Самоходная артиллерийская установка T-155 Fırtına (Турция)

12
Согласно открытым источникам, сухопутные войска Турции имеют на вооружении почти 1100 самоходных артиллерийских установок разных типов. Одним из самых многочисленных образцов такой техники является САУ T-155 Fırtına. Эта самоходка была разработана на основе зарубежной боевой машины, которую привели в соответствие с пожеланиями турецкой армии и возможностями промышленности. К настоящему времени было построено около 300 серийных T-155, что делает их самыми массовыми современными образцами самоходной артиллерии в турецкой армии.

История проекта T-155 Fırtına («Шторм») началась на рубеже девяностых и двухтысячных годов. В самом конце прошлого века турецкое командование пришло к мнению о необходимости создания или закупки нового образца 155-мм самоходной гаубицы. Такая боевая машина в будущем должна была заменить безнадежно устаревшие образцы иностранной разработки, созданные еще в середине века. Вскоре стало ясно, что промышленность Турции не справится с задачей самостоятельной разработки требуемого образца.




САУ T-155 Fırtına на параде. Фото Military-today.com


Удачным выходом из такой ситуации посчитали приобретение лицензии на производство какой-либо зарубежной САУ. По результатам изучения имеющихся предложений, турецкие военные выбрали самоходку K9 Thunder от южнокорейской компании Samsung Techwin. При этом речь шла о строительстве доработанной боевой машины. Турция внесла в конструкцию исходного образца некоторые изменения, а также заменила часть бортового оборудования. Все эти доработки подразумевали применение компонентов собственного турецкого производства.

В 2001 году Турция и Южная Корея подписали соглашение о запуске производства доработанных самоходок в интересах турецкой армии. В том же году были построены и испытаны два первых прототипа. Переработанная САУ K9 получила турецкое обозначение T-155 Fırtına. В 2002 году эту самоходку приняли на вооружение турецкой армии и поставили в серию. В соответствии с двухсторонним договором, первые серийные машины построила корейская промышленность, все остальные – турецкая сторона. Лицензия на производство техники обошлась Турции в 1 млрд долларов США.


Южнокорейские самоходки K9 Thinder. Фото Rep. of Korea, Defense Photo Magazine


Вместе с артиллерийской самоходкой в серию поставили транспортер боеприпасов Poyraz ARV. Эта машина представляет собой доработанный вариант корейского изделия K10 ARV и так же отличается от него некоторыми особенностями конструкции.

***

САУ T-155 Fırtına, как и базовый образец K9 Thunder, строится по традиционной для такой техники схеме. В основе машины лежит бронированное гусеничное шасси, на котором смонтирована полноповоротная башня с вооружением. Корпус и башня свариваются из броневых листов, обеспечивающих защиту от стрелкового оружия. Заявлена всеракурсная защита от винтовок и автоматов; лобовая проекция выдерживает пули 14,5-мм систем. Также корпус способен выдержать подрыв легкого взрывного устройства под гусеницей или днищем.

Корпус имеет традиционную для современных САУ компоновку. Его передняя часть отдана под моторно-трансмиссионное отделение, слева от которого помещен отсек для водителя. Все прочие объемы корпуса занимает подбашенная часть боевого отделения. Корпус имеет лобовое бронирование из наклонных листов, развитые надгусеничные ниши и вертикальную корму с люком для доступа в боевое отделение. Сварная башня имеет большие габариты, необходимые для монтажа установки с 155-мм орудием и укладок боекомплекта.

Самоходная артиллерийская установка T-155 Fırtına (Турция)
Общий вид турецкой T-155. Фото Armyrecognition.com


Под лобовым бронелистом помещается дизельный двигатель MTU-881 Ka 500 немецкого производства мощностью 1000 л.с. С ним связана автоматическая трансмиссия Allison X-1100-5 с четырьмя передачами переднего хода и двумя заднего. Ходовая часть включает по шесть сдвоенных опорных катков на каждом борту. Используется независимая гидропневматическая подвеска. Ведущие колеса расположены в передней части корпуса; над опорными катками помещены три пары поддерживающих роликов.

