Учебно-тренировочный самолёт Boeing / Saab T-X (США)

40
С начала шестидесятых годов прошлого века ВВС США ведут подготовку летчиков при помощи учебно-тренировочных самолетов Northrop T-38 Talon. Несмотря на все модернизации, такая техника уже давно устарела и нуждается в замене. Новый УТС разрабатывается в рамках программы APTS или T-X. Авиационная промышленность США и других стран предложила военно-воздушным силам США несколько проектов такой техники, и лучшим была признана совместная разработка компаний Boeing и Saab.

Программа APTS



Еще в 2003 году Учебное авиационное командование военно-воздушных сил США пришло к выводу о необходимости замены УТС T-38 и приступило к выработке технического задания на перспективный образец. Изначально планировалось получить готовый УТС в 2020 году, но затем график неоднократно пересматривался. Согласно нынешним планам, в 2024 году в состоянии начальной оперативной готовности должны находиться первые самолеты нового типа. В общей сложности планируется приобрести 351 перспективный УТС и 46 тренажеров, повторяющих функции авиационной техники.



Весной 2015 года ВВС опубликовали требования к будущему самолету T-X / Advanced Pilot Training System («Улучшенная система обучения пилотов»). Интерес к программе APTS проявили сразу несколько организаций. Компании Boeing и Saab предложили совершенно новый проект УТС под обозначением T-X. Итальянская компания Leonardo доработала существующий самолет M-346 и назвала его T-100. Также к программе присоединились компании Lockheed Martin и KAI, Northrop Grumman в сотрудничестве с BAE System, Textron и другие.

27 сентября 2018 года Пентагон выбрал победителя конкурса и подписал контракт на продолжение работ. Лучшим вариантом перспективного УТС был признан T-X от Boeing и Saab. Теперь их задачей является продолжение опытно-конструкторских работ, а также подготовка к будущему серийному производству. В настоящее время опытные T-X проходят летные испытания. За завершение опытно-конструкторских работ и строительство серийной техники исполнители получат 9,2 млрд долларов.

Требования заказчика

Техническое задание по программе APTS / T-X включало около сотни пунктов и оговаривало все характеристики и возможности будущего самолета. При этом делался акцент на ряде основных характеристик, прямо связанных с обучением пилотов. Готовый самолет T-X, в отличие от существующего T-38, изначально должен учитывать особенности подготовки летчиков для работы на современных и перспективных истребителях. Требовалось обеспечить несколько режимов работы самолета, позволяющих проводить как начальное обучение, так и повышение квалификации.

Планер, силовая установка и системы управления T-X должны максимально точно повторять поведение боевых самолетов, в том числе за счет соответствующих алгоритмов работы. Необходимо использовать современное оснащение кабины и прочее радиоэлектронное оборудование, возможности которого отвечают требованиям обучения летчиков. Техническое задание предусматривало использование двухместной кабины с местами для инструктора, контролирующего все процессы, и обучаемого пилота.



На стадии формирования технического задания рассматривались некоторые дополнительные вопросы. Так, изучалась необходимость и целесообразность установки штанги дозаправки топливом в полете. Также прорабатывался вопрос создания учебно-боевого самолета и модификации для морской авиации. В итоге было решено, что новая модификация специально для ВМС излишне усложнит проект и приведет к его удорожанию. То же касалось и средств дозаправки.

Схожим образом обстояло дело и с вопросом вооружения. На ранних стадиях программы T-X предлагалось оснастить УТС точками подвески для управляемого и неуправляемого оружия. Однако специалисты посчитали, что это приведет к удорожанию самолета, но не даст серьезных преимуществ. ВВС США обладают достаточным парком тактических самолетов, пригодных для боевых тренировок и участия в реальных операциях. Как следствие, превращение УТС в боевую машину не имеет смысла.

Учебное авиационное командование и ВВС предъявляют к APTS / T-X особые требования в части стоимости техники и ее жизненного цикла. Также предусматривается максимальное использование доступных комплектующих. Их доля должна достигать 80%, но при этом обеспечивать получение заданных характеристик. Особое внимание уделяется локализации производства. Максимально возможное число комплектующих должно производиться в США.



Параллельно с самолетом T-X должен создаваться аналогичный тренажер для наземной подготовки летного состава. К нему предъявляются схожие требования в части имитации современной авиационной техники. С точки зрения функций и принципов обучения тренажер должен повторять полноценный УТС.

