Дайте два! Китай создает ещё один «невидимый» бомбардировщик

23
Предки и преемники

Если с истребителями у Китая дела обстоят неоднозначно, то в случае с бомбардировщиками — скорее никак. То есть формально они есть. Согласно данным из открытых источников, у китайских ВВС и ВМС около 150 самолетов Xian H-6 разных версий. Данную машину часто обозначают в качестве «стратегического бомбардировщика». По сути же это копия старого советского многоцелевого самолета Ту-16, который классическим «стратегом» никогда не являлся. И не мог быть в силу ограниченного боевого радиуса, который составлял 3000 километров. Для сравнения: у «старичка» Ту-95 данный показатель превышает 6000 километров. Формальным же рекордсменом можно считать Ту-160 с заявленным боевым радиусом 7300 километров, но тут есть много «но», которые, например, касаются скорости крылатой машины. При сверхзвуковом полете радиус снизится. И снизится сильно.





Xian H-6 унаследовал от Ту-16 все основные достоинства и недостатки. Впрочем, машина смотрится все же намного современней своего прародителя, а внимательные авиалюбители даже могли рассмотреть новую оптико-локационную станцию в передней нижней части фюзеляжа некоторых H-6. Само собой, расширили китайцы и арсенал авиационных средств поражения, включив в него новые ракеты собственной разработки.

Все это, конечно же, хорошо. Но есть одна проблема. И она кроется даже не в ограниченной дальности полета H-6, а в том, что самолет морально устарел. Китай, между тем, намерен двигаться вперед и как можно более быстро.

Давно не секрет, что будущее стратегической авиации КНР неразрывно связано с самолетом, известным как Xian H-20. Это «невидимый» стратегический бомбардировщик, выполненный по аэродинамической схеме летающее крыло. Говоря по-простому, это китайский аналог B-2 и российского ПАК ДА (которого, впрочем, еще нет в железе). Характеристики неизвестны, однако по данным газеты China Daily, военные КНР хотят получить бомбардировщик с дальностью до восьми тысяч километров, что дает все основания думать, что самолет будет похож на B-2 не только внешне, но и по габаритам, а также по массе боевой нагрузки. О степени малозаметности судить не приходится вообще. Причина этого кроется в секретности.



Загадочный гость

В целом сомневаться в реальности существования программы создания H-20 не приходится. Однако есть еще одна, и она породила много вопросов. Еще в 2015 году стало известно о существовании проекта таинственного малозаметного китайского бомбардировщика, который, если верить представленным китайцами данным, будет иметь максимальную скорость 1600 км/ч. Его дальность якобы может достигать почти 5000 километров, а потолок будет равен 17 тысячам метров. Главной особенностью проекта можно назвать широкое применение технологии стелс. Есть, впрочем, еще одна «фишка». По имеющимся данным, самолет сможет нести ракеты класса «воздух-воздух» и уметь за себя постоять в небе. Однако такая возможность, конечно, будет сугубо опциональной. Кстати, стоит сказать, что российский ПАК ДА также разрабатывают с учетом возможности применять оборонительное оружие. Довольно интересный тренд, если посудить.

Появившиеся пару лет назад в китайских СМИ картинки дали общее представление о том, каким может быть новый самолет. Если верить им, бомбардировщик не будет одной из версий уже существующих «невидимок». Самолет намерены выполнить на совершенно новой основе. Примечательной особенностью станет расположение членов экипажа бок-о-бок, подобно тому, как это реализовали на F-111, Су-24 и Су-34. Всего членов экипажа, скорее всего, тоже будет два, как на других похожих самолетах.

Новость о перспективном самолете из КНР можно было счесть фейком, если бы не данные Разведывательного управления Министерства обороны США, озвученные западными СМИ совсем недавно. Согласно им, бомбардировщик назвали JH-XX: это, конечно, условное обозначение. Известно, что машину хотят снабдить радиолокационной станцией с активной фазированной антенной решеткой, а также широким спектром вооружения класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность». По мнению военных экспертов из США, самолет появится не ранее 2025 года. При его создании китайцы намерены применить технологии, ранее отработанные в рамках разработки истребителей J-20 и FC-31. Первый, напомним, уже в серии, а второй пока только разрабатывают.



