Конница против железных дорог

49
20-й век – эпоха необычайного роста роли и значения железных дорог — этих артерий государственных организмов и вооруженных сил. Перерезать железные дороги — это значит парализовать жизнь страны, работу промышленности и деятельность армии.

Особенно большое значение приобретает бесперебойная работа железных дорог в период мобилизации, сосредоточения и развертывания армий, а также в процессе реализации каждой боевой операции.




Подрыв русскими кавалеристами железнодорожного полотна.

Жизненное значение железных дорог для армий объяснялось тем, что, с одной стороны, ни один стратегический маневр не мог обойтись без широкомасштабного участия железных дорог, с другой стороны тем, что армии превратились в пожирателей боеприпасов, горючего, взрывчатых веществ и др. средств, без которых вооруженная борьба стала немыслима. Не меньшее значение приобрел и бесперебойный подвоз по железным дорогам колоссального количества продовольственных запасов.


Лисовский. Силуэты войны. Пг., 1915. Из библиотеки автора.

После этого нет ничего удивительного в том, что одной из наиболее модных тенденций в Генеральных штабах иностранных армий в 1-й четверти 20-го века было стремление отыскать и подготовить наиболее актуальные средства для «парализовывания» железнодорожного транспорта противника – причем с первых же дней войны.

Вместе с тем и вопрос об обеспечении бесперебойной работы железных дорог во время войны являлся для многих государств далеко не решенной проблемой.

«Бесперебойная железнодорожная перевозка и ничем не нарушавшееся стратегическое развертывание войск, как в 1914 г., — писал германский специалист Юстров, — окажутся в будущей войне невозможными. Поэтому вполне понятно, что весь мир размышляет о том, как преодолеть указанные трудности».

И Германия старается «преодолеть указанные трудности» усиленным развитием и усовершенствованием шоссейных дорог, созданием автомобильного корпуса, имеющего до 150 тыс. автомашин и бешеными темпами в развитии самолетостроения.

Водный транспорт не удовлетворяет немцев — так как перевозки по водным путям совершаются слишком медленно, а успех свой в будущей войне они базировали, прежде всего, на молниеносной переброске войск по железным дорогам.

В результате они приходят к выводу, что «остается только автомобильный транспорт, способный заменить и дополнить железнодорожный».

Этих выводов придерживаются и во всех крупных государствах.

Как показывает опыт Первой мировой и Гражданской войн, одним из могущественных средств «парализования» железных дорог была конница.

Можно вспомнить действия 1-й Конной армии в 1920 г. — когда потребовалось для поражения Киевской группы польских войск надолго порвать главную коммуникационную линию последней — железную дорогу Киев — Казатин — Бердичев.

В результате глубокого вторжения в польский тыл, 1-я Конная армия к концу дня 6-го июня расположилась довольно компактной массой на ночлег в районе Белополье – Нижгурцы — Лебединцы по обе стороны железной дороги Киев — Ровно — в тылу поляков.

Командование 1-й Конной армии принимает решение в течение 7 — 8 июня захватить важный железнодорожный узел — Бердичев, в котором к тому же находился штаб вражеского фронта. Одновременно было решено захватить и административный центр — Житомир.

Выполнение этих задач возлагалось на 4-ю и 11-ю кавалерийские дивизии.

4-я кавалерийская дивизия, выступив утром 7-го июня, должна была произвести налет на Житомир — порвать телеграфную связь с окружающими пунктами, разрушить ближайшие к городу мосты и уничтожить имущество и запасы тех складов, которые нельзя было эвакуировать.

11-й кавалерийской дивизии ставилась задача захватить важный железнодорожный узел — Бердичев.

14-я кавалерийская дивизия должна была препятствовать противнику восстанавливать разрушенную накануне железную дорогу.

6-я кавалерийская дивизия должна была препятствовать полякам восстанавливать железнодорожный путь на Казатин.

Утром 7-го июня 4-я и 11-я кавалерийские дивизии приступили к выполнению поставленных задач.

Житомир был захвачен (после некоторого сопротивления гарнизона) в 18 часов 7-го июня — причем удалось не только решить все задачи, но и освободить около 7000 военнопленных и политзаключенных.

Бердичев сопротивлялся более упорно. В нем завязался жаркий уличный бой — в результате которого поляки были выбиты из города. Узловая станция железных дорог была захвачена и разрушена, и, кроме того, был взорван артиллерийский склад с 1 млн. снарядов.

В конечном итоге действия 1-й Конной армии в рассмотренный период привели к длительному парализованию железнодорожной магистрали польской Киевской группы, а затем и к поспешному отходу последней.

Командование 1-й Конной армии хорошо знало, в какой исключительной зависимости от железных дорог находилась польская армия, и в какой степени беспокоилось за судьбу железнодорожных артерий польское командование.

Значение конницы как одного из средств «парализования» железнодорожного транспорта определялось продолжительностью перерыва железнодорожного и автомобильного сообщений.

Продолжительность зависела или от эффективности разрушения железнодорожных сооружений и значения последних (в приведенном примере — действия 4-й и 11-й кавалерийских дивизий) или от времени удержания конницей того или другого железнодорожного пункта — с целью воспрепятствовать исправлению произведенных разрушений (задачи 14-й и 6-й кавалерийских дивизий).

Опыт войн показывал, что успех разрушения железных дорог базировался, главным образом, на внезапности действий и умелом выборе объектов удара.

Умелый выбор объектов удара основывался на хорошем знании: 1) оперативной ценности каждой железнодорожной линии и ее участков для противника и 2) тех сооружений на этих линиях и участках, разрушение которых может дать наиболее длинный срок парализования железнодорожного транспорта.

На успех разрушения железнодорожных сооружений сильно влияла и степень совершенства и количество технических средств, применяемых конницей для разрушения железнодорожного транспорта, а также искусство подрывников.

