На пути амбиций Берлина встал Брюссель

38
Во вторник, 5 февраля, министр экономики и энергетики Германии Петер Альтмайер представил в Берлине разработанную его ведомством «Национальную индустриальную стратегию 2030», рассчитанную на ближайшее десятилетие.





Германия хочет защитить своих промышленников

Эта тема вызревала давно. Увлечённый идеей «постиндустриального общества» Запад сосредоточился преимущественно на развитии сферы услуг, компьютерных технологий и финансового сектора с его глобальными спекулятивными аппетитами. Материальное производство постепенно деградировало, перемещалось в развивающиеся страны.

Рекорды здесь ставила Британия, некогда считавшаяся «мастерской мира». За последние тридцать лет её промышленность сократилась на две трети. Исчезли целые отрасли, например, судостроение. Доля промпроизводства в британском ВВП сейчас едва дотягивает до 10 процентов.

Похожая картина и в других экономиках западноевропейских стран. В новом веке сильнее всего упала доля промышленности в валовом продукте в Финляндии – более чем на десять процентов. Порядка семи процентов потеряли Бельгия, Швеция, Франция. По пять – Испания и Италия. Пожалуй, только Германии удалось сохранить своё индустриальное ядро на уровне начала «нулевых» – 23% ВВП.

В январе европейская служба статистики Eurostat принесла очередную порцию безрадостных новостей. В ноябре 2018 года промышленное производство Евросоюза упало по сравнению с аналогичным периодом 2017 года на 2,2 процента. При этом в 19 странах, входящих в зону евро, спад оказался ещё сильнее – на 3,3%. С минусом (-1,9%) закончила ноябрь даже Германия.

Все эти обстоятельства подтолкнули немецкие власти к пересмотру экономической политики. Кроме того, свою роль сыграли прогнозы о надвигающемся новом экономическом кризисе. Как известно, прошлый кризис 2008-2009 годов легче перенесли страны с крепкой промышленностью. Постиндустриальные экономики, чей ВВП рос на спекулятивных финансовых пузырях, тогда рухнули больше.

Немцы это запомнили и под ритуальные клятвы о приверженности ценностям рыночной экономики предложили абсолютно протекционистские способы защиты своей промышленности. Остановимся на двух из них. В «стратегии 2030» ведомство Альтмайера прописало создание государственного инвестиционного фонда.

Новая структура, по мнению министра, должна защитить немецкие предприятия от нежелательных поглощений. На средства фонда правительство Германии сможет выкупать акции попавших в кризис компаний. А после оздоровления их экономики возвращать фирмам прежнюю самостоятельность.

Другой серьёзной новацией в практике государственной промышленной политики Германии будет «целенаправленное формирование национальных или европейских чемпионов». Петер Альтмайер объяснил это так. Крупные частные немецкие компании должны обладать «той критической массой, которая необходима, чтобы успешно противостоять на мировом рынке концернам из Китая, находящимся в руках государства или пользующимся его всемерной поддержкой, или интернет-гигантам из США».

Пример европейских «компаний-чемпионов» уже есть в реальной практике. Взять хотя бы самолетостроительный концерн Airbus. В шестидесятые годы прошлого века под этим брендом объединились крупнейшие авиационные заводы Европы, в том числе, немецкие.

Сегодня Airbus на равных конкурирует с американским гигантом Boeing, составляя с ним глобальную пару крупнейших в мире производителей гражданских самолётов. Слияние и укрупнение компаний произошло и в автомобилестроении, но без такого масштаба и последствий для мирового бизнеса.

Железная логика комиссара Вестагер

Осенью 2017 года немцы захотели вырастить «европейского чемпиона» из своего концерна Siemens, выпускающего уже четвертое поколение высокоскоростных поездов ICE. Поводом для этого стало объединение Китаем предприятий по производству железнодорожного транспорта в государственный концерн CRRC с годовым оборотом в 30 млрд. евро.

Железнодорожное подразделение Siemens зарабатывало в год примерно 8 млрд. евро и явно проигрывало мощному CRRC. В то же время рядом во Франции высокоскоростные поезда строила компания Alstom, несколько уступающая в доходах (7,3 млрд. евро в год) немецкому соседу.