Оно живое!

Трудней всего, как ни странно, определить концепцию. Судя по всему, этот бомбардировщик будет некой смесью многофункционального истребителя (в современном понимании этого термина), фронтового бомбардировщика, бомбардировщика-ракетоносца и «стратега». Нужен ли такой самолет на практике — другой вопрос. Стоит сказать, что классические «фронтовики» типа уже упомянутых F-111 и Су-24, практически вымерли, так как их функции вполне успешно выполняют многоцелевые истребители, такие как «Супер Хорнет». Российский Су-34 можно считать лебединой песней фронтовых бомбардировщиков. И не нужно забывать, что его создали не с нуля, а на базе Су-27.

Сейчас уже мало кто помнит, но американцы в свое время хотели создать узкоспециализированный бомбардировщик FB-22 на базе F-22: по причинам, озвученным выше, от этой идеи отказались. Таким образом, однозначно определить роль для JH-XX на данном этапе нельзя. Если же говорить максимально простым языком, то, скорее всего, такой самолет просто будет не нужен, так как тактические задачи сможет выполнять малозаметный истребитель J-20, а условно стратегические — H-20. Слово «условно» мы использовали не случайно. Потенциал современных межконтинентальных баллистических ракет и их морских «собратьев» — БРПЛ — давно нивелировал роль авиационной составляющей ядерной триады. И современные стратегические бомбардировщики это, по сути, «летающие арсеналы» с огромным количеством высокоточных бомб и ракет.



И здесь тоже много вопросов. Чтобы выполнять функции платформы для запуска крылатых ракет с обычными БЧ, машина должна иметь боевую нагрузку не меньше, чем у B-1 или Ту-160. В то же время JH-XX будет иметь боевую нагрузку, приближенную или несколько выше, чем у самолетов-истребителей. Во всяком случае, такой вывод можно сделать, если внимательно посмотреть на его предполагаемые размеры.

То есть, самолет сможет продублировать функции истребителей-бомбардировщиков, но не функции полноценных «стратегов». Не стоит забывать и о стремительном развитии БПЛА. Которые смогут если не сменить пилотируемую авиацию в ближайшие лет десять-двадцать, то существенно потеснить ее.

Все это не прибавляет шансов на скорое рождение нового авиационного комплекса. Вполне вероятно, что от разработки нового китайского бомбардировщика откажутся, как в свое время американцы отказались от FB-22. Нельзя исключать и того, что мы имеем дело с целенаправленной дезинформацией с китайской стороны. Надо полагать, ситуация прояснится в ближайшие годы.
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    1 февраля 2019 05:36
    Публикация познавательная, но местами уважаемый автор чрезмерно категоричен.
    Стоит сказать, что классические «фронтовики» типа уже упомянутых F-111 и Су-24, практически вымерли, так как их функции вполне успешно выполняют многоцелевые истребители, такие как «Супер Хорнет». Российский Су-34 можно считать лебединой песней фронтовых бомбардировщиков.

    А про Xian JH-7 автор забыл. Таких машин в КНР построено больше 200 единиц.
    1. 0
      1 февраля 2019 07:37
      не очень понятно что они тут украли но выглядит и как торнадо и как самолёт от СУ
      1. +5
        1 февраля 2019 07:42
        Цитата: 501Legion
        не очень понятно что они тут украли но выглядит и как торнадо и как самолёт от СУ

        Артём, Вы искренне считаете, что в КНР самостоятельно создать в области боевой авиации ничего не могут? Впрочем, эта машина строилась как китайский вариант "Фантома". Но конструктивно это другой самолёт.
        1. 0
          1 февраля 2019 08:07
          в современное время делают и создают, сейчас же это комментарий к старому самолёту. который выглядит как копия чего-то другого
      2. +1
        1 февраля 2019 14:59
        Цитата: 501Legion
        не очень понятно что они тут украли но выглядит и как торнадо и как самолёт от СУ

