Видимо не при нашей жизни водородные автомобили(?) появятся в России. what request
    1. -2
      21 января 2019 16:48
      Конструктивно в водородных авто предусмотрен специальный бак для сбора воды. Слив после поездки. В последующих моделях не исключен электролиз для повторного использования компонентов.
      1. 0
        21 января 2019 16:54
        А как насчёт реакций углеводородов с водой в условиях высокоих температур, давления и присутствии катализатора?
        1. 0
          21 января 2019 17:40
          Стесняюсь спросить - а углеводороды откуда - каким краем? В реакции каталитического окисления (управляемого горения водорода в электрохимическом генераторе принимают участие водород и кислород). Другой вопрос - что даже воду поджечь можно, если постараться (Я один раз смог, когда по юности технологии СВС (термиты) отрабатывал и попробовал сработавшую термитную смесь залить водой). но таких температур в водородном авто нет.
          1. +1
            21 января 2019 20:17
            Реакция то хорошая, да вот с хранением водорода проблемы - слишком текучий. А по поводу углеводородов, то здесь на ВО была статья про одну забавную разработку с фантастическим КПД. КПД предлагалось увеличить за счёт использования избыточного тепла от двигателя для проведения реакции воды с жидкими углеводородами в присутствии катализатора. На выходе вроде как должно было получаться что-то более энергетическое.
      2. 0
        26 января 2019 06:52
        Цитата: МИМО ПРОХОДИЛ
        Конструктивно в водородных авто предусмотрен специальный бак для сбора воды. Слив после поездки. В последующих моделях не исключен электролиз для повторного использования компонентов.

        минус 25(мой "рекорд" -53). бак с водой. чё делать будем? греть? а куда КПД улетит?
    2. 0
      21 января 2019 16:51
      Мона добавить в ыыы--к... напитки... drinks
    3. -1
      21 января 2019 16:56
      В Японии подписана национальная программа между правительством и автопроизводителями. 30% стоимости водородной заправки оплачивают автопроизводители.
  10. Комментарий был удален.
  11. +3
    21 января 2019 16:54
    Красиво все в статье.Вот только почему то последнее время обычное газовое оборудование поставить на машину стало дороговато.Боюсь подумать во что выльется установка водородного.
  12. BAI
    +4
    21 января 2019 17:28
    У меня сосед в гараже взорвался на водородном сварочном аппарате. Не зря водородные дирижабли похоронили. Водород - это конечно экологично, но что будет при аварии?
    1. -2
      21 января 2019 17:36
      Это будут не аварии, а путинские технологические рывки.
  13. +2
    21 января 2019 17:32
    Ох, не зря смесь водорода с кислородом называется «гремучий газ»
    И сколько из-за него уже погибло народу, на тех же подводных лодках...
  14. +2
    21 января 2019 18:00
    Очередная попытка. Не пойдет это. Уж если пропановые авто бахают (но в основном просто горят), то водородные будут в основном бахать, при том так, что мало не покажется. Это другой уровень культуры производства и эксплуатации, в массах недостижимый. Уж лучше электромобили, они хотя-бы просто горят, как бензинки laughing
  15. +10
    21 января 2019 18:08
    Как же задолбала эта тухлая реклама! Да, елки зеленые, водород - отличное топливо! Мужики то и не знали... Где хоть самый крохотный намек, что удалось решить проблему транспортировки и хранения водорода? Компрессор под водород высокого давления? Чудесно. Он и так то чуть менее текуч, чем гелий, а уж под большим давлением...
    Электролизер в автомобиле неэффективен, а выделенный водород опасен, какие нанотехнологии туда не пихай. Кто то просто хочет освоить побольше денег без результата, только и всего
    1. +3
      21 января 2019 20:07
      Цитата: михаил3
      Как же задолбала эта тухлая реклама! Да, елки зеленые, водород - отличное топливо! Мужики то и не знали... Где хоть самый крохотный намек, что удалось решить проблему транспортировки и хранения водорода?

