Что слышно о европейском истребителе шестого поколения?

36
Гость из прошлого

Концепцию европейского авиационного комплекса нового поколения начали прорабатывать намного раньше, чем можно предположить. Даже если убрать начинания, которые имели место в 80-е и 90-е годы (грубо говоря, наследие холодной войны), останется много идей, которые, если говорить прямо, реализовать не получилось. Здесь можно вспомнить программу Future Offensive Air System или FOAS, направленную на то, чтобы заменить ударник Королевских ВВС — самолет Tornado GR4. Программу FOAS отменили в июне 2005 года, заменив на Deep and Persistent Offensive Capability (DPOC), которую тоже потом отменили. В 2012 году Франция подписала Меморандум о присоединении к британской программе в рамках беспилотной боевой воздушной системы будущего Future Combat Air System, в основе которой могли лежать демонстраторы технологий Taranis и Dassault nEURON. Это, напомним, крупные БПЛА с задатками ударников, способные в теории быть малозаметными.





И тут возникает более серьезная путаница, ведь анонсированный недавно проект создания франко-немецкого истребителя тоже называется FCAS (в английском варианте) или SCAF (во французском, то есть, Système de combat aérien du futur). Вишенкой на торте в этом океане хаоса стало то, что Франция формально не разрывала всех связей с Британией, если говорить о первом Future Combat Air System, хотя новый европейский истребитель уже создается без участия специалистов Туманного Альбиона.

Но это, скорее, формальность. Уже давно понятно, что будущий франко-германский оборонный союз будет только крепнуть, оказавшись зажатым между Россией и США. В то же время заклятые старые враги (и не менее заклятые новые союзники) будут делать все, чтобы держать британцев подальше от своих новых разработок. Попросились на выход — значит выходите: такова позиция теперешних хозяев ЕС.

В этой связи генеральный директор Dassault Aviation Эрик Траппье сказал недавно примерно следующее: «Brexit имеет тенденцию поглощать энергию и финансы нашего британского партнера, который не всегда готов к осуществлению амбициозных проектов с нами». Но это уже детали, ведь еще в прошлом году член французской парламентской комиссии по иностранным делам Дидье Квентин отметил, что Франция «только что отказалась от совместного демонстрационного проекта по боевым беспилотникам в рамках Future Combat Air System (FCAS)». Вопрос, можно сказать, закрыт.



Ударим вместе

А теперь постараемся прямо ответить на вопрос, что именно сейчас создают европейцы. Еще в 2017 году Airbus Defense and Space неожиданно провела презентацию концепта истребителя нового поколения New Fighter, который согласно озвученной идее, станет частью системы FCAS. Однако это был лишь концепт, появившейся после фактического сворачивания франко-британской инициативы.



Важно другое: в апреле прошлого года министр обороны Франции Флоранс Парли и глава немецкого Минобороны Урсула фон дер Лейен подписали соглашение о старте работ над проектом боевого самолета, который сменит Dassault Rafale и Eurofighter Typhoon в 2035-2040 годах. Уже в июле 2018 года компания Dassault Aviation в своем ролике показала первое изображение самолета, который был мало похож на «эйрбасовский» New Fighter. На представленном изображении можно видеть пилотируемую боевую машину, у которой нет вертикального оперения, а также свойственного «французам» переднего горизонтального оперения. Такой вот минимализм.

Что слышно о европейском истребителе шестого поколения?


Условным наименованием для самолета выбрали New Generation Fighter (NGF), в то время как обозначением всей программы стал уже привычный FCAS или SCAF. Напомним, что в рамках новой программы намерены создать не только истребитель, то также и новые БПЛА, а еще новые системы разведки, наведения и управления. Если говорить кратко, то это самая амбициозная европейская военная программа. Посоперничать с ней в Старом свете вряд ли кто-то сможет.