        "украли" Миг-27 laughing раскормили как бройлера до размеров Су-24
      3. 0
        1 февраля 2019 16:24
        Цитата: 501Legion
        но выглядит и как торнадо и как самолёт от СУ

        Или двухместный f-105.
    2. 0
      4 марта 2019 00:10
      китайские вариации на тему Су24
  2. 0
    1 февраля 2019 07:13
    Китайцы сильно отстают в двигателестроении.Если планер и электронику создадут то что с движком?Наши им вряд ли продадут ,а уж европейцы и америкосы тем более.
    1. +8
      1 февраля 2019 07:35
      Цитата: Magic Archer
      Китайцы сильно отстают в двигателестроении.Если планер и электронику создадут то что с движком?Наши им вряд ли продадут ,а уж европейцы и америкосы тем более.


      Ну не будут же китайцы всегда отставать в двигателестроении ? Вторая экономика мира (по другим подсчётам первая) и было бы странно если бы они всегда оставались на месте, у них тратятся огромные деньги на исследования и разработки в том числе и в двигателестроение + шпионаж/покупка двигателей у нас, они эти двигатели разбирают - изучают , а там уже скрещивают со своими наработками и процесс то идёт.... взять хотя бы серию WS:

      WS-10
      WS-15
      WS-10A - улучшенный вариант; рекламируемый иметь 120-140 килоньютоны (27,000-31,000 фунты F ) тяга
      WS-10B - улучшенный вариант с большей надежностью; на основе WS-10A
      WS-10G - вариант векторной тяги для J-20; [24] генерировали 152–155 килоНьютон (34 000–35 000 фунтов f ) тяги во время испытаний
      WS-20 - производная с большим байпасом длятранспорта Y-20 ; 138 килоНьютон (31000 фунт- футов ) тяги
      QD70 - газотурбинный двигатель класса 7 МВт, разработанный из WS-10 для промышленного и военно-морского применения.
      WS-10 TVC - вариант с вектором тяги, обеспечивающий сверхманевренность


      поэтому вполне возможно разработают свои авиадвигатели для стратегов, время есть + деньги. Да и не думаю что они будут покупать за рубежом движки для стратегов, если только для разбора и изучения, а на конвейер свои будут делать.
      1. +2
        1 февраля 2019 23:26
        Меня удивило непонимание автором назначения этого самолёта . Это даже удивительно на таком ресурсе . Его размеры , дальность действия и технология Стелс ведь говорят за себя request Это бомбардировщик СРЕДНЕГО радиуса действия для нанесения удара крылатыми ракетами по кораблям противника . Именно ЭТА задача стоит особенно остро перед ВВС Китая - баллистическими ракетами по кораблям не настреляешь ... Большие внутрифюзеляжные объёмы говорят о том , что ракеты(скорей всего две) будут примерно класса китайской версии "Оникса" , или другой сверхзвуковой крылатой ракеты этого или несколько меньшего массо-габарита .
        Скорость в 1700 км\ч говорит о двух вещах :
        1) Сверхзвук нужен только в момент атаки и ретировки ;
        2) Двигатели для него скорей всего уже предусмотрены , и видимо это WS-10G , во всяком случае на первом этапе .

        А если нужны аналогии с существующими самолётами по ТТХ и решаемым задачам , то это наш Ту-22М3 с двумя Х-22 . Но на современном уровне .
        Самолёты такие Китаю нужны , и нужны очень , именно для борьбы с флотом США и Японии . Смогут быть использованы и в качестве тактического бомбардировщика по особо приоритетным целям , но это уже микроскопом по гвоздям .
        1. +1
          1 февраля 2019 23:37
          Мне тоже показалось вполне логичным создание такого бомбера для Китая.
          За океан они летать не собираются. А вот накрывать всякие окрестности:
          Япония, Филиппины, Вьетнам, Дальний Восток.
          И американские базы и флот в этом районе.
    2. 0
      1 февраля 2019 12:23
      Цитата: Magic Archer
      Наши им вряд ли продадут