Обе фирмы конкурировали между собой, в том числе и на российском рынке. Siemens поставлял «Российским железным дорогам» сверхбыстрые поезда «Сапсан», задействованные на маршруте Москва-Санкт-Петербург, и скоростные «Ласточки» для пригородного сообщения. У французской Alstom «РЖД» приобрела скоростные поезда «Аллегро», которые теперь бегают между Санкт-Петербургом и Хельсинки.

Объединение двух компаний хоть и не дотягивало мощью до китайского гиганта, но определённые перспективы всё-таки открывало. Во-первых, Siemens и Alstom собирались на единой платформе (как теперь принято в автомобильных концернах) строить свои поезда самого разного назначения. Это дало бы очевидную экономию затрат. Во-вторых, немцы с французами планировали к 2023 году поднять совокупный оборот своего железнодорожного строительства до 20 млрд. евро.

Такой показатель позволял европейцам выстоять в глобальной конкурентной борьбе с китайским концерном. Но на пути чемпионских планов Германии жёстко встала Еврокомиссия. В среду, 6 февраля, стало известно, что после многомесячных разбирательств комиссар Евросоюза по вопросам конкуренции Маргарет Вестагер наложила вето на решение немецкого концерна и французской компании объединить подразделения по производству железнодорожного транспорта.

Комиссар Вестагер объяснила свою позицию тем, что при слиянии подразделений Siemens и Alstom появится «компания-монополист в сфере производства оборудования для сигнализации и высокоскоростных поездов». Спорить с этим нет большого смысла. Ведь датчанка Маргарет Вестагер не обязана помогать европейским компаниям отвоёвывать сегменты мирового рынка.

Её ведомство по делам картелей призвано защищать конкуренцию внутри Евросоюза и не допускать появления монополистов, способных диктовать потребителям высокие цены. В этом смысле опасности со стороны Китая Вестагер не видит. Китайцы не поставляют в Европу сигнальную технику для железнодорожных магистралей, да и их высокоскоростные поезда вряд ли в обозримом будущем появятся в ЕС.

В этой логике комиссара Вестагер нет места опасениям, подвинувшим немцев к созданию «Национальной индустриальной стратегии 2030». В документе, подготовленном министерством Петера Альтмайера, указывается, в частности, что Германия и ЕС уже утратили лидирующие позиции в производстве бытовой электроники, телекоммуникационного оборудования, компьютеров, интернета, углеродного волокна.

Про строительство высокоскоростных поездов в «стратегии 2030» скромно умолчали, хотя здесь уже очевиден дисбаланс в пользу Китая. Он теснит Европу на многих направлениях. Федеральное объединение немецкой промышленности уже озаботилось этой проблемой. В январе оно опубликовало программные тезисы с красноречивым названием «Партнер и системный конкурент. Как нам быть с управляемой государством экономикой Китая?».

«Национальная индустриальная стратегия 2030» как раз и стала одним из ответов на этот вопрос. Теперь её нужно защитить от Брюсселя. Как сообщила Deutsche Welle, в связи с решением Еврокомиссии по Siemens и Alstom министр экономики Германии Петер Альтмайер призвал к пересмотру норм европейского права.

«Мы готовим совместную германо-французскую инициативу с целью модернизации европейского права в сфере конкуренции, – заявил журналистам Альтмайер. – Важно, чтобы Европа имела базу, позволяющую ей успешно отстаивать свои интересы в рыночной конкуренции с другими странами во всем мире».

