30 лет со дня гибели АПЛ К-278 "Комсомолец"

77
Ровно 30 лет назад произошло трагическое событие, по которому до сих пор остаётся немало вопросов. Это гибель 7 апреля 1989 года атомной подводной лодки ВМФ СССР К-278 «Комсомолец». По официальной версии, АПЛ погибла в результате пожара. Трагедия разворачивалась в Норвежском море. Примечательно, что из состава флота АПЛ «Комсомолец» была выведена только летом 1990 года.

30 лет со дня гибели АПЛ К-278 "Комсомолец"


Для лодки, создававшейся в том числе и в качестве экспериментальной для глубоководных погружений (а «Комсомольцу» принадлежит рекорд по глубине погружения для ПЛ – 1027 м), от момента спуска на воду до гибели прошло менее 6 лет.

Аварийная ситуация на борту советской атомной субмарины возникла при возвращении АПЛ с боевой службы. При этом до сих пор нет однозначного ответа на вопрос о конкретных причинах возникновения пожара на борту «Комсомольца». Достоверно известно лишь о том, что пожар возник в 7-м отсеке субмарины. Также известно имя первого погибшего на борту К-278 подводника. Это вахтенный матрос Нодар Бухникашвили.

В общей сложности, на момент аварии на борту АПЛ находились 69 человек. Из них спасти удалось 27. Преданы земле после гибели были 20 моряков, остальные остались покоиться в Норвежском море. Известно о том, что причиной смерти основного числа погибших стало переохлаждение в ледяной морской воде.

На данный момент атомная подводная лодка в законсервированном состоянии находится на дне Норвежского моря. Речи о её поднятии и транспортировке в один из российских портов не идёт.
77 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    7 апреля 2019 09:47
    30 лет со дня гибели АПЛ К-278 "Комсомолец"
    Да уж...помню я эти дни. Как же было обидно, что ребят всех спасти не смогли. Вода вам пухом...
    1. +2
      7 апреля 2019 09:49
      Мне тогда было вдвойне обидно что слишком много катастроф в нашем флоте по сравнению с амерзцами..
      1. +3
        7 апреля 2019 09:57
        Скорбь и Память на все времена по погибшим морякам .
        Что уж не могут выделить денег на поднятие лодки , хотя бы для того что бы нормально похоронить героев - подводников . По моему на благое дело должны изыскать средства .
        1. +1
          7 апреля 2019 11:43
          А они это помнят? Многие и не слышали. Если начать настаивать, приведут десятки контраргументов, за которыми будет читаться лишь одно-нет денег. О ветеранах ВОВ, большинство, вспоминают только в мае. И то, для того, что бы пропиариться.
          Как много лишнего мы слышим в дни побед,
          Но только этой патоки с елеем,
          Не очень верят те, кто в десять лет,
          Питался в основном столярным клеем,
          А время умножает всё на ноль
          Меняет поколенье, поколеньем.
          И вот войны подлеченная боль,
          Приходит лишь весенним обострением
          Над этой болью многие кружат.
          Как вороньё, как чайки и так рады.
          Как будто свой кусок урвать хотят,
          Бетонной, героической блокады.
      2. Комментарий был удален.
      3. +12
        7 апреля 2019 10:45
        Доброе утро, Дмитрий. Американцы скрывали от СМИ катастрофы. Как сейчас это делают китайцы, пока на видео не снимут взрыв завода или падение самолета.
      4. -5
        7 апреля 2019 12:31
        вам заштатники ВСЮ информацию предоставляют??
      5. +2
        7 апреля 2019 13:21
        У Штатов можно вспомнить как минимум гибель Трешера и Скорпиона.
    2. Комментарий был удален.
  2. +12
    7 апреля 2019 09:47
    Трагедия нашей страны и ВМФ....Вечная слава нашим подводникам...
    1. 0
      25 апреля 2023 14:22
      Цитата: 210окв
      Трагедия нашей страны и ВМФ....Вечная слава нашим подводникам...

