Для ВМФ создана радионавигационная система нового поколения

24
Для российского флота создана радионавигационная система (РНС) нового поколения «Спрут-Н1», позволяющая определять географическое положение объекта, его скорость и высоту с точностью, значительно превышающей данные ГЛОНАСС, сообщают Известия.

Для ВМФ создана радионавигационная система нового поколения




За определение координат отвечают базовые наземные станции РНС, которые передают зашифрованный сигнал кораблям и самолетам. Главное преимущество системы РНС – ее сигнал невозможно заглушить.

Сообщается, что в этом году оборудование для «Спрута-Н1» поступит на один из флотов для опытной эксплуатации.

Система состоит из ряда наземных станций слежения и передачи информации на борт корабля или самолета, вычислительного центра и приемника. Работа комплекса синхронизируется с ГЛОНАСС и является ее наземным дублером. При этом он дает пользователям поправки, позволяющие повысить точность координат.

Отмечается, что интеграция систем космического и наземного базирования позволит создать в России единую защищенную систему координатного обеспечения.

Необходимость альтернативных каналов поддержки стала очевидной после того как выяснилось, что современные спутниковые системы уязвимы перед средствами РЭБ. Наземная же РНС продолжит автономную работу даже если противнику удастся заглушить спутниковый сигнал.

Как отметил эксперт, бывший командир подлодки Сергей Баталин, знать свое месторасположение очень важно, поскольку это позволяет своевременно уклониться от ударов противника или выйти на атакующий курс.

По его словам, есть множество способов определить свое местонахождение, однако самый точный – это навигационные комплексы, которые в автоматическом режиме прокладывают маршрут, и на данные которых замыкаются многие системы управления кораблем и высокоточным вооружением.
24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    19 февраля 2019 12:36
    Перспективно.Наземные станции легче защитить ПВО,чем спутники,а функции теже,что и у ГЛОНАСС.
  2. +1
    19 февраля 2019 12:43
    Тут отдельная группа товарищей сильно волновалась - а как там "Посейдон" к заднице супостата будет дорогу находить?
    Ну вот, как то так.
    1. +4
      19 февраля 2019 12:50
      Цитата: Mestny
      Тут отдельная группа товарищей сильно волновалась - а как там "Посейдон" к заднице супостата будет дорогу находить?

      Как, как? Да по пачке "Беломора"!
      1. +1
        19 февраля 2019 12:51
        Дык это понятно. Валенки мокрые на пульт поставил - и всё, пошла родимая...
    2. +1
      19 февраля 2019 13:59
      Тут отдельная группа товарищей сильно волновалась - а как там "Посейдон" к заднице супостата будет дорогу находить?

      По запаху...
  3. +2
    19 февраля 2019 12:58
    За определение координат отвечают базовые наземные станции РНС, которые передают зашифрованный сигнал кораблям и самолетам
    Не совсем понятно на какую дальность? Только в прибрежной зоне или в океане?
    1. +3
      19 февраля 2019 15:00
      а в океане, в случае чего, по старинке...по счислению и секстаном солнышко со звёздами качать штурманам...
    2. 0
      20 февраля 2019 21:54
      LORAN-C и «ЧАЙКА» где то до 1000 миль. У американской 26 цепочек станций , у нашей 4 (+региональные). Соответственно и зоны покрытия . Системы начали разрабатыватся в 50-х. Сейчас используются как дополнение к Глонасс и GPS, а так же многочастотной фазовая разностно-дальномерной системе навигации для судовождения «МАРС-75», многочастотная разностно-дальномерной локационно-навигационной системе «БРАС-З», разностно-дальномерной системе ближней навигации РСБН, дальномерной фазовая радиогеодезической системе «КРАБИК-З»
  4. +1
    19 февраля 2019 12:59
    Были сообщения что американцы разрабатывают какую то новую навигационную систему не связанную с джипиэс.
  5. +2
    19 февраля 2019 14:03
    Не совсем понятно вот это заявление:
    с точностью, значительно превышающей данные ГЛОНАСС

    Данные спутниковой навигации имеют точность порядка одного метра. Для корабля и 100, наверное, бы сошло. Вот для авиации да - надо 5 см на посадке и т.д., и есть большие погрешности спутниковой навигации в вертикальном канале. Но всё это не относится к флоту.
    1. +2
      19 февраля 2019 14:51
      Цитата: Антоха
      Для корабля и 100, наверное, бы сошло.

