Истребитель HAL Tejas. Провал или повод для гордости?

22
В феврале в Индии прошла очередная торжественная церемония, связанная с новейшими истребителями HAL Tejas Mk 1. Авиационный регулятор официально разрешил военно-воздушным силам эксплуатировать самолеты этого типа. Истребители «Теджас» были приняты на вооружение несколько лет назад и уже строятся серийно, а теперь ВВС имеет право полноценно использовать их. Тем не менее, новейшие индийские самолеты по-прежнему имеют массу проблем и не соответствуют требованиям к современным истребителям. Как следует оценивать этот проект?

Время и его требования



История проекта, ныне называемого Tejas, хорошо известна. Разработка перспективного индийского истребителя легкого класса стартовала еще в 1983 году. Согласно планам того времени, целью проекта было создание самолета для замены советских МиГ-21. Разработка проекта должна была осуществляться местной промышленностью при минимальном участии зарубежных организаций. Отсутствие серьезного опыта и конструкторской школы привело к понятным результатам, последствия которых ощущаются до сих пор.


Истребитель HAL Tejas Mk 1 в полете. Фото Wikimedia Commons


Так, первый опытный самолет типа LCA удалось построить только в 1996 году, а его летные испытания начались в 2001-м – почти через 18 лет после старта программы. Дальнейшие испытания, доработка и доводка проекта тоже заняли немало времени – из-за проблем технического и технологического характера, а также в связи с неоднократным изменением требований заказчика. Истребитель LCA / Tejas приняли на вооружение только в 2015 году, а разрешение на эксплуатацию появилось лишь несколько недель назад.

Отсутствие опыта и конструкторской школы привело не только к затягиванию работ. Индийским специалистам из Hindustan Aeronautics Limited и смежных организаций приходилось самостоятельно решать различные проблемы инженерного и научного характера, давно изученные зарубежными коллегами. Также существовали известные затруднения технологического характера.

Основные положения нынешнего проекта Tejas были заложены еще на рубеже восьмидесятых и девяностых годов. С тех пор конструкция и состав оборудования неоднократно изменялись, но общая концепция не претерпевала кардинальных изменений. По всей видимости, в этом тоже могут быть корни нынешних проблем.


Самолет "Теджас" без покраски. Видны металлические и композитные элементы обшивки. Фото HAL / tejas.gov.in


По сути, в проекте Tejas речь шла о попытке догнать мировых лидеров, имея ограниченные возможности. Итоги этого прекрасно известны: лишь несколько лет назад Индия смогла довести до принятия на вооружение свой первый истребитель четвертого поколения. Нельзя не отметить, что за то же время ведущие страны с развитой авиационной промышленностью успели освоить следующее пятое поколение, обеспечив себе серьезный отрыв. Если в прошлом, в первые годы после старта работ по LCA, новый индийский самолет мог с оговорками считаться современным, то к настоящему времени он успел морально устареть.

Собственное производство

Едва ли не главной целью проекта LCA / Tejas являлось освоение производства истребителей на собственных индийских предприятиях. Такая задача была успешно решена. 60% узлов и агрегатов «Теджаса» в его нынешнем виде были созданы и поставлены в производство в Индии. Прочие комплектующие пока приходится закупать за рубежом, но в дальнейшем возможно освоение производства и таких изделий.

В производстве участвует несколько индийских организаций, отвечающих за поставку тех или иных агрегатов и выполнение различных работ. На данный момент главные задачи в рамках проекта решает государственное предприятие HAL. Оно производит ряд компонентов, получает агрегаты от смежников и осуществляет общую сборку. Однако такой подход пока не позволяет получить желаемые темпы производство. Ежегодно HAL может выпускать не более 15-16 машин.

