Ксенофонт. Великий воин и первый в истории экономист

14
Редко какой военачальник может похвастаться, что преуспел не только на поле боя, но и как экономист. Один из немногих, родоначальник традиции – древнегреческий деятель Ксенофонт (444–356 гг. до н. э.).

Командуя фалангами



Ксенофонт. Великий воин и первый в истории экономист


Ксенофонт участвовал в Пелопонесских войнах, но основную славу снискал вдалеке от родины, возглавляя древнегреческих гоплитов – наёмников на службе царя Кира Младшего. Греческие фаланги несли победу на кончиках своих копий. Наёмникам хорошо платили. Как пишет сам Ксенофонт в «Анабасисе», войскам платили золотом: гоплиту ежемесячно полагался 1 дарик (8,4 гр.), лохаг (сотник) – 2 дарика, младший стратиг – 4 дарика.

Меньше, чем за полгода службы обыкновенный гоплит получал сумму, эквивалентную 6000 драхмам или одному серебряному таланту. Этого хватило бы на покупку загородной усадьбы или двух домов в черте города.

Для сравнения, во время войны городскому греческому ополчению платили: гоплиту – 5 оболов, матросу – 3-4 обола, всаднику – 1 драхма, лохагу полагалась драхма и три обола. Стратиг мог рассчитывать на 3 драхмы.



Драхма весила от 3,4 до 4,3 г серебра Обол в среднем — 0,65 г.

Оснащение воина стоило немало. Панцирь – 30 драхм, лук и колчан – 15 драхм; копьё, меч с ножнами и поножи для гоплита – 30 драхм, щит — 20 драхм и шлем – 40 драхм.



Ксенофонт считал, что обучать индивидуальному владению щитом и копьём не стоит – эти движения так естественны, что постигаются интуитивно. А вот слаженным действиям в фаланге уделялось огромное значение. Молодых «призывников» тренировали подчиняться приказам лохагов как единому целому, слитно маневрировать и ни при каких обстоятельствах не терять строй – последнее было жизненно важно: именно единство строя фаланги делало её практически неуязвимой. Начиналось обучение с простого — маршировать колонной по одному, следуя за командиром. Затем упражнения усложнялись. Ксенофонт упоминает, как один из командиров на обед и с обеда водил воинов фалангой – чтобы привыкали. Попутно отрабатывались различные манёвры, в том числе, необходимые при организованном отступлении, бегство с поля боя исключалось – это была верная смерть: враг догонял бегущих и безжалостно разил в открытую спину.



Был выработан единый язык приказов, что позволяло каждому воину правильно понимать команду, независимо от того, кто вокруг него в фаланге – граждане одного полиса или сборная чужеземцев (для наёмников последнее было актуально, хотя и их старались при формировании строя ставить в один ряд с земляками). Чужеземцами (метеками) считали и греков из других полисов, единое древнегреческое государство не существовало.

При атаке (обороне) существовало два положения копья: у бедра и над щитом, естественно – наконечником к противнику.



Как ни парадоксально, но великой славой Ксенофонт покрыл себя не битвами, а тем, что вывел в Грецию 10 000 гоплитов через половину тогдашней Ойкумены, сквозь враждебные земли, когда надобность в наёмниках отпала. Этой операции посвящён труд «Анабасис», где Ксенофонт описывал все тяготы и препоны, встречавшиеся на пути, включая недовольство собственных воинов.

Рацион гоплитов базировался на ячмене, из расчёта почти 50 литров на двоих на 20 дней. Ели сыр, лук, солёное мясо. Было с собой и вино, но не для увеселений и как своего рода обеззараживающее – вином разбавляли воду. Еда переносилась в заплечном мешке.

Ксенофонт упоминает, что войску как-то не хватило средств на покупку ячменя, пришлось питаться мясом, что вызвало неудовольствие гоплитов, лишённых традиционных блюд. Ячмень, как правило, носили в перемолотом заранее виде, чтобы не заниматься этим на марше или в лагере.

Войско сопровождал обоз, везший, кроме шанцевого инструмента, медикаменты, точила для оружия, запасные древки для копий, ремни и многое другое. За снаряжение гоплитов отвечали их командиры. В обозе ехали кожевенники, кузнецы, плотники. Они не ходили в бой, но обеспечивали боеспособность контингента.

Задолго до Адама Смита

Древнегреческие мыслители не жаловали будничную хозяйственную деятельность. Аристотель, называя её «хрематистикой», презирал и считал уделом низших. В идеальном государстве Платона вообще не было места торговцам и ремесленникам.

А вот Ксенофонт, будучи прагматиком, уделял этой стороне жизни должное внимание. Он и стал первым в истории цивилизации экономистом, собственно, ему принадлежит честь введения этого термина в оборот.

Труд Ксенофонта назывался «Экономика» (др.-греч. Οἰκονομικός) или «Домострой», под экономикой Ксенофонт понимал именно искусство ведения домохозяйства. Текст создан в 399 г. до н. э. Трактат представляет диалог Сократа и состоятельного жителя Афин Критобула как и положено по тогдашним правилам изложения мыслителем своей позиции.