Проект Boeing / Saab T-X

В прошлом году победителем конкурса T-X признали одноименный проект от компаний Boeing и Saab. К моменту подписания контракта на продолжение работ они успели завершить разработку проекта, а также построить и вывести на испытания опытные самолеты. Теперь американским и шведским специалистам предстоит провести оставшиеся испытания, а затем наладить серийное производство в интересах военно-воздушных сил США.

Проект Boeing / Saab T-X предлагает строительство двухместного однодвигательного УТС с особым составом оборудования и специфическими возможностями. Планер строится по интегральной схеме с небольшими наплывами, стреловидным крылом и двухкилевым хвостовым оперением. Воздухозаборники помещаются под крылом, позади кабины. Самолет имеет длину 14,15 м и размах крыла 10 м. Силовая установка строится на основе турбореактивного двигателя с форсажной камерой General Electric F404, развивающего тягу более 8000 кг.

Заявленные летно-технические характеристики достаточны для решения задач обучения пилотов. Максимальная скорость определена на уровне 1300 км/ч, дальность полета – более 1800 км. Практический потолок достигает 15000 м. Скороподъемность – 170 м/с. Допустимые перегрузки не уточняются.



Разработчики указывают на ряд важнейших особенностей их T-X, упрощающих выполнение основных задач и обеспечивающих преимущества перед другими участниками APTS. В первую очередь, самолет по своему облику похож на современный истребитель. Он оснащен оперением с парой килей, мощным двигателем, а также имеет возможность энергичного маневрирования с перегрузками. Все это, как утверждается, должно упростить подготовку пилотов к будущей работе на реальных истребителях.

Управление самолетом осуществляется при помощи электродистанционной системы с функцией контроля за работой пилотов. Она отвечает за выполнение всех основных операций, а также защищает УТС и его экипаж от выхода на запредельные режимы. Заявлено сохранение управляемости во всем диапазоне скоростей, режимов и углов атаки.

Обе кабины, для инструктора и обучаемого, разработаны с учетом современных тенденций авиастроения. Их оснащение имитирует приборы истребителей последних поколений. Рабочие места оснащены крупноформатными жидкокристаллическими дисплеями и минимальным количеством традиционных приборов. Аппаратура кабин обеспечивает полное управление самолетом и ходом обучения.

Помимо самолета и тренажера компании Boeing и Saab создают полный набор учебных материалов и устройств для подготовки летчиков. Предполагается, что пилоты смогут пройти все этапы обучения с использованием элементов единого комплекса, расположенными в учебных классах и на аэродроме.



В проекте учитываются интересы национальной экономики. УТС T-X на 90% состоит из комплектующих американского производства. Основную массу работ по изготовлению и сборке техники будет выполнять завод Boeing. Ключевые комплектующие поставят американские предприятия, такие как General Electric. Шведскую компанию Saab в проекте представляет ее американское отделение. Оставшиеся 10% изделий предлагается закупать у компаний из 34 зарубежных стран. В общей сложности к строительству новой техники будут привлечены 17 тыс. работников из десятков стран.

Ход работ

Разработка проекта Boeing / Saab завершилась в начале 2016 года, после чего стартовало строительство опытной машины. В середине сентября того же года состоялась выкатка первого прототипа под заводским обозначением BTX-1. 20 декабря он впервые поднялся в воздух. В марте 2017 года выкатили вторую машину BTX-2. Она совершила свой первый полет 24 августа того же года. С тех пор летно-конструкторские испытания выполняются с применением двух самолетов.

Не позднее 2020-2021 годов на одном из заводов Boeing начнется строительство серийных T-X для ВВС США. Требуется быстро развернуть массовое производство, чтобы выполнить условия контракта в заданные сроки. В 2024 году Пентагон намерен довести до состояния начальной оперативной готовности первое подразделение, укомплектованное новыми УТС. Строительство всей серии из 351 самолета и 46 тренажеров может растянуться на несколько лет.

Общая стоимость контракта, заключенного с Boeing / Saab составляет 9,2 млрд долларов. При этом стоимость отдельного серийного самолета или тренажера пока не уточнялась. В среднем каждое изделие двух типов обойдется заказчику в 23 с лишним миллиона. Это не слишком много – особенно на фоне стоимости современных истребителей пятого поколения.