Истребитель HAL Tejas. Провал или повод для гордости?
Разделение планера на агрегаты для производства на разных предприятиях. Рисунок Wikimedia Commons


Для повышения темпов выпуска предлагается привлечь к работе частные компании. Существует план, в соответствии с которым крыло будет делать фирма Larsen & Turbo, а фюзеляж станут собирать из компонентов от Dynamic Technologies), VEM Technologies и Alpha Design & Dynamics. Подход к производству авионики и другого оснащения останется прежним. За счет кооперации планируется довести темпы выпуска до 24 истребителей в год.

Военно-воздушные силы Индии уже заказали компании Hindustan Aeronautics Limited 120 самолетов нового типа. К настоящему времени выполнено около четверти этого заказа. Завершить поставки по текущему контракту планируется в 2025 году. Выход на желаемые темпы производства позволят быстрее получить все истребители первого контракта, после чего должен будет появиться новый.


Аппаратура кабины. Фото Wikimedia Commons


Согласно разным оценкам, ВВС Индии нуждаются в сотнях легких истребителей. Часть этих нужд планируется закрыть за счет закупки импортной техники, а другие будут построены самостоятельно. Считается, что закупка современных иностранных самолетов с одновременным строительством HAL Tejas позволит обновить парк техники с желаемыми результатами и при разумных расходах.

Технические вопросы

Проблемы производственного характера не в последнюю очередь связаны с характерным техническим обликом самолета. Так, планер индийской разработки использует современные и материалы и технологии, создание и освоение которых оказалось непростым делом. В нынешнем виде планер «Теджаса» включает алюминиевые и титановые сплавы, а также несколько видов композиционных материалов. На композиты приходится почти половина массы конструкции и 95% внешней поверхности самолета. Композиты также позволили сократить массу самолета на 21% в сравнении с цельнометаллической конструкцией.

Значительная часть композитных деталей выполняется в виде крупноразмерных панелей. Именно из таких деталей состоят крыло и киль. Управляющие поверхности тоже выполнены в основном из неметаллических материалов. Освоение производства таких компонентов представляет крайне сложную задачу даже для развитой промышленности. Не имея необходимого опыта, Индия справилась с нею, и теперь может выпускать серийные истребители.


Один из первых прототипов LCA / Tejas и его номенклатура вооружений. Фото Airwar.ru


Серийные истребители Tejas комплектуются турбореактивными двигателями General Electric F404-GE-IN20. В прошлом велась разработка собственного мотора GTRE GTX-35VS «Кавери», но отсутствие опыта и нужных технологий не позволили завершить ее успешно. Впрочем, импортный двигатель решает поставленные задачи и дает самолету желаемые характеристики.

Авионика создавалась совместными усилиями индийской промышленности и зарубежных предприятий. Так, на самолетах «Теджас» разных серий используются радиолокационные станции EL/M-2032 и EL/M-2052, созданные при активном участии израильской компании Elta. Израиль также внес свой вклад в оборудование кабины и прочую бортовую аппаратуру. Разработаны кабина с широким применением многофункциональных экранов, нашлемная система целеуказания, а также органы управления типа HOTAS.

Максимальная взлетная масса истребителя HAL Tejas достигает 13,5 т. Максимальная скорость – 2200 км/ч, боевой радиус с применением ПТБ – 500 км. Полезная нагрузка определена в 3,5 т. Таким образом, даже по основным летно-техническим характеристикам «Теджас», как минимум, не превосходит другие самолеты своего поколения.


Размещение вооружений на подвесках. Рисунок Wikimedia Commons


Самолет имеет встроенную пушку ГШ-23. На фюзеляже помещаются два узла внешней подвески (один специально для подвесных контейнеров с аппаратурой), еще шесть находятся под крылом. Tejas Mk 1 способен нести и применять управляемое и неуправляемое вооружение для атаки наземных и воздушных целей. Заявлена совместимость почти со всеми образцами авиационного оружия, состоящим на вооружении тактической авиации ВВС Индии. С точки зрения вооружения «Теджас» не имеет радикальных преимуществ перед зарубежной техникой своего класса.