      Согласен с таким выводом, потому что впервые столкнулся с этой темой в середине восьмидесятых годов прошлого столетия. И уже тогда даже для космоса филиал "Кванта" не смог сделать что-то приемлемое, и самое главное заключается именно в хранении и перезарядки таких элементов. Про цену я даже не говорю - платина поставит крест на этом проекте, а в обещания её заменить я не поверю, пока не продемонстрируют реальные СЕРИЙНЫЕ элементы водородного питания, способные конкурировать с обычным топливом.
      Цитата: михаил3
      Кто то просто хочет освоить побольше денег без результата, только и всего

      Думаю что кто-то у нас хочет получить деньги под НИОКР, и погнали волну. Впрочем все кто здесь кричит о нашем отставании, просто не в теме - в советское время этим вопросом серьезно занимались, но ельцинская свора погубила все на корню в девяностых.
  16. -4
    21 января 2019 18:21
    Я фигею с того, сколько людей спокойно катаются на бензиновых машинках, в которых в случае чего можно сгореть, не парятся за пропан в квартирах и при этом считают водород опасным. Водород - самое безопасное топливо для ДВС, в случае утечки нигде не накапливается, и чтоб он рванул на открытом воздухе, я не знаю, что должно произойти. Реальная угроза есть при использовании в помещениях, но не больше, чем у того же пропана, метана, или ещё чего-нибудь, и это устраняется грамотной вентиляцией.
    1. +4
      21 января 2019 20:13
      Цитата: Криведко
      Я фигею с того, сколько людей спокойно катаются на бензиновых машинках

      И сколько их сгорает...
      Цитата: Криведко
      не парятся за пропан в квартирах

      Взрываются сразу подъездом...
      Цитата: Криведко
      при этом считают водород опасным

      Правильно делают. У него даже запаха нет и выявить утечку невозможно, но бабахнет похлеще природного газа.
      Цитата: Криведко
      Водород - самое безопасное топливо для ДВС

      Самое безопасное это электричество.
      1. -3
        21 января 2019 20:30
        Цитата: Дырокол
        У него даже запаха нет и выявить утечку невозможно

        У пропана тоже нет

        Цитата: Дырокол
        но бабахнет похлеще природного газа.

        При определённой концентрации, которой всё равно не будет, выше написал, почему. А так, даже если вдруг вспыхнет - скорость горения и летучесть сводят вероятность последующего пожара к минимуму. И ИМХО, это даже компенсирует потенциально большую мощность взрыва.

        Цитата: Дырокол
        Самое безопасное это электричество.

        Так я про ДВС писал.
        1. 0
          21 января 2019 22:16
          Цитата: Криведко
          Так я про ДВС писал.

          Кому нужны ДВС? За сотню лет самый минимальный прогресс у поршневых ДВС, ничего нового окромя электронного управления зажиганием. Сейчас все ухищрения дальше снижения допусков не идут. Адиабатные ДВС может и улучшили бы ситуацию, но их нет и скорее всего не будет.
          А водород чрезвычайно сложен при транспортировке, не говоря уже о нормах безопасности при строительстве заправок. В этом плане зарядные станции для электромобилей можно втыкать куда угодно без ограничений, хоть возле дома, хоть на работе или супермаркета.
          1. 0
            21 января 2019 23:48
            ДВС- инжектор, расход топлива, массогабаритные показатели.
          2. 0
            26 января 2019 07:03
            Цитата: Дырокол
            В этом плане зарядные станции для электромобилей можно втыкать куда угодно без ограничений, хоть возле дома, хоть на работе или супермаркета.
            при условии доступных мощностей. а так да, ставь куда хочешь... :-)
            у самой-самой теслы 85-90кВч. 3-5 таких на подъезд и всё, тушите свет.
            типа расширить канал от энергосбытовой компании?
            ага! счас! кто платить будет? там миллионы корячатся
            покупатели электроколясок?
            они и не захотят да и не потянут финансово.
            владельцы бензинок/дизелей? ага! счас!
            потому сидите смирно и дышите через раз. не время.
  17. 0
    21 января 2019 19:34
    у нас газ в домах бахает а что будет с водородом?
    1. +2
      21 января 2019 21:06
      Когда то интересовался всякими зелеными (во всех смыслах) проектами ,в частности и вместо бензина что-то тоже более менее разной зеленоватости ,и/или альтернативности ..
      Все их рентабельными делают напёрсточные махинации со всякими коэффициэнтами и/или доплатами той или иной степени позеленелости местных органов власти ...
  18. 0
    21 января 2019 20:10
    Абсолютно тупиковая ветвь развития, как только японцы на это повелись не понимаю.
    Но судя по новости, что Тойота подписала с Панасоником контракт на литиевые батарейки видать одумались. Только электричество и ничего более, ДВС будет жить только в странах третьего мира, развитые страны их запретят и будут ездить только на электромобилях
    1. 0
      21 января 2019 21:33
      Пока правят бал " экксон мобилы и Бритиш петролиумы", будем массово ездить на ДВС!))
      1. -4
        21 января 2019 22:09
        Цитата: Сибирский цирюльник
        Пока правят бал " экксон мобилы и Бритиш петролиумы"

