Радиоэлектронная борьба. Битва за Атлантику. Часть 1

19
С началом войны фактически единственным средством поиска и обнаружения субмарин был британский ASDIC (аббревиатура от англ. Anti-Submarine Detection Investigation Committee, Исследовательский комитет по обнаружению подводных лодок). Это был прообраз современного сонара, работал он по принципу эхолокации. Применение ASDIC создавало определенные проблемы «волчатам» Деница, и летом 1940 году тот предложил поменять тактику атак на конвои союзных войск.

Радиоэлектронная борьба. Битва за Атлантику. Часть 1

Дисплей ASDIC



По наблюдениям гросс-адмирала, эскортное охранение британцев чаще всего состояло из не самых новых кораблей, отличающихся слабой защитой и не самыми совершенными эхолокаторами. Поэтому атаковать корабли охранения немцы решили ночью и из надводного положения, в котором ASDIC не мог на достаточном расстоянии обнаружить субмарины. А ночь неплохо скрывала торчащие рубки немцев от наблюдателей как с воздуха, так и с кораблей. И тактика Деница дала обильные плоды – лодки серии U безнаказанно отправляли на дно все новые и новые корабли с завидной регулярностью.


Один из эпизодов битвы за Атлантику

Любая война очень похожа на шахматную партию – каждый ход противника вынуждает противостоящую сторону искать ответные шаги. И Великобритания ответила установкой на корабли и самолеты береговой охраны специальных противолодочных РЛС типа Mark I. В частности, первым в мире самолетом с бортовым локатором стал двухместный тяжелый истребитель Bristol Beaufighter Mk IF, на который монтировалась версия локатора AI Mark I массой 270 кг. Но эта РЛС не совсем подходила для обнаружения подлодки в надводном положении, и в начале 1941 года её заменили на Mark II. Эта аппаратура уже позволяла «высмотреть» торчащую рубку на дальности до 13 км, но и с ней были сложности. Дело в том, что ночью самолет не мог зайти на бомбометание немецкой подлодки, так как помехи от морской поверхности маскировали местоположение субмарины. Самолету приходилось лететь на высотах, не превышавших 850 метров, иначе отраженные от воды сигналы РЛС засвечивали экраны. Но свою роль такая техника все-таки сыграла – немцы в атаках поубавили прыти, и потери ВМС Британии снизились, особенно в зоне досягаемости Берегового командования.


Bristol Beaufighter Mk IF — первый в мире крылатый носитель РЛС

Именно с этого момента у немецких подводников появляется ответная реакция – массированное нападение на конвои «волчьей стаей» со всех сторон. Причем делать это немцы стали в удалении от берегов Британии, что исключало обнаружение самолетами с их вездесущими локаторами. Досталось тогда и американцам – в мае и июне 1942 года гитлеровцы потопили около 200 торговых судов янки.

Ответ не заставил себя долго ждать. На тяжелые и "дальнобойные" самолеты типа Consolidated B-24 Liberator союзники установили новые РЛС, работающие на частотах 1-2 ГГц, а также мощные прожекторы Leigh Light.


Прожектор Leigh Light под крылом B-24 Liberator

Последние позволяли осветить лучом всплывшую для атаки подлодку немцев с расстояния 1,5 км, что резко упрощало атаку на неё. В итоге немецкие U-лодки пошли на дно гораздо быстрее и веселее. В борьбе с такими британскими хитростями на германских субмаринах появились в середине 1942 года обнаружители локаторов модели FuMB1 Меtox, позже FuMB9 Wanze и FuMВ10 Borkum, разработанный слишком поздно FuMB7 Naxos и так далее до самого окончания войны. Немцы лишь изменяли рабочий диапазон принимаемого радиоизлучения и чувствительность. Примечательно, что приемники для Metox немцы позаимствовали в готовом виде со складов французской фирмы. Придумывать пришлось разве что приемные антенны, которые в спешке сооружались вокруг деревянного креста, за что и получили прозвище «Бискайский крест». Ключевым преимуществом таких приёмников было раннее обнаружение излучения авиационных локаторов британских сил. Как только командир субмарины получал сигнал от Metox (или более поздних версий), он тут же экстренно погружал лодку под воду. И все это происходило до обнаружения лодок самолетными РЛС.