Важно отметить, что проект NGF не стоит на месте. Фактическое рождения общеевропейского истребителя будущего состоялось в феврале 2019 года, когда Франция и Германия подписали соглашение о старте концептуального этапа научно-исследовательской работы в рамках программы истребителя нового поколения. «Этот новый шаг — краеугольный камень для обеспечения европейской стратегической автономии в будущем. Мы, Dassault Aviation, мобилизуем свои возможности в качестве системного архитектора и интегратора, чтобы соответствовать требованиям наций и сохранить наш континент в качестве мирового лидера в области создания систем воздушного боя», — заявил в связи с этим упомянутым выше событием Эрик Трапье.

Если сказать кратко, то французы подтвердили информацию о ведущей роли Dassault Aviation в деле создания нового самолета. Это важно, так как у них есть опыт, которого нет у Германии. Дело в том, что немцы не создавали своих сугубо национальных истребителей с момента окончания Второй мировой войны. Eurofighter Typhoon — общеевропейская разработка.

А еще в феврале этого года стало известно, что к разработке франко-немецкого истребителя присоединилась Испания. Соглашение было подписано испанским министром обороны Маргаритой Роблес во время встречи министров обороны стран-членов НАТО в Брюсселе. По словам самой Роблес, Испания «присоединяется к этому проекту на равных с Францией и Германией».

Звучит красиво, особенно если учесть, что истребителей пятого поколения у Испанцев нет. Но равенство, конечно, скорее условное. Пока что New Generation Fighter видится симбиозом немецких денег и французского опыта. Другие страны будут, скорее, на тех же правах, которые есть (или, правильней сказать были) у Турции в рамках программы F-35.




NGF: что дальше?

Важным событием, которое состоялось уже после подписания соглашения о разработке New Generation Fighter, стала презентация…еще одного концепта европейского истребителя нового поколения. Речь идет о Британском Tempest, интерес к которому проявила Италия.

Значимой частью презентации стал показ полноразмерного макета, чем разработчики New Generation Fighter пока похвастаться не могут. Но вообще этот проект видится очень странным, а эксперты не исключают, что в будущем Британия может войти в проект NGF. Причина этого тоже, в целом, понятна. На сегодняшний день ни одна отдельно взятая европейская страна не сможет осилить разработку истребителя шестого поколения, которая может стоить 50 и даже 100 миллиардов долларов. У Британии таких денег просто нет.



Создать боевой самолет будущего могут только несколько очень сильных, с экономической и научно-технической стороны, стран. А скорее всего, в проекте в том или ином виде будут представлены многие государства мира. Еще одним минусом для «Темпеста» можно назвать то, что рынок боевой авиации не настолько широк, чтобы вместить сразу несколько мега-проектов. Поэтому успеха добьется либо NGF, либо британский самолет. Последнее, как уже отмечалось, менее вероятно.
36 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    4 апреля 2019 05:34
    Истребитель шестого поколения
    крайняя скрытность (улучшенная стелс-технология);
    эффективность во всех режимах полёта (от дозвуковой скорости до нескольких Махов);
    возможность изменения формы;
    умное покрытие;
    высокоинтегрированные сетевые возможности;
    очень чувствительные датчики;
    пилотирование истребителя опционально;
    оружие направленной энергии
    гиперзвуковая скорость;
    сверхманёвренность;
    многофункциональность;
    стелс-технологии;
    использование композитных материалов в строительстве.
    --
    Гиперзвуковая скорость когда ракеты еще толком сделать не могут, так единичные экземпляры и то не у них.
    Эффективность во всех режимах работы. Ну ну истребители 5-го поколения до ума довести не могут по этому пункту.
    Оружие направленной энергии в принципе возможно, но вот компактные источники энергии для такого оружия. Нет их
    По некоторым другим пунктам возникают вопросы возможно ли это в настоящее время.
    Вывод. Дальше я хочу не пойдет. Или что-то сделают и объявят прорывом
    1. +2
      4 апреля 2019 05:59
      мне кажется, сша устранит конкурентов, лишив их покупателей.
    2. +4
      4 апреля 2019 07:25
      [quote][quote=ВАШ]Истребитель шестого поколения
      крайняя скрытность (улучшенная стелс-технология);
      эффективность во всех режимах полёта (от дозвуковой скорости до нескольких Махов);
      возможность изменения формы;
      умное покрытие;
      высокоинтегрированные сетевые возможности;
      очень чувствительные датчики;
      пилотирование истребителя опционально;
      оружие направленной энергии
      гиперзвуковая скорость;
      сверхманёвренность;
      многофункциональность;
      стелс-технологии;
      использование композитных материалов в строительстве.[/quote]
      Напомнило. В "Технике-молодежи" было. Создал кайзер Вильгельм2 проект броненосца и вынес экспертам на заключение. "Ваше Величество! Ваш корабль имеет самую толстую броню, самые мощные машины, самые большие пушки, самые большие дальность и скорость. Но он просто утонет."
    3. +2
      4 апреля 2019 08:27
      По сути то, что перечислено, это скорее 5+, может ++, но не 6.
      Ничего концептуально нового нет.
      Это скорее говорит, о том, что более менее четкого понимания облика боевого самолета 6 поколения по еще нет.
      1. +1
        4 апреля 2019 10:56
        Цитата: Алексей Зоммер
        четкого понимания облика боевого самолета 6 поколения по еще нет.