Причем малый эффект или кустарщина в подрывных действиях конницы не могли быть восполнены последующим удержанием той же конницей разрушенных железнодорожных сооружений — с целью воспрепятствовать их восстановлению противником. Такая мера хотя и увеличивала срок парализования железнодорожного транспорта, но требовала присутствия больших масс конницы, отрывая их от выполнения других задач. И напротив – слабые силы конницы, хоть технически и обеспеченной должным образом, также не могли на долгое время «парализовать» железнодорожный транспорт противника.

Ярким примером являются действия германской конницы в Свенцянском прорыве 1915 г.

Силы конницы, выделенные германским командованием для того чтобы «заняться» стратегически важными участками русских железных дорог, оказались недостаточны — что не могло быть компенсировано более значительными и совершенными средствами разрушения последних.

А удерживать в своих руках разрушенные сооружения германская конница не смогла вследствие слабости — и с большими потерями была вынуждена отойти, не выполнив основной задачи. Русские спокойно восстановили разрушенную инфраструктуру.

Вместе с тем, техника и подрывное дело позволяли добиться исключительного успеха в деле «парализования» железнодорожного и автомобильного транспорта.

Достаточно упомянуть о тех поразительных результатах, каких удавалось достигать германцам при разрушении французских железных дорог в 1917 г. «Железные (французские — А. О.) дороги были приведены в такое состояние, — пишет инженер Норман в своей книге «Разрушение и восстановление путей сообщения», — что оказывалось выгоднее прокладывать новые, нежели восстанавливать разрушенные».


Взорванный немцами железнодорожный мост. Reichsarchiv. Der Weltkrieg 1914-1918. Band 1. Das deutsche Feldeisenbahnwesen. Die Eisenbahnen zu Kriegsbeginn. Berlin, 1928. Из библиотеки автора.

Заслуживают упоминания и германские мины замедленного действия — с расчетом взрыва через 3 и более месяцев. Они получили у немцев широкое применение в 1918 г. – опять же при разрушении французских железных дорог.

Указанные мины подкладывались под полотно французских железных дорог с целью продлить на долгое время их «парализование», достигнутое разрушением различных сооружений на той же линии.

Мины старались подложить и тщательно замаскировать в таких местах, где восстановление пути затруднялось и крайне замедлялось.

Обычно это были высокие насыпи — под которыми взрыв мины давал воронку диаметром более чем 30 м. Заполнение последней требовало обычно не менее 3 дней.

Процесс протекал следующим образом. Французы приступали к длительным и напряженным работам по восстановлению железнодорожных сооружений, разрушенных германцами. В это время германские мины с замедлителем еще не действовали. Но когда восстановительные работы в срок, заранее предугаданный германцами, заканчивались и возобновлялось прерванное железнодорожное сообщение, мины ежедневно начинали взрываться — в районе уже исправленных путей.

В результате, время «парализования» железнодорожного транспорта искусственно удлинялось на весьма продолжительный срок (как отмечалось, мины могли взрываться через 3 и более месяцев).

Несомненно, что наличие подобных средств в распоряжении конницы могло исключить для нее необходимость тратить большие силы и время на удержание в своих руках тех или иных участков железнодорожных линий, узлов или сооружений с целью парализования железнодорожного транспорта на требуемый обстановкой срок.

Конница, действующая в любых погодных условиях и почти на любой местности, могла быстро и надолго парализовать работу железнодорожного транспорта — на требуемое время и в требуемом районе.

О том, сколь важен был эффект от разрушения железнодорожной инфраструктуры, говорят некоторые цифры. На восстановление сравнительно небольших мостов (через р. Маас), взорванных французами подрывными зарядами при германском наступлении в 1914 г., потребовалось: у Ойи — 35 дней, у Бланжи — 42 дня и у Ориньи — 45 дней.

И именно мобильный род войск, оснащенный артиллерией, подрывными средствами и всеми необходимыми средствами усиления, мог сыграть в этом вопросе ключевую роль – что и показали события Советско-польской войны, когда конница победила железную дорогу.
49 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    12 февраля 2019 07:36
    Живой конь против железного коня))
    Закономерно, когда мобильный рот войск (конница) действует против транспортных коммуникаций врага. Ведь среди задач конницы - рейды, перерезание коммуникаций, удары по тылам и резервам.
    Сделала она в ПМВ и Гв много, но конечно могла больше)
    1. +7
      12 февраля 2019 09:03
      Это точно, могла больше особенно на востоке!
  2. +1
    12 февраля 2019 08:23
    Чапаев в Гражданскую вдоль линии ж/д наступал на Уральск.Наскоками-освободят Шипово- подбегут к Уральску-казачки как раз Шипово обратно отобьют-чапаевцы обратно через Шипово к Озинкам откатываются...
    И так регулярно (чуть ли не ежедневно-там 120 км всего) ходили Уральск из блокады освобождать
  3. 0
    12 февраля 2019 08:37
    что и показали события Советско-польской войны, когда конница победила железную дорогу.

    Это частный случай, в целом произошло наоборот: между ж/дорогами зажимали войска противника, перебрасывая оперативно по ним необходимые силы и средства гораздо быстрее конницы...
    1. +8
      12 февраля 2019 09:02
      Это частный случай, в целом произошло наоборот: между ж/дорогами зажимали войска противника, перебрасывая оперативно по ним необходимые силы и средства гораздо быстрее конницы

      Ничего себе частный случай) Одна из крупнейших операций, давшая советам Украину.
      Если уж на то пошло - то жд это в основном оперативно-стратегические перевозки (и то далеко не всегда и не везде), а основной в то время - это гужевой транспорт.
      А конница действовала очень маневренно. И не зря в т.ч. протв жд - конкурента 1-й степени
      1. +3
        12 февраля 2019 09:13
        Цитата: Albatroz
        Ничего себе частный случай) Одна из крупнейших операций, давшая советам Украину.