Перспективы проекта

Программа создания УТС APTS / T-X имеет особое значение для военно-воздушных сил США. Ее целью является создание нового учебного самолета для замены устаревших T-38 Talon. В будущем Boeing и Saab должны будут передать заказчику технику нового типа, которая позволит постепенно избавиться от старых образцов. Кроме того, возможно появление экспортных контрактов на такие самолеты.



По известным данным, в вооруженных силах США сейчас эксплуатируется более 500 самолетов T-38 ряда модификаций. Самые новые машины этого семейства были построены еще в начале семидесятых годов, и уже приближаются к окончательной выработке ресурса. Кроме того, учебно-тренировочные самолеты в последние десятилетия отстали в своем развитии от боевых машин. Существенная разница в характеристиках, возможностях и бортовой аппаратуре серьезно усложняет подготовку и переобучение летчиков для работы на современных типах боевых самолетов.

ВВС США еще в начале прошлого десятилетия поняли сложность складывающейся ситуации и затем приняли необходимые меры. По ряду причин создание замены для T-38 изрядно затянулось, но теперь она стала реальной. К середине двадцатых годов Пентагон сможет перевести учебные подразделения на новую технику, соответствующую требованиям времени.

Можно предположить, что проект Boeing / Saab T-X, независимо от дальнейшего развития событий, будет успешным. При отсутствии серьезных проблем он приведет к желаемым результатам в установленные сроки. Если же будут иметь место какие-либо затруднения, компании-разработчики могут рассчитывать на любую помощь заказчика. Программа APTS слишком важна для развития ВВС, чтобы Пентагон мог допустить ее срыв. Впрочем, очевидно, что заказчик в любой ситуации станет бороться за сохранение бюджета программы в установленных рамках.

Очевидно, что УТС T-X имеет некоторые экспортные перспективы. Так, в составе ВВС Турции имеется 33 самолета T-38M, не отличающихся новизной. Они могут требовать замены, и США способны предложить турецким военным подходящую машину. В прошлом T-38 состояли на вооружении ФРГ, Португалии, Тайваня и Южной Кореи, однако к настоящему времени эти страны отказались от устаревших УТС в пользу более новых образцов. При определенных обстоятельствах эти страны могут проявить интерес к новому самолету.



В контексте проекта T-X также можно рассматривать страны, закупающие новейшие истребители F-35. Подготовка летного состава для такой технике на старых УТС может быть чрезмерно сложной или невозможной. Таким образом, часть покупателей американских истребителей может пожелать купить и учебно-тренировочные самолеты производства США. Впрочем, пока ни одна зарубежная страна не обозначила свой интерес к T-X. Возможно, это произойдет в будущем – после того, как такие самолеты поступят в серию и на вооружение.

Следует отметить, что на международном рынке Boeing / Saab T-X может столкнуться с серьезной конкуренцией. Сектор учебно-тренировочных самолетов не слишком велик, но в нем присутствует масса современных образцов авиационной техники. Чтобы отвоевать свое место и закрепиться на нем, необходимо иметь серьезные преимущества перед конкурентами.

Доступные данные показывают, что T-X действительно может успешно конкурировать с зарубежными УТС. Этому способствует техническая и технологическая оптимизация проекта. Кроме того, самолет создан для подготовки летчиков для современных и перспективных истребителей, т.е. разработан с заделом на будущее. Наконец, США имеют политические возможности для давления на потенциальных покупателей, с помощью которых их можно убеждать в необходимости покупки.

Таким образом, перспективы новейшего проекта УТС Boeing / Saab T-X ясны. Строительство трех с половиной сотен самолетов и 46 тренажеров уже можно считать решенным делом – их появление оказывается вопросом времени. На выполнении заказа ВВС США участники проекта заработают 9,2 миллиарда долларов. Появление экспортных заказов желательно, но пока остается под вопросом. Работы по проекту T-X продолжаются, и в самое ближайшее время могут появиться очередные новости о его реализации.

По материалам сайтов:
http://boeing.com/
https://saab.com/
https://af.mil/
https://defensenews.com/
https://flightglobal.com/
https://airforce-technology.com/
40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    27 марта 2019 05:36
    Требуется быстро развернуть массовое производство, чтобы выполнить условия контракта в заданные сроки.

