«Объект 187». Каким мог быть Т-90

29
С 1986 года Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения занималось опытно-конструкторскими работами «Совершенствование Т-72Б» и «Совершенствование-88». Как следует из их названий, целью проектов было повышение характеристик существующей бронетехники или создание новых машин на ее базе. В рамках двух ОКР были предложены несколько вариантов модернизации танка Т-72Б. Один из них, предусматривавший кардинальную перестройку конструкции, остался в истории под названием «Объект 187».

Формально будущий «Объект 187» являлся вариантом глубокой модернизации существующего танка Т-72Б. Фактически все было сложнее. Учитывая рекомендации профильных научных организаций и последние успехи промышленности, УКБТМ под руководством В.И. Поткина самым серьезным образом переработало исходную конструкцию. Предлагались новые варианты защиты корпуса и башни, разные варианты силового агрегата, перспективное вооружение и т.д.



«Объект 187». Каким мог быть Т-90
Реконструкция "Объекта 187". Рисунок Globalsecurity.org


Важной особенностью проекта «187» являлось его постоянное развитие. Конструкция все время дорабатывалась, и новые предложения проверялись на практике. В период с 1988 по 1992 годы было построено шесть опытных танков разной конструкции с отличающейся комплектацией. Далее планировались еще две машины, но их построить не удалось. По результатам испытаний целого ряда прототипов были определены оптимальные варианты облика техники, и затем готовый танк планировалось предложить заказчику.

Следует отметить, что новый проект должен был привести к появлению целого ряда бронемашин разного назначения. Шасси «Объекта 187» в дальнейшем планировалось использовать при создании различной новой техники. К примеру, вопрос создания боевой машины поддержки танков изначально прорабатывался в контексте шасси «187».

Общие черты

Шесть построенных прототипов танка «Объект 187» заметно отличались друг от друга, но в их конструкции присутствовали общие черты. Предлагалось использование традиционной компоновки с центральным боевым отделением и кормовым моторным отсеком. При этом кормовое отделение пришлось удлинить в сравнении с Т-72Б из-за монтажа новых силовых агрегатов. Несмотря на удлинение корпуса, дополнительная пара опорных катков не понадобилась.


Общий вид ранних прототипов. Рисунок Wikimedia Commons


Общая концепция бронирования осталась прежней: лобовые преграды остались комбинированными, на других ракурсах использовалась гомогенная броня. Лоб корпуса переработали в сравнении с Т-72. Изменилась его геометрия с целью повышения вероятности рикошетов и увеличения приведенной толщины. На лобовой преграде ликвидировали ослабленные зоны. Для этого, в частности, пришлось перенести смотровые приборы водителя за его люк. Лобовой агрегат выполнили сменным, что должно было упростить ремонт техники после поражения, а также облегчить проведение дальнейших испытаний. С применением похожих идей построили башню, однако в ее случае замена брони не предусматривалась. Башня новой конструкции отличалась от существующих увеличенным внутренним объемом и повышенной стойкостью передней части бортов.

В составе комбинированной защиты использовались броневые стали повышенной прочности, а также прочие материалы, вплоть до броневого титана. Лобовая проекция танка прикрывалась динамической защитой. Предлагалась установка комплекса оптико-электронного противодействия «Штора». Обитаемые отсеки оснащались системой противоатомной защиты. Проводились эксперименты с применением взрывозащищенных топливных баков.


Орудие 2А66 одного из сохранившихся танков. Фото Militaryrussia.ru


Была предложена и реализована идея унифицированной моноблочной силовой установки. Она предусматривала объединение части агрегатов моторного отсека в быстросменный блок, совместимый с двигателями разных типов. Такой блок можно было оснастить как дизельным, так и газотурбинным двигателем. Кардинальная перестройка кормового отсека при этом не требовалась.