        есть! но это секретно.
    4. 0
      4 апреля 2019 08:52
      Цитата: ВАШ
      Ну ну истребители 5-го поколения до ума довести не могут по этому пункту.

      =====
      А у них (в смысле гейропейцев) они (в смысле истребители 5-го) вообще ЕСТЬ??? Кроме пресловутого F-35 (да и то импортного) нету-ти! (От слова "ва-а--ще"!). Так что выходит с "4-го" сразу на "6-е" поколение замахнулись... Ма-а-а-ладцы!!!
      А не пора ли нам, друзья мои замахнуться на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира? А что...И замахнемся!!!

      bully
    5. +3
      4 апреля 2019 09:00
      ВАШ! "Масло - маслянно!" Пока требования к 6-тому поколению самолётов в стадии проработки...многое выше - пока не выполнимо технически!
      1. +1
        6 апреля 2019 04:55
        Все взято из интернета. По сему и ваше возмущение туда же скажем в википедию или нашим разработчикам. Тем кто формулирует требования.
        К моему сожалению я до таких высот не дорос.
  2. +2
    4 апреля 2019 06:39
    В Европе по по-моему мнению нет истребителя 5 поколения, а тут заявляют о разработке 6 го? После 1991 года были свернуты или сокращены многие разработки, не стало раздражителя в виде СССР. Да и денежкам нашли более приятные применения. С малозаметностью тоже не всё гладко,есть обоснованные подозрения, что для вероятного противника заметны. Иначе зачем отправили на хранение F 117? Если произойдёт прорыв по искусственному интеллекту, то весьма вероятно и будет успех в этих проектах.
    1. -1
      4 апреля 2019 07:21
      Цитата: Али Коканд
      В Европе по по-моему мнению нет истребителя 5 поколения, а тут заявляют о разработке 6 го?

      Они Еврофайтер то из МИГ-1.44 сделали.
      .


      а тут прям 6е...
  3. +1
    4 апреля 2019 07:29
    Цитата: ВАШ
    Истребитель шестого поколения
    крайняя скрытность (улучшенная стелс-технология);
    эффективность во всех режимах полёта (от дозвуковой скорости до нескольких Махов);
    возможность изменения формы;
    умное покрытие;
    высокоинтегрированные сетевые возможности;
    очень чувствительные датчики;
    пилотирование истребителя опционально;
    оружие направленной энергии
    гиперзвуковая скорость;
    сверхманёвренность;
    многофункциональность;
    стелс-технологии;
    использование композитных материалов в строительстве.