    Boeing и заданные сроки понятия несовместимые...
    П.С: победа Boeing обусловлена откровенным лоббизмом. Реально же лучшим вариантом для ВВС был УТС на базе Т-50 от Lockheed Martin и Korea Aerospace Industries. Машина строится серийно и тренажеры готовые, не нужно ждать много лет, пока Boeing разродится...
    1. +2
      27 марта 2019 06:13
      Проект Boeing / Saab T-X предлагает строительство двухместного однодвигательного УТС с особым составом оборудования и специфическими возможностями. Планер строится по интегральной схеме с небольшими наплывами, стреловидным крылом и двухкилевым хвостовым оперением. Воздухозаборники помещаются под крылом, позади кабины. Самолет имеет длину 14,15 м и размах крыла 10 м. Силовая установка строится на основе турбореактивного двигателя с форсажной камерой ...
      Заявленные летно-технические характеристики достаточны для решения задач обучения пилотов. Максимальная скорость определена на уровне 1300 км/ч, дальность полета – более 1800 км. Практический потолок достигает 15000 м. Скороподъемность – 170 м/с.
      Обе кабины, для инструктора и обучаемого, разработаны с учетом современных тенденций авиастроения. Их оснащение имитирует приборы истребителей последних поколений. Рабочие места оснащены крупноформатными жидкокристаллическими дисплеями и минимальным количеством традиционных приборов. Аппаратура кабин обеспечивает полное управление самолетом и ходом обучения.
      В первую очередь, самолет по своему облику похож на современный истребитель.
      В проекте учитываются интересы национальной экономики. УТС T-X на 90% состоит из комплектующих американского производства.
      Все это, как утверждается, должно упростить подготовку пилотов к будущей работе на реальных истребителях.
      - из статьи

      Вот с такими характеристиками и нам нужен новый учебный реактивный однодвигательный самолет, а не сложный, неэкономичный двухдвигательный ЯК-130, и тем более не поршневой, винтовой ЯК-152.
      Вся беда у нас нет такого нужного ТРД. К сожалению, российское двигателестроение отстает от требований времени.
      1. +2
        27 марта 2019 08:07
        Цитата: vladimirZ
        Вот с такими характеристиками и нам нужен новый учебный реактивный однодвигательный самолет, а не сложный, неэкономичный двухдвигательный ЯК-130, и тем более не поршневой, винтовой ЯК-152.

        Он у нас есть, СР-10, летает и находится в стадии испытания. Будет трёхэтапная подготовка Як-152, СР-10, Як-130.


        Цитата: vladimirZ
        Вся беда у нас нет такого нужного ТРД. К сожалению, российское двигателестроение отстает от требований времени.

        И двигатель есть АЛ-55
        1. +4
          27 марта 2019 09:10
          Уже закопали в прошлом году:
          Работы по СР-10 приостановлены.
          Все работы по учебному самолету СР-10 приостановлены по причине отсутствия денежных средств. Об этом сообщает блог bmpd со ссылкой на веб-ресурс Mil.Press (Военное.РФ).

          Согласно материалам издания, перспективный учебный самолет СР-10, который создает КБ "Современные авиационные технологии" (САТ), уже готов к серийному производству. Самолет отлично показал себя на последних летных испытаниях, но работы по нему были приостановлены по причине отсутствия денежных средств на серийное производство.

          Как пояснил летчик-испытатель Виктор Королев, демонстратор учебного самолета СР-10 испытан "от и до", вплоть до штопора, из которого выходит замечательно, без проблем. Он рассказал, что совершил на самолете уже 85 полетов и дал СР-10 положительную оценку, охарактеризовав его как самолет, соответствующий всем требованиям для обучения летчиков. По его словам, Смоленский авиационный завод готов начать сборку СР-10 сразу же после получения технической документации на него.

          В КБ "Современные авиационные технологии" подтвердили факт отсутствия средств на дальнейшие работы по СР-10, заявив, что "российские власти денег не выделяют", но при этом отказались рассказывать подробности.
          1. -2
            27 марта 2019 09:20
            Цитата: donavi49
            Все работы по учебному самолету СР-10 приостановлены по причине отсутствия денежных средств.

            Сегодня нет, завтра есть...
          2. +2
            27 марта 2019 10:11
            Цитата: donavi49
            Самолет отлично показал себя на последних летных испытаниях, но работы по нему были приостановлены по причине отсутствия денежных средств на серийное производство.