Основным оружием «Объекта 187» было перспективное 125-мм орудие-пусковая установка 2А66 с повышенными энергетическими показателями. От существующего 2А46 новое изделие 2А66 отличалось увеличенным казенником с каморой под усиленный заряд. Повышение параметров метательного заряда привело к необходимости использования дульного тормоза. При этом общие габариты пушки остались на прежнем уровне. Для орудия 2А66 разработали новый бронебойный подкалиберный оперенный снаряд 3БМ39. Проектировалась новая управляемая ракета 9М125.


Дизельный двигатель А-85-2, использовавшийся на поздних опытных танках. Фото Militaryrussia.ru


На разных этапах прорабатывалась возможность применения других орудий. Испытывался вариант танка «187» с серийной пушкой 2А46. Также проектировался вариант боевого отделения под 152-мм орудие ЛП-83. В последнем случае понадобилось удлинить корпус и усилить шасси дополнительной парой опорных катков. Столь серьезные изменения привели к выделению работ в отдельный проект «187А».

Орудие сопрягалось с системой управления огнем 1А45 «Иртыш», построенной с применением самых современных компонентов. Такая СУО позволяла вести боевые действия днем и ночью в разных метеоусловиях, уверенно находя и поражая цели в радиусе нескольких километров. К сожалению, на тот момент не удалось интегрировать СУО со средствами связи и упростить обмен данными между танками.

Важным нововведением проекта «187» являлась общая информационно-управляющая система, контролирующая все агрегаты боевой машины. В бортовом комплексе электроники применялись и менее значительные, но важные новшества. Так, кабели оснастили малогабаритными разъемами, позволившими сохранить надежность соединений, но сократить объемы, занятые трассами.


Танк "Объект 187" №5 на трассе. В начале девяностых машина попала в объектив камеры местного телеканала. Фото Btvt.info


Пулеметное вооружение соответствовало предыдущим проектам. С пушкой спаривался пулемет ПКТ. На крыше башни помещалась открытая установка с крупнокалиберным НСВ. На бортах корпуса, позади блоков динамической защиты, расположили средства постановки дымовых завес.

Во всех вариантах «Объект 187» должен был иметь примерно одинаковые весовые и габаритные характеристики. За счет нового моторно-трансмиссионного отделения длина корпуса увеличилась до 7,2 м; прочие габариты остались на уровне серийного Т-72Б. Боевая масса машин менялась в пределах от 46 до 50 т. Ходовые характеристики прямо зависели от использованного силового агрегата, но во всех случаях соответствовали параметрам серийной техники или превышали их.

Шесть прототипов

В первых месяцах 1988 года началось строительство двух опытных танков «187» исходной версии. В августе того же года начались испытания первой машины. Этот танк получил дизельный двигатель В-84МС мощностью 840 л.с. и трансмиссию на основе агрегатов Т-72Б. Ходовые испытания первого танка продолжались около года. Машина прошла по трассам свыше 3 тыс. км, после чего ее пришлось списать. Вскоре ее отправили на завод для перестройки по обновленному проекту.


Современное состояние прототипа №4. Фото Odetievbrony.ru


Уже в 1989 году на испытания вывели опытный танк №2. Он преодолел маршруты общей длиной 1800 км, после чего отправился на испытания обстрелом. Эти проверки показали значительный рост уровня защиты в сравнении с существующей техникой. После таких испытаний танк пришлось списать и утилизировать.

Списанный прототип №1 отремонтировали и использовали в качестве платформы для отработки новых решений, а также для проведения испытаний, связанных с разрушением узлов. В связи с этим машина №3 никогда не имела полный комплект приборов. Третий танк получил обновленную сварную башню и все компоненты ИУС шасси. На последний этап испытаний он вышел с газотурбинным двигателем ГТД-1500Г мощностью 1500 л.с. Есть версия, согласно которой такой двигатель предназначался исключительно для демонстрации преимуществ современных дизелей перед системами других классов.


