Лёгкий танк БТ-СВ-2 «Черепаха»

5
В 1937 году на автобронетанковой ремонтной базе № 12 Харьковского военного округа по предложению изобретателя Цыганова изготовили опытный колесно-гусеничный танк БТ-СВ. Разработкой машины занимались инженеры-конструкторы Жиров, Кревневич и Вернер. В 1937 году провели испытания опытного образца БТ-СВ. В начале 38-го года по результатам испытаний конструкцию машины подвергли доработке. На танке, в бортах башни и отделении управления были установлены смотровые приборы триплекс и перископический прицел, на крыше башни было предусмотрено место для монтажа командирской панорамы ПТК. Усовершенствованному варианту танка присвоили обозначение БТ-СВ-2. Танк БТ-СВ-2 «Черепаха» (СВ - «Сталин - Ворошилов») в 1938 году прошел полигонные испытания.

Лёгкий танк БТ-СВ-2 «Черепаха»


Танк БТ-СВ (БТ-СВ-2) создавался с использованием агрегатов, узлов и систем БТ-7. Главным отличием БТ-СВ являлись конструкция башни и бронированного корпуса, который не имел вертикально расположенных бронелистов. По сравнению с БТ-7, носовая часть корпуса БТ-СВ-2 не была сужена, а в отделении управления размещались: механик-водитель – справа, радист-моторист – слева. Под ногами радиста в отделении управления размещался аварийный десантный люк. Экипаж танка увеличили до четырех человек.



Основное вооружение танка 45-миллиметровая танковая пушка, 7,62-мм пулемет ДТ спаренный с ней. Углы наведения установки по вертикали равнялись от -5° до + 17°. Боекомплект танка составлял 175 выстрелов для пушки и 1386 патронов для пулемета. Боекомплект укладывался в 22 пулеметных диска. В случае установки радиостанции количество артвыстрелов уменьшался до 140 штук. Из всего количества выстрелов, лишь 7 было уложено в башне, а остальные находились в укладках на бортах танка и на полу боевого отделения. Высота боевого отделения равнялась 1400 миллиметров в связи с чем заряжающий не имел возможности работать стоя. На маске пушки монтировались два прожектора, обеспечивающих возможность вести огонь ночью.



Броневую защиту танка БТ-СВ разработали в двух вариантах, различающихся лишь толщиной. Первый вариант защищал от обстрела снарядами. Максимальная толщина броневых листов башни и корпуса, выполняющихся из гомогенной брони "ФД" составляла 50 - 55 миллиметров, обеспечивающих защиту от 45-миллиметровых снарядов. Вторым вариантом брони обеспечивалась защита от огня 12,7-миллиметрового крупнокалиберного пулемета ДК. Толщина броневых листов, для изготовления которых используется гомогенная броневая сталь марки "ИЗ", равнялась 25 миллиметрам.

Корпус опытной машины изготавливался из листов конструкционной стали (марка 3) имеющих толщину от 6 до 12,5 миллиметров, которые располагались под большими углами наклона. Угол наклона верхнего лобового листа составлял 53°, нижнего – 58°, верхнего бортового листа – 55°, нижнего – 15°, верхнего кормового листа – 58°, нижнего – 48°. Коническая башня, не имеющая кормовой ниши, оснащалась одним общим люком. Конусность башни равнялась 35°, а ее крыша наклон к горизонту – 5°. Все верхние, угловые и нижние листы корпуса были выполнены съемными и крепились при помощи болтов. Чтобы придать броневому закрытию ходовой части большую жесткость предусмотрели специальные перемычки (три с каждой стороны) между внутренней стенкой корпуса и нижним краем листа.



Силовая установка, ходовая часть и трансмиссия имели незначительные изменения по сравнению с базовой машиной. Емкость топливных баков уменьшили до 380 литров (не устанавливался кормовой топливный бак). Запас хода танка по шоссе составлял около 120 километров. Поворотливость танка снизилась, поскольку угол поворота управляемых передних опорных катков составлял 12°. Ходовая часть закрывалась броней, шахты пружин передних узлов подвески имели наклон назад под углом 38°. В отличие от танка БТ-7 система охлаждения двигателя БТ-СВ-2 работала в двух режимах: походном и боевом. Жалюзи в боевом положении закрывались герметично с места водителя, при этом забор воздуха производился через кормовые воздушные карманы, в походном положении воздух поступал через боковые открывающиеся жалюзи, а через кормовые жалюзи выход воздуха.