По этому заявлению видно: для европейского бизнеса наступили непростые времена. Теперь он вынужден бороться за лидерство в мире, а, может быть, и за своё выживание. Бороться за место на рынке не только с конкурентами, но и с чиновниками из Брюсселя, видящими перед собой лишь узкие ведомственные задачи.
38 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    9 февраля 2019 06:16
    Такое впечатление, что Еврокомиссия - сборище вредителей и врагов народов Европы. Пока было Европейское Экономичнское Сообщество, всё было нормально, как стал Евросоюз, начались проблемы. Причём у всех стран-участниц. Им бы собраться и сказать - такой Евросоюз нам не нужен !
    1. +10
      9 февраля 2019 07:09
      Такое впечатление, что Западный мир давно находится в сфере влияния какого то глобального "режиссера" решившего написать сценарий противоположный естественному ходу человеческого развития. Сценарий то ведь не только постиндустриальный, но и постхристианский и пострадиционный и постнациональный и вообще сплошной ПОСТ.
      1. 0
        9 февраля 2019 09:08
        Не трудно догадаться, кто этот "режиссер" -семиты.
        1. 0
          9 февраля 2019 11:01
          семиты сами пешки. настоящий режиссер белый европеоид и мужчина
      2. +1
        9 февраля 2019 13:02
        Сценарий то ведь не только постиндустриальный, но и постхристианский и пострадиционный и постнациональный и вообще сплошной ПОСТ.


        Ну нет. Ето звучит как теория заговора а тот же Хънтигтон, еще в 1999 году в The Clash of Civilizations, описал и возход национальнъх идей (не путать с класическим национализмом) и возход религиознъх идей и обосновал весь етот процес. Просто и Европа и весь мир возвращаются к старъм геополитическим идеям от начала 20 века. Надеюсь ето не закончится как в прошлъй раз.
      3. +2
        9 февраля 2019 19:25
        Я, как всегда, пишу заключение. С коллегой Цурским не согласна. На самом деле мы имеем дело с системным кризисом экономики белого миллиарда. Сначала из колоний вывозились ресурсы в метрополии. За счет этого в метрополиях бурно развивалась промышленность и технологии. Когда эпоха колониализма скончалась, в бывшие колонии бывшие метрополии начали вывозить технологии, пользуясь дешевой местной рабочей силой. Количество рабочих мест в Европе резко сократилось, и тогда была предложена модель мелкого и среднего бизнеса. А чтоб оставшиеся крупные его не обижали, было создано мощное защитное законодательство. Тем временем бывшие колонии, воруя технологии, вдруг начали стремительно обращаться в "восточных экономических тигров", с которыми очень трудно конкурировать, не объединяясь в крупные концерны. И вот тут-то и встали на пути таких объединений ранее созданные законы. А в Европе привыкли законы соблюдать. Это и стало причиной системного кризиса капитализма. Даже если быстро исправить законодательство, потребуется не только объединение имеющихся предприятий, но и создание новых, иначе "тигров" не догнать. А поскольку понадобятся кадры, то вопрос -- где их взять? Мигранты не прокатили. Народ из мелкого бизнеса вряд ли пойдет в крупный. И тогда начнут разорять мелкий бизнес. Что и видим во Франции. В общем, тупик. Аналогично в США. На этой волне пришел Трамп. Отсюда же и военные угрозы в отношении реальных и будущих конкурентов. Капитализм повторяет свой путь, разоряя не крестьян, чтоб шли в рабочие, а мелкий и средний бизнес для освобождения квалифицированной рабочей силы. А Брюссель защищает.
        1. +1
          9 февраля 2019 21:44
          Людмила Яковлевна, hi рад знакомству. Про тигров - драконов спорить не буду. Разве скажу, что одни из них самым наглым и военным образом оккупированы, другие оккупированы финансово и ... технологически. Копирование не есть развитие. Так, что тигры сами в тупике драконы в задумчивости. Писал же я собственно не совсем об этом. Вы нам продемонстрировали взгляд материалиста. С позиций идеализма не хотите попробовать взглянуть?
          1. 0
            10 февраля 2019 00:13
            Чеслав, я тоже Вам рада ))
            Но ответить развернуто не могу: мой телефон уже не тянет объем темы. Я не материалистка, я прагматик и даже циник с уклоном в мизантропию. Да, мир куда-то движется, оставаясь на месте, но сбрасывая поколения, одно за другим, в ад. И лишь единицы из нас уходят в небо. Безусловно, некая предопределенность в мировой истории -- просматривается. Но я боюсь мистики, я с ней сталкивалась. Поверьте, это страшно. Просто хочется лучшей доли для русских. Нация-вечный донор это заслужила.
        2. +1
          10 февраля 2019 06:24
          Полностью с вами согласен, средний и малый бизнес это тупиковый вариант ( так же как и у нас) только мощная промышленность опирающаяся на свои высококвалифицированные кадры может составить конкуренцию "восточным тиграм и драконам". С законодательством ЕС также загоняет и бизнес, и промышленность в тупиковые рамки, любят там даже огурец с бананом подогнать под стандарт.
      4. 0
        9 февраля 2019 21:22
        А люди стали с при ставкой полу-
    2. 0
      9 февраля 2019 10:26
      Цитата: Товарищ
      Пока было Европейское Экономичнское Сообщество, всё было нормально, как стал Евросоюз, начались проблемы.