Танк №3 с газотурбинной силовой установкой. Фото Odetievbrony.ru


Перед строительством танка №4 проект вновь серьезно переработали. Модернизировали башню и улучшили ИУС шасси. Силовой блок построили с применением Х-образного дизельного двигателя А-85-2 мощностью 1200 л.с. Предусматривалось применение вспомогательной газотурбинной силовой установки. Испытания четвертого прототипа стартовали летом 1990 года. До конца следующего 1991 года опытный «Объект 187» прошел более 12 тыс. км и сделал 180 выстрелов. Проверки четвертого танка привели к новому изменению проекта.

В апреле 1992 года начались проверки танка №5. Корпус и башня этой машины сочетали в себе некоторые наработки по предыдущим вариантам проекта. Силовой агрегат построили на базе двигателя А-85-2, но дополнили гидрообъемным механизмом поворота. Использовалась улучшенная СУО 1А45М. На испытаниях пятый прототип прошел 6400 км и выполнял проверки вооружения.

В начале лета того же года стартовали испытания танка №6. Он был похож на пятую машину, но имел иные приборы из состава СУО. Также серьезным доработкам подверглась трансмиссия; ее перестроили с более широким применением гидромеханических устройств. Шестой танк «187» также стал платформой для испытаний нового 1500-сильного двигателя 2В-12-3. Для этого силовое отделение пришлось дополнить новыми радиаторами. За время испытаний пробег машины №6 превысил 10 тыс. км.


Опытный образец №6. Лобовая преграда частично разобрана, что позволяет рассмотреть ее конструкцию. Фото haematique / disk.yandex.ru


В дальнейшем планировалось построить и испытать еще два опытных танка. Они должны были комплектоваться боевым отделением с пушкой ЛП-83 и отличаться конструкцией шасси. Однако проект «Объект 187А» так и не дошел до строительства. Два новых танка остались на бумаге.

Дешевая альтернатива

Параллельно с проектом «187» разрабатывался еще один основной танк «Объект 188», тоже являвшийся вариантом глубокой модернизации машины Т-72Б. Альтернативный проект предусматривал меньшее число радикальных нововведений, что должно было упростить запуск серийного производства и снизить стоимость готовой техники. Кроме того, меньшая техническая смелость проекта ускорила выполнение работ.


Та же машина с другого ракурса. Фото haematique / disk.yandex.ru


Уже в 1989 году опытный «Объект 188» вышел на государственные испытания. Проверка и доводка этой машины не были простым делом, но в 1991 году она получила рекомендацию к принятию на вооружение. Осенью 1992 года предприятие «Уралвагонзавод» завершило сборку танков «188» установочной серии, а вскоре появился приказ о принятии новой машины на вооружение под обозначением Т-90.

Армия предпочла бронемашину с менее высокими характеристиками и большей степенью унификации с существующими образцами, к тому же отличавшуюся меньшей ценой. Дальнейшие работы по темам «187» и «187А» не имели смысла, а кроме того, продолжению проектирования мешала тяжелая экономическая ситуация в стране. Разработка «Объектов 187» остановилась в 1993 году, после завершения испытаний шестого прототипа.


Отделение управления. Фото haematique / disk.yandex.ru


По некоторым данным, работы по перспективным проектам не остановились. УКБТМ улучшило проект «187А» и на основе его наработок вскоре создало новый танк «Объект 195». Также прорабатывался вопрос использования новых шасси в качестве основы для различной бронетехники с тем или иным оснащением. В итоге наибольших успехов добился «Объект 195», которому удалось пройти полигонные испытания. Прочие разработки на базе «Объекта 187» не вышли из стадии проектирования.

Печальный конец

Работы по танку «Объект 187» остановились в 1993 году. К этому времени успели построить (или перестроить) шесть опытных образцов. Машина №1 сразу после испытаний была перестроена в прототип №3, а второй образец пришлось утилизировать после проверки обстрелом. В итоге на момент закрытия проекта имелось четыре опытных танка. Все они сохранились и сейчас находятся в запасниках музея бронетехники в г. Кубинка.

Длительное нахождение на открытой площадке негативно сказалось на состоянии техники. Природные факторы и деятельность вандалов привели танки в неприглядный вид. Часть узлов и агрегатов отсутствует, а другие имеют крайне плохое состояние. Что будет с четырьмя уникальными образцами в дальнейшем – неизвестно. Возможно, их восстановят и переведут в открытую экспозицию, но о существовании таких планов не сообщается.