Неоднозначное будущее

После нескольких десятилетий работы компания Hindustan Aeronautics Limited и смежные предприятия из Индии и других стран все же смогли довести до серийного производства и эксплуатации истребитель собственной разработки. Самолеты типа Tejas Mk 1 строятся серийно и поставляются в войска. К середине следующего десятилетия планируется выполнить первый заказ, после чего в ВВС будет 120 таких машин.

По ряду характерных причин, истребитель «Теджас» не может считаться в полной мере современным образцом своего класса, и его создателям пока рано претендовать на мировое лидерство. Кроме того, у них есть и более важные задачи. Самолет все еще сохраняет определенные недостатки, которые предстоит ликвидировать. Сейчас авиастроители HAL занимаются совершенствованием технологий производства и подготовкой к новым методам сборки, а также разрабатывают проект модернизированного истребителя.


Испытания HAL Tejas в качестве палубного самолета. Фото ВМС Индии / indiannavi.nic.in


В 2020-22 годах Индия планирует завершить разработку улучшенного истребителя Tejas Mk 2. Он будет крупнее существующего и сможет показывать более высокие характеристики. В частности, полезную нагрузку собираются довести до 6,5 т. Также в планах разработчиков имеется избавление от характерных недостатков предшествующего проекта. На базе самолета Mk 2 планируется разработать двухместный истребитель для эксплуатации в палубной авиации.

Сам истребитель Tejas в его нынешнем виде можно отнести лишь к четвертому поколению, что показывает известное отставание индийской авиационной промышленности от мировых лидеров. Разрабатываемый самолет Mk 2 тоже не сможет показать себя в качестве истребителя последнего пятого поколения. Тем не менее, даже в этом случае два новых проекта имеют особое значение для Индии, и это способно перевесить все недостатки.

Работая самостоятельно и вместе с зарубежными коллегами, индийские специалисты получили ценный опыт разработки авиационной техники. Кроме того, ряду предприятий пришлось разработать новые материалы и освоить новые для себя технологии. Таким образом, теперь Индия имеет не только готовый самолет, но и все необходимое для создания новых проектов. Этот факт рассматривается в качестве повода для оптимизма. Даже если существующий «Теджас» получился не слишком удачным, следующий самолет собственной разработки сможет показать желаемые возможности.


Tejas Mk 1 во время показательного полета. Фото Wikimedia Commons


Однако влияние нынешнего проекта не следует переоценивать. Также желательно обойтись без чрезмерно оптимистичных оценок. Вероятнее всего, индийская промышленность, имея ограниченные возможности, не сможет наладить крупносерийное производство самолетов Tejas первой и второй модели. Вследствие этого парк легких истребителей придется обновлять не только своими силами, но и с помощью закупок зарубежной техники.

В настоящее время ВВС Индии проводят новый тендер на закупку импортных истребителей, в котором участвуют несколько иностранных компаний. Как быстро завершится этот конкурс, и какими будут его результаты – неясно. Однако понятно, что поиск самого выгодного предложения будет идти параллельно с развитием собственных проектов. Вполне возможно, что серийные Tejas Mk 2 войдут в строй одновременно с планируемыми к покупке иностранными образцами.

Таким образом, стоит ожидать, что собственные проекты истребителей пока не позволят Индии проводить своевременные и полноценные перевооружения военно-воздушных сил. Однако работы по этой тематике помогут индийским специалистам научиться делать авиационную технику, и главные результаты этого проявятся в будущем. А пока компания HAL и ее смежники имеют полное право гордится собственным истребителем Tejas Mk 1 и готовиться к выпуску следующей машины версии Mk 2.