Аппаратура управления FuMB1 Меtox

Бороться с Metox британцы решили простым и проверенным способом – сменой частоты и длины радиоволны локатора. В начале 1943 года появилась Mark III с частотой 3 ГГц с длиной волны в 10 см. Теперь самолеты могли подлетать к ничего не подозревавшей субмарине, которая, к примеру, всплыла для подзарядки батарей. Metox в такой ситуации молчал. И немцы в этой истории поначалу серьезно промахнулись в предположениях относительно причин обнаружения U-лодок. Оставшиеся в живых командиры рассказывали, что перед ночным налетом не слышали тревоги от Metox, но инженеры по какой-то причине не послушали моряков. Вместо этого решили, что англичане пеленгуют субмарины по… тепловому излучению дизелей! В итоге потратили уйму времени и средств на оборудование теплоизоляции моторных отсеков подлодок. На субмарины установили специальные теплозащитные экраны, которые ничего не дали, кроме снижения скорости хода подводных судов. Естественно, ничего толкового из этой акции не вышло, и в мае-июне 1943 года немцы потеряли около сотни подлодок. Озарение немцам пришло после того, как в Роттердаме обнаружили части РЛС H2S (лампу магнетрона) на сбитом британском самолете. В итоге все силы бросили на разработку нового приемника радиолокационного излучения длиной волны 10 см.

Пытались немцы ввести в заблуждение «летающие радары» с помощью воздушных шаров, которые оставляли висеть на высоте 10 метров над морем. Такие ловушки под кодовым именем Bold оснащались стальными кабелями для отражения сигналов РЛС союзников и крепились к дрейфующим буям. Но эффективность их была ожидаемо низкая – эффективная площадь рассеивания у Bold была значительно ниже, чем у подлодки, что легко фиксировалось на экране радара. Неожиданным выходом стал шноркель, который встал на многие субмарины немцев в конце 1943 года – с его помощью можно было подзаряжать аккумуляторы, просто высунув его над водой. Немцы даже покрывали их специальным радиопоглощающим материалом — здесь локаторы были почти бессильны. Когда субмарины стали оснащаться FuMB7 Naxos, способным эффективно определять облучение РЛС с длиной волны 10 см, уже было поздно – потери подлодок у немцев были слишком велики.

Но не только с помощью локаторов вели охоту на «волчьи стаи» Деница. Для связи с большой немецкой землей субмарины вынуждены были всплывать, определять свои координаты и радировать командованию либо соседним судам. Вот тут их и пеленговали силы флота союзников, передавали координаты охотникам и топили немцев. Обычно в состав группы охотников входили пара-тройка эсминцев или фрегатов, которые оставляли мало шансов противнику. Во избежание таких потерь у немцев появилось ноу-хау – «шприцевые» передачи, которые заранее записывались в ускоренном виде, а потом передавались всего за доли секунд. На станции приема стоило только замедлить запись радиограммы.




Автоматический радиопеленгатор Huff-Duff и его антенна на боевом корабле

Ответом стал автоматический радиопеленгатор Huff-Duff, заточенный на перехват и определение пеленга таких «скорострельных» радиопередач. Их ставили как на корабли, так и на береговые посты, что упрощало триангуляцию. Это стало еще один скромным гвоздиком в крышку гроба немецких кригсмарине.

В общем, по итогам войны можно констатировать, что немецкое командование ВВС и ВМС нередко пренебрегало радиоэлектронной разведкой. А между тем регулярный перехват электромагнитного излучения в небе Британии многое бы рассказал немцам о тонкостях войны.

Продолжение следует...
19 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    1 февраля 2019 05:07
    Очень интересно,только просьба,побольше схем и рисунков с фото.Спасибо.
    1. +8
      1 февраля 2019 06:07
      Автор своими словами пересказывает почти целиком главу "Электронная борьба в Атлантике" из интересной книги "Радиоэлектронная война (От Цусимы до Ливана и Фолклендских островов)" Марио де Арканжелиса.

      Читаем второй абзац из главы (в статье он первый):
      "В начале войны, единственным имевшимся средством обнаружения подводных лодок, было устройство Asdic (Исследовательский комитет по обнаружению подводных лодок ѕ названо по первым буквам этого учреждения), а теперь называемое сонаром (Sonar ѕ Звуковая навигация и определение дальности). Он работает по принципу излучения в воде звуковых волн, которые при встрече с целью отражаются от нее в обратном направлении; расстояние до цели вычисляется измерением времени от момента излучения до момента приема ответного сигнала. Это называется эхо-локацией."
      Или вот про шнорхель: "Ближе к концу 1943 года, некоторый успех был достигнут применением шнорхеля — трубы, оснащенной специальным клапаном, который позволял подводным лодкам перезаряжать свои электрические батареи, двигаясь в погруженном положении. Они были покрыты специальным радиопоглощающим материалом, который поглощал, а не отражал излучение РЛС противника."

      Зачем-то это абзац выкинул: "Командиры U-подводных лодок, осознавая свое преимущество, атаковали все смелее и смелее, проникая в самую середину медленных конвоев и нанося огромный ущерб. Также, им очень помогала германская служба перехвата радиопередач Service B, которая принимала и дешифровала не только радиограммы передаваемые британским конвоям в море, но также и инструкции о маршрутах передаваемые из британского Адмиралтейства."