Боевое отделение. Фото haematique / disk.yandex.ru


Танки «Объект 187» позволили последовательно проверить и отработать большое количество новых узлов и агрегатов, способных положительно повлиять на технические и боевые характеристики. Последние прототипы могли бы стать эталоном для серийного производства, но заказчик предпочел другой танк.

Следует признать, что отказ от танка «Объект 187» в пользу альтернативного «Объекта 188» выглядит вполне логичным шагом, обусловленным спецификой ситуации прошлых десятилетий. Если в конце восьмидесятых годов наша страна могла позволить себе одновременную разработку нескольких основных танков с прицелом на принятие на вооружение, в том числе и с применением самых смелых решений, то в начале девяностых ситуация изменилась. Ключевым фактором при выборе новых образцов стали не характеристики и возможности, а производственные возможности и стоимость. В этом отношении «Объект 188» оказался удачнее машины «187».

По материалам сайтов:
http://otvaga2004.ru/
http://btvt.info/
http://armor.kiev.ua/
http://gurkhan.blogspot.com/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-310.html
29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    4 марта 2019 07:51
    Китайцы создавали свой VT-4 явно по мотивам "объекта 187"
    1. +6
      4 марта 2019 13:26
      Цитата: Аристарх Людвигович
      Китайцы создавали свой VT-4 явно по мотивам "объекта 187"

      Да не только его. Китайцы использовали как законные, так и не очень методы добычи информации и получили многое....
      Следует признать, что отказ от танка «Объект 187» в пользу альтернативного «Объекта 188» выглядит вполне логичным шагом, обусловленным спецификой ситуации прошлых десятилетий.
      Не соглашусь. Достаточно просто посмотреть сколько же у нас было выпущено Т-90...и предложи мы, той же Индии не об.188, а об.187 то думаю, они бы согласились его прикупить и это дало бы нам возможность поставить данный танк в свои ВС
      1. +6
        4 марта 2019 14:04
        На фото
        ..... Опытный образец №6.....
        не 6-ой.
        Корпус образца №6 выглядел вот так:




        С оптическими приборами механика-водителя за люком мех.водителя
        1. +3
          4 марта 2019 14:10
          С навешанными на лоб коробками ДЗ выглядел бы так:
          1. 0
            7 марта 2019 23:36
            Такая форма передней части корпуса впервые появилась на объекте 785 (Челябинск), далее, у 187-го, потом на 195-ом и у т-14 такой-же. Из-за установленных коробок ДЗ форма основного бронирования не видна.
            Кстати сказать, у харьковского объекта 477 нос был таким же (разве что угол наклона лобового листа другой):
        2. +2
          4 марта 2019 14:12
          Цитата: Bad_gr
          С оптическими приборами механика-водителя за люком мех.водителя

          Вот так и не понял, а почему не НА ЛЮКЕ. Китайцы же сейчас именно так и установили, на люке мехвода.
          И корпус, особенно лобовая часть - выше всяких похвал. Но, на сколько знаю, там основная проблема возникла с движком. Двигатель семейства В-2, уже работает, через "не могу",ну сколько же можно над ним издеваться, все модернизируя и модернизируя, ГТД ставить категорически не захотели, больше по тем же причинам, что и харьковчане, а вот новый двигатель семейства 2В2, принес много неприятных сюрпризов, в 16-цилиндровой версии это и большая теплонагруженность и высокий расход топлива, но если последний недостаток чуть удалось решить сократив количество цилиндров до 12, то с тепловым режимом так и не удалось до конца совладать, не помогла даже установка еще одного радиатора...
          1. +5
            4 марта 2019 14:15
            Цитата: svp67
            Вот так и не понял, а почему не НА ЛЮКЕ. Китайцы же сейчас именно так и установили, на люке мехвода.