      Не поэтому. Хозяин хватку теряет. Как говорится: "Кот из дома - мыши в пляс".
      1. 0
        9 февраля 2019 12:18
        В свое время группа "АВВА" свалила из Швеции из за налогов.Ну,а немцам и французам добро пожаловать в Россию.Пусть вкладываются и запускают производства.
        1. +1
          9 февраля 2019 13:09
          ,а немцам и французам добро пожаловать в Россию.Пусть вкладываются и запускают производства.


          То что въ хотите глобальнъх инвесторов ето хорошо, но для етого требуются условия - стабильная политичеткая обстановка, ниские уровни корупции, ефективная судебная система и защита инвесторов, ниская бюрократическая нагрузка.
          1. +1
            9 февраля 2019 17:20
            Вот именно по этому и хотим.
    3. 0
      10 февраля 2019 06:09
      Нет, здесь впечатление такое что в Брюсселе кто то работает на Китай. Пройдёт несколько лет и никакие Siemens и Alstom не смогут быть конкурентно способные с таким монстром как СRRC.
  2. +3
    9 февраля 2019 06:30
    чему удивляться?...вся история западной цивилизации-угнетение и воровство...
  3. +6
    9 февраля 2019 07:06
    Обе фирмы конкурировали между собой, в том числе и на российском рынке. Siemens поставлял «Российским железным дорогам» сверхбыстрые поезда «Сапсан», задействованные на маршруте Москва-Санкт-Петербург, и скоростные «Ласточки» для пригородного сообщения. У французской Alstom «РЖД» приобрела скоростные поезда «Аллегро», которые теперь бегают между Санкт-Петербургом и Хельсинки.
    .....Импортные поезда, импортные самолеты, импортные автомобили и т.д...А как же импортзамещение...
    1. -3
      9 февраля 2019 08:24
      Цитата: parusnik
      А как же импортозамещение...

      Глобализация (распределение труда) - это наиболее эффективный способ хозяйствования. Главное что бы это было в разумных пределах и в равных пропорциях.
      1. +6
        9 февраля 2019 09:49
        Производство в условиях сурового климата более энергоемко. То есть на глобальном уровне неконкурентоспособно. Что нам делать? Бросить его и перейти на обслуживание туристов в эротические сервисы (как думаете - будете пользоваться финансовым успехом)? Особенно актуальный это вопрос потому, что нет никакого "хозяйствования". Есть схватка различных сил на территории маленького шарика...
        1. -2
          9 февраля 2019 11:14
          Цитата: михаил3
          Производство в условиях сурового климата более энергоемко. То есть на глобальном уровне неконкурентоспособно.

          Судя по экспорту зерна, климат на это ни как не сказался.
          По машиностроению - что там, что у нас всё производство в крытых цехах. Отопление - так у нас своего газа и угля завались, а вот как весь этот процесс организован - это уже другой вопрос.

          Ссылка на климат - это отмазка, которая если и влияет - то весьма незначительно.
          1. +2
            9 февраля 2019 13:46
            Есть такой инструмент, называется калькулятор. И таблицы экселя тоже есть. Вы вообще понимаете, насколько детские аргументы вы приводите? "У нас своего газа завались". Пятый класс общеобразовательной школы? Шестой? Я работал на ТЭЦ. Она была в средней полосе России, но можете ли вы представить себе, насколько отличается выработка энергии в наших условиях, и в условиях США, где две трети турбинных цехов представляют собой простые навесы без стен? Насколько все это дороже? Эх...
      2. +3
        9 февраля 2019 10:08
        Цитата: Boris55
        Цитата: parusnik
        А как же импортозамещение...