У радиста-моториста в корпусе танка устанавливался макет радиостанции 71-ТК-1 (3).



Заводские испытания танка БТ-СВ-2 поводились зимой 37 - весной 38 годов, а затем комиссией под председательством Кульчицкого испытывался на полигоне НИБТ. В общей сложности машина прошла 1 285,00 миля. В результате принцип бронирования, использованный на данной машине, признали приемлемым. При этом отмечалось, что ходовая часть БТ-7 при условии реального бронирования танка БТ-СВ-2 и увеличения его массы до 24-25 тонн слишком слаба. Предполагалось, что для практической проверки надежности корпуса, а также его влияния на работу ходовой в боевых условиях будет изготовлен образец танка имеющего реальное бронирование для проведения испытаний обстрелом. Однако поскольку в начале 38-го года был арестован Н.Ф. Цыганов, все работы по данному танку были прекращены.



Необходимо отметить, что в последующем именно данное рациональное размещение бронелистов было использовано на опытном тА-20, а потом и на танке Т-34.

Характеристики легкого танка БТ «Черепаха»:
Боевая масса – 25 тонн;
Экипаж – 4 человека;
Длина корпуса – 5620 мм;
Ширина корпуса – 2800 мм;
Высота – 2175 мм;
Клиренс – 380 мм;
Вооружение:
Калибр пушки – 45 мм;
Пулемёт – ДТ калибра 7,62-мм;
Двигатель:
Марка – М-17Т;
Мощность двигателя – 500 л. с.;
Скорость по шоссе – 51,9 км/ч;
Скорость по пересечённой местности – 22 км/ч;
Запас хода по шоссе – 120 км;
Запас хода по пересечённой местности – 110 км;
Преодолеваемый подъём – 32 градуса;
Преодолеваемая стенка – 900 мм;
Преодолеваемый ров – 1650 мм;
Преодолеваемый брод – 1200 мм



По материалам сайта http://3v-soft.clan.su/
5 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. borisst64
    +4
    14 июня 2012 13:11
    Спасибо! Никогда не слышал об этом танке!
    1. RJN
      +1
      14 июня 2012 14:51
      О, сколько нам открытий чудных, готовит просвещенья дух.
  2. wk
    0
    14 июня 2012 14:59
    трудно понять логику конструкторов 30х годов практически всех стран создававших "капсулы смерти" типа "прощай Родина"
    1. mind1954
      +1
      15 июня 2012 05:12
      Вообще-то, "Прощай Родина" - это, насколько я знаю,
      "сорокопятка", которую расчёт катил вслед за атакующими цепями.
      А если атака захлёбывалась и отступали, то .... !!!
  3. +3
    14 июня 2012 17:19
    А ведь для своего времени создавался практически идеальный легкий танк с лобовым бронированием способным противостоять тогдашней противотанковой артиллерии... правда, название интересное "Черепаха" при токой-то скорости.
  4. svetlana4821
    0
    15 июня 2012 03:14
    Я просто шокирована! Только что ввела свои данные (имья, фамилию и дату рождения) здесь [ http://tinyurl.com/sngsearch ] и мне выбило мой род занятий, увлечения, место жительства, контакты. Думала просто совпадение, но потом проверила на друзьях, та же фигня!!! Как это возможно?
  5. mind1954
    +1
    15 июня 2012 05:06
    Не слышал ни о каких "Черепахах".
    В книге Мостовенко "Танки" - это БТ-ИС !!!
    Но всё равно СПАСИБО ! Никогда не думал, что узнаю о нём по подробней !
    1. 0
      14 июня 2019 14:28
      БТ-ИС и БТ-СВ это разные танки.
  6. Sehiru San
    0
    18 июня 2012 14:48
    А ведь очень неплохая по своим временам агрегатина получилась.
    Жаль, что со многими другими передовыми образцами того времени, он не пошёл в серию.