            Был и такой вариант:

            Но решили, что за люком лучше. Механик-водитель сидит полулёжа.
        3. Kaw
          -2
          4 марта 2019 22:45
          По компановке передняя часть корпуса очень напоминает Абрамс
        4. 0
          8 марта 2019 20:18
          Обратите внимание на профиль траков и поверхность опорных катков.

    2. 0
      4 апреля 2019 10:44
      Цитата: Аристарх Людвигович
      VT-4 явно по мотивам "объекта 187"

      по-моему, VT4 очень не похож на 187. В нем явно виден подход от леопарда.
      и броня + компоновка башни, и двигатель и многое другое.
  2. +10
    4 марта 2019 07:58
    Следует признать, что отказ от танка «Объект 187» в пользу альтернативного «Объекта 188» выглядит вполне логичным шагом, обусловленным спецификой ситуации прошлых десятилетий.

    По опыту службы могу высказать предположение о причинах печальных попыток и провалов в конструировании танков. Возьмём флот и авиацию. Здесь велико количество профессионалов, которые могут оценить качества и характеристики эксплуатируемой техники. Командирами расчётов в ракетных войсках и ПВО тоже являются профессионалы (зачастую, профессиональные военные). Кто является механиком-водителем танка? Солдат- срочник... what Не думаю, что современный танк так проигрывает по сложности, что его можно отдавать-передавать в случайные руки. Если конструкторы и делают какой-то образец, то как правило без учёта опыта и недостатков, которые, как известно, приходят со временем и могут быть наработаны собственными шишками и мозолями. Даже очень грамотные зампотехи частей и подразделений в лучшем случае имеют серьёзные знания ходовой части машины. А есть в войсках специалисты, знающие танк досконально? Мне приходилось видеть вождение боевых машин заводскими специалистами. Это поистине высший пилотаж...
    И ещё, разнообразные "метания" от одной модели к другой больше вредят. Примеров этому много. И зачастую старая техника в умелых руках приносит намного лучшие результаты в сравнении с новой, хвалёной.
    Но в целом складывается впечатление, что некоторые образцы военной техники разрабатывались нашими конструкторами в тайне друг от друга. Что это было? Желание во что бы то ни стало сохранить бюро или создать настоящий "шедевр" военно-технической мысли, - не знаю. А здесь, как в футболе: одно поле, двое ворот и один мяч. Сколько раз он побывает в воротах противника целиком зависит от мастерства и подготовки команды...
    ИМХО...
    1. +9
      4 марта 2019 11:34
      Так солдата учить надо. А по факту где учёба ? Строевые ,наряды ,уборка территории и прочий шлак. Не думаю что сейчас лучше стало.
      1. 0
        4 марта 2019 11:43
        Цитата: tech3030
        Не думаю что сейчас лучше стало

        Таки стало. Всей бытовухой занимается гражданский персонал. А военнослужащие занимаются военным делом.
        1. +6
          4 марта 2019 11:45
          Хотелось бы верить ,но что то не могу.
          1. 0
            4 марта 2019 11:48
            Цитата: tech3030

            Хотелось бы верить ,но что то не могу.

            Во что вы не можете поверить? В то что МО, для этого, с частными предприятиями контракты заключает?
            1. +4
              4 марта 2019 11:53
              В то что заключают верю. Недавно здесь была статья как курсантов позаражали заражёным мясом. Заключать одно исполнять другое.
              1. -1
                4 марта 2019 12:06
                Цитата: tech3030
                Заключать одно исполнять другое.

                ???
                Компания заключает договор и работает. Всё.
                Цитата: tech3030
                Недавно здесь была статья как курсантов позаражали заражёным мясом.

                Не слышал чтобы определили источник заражения. Такой статьи не было.
                1. 0
                  13 октября 2022 18:48
                  Зато точно знаю следующий факт: пельмени и рыбу покупают говно.
  3. +5
    4 марта 2019 08:31
    Очень интересная статья. Как танкист в прошлом, заявляю.
  4. +7
    4 марта 2019 09:30
    По сути я понял из статьи мы могли получить сегодняшний Т-90М в начале 90х.
    1. 0
      4 марта 2019 11:38
      Цитата: МорякЧФ
      По сути я понял из статьи мы могли получить сегодняшний Т-90М в начале 90х.