        Где они правят? Все основные производители машин переходят на электричество. И ничего эксоны и петролиумы с этим поделать не могут. Да и нет у них такой возможности.
        Цитата: Сибирский цирюльник
        будем массово ездить на ДВС!))

        Мы то да, я этого не отрицаю, у нас Роснефть никогда не позволит.
        А Европа и США пересаживаются на электричество, это бесспорный факт.
        1. 0
          22 января 2019 10:09
          А зачем эриксоны с петролеумами должны чего-то делать? Все электростанции (уголь газ атом) и так тем или иным боком под их управлением. Теперь даже выгоднее будет, добавится еще один элемент в цепочке между баком авто и добытчиком - генерация bully
    2. +2
      22 января 2019 12:14
      Цитата: Дырокол
      Только электричество и ничего более, ДВС будет жить только в странах третьего мира, развитые страны их запретят и будут ездить только на электромобилях

      Только одна малая неприятность - чтобы перевести весь парк легковых машин развитых стран на электромобили не хватит банально самих элементов питания для такого количества машин, из-за недостатка материалов для их изготовления. Это уже доказанный факт, который был сделан специалистами, изучающими проблему вторичного использования отработанных аккумуляторов. Не хватит на всех аккумуляторов, а их утилизация сама по себе затратна, и будет удорожать стоимость электромобилей.
  19. mko
    +1
    21 января 2019 22:04
    Однако, отмечает агентство n-tv, было бы неправильно приписывать электромобилю позитивное влияние на природу. Даже если электромобиль не делает никаких выбросов в окружающую среду, об экомобиле не может идти речь. Если принять во внимание только изготовление аккумулятора для электромобиля, то требуемое для этого количество энергии соответствует количеству бензина, на котором традиционный автомобиль проехал бы от 50 тыс. до 80 тыс. км. Это говорит о необходимости поддержания экологического баланса. Другими словами, для его поддержания электромобиль пришлось бы эксплуатировать гораздо дольше, чем обычный автомобиль с бензиновым двигателем.

    Понятно, что неизбежный при движении и торможении износ шин и тормозных колодок преобразуется в поступление в атмосферу вредной пыли, загрязняющей окружающую среду.

    В Китае, отмечает n-tv, нередко электромобили из-за их бесшумности называют «тихой смертью», поскольку особенно ночью водители в целях экономии электроэнергии просто не включают свет. И из-за этого растет число ДТП, связанных с наездами на пешеходов.
    1. -2
      21 января 2019 23:52
      надуманные аргументы.
      у светодиодных фар потребление настолько мизерное, что учитывать не стоит.
      при изготовлении аккумуляторов бензин не расходуется, да и пример там явно выдуманный- разные аккумуляторы бывают, а уж поставить динамик со звуком- вообще проще простого.
      кстати, приличный современный автомобиль шума почти не создает.
      1. mko
        +3
        22 января 2019 00:19
        Аргумент: при производстве аккумулятора бензин не расходуется.
        начнем отвечать с первого класса школы ...
        для производства лития необходима эл. энергия и тд.
        1. -1
          22 января 2019 00:32
          а вы думаете, что электроэнергию в промышленных масштабах получают из бензина?
          попробуйте продвинуться дальше первого класса школы....
          1. +2
            22 января 2019 08:59
            Его из угля газа и мазута в основном получают.... И чо?
            1. 0
              22 января 2019 10:12
              Атом и гидро еще. Ну и ветро/солнце в следовых количествах.
              1. 0
                22 января 2019 10:23
                В общей массе преобладают именно тэц) У нас вот угольная в Минусинске работает. Причем только тепло в основном вырабатывает.. хотя можно было и генераторы на город подключить.... Всесоюзная Ударная Комсомольская стройка создала электрокомплекс, но от него практически ничего не осталось.... Хотя было время, когда город хотели переименовать в Электроград...... Зато давайте еще цену за кВт поднимем! Давайте норму введем!!! Вместо того чтобы темже электроотоплением пользоваться, город топится дешевым углем( на отвалах в Хакасии некондицию грузят) Выходишь на улицу- воняет тухлыми яйцами.... Особенность минусинской котловины- зимой перемещения воздушных масс из вне практически нет....
            2. 0
              31 января 2019 21:08
              смотря где.
              где-то атомная, как во Франции, где-то солнечные и ветровые.
              В Германии бывали?
              В любом случае- большая разница- будут выхлопы в трубе на 300 м высоту, или вам в лицо из выхлопной.
              электромобиль берет 15-20 кВт*ч на 100 км.
              сами пересчитайте разницу с бензином по стоимости пробега.
      2. 0
        22 января 2019 12:20
        Цитата: Avior
        да и пример там явно выдуманный- разные аккумуляторы бывают,