            Зато на танковые биатлоны и другие шоу деньги есть.
            Как только, что новое, перспективное, так сразу - денег нет.
        2. +2
          27 марта 2019 09:13
          Он у нас есть, СР-10, летает и находится в стадии испытания. Будет трёхэтапная подготовка Як-152, СР-10, Як-130.
          - фигвам (Сергей)

          Вы это серьезно? Самолет с обратной стреловидностью, спроектированный без современных авиационных технологий авиазаводов, близко не напоминающий по своему облику современный истребитель, не может быть учебной машиной для современных ВВС.
          Ну, а серия учебных машин в "трехэтапной подготовке Як-152, СР-10, Як-130" это вообще шедевр расточительности и разброса усилий самолетостроителей, учебного времени курсантов в училищах, да и бюджетных денег, которых "ну, денег нет" - по Медведеву.
          И главное в результате не будет нужного единого учебного экономичного однодвигательного реактивного самолета "похожего на современный истребитель".
          По двигателю АЛ-55. Тяга его предполагается в диапазоне от 2200 до 3000 кгс (с форсажной камерой). http://www.airwar.ru/enc/engines/al55.html
          А в американце двигатель более 8000 кгс. Есть разница? Это значит, что таких двигателя на учебный самолет нужно будет поставить два (ЯК-130), со всем вытекающими отсюда недостатками для учебной машины.
          1. 0
            27 марта 2019 09:30
            ЯК-130 интереснее
            Цитата: WiKi
            системой имитации режимов боевого применения, позволяющей (без стрельбы настоящими боеприпасами) отрабатывать воздушный бой, взаимодействие между самолётами, ракетно-бомбовые удары по наземным целям, в том числе с имитацией ПВО противника. Имеются и девять точек подвески — для подвесных топливных баков и контейнеров с настоящими пушками и ракетами.
            . Боингу для этого нужно запилить такую электронную систему, которая может имитировать стиль управления стоящими на вооружения самолетами и такую же электронную систему имитации вооружения. Практическое применение опять же, невозможно, нужно пересаживать на боевой и жечь его ресурс.
          2. +1
            27 марта 2019 09:38
            Цитата: vladimirZ
            Вы это серьезно? Самолет с обратной стреловидностью, спроектированный без современных авиационных технологий авиазаводов, близко не напоминающий по своему облику современный истребитель, не может быть учебной машиной для современных ВВС

            Для этого есть ЯК-130.
            Цитата: vladimirZ
            Ну, а серия учебных машин в "трехэтапной подготовке Як-152, СР-10, Як-130" это вообще шедевр расточительности и разброса усилий самолетостроителей, учебного времени курсантов в училищах

            Лучше пусть курсант сломает дешёвый самолёт...
            Цитата: vladimirZ
            Это значит, что таких двигателя на учебный самолет нужно будет поставить два (ЯК-130), со всем вытекающими отсюда недостатками для учебной машины.

            У нас вся авиация двухдвигательная и более, поэтому на конечном этапе и учить надо на двух двигателях.
            1. 0
              27 марта 2019 10:07
              У нас вся авиация двухдвигательная и более, поэтому на конечном этапе и учить надо на двух двигателях.
              - фигвам (Сергей)

              Вы неправы.
              Учебный самолет должен быть дешевым, экономичным, простым, а следовательно однодвигательным, и одновременно удовлетворять требовать современной авиации по аэродинамике, авионике, нести какое то боевое вооружение, похожим на современные боевые самолеты. Ни ЯК-130, ни СР-10, ни тем более ЯК-152 не отвечают этим требованиям.
              Двухдвигательный учебный самолет, он есть ЯК-130, не отвечает требованиям простой "учебной летной парты", он учебный самолет боевого применения. Он более сложный, в том числе и из наличия двух двигателей, более дорогой, неэкономичный, почему и стоит вопрос его замены на более простой учебный самолет.
              1. 0
                27 марта 2019 10:25
                Цитата: vladimirZ
                почему и стоит вопрос его замены на более простой учебный самолет.

                Где стоит этот вопрос? Как вы собираетесь пересаживать лейтенанта после училища с простого однодвигательного, на 4++ сложный боевой двухдигательный?
                1. 0
                  27 марта 2019 10:54
                  Как вы собираетесь пересаживать лейтенанта после училища с простого однодвигательного, на 4++ сложный боевой двухдигательный?
                  - фигвам (Сергей)

                  Сергей, вы похоже совсем не в теме.
                  К вашему сведению, в летных училищах СССР обучение курсантов происходило на реактивном однодвигательном чешском самолете Л-29 и Л-39, который до сих пор служит в летных училищах России, правда ресурс их подходит к концу.
                  А затем сразу же, ещё в училище, на старших курсах учили на МИГ-21.
                  В полки приходили готовые лейтенанты, уже летающие на современных тогда боевых самолетах.
                  У нас в полку на МИГ-21 в один год (1975 г) прибыло более десятка таких летчиков из Черниговского военного летного училища, и все они сразу включились в учебно-боевую работу полка, так как они ещё в училище летали на МИГ-21.
                  И чем самолет 4++ отличается в пилотировании от МИГ-21? Только большими возможностями.