      Большую часть экипажа "Комсомольца" можно было спасти, если бы не политические решения руководства СФ:
      1. Была отвергнута любая помощь от НАТО, включая сброс надувных лодок с "Орионов";
      2. В часе хода от лодки находилась плавбаза "Полярная Звезда", получившая SOS и немедленно вышедшая в район бедствия, на ходу уже буквально сбросившая пришвартованного "рыбака" с борта.
      Был развёрнут госпиталь но, за 30 минут до подхода к ПЛ, П/Б "Полярная Звезда" была остановлена берегом. Причина - экипаж п/б не визирован, рейс был чисто промысловый, без права захода в инпорты и, соответственно, не имел допусков секретности.
      На спасение была отправлена п/б "Алексей Хлобыстов", ходу которой до "Комсомольца" было четыре (!) часа.
      А теперь представим себе другое, если бы не было дурацких приказов от флотского командования:
      Подошедшая первой п/б "Полярная Звезда" швартует ПЛ "Комсомолец" и принимает на борт экипаж лодки, кто выжил, далее совместная аварийная партия тушит пожар. За время борьбы за лодку подходит п/б "А. Хлобыстов" и швартует ПЛ с другого борта: лодка оказывается "на растяжках" двух огромных судов, аварийная партия усилена, экипаж ПЛ в безопасности.
      Таким способом можно было привести ПЛ в Кольский залив "как в люльке", получив, заодно, уникальный опыт спасения кораблей...
      p.s. Я был там тогда, на "Полярке", иногда навещаю могилу матроса ПЛ "Комсомолец" Романа Филиппова...
  3. +3
    7 апреля 2019 09:48
    Вечный покой погибшим, К-278 это рекордсмен, таких больше нет,и не будет скорее всего!
    1. +3
      7 апреля 2019 11:21
      Вот поскольку она рекордсменом и была, и это доставляло Штатам немало головняков - не поэтому ли много вопросов к гибели лодки?
      1. +1
        7 апреля 2019 11:46
        Была статья на ВО про К-129. Там тоже не все однозначно. https://topwar.ru/126713-k-129-voprosy-ostayutsya.html
  4. Комментарий был удален.
    1. +1
      7 апреля 2019 10:07
      Не замнут,и фильмы идут по каналам,и в новостях про мероприятия рассказывают!Такое вообще то не заминается,и не забывается!
      1. Комментарий был удален.
    2. +3
      7 апреля 2019 10:53
      Цитата: KontrLiber
      подумал ,что замнут эту дату

      Цитата: игорка357
      Такое вообще то не заминается,и не забывается!
    3. -3
      7 апреля 2019 12:34
      Цитата: KontrLiber
      что замнут эту дату ,как чаще всего бывает в последнии годы...

      ну и что замяли?
  5. +5
    7 апреля 2019 10:07
    ""Ровно 30 лет назад произошло трагическое событие, по которому до сих пор остаётся немало вопросов."""

    Справедливости ради надо сказать, что за последние лет 120 произошла просто уйма трагических событий, по которым остается немало вопросов. Я бы мог их примерно перечислить, но понадобится очень много времени. Практически полностью засекречена история СССР и новейшая история России: архивы закрыты и засекречены до 2040-2050 годов, а потом скорее всего сроки снова будут продлены. Так что - одной тайной больше или меньше - разницы практически нет.
  6. -18
    7 апреля 2019 10:13
    Это случилось потому что оборудованию АПЛ при разработке и конструированию, не уделяли должного внимания, в том числе и пожарной безопасности, негорючим материалам и прочему.
    1. +3
      7 апреля 2019 12:39
      Цитата: Вадим237
      Это случилось потому что оборудованию АПЛ при разработке и конструированию, не уделяли должного внимания, в том числе и пожарной безопасности,

      и откуда такое???? вы в КБ работали????? или на лодках этого класса служили????
      пожар может возникнуть ВЕЗДЕ где не соблюдаются меры ПРОТИВОПОЖАРНОЙ безопасности.
      даже у вас на кухне
      1. -3
        7 апреля 2019 12:51
        Подводная лодка должна быть максимально защищена от возгорания. На подводных лодках в основном пожары происходили из за оборудования.
        1. 0
          7 апреля 2019 13:10
          Цитата: Вадим237
          На подводных лодках в основном пожары происходили из за оборудования.

          так вот нет такого оборудования которое НЕ ГОРИТ. ну не придумали кабелей и двигателей которые не горят!!!!!!!
          1. +1
            7 апреля 2019 17:30
            К-278 была сделана из титана, а титан горит. Вступает в реакцию как с кислородом, так и с азотом... Вполне могли гореть конструкции внутри отсека, особенно в седьмом.
    2. +1
      7 апреля 2019 21:15
      Цитата: Вадим237
      Это случилось потому...