        Все пригодные к созданию электрохимические пары давно известны науке, и ничего нового до сих пор не придумали. Весь вопрос в цене и масштабности использования тех или иных компонентов аккумуляторов, а это уже представляется проблемой, потому что у дешевых низкая удельная электроемкость, а дорогие приведут к увеличению стоимости автомобиля. Да и вторичная их переработка не так уж дешева, как кому-то может показаться. Но самое интересное - как в нашем климате при -30 С ездить и заряжать аккумуляторы. Над этим похоже мало кто задумывается.
      3. +1
        31 января 2019 14:13
        Цитата: Avior

        надуманные аргументы.
        у светодиодных фар потребление настолько мизерное, что учитывать не стоит.

        Это всё вопрос образованности потребителей, которая сильно просела, если сравнивать с той же Америкой 50-х годов. В то время это действительно была великая страна с большим числом инженеров и хорошим образованием, сейчас это финансисты, юристы и врачи, фактически гуманитарии. Плотность технических знаний сильно упала в головах. Впрочем, у нас при трансформации из СССР в РФ эта деградация прошла куда сильнее.
  20. +3
    21 января 2019 22:20
    Хороший потенциал для рывка или прорыва! В любом случае, учитывая квалификацию спецов в России и тотальное рукожопство - будет с огоньком и взрыво-феерично! Особенно понравилась идея топливо из активной зоны АЭС.
  21. +1
    21 января 2019 23:54
    использование водорода- тупиковая ветвь.
    по мере снижения стоимости аккумуляторов электромобили вытеснят все остальные.
    1. 0
      26 января 2019 07:07
      Цитата: Avior
      использование водорода- тупиковая ветвь.
      по мере снижения стоимости аккумуляторов электромобили вытеснят все остальные.

      акку святой дух заряжает?
      полюбопытствуй о токах зарядки электроповозок, пересчитай количество на ток иии... идёте лесом "зелёные"
  22. +1
    22 января 2019 03:19
    Тут несколько странная ситуация. В ДВС энергия можно сказать вырабатывается на месте. А все эти водородные и эллектричесские приблуды это способы хранения эннергии произведённой в другом месте. Дорогосложно.
  23. kig
    +2
    22 января 2019 05:37
    То есть и электромобили уже не вариант? В общем-то то логично, аккумуляторы заряжать надо, а энергию для этого где брать? Все там же ... Жаль что с ё-мобилем ничего не получилось. Ничего, зато водородом всех зальем. Или завалим? Или засыпем? Будет у нас Европа на двух крючках висеть.
    1. -1
      22 января 2019 10:20
      А что не так-то? Электромобили убирают из мест своей концентрации (города) грязные выхлопы. Энергия теперь вырабатывается вдали от городов и промышленным способом - с высоким КПД, низкими выбросами и вторичной утилизацией тепла. В общем, если посчитать (где-то читал какое-то исследование на эту тему), если заменить все существующие авто на электро, то токсичных выбросов станет процентов на 15-20 меньше в мировом масштабе (и это учитывая невысокий кпд акб и затраты энергии на их производство), мало того, большие затраты энергии только при первоначальном выпуске большого количества акб, переработка старых в новые заметно менее энергозатратна. В результате на двс останутся только магистральные грузовики и спецтехника.
      1. 0
        26 января 2019 07:13
        Цитата: vadimtt
        А что не так-то? Электромобили убирают из мест своей концентрации (города) грязные выхлопы. Энергия теперь вырабатывается вдали от городов и промышленным способом - с высоким КПД, низкими выбросами и вторичной утилизацией тепла. В общем, если посчитать (где-то читал какое-то исследование на эту тему), если заменить все существующие авто на электро, то токсичных выбросов станет процентов на 15-20 меньше в мировом масштабе (и это учитывая невысокий кпд акб и затраты энергии на их производство), мало того, большие затраты энергии только при первоначальном выпуске большого количества акб, переработка старых в новые заметно менее энергозатратна. В результате на двс останутся только магистральные грузовики и спецтехника.

