Новый шлем лётчика адаптируется под цветовой спектр глаз

46
Нашлемная система целеуказания, которой пользуются российские летчики, существенно доработана по результатам эксплуатации в ходе сирийского конфликта, передает РИА Новости сообщение источника в оборонно-промышленном комплексе.





В 2017 году председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарев подверг критике систему навигации, применяемую, в частности на вертолете Ми-28. Он заявил тогда, что электроника в этой системе «провальная», а очки, получившие в войсках прозвище «смерть пилотам», портят летчикам зрение – те после полета три дня «ходят с красными глазами».

По словам источника, доработки нашлемной системы после эксплуатации в Сирии действительно были – разработчики устранили проблемы со световым диапазоном.

Сегодня пришли к тому, что шлем для летчика должен изготавливаться не только по размеру его головы, но и с учетом цветового спектра, воспринимаемого человеческим глазом, причем у каждого пилота он свой,
сказал собеседник.

Он рассказал, что инженеры оборонных предприятий регулярно встречаются с летным составом ВКС, выслушивают их претензии, собирают сведения об особенностях зрения того или иного летчика (учитываются при выдаче ему нашлемной системы целеуказания).

По словам собеседника, в полк приезжает «целая комиссия» из ОПК, они примеряют шлем на летчике, изучают его глаза.

Сейчас специалисты подбирают спектр и интенсивность сигнала, так чтобы они были комфортны каждому летчику. К тому же надо учитывать и то обстоятельство, что глаза у каждого из нас находятся на разном расстоянии друг от друга,
сказал источник.

Он добавил, что сегодня пилоты уже почти не жалуются на шлемы.
46 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    13 февраля 2019 14:40
    сложное это занятие - киборгизация вооружения, но преимущества очевидны
    1. +5
      13 февраля 2019 14:54
      Перешли на уровень индивидуальной настройки и комплектации боевой единицы.
      Это достаточно серьёзный шаг в перёд, может сейчас это будет немного дорого и не так удобно для ОПК, но потом когда сформируют чёткое представление и переведут опыт в правило, сформируется новый уровень бойца как раньше писали в фантастических книгах.
      1. +1
        15 февраля 2019 12:50
        Не так давно лично оружие было "одна на всех", а сейчас и под левшей и "криворуких" и вообще настраивай как хочешь.
        Поэтому такой момент как шлему и оптика под конкретного пилота, а не "каждому по черенку от лопаты" - не на много дороже чем сейчас, зато полезнее в разы.
  2. +5
    13 февраля 2019 14:53
    М-да. Что-то тут я совсем ничего не понял. Те, кто проектировал шлемы, не в курсе, что даже обычные очки подбираются под каждого человека индивидуально?!!!
  3. +1
    13 февраля 2019 14:58
    Он добавил, что сегодня пилоты уже почти не жалуются на шлемы.

    Почти?
    1. +1
      13 февраля 2019 19:29
      Приказали не жаловаться! Делов то laughing
      1. +2
        13 февраля 2019 19:31
        Цитата: Dr Dron
        Приказали не жаловаться! Делов то laughing

        Иначе жаловаться по другому поводу придётся. recourse
  4. 0
    13 февраля 2019 14:58
    Сейчас в современных беззеркалках отличные олед дисплеи для EVF применяются... фотографы часами смотрят и ничего
    1. +3
      13 февраля 2019 15:02
      Фото это все же более статичная профессия на уровне формирования художественного образа, а тут большая динамика, с гиганским напряжением и стессом. По этому и задумались об индивидуальном подходе.
      1. 0
        13 февраля 2019 15:13
        Да, это всё правильно и индивидуальный подход - это здорово. Я к тому, что здесь как раз наверняка сказывается наше отставание в производстве подобного рода электроники. Тех же дисплеев
        1. +4
          13 февраля 2019 15:28
          Время покажет. Главное тенденция положительная. Это как в 90 иностранцы удивлялись какие технологии были в Советском союзе и по нашлемным целеуказателям включительно. Будет видно в будущем. Нам бы все это да научиться в гражданское русло внедрять эффективно. Это да.
  5. -1
    13 февраля 2019 15:18
    Понятно что у каждого летчика свой спектр. Кто то видит в ультрафиолетовом спектре, кто то в инфракрасном, отдельные лётчики видят в рентгеновском и гамма-диапозоне. Это норма
  6. -4
    13 февраля 2019 15:39
    Что за бред - а мониторы компьютеров что, тоже надо подбирать под цвет глаз? laughing

    Изготовитель явным образом лажанулся с цветовой гаммой индикации нашлемной системы целеуказания и теперь вертится как уж на сковородке.
    1. +1
      13 февраля 2019 15:51
      Ну вообще да мониторы все разную цветопередачу выдают и да каждый человек воспринимает на экране цвет сугубо индивидуально.
      1. -2
        13 февраля 2019 15:57
        Я о другом - люди с разным спектром глаз, глядя в один и тот же экран монитора, абсолютно не напрягают свое зрение.
    2. +3
      13 февраля 2019 15:57
      Цитата: Оператор
      Что за бред - а мониторы компьютеров что, тоже надо подбирать под цвет глаз?