По материалам сайтов:
http://tejas.gov.in/
http://hal-india.co.in/
http://airwar.ru/
http://flightglobal.com/
http://globalsecurity.org/
https://vpk.name/
http://militaryparitet.com/
22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    15 марта 2019 07:12
    Дорогу осилит идущий. Что то своё сделают, что то у других купят, а что то и скопируют. Китай в своё время тоже так начинал и, в каких то моментах, до сих пор копирует. Но это для него уже не критично. У Индии тоже есть все возможности стать авиационной державой, если хватит выдержки.
    1. +1
      16 марта 2019 15:15
      Сюрреализм.Мы поставляем для пакистанских JF-17 двигатели РД-63,готовы предложить Пакистану традиционному союзнику США новые РД-63МА с тягой на форсаже 93 килоньютонов (кН),а наши традиционные клиенты из Индии покупают у США General Electric F414-GE-400 для своих Tejas Mk 1 .
      " Планы по разработке нового, более мощного двигателя для истребителя Tejas воплощаются в реальность. Американский разработчик двигателей General Electric (GE) планирует поставить в сентябре текущего года первый двигатель F414INS6 (далее F414), который будет установлен на Tejas Mark II.Максимальная сила тяги F414 составляет 98 килоньютонов (кН), что делает Tejas Mark II быстрее и маневреннее текущей версии Mark I (на котором стоит двигатель GE F404-IN с максимальной тягой 84 кН). Новый F414 также обеспечит модификацию Tejas Naval достаточной тягой для взлета с палубы авианосца с разбегом всего 200 метров. "
      http://periscope2.ru/2015/07/15/8418/
      1. 0
        16 марта 2019 15:17
        Ошибся конечно РД-93МА.РД-93
  2. Индусам всё равно, какой бы самолёт им ни дай, поскольку...

    У индийских лётчиков главная забава - как бы поскорей катапультироваться.

    Страна с самыми большими небоевыми потерями боевой авиации.

  3. +4
    15 марта 2019 10:02
    Не начав однажды строить свои самолеты, ни начнёшь никогда. Пусть хоть такой но свой.
    1. 0
      7 апреля 2019 22:50
      Эта штука лучше 21-го мига - свою задачу она выполнила.
  4. Если невозможно победить такой порок, как коррупция, то, отдавшись ему всецело, уже перестаёшь считать его пороком. (С)


    Как раз про индийские тендеры. Покупать гораздо выгоднее для распила, чем делать своё.
  5. +5
    15 марта 2019 10:58
    Индийских авиационных инженеров, можно поздравить с первым "блином".
    Первый шаг в создании собственной авиационной школы проектирования.

    Относительно просто повторить и даже улучшить локализованные производства ЛА или скопировать чужие разработки, но создать свое - это на порядок более сложная комплексная задача.
    Даже создать самостоятельно планер самолета 4-го поколения - это уже прогресс, создать к нему большую часть БРЭО и написать управляющие программы - половина успеха.
    Собственное вооружение и двигатель - этапы, которые осваивают или предстоит освоить.
    В мире чуть больше десятка стран, которые в состоянии выпускать собственные самолеты 4 поколения - в целом для Индии это большой успех и национальная гордость.
    1. +3
      15 марта 2019 11:33
      Согласен. Это большой успех индийцев. По крайней мере, есть чем заменить все
      старые самолеты.
  6. -1
    15 марта 2019 12:00
    Был самолет половинка "шершня", теперь они делают половинку "супершершня". А что в нем у индусов свое? Американский движок и израильская авионика?
  7. +1
    15 марта 2019 16:48
    Весь мир так поступает. Очень сложно начинать с нуля. Индусы молодцы,главное создать школу и вырастить кадры,остальное приложиться. Вспомните первые самолёты СССР, и чьи движки там стояли.
    1. 0
      7 апреля 2019 22:53
      Да и в не первых движки не наши стояли - в первых реактивах немецкие, потом Роллс-Ройс "Нин" (МиГ-15).
  8. 0
    15 марта 2019 17:23
    Цитата: EvilLion
    Был самолет половинка "шершня", теперь они делают половинку "супершершня". А что в нем у индусов свое? Американский движок и израильская авионика?

    Плохо, что не наша.
    А свое у них уже есть. Они разработали РЛС с АФАР, будут ставить её на мк. 1, много других систем. Вместе с нашими разрабатывают дальнобойные ракеты вв для Теджасов.
  9. 0
    15 марта 2019 19:40
    Любопытно, почему наши не освоили эту степь.