        Глобализация (распределение труда) - это наиболее эффективный способ хозяйствования. Главное что бы это было в разумных пределах и в равных пропорциях.


        А вот американцы почему-то перестали так считать. Что-то у них пошло не так.
        1. 0
          9 февраля 2019 11:18
          Цитата: грохот
          А вот американцы почему-то перестали так считать.

          И уже минимум лет двадцать как.
        2. 0
          13 февраля 2019 20:21
          Всё просто. Они в собственной гордыне, играя мускулами, меру потеряли, думая, что вечно смогут держать всех в страхе, давая развиваться, только в определённых именно ими рамках. Но всё пошло не так. И теперь, чтобы перевести производство назад, тупо нет достаточно квалифицированной рабочей силы. А финансовые пузыри необходимо схлопывать периодически, таков он этот капитализм Уолл стрит. Да и цены на продукцию чтобы удержать, надо будет рабочих ронять от их привычных уровней доходов, а народ там такоого финта ушами не поймёт и не обрадуется... Вот такая беда, при очередном, видимо внеплановом, схлопывании пузырьков.
  4. +5
    9 февраля 2019 09:44
    Капитализм, едреныть! Отчего капиталисты и их власти сместили акценты? Есть простые и очевидные причины. При производстве реального продукта у капиталиста очень уж много забот. Нужны высококвалифицированные профи. Профи хотят все больше и больше зарплаты, льгот, разного рода преференций. Не получается? Забастовки. Нельзя забастовки? Увольнения. Очень неудобно, при том еще, что профи раздражающе умны, и обманывать их почти что не получается.
    А глобальное государство построить не удалось, так что всегда подпирают разнообразные китаи и малайзии, которые ухитряются выращивать своих профи и платить им несколько меньше. В общем, учитывая еще и нарастающую умственную и общедуховную деградацию мировых элит, надо было им искать выход из положения.
    Выход был найден. Хотят "развивающиеся" страны возиться с системой образования и реальным производством - пусть возятся. Их прибыль будет изыматься в пользу Запада через финансово-банковский сектор. А сами западные капиталисты будут качать деньги через сферу услуг и "высокие технологии". На деле все это означает фриланс. Глобальный фриланс.
    Сфера услуг состоит из крохотных бизнесов, которые в случае малейших несогласий просто меняются друг на друга. Разработчики же "высоких технологий", в основном айтишники, обслуга интернета и т.д. и т.п., связаны наинизшей ценой на подобные работы из сети. И рад бы больше запросить, но какой то индиец и за треть суммы согласен... Рай для капиталиста!
    Все это вызывает стремительную деградацию реальных отраслей высоких технологий. Американский Ф 35 - символ происходящего развала. Да, надо бы противостоять падению в очередную яму, которую капитализм вырыл сам себе...
    1. 0
      9 февраля 2019 11:22
      Цитата: михаил3
      А глобальное государство построить не удалось

      Ошибаетесь В мире есть только три государства, способные проводить глобальную политику - Россия, Китай и, пока ещё - США.
      1. 0
        9 февраля 2019 13:40
        Иде в бога дило, а иде в чорта батька? Какая разница, кто может глобально рулить, а кто нет? Интересы у отдельных государств и блоков по прежнему разные. К нашему всеобщему счастью...
    2. 0
      10 февраля 2019 00:01
      Цитата: михаил3
      А глобальное государство построить не удалось, так что всегда подпирают разнообразные китаи и малайзии, которые ухитряются выращивать своих профи и платить им несколько меньше. В общем, учитывая еще и нарастающую умственную и общедуховную деградацию мировых элит, надо было им искать выход из положения.
      Выход был найден. Хотят "развивающиеся" страны возиться с системой образования и реальным производством - пусть возятся. Их прибыль будет изыматься в пользу Запада через финансово-банковский сектор. А сами западные капиталисты будут качать деньги через сферу услуг и "высокие технологии". На деле все это означает фриланс. Глобальный фриланс.