    Напомнило. В "Технике-молодежи" было. Создал кайзер Вильгельм2 проект броненосца и вынес экспертам на заключение. "Ваше Величество! Ваш корабль имеет самую толстую броню, самые мощные машины, самые большие пушки, самые большие дальность и скорость. Но он просто утонет."
  4. +3
    4 апреля 2019 07:42
    Я думаю, преимущество за англичанами. По простой причине: они уже юзают
    Ф-35. Их инженеры могут его "пощупать", изучить и подумать, что взять из него
    в свой новый самолет. Код ПО открыт для англичан, как и для Израиля.
    А это "кровь" самолета. Любой новый самолет будет разработан "вокруг компа".
    Финансово, англичане не потянут одни - это верно. Но если сделают хороший
    прототип, то партнеры "С кошельками" к ним потянутся.
    1. -3
      4 апреля 2019 09:07
      voyaka uh! Снова будете кричать - не нужна крейсерская сверхзвуковая скорость - это прихоти русских "экспертов" на сайте Военное Обозрение... Мы достигли ЭОП (ЭПР) =0.000000001 кв. миллиметров, меньше, чем у комара - в природе не бывает, но мы достигли - чего не знаем...
    2. +2
      4 апреля 2019 09:59
      У меня большие сомнения, что открыт код. Скорее доступны надстройки, но не ядро всего ПО. А с надстройками они, если образно, поменяют подсветку салона, не более. Ну и я бы не завышал роль ПО в самолете. Он весьма сложный объект, и ПО там далеко не ключевой фактор.
      Так же щупать самолет конечно дело хорошее, но повторить такой дорогой проект будет, скорее всего, не менее дорогое удовольствие, чем создать свой.
      Ну и нельзя забывать про фактор Брегзита, с вытекающей финансовой потерей. И политический кризис ума в управлении страной.
      Все в купе в действительности, на мой взгляд, ставит их в этой гонке намного дальше от перспектив создать самолет 6го поколения.
      1. +4
        4 апреля 2019 11:12
        "У меня большие сомнения, что открыт код"///
        ----
        Так было и с Ф-16, и Ф-15. Так и на этот раз. Американцы год упрямились,
        в 2010, потом согласились. Открыт весь source code. Я говорю про Израиль.
        А Англия еще выше по "доступу" (более близкий союзник).
    3. -3
      4 апреля 2019 11:31
      Цитата: voyaka uh
      Я думаю, преимущество за англичанами. По простой причине: они уже юзают
      Ф-35. Их инженеры могут его "пощупать", изучить и подумать, что взять из него
      в свой новый самолет.

      Вы меня разочаровываете!
      инженеры разных стран щупают мерседес... и какой результат?
      Цитата: voyaka uh
      Код ПО открыт для англичан, как и для Израиля.
      А это "кровь" самолета.

      ПО? вы серьезно?.... предлагаю вам предположить какими свойствами должно обладать ПО для рено логан чтоб конкурировать с мерседес.
      Цитата: voyaka uh
      Финансово, англичане не потянут одни - это верно.

      вот денег у КНР много... стало быть деньги не главное...
      1. +5
        4 апреля 2019 11:36
        "инженеры разных стран щупают мерседес... и какой результат?////
        ----
        Смотря какие инженеры... если японские или южно-корейские, то
        появится в этих странах аналог. И высокого качества.
        ------

        "вот денег у КНР много... стало быть деньги не главное..."////
        ----
        У них пятое поколение уже есть, если Вы не слышали - J-20.
        Мозги, быстрота, целеустремленность и деньги - и все будет.
        1. -2
          4 апреля 2019 11:52
          Цитата: voyaka uh
          Смотря какие инженеры... если японские или южно-корейские, то
          появится в этих странах аналог. И высокого качества.

          что то пока не появилось.
          п.с.
          не смущает ли вас бурное развитие автопромышленности именно в тех странах, где есть военные базы США?.... а автопромышленность США медленно загибается... в свою очередь, с в странах где есть базы США, как правило, отсутствует более менее серьезный ВПК.
          Цитата: voyaka uh
          У них пятое поколение уже есть, если Вы не слышали - J-20.

          может дадите характеристики данного пепелаца?... какой двигатель установлен в данном летаке?
          1. 0
            5 апреля 2019 06:30
            Цитата: NEOZ
            какой двигатель установлен в данном летаке?