        коупнейший частный случай.
        а в ГВ кто владел ж/дорогами. тот и побеждал. имхо
        1. +7
          12 февраля 2019 09:16
          в ГВ кто владел ж/дорогами. тот и побеждал. имхо

          Слышали что такое эшелонная война?
          1. +9
            12 февраля 2019 09:23
            Так вот Ольгович, только на раннем этапе Гв - Эшелонной войны жд и имели такое значение.
            Ну а потом - владение Сибирской магистралью не помогло Колчаку, также как и то что Мамонтов перерезал почти все жд сообщение Южного фронта с цент. Россией не помешало последнему не просто устоять, но и вмазать.
            коупнейший частный случай.
            решил участь кампании. Если уж на то пошло то все состоит из случаев.
            Ну а крупнейший и некрупнейшие - это уже система
            1. 0
              12 февраля 2019 10:30
              Цитата: Albatroz

              Так вот Ольгович, только на раннем этапе Гв - Эшелонной войны жд и имели такое значение.

              на всех этапах
              Цитата: Albatroz
              Ну а потом - владение Сибирской магистралью не помогло Колчаку,

              С противоположной стороны владели гораздо бОльшей сетью ж//дорог
              Цитата: Albatroz
              решил участь кампании. .
              belay
              участь всей кампании решилась на Висле и в пользу другой стороны.
              1. +7
                12 февраля 2019 12:08
                на всех этапах

                Приведенные мной примеры говорят что - не во всех.
                И посмотрите Военную энциклопедию 1976. Цитирую: "К концу 1918 с ростом массовости армий, образованием относительно устойчивых фронтов Эшелонная война изжила себя"
                С противоположной стороны владели гораздо бОльшей сетью ж//дорог

                Мы говорим о Сибири??
                участь всей кампании решилась на Висле и в пользу другой стороны.

                Это разные операции
                на Висле решилась участь Варшавы и Польши,
                в случае указанном в статье - участь Киева и Украины.
                И как отмечают советские историки, даже варшавский разгром не смог перекрыть киевской и др. побед на Украине. Последние выступили мощной амортизационной подушкой. И итоги Советско-Польской войны были в целом благоприятнее, чем могли быть без серии побед на Украине. Поэтому - и итоги кампании
                1. 0
                  12 февраля 2019 12:44
                  Цитата: Albatroz
                  Приведенные мной примеры говорят что - не во всех.
                  И посмотрите Военную энциклопедию 1976. Цитирую: "К концу 1918 с ростом массовости армий, образованием относительно устойчивых фронтов Эшелонная война изжила себя"

                  ж/дорога-это скорость и масса переброски соединений и средств. Никакая конница не сравнится с ней.
                  Цитата: Albatroz
                  Мы говорим о Сибири??

                  сибирь граничит с Европейкой частью
                  Цитата: Albatroz
                  Это разные операции
                  на Висле решилась участь Варшавы и Польши,

                  операции разные, кампания-одна.
                  1. +7
                    12 февраля 2019 12:52
                    ж/дорога-это скорость и масса переброски соединений и средств.

                    Никакая конница не сравнится с ней.

                    Смотря в чем. 1) Конница сама несет вооруженных людей и оружие. 2) Конница может оперативно порвать жд, воспрепятствовав переброске соединений и средств.
                    сибирь граничит с Европейкой частью

                    Колчак, владея дорогой не смог отстоять Сибирь. Вопрос изначально стоял о том, что владение жд - означает контроль над регионом.
                    операции разные, кампания-одна.