Главным оружием «Шторма» является 155-мм нарезная гаубица южнокорейского производства. Это орудие оснащено стволом длиной 52 калибра с щелевым дульным тормозом и эжектором. Казенник оснащен полуавтоматическим затвором. Ствол устанавливается на развитых гидропневматических противооткатных устройствах. В отличие от базовой САУ K9, на турецкой T-155 цилиндры противооткатных устройств не прикрыты цилиндрической маской.

С орудием сопрягаются механизированная укладка для 48 выстрелов раздельного заряжания и механический досылатель. Наличие этих устройств положительно сказывается на боевых качествах машины. Максимальная скорострельность достигает 6 выстрелов в минуту и может поддерживаться в течение 3 мин. В режиме «шквал огня» обеспечивается выполнение трех выстрелов за 15 сек. При длительной стрельбе допускается скорострельность не более 2 выстрелов в минуту. Пополнение боекомплекта может выполняться вручную или с использованием транспортера Poyraz.


Вид сзади. Фото Armyrecognition.com


Гаубица может использовать всю номенклатуру 155-мм выстрелов стандарта НАТО. Дальность стрельбы обычным осколочно-фугасным снарядом достигает 30 км. При использовании современных активно-реактивных снарядов этот параметр увеличивается до 40 км.

T-155 Fırtına оснащается системой управления огнем, построенной на основе изделий турецкой компании Aselsan. Используются телескопический и панорамный прицелы, а также средства спутниковой навигации, баллистический вычислитель и т.д. Имеются средства связи, совместимые с другой аппаратурой НАТО. С их помощью экипаж может принимать стороннее целеуказание или передавать необходимые данные другим машинам либо командованию.

Вооружение для самообороны состоит из одного крупнокалиберного пулемета M2HB на одном из люков крыши. В первой версии проекта пулемет управлялся вручную, для чего одному из членов экипажа приходилось высовываться из люка.


Самоходка T-155 преодолевает препятствие. Фото Defence.pk


Экипаж самоходки включает пять человек. Механик-водитель располагается в передней части корпуса и имеет собственный люк. Оставшиеся рабочие места находятся в боевом отделении. Доступ в него обеспечивается люками в крыше и бортах башни, а также в корме корпуса. Обитаемые отсеки имеют коллективную систему защиты от оружия массового поражения.

Длина САУ T-155 с пушкой вперед достигает 12 м, ширина – 3,5 м, высота – 3,43 м. Боевая масса – 56 т. Удельная мощность чуть менее 18 л.с. на тонну обеспечивает максимальную скорость на шоссе 66 км/ч. Запас хода – 480 км. Самоходка способна преодолевать препятствия и двигаться в одних колоннах с другой бронетехникой.

Транспортер боеприпасов Poyraz ARV построен на том же шасси, но вместо башни на нем используется неподвижная рубка. В лобовом листе рубки находится характерный конвейерный агрегат для передачи боеприпасов, похожий на орудие. Транспортер перевозит 96 выстрелов (2 полных боекомплекта T-155). Передача полного боекомплекта осуществляется автоматически и занимает 20 мин. От базового корейского транспортера K10 турецкая машина отличается наличием вспомогательной силовой установки. С ее помощью возможна перегрузка боеприпасов при выключенном основном двигателе.


Транспортер боеприпасов Poyraz ARV. Хорошо виден конвейер для подачи снарядовю Фото Realitymod.com


***

Первые серийные САУ T-155 Fırtına были построены в 2002 году. В соответствии с двухсторонним соглашением, первые 8 машин изготовила компания Samsung Techwin. В дальнейшем самоходки строились только в Турции. Заказ на выпуск техники получил консорциум Turkish Defense Companies, включающий несколько компаний с разными задачами. Одни производят вооружение, другие отвечают за электронику и т.д. Такой подход к производству сохраняется до сих пор.

В прошлом десятилетии Минобороны Турции разместило несколько заказов на производство 350 серийных самоходок. К настоящему времени построено и передано заказчику около 300 единиц. В среднем каждый год заказчик получал по 20-25 машин. До 2017 года новая техника строилась по исходному проекту, после чего освоили сборку обновленных самоходок под названием Fırtına 2.


САУ Fırtına и транспортер Poyraz в положении для перегрузки боекомплекта. Фото Esacademic.com


Проект модернизации Fırtına 2 был разработан с учетом эксплуатации и боевого применения самоходок в ходе последних конфликтов. Он предусматривает некоторое обновление электронных систем и внедрение пары новых изделий. За счет доработки СУО и автоматики заряжания обеспечивается некоторый рост скорострельности, дальности и точности огня. Также повышается безопасность и комфорт экипажа.

