Незаметный труженик Второй мировой войны. Транспорты типа «Либерти»

77
Во время войн вся слава обычно достается тем, кто сражается на передовой и участвует в боевых действиях. При этом тыловые службы и части часто остаются в тени. Сегодня у многих на слуху названия бронетехники времен Второй мировой войны, используемого стрелкового и артиллерийского вооружения, но мало кто знает и помнит названия транспортных средств, которые применяли воюющие стороны. К таким незаметным и неизвестным для широкой общественности труженикам Второй мировой войны можно смело отнести американские транспортные корабли типа «Либерти».

Транспорты типа «Либерти» – это огромная серия судов, построенных в США в годы Второй мировой войны. Корабли использовались для перевозки разнообразных военных грузов и войск, а также компенсации потерь, причиненных торговому флоту немецкими подводными лодками. Данная серия транспортных кораблей обеспечивала в годы войны как массовые военные перевозки, так и поставки продовольствия, товаров и военных грузов по ленд-лизу из США в Великобританию и СССР. Всего с 1941 по 1945 гг. американская промышленность произвела 2710 судов типа Liberty, а сами эти корабли стали одним из символов индустриальной мощи США.



Массовое производство и рекорды

Первый транспорт типа «Либерти» сошел со стапеля американской верфи Бетлехем-Фэрфиелд в Балтиморе 27 сентября 1941 года. Это был пароход «Патрик Генри», который возглавил огромную серию судов данного типа. Планы постройки транспортных кораблей появились в США еще в предвоенные годы, так как в Вашингтоне были обеспокоены состоянием своего торгового флота и судостроения в частности. Имелась явная потребность в оживлении и наращивании внешней торговли, для этого был нужен крупный транспортный флот, способный действовать на морских коммуникациях. Созданная в 1936 году Морская комиссия США приступила к разработке проектов новых морских транспортов, планов их постройки, а также реорганизацией всей американской судостроительной промышленности. Однако лишь начавшаяся в Европе в сентябре 1939 года Вторая мировая война дала настоящий толчок развитию американской программы судостроения.


Сохранившийся до наших дней транспорт SS John W. Brown


Великобритания, которая была активным участником, начавшейся войны, располагалась на островах, которые были и защитой от масштабного вторжения, и настоящей проблемой. Для того чтобы жить и воевать Великобритания каждый год должна была получать порядка 40 миллионов тонн разных грузов, доставляемых морем. Понимая это, высшее руководство Германии организовало удары по наиболее уязвимым местам Британской империи – ее морским коммуникациям. В начале войны британские транспорты шли на дно один за другим, а немецкие подводники топили транспортные суда практически безнаказанно. Уже к концу 1940 года потери английского торгового флота достигли огромных значений – 4,5 миллиона тонн, что составляло 20 процентов от всего его тоннажа. Положение с доставкой грузов на острова становилось угрожающим.

Испытывая проблемы с транспортными судами, Великобритания решает заказать их в США. Первоначально речь шла о 60 транспортах типа «Океан», обладавших конструкцией весьма консервативного проекта и грузоподъемностью около 7 тысяч тонн. В движение корабли приводились паровыми машинами, работавшими на угле. Силовая установка выглядела наиболее архаично, но устраивала англичан, так как на Британских островах имелись богатые запасы угля, а вот месторождений нефти не было совсем. Именно проект данного корабля был выбран в США для создания массового стандартного транспортного судна, естественно, корабль модернизировался и адаптировался для американских условий производства и эксплуатации. К примеру, везде, где только было возможно, клепка заменялась на сварку, вместо угольных котлов устанавливались нефтяные водотрубные котлы, работающие на мазуте и т.д.

Впервые в мировой практике судостроения в США перешли к полностью цельносварным корпусам, отказавшись от распространенных заклепочных соединений. Такое решение имело массу преимуществ, в том числе существенно уменьшало трудоемкость сборочных работ (снижение трудозатрат примерно на 30 процентов). Помимо этого отказ от использования заклепок давал экономию в 600 тонн стали на каждом корпусе. Сварка корпусов транспортов типа «Либерти» велась как вручную, так и с использованием автоматической электросварки, которая позволяла ускорить процесс сборки кораблей, заменяя высококвалифицированный ручной труд. Программа строительства предполагала поточный монтаж при секционном методе сборки корпусов. Секции будущего корабля готовились в сборочных цехах и на предстапельных площадках, после чего в полностью готовом виде подавались на сборку. Вес каждой секции достигал от 30 до 200 тонн. Основной целью доработок также было максимальное удешевление самого корабля и его приспособление к серийному производству. Так, для упрощения было решено отказаться от деревянного палубного настила даже в жилых помещениях транспорта, повсеместно дерево заменялось на линолеум и мастику. В процессе массового производства стоимость одного корабля удалось снизить с 1,2 миллиона долларов до 700 тысяч долларов.