                    Кампания одна. Но...
                    Как отмечают советские историки, даже варшавский разгром не смог перекрыть киевской и др. побед на Украине. Последние выступили мощной амортизационной подушкой. И итоги Советско-Польской войны были в целом благоприятнее, чем могли быть без серии побед на Украине. Поэтому - победы на Украине определяли И ИТОГИ кампании.
                    1. 0
                      12 февраля 2019 21:43
                      Albatroz"Колчак, владея дорогой не смог отстоять Сибирь."
                      А кто сказал, что Колчак владел железной дорогой в Сибири?)) Если бы он владел дорогой то скорее всего не закончил свои дни расстрелом. По поводу роли ж/д перевозок войск...Помните лозунги Ленина?))) Все на борьбу с Колчаком,Деникиным,Врангелем. Красные имели под контролем основные дороги по которым и перебрасывали войска. Это позволяло им концентрировать войска в нужное время в нужном месте.Били белых по частям.Плюс снабжение войск на лошадках много не увезешь.)))) Так, что Ольгович прав.
                      1. +6
                        12 февраля 2019 22:00
                        Да не совсем и не во всем прав.
                        Тем более что я привел цитату Военной энциклопедии.
                        Дорогами владели все - на то и Эшелонная война)))
                        Но - пока фронты не стабилизировались.
                        Хорошо, Чехословацкий корпус фактически владел магистралью 1918 год. Ну и что?
                        А конница Мамонтова порвала жд магистрали Южного фронта. Ну и что?
                      2. 0
                        12 февраля 2019 22:18
                        Albatroz"Хорошо, Чехословацкий корпус фактически владел магистралью 1918 год. Ну и что?"
                        И действительно что?))) Что он мог сделать этот корпус? А потом Семенов по моему никому не давал владеть всей дорогой. Как и японцы. А Мамонтов перерезал магистрали. Сколько он их перерезал? А красные продолжали подтягивать силы, что бы закрыть брешь. Из глубины страны так же шли эшелоны и перебрасывались резервы. И все это ж/д транспортом.
                      3. +5
                        12 февраля 2019 22:22
                        Да речь не о том.
                        К чему вообще все это пишите? Это и без вас известно.
                        Мы смотрели под другим прицелом и говорили о другом. И роль жд транспорта никто не отрицает.
                        Есть и другие примеры - когда конница резала коммуникации и когда эффективно применялся гужевой транспорт. Такова специфика нашей транспортной инфраструктуры.
                        Спасибо за ценную информацию)
                      4. -1
                        12 февраля 2019 22:30
                        Albatroz"Мы смотрели под другим прицелом и говорили о другом. И роль жд транспорта никто не отрицает."
                        А ...ну понятно если Вы какие то отдельные случаи разбирали то тогда конечно.
                      5. +5
                        12 февраля 2019 22:35
                        Ольгович настаивал, что случай когда конница рвала жд коммуникации в ходе Киевской операции - единственный, частный.
                        Выяснили - что далеко нет.
                        В чем проблема, что вы как адвокат Ольговича подаете голос??)
                      6. -1
                        12 февраля 2019 23:22
                        При чем здесь адвокат? ))) И что значит подаете голос?))) Вы попутали чего то?))) Вы чего так нервничаете?))) Я достаточно вежливо и корректно пишу.))) По ходу дискуссии я не увидел, что Вы что то там решили.))) Я написал, что Колчак всю дорогу не контролировал. И чехи ее не контролировали полностью даже в 18 году. Да и полный контроль транссибирской магистрали ничего не решал для белых. С Ольговичем я согласен в том плане, что кто владеет железными дорогами тот и побеждает. Это если в стратегическом плане. И в том я с ним согласен, что красные контролировали большую их часть. Собственно вот и все. По Мамонтову ... Урон железнодорожным коммуникациям он нанес конечно сильный, но не фатальный. Его пример я не считаю удачным. Киев и Варшаву я не затрагивал не знаю чего Вас не устроило.)))
                      7. +3
                        13 февраля 2019 08:02
                        Я не нервничаю и ничего не попутал любезный.
                        Просто слышим звон - да не знаем где он.
                        Мы немножко не о том говорили))
                        А Киев и Варшава мне как-то знаете - параллельно. Да и вам из Америки до них как до Китая))
                      8. +5
                        13 февраля 2019 10:52
                        Позволю себе Albatroz подытожить Вашу полемику с группой Ольговича.
                        Она является ярким отражением верности выводов данной статьи.
                        1) В статье сказано
                        20-й век – эпоха необычайного роста роли и значения железных дорог — этих артерий государственных организмов и вооруженных сил. Особенно большое значение приобретает бесперебойная работа железных дорог в период мобилизации, сосредоточения и развертывания армий, а также в процессе реализации каждой боевой операции.
                        Совершенно верно, об этом даже нечего говорить.
                        2) Действия конницы в ПМВ на жд коммуникациях наложили существенный отпечаток на ряд боевых событий. Можно вспомнить действия 1-й кавдивизии Гурков Восточной Пруссии в 1914 году и кавкорпуса Гарнье в ходе Свенцянского прорыва в 1915 г.
                        Цитирую по поводу действий германской конницы в ходе последнего:
                        31 августа железнодорожная линия Вильно - Двинск была прервана неприятельской конницей; станции Межаны и Ново-Свенцяны заняты после боя. Кавалерийский корпус проводит ночь на 1 сентября в районе Липтуны. Этой же ночью высылается сильный разведывательный отряд в составе двух эскадронов, одного 77-мм орудия, четырех пулеметов с велосипедистами для порчи железнодорожной линии Полоцк - Молодечно. Далеко опередив главные силы, разъезд блестяще выполнил поставленную задачу, и 2 сентября захватывает станцию Кривичи, взрывает полотно и мост между станциями Кривичи и Вилейка, срывая переброску в Полоцк и Двинск 27-го армейского корпуса. Из состава последнего успело проскочить по одному полку - в Полоцк и Двинск. Восемь рот 3-го и 4-го стрелковых полков застряли на ст. Кривичи; сбитые оттуда конницей противника, они отошли в Борисов. Один батальон 4-го стрелкового полка застрял на ст. Вилейка и пробился на ст. Уша. К вечеру 3 сентября, через сутки после распоряжения Ставки об изменении сосредоточения 27-го корпуса и направления его в Молодечно, там собрался один полк 76-й пехотной дивизии с 4 батареями. Остальные части 76-й дивизии были разбросаны по всему пути Лида - Молодечно.

                        Это наложило очень существенный отпечаток на ход Виленской операции. Хотя конница могла сделать больше, но вследствие объективных причин не сделала. Автор абсолютно прав.
                        3) Наконец, именно в ходе Гражданской войны в России конница, перерезая железные дороги, оказала влияние на ход целых боевых операций - то есть это имело оперативное значение. Достаточно привести лишь 2 эпизода, и этого будет достаточно.
                        Во-первых, действия в ходе Киевской операции 1920 г. Когда действия конницы 1-й Конной на коммуникациях (рейд) привело к резке жд артерии по снабжению украинской группы польских войск. С отходом последней.
                        Во-вторых,действия корпуса Мамонтова (рейд) привели к перерезанию 3 из 4 магистралей, питавших Южный фронт. Итог - срыв августовского наступления последнего.
                        Можно привести и еще примеры (особенно из истории ГВ на Юге России) - но этого, повторюсь, достаточно.
                        Хотя конница могла делать больше - о чем пишут кавалерийские авторитеты РККА.
                        Интересная статья вызвала и интересную дискуссию, супер hi
                      9. -1
                        13 февраля 2019 21:40
                        Адьютант"Позволю себе Albatroz подытожить Вашу полемику с группой Ольговича."
                        Вы Ольговича до инфаркта доведете записав меня в его "группу". Антипартийную?.)))) Хе-хе-хе и примкнувший к ним Каганович?)))) Вы почитайте наши с ним комменты.)))
                        Я собственно не отрицал, что в некоторых операциях конница удачно воздействовала на ж/д инфраструктуру. По Киевской операции ничего не могу сказать, но вот по рейду Мамонтова не соглашусь. Ну, сорвали готовящееся наступление, нанесли урон военный,материальный и так далее. И чем все закончилось?"19 сентября корпус К.К.Мамонтова пробился на соединение с частями корпуса, которым командовал А.Г.Шкуро, в районе Старого Оскола. Несмотря на серьезный ущерб, который нанес рейд Мамонтова прифронтовым железным дорогам и линиям связи, несмотря на эффектные захваты городов с показательными казнями и повальным грабежом, рейд К.К.Мамонтова не смог парализовать Южный фронт РККА.
                        Более того, проведя работу над ошибками, командование РККА ускорило формирование крупных кавалерийских соединений, появление которых подготовило будущий разгром армий А.И.Деникина. Опыт К.К.Мамонтова лишний раз показал, что завоевания могут выглядеть, как волна, сокрушающая берег, а могут напоминать удар шашкой по воде, от которого через некоторое время не останется никакого следа."Валерий Горелик.
                      10. +6
                        13 февраля 2019 21:48
                        Нагайбак (Андрей)
                        По Киевской операции ничего не могу сказать

                        То-то и оно что не можете wink
                        но вот по рейду Мамонтова не соглашусь. Ну, сорвали готовящееся наступление

                        Что и требовалось доказать )
                        вот оно - оперативное влияние конницы, сказавшееся на крупном военном событии.
                        Все остальное в Вашем комменте - в шлак. Но потому что не верно. Действительно
                        Более того, проведя работу над ошибками, командование РККА ускорило формирование крупных кавалерийских соединений, появление которых подготовило будущий разгром армий А.И.Деникина.