      По жизни я был на представлении секретного танка Т-80 слушателям академии на Бобочинском полигоне в 1979 году...Вероятно, что конструкторы на нём не остановились...
    2. Kaw
      0
      4 марта 2019 22:50
      Башню от этого танка позже ставили на Т-90А, а корпус так и не начали производить. Т-90М - это Т-72Б, с башней от описанного здесь танка и динамической защитой Реликт.
  5. +7
    4 марта 2019 09:43
    Т- 90 который мы потеряли... Статья хорошая, автору спасибо (давно ждал что-то про 187ой). Что на вскидку сам помню: ВЛД с меньшим углом наклона (относительно Т-72Б) но с увеличенным габаритом, башня другая была, сварная, как на Т-90 обр. 2005 года, пушка конечно же, Д91Т (2А66) увеличенная камора ,частичное хромирование канала ствола, разработка нового снаряда "Анкер" (урановый, да да, привет Абрамс), решетчатые экраны по бортам (1988 год!!!, привет от Т-72 Б3 обр 2016 и Т-90М). Ну про двигателя в сатье сказали, а теперь вспомните какой двигатель стоит на Т-90 обр.1992 года... Первый образец прошёл 3000 км и пошёл на списание, второй обстреливали, из первого образца после списания в 1990-1991 году собрали третий образец с ГТД, четвертый образец прошёл 12000 км, пятый образец в 1992-1993 ( новая СУО и "Рнфлекс") прошёл где-то 6400 км (правильно 5 экземпляр на видео попал в Свердловске, шестой образец с гидромеханической трансмиссией, СУО изменена немного. Вроде как УВЗ в своё время просило их вернуть себе, поставить на ход, но Кубинка не отдала, сама не понятно, будет их ремонтировать или нет... Этот танк должен был стать Т-90, а машина с литой башне, двигателем 840 л.с. с не понять какой пушкой, и ничем принципиально новым не отличающимся от Т-72 Б обр 1989 года... одним словом Т-72 БУ....

    П.с. Это сугубо моё субъективное суждение. Автору ещё раз спасибо.
    1. +2
      4 марта 2019 11:09
      Цитата: Konatantin 1992
      разработка нового снаряда "Анкер" (урановый, да да, привет Абрамс)

      Урановые снаряды выпускали давным давно завод "ЧМЗ"г Глазов производство "200" .. свернуто в конце 80х еще до перестройки..
      1. +1
        4 марта 2019 11:32
        Да, я в курсе...
  6. Комментарий был удален.
  7. +2
    4 марта 2019 12:12
    Очень интересный рассказ о "187" бронеобъектах и фоторяд тоже good мне понравился-из Статьи уважаемого Кирилла Рябова узнал и увидел много мне неизвестного!
    Благодарю!
    hi
  8. +2
    4 марта 2019 20:43
    Единственный танк из всей линейки Т-64,72,80,90 который мне очень понравился,по уровню новизны и вариантов, я думаю даже Т-14 Армата нервно курит в сторонке,а про унифицированный МТО,хочешь дизель,хочешь ГТД,интересная задумка,была подробная статья в журнале Техника и Вооружение,автор по моему Хлопотов,он же Гур Хан,очень подробно написал,и что самое главное этот танк разрабатывали в середине 1980х,даже сейчас спустя почти 35-40 лет шедевр,ни Т-80У ни Т-90 не ровня,жаль что похерили,очень жаль.
  9. +2
    6 марта 2019 00:04
    Братва,кому интересно,нашёл книгу.

    Вот адресс.
    http://militaryrussia.ru/forum/viewtopic.php?f=736&t=1677&sid=59a5f81dbe6a53f8b18a721569bbf338&start=160
  10. 0
    25 сентября 2023 23:59
    ____________________________________________