                  Вопрос с учебным самолетом ВВС "стоит" в МО, где никак не могут выйти из этой проблемы, а потому кидаются то в сложный ЯК-130, а поняв, что он не удовлетворяет летные училища, в винтовой, поршневой, а соответственно с низкими скоростями ЯК-152.
                  1. 0
                    27 марта 2019 12:54
                    Цитата: vladimirZ
                    Сергей, вы похоже совсем не в теме

                    Естественно, даже не сомневайтесь, ведь моё мнение отличается от вашего.
                    Цитата: vladimirZ
                    в летных училищах СССР обучение курсантов происходило на реактивном однодвигательном чешском самолете Л-29 и Л-39,

                    Правильно, потому-что в то время основная часть самолётов это однодвигательные. Теперь все двухдвигательные и техника пилотирования, особенно в при отказах разная и полноценно обучить на таких старых самолётах курсанта невозможно.
                    Цитата: vladimirZ
                    И чем самолет 4++ отличается в пилотировании от МИГ-21? Только большими возможностями.

                    В отличии от предыдущих поколений, современные самолёты одновременно управляются лётчиком и БЦВМ.
                    Цитата: vladimirZ
                    кидаются то в сложный ЯК-130,

                    Он потому и сложный, потому что имитирует современный боевой самолёт.
                    1. 0
                      27 марта 2019 13:41
                      Фигвам
                      Что вы здесь с товарищем "копья" ломаете?
                      Ведь проходила уже инфа о "реанимировании" проекта УТС МиГ-АТ к 2021 году в серию в качестве базового самолета первоначальной подготовки вместо Л 39 ( у них к этому году ресурс окончательно "умрет"...)
                      Як-152 "благополучно похоронили", в качестве первоначального обучения.
                      1. -2
                        27 марта 2019 17:01
                        Ведь проходила уже инфа о "реанимировании" проекта УТС МиГ-АТ к 2021 году в серию..

                        Да да, и станцию на Луну)))) Ето не инфа, а "инфа")) Захотелись денежки... И чем АТ дешевле Яка? Французскими движками?
                    2. +1
                      27 марта 2019 14:39
                      Естественно, даже не сомневайтесь, ведь моё мнение отличается от вашего.
                      - фигвам (Сергей)

                      Дело не в отличном мнении. Я по первому образованию авиационный инженер по эксплуатации самолетов и двигателей, и кое что смыслю в них, служил в ВВС техником самолета, знаю их специфику, и потому рассуждаю с этой точки зрения.
                      Учебный самолет должен быть относительно простым, как в конструкции, так и в пилотировании по отношению к боевым самолетам для того чтобы человек, поступивший в летное училище, смог за 4 года его быстро освоить, научиться летать, и после в стенах училища, ещё будучи курсантом овладеть другим уже боевым самолетом, чтобы придя затем строевую часть, его не пришлось учить летать.
                      И дело здесь не в сложности овладения пилотированием двухдвигательного самолета после однодвигательного, здесь проблем нет. Конструкция самолета с двумя движками более сложная, дорогая, неэкономичная - это основное. Да и для первичного освоения самолет с одним движком проще. А уж как навыки летун приобретет, потом что один двигатель, что два без разницы.
                      1. +1
                        27 марта 2019 15:11
                        Цитата: vladimirZ
                        Дело не в отличном мнении. Я по первому образованию авиационный инженер

                        Представьте себе, я то же.
                        Цитата: vladimirZ
                        Учебный самолет должен быть относительно простым

                        Вы хотите чтоб курсант все 4 года пролетал на простой трубе с двигателем, а потом пришёл в часть осваивать сложный современный самолёт. А я представляю это как поэтапное обучение с простого к более сложному и современному, вот тогда его действительно не придётся в части заново учить.
                        Цитата: vladimirZ
                        и после в стенах училища, ещё будучи курсантом овладеть другим уже боевым самолетом

                        Никто не даст боевые самолёты в лётные училища, это было бы действительно дорого, опасно и сложно.
                        Цитата: vladimirZ
                        А уж как навыки летун приобретет, потом что один двигатель, что два без разницы.