Рабство в Древней Аттике — обыкновение и господствующая форма создания прибавочной стоимости. Соотношение свободных и рабов в Греции составляло 1: 3. У самой бедной семьи был хотя бы один раб. Крупные рабовладельцы мыслились как единое целое, выполняющее в общине/полисе роль «добровольной стражи», полагал Ксенофонт.

Его внимание к домоводству не было праздным. Жить и управлять полисом могли не просто свободные, но зажиточные греки. Пролетариев не было – их изгоняли из полиса. Диодором описано, как в 322 до н.э. 12 000 афинян, чьё имущество стоило меньше 2 тысяч драхм, выслали из Аттики. В начале V века до н.э. небольшой дом в Афинах стоит 2000 – 3000 драхм, ездовая лошадь – 1200 драхм, усадьба за городом обошлась бы в 2000 — 6000 драхм. Примерно столько ко же составляло приданое за дочерью зажиточного афинянина.

Поэтому понятно внимание, которое Ксенофонт уделяет консультациям по содержанию домовладения.



Базой экономики рабовладельческого строя Ксенофонт называет земледелие, оно же — наиболее достойное занятие. А вот ремесло больше к лицу рабу. Торговые операции приемлемы для гражданина, но почёта в них мало. Интересно, трапезитами (банкирами) в Греции были, как правило, вольноотпущенники или чужеземцы, чья социальная значимость не высока по определению.

В домохозяйство, по Ксенофонту, входят не только дом и имущество вне его, но и отрицательные блага – любовниц и врагов. И рачительный хозяин должен и врага использовать себе во благо, полагает Ксенофонт.

В «Экономике» он создаёт концепцию правильной семьи и порядочной жены. Сыновья представляли особую ценность, именно мужчинам дано поддерживать духовную связь с предками. Цель — рождение детей для приобретения себе кормильцев на старость и для продолжения рода. Принося жертвы, потомство обеспечивают предкам благополучие и бессмертие в Аиде.

Поступление материальных благ и финансов обеспечивает муж, расходами распоряжается жена. Если она действует правильно, хозяйство процветает, плохо – состояние уменьшается. Ксенофонт уверен, что большинство жён разоряет хозяйство неправильными решениями.

Ксенофонт стал первым, кто поднял тему разделения труда для увеличения эффективности. Он же первым указал на взаимосвязь между развитием разделения труда и рынком: от объёма рынка зависело разделение профессий.



Для рабовладельца и землевладельца, полагал Ксенофонт, приличным является управлением имением и эксплуатация рабов, физического труда необходимо избегать. Главное в хозяйствовании – умение распоряжаться ресурсами, ценностями, имуществом. Этому нужно учиться, тогда получишь доход, а не убыток.

Ценность производимого Ксенофонт ставил в зависимость от полезности, а цена непосредственно объяснялась движением спроса и предложения.

Отметился Ксенофонт и на ниве макроэкономических исследований. Он написал «Лакедемонскую политию» об устройстве и экономике Спарты, «Доходы города Афин».
14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    24 февраля 2019 07:58
    10000 гоплитов серьезная сила в древнем мире . На пути отступления греков вроде не было ни одного государства или племени способного выставить адекватную силу против войска гоплитов, но все равно организация и проведение такого похода трудное дело.
    1. 0
      24 февраля 2019 08:14
      Да. И это за 60 лет до Александра, что как бы намекает на глиняного колосса, с которым он сражался. И на его место среди великих полководцев ( явно не первое ), не умаляя заслуг как правителя
      1. Комментарий был удален.
      2. 0
        25 февраля 2019 08:35
        ...Интересно в каком веке ходили греки пятками назад ?..
  2. +2
    24 февраля 2019 08:01
    Ксенофонт упоминает, как один из командиров на обед и с обеда водил воинов фалангой – чтобы привыкали

    как собака Павлова - как в бой идти, так жрать охота :))
  3. 0
    24 февраля 2019 11:49
    Они у нас познакомились с пивом...
    1. +1
      25 февраля 2019 23:08
      Цитата: Karenas

      Они у нас познакомились с пивом...

      Хм, вообще то пиво в Европе было известно ну как минимум с неолита. Без участия армян, уж извините. laughing На худой случай, древние эллины общались с Древним Египтом как минимум с 14-12 вв. до н.э., а там пивоварение было одним из лучших на Ближнем Востоке.
      1. 0
        26 февраля 2019 08:04
        Так он в своей книге не назвал пиво пивом, а описал, как мы его готовим...
  4. +3
    24 февраля 2019 13:44
    Жить и управлять полисом могли не просто свободные, но зажиточные греки. Пролетариев не было – их изгоняли из полиса. Диодором описано, как в 322 до н.э. 12 000 афинян, чьё имущество стоило меньше 2 тысяч драхм, выслали из Аттики.