        энергозатраты на производство тех же акку посчитайте. литий уже под жестким контролем - т.е. дешеветь они не будут. литиевые так легко как свинцовые не перерабатываются.
        не готова отрасль на такие перемены - нет ни ёмких источников ни способов их перереботки, ни способов их зарядки(нет нигде мощной инфраструктуры и долго не появится).
  24. +1
    22 января 2019 12:10
    Цитата из статьи.
    Вот так это выглядит в реальности по всему миру.


    Автор, вот вам ссылка на количество АЗС с "водородной" колонкой ( по одной на всю АЗС!) в Западной Европе:

    https://h2.live/

    Лично мне дешевле электрическую купить.
    И заправлять её также и дома. Или у уличного фонаря (как во Франции).
    Но проблема с электрическими машинами не только в ёмкой, безопасной и дешёвой эл.батарее, но и в инфраструктуре энергетических сетей, которые уложены под землей- т.е., в случае апдейтом эл кабелей с ФРГ, прийдётся разрывать все пешеходные дорожки.
    1. -1
      22 января 2019 22:04
      А вот вам, коллега, ссылка на другую информацию:
      Daimler расширит сеть водородных заправок в Германии.
      Daimler объединила усилия с Linde и Shell в 2015 году и намерена установить к 2023 году по всей Германии 400 заправочных станций, а к следующему году планируется запустить 100 из них.

      Источник: https://vistanews.ru/auto/163963
      1. 0
        27 января 2019 12:09
        "Минус" не я ставил- не мой стиль.

        Скажу в крадце- всё определяет целесообразность и конкурентноспособность..
        А технология производства, хранения, транспортировки и опять же- хранения на АЗС - этому не способствуют.

        Водород- не для массового пользования.
  25. 0
    22 января 2019 12:26
    Что-то вспоминается планета Кин-за-за,где ради прибыли всю воду в "луц" переработали и планету в пустыню "преобразовали"... recourse
  26. +2
    22 января 2019 15:51
    "Пробег автомобиля до 350 км" - этапяць,
  27. 0
    22 января 2019 16:13
    Цитата: Криведко
    А вы хоть раз видели, как горит водород?

    Нормально так горит. Голубеньким (скорее светло-фиолетовым).
    Титан резать можно.
    1. 0
      22 января 2019 21:59
      Вот так горит водород.
  28. +1
    22 января 2019 20:42
    Автомобиль по дороге движет - энергия. Бензин, метан, биотопливо, берёзовые чурки-дрова... и прочее - источники накопленной энергии. Для лошади накопленная энергия - сено tongue . Бензин, метан, уголь, дрова, сено - накапливает природа. Сначала приведите себестоимости 1кубометра водорода bully . Почему никто сейчас не вспоминает биотопливо wassat ? Все говорили биотопливо заменит нефть - где сейчас машины на биотопливе ? Заправить 1 - 100 машин электричеством сейчас можно и бесплатно good . Когда нужно будет заправить электричеством 1 000 000 и больше машин - мы почуем почём киловат от Чубайса am . Разложить воду на кислород и водород - нужно много изначальной энергии, откуда её брать what ? Водород или бензин? - хрен не дешевли редьки fellow
  29. +1
    22 января 2019 21:02
    А сколько электроэнергии требуется, чтобы добыть количество водорода, потребное на 100 км, сколько нефти нужно сжечь, чтобы выработать такое количество электроэнергии и какое количество выбросов при этом образуется?
  30. -1
    23 января 2019 15:41
    К сожалению наши разработки ни кому не нужны! Все пилят, там, где удалось присосаться....((((
  31. 0
    24 января 2019 01:11
    1. Сейчас авто ездят в основном на ТЭ. Но любой газовый атомобиль можно заправить водородом и ездить на нём (правда, лучше с роторным ДВС для уменьшения газопотерь).
    2. Не я придумал модель аккумуляционной энергетики, где аккумулироваться энергия будет в водород. Но я считаю, что такая схема была бы оптимальна для Севера с его ветрами и обильными запасами воды.
    1+2. А теперь объединим эти пункты и получится схема топливного обеспечения для Севера. Транспорт должен работать на газе (водород), а в каждом н.п. должен стоять ветровой агрегат для гидролизного производства водорода (разных мощностей, разумеется). Ну и местный транспорт будет работать на подножном корму - снеге и воде. И не будет необходимости регулярного завоза топлива! А это значительно удешевит освоение Севера. (В случае каких-то сбоев машины будут переходить на углеводородный газ, благо его у нас в стране избыток.)
    1. 0
      24 января 2019 11:52
      Цитата: М.Михельсон
      Но любой газовый атомобиль можно заправить водородом и ездить на нём (правда, лучше с роторным ДВС для уменьшения газопотерь).