      Ну, я себе цветовую гамму подгоняю, чтобы глаза не напрягать, это не сложно
      1. -2
        13 февраля 2019 16:07
        Вы первый из сотен людей, с которыми я общался, который делает это laughing
        1. +4
          13 февраля 2019 16:36
          Значит вы просто не знаете о проблеме. И ещё всякие смешки в виде смайликов ставите. Вы так ко всему относитесь ? Как-то малодушно.
          1. -1
            13 февраля 2019 17:00
            Вообще то у меня 30-летный стаж работы с компьютерными мониторами, но с рассматриваемой проблемой ни разу ни сталкивался ни я, ни сотни моих коллег.

            Исключение из правила: монохромные красно-черные мониторы в Центре диспетчерского управления одной из первоклассных железных дорог США, на усталость глаз от которых жаловались местные диспетчеры, но это был какой-то сюрреализм - российские специалисты не могли понять, как такое вообще возможно в конце 20 века?

            Или вы намекаете на то, что российские разработчики спустя 20 лет также самое лоханулись с индикаторами нашлемных целеуказателей? laughing
            1. +3
              13 февраля 2019 17:39
              Видимо опыт не тот. Намекаете Вы своими ухмылками подозрительными.
              1. -2
                13 февраля 2019 20:30
                На ваш опыт не угодишь.
            2. +1
              13 февраля 2019 20:26
              Оператор (Андрей)
              А ты попробуй себе на диван, в качестве нашлемного целеуказателя поставить монитор...
              Ну ты меня понял)))
              И мы друг друга уже давно поняли, правильно?
              Ты ещё оказывается и в мониторах спец..))) Не знал...
        2. +4
          13 февраля 2019 16:56
          Вы знаете к примеру такой факт Михаэль Шумахер не любил симуляторы профессиональные на которых производится настройка болида перед выездом на трассу, кружилась голова и тошнота была, а молодые без проблем занимались настройкой, так это привычный к скоростям. Так что проблема есть и без насмешек.
        3. +2
          13 февраля 2019 19:39
          Цитата: Оператор
          Вы первый из сотен людей, с которыми я общался, который делает это laughing

          Тогда буду вторым таким человеком... К тому-же подбираю контрастность, яркость, оптимальное разрешение, частоту кадров (если есть такая фишка) и оптимальный формат изображения...
          1. 0
            13 февраля 2019 19:58
            Оптимальное разрешение всегда то, что соответствует разрешению монитора. Остальное дело за масштабированием.
            1. +1
              13 февраля 2019 20:13
              Цитата: Вояджер
              Оптимальное разрешение всегда то, что соответствует разрешению монитора. Остальное дело за масштабированием.

              Дело в видеокарте, при средних показателях карты пользователь вынужден балансировать разрешение и детализация - частота смены кадров. При максимальном разрешении монитора некоторые ПО ощутимо лагают.
      2. +3
        13 февраля 2019 19:22
        И я так же поступаю, потому что родные настройки в моем не самом дешевом мониторе-это ядовитые цвета. Пришлось вручную корректировать цветовой профиль
  7. +1
    13 февраля 2019 15:46
    Это очень хорошо что за очки взялись всерьез а только до этого как комплект проверки прошел? По принципу-И так сойдет? У спецур вопросов нет к представителям приемной комиссии или такая сложная вещь как система нашлемного целеуказания тестируется за час и вперед на вооружение?
  8. 0
    13 февраля 2019 15:48
    Что значит "почти не жалуются"? Стразики и розовый цвет просят? Или что ещё?
  9. 0
    13 февраля 2019 15:48
    Сегодня пришли к тому, что шлем для летчика должен изготавливать не только по размеру его головы, но и с учетом цветового спектра, воспринимаемого человеческим глазом, причем у каждого пилота он свой