Незаметный труженик Второй мировой войны. Транспорты типа «Либерти»

Одновременная постройка транспортов "Либерти" на американской верфи


Первоначально, в январе 1941 года, планировалось построить 200 кораблей по «модифицированному английскому проекту», для чего американское правительство выбрало 6 компаний, находившихся на Западном побережье страны. Однако после вступления США во Вторую мировую войну, потребность в транспортах значительно выросла, а список занятых в их производстве верфей быстро увеличили до 18 (без учета многочисленных субподрядчиков). При этом не все из этих компаний имели на тот момент опыт строительства кораблей для торгового флота. Постройка первых 14 кораблей заняла около 230 дней, при этом первый корабль SS Patrick Henry строился 244 дня. Однако уже к концу 1942 года американская промышленность взяла невиданные темпы производства, на постройку корабля уходило в среднем 70 дней, в 1944 году этот показатель достиг 42 дней. Абсолютный же рекорд был поставлен в ноябре 1942 года на верфи Кайзера, он принадлежал транспорту SS Robert E. Peary, от момента закладки корабля до спуска на воду прошло всего 4 дня и 15,5 часов. 12 ноября 1942 года корабль был спущен на воду, а уже 22 ноября 1942 года отправился в свой первый рейс с грузом. Построенное в рекордные сроки судно смогло пережить войну и служило на флоте до 1963 года. Но данный пример является скорее пропагандистским трюком, повторить который серийно было невозможно. Но даже без этого достигнутые темпы строительства транспортов типа «Либерти» достойны уважения, в 1943 году американские верфи выдавали в день в среднем по три таких транспортных корабля.

Спешка при постройке и запуске в серию, особенно в условиях военного времени, не могла пройти бесследно. 19 кораблей данного типа ранней постройки буквально развались в море во время плавания. Причиной была некачественная сварка, неудачно выбранные стали и не до конца отработанные технологии. Однако это число составляет менее процента от всех построенных транспортов типа Liberty. В течение 1942 года эти недостатки постарались максимально устранить, хотя проблемы с прочностью корпуса, особенно в сложных погодных условиях на море, сохранялись до конца использования кораблей. В дальнейшем опыт, полученный при постройке и эксплуатации транспортов типа «Либерти» был учтен в производстве следующей серии военных транспортов – «Виктори» (534 корабля) и танкеров Т2 (490 кораблей). При этом основная масса транспортов типа «Либерти» пережила Вторую мировую войну и использовалась во флотах многих стран еще десятилетиями. Поэтому миф о том, что данные транспорты были кораблями «в один конец» лишен какого-либо основания.

Перед создателями кораблей встала и другая непростая задача – дать название столь огромной серии. Около 2500 транспортов, которые использовались американским флотом, получили имена в честь людей, причем обязательно в честь умерших (исключений было минимум). Первые корабли типа «Либерти» называли в честь тех, кто подписывал Декларацию независимости США, затем в ход пошли имена общественных деятелей, политиков, ученых и солдат, погибших в годы Первой мировой, а позднее уже и Второй мировой войны. После того как в США были выпущены облигации военного займа, любой желающий (или группа лиц), которые приобрели облигации на два миллиона долларов, мог дать кораблю имя при сохранении общих правил. Переданные по ленд-лизу 200 британских судов получали имена, начинавшиеся на «Sam», однако достаточно быстро выяснилось, что запас слов на «sam» в английском языке ограничен, поэтому в ход пошли такие нетипичные для англичан названия, как SS Samara, SS Samovar и даже SS Samarkand.



Особенности конструкции транспортов типа «Либерти»

Корпус транспортов отличался вполне типичной для кораблей торгового флота 1930-х годов компоновкой. Всего имелось пять грузовых трюмов, в носовой части от надстройки три трюма, еще два в кормовой половине корпуса. Корабли типа «Либерти» были твиндечными судами, то есть грузовые трюмы делились на верхнюю и нижнюю половины палубой твиндека. Верхняя палуба была сделана максимально свободной от разного рода механизмов, что облегчало прием грузов. Для разгрузки в порту назначения на корабле имелись три мачты с грузовыми стрелами, которые могли поднимать грузы массой до 50 тонн. Центральную часть корабля занимали котельные и машинные отделения, под которыми располагались помещения для экипажа транспорта, а над ними – ходовая рубка. Корабль выделялся скошенным форштевнем и «крейсерской» кормой округлой формы. Срок службы корпуса корабля оценивался в пять лет, считалось, что затем корабль будет проще списать, чем ремонтировать.

Силовая установка корабля включала в себя паровую машину тройного расширения, которая была заимствована от транспортов типа «Океан», и два нефтяных водотрубных котла, которые работали на мазуте. Помимо упрощения бункеровки и экономии топлива, использование нефтяных котлов позволяло кораблю избавиться от угольных бункеров, расположенных в надстройке, делая перемещения по кораблю более удобными. От паровой машины к единственному винту шел длинный валопровод, который проходил под трюмами №4 и №5. Силовая установка корабля обеспечивала ему максимальную скорость хода на уровне 11-11,5 узлов, это было стандартное значение для транспортных судов того времени.



Вооружение кораблей состояло из пяти 127-мм или реже 102-мм орудия (4-дюймового), которое устанавливалось на полуюте и предназначалось для самообороны от немецких подводных лодок, здесь же на полуюте находились два 20-мм зенитных автомата. На возвышенном полубаке было установлено морское трехдюймовое орудие (76,2 мм). Далее по сторонам от носовых грузовых стрел размещались два 20-мм зенитных автомата, еще 4 зенитных автомата были установлены по углам надстройки.

Согласно проекту, экипаж транспортов типа «Либерти» составлял 45 моряков и 36 артиллеристов, при этом их состав мог серьезно меняться. В отличие от кораблей британского торгового флота, на которых матросы также трудились прислугой при орудиях за дополнительный шиллинг в день, моряки американского торгового флота оставались гражданским персоналом. За обслуживание зенитных и артиллерийских орудий отвечали военные моряки. Средства спасения, находящиеся на борту транспортов, были представлены двумя 31-местными гребными шлюпками, двумя 25-местными моторными катерами и четырьмя спасательными плотами (они находились в достаточно заметных наклонных ящиках, расположенных у мачт №2 и №3).