    И это, кстати, "родина демократии" :)
    Нынешним приверженцам демократии стоит обратить внимание - никакого всеобщего избирательного права! Народ (демос) - это те у кого есть не меньше 2000 драхм! drinks

    А не так как нынче: голос нормального гражданина приравнен к голосу бомжа, зэка, сумасшедшего в дурдоме и прочим подобным.
    Кстати, подобное было и у славян - копное право. На копе (собрании) право голоса имели только главы семейств.
    1. +2
      24 февраля 2019 16:17
      Цитата: Hlavaty
      Жить и управлять полисом могли не просто свободные, но зажиточные греки. Пролетариев не было – их изгоняли из полиса. Диодором описано, как в 322 до н.э. 12 000 афинян, чьё имущество стоило меньше 2 тысяч драхм, выслали из Аттики.


      И это, кстати, "родина демократии" :)
      Нынешним приверженцам демократии стоит обратить внимание - никакого всеобщего избирательного права! Народ (демос) - это те у кого есть не меньше 2000 драхм! drinks

      А не так как нынче: голос нормального гражданина приравнен к голосу бомжа, зэка, сумасшедшего в дурдоме и прочим подобным.
      Кстати, подобное было и у славян - копное право. На копе (собрании) право голоса имели только главы семейств.

      Нынче голос как бомжа так и нормального гражданина приравнен к нулю.
  5. -1
    24 февраля 2019 14:42
    Он еще и первый военный журналист!!!!
  6. +1
    24 февраля 2019 15:46
    Меньше, чем за полгода службы обыкновенный гоплит получал сумму, эквивалентную 6000 драхмам или одному серебряному таланту. Этого хватило бы на покупку загородной усадьбы или двух домов в черте города.


    Еще о "стоимости жизни" в те времена

    Стоимость отдельных товаров:

    1 котила 0,27 литра оливкового масла — 0,5 обола
    Овца — от 12 до 16 драхм (V в. до н.э.)
    Папирус — 2 драхмы и 4 обола за 2 листа. При видимой дороговизне писчего материала использовали наряду с вощёнными дощечками, различный подручный материал. Писали на досках, на черепках различной керамики.
    1 медимн оливок 52,5 литра — 2 драхмы (Плутарх. О спокойствии души.)
    Простой стол — 4 драхмы
    1 медимн ячменя — 5 драхм (330 г. до н.э.)
    Лук медимн — 7 драхм (начало III в. до н.э., Кеос)
    Обувь — 8 драхм за пару (Аристофан. Богатство.)
    1 метрет 42, 5 литра вина — 8 драхм (Плутарх. О спокойствии души.)
    Коза — 12 драхм (IV в. до н.э.)
    Гиматий (плащ) — 10 драхм 3 обола (329 г. до н.э.)
    Ложе — 19,6 драхм (250 г. до н.э., Делос)
    Одежда из шерсти — 20 драхм (V в. до н.э.)
    Лошадь рабочая – 500 драхм.
    Лошадь (ездовая) — 1200 драхм (Аристофан. Облака)
    Инфляция была низкая. Разницу в ценах можно усмотреть на примере острова Делос.
    Бык/корова — от 51 (410 г. до н.э.) до 75 драхм (274 г. до н.э.) за 140 лет цена поднялась в полтора раза
    .

    Источник: https://rua.gr/greece/history/16784-stoimost-zhizni-drevnikh-grekov.html
    1. 0
      24 февраля 2019 16:06
      за два мешка лука барана можно было купить )). кстати, воспользовавшись статьей, можно посчитать сколько стоило вооружить 10тыс. гоплитов, кормить и оплачивать их услуги в Элладе и в Персии good Правда с алгеброй у меня плохо
      1. 0
        25 февраля 2019 23:11
        Цитата: тлауикол
        кстати, воспользовавшись статьей, можно посчитать сколько стоило вооружить 10тыс. гоплитов, кормить и оплачивать их услуги в Элладе и в Персии Правда с алгеброй у меня плохо

        Можно. Но суть в том, что для персидкого царя эти расходы были несущественны. Древним элинам платили за их "тела и души", проще за боевой дух и склонность к дисцпилине (так как известно, что в Державе Ахеменидов были неоднократные попытки создать тяжёлую пехоту типа гоплитов, однако вооружив местные народы по эллинскому образцу персидкие цари не получили стойких эллинских "фаланг" и "лохов" ("полков", если кто не знает wink ).
  7. +2
    24 февраля 2019 16:48
    Жить и управлять полисом могли не просто свободные, но зажиточные греки. Пролетариев не было – их изгоняли из полиса. Диодором описано, как в 322 до н.э. 12 000 афинян, чьё имущество стоило меньше 2 тысяч драхм, выслали из Аттики.

    Ну, этим ещё повезло. До реформ Солона в 594 году до н.э, их просто бы продали в долговое рабство.

    Кстати
    Ипотека.
    Некоторые термины, связанные с недвижимостью, имеют интересную историю. Так, всем известный термин «ипотека» появился еще в Древней Греции в начале 6 века до н.э. На границе земельного участка должника кредитор устанавливал каменный столб с надписью, указывающей на то, что данная земля является обеспечением долга. В случае невозврата долга кредитору, эта земля переходила в его собственность. Такой столб с надписью и носил название «ипотека» (hypotheke). Собственно в переводе с древнегреческого слово «ипотека» и означает «подпорка» или «столб».