      Иллюстрации интересные, согласен.
      1. +3
        1 февраля 2019 10:21
        Спасибо, за название источника.
        "Радиоэлектронная война (От Цусимы до Ливана и Фолклендских островов)" Марио де Арканжелиса.



        "Авторы" статей пишите откуда "брали" знания.
  2. +2
    1 февраля 2019 09:49
    Спасибо за статью и спасибо уважаемому тасхе за наводящий комментарий. Мне, как рэбовцу, статья читается так же увлекательно, как хороший детектив. Книгу Марио уже скачал, впереди выходные... Жизнь прекрасна!
  3. +3
    1 февраля 2019 12:02
    ASDIC (аббревиатура от англ. Anti-Submarine Detection Investigation Committee, Исследовательский комитет по обнаружению подводных лодок)
    Такого комитета не существовало. В составе Адмиралтейства существовал Anti-Submarine Division. Абервиатура ASDIC составлена в целях секретности.
  4. +1
    1 февраля 2019 13:20
    С удовольствием плюсанул автору - фанатам Марио де Арканжелиса просьба не читать продолжение laughing
  5. +1
    1 февраля 2019 14:27
    В частности, первым в мире самолетом с бортовым локатором стал двухместный тяжелый истребитель Bristol Beaufighter Mk IF, на который монтировалась версия локатора AI Mark I массой 270 кг.
    Первые опыты по установке полного комплекта РЛС в самолёте британцы проводили в марте 1937 года. В августе 1939 локатор Mk I установили на шесть самолётов Bristol Blenheim...
    Источник - A SHORT HISTORY OF AIR INTERCEPT RADAR AND THE BRITISH NIGHT-FIGHTER, PART ONE 1936 – 1945, by Ian White.
    В ночь на 23 июля 1940 "Бленхейм" сбил немецкий Do 17. Это была первая в мире подтверждённая атака истребителя с РЛС.
  6. +3
    1 февраля 2019 15:01
    Интересный абзац про FuMB1 "Метокс" из книги о немецких подводниках

    "Этот детектор излучения радара устанавливался на подводных лодках с августа 1942 года. Он должен был обнаруживать работу поискового радара с длиной волны 1,5 м на безопасной для лодки дистанции. Своё название устройство получило от названия фирмы (французской!), его производившей. Летом 1941 года в Северной Африке в руки немцев попал бомбардировщик «Веллингтон» с исправным радаром, что и позволило им сконструировать Метокс.

    Однако очень быстро выяснилось, что Метокс даёт слишком большое число обнаружений. Тогда флот обратился к эксперту фирмы «Телефункен» доктору Рунге с просьбой разобраться в этой проблеме. Рунге быстро выяснил, что Метокс плохо различает сигналы. Например, работу передатчика Люфтвафе, расположенного в 80 км от Бордо, он принимал за действие самолётного радара. В конструкцию детектора был внесён ряд изменений.

    Но и после этого неприятности не закончились. Немцы обнаружили, что Метокс сам испускает слабое электромагнитное излучение, что характерно для многих радиоприёмников, особенно супергетеродинных. Весной 1943 года лодки понесли тяжёлые потери, потому что англичане начали использовать новый радар с длиной волны 10 см, работу которого Метокс не мог обнаружить. Однако захваченный в плен британский офицер на допросе сказал, что причиной неприятностей является именно излучение Метокса. Самолёты Берегового Командования якобы получили специальный приёмник для обнаружения этого излучения. Так как это было технически возможно, немцы поверили. Дениц запретил использование Метокса. Одновременно это на несколько месяцев замедлило установку на подводных лодках более совершенного детектора «Наксос»."
  7. -1
    1 февраля 2019 16:36
    Интересная статья.
  8. +6
    1 февраля 2019 17:11
    Вроде бы стоит поблагодарить автора за освещение интересной темы, но уровень "освещенности" крайне низок. Автор явно далек от понимания темы, поэтому изложение иногда носит совсем фантастический характер, ничего с реальностью не имеющий, например "ловушки под кодовым именем "Bold".
    Bold (от Kobold -гоблин) - контейнер около 10 см в диаметре, заполненный гидридом кальция CaH2. являющегося твердым источником водорода. При выбросе через торпедный аппарат при контакте с водой начиналось интенсивное выделение пузырьков водорода, образовывавших облако, воспринимаемое на экране сонара как подводная лодка.
    Откуда автор взял свое описание - загадка.
    1. 0
      1 февраля 2019 20:13
      Цитата: Decimam
      Bold (от Kobold -гоблин) - контейнер около 10 см в диаметре, заполненный гидридом кальция CaH2. являющегося твердым источником водорода. При выбросе через торпедный аппарат при контакте с водой начиналось интенсивное выделение пузырьков водорода, образовывавших облако, воспринимаемое на экране сонара как подводная лодка.