      В 70-80-х годах прошлого столетия было несколько идей использования разных типов двигателей, начиная от двигателя Ванкеля, двигателя внешнего сгорания, роторного двигателя и керамических двигателей. Теперь, спустя почти пятьдесят лет, приведите пример массового использования этих идей - сможете? В общем пока обычный бензиновый (дизельный) четырехтактник рулит и только совершенствуется.
      Идея использовать водород на мой взгляд ПОКА не имеет перспективы, по разным причинам, их здесь приводили.
      Что касается будущих лет двадцати-тридцати, то на мой взгляд преобладает комбинированный силовой агрегат для БОЛЬШИНСТВА легковых автомобилей, в котором буде электродвигатель с мощным аккумулятором и обязательно небольшой ДВС на природном газе, а не на водороде, и обязательными солнечными панелями на кузове. Есть конечно нюанс - если появится какой-то пока неизвестный источник накопления (преобразования) энергии, который значительно удешевит производство и хранение энергии, не важно в каком виде. Но пока это не просматривается.
      Так что не стоит делать ставку на водород - в нем в настоящее время минусов больше чем вам кажется.
    2. 0
      26 января 2019 07:21
      Цитата: М.Михельсон
      1. Сейчас авто ездят в основном на ТЭ. Но любой газовый атомобиль можно заправить водородом и ездить на нём (правда, лучше с роторным ДВС для уменьшения газопотерь).

      не любой. мотор надо адаптировать. даже под Е-85 двигателя адаптриуют
      Цитата: М.Михельсон
      2. Не я придумал модель аккумуляционной энергетики, где аккумулироваться энергия будет в водород. Но я считаю, что такая схема была бы оптимальна для Севера с его ветрами и обильными запасами воды.

      особенно для Севера.... Выхлоп водородного двигателя вода. температуру замерзания напомнить?
      Цитата: М.Михельсон
      1+2. А теперь объединим эти пункты и получится схема топливного обеспечения для Севера. Транспорт должен работать на газе (водород), а в каждом н.п. должен стоять ветровой агрегат для гидролизного производства водорода (разных мощностей, разумеется). Ну и местный транспорт будет работать на подножном корму - снеге и воде. И не будет необходимости регулярного завоза топлива! А это значительно удешевит освоение Севера.

      вам бы с таким ртом мёд бы пить! :-)
      Цитата: М.Михельсон
      (В случае каких-то сбоев машины будут переходить на углеводородный газ, благо его у нас в стране избыток.)
      :-) С.Лавров. А как же "1 + 2" и подножный корм?
  32. -1
    25 января 2019 22:19
    Наиболее перспективны ТЭ на углеводородах (авиакеросин или безин). Но это для общественного транспорта. А для индивидуального лучше походят электромобили на супер-конденсаторах.
  33. +1
    30 января 2019 21:24
    В примерах с использованием водорода - легковые автомобили. Почему к ним так прицепились? Потому что их много и они всегда на виду? На самом деле, какой-нибудь самосвал или тягач за день сожгут столько топлива, сколько легковушка за месяц не израсходует. А если это тяжелый самосвал карьерного типа, то его дневную норму и за год может не освоить. Таких авто, портящих воздух, очень даже немало. Но почему-то упор в "зеленых" проектах делается именно на легковые. Почему?
    Переводите сначала "Катерпиллеры" на водород, потом уже и за "Жигули" беритесь...