            Прочитал вашу дискуссию, "деньги не главное" спорный момент, если уж говорить о Китая. В настоящий момент у Китая наблюдается недостаток технологии, в частности по конструкторской школе и тематики двигателестроения, и чтобы этот недостаток исправить Китай вливает огромные средства в науку и таким образом проводит исследования, открывает новые технологии и т.д. т.е. без финансирования науки (без денег) - развитие технологии будет стоять на месте. Даже если есть "мозги" то без финансирования новых открытий не будет. А по двигателям у Китая есть своя линейка WS

            "WS-10
            WS-10A - улучшенный вариант; рекламируемый иметь 120-140 килоньютоны (27,000-31,000 фунты F ) тяга
            WS-10B - улучшенный вариант с большей надежностью; на основе WS-10A
            WS-10G - вариант векторной тяги для J-20; [24] генерировали 152–155 килоНьютон (34 000–35 000 фунтов f ) тяги во время испытаний
            WS-20 - производная с большим байпасом длятранспорта Y-20 ; 138 (31000 кн фунтов F ) от тяги
            WS-10 TVC - вариант с вектором тяги, обеспечивающий сверхманевренность "

            В серийном J-20 стоит WS-15

            "Максимальная тяга :
            Военный тяга: 105 кН
            Форсаж: 180+ кН
            Цель: 197 кн (44000 фунтов е ) с форсажной камеры
            Температура на входе в турбину : 1850K
            Соотношение тяги к весу : 9,7-10,87"
  5. 0
    4 апреля 2019 10:09
    Европейцы уже пытались создать совместный истребитель ,но разругались и в результате появился рафаль и тайфун.
  6. -1
    4 апреля 2019 10:35
    Самолет строится вокруг компа- скорее все крутится вокруг концепции боевого применения. Может у него штатно будет рой дронов (прикрытия, РЭБ, арсенал и т.п.), а может он на гиперзвуке будет прорывать ПВО- соответственно разные машины.
  7. +1
    4 апреля 2019 11:03
    мне кажется, при создании истребителя 6 поколения, нужно идти параллельно 2 путями - на обкатанной достаточно вместительный платформе (вроде тайфуна) совершенствовать всю авионику и ПО будущего самолета и параллельно создавать новый планер с новыми двигателями и прочей начинкой. На примере ф-35 видно, что делать все последовательно слишком долго.

    Из требований, которые я бы выдвинул к 6 поколению - обязательное умеренное снижение заметности, не требующее особого обслуживания, эффективное локационное оборудование, причем видящее цели у земли, возможности РЭБ, внутренний отсек, способный вместить боеприпасы габаритов тонной бомбы, возможность ставить конформные баки и дозаправка в воздухе, продуманная защита от инфракрасных ракет, широкие интегральные возможности оборудования (от разъемов и стандартов обмена данными до элементарно мощного электрогенератора). Возможность идти на 1.5 маха без избыточного расхода топлива,
    развитая механизация плоскостей, упрощающая маневрирование, управляемый вектор тяги, достаточно просторный носовой отсек для оборудования и т.д.
    Главное что я хотел бы выделить - возможность вести бой на большом удалении от 60 до 250 км по полученному извне целеуказанию и возможность самому делать такое целеуказание. Продумать какой-нибудь эффективный интерфейс обмена с наземными силами.
    Список очень большой.
    1. +5
      4 апреля 2019 11:19
      Все, что Вы перечислили уже есть в пятом поколении: или в Ф-22, или в Ф-35.
      Шестое должно быть беспилотным. Полноценный беспилотный истребитель.
      1. 0
        4 апреля 2019 11:25
        оно есть только на словах. А на деле 5 поколение все ущербное. ф-22 слишком дорогой и однобокий, к тому же большинство в урезанной комплектации и дальность + реальная боевая нагрузка смешная
        пингвины летают только эпизодически и конца краю их доведению нет, к тому же это вообще не истребитель, скорее легкий бомбер. ПАК Фа вообще вечно зеленый проект.
        Китайский j20 тоже мышей не ловит.