      Похожий момент показан в фильме 57-го года Враг внизу, только там выброс идет непосредственно из торпедного аппарата.
      Кстати, фильм смотрится очень живо и интересно, в отличии от У-571.
      1. +1
        1 февраля 2019 21:14

        С 1942 года подлодки оборудовались специальными устройствами.
  9. 0
    1 февраля 2019 21:15
    Радиоэлектронная война рассматривается совершенно односторонне-с точки зрения только борьбы с ПЛ-а немцы какие средства применяли для борьбы с конвоями? belay
    1. +1
      2 февраля 2019 12:10
      Радиоэлектронная война рассматривается совершенно односторонне-с точки зрения только борьбы с ПЛ-а немцы какие средства применяли для борьбы с конвоями?
      ,,,в одной статье все не уложится, целый цикл создавать нужно.
      1. +1
        2 февраля 2019 19:33
        Понятно то тема объемная, но логичнее было оценивать, на конкретный период, и средства немцев и средства союзников, а не рассматривать только применение средств союзников и попытки немцев реагировать.
  10. +1
    1 февраля 2019 22:21
    Чтобы сохранить антенну нашего радара, я укрыл ее под обшивку легкого корпуса на мостике. Один из матросов постоянно вращал антенну, представлявшую собой массивный деревянный крест с закрепленными кабелями. Мы называли эту конструкцию «бискайский крест» по имени места, где наши подлодки впервые применили ее.

    Когда мы оставили за кормой фиорд Бергена, океан подверг лодку суровому испытанию. Но серьезно пострадал только «бискайский крест». Я спустил сломанную деревянную конструкцию в рубку и приказал срочно отремонтировать ее. Несколько часов мы шли без предупреждения об опасности, противник мог легко запеленговать нас, прежде чем мы узнали бы о его появлении.... Когда «У-230» вошла в опасную зону, штормящее море окутала тьма. Был восстановлен «бискайский крест», ставший мощным подспорьем для предупреждения атак с воздуха. [146]

    В 2.20 оператор радара обнаружил цель. Об этом просигналил радиолокатор. Радист доложил:

    — Радиолокационный контакт, громкость два, быстро усиливается.

    Зигман спрыгнул с койки и бросился в помещение центрального поста. Оттуда он скомандовал на мостик:

    — Убрать крест! Тревога!

    Двигатели увеличили обороты. Крест упал в помещение центрального поста, на него свалились один за другим вахтенные, окончательно разрушив конструкцию.

    Но дальше ситуация поменялась

    настроив радар «метокс» на обнаружение угрозы нападения с воздуха. В эту ночь радар трижды просигналил об опасности и мы производили срочное погружение. Самолет противника сбрасывал глубинные бомбы нам вслед.

    Утром в 10.12 глазастый Борхерт протянул вверх руки и крикнул:

    — Самолет!

    Увидев крохотный черный мотылек, пикирующий на нас из-за тучи, я швырнул «бискайский крест» в рубку. Все находившиеся на мостике бросились вслед за ним вниз. Когда палуба уже ушла под воду, я снова взглянул на самолет и понял, что вы располагаем не более чем тридцатью секундами до очередной бомбардировки. Затем я нырнул в рубочный люк и захлопнул за собой крышку в тот самый миг, когда гигантская волна накрыла нас. «У-230» скрылась под водой через 18 секунд, сохранив в запасе минимум 10 секунд для спасения от бомбежки. Когда лодка нырнула в глубину с дифферентом 50 градусов, пилот самолета взял за ориентир для бомбометания пенистый след на месте нашего погружения. ....

    Находясь под водой, мы удивлялись тому, что наш радар не подавал никаких сигналов опасности. Мы провели в погруженном положении более получаса. Затем всплыли, но только на очень короткий промежуток времени.

    12.25. Срочное погружение при появлении двухмоторного самолета. Никаких признаков использования пилотом радиолокатора.

    12.50. «У-230» всплыла.

    13.32. Тревога. Самолет. Никакого радиолокационного поиска. Четыре бомбы взорвались недалеко от лодки. Заклинило кормовые горизонтальные рули.


    Вернер Герберт. "Стальные гробы"
  11. +2
    3 февраля 2019 03:05
    И тактика Деница дала обильные плоды – лодки серии U безнаказанно отправляли на дно все новые и новые корабли с завидной регулярностью.


    Написать лодки серии U - это как написать лодки типа подводные лодки. fool
  12. 0
    19 марта 2019 21:12
    Крайне интересная тема-жаль только, что автор слишком бегло по ней пошел.
  13. 0
    26 марта 2019 06:21
    Статья супер! Автор, я требую продолжения!!!