      О, как! Все головы ломают, а вы всё расследовали не сходя с дивана.
  7. 0
    7 апреля 2019 10:13
    На данный момент атомная подводная лодка в законсервированном состоянии находится на дне Норвежского моря.
    Мужики, если кто в курсе: вот лодка " в законсервированном состоянии" хотя бы в общих словах расскажите что это значит. Проводились какие-то мероприятия соответствующие этому выражению? Такому дилетанту как мне трудно представить какие-то работы и их возможность на таких глубинах, ну там консервация и пр..
    1. +2
      7 апреля 2019 10:37
      Тупо все заварили и "привет. Может кто-то реактор глушил, но это из области фантастики. soldier
      1. -2
        7 апреля 2019 12:42
        Цитата: федоров
        Тупо все заварили и "привет.

        а не "тупо" это как? или работу делали???????????
      2. +1
        8 апреля 2019 07:52
        А чего его глушить? При полном обесточении все поглотители падают на НКВ, точнее - на гайку-упор.
    2. +5
      7 апреля 2019 10:44
      Оч.хороший материал имеется на сайте subboat ru.,загляните,не пожалеете.Там имеется история погружений наших *миров* к месту гибели подлодки,об исследованиях которые они проводили.Одним словом интересно.Вечная слава нашим подводникам.
      1. +2
        7 апреля 2019 11:20
        Спасибо, на сайт subboat.ru зайти не смог что-то там связанное с его безопасностью или с моим браузером, но попал на http://subboat.com/ и вот:
        максимальная рабочая глубина - до 3000 м (в большинстве проектов - до 1000 м); радиус действия (максимальное удаление от обеспечивающего судна) - 100-150 м (в редких случаях до 1000 м); скорость подводного хода - 1-2,5 узла, масса - от 20 до 350 кг.
        Аппараты Рабочего класса предназначены для решения широкого круга подводно-технических работ (аварийно-спасательных, поисковых, инженерно-строительных и ремонтных). Этот класс составляют НПА массой от 30 до 6000 кг с достаточно сложным навесным оборудованием.
        ТНПА для специализированного использования - это аппараты, предназначенные для тяжелых механических работ на морском дне, при решении не стандартных инженерно-технических задач и применением не стандартных инструментов и приспособлений.
        то есть некоторые вещи можно делать без непосредственного присутствия человека на глубине до 3000 метров, и правда фантастика.
      2. +4
        7 апреля 2019 12:30
        Я нашёл:
        http://subboat.com/apl-komsomolec-podvodnye-raboty-na-meste-ee-gibeli.html
        Про саму аварию и работы на месте гибели:
        АПЛ «Комсомолец». Подводные работы на месте ее гибели
        1. 0
          7 апреля 2019 13:19
          Цитата: ROSS 42
          Я нашёл:

          С трудом дочитал, сидел читал и молча ревел, душило что-то.
        2. +2
          7 апреля 2019 19:09
          ОГРОМОЕ вам спасибо за ссылку. Давно я не читал ничего похожего. Перечитал весь "справочник" - мягко, говоря, в шоке. Расширяет кругозор нереально.

          ЗЫ: При этом меня аж начинает бесить, что такие потрясающие вещи у нас делают без огласки. А стоило бы орать на весь мир. Пропаганду никто не отменял.
  8. Комментарий был удален.
  9. +3
    7 апреля 2019 10:35
    Уж не знаю как прокомментировать. я ПВО-шник, смыслю мало, но знакомые офицеры есть.
    Служба на любой лодке - экстрим тот еще. Спать ложишься, ты даже газету не сможешь открыть,места с верха нет. Если вы дежурный вахтовый офицер, возможно не успеть всю лодку с закоулками пройти за вахту. Постоянные тренировки экипажа.
    Мое мнение - Техническая неисправность, не совместимая так сказать, хоть и грубо..
    Память Им и лодке- легенде.
  10. +4
    7 апреля 2019 10:45
    Цитата: Spartanez300
    Что уж не могут выделить денег на поднятие лодки , хотя бы для того что бы нормально похоронить героев - подводников .

    Лодка затонула на глубине 1658 (по другим данным на глубине 1858) метров. "Курск" со 108 метровой глубины едва подняли, а тут с полуторокилометровой... Боюсь что это не реально

    Цитата: Юра
    На данный момент атомная подводная лодка в законсервированном состоянии находится на дне Норвежского моря.
    Мужики, если кто в курсе: вот лодка " в законсервированном состоянии" хотя бы в общих словах расскажите что это значит. Проводились какие-то мероприятия соответствующие этому выражению? Такому дилетанту как мне трудно представить какие-то работы и их возможность на таких глубинах, ну там консервация и пр..