                        просто - не в тему
                      11. -1
                        13 февраля 2019 22:39
                        Вы пишите о оперативном значении. Ну, было пара тройка удачных моментов. А дальше что? Так же и после Мамонтовского рейда. Железнодорожными перевозками подтянули резервы и подготовили новое наступление. Белые не смогли развить свой успех. Советское командование использовало железные дороги подобно немцам в первой мировой. Оно могло перебрасывать резервы. А на долю белых могло выпасть лишь мешать своей конницей в этом деле красным. Срывать наступления. Поэтому вывод я и сделал ранее в своих комментах, что владеет железными дорогами тот и побеждает в войне.Просто мы с Вами о разном говорим. Вы писали, что Мамонтов разрушил три из четырех магистралей в тылу у красных. Но в глубоком тылу у красных была громадная сеть железных дорог. Она оставалась в недосягаемости. И никто не мешал красным перебрасывать резервы. Я вот о чем.
                      12. +5
                        13 февраля 2019 22:46
                        Повторяю - статья о действиях конницы против железных дорог
                        Поэтому нам и важны действия конницы, когда она режет жд. Как в Киевской операции и в рейде Мамонтова. Вам по ним-то особо сказать нечего и уж по ПМВ как понимаю - тем паче.
                        Вот это
                        после Мамонтовского рейда. Железнодорожными перевозками подтянули резервы и подготовили новое наступление. Белые не смогли развить свой успех. Советское командование использовало железные дороги подобно немцам в первой мировой. Оно могло перебрасывать резервы. А на долю белых могло выпасть лишь мешать своей конницей в этом деле красным. Срывать наступления. Поэтому вывод я и сделал ранее в своих комментах, что владеет железными дорогами тот и побеждает в войне.

                        просто послесловие или разглагольствования. Как Вам больше нравится.
                        что касается этого
                        Мамонтов разрушил три из четырех магистралей в тылу у красных. Но в глубоком тылу у красных была громадная сеть железных дорог. Она оставалась в недосягаемости. И никто не мешал красным перебрасывать резервы. Я вот о чем.

                        Не фантазируйте больше меры. Южный фронт был очень стеснен в боепитании и перебросках. 3\4 жд дорог порваны.
                        Именно Южный фронт. Что там было в глубоком тылу красных или белых - нам неинтересно.
                      13. +5
                        13 февраля 2019 22:51
                        Улыбнуло вот это нагайбаковское
                        Советское командование использовало железные дороги подобно немцам в первой мировой. Оно могло перебрасывать резервы. А на долю белых могло выпасть лишь мешать своей конницей в этом деле красным. Срывать наступления.

                        А что, остальные не использовали жд подобно немцам в ПМВ ??))
                        Не подбрасывали резервы?))
                        На долю белых выпало...
                        А что красные не резали железные дороги?))
                        А немцы в ПМВ только "перебрасывали резервы" ??)) А как же Свенцяны - когда как раз немецкая конница пыжилась порвать жд, а резервы перебрасывало как раз русское командование?) Подобно немцам))
                      14. 0
                        14 февраля 2019 23:07
                        Адьютант"Не подбрасывали резервы?))"
                        1.Я имел ввиду в сравнении с белыми.
                        2. Красные не подбрасывали, а осуществляли стратегические перевозки которые меняли соотношении сил на фронте в пользу красных и приносили им победу.
                        3.70% красных дивизий в ходе войны перебрасывались на угрожаемые участки от 1 до 5 раз. Скорость перевозок была 500-600 км в сутки.
                        4. В ПМВ все осуществляли переброску войск, но на мой взгляд немцы это делали качественнее других.
                        5.У красных большое значение придавалось железным дорогам. Был профильный наркомат, были железнодорожные войска которые быстро восстанавливали последствия диверсий белых. И они строили новые железные дороги в ходе гражданской войны.. Я уже не говорю о восстановлении
                      15. +4
                        15 февраля 2019 09:35
                        Я вам уже сказал все что хотел
                        1.Я имел ввиду в сравнении с белыми.

                        И белые перебрасывали резервы "подобно немцам" как вы изволили выразиться, и также придавали большое значение железным дорогам.
                        Красные не подбрасывали, а осуществляли стратегические перевозки которые меняли соотношении сил на фронте в пользу красных и приносили им победу.

                        и белые тоже
                        В ПМВ все осуществляли переброску войск, но на мой взгляд немцы это делали качественнее других.

                        ну это только на ваш взгляд. Иначе бы немцы выиграли войну - грамотно сработав в первую 40-дневку.
                        У красных большое значение придавалось железным дорогам.

                        и у белых, и у националов
                      16. 0
                        15 февраля 2019 22:39
                        Адьютант"И белые перебрасывали резервы "подобно немцам" как вы изволили выразиться."
                        Примеров этого у Вас нет?))) Желательно с результатами.
                        Адьютант"ну это только на ваш взгляд. Иначе бы немцы выиграли войну - грамотно сработав в первую 40-дневку."
                        Грамотно сработав?))) Понятно.)))
                        Адьютант"и у белых, и у националов".
                        Ну, это просто болтовня.))) В чем это выражалось?))) Хотя можете не отвечать.)))Я так понимаю Вам это не интересно.
                      17. +2
                        16 февраля 2019 08:11
                        Примеров этого у Вас нет?