На башне улучшенной самоходки появляется дистанционно управляемый боевой модуль с пулеметом M2HB. Боевые действия показали, что пулеметчик при стрельбе подвергается значительным рискам и потому не должен покидать защищенный объем. Также было установлено, что климат в обитаемых отсеках затрудняет работу экипажа. Для поддержания комфортных условий машину укомплектовали кондиционером. Его внешний блок с теплообменниками и вентиляторами находится на лобовом листе башни, слева от орудия.

По известным данным, новые САУ T-155 строятся по улучшенному проекту. Уже построенные машины в дальнейшем должны будут пройти аналогичную модернизацию. Сроки переработки всего парка до состояния Fırtına 2 неизвестны.


Модернизированная САУ T-155 Fırtına 2. Фото Defence.pk


Пока САУ T-155 служат только в составе сухопутных войск Турции. В 2011 году появился контракт на поставку 36 машин армии Азербайджана. Однако выполнение этого заказа оказалось невозможным. Германия отказалась поставлять двигатели в связи с продолжающимся конфликтом в Нагорном Карабахе. Позже появлялась информация о возможном старте производства и поставок в 2014 году, однако этого не произошло. Не так давно в азербайджанской прессе в очередной раз появились предположения о скором начале поставок. Удастся ли на этот раз решить вопрос двигателей – неизвестно.

Другие страны проявили ограниченный интерес к турецкой самоходке. К примеру, Польша рассматривала вопрос использования шасси T-155 или K9 в своем проекте САУ AHS Krab. Что касается оригинальной южнокорейской машины K9 Thunder, то она пользуется определенной популярностью на оружейном рынке и поставляется разным странам. Вероятно, ее турецкая версия уже не сможет повторить этот успех.

Турецкая армия впервые применила САУ T-155 в конце 2007 года в ходе очередной операции против курдских вооруженных формирований. Самоходные гаубицы вели огонь по объектам противника в северных районах Ирака. Артиллеристы нанесли противнику серьезный урон. Потери или существенные повреждения собственной техники отсутствовали.


Гаубица ведет огонь. Фото Military-today.com


Начиная с 2012 года, турецкая артиллерия, в том числе САУ T-155, регулярно применяется на границе с Сирией и в северных районах последней. В апреле 2016 года неграмотная организация боевой работы и размещение на позициях привели к печальным результатам. Ошибки турецкой армии позволили одной из местных вооруженных группировок обстрелять самоходки «Шторм» из противотанковых ракетных комплексов. Три машины были уничтожены. В дальнейшем неоднократно сообщалось о новых попытках обстрела и уничтожения самоходок, но потери техники отсутствовали. Транспортеры боеприпасов для T-155, насколько известно, потерь не несли.

***

В основе турецкого проекта T-155 Fırtına лежала достаточно удачная самоходная артиллерийская установка K9 Thunder южнокорейской разработки. При этом ряд ключевых компонентов боевой машины перешли в новый проект без каких-либо заметных изменений, что позволило сохранить желаемые характеристики и возможности. Кроме того, в турецком проекте предусматривались некоторые оригинальные решения и нововведения. Все это позволило сохранить часть характеристик на уровне базового образца, но адаптировать конструкцию под возможности турецкой промышленности и требования армии.

К настоящему времени Турция для своих нужд построила около 300 САУ «Шторм», и еще порядка полусотни таких машин появится в ближайшие годы. После этого, по всей видимости, серийное производство будет остановлено. Вероятно, турецкая армия не нуждается в дальнейшем выпуске T-155, а зарубежные страны не проявляют интерес к этому образцу. Имеется лишь один экспортный контракт, выполнение которого невозможно из-за особой позиции субподрядчика. Появление новых заказов маловероятно. Едва ли не главной причиной этого является прямая связь САУ K9 и T-155. Потенциальные заказчики предпочитают турецкой копии южнокорейский оригинал.