    Одномоторный, действительно лёгкий истребитель, нам бы пригодился.
    1. 0
      7 апреля 2019 22:56
      Зачем, если есть МиГ-29, при том, что он как-то не особо пригождается, судя по закупкам.
  10. 0
    15 марта 2019 20:32
    Цитата: Sancho_SP
    Любопытно, почему наши не освоили эту степь.

    Одномоторный, действительно лёгкий истребитель, нам бы пригодился.

    У нас МиГи-то недостаточно тяжёлыми машинами второго сорта считают. А эти мигари 21е никто всерьёз котировать не станет. Хотя со сниженной эпр и современной низкой эпр, чего бы и нет. Любопытно, что индусы ещё на своих миг-21 снижали эпр покрытием обтекателей рлс менее радиозаметным материалом. Тренировались)
    1. 0
      15 марта 2019 21:46
      После столкновений МиГ-21/23/25 с израильскими Ф16/15 , решили повысить тяговооруженность и маневренность. Ф-16 самая массовая машина и МиГ-29 должен был стать массовой машиной в Варшавском договоре.
  11. 0
    15 марта 2019 22:44
    Цитата: Zaurbek
    После столкновений МиГ-21/23/25 с израильскими Ф16/15 , решили повысить тяговооруженность и маневренность. Ф-16 самая массовая машина и МиГ-29 должен был стать массовой машиной в Варшавском договоре.

    Для тех времен, решение было верным, как истребитель миг-21 был откровенно слаб, а для работы по земле не сильно лучше. Но в наше время такие компактные машины можно эффективно использовать для ударов по земле. Зачем гнать су-30, если пару кабов может оттащить Теджас? И если его собьют, то и не так жалко, и в эксплуатации дешевле. А благодаря малой эпр и РЛС с АФАР он и в воздушном бою кой-чего может.
    1. 0
      8 апреля 2019 00:48
      Это смотря с кем воевать, если противник более-менее серьезный такая штука вряд ли до цели вообще долетит. Как замена 21-му пойдёт. Этот проект важен для ВПК Индии в плане опыта и не более. У них получилось сделать истребитель превосходящий китайско-пакистанской JF-17 Thunder это уже очень неплохо (в основном из-за АФАР и не факт, что новые версии Тандера не будут оснащены подобными радарами, тогда будет паритет). Интересный факт - последняя версия Тэджаса стоит в два раза больше новейшего Тандера и это писец.
  12. 0
    16 марта 2019 12:16
    Мда, слегка "подрафаленный" "мираж-2000" с "файтинг-фалконовским" движком, обычный индийский "лего-конструктор", зато вышли из всех программ с Россией по перспективным самолетам... успехов им..
  13. 0
    16 марта 2019 12:54
    Цитата: ААК
    Мда, слегка "подрафаленный" "мираж-2000" с "файтинг-фалконовским" движком, обычный индийский "лего-конструктор", зато вышли из всех программ с Россией по перспективным самолетам... успехов им..

    А у них выбора не было для самолета с одним двигателем, кроме как компоновку Миража за основу взять. Миговская схема с воздухозаборником вокруг обтекателя рлс налогает ряд ограничений. Размеры рлс той же лимитирует. А Ф-16 у них под рукой не было)))
    Ну и им нужен фронтовой истребитель, а Мираж как раз такой. Да, мощи мало, слаб в воздушном бою (хотя с ф-16 может потягаться, как показывают стычки греков с турками), но хороший радиус действия и бомбовая нагрузка. Недорогая газель для переднего края.
  14. 0
    31 марта 2019 11:50
    Какая-то статья ни то ни сё. Вроде как, и гордиться есть чем, а вроде как и не чем. Дописав статью, автор так и не решил - ругать или хвалить. Результат у индусов налицо. Освоенные технологии тоже налицо. Получилось не лучше пятого поколения? Так, на это пока и не замахивались. Половина по весу из композитов говорит о многом.
    России тоже стоит подумать о лёгком однодвигательном истребителе.