                        Как это нет???
                        В течение всей войны это осуществлялось. Любую операцию можно взять ))) Тот же Северный Кавказ зимой 19-го, который сейчас топчете
                        Можно подумать вы привели примеры красных перебросок
                        Грамотно сработав?))) Понятно.)))

                        Слава тебе Господи что понятно. Советую почитать кипы трудов о том как немцы своими руками разрушили планирование Шлиффена. Тогда будет понятнее еще больше.
                        Адьютант"и у белых, и у националов".
                        Ну, это просто болтовня.))) В чем это выражалось?))) Хотя можете не отвечать.)))Я так понимаю Вам это не интересно.

                        это выражалось во внимании к железным дорогам и в оперативно-тактическом, и в организационном отношении
                        По поводу пустой болтовни - с вами тут мало кто сравнится. Как - в искусстве забалтывать, так - и уводить дискуссию в сторону
                      18. 0
                        16 февраля 2019 22:08
                        Адьютант"Как это нет???"
                        Если бы у Вас были примеры Вы бы их привели.)))
                        Адьютант"Можно подумать вы привели примеры красных перебросок".
                        Так Вы и не особо спрашивали.)))Только в 1919 году по железным дорогам было перевезено 12,4 тыс., а в 1920-м – свыше 21 тыс. воинских эшелонов. Всего же за 1918–1920 годы осуществлены перевозки 24,5 млн. человек и 2,5 млн. лошадей. Ну, вот для примера:Наступление Юденича (осень 1919 г.)
                        Было отражено благодаря переброске с Западного фронта и Московского округа следующих войск:
                        бригада 21-й дивизии, бригада курсантов, башкирский
                        кавполк, два батальона особого назначения, два батальона охраны железных дорог и кавполк.
                        Скорость перемещения (до 500 км в сутки).Результат срыв наступления Юденича на Питер. Или переброска войск во время наступления Деникина в 1919 в район Брянска
                        были переброшены резервы ударная группа латышских, эстонских частей и 45-я дивизия. Скорость 600 км в сутки.
                        Адьютант"Советую почитать кипы трудов о том как немцы своими руками разрушили планирование Шлиффена"
                        Ради приличия хоть бы один труд указали.))) Я как Вы кипами читать не умею.)))
                        Это о болтовне кстати.
                        Адьютант"это выражалось во внимании к железным дорогам и в оперативно-тактическом, и в организационном отношении."
                        Я так понимаю... это ни в чем не выражалось.))) Хотя ... знаю, что у поляков имелись ж/д войска.А вот у остальных))) может Вы знаете.))) У красных кроме профильного наркомата имелись железнодорожные войска сведенные в роты, дивизионы, бригады. Они занимались ремонтом и восстановлением ж/д инфраструктуры.А при отступлении их порчей."Только в ходе наступления Южного фронта руками воинов Железнодорожных войск восстановлено около 4800 километров железных дорог, многие десятки мостов общей протяженностью 1360 погонных метров и сотни других железнодорожных объектов." К столетию железнодорожных войск (1851–1951). Краткий очерк по истории железнодорожных войск. – М.: Главное управление железнодорожных войск, 1951.Красные строили железные дороги в ходе войны например :продолжалась достройка железнодорожных линий,
                        оставшихся незаконченными в дореволюционный период. Например, постройка
                        линии Оренбург-Орск, Данилов-Буй, Алапаевск-Богданович на Северном
                        Урале и другие. Это я так для примера привел.
                      19. +1
                        17 февраля 2019 09:57
                        Начну с ликбеза по поводу планирования Шлиффена.
                        Для начала.
                        Изучите:
                        В. И. Дашичев. Проблема борьбы на два фронта в стратегии германского милитаризма. Сб статей. Москва, Академия Наук СССР, 1965.
                        Макшеев Ф. А. Германская стратегическая доктрина в 1914-АиР №6-7,1922.
                        Жигур Я. Оперативный план Шлиффена. ВиР. 1929. № 6.
                        К. Майер Проблема войны на 2 фронта. Война и мир. 1924. № 12.
                        Эйхе. Крушение планов. ВИР. 1935. июль-август.
                        Это лишь первый эшелон. Как изучите - маякните.
                        Подгоню второй - уже более толстые кирпичи
                        Только в 1919 году по железным дорогам было перевезено 12,4 тыс., а в 1920-м – свыше 21 тыс. воинских эшелонов. Всего же за 1918–1920 годы осуществлены перевозки 24,5 млн. человек и 2,5 млн. лошадей. Ну, вот для примера:Наступление Юденича (осень 1919 г.)
                        Было отражено благодаря переброске с Западного фронта и Московского округа следующих войск:
                        бригада 21-й дивизии, бригада курсантов, башкирский
                        кавполк, два батальона особого назначения, два батальона охраны железных дорог и кавполк.
                        Скорость перемещения (до 500 км в сутки).Результат срыв наступления Юденича на Питер. Или переброска войск во время наступления Деникина в 1919 в район Брянска
                        были переброшены резервы ударная группа латышских, эстонских частей и 45-я дивизия. Скорость 600 км в сутки

                        А теперь под каждой своей цифиркой - пожалуйста СТРАНИЧКУ приведите. Не интернет ссылку, а страничку в уважаемом издании.
                        Но в цифрах этих нет ничего фантастического, жд перевозки были у всех. Естественно в разных масштабах. Ибо как можно сравнить 100 тыс. человек Русской армии Врангеля осенью 20 года с 5 млн. РККА на тот же период.
                        А железнодорожные, если уж не войска, то части - имелись и у других участников конфликта.
                        Жду от вас сноски, удостоверяющие вышеприведенные цифры.
                        Сноски под КАЖДОЙ цифрой!
                        Как и положено.
                      20. 0
                        14 февраля 2019 22:25
                        Адьютант"Именно Южный фронт. Что там было в глубоком тылу красных или белых - нам неинтересно."
                        Ну да неинтересно)))
                        Известно,что из глубоких тылов красные на противодействие рейду Мамонтова перебросили — 21-ю дивизию, 4 полка коммунаров, 5-й Латышский полк, Тамбовские пехотные курсы, бронепоезда и бронелетучки, многочисленные местные формирования и отряды.
                      21. +4
                        15 февраля 2019 09:38
                        Известно,что из глубоких тылов красные на противодействие рейду Мамонтова перебросили — 21-ю дивизию, 4 полка коммунаров, 5-й Латышский полк, Тамбовские пехотные курсы, бронепоезда и бронелетучки, многочисленные местные формирования и отряды.