        Я считаю, что большинство опций формально озвученных в 5 поколении в реальной практике или не применимы или гомеопатически малы. И реально они имеют шанс появиться только еще лет через 5-10 на уровне, который может планировать штаб.
        1. +2
          4 апреля 2019 11:49
          "оно есть только на словах."////
          -----
          По тем двум типам - есть в железе. Все применимо и используется.
          Но не буду Вас переубеждать.
          1. -2
            4 апреля 2019 11:53
            в Японии базируется несколько десятков ф-22
            недавно проскочила информация, что реально боеспособно около десятка и эти тоже скоро выйдут из строя. А ф-35? Их построили наверное уже 2 тысячи. А сколько бортов на боевом дежурстве?
            штук 5 эскадрилий?
            Ну и какой толк от этого "реально используемого" железа?
            1. +1
              4 апреля 2019 12:00
              Нет связи с поколением. В четвертом - аналогично. И с Еврофайтерами,
              и с Сушками - то же самое. А с третьим поколением - еще хуже.
              Только, пожалуй, в Израиле боеготовность ВВС выше 80%.
              Потому что, боевылеты раз в неделю.
              В Европе и России - не более 50%. В Штатах - порядка 70%.
      2. 0
        4 апреля 2019 17:00
        Цитата: voyaka uh
        Шестое должно быть беспилотным. Полноценный беспилотный истребитель.

        А почему бы не опциональным, способным при необходимости пилотироваться живым пилотом, а при необходимости применяться беспилотным?
        1. +1
          4 апреля 2019 23:50
          Потому что системы жизнеобеспечения летчика, весь колпак кабины, приборная
          доска, дисплеи - чуть ни четверть стоимости самолета.
          У такого же дрона кабины вообще не будет. И не надо заботиться о
          выживании летчика при запредельных перегрузках.
  8. +1
    4 апреля 2019 12:00
    деление на поколения крайне условно, пока не понятно ничего с реальным боевым применением ф22 и ф35 х-47 не имеет смысла городить огород с какими то прорывными самолетами, даже не совсем понятно на что упор будет при модернизации настоящих конструкций,

    но эксперды тут начинают нести: стэлс гиперзвук сверхманевренность и прочие слова виденные на вики
  9. 0
    4 апреля 2019 13:18
    Если вспомнить, как европейцы создавали "Еврофайтер", и во что им это обошлось, то можно особенно не волноваться. Работать они над машиной 6 поколения, конечно же, будут, только это работа на ближайшие лет 25, не меньше, да и то с неопределённым результатом.
  10. 0
    4 апреля 2019 14:28
    Когда прёт с "эспумизана" можно такие требования сочинить, что это будет фантастикой еще лет 50-100. Все-таки нужно ближайшую действительность принимать, а не желаемое. Де-факто концептуальные требования и их физическая реализация в итоге может разительно отличаться из-за невозможности прыгнуть выше головы существующего технологического уклада и технологий. Американцы подумали, что вся стэлс-концепция это в коей-то мере "убер-аллес и всепобедин", а вышел "утюг" F-117, сверхдорогой B-2 и Зумвалт с определенно сомнительной применимостью этой концепции.
  11. -2
    4 апреля 2019 14:30
    Ну и? Для россэлектората мультики показывают. И ведь верят.
    Вопрос. Может некоторые из вас недавно были в Европе. И как к Вам там относились? Вот тото и оно.
    А то всё "НАТО, ВРАГИ"
  12. 0
    4 апреля 2019 15:32
    Пока слышно только много болтовни по этому поводу. Не сильно удивлюсь если с этим самолетом будет столько же возни как с транспортным А-400М. Только стоимость будет на порядок выше чем А-400М.
  13. 0
    5 апреля 2019 09:46
    они панавиа(торнадо)долго до ума доводили,получилось не очень,еврофайтер тоже не быстро но машина получилась не плохая,ну а 6 поколение это на очень далекую перспективу ,я думаю пока не понятно как его применять и против кого какие в будущем будут противники этого не знает никто,да забыл тайфун кажется делает и ф-16 и ф-15 так что европейское авиастроение достойный конкурент штатам
    1. +1
      5 апреля 2019 16:10
      Еврофайтер моложе сокола лет на 20 и практически в тех же характеристиках, а стоит как орёл, который классом выше и ни про какое "делание" вопрос не стоит. Европейцы отстают от штатов на те самые 20 лет в боевой авиации. Пятое поколение, как правильно тут выразились, весьма ущербно ( у всех). Похоже имеет место ошибочная концепция. ф-117 списали уже, а ф-16 себе летает. И ф-35 спишут, а он всё летать будет