                        По моему при отказе двигателя действия лётчика на однодвигательном отличаются от двухдвигательного, в первом случае катапультирование, во втором сложная посадка на одном двигателе, что и должны отрабатывать на тренажёре, а потом в реальности.
                      2. +1
                        27 марта 2019 15:37
                        фигвам

                        Ну почему... В своё время время ребята в Армавире на 4 курсе летали на МиГ 29 ( в начале 2000 г... таким образом поэксперементировали с заменой Миг 23. кстати на форуме ВО периодически появляется из тех годов человек..)Миг 29 потом и заменили в Армавире на Як 130.
                        Тогда они сразу после Л 39 они начали осваивать Миг 29.. И ничего, освоили...
                        А раньше после Л 39 ( двух летных разделов), мы пересаживались на МиГ 23 МЛД ( в 93 году), тоже серьезный самолет...
                        И скоро будет МиГ - Ат в связке с Як -130, и это хорошо.. И эксперименты закончаться наконец-то...
                        При имитации посадки с одним двигателем, другой ставится на МГ ( не выключается).
                      3. 0
                        27 марта 2019 16:23
                        Цитата: NN52
                        Ну почему... В своё время время ребята в Армавире

                        Ну вы не сравнивайте с теми временами, тогда сокращали целыми полками, самолётов было в избытке вот и передавали в училища, а теперь этого никто делать не будет.
                        Цитата: NN52
                        Тогда они сразу после Л 39 они начали осваивать Миг 29.. И ничего, освоили...

                        Правильно, получилось поэтапное освоение с Л-39 на Миг-29 для курсанта это будет только +.
                        Цитата: NN52
                        А раньше после Л 39 ( двух летных разделов), мы пересаживались на МиГ 23 МЛД ( в 93 году), тоже серьезный самолет...

                        И у вас получилось поэтапное освоение от простого к сложному к чему я и призываю.
                        Цитата: NN52
                        И скоро будет МиГ - Ат в связке с Як -130, и это хорошо..

                        Да это лучше чем если бы был один самолёт.
                      4. +1
                        27 марта 2019 15:50
                        Вы хотите чтоб курсант все 4 года пролетал на простой трубе с двигателем, а потом пришёл в часть осваивать сложный современный самолёт.
                        Никто не даст боевые самолёты в лётные училища, это было бы действительно дорого, опасно и сложно.
                        - фигвам (Сергей)

                        Ну это вы напрасно. В советское время давали, причем в обязательную программу обучения летчика в училище входило освоение не только учебного Л-(29)39, а того или иного боевого самолета, причем не спарки, а одноместного боевого. Курс обучения был 4 года вместо нынешних 5.
                        В противном случае у нас просто не будет готовых летчиков после летных училищ.
                        А кто их в боевых полках будет учить? Никто. Там максимум 2-3 спарки на полк, и те загружены под завязку: ввод летчиков после отпусков, долгого перерыва, плановые проверки и контроль мастерства, и др.
                        Максимум, на что могут рассчитывать в полку молодые летчики, - индивидуальная программа ввода в строй, проверка пилотирования. Нет в полках летчиков инструкторов, обладающих навыками обучения не умеющих летать на боевых самолетах. Для этого и созданы летные училища.
                        Да кстати, ныне в ВВС и не хватает 1300 летчиков, переучивают на летчиков вплоть до специалистов ИАС. Как говорится дожили.
                  2. -2
                    27 марта 2019 14:02
                    ...в летных училищах СССР обучение курсантов происходило на реактивном однодвигательном чешском самолете Л-29 и Л-39... правда ресурс их подходит к концу.