                        это известно. Ну и что? эти формирования перебрасывались для борьбы с рейдом - они вошли во Внутренний фронт. Боролись с Мамонтовым
                        А мы говорим о влиянии, которое оказал рейд на Южный фронт.
                        В отношении Южного фронта все остается как я сказал выше.
                        Южный фронт был очень стеснен в боепитании и перебросках. 3\4 жд дорог порваны.
                        Именно Южный фронт.

                        и довольно пустой болтовни, надоели честно говоря.
                        учат россиян Родину любить ребята что сидят в Швейцариях и Америках. Им можно, а нам - работать надо)
                      22. 0
                        15 февраля 2019 22:24
                        Адьютант"А мы говорим о влиянии, которое оказал рейд на Южный фронт."
                        Влияние которое оказал рейд Мамонтова на Южный фронт оценивался неоднозначно еще тогда. И никем нибудь из выдающихся диванных стратегов современности, а самыми простыми генералами Врангелем и Деникиным.))))" Рейд Мамонтова принёс большие разрушения и потери, затруднил управление войсками Южного фронта, отвлек часть сил советских войск, но главной цели — сорвать наступление советских войск Южного фронта — не достиг: оно началось 14—15 августа." Наступление как известно так же не достигло поставленных целей и в этом ему помешали не столько белая конница, сколько собственные ошибки советского командования.
                        Адьютант"и довольно пустой болтовни, надоели честно говоря."
                        Так зачем тогда пишите?))) Общайтесь с теми кто к Вам в рот будет с подобострастием заглядывать .)))
                        Адьютант"учат россиян Родину любить ребята что сидят в Швейцариях и Америках. Им можно, а нам - работать надо)"
                        В группу Ольговича Вы меня уже записали.))) теперь значит объявили иностранным агентом.))) Я в Сургуте живу.))) Проверить легко в наше время.
                      23. +2
                        16 февраля 2019 08:17
                        Влияние которое оказал рейд Мамонтова на Южный фронт оценивался неоднозначно еще тогда.

                        он однозначно оценивался КРАСНЫМИ специалистами. Которые видели это и мели соответствующую информацию. В отличие от Деникина и Врангеля, не видевших вопрос изнутри и находившихся по другую линию фронта.
                        Это я о железных дорогах Южного фронта.
                        А не в целом о рейде))
                        А о том что рейд сорвал летнее наступление Южного фронта сказано в советской энциклопедии маршала Огаркова - которая действительно писалась спецами, а не выдающимися диванными стратегами современности))
                        Я в Сургуте живу.))) Проверить легко в наше время.

                        Ага))) Значит в точку раз оправдываетесь))))
                      24. 0
                        16 февраля 2019 23:16
                        Адьютант"А не в целом о рейде))"
                        А я в целом о рейде.)))"Для нас является неоспоримым следующее положение: если бы этот рейд был лучше подготовлен в политическом отношении и если бы Мамонтов избрал целью своих усилий не грабеж и насилие, а организацию восстания, более систематическое разрушение тыла и разгром живой силы красных в ближайшем тылу, то результаты его деятельности были бы более значительны." А.И. Егоров Разгром Деникина в 1919 году. Егоров то он как раз диванный стратег был.))) Рымшан пишет, что рейд вообще ничего не достиг и ничего не сорвал.Вацетис и Какурин об приостановке, срыве наступления вообще ничего не говорят. Упоминают вскользь сам рейд. Авторы энциклопедии Гражданская война и интервенция в СССР в разделе рейд Мамонтова сообщает, что наступление Южного фронта сорвано рейдом Мамонтова- не было. Разделы военное дело оной энциклопедии написаны в том числе и военными. Можете проверить.))) То есть дискуссионность этого вопроса была еще в 20-30-е годы. По поводу ущерба железным дорогам в полосе Южного фронта нанесенной Мамонтовым я и не отрицал. Но я не согласен с Вашими выводами. Это можно назвать тактическим успехом и не более. А восстановление линий снабжения красными было проведено достаточно быстро.
                        Адьютант"Ага))) Значит в точку раз оправдываетесь))))"
                        Не царское это дело перед адъютантами оправдываться.)))))
                        Ну, да ладно в любом случае каждый из нас останется при своем мнении. Возвращаться на эту ветку я не буду. Не вижу смысла. Поэтому прощаюсь.
                      25. +1
                        17 февраля 2019 09:38
                        Повторяю
                        А о том что рейд сорвал летнее наступление Южного фронта сказано в советской энциклопедии маршала Огаркова 1976 г. - которая действительно писалась спецами, а не выдающимися диванными стратегами современности))

                        Это финиш под дискуссией, итог советской военно-исторической науки.
                        Вот и не оправдывайтесь)))
                        сидите на других ветках, а то Ваши словоизвержения уже задолбали)))
                      26. -1
                        13 февраля 2019 21:25
                        Albatroz"Я не нервничаю и ничего не попутал любезный."
                        Да будет Вам голубчик.))))
                        Albatroz"Мы немножко не о том говорили))
                        Ну не о том так не о том.))) Дело Ваше.)))
                        Albatroz"А Киев и Варшава мне как-то знаете - параллельно."
                        О как.)))) Да мне как то тоже по барабану.)))
                        Albatroz"Да и вам из Америки до них как до Китая))"
                        Что враги мерещатся?)))
  4. +3
    12 февраля 2019 08:39
    а зачинателем всего этого увлекательного процесса стали ...американцы( ну естественно).Рейдовые группы южан ,времен гражданской войны,постоянно кошмарили коммуникации федеральной армии.Причем самым болезненным было не взрывы мостов , а разрушение линий связи,Причем самый лохматый рейдер ,генерал Нейтан Форест(в честь него назвали телегероя Фореста Гампа из нашумевшего к/ф), не просто пилил столбы и тырил провод, а еще какое-то время кружил вокруг перехватывая посыльных и не давая инженерным ротам заниматься ремонтом мостов, расчищать дороги от засек и прокладывать телеграфную связь
  5. +5
    12 февраля 2019 09:11
    Да уж, интересное противоборство
  6. -1
    12 февраля 2019 14:35
    Жизненное значение железных дорог для армий объяснялось тем, что, с одной стороны, ни один стратегический маневр не мог обойтись без широкомасштабного участия железных дорог, с другой стороны тем, что армии превратились в пожирателей боеприпасов, горючего, взрывчатых веществ и др. средств, без которых вооруженная борьба стала немыслима. Не меньшее значение приобрел и бесперебойный подвоз по железным дорогам колоссального количества продовольственных запасов.