      Ага, на мель его посадить! wassat
      1. +1
        19 февраля 2019 15:12
        Я об этом не подумал! feel А какая точность была до спутниковой навигации? Неужели меньше ста метров? Или же в стеснённых акваториях ориентирование шло другим методом?
    2. +3
      19 февраля 2019 16:38
      Для корабля и 100, наверное, бы сошло.

      Смотря, где находится этот корабль. Когда-то, ещё до появления спутниковой навигации, среднеквадратическая ошибка определения места корабля по Солнцу составляла 1,5-2,0 морские мили и это считалось нормально. В океане. Но если корабль идёт по фарватеру, требуется совсем другая точность...и её обеспечивает дифференциальный режим работы GPS. Там точность будет до 1 метра и меньше, в зависимости от метода обработки сигнала со спутника опорной станцией.
  6. +4
    19 февраля 2019 14:21
    позволяющая определять географическое положение объекта, его скорость и высоту

    Эта система и на авиацию работать будет? Если высоту вычисляет, похоже, что так.
  7. +1
    19 февраля 2019 16:30
    Вот молодцы! Вот это правильно! yes good
  8. +2
    19 февраля 2019 17:06
    Цитата: Антоха
    Или же в стеснённых акваториях ориентирование шло другим методом?

    Да. Штурмана наносили на подходные карты сетки навигационных изолиний. То есть, линии равных навигационных параметров, - пеленгов или дистанций от хорошо различимых земных ориентиров, нанесённых на карту. Звучит достаточно "мутно", но на практике всё выглядит проще. Допустим, на карте обозначен маяк или приметный мыс, или иной ориентир. Штурман от него заранее рисовал на карте сетку пеленгов в направлении возможного местонахождения корабля. Потом искал другой ориентир и повторял те же действия. Если корабля оказывался в зоне такой "сетки", достаточно было быстро измерить пеленга до этих ориентиров, а затем прибавить или отнять 180 градусов и учесть поправку гирокомпаса: две линии положения дадут место корабля. Вместо пеленгов можно было рисовать дистанции и тогда "сетка" приобретала вид концентрических окружностей...Чтобы не перепутать линии между собой их, как правило, рисовали разноцветными карандашами или фломастерами. Практически двух пеленгов или двух дистанций не хватало для обеспечения приемлемой точности обсервации, поэтому, по-возможности, старались подобрать три ориентира, соответственно и линий положения становилось то же три, - они образовывали "треугольник погрешностей". Этот треугольник позволял контролировать качество обсервации и в идеальном варианте его вообще не должно было быть, но на свете нет ничего идеального...особенно в БЧ-1 laughing . По своему опыту могу сказать, что такие сетки изолиний очень сильно "перегружают" карту, делают её трудно "читабельной", но что было, то было...
    1. 0
      19 февраля 2019 20:07
      Фигасе!!! Это же где и когда такое было? Не, я не спорю, интересно просто.
      Если бы я на подходной карте ченидь фломастером нарисовал, меня бы наверно за уши к столу штурманскому прибили. А уж если на секретной, то и вообще подумать страшно.
      1. 0
        19 февраля 2019 20:34
        Цитата: Brylevsky
        очень сильно "перегружают" карту
        Не то слово. Я даже представить не могу как по такой карте плыть. Правда интересно где таким занимались. Чую какая-то местная инициатива была.
    2. +1
      20 февраля 2019 05:07
      Цитата: Brylevsky
      Штурмана наносили на подходные карты сетки навигационных изолиний.