      -----------------------
      Недолго это будет. Не надо себя тешить. Приход Трампа и был обусловлен новым замыканием региональных рынков и перераспределением прибыли в реальную национальную промышленность.
      1. 0
        10 февраля 2019 11:12
        Чем "тешить"? О чем вы? Да, будет недолго. Глобализация вообще фейк. И что?
  5. +4
    9 февраля 2019 10:39
    Как бы хотелось прочитать о планах нашего правительства по созданию лидеров в промышленности. Но ждать такого от айфончика, - себя не уважать... Грустно.
    1. -2
      9 февраля 2019 11:20
      Цитата: Rostislav
      Но ждать такого от айфончика, - себя не уважать... Грустно.

      Так зачем за ЕР, председателем которой является он, на выборах в Думу голосовали?
    2. 0
      10 февраля 2019 00:06
      Цитата: Rostislav
      Как бы хотелось прочитать о планах нашего правительства по созданию лидеров в промышленности. Но ждать такого от айфончика, - себя не уважать... Грустно.

      --------------------
      Наше правительство трудно назвать правительством и тем более нашим. Это ликвидационная комиссия и оккупационный комиссариат в одном лице. Вся суть правительства-это грабительский вывоз ресурсов, называемый экспортом, по демпинговым ценам. И ввоз продуктов-суррогатов.
    3. 0
      10 февраля 2019 11:16
      Как бы хотелось прочитать о планах нашего правительства по созданию лидеров в промышленности.
      Можете читать. Путин проводит программы набора кадрового резерва, конкурсы, продвигает детишек элиты, получивших "самое передовое западное образование". Только вот это все ... можно назвать понедельник сапогом. Правда, обуться в него все равно будет нельзя.
  6. 0
    9 февраля 2019 14:17
    Извращенцы. Сами кормят монстра который их имеет. Предают родину и работают на дядю Сэма. Хотя нет у них родины, все границы размыли и сейчас с ними делают что хотят.
  7. +1
    9 февраля 2019 15:46
    ЕС всеми силами закрывается от внешней конкуренции. И он абсолютно прав.
  8. 0
    9 февраля 2019 22:59
    Наши гениальные мультипликаторы уже давно сняли соответствующий мультфильм... Когда доверяешь другим работать за себя, то потом получишь интересный ответ на вопрос: "Вы что - и есть за меня будете?" -"Ага!"
    Вот похоже и белый человек свое тяжкое бремя передал. Желтому.
  9. 0
    10 февраля 2019 10:26
    Рекорды здесь ставила Британия, некогда считавшаяся «мастерской мира». За последние тридцать лет её промышленность сократилась на две трети. Исчезли целые отрасли, например, судостроение.

    На чем основывает свои данные автор? Британское судостроение переживает не лучшие времена (закрываются некоторые верфи), однако судостроение в Великобритании существует и развивается, верфи получают заказы в т.ч. и от МО.
    https://www.stroytrans.info/-------5259.html
    http://sudostroenie.info/novosti/24001.html
    http://politinform.su/armiya-i-konflikty/33917-sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya-sudostroeniya-v-velikobritanii-2015.html
    BAE Systems очень удивилась бы выводам автора...
    Относительно недавно тут была статья про авианосцы Великобритании, а автор на этом же сайте, говорит, что судостроения в "Доброй, старой Англии" больше нет..., где же тогда их построили на "Звездочке", что ли?
    В этом смысле опасности со стороны Китая Вестагер не видит. Китайцы не поставляют в Европу сигнальную технику для железнодорожных магистралей, да и их высокоскоростные поезда вряд ли в обозримом будущем появятся в ЕС.

    Зря, что не видит, если ФРГ не локализует на пространстве Украины и РФ производство своих поездов, то рынок СНГ и в перспективе рынок Восточной Европы, может быть захвачен КНР или даже РФ....
  10. 0
    10 февраля 2019 19:10
    Мы сидим на попе ровно - у нас все друзья what ? Почему наши буржуины bully не хотят строить фабрики, заводы, пароходы... ? negative Вопрос по сути риторический... request