                    Поетому СР-10 продвинутый аналог Л-39. Даже движок тот же. А "одноступенчатое" обучение первыми бриты придумали в 60-м и одни из первых от него отказались потом.
              2. -1
                27 марта 2019 11:51
                Учебный самолет должен быть двухдвигательным, догадайтесь почему?
                1. +1
                  27 марта 2019 11:54
                  А СР-10 надо выкинуть на помойку, техника пилотирования самолета с обратной стреловидностью совершенно другая...
              3. 0
                27 марта 2019 13:55
                Учебный самолет должен быть дешевым,,,, и одновременно удовлетворять ... по аэродинамике, авионике, нести какое то боевое вооружение

                А на балалайке играть?)))
    2. 0
      29 марта 2019 00:22
      "базе Т-50 от Lockheed Martin и Korea Aerospace Industries"///
      -----
      Согласен. Я бы и для Израиля его предпочел, а не итальянский вариант яка,
      который мы покупаем. Наш Натаниягу сделал сделку-бартер с другом Берлускони:
      они нам - учебные самолеты, мы им - спутники, аваксы и еще что-то, не помню.
  2. +2
    27 марта 2019 06:15

    Руссо-аналог: С-54...
    1. +2
      27 марта 2019 08:34
      Этот на основе АЛ-31..потжелеее. Американец типа Гриппена, Теджаса и ФТ-17...
  3. 0
    27 марта 2019 07:47
    Спасибо за интересный материал. Я даже как то не слышал о данной совместной разработке.
  4. +1
    27 марта 2019 08:36
    Похож на мини Ф-18...вообще американцы задают моду на сверхзвуковой УТС..и из него может получиться неплохой легкий истребитель - с серийным ТРД от Ф-18. И как раз в нише-меньше Ф-16.
    1. +1
      27 марта 2019 09:34
      Узлы подвески и применение боевого вооружения проектом не предусматриваются. Ни в истребитель, ни в легкий штурмовик его делать не хотят.
      1. 0
        27 марта 2019 10:14
        Уйдет Ф-16 на покой....и будет Ф-35.....этот пипелац. Думаю сделают.
        1. 0
          27 марта 2019 10:35
          Слишком легкий, ТТХ слабоваты, конструкция подвесное вооружение не предусматривает, малозаметность для экономии вряд ли предусмотрена. Переделка потребует усиления конструкции и еще сильнее снизит ТТХ, что нерационально. Поэтому шанс стать истребителем у него весьма и очень призрачный.
  5. +1
    27 марта 2019 10:20
    Планер, силовая установка и системы управления T-X должны максимально точно повторять поведение боевых самолетов.... hi
    1. 0
      27 марта 2019 10:38
      КСУ-130 на нашем ЯК-е позволяет эмулировать самолёты 4 и 5 поколений (Су-30, МиГ-29, F-16 и F-15, Rafale, Eurofighter Typhoon, F-22, F-35...). Т-Х такое сможет?
      1. +1
        27 марта 2019 10:56
        Цитата: g1washntwn
        .... Т-Х такое сможет?

        ...А фиг его знает.
        Согласно имеющейся информации, самолет T-X был создан с чистого листа с целью максимального соответствия его характеристик характеристикам истребителей пятого поколения, таким, как F-22 Raptor и F-35 Lightning II. Кроме этого, в конструкции самолета T-X предусмотрены широкие возможности его дальнейшей модернизации, которая может быть проведена по мере появления каких-нибудь новых технологий.

        http://www.airwar.ru/enc/other/boeingtx.html
        Самолет оснащен одним двигателем серии General Electric F404. Основные характеристики самолета до сих пор не раскрываются. В соответствии с требованиями программы Т-Х самолет должен обеспечить реалистичную летную подготовку повышенного этапа для летчиков, соответствующую характеристикам истребителей "4+" и пятого поколений

        https://bmpd.livejournal.com/3356741.html
        1. +1
          27 марта 2019 11:12
          Вот и я понял первую сноску как фиксированную конструкцию УБС, которая приближена к показателям управляемости а кого из F-18 Или F-35 непонятно. Про эмуляцию ЛТХ не видел.
          1. 0
            27 марта 2019 11:55
            ....Вот, если на Як-130 это делается "программно", путём "загрубления" характеристик машины, то на Т-Х сделать то же, возможно не составит проблем.
            1. 0
              27 марта 2019 12:01
              Не реализовать такую возможность было бы полной глупостью. Если, конечно, не планируется модернизация за дополнительные доллЯры )))
  6. +2
    27 марта 2019 12:28
    У меня нет никаких сомнений,что программа создания в США нового учебно-тренировочного самолета будет успешно выполнена. Для решения этой задачи в стране есть все. А у нас, ....впрочем, Вы сами понимаете,как у нас..
  7. -1
    27 марта 2019 12:35
    Сомневаюсь, что многие страны его купят. Это богатым американцам не нужен УБС, а вот остальные хотят два в одном, т.е. УБС, а не чистый УТС.