      Ох как давно это было! Сейчас далеко не каждый штурман вообще может так определиться (крюйс способ), а уж вахтенный офицер и подавно.
  9. 0
    20 февраля 2019 10:22
    Цитата: ДимаШ
    Правда интересно где таким занимались.

    "Практика кораблевождения", военное издательство Министерства Обороны, Москва, 1978 г. параграф 8.5 "Сетки изолиний и их использование", стр. 103-108. Занимались этим на ТОФе ещё в 2002 году.
    Если бы я на подходной карте ченидь фломастером нарисовал, меня бы наверно за уши к столу штурманскому прибили.

    Кто был по-умнее, тот всеми правдами и неправдами "выбивал" для себя второй экземпляр карты, или карт, и там чертил этих "пауков"; менее предприимчивые брали лист кальки, накладывали его на карту и уже на ней чертили нужные изолинии. Правда, калька существенно снижала точность обсервации из-за риска смещения относительно карты...Но кто хотел, тот добивался.
    Чую какая-то местная инициатива была.

    Ну да. Командира БЧ-1 и/или флагманского штурмана соединения.
    Если ГЛОНАСС/GPS откажет, вы как будите осуществлять кораблевождение вблизи берега? Не по счислению же...У вас будет навигационный локатор, лаг, пелорусы с ПГК-2 и...всё. Можно, конечно, что-нибудь типа РНС "Марс-75" задействовать, но она где-то ещё работает? По-моему, уже давно нет...Вот и получается, что в виду отсутствия координат с приемоиндикатора СНС, пеленга и дистанции, это наше всё. Потому что для этого нужен только исправный гирокомпас с известной поправкой и оптическим пеленгатором, или РЛС с известными поправками по направлению и дальности. Такие "сетки" существенно ускоряют обработку наблюдений и уменьшают вероятность ошибки при их выполнении.
    1. 0
      20 февраля 2019 16:18
      Цитата: Brylevsky
      "Практика кораблевождения", военное издательство Министерства Обороны, Москва, 1978
      Поразительно то, что двое из соавторов мои преподаватели, но они нас такому никогда не учили. До сих пор осталось в голове - цветным на карту только корректура.
      Цитата: Brylevsky
      Если ГЛОНАСС/GPS откажет, вы как будите осуществлять кораблевождение вблизи берега?

      Когда я начинал штурманенком никто ни про какие GPS/GLONASS и слыхом не слыхивал. Парус с Цикадой не особо часто пролетали и ниче справлялись как-то и без сеток. По мне дак от них никакой пользы нет, только мешают. Отсчеты с линиями никогда не совпадают, значит интерполировать надо, а в чем тогда смысл. Проще сразу циркулем и карандашем рисовать, как всегда и делали.
      Цитата: Brylevsky
      Командира БЧ-1 и/или флагманского штурмана соединения.

      НК или лодка? У меня товарищ флагманским дивизии на ТОФе служил, правда до 2002 ушел, но все равно спрошу.
      1. 0
        20 февраля 2019 16:29
        Коллега, вы по «Цикаде» определялись, когда вдоль берега мореплавали? Это не камильфо, вы ж понимаете? Только локатор...
  10. 0
    20 февраля 2019 10:39
    Цитата: Маркони41
    Сейчас далеко не каждый штурман вообще может так определиться

    Тренировать надо штурманов. Они - народ ленивый laughing ...Я во время океанских переходов до сих пор использую секстан (когда погода и настроение позволяет), чтобы не забыть астронавигацию. Это не смотря на то, что давно уже электронной картографией пользуюсь...Просто, я принадлежу к old school. А молодёжь, да...что-есть, то есть. Зато они, как правило, более "продвинуты" технически, "шарят" в разных "прогах"...
    1. 0
      20 февраля 2019 16:21
      Цитата: Brylevsky
      Просто, я принадлежу к old school

      Блин, а к чему я тогда принадлежу?! laughing drinks