    Этих выводов придерживаются и во всех крупных государствах.


    ,,только в Российской Империи не осознали всю важность железных дрог.
    1. +8
      12 февраля 2019 15:35
      только в Российской Империи не осознали всю важность железных дрог

      Кажете тоже
      Сеть дорог в западной части империи была хороша.
      Наиболее развитой железнодорожная сеть была по направлению к западной границе империи – к ней подходило от 12 до 15 железнодорожных линий. Гораздо слабее были рокады, причем самые мощные рокадные линии были утеряны летом 1915 года - при отходе русских войск на линию реки Западная Двина.

      Именно поэтому мобилизация-сосредоточение и 1-й период войны и был столь удачен.
      Утрата польских и прибалтийских рокад была очень болезненна и подрывала маневроспособность.
      Правда в период позиционной войны это было не столь чувствительно. Но проявилось летом 16 года, когда на Галицийском ТВД опять выходили на оперативный простор.
      Лукомский:
      стал определяться совершенно неожиданный крупный успех на Юго-Западном фронте. Генерал Алексеев доложил обстановку Государю Императору и было решено от предполагавшегося и уже подготовленного главного удара на участке Западного фронта отказаться и начать переброску корпусов с этого фронта на Юго-Западный для развития достигнутого там успеха, а также намечено было развить активные действия на южном участке Западного фронта, примыкавшем к Юго-Западному фронту... Что же в результате получилось? Немцы, обладавшие более мощными железными дорогами, успев перебросить свои соединения к наиболее угрожаемым участкам галицийского фронта, уже к концу июля захватили инициативу, а наступление Юго-Западного фронта стало выдыхаться.
      Германия вновь спасла Австро-Венгрию
      1. +2
        12 февраля 2019 15:55
        hi ,,,больше половины дорог находилось в частных руках, и если в Германии ,с началом войны, сеть ж/д находилась под оперативным управлением Генштаба, то в России нет.

        Движение на многих участках осуществлялось по расписаниям мирного времени - как будто бы войны и не было. Это препятствовало как концентрации сил на решающих участках, так и скорости прохождения эшелонов.


        Уже летом 1915-го транспортными специалистами были составлены карты, с зонами затруднённого и невозможного снабжения продовольствием районов России (не закрашенные белые зоны - это там, где снабжение было более-менее приемлемо).



        Залежи грузов.


        Система управления мирного времени тыловых дорог не справлялась с задачей.


        ,,, и как там генерал Головин писал про тыл и снабжение :",, к осени семнадцатого года на фронте находилось примерно на 1 миллион штыков больше, чем тыл мог хотя бы прокормить, не говоря про полноценное снабжение..""
        1. +8
          12 февраля 2019 16:16
          Это нюансы.
          Никак не противоречащие тому что я написал выше.
          А полную милитаризацию железных дорог в России - да, стоило провести. Тогда бы не случилось того что произошло в феврале-марте 1917 года.
          О начертании и стратегических аспектах наших жд - см. выше мой комментарий hi
          1. 0
            12 февраля 2019 18:46
            Это нюансы
            ,,,дьявол кроется в деталях.

            Брусиловское наступление Головин Н.Н :",,_это не дало тех стратегических результатов, на которые могли рассчитывать, исключительно из за слабости нашей ж.д сети. Требуемые для развития успеха оперативные перевозки войск " оказались совершенно не под силу нашим железным дорогам"
            1. +6
              12 февраля 2019 20:38
              А вы не читаете что Вам пишут??
              Повторю то что отметил выше:
              Утрата польских и прибалтийских рокад была очень болезненна и подрывала маневроспособность.
              Правда в период позиционной войны это было не столь чувствительно. Но проявилось летом 16 года, когда на Галицийском ТВД опять выходили на оперативный простор.
              Лукомский:
              стал определяться совершенно неожиданный крупный успех на Юго-Западном фронте. Генерал Алексеев доложил обстановку Государю Императору и было решено от предполагавшегося и уже подготовленного главного удара на участке Западного фронта отказаться и начать переброску корпусов с этого фронта на Юго-Западный для развития достигнутого там успеха, а также намечено было развить активные действия на южном участке Западного фронта, примыкавшем к Юго-Западному фронту... Что же в результате получилось? Немцы, обладавшие более мощными железными дорогами, успев перебросить свои соединения к наиболее угрожаемым участкам галицийского фронта, уже к концу июля захватили инициативу, а наступление Юго-Западного фронта стало выдыхаться.
              Германия вновь спасла Австро-Венгрию

              Разве это не о том же??
  7. 0
    13 февраля 2019 17:10
    Мины старались подложить и тщательно замаскировать в таких местах, где восстановление пути затруднялось
    . Один вопрос: как это получалось?
  8. +1
    14 февраля 2019 01:08
    На восстановление сравнительно небольших мостов (через р. Маас), взорванных французами подрывными зарядами при германском наступлении в 1914 г., потребовалось: у Ойи — 35 дней, у Бланжи — 42 дня и у Ориньи — 45 дней.

    остается понять, почему в 1941 этого не делали.
    приостановка немецкого наступления на месяц- полтора заметно бы изменила ситуацию летом- осенью 41 го...