Паровая машина транспорта «Либерти» перед отправкой на верфь


Служба кораблей в годы Второй мировой войны

Невозможно точно оценить какой объем грузов перевезли корабли типа «Либерти» в годы Второй мировой войны. Эти суда везли продовольствие и ресурсы в Великобританию, военную технику и грузы в СССР всеми тремя маршрутами ленд-лиза, различное армейское имущество для высадки в Нормандии, солдат и морских пехотинцев на острова в Тихом океане и выполняли много других задач. В годы войны практически в любом уголке мирового океана можно было увидеть характерный силуэт, в котором легко угадывался высокобортный грузовой пароход со скошенным носом и расположенной в середине надстройки невысокой трубой. Вместимость транспортов типа Liberty могла достигать: 2840 джипов; 525 колесных бронеавтомобилей M8 или 525 санитарных фургонов; 260 средних или 440 легких танков; 300 тысяч 105-мм или 651 тысячи 76-мм снарядов. На практике перевозимые кораблями грузы были сборными.

За период с 1942 по 1945 гг. из 2710 построенных кораблей данного типа погибли 253 транспорта, около 50 кораблей в своем первом рейсе, всего в ходе боевых действий было потеряно 9 процентов построенных кораблей. При этом наибольшие потери пришлись на первую серию из 153 судов, которые были спущены на воду в первой половине 1942 года в самый разгар развернувшейся битвы за Атлантику. 34 корабля из этой серии погибли в течение первого года службы, еще 13 были уничтожены до конца войны, потери среди первой серии кораблей составляли 31 процент. При этом среди моряков торгового флота США в годы Второй мировой войны погиб каждый 26-й.

В годы войны за храбрость и отвагу, которые проявлялись кораблем и его экипажем, американское правительство присваивало судам почетное звание «Доблестный корабль» (Gallant ship). Этого звания были удостоены 7 транспортов типа «Либерти». Наиболее известным из этих кораблей стал SS Stephen Hopkins, который 27 сентября 1942 года у берегов Африки вступил в бой с немецким рейдером Stier, вооруженным шестью 150-мм орудиями. В ходе ожесточенного боя транспорт был потоплен, однако и сам успел из единственного своего старого 102-мм орудия времен Первой мировой войны добиться 18 попаданий в немецкий рейдер, в результате чего Stier получил серьезные повреждения, загорелся и был покинут немецким экипажем, который перебрался на судно снабжения Tannenfels. В этом бою погибла большая часть экипажа американского транспорта – 37 человек, включая капитана, 19 выживших дрейфовали в шлюпке более месяца, пока их не прибило к берегам Бразилии. В честь капитана, старшего помощника и кадета-артиллериста, который последним вел огонь из 102-мм орудия, были названы три транспорта типа «Либерти», а в честь единственного находившегося на борту офицера ВМС был назван эскортный миноносец.


Гибель транспорта SS Paul Hamilton 20 апреля 1944 года


Наиболее трагичными для кораблей типа «Либерти» были два дня: 2 декабря 1943 года во время массированного налета немецкой авиации на Бари в порту от авиационных бомб погибли сразу шесть транспортов, второй день: 29 июня 1944 года, когда немецкая подводная лодка U-984, орудовавшая в Английском канале, потопила сразу 4 таких транспорта. Некоторое количество транспортов в годы войны переоборудовалось для перевозки войск, а небольшая часть кораблей изначально строилась, как специализированные транспорты для перевозки военнослужащих. Самой страшной катастрофой с участием транспортов «Либерти» стала гибель парохода SS Paul Hamilton у берегов Алжира, которая произошла 20 апреля 1944 года. Корабль стал жертвой немецких торпедоносцев Ju-88. На борту транспорта находилось огромное количество боеприпасов и взрывчатых веществ, а также солдаты и офицеры ВВС. В результате попадания торпеды корабль взорвался и затонул за 30 секунд, из находившихся на борту 580 человек было найдено лишь одно тело.

Всего за период серийного производства с 1941 по 1945 год в США было построено 2710 транспортов типа «Либерти». Около 200 из них были переданы по ленд-лизу Великобритании, еще 41 корабль (38 транспортов и 3 танкера) были переданы СССР, а всего под советским флагом ходило 54 судна типа «Либерти», еще 13 кораблей были получены разными путями, в том числе куплены, уже после завершения Второй мировой войны. Активная эксплуатация данных транспортных кораблей продолжалась до конца 1960-х годов, когда они начали сниматься с рейсов из-за возросших расходов на эксплуатацию. В настоящее время в США сохраняется два восстановленных до ходового состояния транспорта типа «Либерти»: SS John W. Brown в Балтиморе и SS Jeremiah O'Brien в Сан-Франциско.


Корабль типа «Либерти» советского флота


Тактико-технические характеристики транспорта типа Liberty:
Водоизмещение – 14 450 тонн.
Габаритные размеры: длина – 134,57 м, ширина – 17,3 м, осадка – 8,5 м.
Энергетическая установка – одна паровая машина, два котла, мощность – 2500 л.с.
Скорость хода – 11-11,5 узлов (20,4-21,3 км/ч).
Дальность плавания – 20 000 морских миль.
Экипаж – 38-62 человека (моряки торгового флота), 21-40 человек (военные моряки).
Вооружение: 127-мм (или 102-мм) орудие на корме для защиты от подлодок противника, 76-мм орудие на баке, до 8х20-мм зенитных автоматов «Эрликон».