    Насколько помню информацию на эту тему проводились мероприятия с торпедными аппаратами у которых были сорваны крышки. Возможно что-то закачивалось и в торпедный отсек. Дело в том, что в боекомплекте у лодки были ракета-торпеды со специальными боевыми частями и чтобы не дать возможности выхода плутония в морскую воду эти мероприятия и проделывались
    1. +2
      7 апреля 2019 11:33
      Проект «Азориан» или по другим источникам операция "Дженнифер". 74 год, глубина около 5 км.
      1. +1
        7 апреля 2019 12:07
        Данная операция американцам обошлась в сумму сопоставимую с полетом на луну,результат был,что подняли останки ,правда не всех наших моряков и похоронили согласно традициям советских вмф,а то,что они хотели,не достигли
        1. +2
          7 апреля 2019 12:52
          Полёт на луну США обошёлся около триллиона долларов, на нынешние деньги.
          1. 0
            7 апреля 2019 14:56
            Вот примерно во столько и эта операция обошлась
        2. +1
          8 апреля 2019 07:35
          Из за технической неисправности и отказа захватов.лодка переломилась и снова упала,и благодаря нелепо у случаю,по переносу в заводе поста спс в корму,ам не достались крипты и шифры, а вот спец торпеду,они по моему заимели
    2. +1
      8 апреля 2019 07:33
      Вспомните тогда гломар-эксплорер и к-129.....
  11. +3
    7 апреля 2019 10:49
    Вечная память.
    Мой сосед на плавбазе был, которая к месту гибели подошла и брала на борт выживших. Переохлаждение в северном море страшная вешь.
    1. +2
      7 апреля 2019 12:42
      Цитата: wellaut
      Мой сосед на плавбазе был, которая к месту гибели подошла и брала на борт выживших.

      Я наверное один из немногих, кто в то время проходил службу в ГСВГ и постоянно имел доступ к иностранным телевизионным каналам и другим СМИ в силу служебных обязанностей. В общем практически сразу после сигнала SOS ( думаю что он был натовцами запеленгован) норвежское телевидение начало трансляцию о нашей лодке и видеть как наши моряки находятся в воде было очень трагично. Сначала думали что произошла какая-то провокация натовцев, но потом поняли что все гораздо трагичнее, тем более что появились фотографии, которые также транслировали по западным ТВ. В наших СМИ информация появилась наверное с суточным запозданием или больше - так мне запомнилось.
  12. Комментарий был удален.
  13. Комментарий был удален.
  14. +3
    7 апреля 2019 11:22
    Владимир Высоцкий - Спасите наши души
  15. +4
    7 апреля 2019 11:55
    Чей-то подвиг-это всегда трагический итог чьего-то головотяпства.
    Царство небесное Вам, Мужчины, и вечная память потомков.
  16. +6
    7 апреля 2019 12:02
    Многое хочется сказать, многое промолчать...Давайте просто помолчим...Думаю, что ОНИ, там, желают нам ЖИТЬ! Просто ЖИТЬ! За себя и за НИХ!
    1. -1
      7 апреля 2019 12:46
      Цитата: sabakina
      Многое хочется сказать, многое промолчать..