Несмотря на известные проблемы на международном рынке и фактическое отсутствие экспортных поставок, самоходная гаубица T-155 Fırtına может считаться достаточно удачным образцом своего класса. Ее можно рассматривать как достойный современный образец с высокими характеристиками и широкими возможностями, соответствующий актуальным требованиям. Тем не менее, как показывает опыт последних вооруженных конфликтов, эффективность и живучесть техники зависит не только от характеристик, но и от грамотного ее применения.

По материалам сайтов:
https://aselsan.com.tr/
http://hurriyetdailynews.com/
http://armiya.az/
http://globalsecurity.org/
https://armyrecognition.com/
http://military-today.com/
https://bmpd.livejournal.com/
12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    28 февраля 2019 06:20
    Турецкая армия впервые применила САУ T-155 в конце 2007 года в ходе очередной операции против курдских вооруженных формирований. Самоходные гаубицы вели огонь по объектам противника в северных районах Ирака. Артиллеристы нанесли противнику серьезный урон. Потери или существенные повреждения собственной техники отсутствовали.

    Это они просто не на тех нарвались yes
    1. +1
      28 февраля 2019 10:46
      Не факт, у турецкой САУ хорошие контрбатарейные "гены". Три выстрела первой очереди предназначены прежде всего для огневых налётов на артилерию противника, применение их в режиме MRSI/псевдозалп (не "шквал огня" , это "изобретение" переводчиков канала Дискавери") вторично.
      Плюс весьма совершенная система самопривязки и самоориентирования.
      1. 0
        28 февраля 2019 10:51
        Цитата: Лопатов
        Не факт, у турецкой САУ хорошие контрбатарейные "гены".

        Ой-ой... Против лома,нет приёма.
        Накрывали и в купе с импартнячими станциями артиллерийской разведки,которые укропы как раз намеревались использовать для вычисления и подавления ОС ДНР.

        Не срослось. В частности под Дебальцево.
        1. +1
          28 февраля 2019 10:56
          Я читал отчёты трофейные, украинцы не проводили контрбатарейную, они её имитировали Там, где по ПСиУО надо применять " один или несколько дивизионов" они миномётный взвод подпрягали

          Не факт, что довольно давно воюющие турки настолько глупы...
  2. -1
    28 февраля 2019 09:40
    турецкий копипаст южнокорейской пухи, которая в свою очередь лютейший копипаст с немецкой пухи, теперь осталось только великим украм скопипастить с турков и будет полный комплект

    п.с. радиаторы кондея на лобовом листе - это мощно, думаю сразу надо в турецкий камуфляж знак "мишень" вводить
    1. +1
      28 февраля 2019 10:34
      Цитата: viktorish007
      п.с. радиаторы кондея на лобовом листе - это мощно, думаю сразу надо в турецкий камуфляж знак "мишень" вводить

      8))))
      Вы когда-нибудь видели, как 2С19 ВСУ запускает? Там турбина, радиаторы кондея по сравнению с ней просто образец маскировки
      1. 0
        28 февраля 2019 10:39
        с каких пор вспомогалка у 19той во лбу ? никто никогда на лоб не вешает ничего тепловыделяющего
        1. +1
          28 февраля 2019 10:49
          Цитата: viktorish007
          с каких пор вспомогалка у 19той во лбу ? никто никогда на лоб не вешает ничего тепловыделяющего

          Это не танк, это САУ. Поражать на огневой боеприпасами с ИК наведением будут сверху. А не в лоб 8))))
          1. 0
            28 февраля 2019 16:20
            дело не в поражении дело в здравом смысле, теплообменник во лбу будет светится на тепловизорах за стопятсот километров еще до стрельбы, любые теплообменники всегда вешают на корму, максимум на крышу или борта поближе к филеям
            1. +1
              28 февраля 2019 17:45
              Цитата: viktorish007
              максимум на крышу

              Чтобы СПБЭ было удобнее наводиться?
              Цитата: viktorish007
              теплообменник во лбу будет светится на тепловизорах

              Уважаемый, а Вы заметили, где у машины двигатель? Боюсь, теплообменники на его фоне в ИК диапазоне окажутся не видны.
  3. 0
    28 февраля 2019 22:43
    Хорошая штука. Сделала свое дело и быстро укатила.
  4. 0
    13 апреля 2019 19:58
    Урон максимальный,40 км.+ беспилотник над местностью
    Самое то в горах!