Источники информации:
Кузнецов, Н. А. 100 великих кораблей / Н. А. Кузнецов, А. Н, Золотарев, Соломонов Б. В. – Москва: Вече, 2012. – 432 с.
https://scharapow-w.livejournal.com
https://warspot.ru
http://wiki.wargaming.net
Материалы из открытых источников
77 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +23
    3 февраля 2019 05:50
    Вот это организация и планирование было! Надо же, так чётко организовали работу и поставки комплектующих на строительство!
    1. -19
      3 февраля 2019 05:56
      Цитата: Мистер Кредо
      Вот это организация и планирование было!

      Ага. Как все золотишко конфисковали... fellow
    2. +3
      3 февраля 2019 06:04
      Вот что контракт государственный делает-да и люди другие были.
    3. +18
      3 февраля 2019 06:57
      Добавлю к Вашему комменту,что такая же организация производства была и в авиастроении:экадрилия Б-29 в сутки!
      Как нас учили политэкономике:потогонная система Тейлора в действии!
    4. +17
      3 февраля 2019 08:33
      Цитата: Мистер Кредо
      Вот это организация и планирование было! Надо же, так чётко организовали работу и поставки комплектующих на строительство!

      Американская промышленность этим славится. Умеют, когда прижмет.
      американская промышленность произвела 2710 судов типа Liberty, а сами эти корабли стали одним из символов индустриальной мощи США.
      Когда Дениц узнал, что со стапелей сходит больше грузовых кораблей, чем топят "его детки", то он понял, что война проиграна.
      1. +4
        4 февраля 2019 17:49
        Цитата: svp67
        Американская промышленность этим славится. Умеют, когда прижмет.

        Дык... особенно хорошо им это удаётся, когда приходит неспециалист в данной области. smile Тот же Генри Кайзер (50 эскортных авианосцев за год) до прихода в судопром занимался цементом, дорогами и строительством дамб и домов.

        Забавные случаи американского массового производства в судопроме ВМВ были описаны у Македона: один из заводов выдавал одну из панелей, немного больше по размеру, чем нужно. Решение было простым - не трогать налаженное производство, а после получения просто обрезать панель в размер.
    5. +5
      4 февраля 2019 17:46
      Цитата: Мистер Кредо
      Вот это организация и планирование было! Надо же, так чётко организовали работу и поставки комплектующих на строительство!

      Так у янки уже был опыт - крупноблочное строительство, конвейер и быстрая постройка верфей были ими внедрены в судопроме ещё в конце Первой Мировой. И причина была та же - нужно было военным и грузовым тоннажом задавить неограниченную подводную войну.

      Кроме того, не стоит забывать, что программа "Либерти" по факту началась ещё до войны. В середине 30-х руководство США озаботилось собственным гражданским флотом - стране нужен был свой тоннаж и свой резерв гражданских моряков (в том числе и для ВМС). Анализ показал, что американский гражданский флот состоят по большей части из тихоходных судов постройки времён ПМВ с недостаточной грузовместимостью и не может конкурировать с остальными перевозчиками. И тогда было принято крайне рыночное решение smile : государство заказывает постройку флота современных транспортов, субсидирует расширение верфей для них - и сдаёт полученные корабли в лизинг частным компаниям. Более того, пароходным компаниям выплачивались субсидии от государства - при соблюдении некоторых условий: эксплуатировать новые суда, построенные в США, под флагом США и с командой из граждан США (не менее 90%). Оформлено это было в виде Merchant Marine Act of 1936, после чего было создана United States Maritime Commission, занявшаяся вопросами проектирования, постройки и эксплуатации новых судов и замены старых.
    6. 0
      16 апреля 2019 23:10
      Это планировали как раз таки эффективные менеджеры так нелюбимые вами
  2. +2
    3 февраля 2019 06:10
    С корабельного сайта переписал названия всех 40 *либерти*. поставленных нам, 2 одинаковых- *Валерий Чкалов*
  3. +13
    3 февраля 2019 06:46
    Стивен Хопкинс


    Университет Нью-Йорка, который закончил кадет последним стоящим у орудия, единственный из гражданских ВУЗов США который имеет право поднимать флаг ВМС. Так же в честь членов экипажа некоторые общежития и постройки в университете названы в их честь.
    1. +4
      3 февраля 2019 08:16


      здесь подробнее
  4. +25
    3 февраля 2019 07:22
    Цитата: serg.shishkov2015
    С корабельного сайта переписал названия всех 40 *либерти*. поставленных нам, 2 одинаковых- *Валерий Чкалов*

    Все так. Вот объяснение.
    Суда типа «Либерти», при всех своих положительных качествах обладали недостаточной поперечной прочностью. Было довольно много случаев переломов в плавании. Так, например, 13 декабря 1943-го года в Беринговом море на пароходе «Валерий Чкалов», которым командовал известный капитан А.Ш. Шанцберг, образовалась трещина, лопнула палуба, обшивка правого борта до ватерлинии. После нескольких часов буксировки судно по трещине переломилось. Обе половины сохранили плавучесть и были благополучно отбуксированы в американский порт. Экипаж пережил несколько ужасных суток, но, к счастью, никто не пострадал.
    Американцы извинились... и вручили морякам переломившегося судна новый пароход под тем же именем «Валерий Чкалов».
    https://moryakukrainy.livejournal.com/2810514.html
    1. +16
      3 февраля 2019 08:07
      Второй Чкалов тоже переломился в 51году. И тоже был восстановлен
      1. jjj
        +1
        5 февраля 2019 15:53
        Трещали они потому, что корпуса были сварными, а проемы грузовых люков в трюмы были геометрически прямоугольными, без усиливающих элементов типа дугообразных книц. Возникали усталостные микротрещины, которые приводили к разломам. Позднее конструкция была изменена.
        В СССР на севере "Либерти" могли выгружаться только в портах Мурманска и Молотовска. В Архангельск из-за мелководья Березового Бара они пройти не смогли
        1. 0
          7 февраля 2019 12:17
          Ломались они потому, что не были ещё отработаны технологии сварки корпусов и конструкции чисто сварных судов.
        2. +1
          8 февраля 2019 20:47
          Кстати трещали чаще всего они именно посередине по тому самом сварному шву: где тонко - там и рвётся, и не только на волне, но и как водится после торпедирования. Однако очень часто половинки не тонули, благо, опять же часто, они могли были быть собраны на разных заводах-верфях - всё было герметично изначально, и, не редки были случаи, когда выжившую корму от одного судна приваривали впоследствии к выжившему носу другого.
    2. +5
      3 февраля 2019 08:26
      Спасибо за информацию! К чести американцев такая процедура замены плохих кораблей была осуществлена ими в отношении нескольких поставленных нам транспортов и танкеров
    3. +13
      3 февраля 2019 10:51
      Цитата: Olddetractor
      Суда типа «Либерти», при всех своих положительных качествах обладали недостаточной поперечной прочностью.