      уже продали... первые поставки были в конце 2018го года
  3. 0
    1 февраля 2019 07:36
    поживём увидим что в итоге получится.
  4. -1
    1 февраля 2019 08:14
    Последнее время верить (американской разведке)ну это такое, слишком много гаданий на кофейной гуще и откровенного натягивания совы на глобус.
  5. -1
    1 февраля 2019 08:35
    пока есть деньги тратят бездумно , как СССР параллельно на множество проектов, при том, что нет такой необходимости и пистолета у виска, как это было у СССР... Кончатся деньги, уйдут и понты у китайцев.
  6. 0
    1 февраля 2019 12:29
    воздухозаборники сверху... где то слышал, что так нельзя т.к. при посадке образуется область низкого давления и двигатели теряют тягу....
  7. -1
    1 февраля 2019 17:27
    Китай уже больше 30 лет копирует всё что можно, но чисто своего ничего создать не могут. Пока не украдут или предатели не передадут, ничего у них не получится. Кстати, была информация, что наше правительство готово продать двигатель тяжёлой ракеты для полёта на луну?!
  8. 0
    2 февраля 2019 10:22
    Молодцы, че, запустят быстрее чем пак да... и почему то сразу вспоминается смертная казнь за коррупцию, к чему бы это)
  9. 0
    2 февраля 2019 15:53
    Увеличенный Ф-23...
  10. 0
    2 февраля 2019 21:39
    Все пытался вспомнить что мне напомнил последний рендер. Это же почти H 20
  11. 0
    5 февраля 2019 14:41
    Прикольный рисуночек и только.

    С аэродинамикой что то не стыкуется - первый вихрь будет попадать на воздухозаборник (что скажется на работе двигателя, второй на стабилизатор (что плохо скажется на устойчивости на сверхзвуковых скоростях).
    Расположение воздухозаборников сверху, конечно снижает радиолокационную заметность, но при положительном угле атаки, они попадают в затенение, что может вызвать неустойчивыю работу или помпаж...

    Это компьютерное изображение имеет мало общего с реальностью.
  12. 0
    6 февраля 2019 17:25
    Цитата: Magic Archer
    Китайцы сильно отстают в двигателестроении.Если планер и электронику создадут то что с движком?Наши им вряд ли продадут ,а уж европейцы и америкосы тем более.

    Уже продали и не один раз.
  13. 0
    5 марта 2020 16:30
    России и самой не помешала бы дешевая платформа размерности Ту-16. Пусть и дозвуковая.

    1) Бомбардировщик будет нести около 15 т боеприпасов и сможет с меньшим комплектом висеть часами над позициями своих войск для действий "по вызову"
    Гибель сыновей Саддама:Б-1б барражировал часами с джей-дамами пока ССО не вычислили здание где они скрывались.

    2) Дозаправщик по необходимости. Ну как Ф-18 у америкосов.

    3) В действиях против серьезного противника самолет-носитель планирующих авиабомб, дронов и беспилотных одноразовых донов с бомбами:пульсирующий ВРД, километров 300-400 дальности по верхам, 2-3 управляемых бомбы по 500 кг. Главное чтобы самолет в зоны поражения серьезных ЗРК не лез.

    4) Платформа оперативно-тактического самолета ДРЛО/электронной разведки. Радар в носу, над фюзеляжем не вращающаяся антенна. Радар обзора задней полусферы в обтекателях шасси в крыле( см Ту-16) или в хвосте по типу Нимродов.

    Типа всяких переделанных гольфстримов.

    5) Платформа для тактического лазера до 1 мвт мощности. На каждого бармалея бомбы не напасешься. А стоимость ресурса 10 секунд работы мощного лазера ПМСМ уложится в 100 долл. Цели-от стоящей легкой бронетехники до движущихся пикапов и отдельных ишак сыктымов на ишаках или на ногах.