    Вроде бы у очков виртуальной реальности нет такого геморроя. Может стоит что-то оттуда "стырить" из технических решений? what
    1. 0
      13 февраля 2019 15:58
      Скорее разрабы на сочетание и быструю смену цветоспектра и частоты напоролись-пример,в японии был случай с аниме покемоны,в одной серии это явление за 1минуту приводило сильному головокружению и рвоте у детей и недомоганию у взрослых и это смотрели тв на расслабоне-а в самолете на боевом вообще нифига не полезная опция у очков. Вот и исправляют.
  10. +1
    13 февраля 2019 15:56
    Получать консультации у тех же офтальмологов видимо было ниже своего достоинства для разработчиков?
    1. +1
      13 февраля 2019 16:53
      Видимо проблема глубже как на профсимуляторах формулы 1
  11. 0
    13 февраля 2019 17:14
    Это какой то бред. Сейчас создадут целое КБ и будут 5 лет подбирать цвет и яркость HUD который всем летчикам будет подходить. Я не знаю, обратились бы что ли к Гаяджинам. Те бы хоть сразу сказали что однозначно одно подходящее для всех ни в жизнь не подобрать. И гораздо проще сделать диапазон регулировки побольше и пусть сами летчики индивидуально подбирают что им больше подходит
    1. +1
      13 февраля 2019 17:43
      Ну так к этому и прийдут к диапазону настроек. Но для этого нужен опыт эксплуатации. Вышли на новый уровень и столкнулись с такими проблемами которые раньше не проявлялись.
    2. +2
      13 февраля 2019 23:42
      Да бред - это ваш пост. Ничего бы не делали со шлемами - такие бы как вы истериям - А, глаза краснеют, летчики ничего не видят! Делают, исправляют - опять плохо. Вы или крестик по длиньше или рубаху по короче оденьте.
  12. +2
    13 февраля 2019 17:39
    подверг критике систему навигации, применяемую, в частности на вертолете Ми-28. Он заявил тогда, что электроника в этой системе «провальная»
    Вызывают удивление эти заявления. Как то в 97г был в КБ Миля, первый раз увидел эту машину, их всего то было 6 штук. Столько время прошло....Ну что сказать? "Лучше поздно, чем ни кода!"
  13. -1
    13 февраля 2019 19:54
    Не плохо бы еще учитывать содержание алкоголя в выдыхаемом воздухе laughing
  14. +1
    13 февраля 2019 20:24
    Ну,нет... Иначе каждый пилот будет со своим личным шлемом ходить. И в личный аэроплан садиться. В условиях реальных боевых действий-так не будет происходить. От чего и начнутся многие печали.
    Я так думаю!...
    1. +1
      13 февраля 2019 22:04
      Цитата: Бензорез
      Ну,нет... Иначе каждый пилот будет со своим личным шлемом ходить.

      Так и есть. ЗШ индивидуальное средство защиты лётного состава. Защитное снаряжение экипажа, являясь снаряжением индивиду­ального пользования, закрепляется за членами летного экипажа и заранее подгоняется. hi
  15. 0
    13 февраля 2019 20:33
    Цитата: Wild_Grey_Wolf
    Михаэль Шумахер

    Получается, что у нас каждый вертолетчик - Шумахер по уровню неприятия картинки на отечественном нашлемном мониторе?
    1. 0
      13 февраля 2019 21:16
      Нет каждый летчик-налетчик это профессионал(я так думаю). Он обязан сесть в любую кабину отечественного вертолета и выполнить боевую задачу. Иначе-нечего ему делать там-за ручкой. Зачем его учили, деньги всей страной вкладывали?!.
    2. 0
      14 февраля 2019 05:28
      Сложно сказать, но проблема есть и её решают. Везде, как бы вы не старались приписать проблему конкретному региону. От того, что вы будете это указывать, яблоки сладше не станут и проблема не перекачует. Или Вы намнкаете, что Феррари закупали наше ПО.
  16. 0
    13 февраля 2019 21:33
    с нашлемными системами целеуказания большая проблема.
    Их всегда делали в Киеве.
    но сейчас приходится ставить НСЦ разработанную для Як 130.
    Фактически- учебного уровня с узким диапазоном и ограничением горизонтального перемещения головы пилота.
    обрубился доступ и к Thales TopSight, которые заказывали для корабельной версии МиГа.
  17. 0
    14 февраля 2019 02:52
    может киберсистемам все и идет. шлем вроде индивидуальная вещь, и прошивку под его номер можно поставить просто.
    куда мы идем... или катимся...
    вспоминаю постоянно ролик на ютубе про последний день войны.
  18. 0
    14 февраля 2019 11:00
    Он добавил, что сегодня пилоты уже почти не жалуются на шлемы.
    Боятся? А то у нас в стране обычно прессуют не тех, на кого жалуются, а тех, кто жалуется.