      Те суда которые остались в СССР специально укреплялись на советских заводах. Как нам рассказывали инженера, на судах во многих местах просто отсутствовали кницы. Американцы не тратили на их изготовление ни времени ни денег. Судно было рассчитано на разовый переход Атлантики.
      1. +2
        4 февраля 2019 06:03
        так и было расчитано- либерти окупал свою постройку одним успешным рейсом, поэтому и экономили на всём
    4. +3
      4 февраля 2019 12:18
      Маленькое примечание: вот только не поперечной, а наоборот - продольной прочностью.
      недостаточной поперечной прочностью
      Потому, что судно - как длинная балка переламывается поперек. А поперечной прочности не бывает. Есть только продольная и местная прочность, а вот остойчивость наоборот - поперечная.
  5. +1
    3 февраля 2019 07:32
    Интересно, а наши Либерти работающие на Тихом океане ходили без вооружения?
  6. +5
    3 февраля 2019 08:09
    Одним из наиболее распространенных прозвищ был "гадкий утенок", но в 1941 году, после того как президент Франклин Д. Рузвельт сказал , что эти корабли принесут свободу в Европу, они стали известны как корабль свободы.
  7. +9
    3 февраля 2019 08:50
    29 июня 1944 года, когда немецкая подводная лодка U-984, орудовавшая в Английском канале, потопила сразу 4 таких транспорта.

    ,,в ходе атаки на конвой ECM-17 в 15 ч. 28 м. 29 июня 1944 года U-984 выпустила две торпеды примерно в 30 милях к югу от пункта Святой Екатерины около острова Уайт. Первая поразила Эдварда М. Хауса, а второй - Г. Г. Бласдела . Шесть минут спустя подводная лодка выпустила одну торпеду по одному из поврежденных кораблей и промахнулась, но поразила Джона А. Тройтлена . В 15.43 была выпущена торпеда, которая поразила Джеймса А. Фаррелла .

    были повреждены и потоплены :

    Г. Г. Бласдел,,,508 (76 погибших и 432 выживших).груз:войска с танками, грузовиками, джипами и другой механизированной техникой, затонул.


    ,Джон А. Тройтлен,,74 (1 погибший и 73 выживших).груз:6800 тонн инженерного оборудования и палубный груз машин. На следующий день судно отбуксировали в Саутгемптон и посадили на мель. Груз был спасен, судно списали.

    Джеймс А. Фаррелл.,,494 (4 погибших и 490 выживших).груз:1200 тонн военной техники и войск . Судно вывели на мелководье возле пляжа Нетли. Груз был спасен, судно списали.

    Эдварда М. 657 (0 погибших и 657 выживших).1000 тонн армейской техники и войск

    1947 год продан в Норвегию и переименован в Blue Master . В 1954 переименован в Dicoronia и зарегистрирован в Либерии для компании Bahia Salinas Cia Nav (Goulandris Bros), Панама. Разбит в Шанхае в феврале 1970 года.

    За время войны немецкими подводниками были повреждены и потоплены 138 экземпляров кораблей класса « Либерти ».
    Тбилиси торпедирован в 17 ч. 25 м. 30 декабря 1944 года U-956. 186 (47 погибших и 139 выживших),возле Скорбеевской губы (полуостров Рыбачий).
  8. +8
    3 февраля 2019 09:13
    Наиболее трагичными для кораблей типа «Либерти» были два дня:

    ,,,я бы ещё добавил разгром конвоя BT-6 9 марта 1943 года. Только одной подводной лодкой U-510 было потоплено и повреждено 7 !! кораблей класса « Либерти ».
  9. +14
    3 февраля 2019 09:23
    Строительство корабля Liberty на верфи Bethlehem-Fairfield, Балтимор, март - апрель 1943 года.

    Второй день строительства. Монтаж днищевого и бортового набора.
    1. +12
      3 февраля 2019 09:27

      Шестой день. Смонтированы переборки, карлингсы и бимсы верхней палубы.
      1. +14
        3 февраля 2019 09:30

        Десятый день. Почти закончена нижняя палуба, на миделе смонтирована верхняя палуба.
        1. +13
          3 февраля 2019 09:31

          Четырнадцатый день. Верхняя палуба закончена, начат монтаж надстроек.
          1. +16
            3 февраля 2019 09:32

            Двадцать четвертый день. Спуск на воду.
  10. +14
    3 февраля 2019 10:25
    Были варианты "Либерти", сделанные из железобетона.

    1. +1
      16 апреля 2019 21:51
      Где-то, что-то читал об этом. Спасибо за фото.
  11. +8
    3 февраля 2019 10:53
    как бы в амерам не относиться , но снимаю шляпу !!! Респект .
  12. +5
    3 февраля 2019 11:14
    Цитата: Дырокол
    Интересно, а наши Либерти работающие на Тихом океане ходили без вооружения?

    Нет. Они были вооружены. Их топили японцы.
    1. 0
      3 февраля 2019 13:39
      Не только же Либерти джапы топили
      1. +14
        3 февраля 2019 14:18
        Практически все гражданские суда ходили вооруженные артиллерией. Есть книга, называется "Огненные рейсы". В ней рассказывается о работе судов Дальневосточного морского пароходства в годы войны. В ней приводятся интересные факты, например, бой парохода "Уэллен" с японской подводной лодкой. Или рассказывается про сбитый танкером "Таганрог" японский самолёт-камикадзе над Владивостоком...Из книги следует, что все гражданские суда в то время были вооружены. Причём, в расчётах орудий и пулемётов состояли экипажи судов. То есть, сугубо штатский морской народ...В морских ВУЗах до сих пор присутствует предмет "Военно-морская подготовка экипажей гражданских судов".
  13. +10
    3 февраля 2019 13:36
    Виктор Конецкий (кто не читал, очень советую прочитать всё или почти всё) ходил штурманом на "Либерти". Кстати, в фильме "Полосатый рейс" действие происходит не на пароходе ли этого типа?
    Действительно, суда типа "Либерти" рассматривались как одноразовые. Из Мурманска экипажи возвращались кружным путём, а суда оставлялись в конечной точке маршрута. "Несовершенство" методов проектирования привело к тому, что заложенный запас прочности оказался существенно выше.
    Немного истории. Строительство кораблей невиданного доселе типа - зерновозов - в США было поставлено на поток впервые ещё до первой мировой войны. Так США готовились занять эуропэйский зерновой рынок, где господствовала Россия. Для планирования постройки судов использовались диаграммы Ганта или метод сетевого планирования и управления (СПУ). Диаграммы Ганта использовались для работы над крупнейшими инфраструктурными проектами, включая плотины Гувера и системы скоростных шоссе в США, и продолжают оставаться важнейшим инструментом в управлении проектами.
    В 1887 году Гант начал работать совместно с Фредериком У. Тейлором. Они искали принципы научного подхода в управлении деятельностью персонала. В применении научных принципов управления в своей работе Гант и Тейлор изучали использование различных методов управле-ния на сталелитейных заводах на Midvale Steel и судостороильной компании Bethlehem Steel. Вместе они проработали вплоть до 1893 года.
    Некоторые утверждают, что то, что СПУ на самом деле разработан в 1896 году русским инженером, выпускником СПб Политехнического института Каролем Адамецким, который (по каким-то причинам) не опубликовал свою работу на английском языке. В 1898 году он стал начальником отделения сталелитейного завода Гартмана в Луганске, где упростил процесс прокатки пластин, тем самым снизив стоимость их производства. В 1901-м Адамецкий занял должность технического директора на одном из заводов в нынешнем Днепре, где тоже внес улучшения в производственный процесс и провел исследование на тему факторов, отрицательно влияющих на организацию производства. Вплоть до 1911 года он занимал ряд руководящих должностей на металлургических и керамических производствах Островца (Ostrowiec) и Варшавы (Warsaw). Во время Первой мировой войны Адамецкий был советником нескольких крупных металлургических предприятий в России.
    В 1919 году Кароль Адамецкий стал преподавателем Варшавского политехнического университета, получив в 1922 году звание профессора. Кароль Адамецкий скончался 16 мая 1933 года, в возрасте 67 лет, в Варшаве.
    1. +5
      3 февраля 2019 23:04
      hi Благодарю Вас, уважаемый Iouris, за этот интересный Комментарий об истоках сетевого планирования и читательскую рекомендацию! Виктор Конецкий мой самый любимый писатель-маринист и мощный заряд жизненного оптимизма! good
      В советское время первый толстый сборник его рассказов прочёл за одну ночь, так как утром нужно было отдать в читалку-эту книгу ждала тогда большая очередь почитателей его таланта! wink
      1. +3
        3 февраля 2019 23:10
        Цитата: пищак
        Виктор Конецкий мой самый любимый писатель-маринист и мощный заряд жизненного оптимизма!

        Наш кок Вася. laughing
    2. +6
      4 февраля 2019 05:21
      Кстати, в фильме "Полосатый рейс" действие происходит не на пароходе ли этого типа?

      Заинтересовал Ваш вопрос. hi Специально поискал на просторах. В "Полосатом рейсе", а так же в "Пиратах ХХ века" сняты теплоходы "Фрязино" и "Фатеж" финской постройки. Подробнее тут вот:
      https://www.fryazino.info/news/735
    3. 0
      9 февраля 2019 12:32
      немного не в тему, но- у Конецкого мне больше всего понравилось *Последний раз в Антверпене*, его книгу купил с первой стипендии в 1988, в Арзамасе
  14. +4
    3 февраля 2019 13:48
    хорошая статья.кратко,но емко.
    1. +5
      3 февраля 2019 22:27
      Цитата: sds127
      хорошая статья.кратко,но емко.

      hi Не только Статья очень хорошая и информативная, но и Комментарии тоже отличные! good wink
  15. +9
    3 февраля 2019 14:10
    Вот отличный пример " не болтовни о импортозащениях и ускорениях" а реально налаженного судостроительного конвейера - почти 3000 бортов!
    А для "сирийского экспресса" слабо десяток транспортов за пару лет ускоренно сделать на наших верфях? belay
    1. 0
      16 апреля 2019 21:55
      Слабо. Двигла никто не даст в таких количествах.
  16. +4
    3 февраля 2019 14:15
    На борту транспорта находилось огромное количество боеприпасов и взрывчатых веществ, а также солдаты и офицеры ВВС. В результате попадания торпеды корабль взорвался и затонул за 30 секунд, из находившихся на борту 580 человек было найдено лишь одно тело.

    ,,,конвой UGS-38 был атакован 23 немецкими пикирующими бомбардировщиками JU-88 на закате 20 апреля 1944 года.
    ,,,всего на борту:
    Экипаж SS Paul Hamilton - 47
    Вооруженные силы ВМС США - 29
    Воздушный корпус армии США - 504.
    Только два тела были обнаружены и похоронены на кладбище в Алжире. Они были идентифицированы по отпечаткам пальцев.Поиски выживших продолжались два дня, поиски тел - неделю.
    Данные о потерях на SS Paul Hamilton были засекречены до 1995г. Родственникам сообщили «пропал без вести» , «предположительно мертвый».
  17. kig
    +9
    3 февраля 2019 14:42
    Несколько замечаний.
    Термин "корабль" по сложившейся традиции относится к военным судам или к судам парусного флота, так что пароходы типа Либерти - это грузовые суда, пусть даже и вооруженные. Чтобы стать кораблем, на них надо было поднять военно-морской флаг.
    Ну и еще ошибка в описании конструкции судна, согласно которой жилые помещения находились ПОД машинным отделением.
    1. 0
      3 февраля 2019 23:06
      А вооружение-"из пяти 127-мм"?
  18. -9
    3 февраля 2019 14:56
    Кстати, эпичнейший пример, как США завалили Японию именно трупами. Смысл этих Либерти. что их клепали быстрей, чем япошки успевали эти гробы топить laughing
    1. +5
      3 февраля 2019 23:25
      Бред. 50-100 чел. экипаж. Меньше полнокровной роты. Для ВОВ - смешные потери.
      1. -11
        3 февраля 2019 23:31
        Для Великой Отечественной и потери пингвинов на Иводзиме - не повод такое упоминать даже в рапорте по обстановке на одном только фронте, тфу, бои местного значения. А для пингвинов - сказка о том, как вся страна в неравной борьбе и жестоких потерях единолично победила Ось, тфу, какие там Сталинграды - мелочи! Иводзима понад усе!
        Так и с Либерти. Что у СССР потери погибшими в 41-42 году меньше, чем у Вермахта - это "трупами завалили". Сказка про одну винтовку на троих или переправу в Сталинград в дневное время - тоже трупами завалили, и плевать, что фейк. А невооруженные корыта, сляпаные на соплях - это не трупами и не завалили, именно, хотя шансов у такого корыта от чего-либо отбиться или вести борьбу за живучесть - ноль, камикадзе натуральное. Утонуть может от громкого пука
        1. +5
          4 февраля 2019 18:04
          Цитата: Cowbra
          Для Великой Отечественной и потери пингвинов на Иводзиме - не повод такое упоминать даже в рапорте по обстановке на одном только фронте, тфу, бои местного значения.

          Как у нас любят оценивать сражение по количеству трупов. Чем больше положили - тем более выдающаяся победа.
          На ТО победа ковалась на море. А там миллионные армии развернуть невозможно. И поражение от победы зачастую отделяет несколько потопленных кораблей.
          Сухопутчикам не понять, что тот же авианосец строится 3-4 года и ещё год вводится в строй. И стоит как танковая армия. И потеря его для той же Японии где-нибудь в 1942 г. - это всё, конец. Полноценной замены до 1945 г. не будет.
        2. 0
          6 февраля 2019 22:40
          мил человек.. это где Вы в статье нашукали меренье органами кто больше в победу вложил?
          1. 0
            13 февраля 2019 20:04
            Цитата: советник 2 уровня
            мил человек.. это где Вы в статье нашукали меренье органами кто больше в победу вложил?

            Не в статье, а в комментарии выше:
            Цитата: Cowbra
            Для Великой Отечественной и потери пингвинов на Иводзиме - не повод такое упоминать даже в рапорте по обстановке на одном только фронте, тфу, бои местного значения. А для пингвинов - сказка о том, как вся страна в неравной борьбе и жестоких потерях единолично победила Ось, тфу, какие там Сталинграды - мелочи! Иводзима понад усе!

            Особенно, кстати, порадовал в этом комменте термин "невооружённые корыта" применительно к "Либерти". ВСКР "Штир", видимо, загорелся и утонул исключительно по техническим причинам. smile
    2. kig
      +2
      4 февраля 2019 05:11
      Цитата: Cowbra
      как США завалили Японию именно трупами


      эпичнейший пример тупости и некомпетентности
      1. -6
        4 февраля 2019 10:07
        Эпичнейший пример бессмысленного поста.
    3. 0
      4 февраля 2019 18:00
      Цитата: Cowbra
      Кстати, эпичнейший пример, как США завалили Японию именно трупами. Смысл этих Либерти. что их клепали быстрей, чем япошки успевали эти гробы топить laughing

      Вы японцев с немцами перепутали.
      IJN больше концентрировался на борьбе с кораблями USN, чем с какими-то торгашами. А вот немцы били именно по торговому тоннажу, пытаясь перерезать снабжение через Атлантику. Но безуспешно: например, британский торговый тоннаж снизился всего однажды - в одном из кварталов 1942 года на насколько процентов.
    4. 0
      7 февраля 2019 16:35
      Кстати, эпичнейший пример, как США завалили Японию именно трупами. Смысл этих Либерти. что их клепали быстрей, чем япошки успевали эти гробы топить

      У японцев приоритетными целями были военные корабли, а не грузовые суда. А вот американские подлодки на Тихом океане практически удушили японские морские перевозки уничтожив почти полностью "поголовье" торгового флота Японии.
  19. +2
    3 февраля 2019 20:00
    Хорошая статья.
    Много лет назад, в советском журнале "Техника-молодёжи" или "Наука и Жизнь" была статья о этих судах.
  20. +2
    3 февраля 2019 20:20
    Судно-легенда-не дождусь когда по нему монография выйдет в МК-а то все линкорами балуются.
    1. +2
      3 февраля 2019 22:45
      Цитата: костя1
      Судно-легенда-не дождусь когда по нему монография выйдет в МК-а то все линкорами балуются.

      hi Тоже хочу такого выпуска дождаться от МК! yes Очень интересный и знаковый кораблик-классика мирового судостроения, его конструкция для массовой постройки-это своего рода прорывный инженерный шедевр середины ХХ века, как и подлодки ХХI серии... имхо
      С детства наслышан о транспортах типа "Либерти" от своего отца, впервые увидел на фото в журнале "Вокруг света" и всегда с большим интересом узнавал что-то новенькое об этих судах!
      1. +1
        4 февраля 2019 18:09
        Боюсь мечты так и не сбудутся-авторам, как детям, пишется только про что-то большое и грозное-вон, в кои-то веки, вышел номер про гражданское судно-и то "Куин Мери" angry
  21. +1
    3 февраля 2019 20:38
    Хорошие кораблики. Простые и дешевые. Интересно было бы еще о танкерах почитать.
  22. +2
    3 февраля 2019 20:55
    " незаметные труженники"-идиотский слоган.Они на себе вынесли всю тяжесть войны...
  23. +4
    4 февраля 2019 09:13
    Фига себе. Я бумажную модель дольше клеить буду.

    1. +3
      4 февраля 2019 09:42
      Оппа! Это польский "Малы Моделяж" так трансформировался?! smile
      В детстве много я его поклеил( заодно и в польском языке немного поднаторел winked ) и пораздаривал этих моделей-всего 13 копеек стоил один номер по подписке и в городских киосках "Союзпечати", дешевле "Техники-Молодёжи"!
      hi
      1. +3
        4 февраля 2019 11:37
        Цитата: пищак
        Оппа! Это польский "Малы Моделяж" так трансформировался?! smile
        В детстве много я его поклеил( заодно и в польском языке немного поднаторел winked ) и пораздаривал этих моделей-всего 13 копеек стоил один номер по подписке и в городских киосках "Союзпечати", дешевле "Техники-Молодёжи"!
        hi


        То же в детстве клеил. Сейчас вернулся к хобби. Это Халинский. По сравнению с Моделяжем - небо и земля. Деталировка - за гранью. Плюс наборы лазерной резки из металла. Индустрия проделала огромный скачок в плане качества и достоверности.
        Здесь поройтесь. Много интересного.

        http://only-paper.ru/
        1. +2
          4 февраля 2019 11:49
          hi Благодарю за Ваш ответ и ценную "наколку"! good
          Тоже постепенно возвращаюсь к этому хобби, но теперь уже по чертежам сам "с ноля" пытаюсь лепить только то, что нравится...да и нервы успокаивает сей процесс. smile
          1. +5
            4 февраля 2019 11:59
            Цитата: пищак
            hi Благодарю за Ваш ответ и ценную "наколку"! good
            Тоже постепенно возвращаюсь к этому хобби, но теперь уже по чертежам сам "с ноля" пытаюсь лепить только то, что нравится...да и нервы успокаивает сей процесс. smile


            Иногда и не только успокаивает. Особенно мелочевка.



            1. +2
              4 февраля 2019 12:04
              hi Снимаю шляпу в восхищении! good
              1. +3
                4 февраля 2019 12:07
                Цитата: пищак
                hi Снимаю шляпу в восхищении! good


                Это ерунда. Вот с чем рекомендую ознакомиться. Особенно МАЗ.
                Итальянку железнодорожную сейчас ковыряю...




        2. +1
          4 февраля 2019 18:11
          Качайте с торрента-там все.
    2. 0
      9 февраля 2019 12:37
      у меня с бумагой как-то не сложилось,,, с 1991 модели самолётов лежат не собраны,, а на пласте в своё время крышу сносило, да жизнь изменилась, минимум тонна к разгрузке-загрузке, проблемы с мелкой моторикой,,,,
  24. +4
    4 февраля 2019 15:15
    Учебно тренажерное судно "Александр Невский" - этот либертос до середины 90х стоял на первой речке во Владивостоке. Мы на нем учились и камбалу с него ловили и вахту на нем несли.
    1. +1
      5 февраля 2019 20:09
      Не сняли с него что-нибудь на память?
      1. +1
        6 февраля 2019 08:25
        Нет, с 1991 года я не имел к нему никакого отношения, и исчез он как то внезапно.
    2. +1
      7 февраля 2019 16:38
      Да, был такой. Сам на нём не побывал в силу малолетнего возраста, а со стороны видел.
  25. +1
    7 апреля 2019 11:41
    Почему автор не отписал, или я плохо читал. Что строили из железобетона ? Дабы не жалко было в случае потери.