      но грязи и тут налили. тошно даже читать
      Привет hi
  17. +1
    7 апреля 2019 12:25
    Что там неясного ? Возникла перегрузка кабеля и он загорелся. Он находился внутри кабельной сборки. Не потушить. Поа он не выгорел весь, как бикфордов шнур, пожар разросся и было сильное задымление. Остановили реакторы, лодка сразу потеряла плавучесть и стала тонуть..
    1. +4
      8 апреля 2019 07:44
      Просто единицы тут имеют представление,что такое не то,что пожар,а элементарное задымление в задраенном отсеке на глубине.чтобы это приблизительно понимать,нужно закрыться в типичной ванной комнате,закрыть вентиляцию и сжечь там хотя бы газету целиком.и посидеть там,такая кнопочки в телефоне,комментируя,посты ВО, про бардак на флоте,плохой л/с и т.д.ПОЖАР НА ПЛ ПОД ВОДОЙ ЭТО СТРАШНОЕ ДЕЛО ТОВАРИЩИ!!!!!
      1. +1
        8 апреля 2019 07:58
        Согласен, особенно когда пожар объемный.
        1. +3
          8 апреля 2019 08:15
          Обьемным он становится в считанные минуты.вся надежда на исз, впл, и лох.
          1. +1
            8 апреля 2019 08:17
            Если с ЛОХом не прощелкаешь время, далее он не эффективен уже...
            1. +3
              8 апреля 2019 08:18
              А дальше полная изоляция и бзж в смежных отсеках по предотвращению пожара.
              1. +1
                8 апреля 2019 08:19
                В тютельку. Только рубежи обороны (осн. и доп.) и "...ни шагу назад!"
                1. +3
                  8 апреля 2019 08:22
                  доводилось быть и в АП,и в ОДО,за 15 лет службы на двух флотах монгое повидал и познал.теперь скучаю на пенсии,тем больше и бесят комментарии диванвоенспецов....
                  1. +2
                    8 апреля 2019 08:25
                    Да уж, диванные спецы - это нечто! Даже не анализировать, а просто говорить об авариях и происшествиях на флоте могут только люди отдавшие этому самому флоту много-много лет...
  18. 0
    7 апреля 2019 12:27
    Лодка затонула на глубине 1658 (по другим данным на глубине 1858) метров. "Курск" со 108 метровой глубины едва подняли, а тут с полуторокилометровой... Боюсь что это не реально


    Реально. ГРЦ ещё для подъёма Курска разработал универсальный метод,но он адмирал не нужен оказался..
  19. +3
    7 апреля 2019 12:48
    Цитата: Steen
    Проект «Азориан» или по другим источникам операция "Дженнифер". 74 год, глубина около 5 км.

    Не стоит сравнивать две совершенно разные ситуации. Даже если не брать во внимание стоимость американской операции, по факту она ведь завершилась неудачей. Лодка разломилась и американцам удалось поднять самую легкую носовую часть с останками 6 подводников.
    При том, что К-129 имела подводное водоизмещение 2800 т. "Комсомолец" затонул на полуторокилометровой глубине и имел подводное водоизмещение в 8500 т. Насколько знаю, у нас даже в отдаленном будущем не планируется создание судов, способных поднимать такие тяжелые объекты и с такой глубины...
  20. 0
    7 апреля 2019 14:25
    День добрый Всем! Фильм "72 метра" это про Комсомолец?
    1. 0
      7 апреля 2019 20:32
      Скорее про Курск
  21. 0
    7 апреля 2019 15:12
    Мормуль Николай. "Катастрофы под водой."
    Там не только о "Комсомольце"...
    Хочется перечитать ещё раз, но пока эмоции не дают...
    1. +2
      7 апреля 2019 16:28
      Есть замечательная книга Евгения Чернова "Тайны подводных катастроф" почитайте, там про причины гибели Комсомольца толково написано, сам автор бывший офицер-подводник
  22. 0
    7 апреля 2019 16:30
    Трагедия конечно! Чисто техногенная! Никто не таранил и не торпедировал((( и не зацепил конечно.а жаль ,было бы на кого спихнуть(((
  23. 0
    7 апреля 2019 18:30
    Причины две - технологическая диверсия с использованием некондиционных изоляторов и нелинейность экипажа. Фактически командный состав потерял навыки, пять человек не имели допуска ... все вылилось в цепь нелепейших ошибок даже в самом простом - не смогли правильно отнайтовать спасательные плоты, забыли задраить верхний люк спасательной капсулы ... жаль ребят. За ошибки адмиралов и командиров платят жизнью вовсе не они.
    1. +1
      8 апреля 2019 07:57
      Про "изоляторы" не понял, это что? Человеческий фактор, скорее всего, имел место быть. Вот и ушли в море навсегда... В этом году Серёге Краснову исполнилось бы 50 лет, а он навсегда остался 20-летним. Учились в одной школе, он на год младше. На практике я был в З.Л. в те времена, могли бы встретиться, но увы...
      Вечная память!
      1. -2
        9 апреля 2019 04:50
        Спецы говорили, что на щитке ВН откуда пошло возгорание меняли изоляционные детали в межпоходном ремонте, забыл название, потому и употребил "изоляторы", потом один фабричный штатный обнаружили в мусоре. Значит поставили что-то другое или оставили старый? Но вот что поставили или оставили? Кто и почему - все осталось невыяснено. Не задокументировано как положено - записи задним числом ... Если был поставлен бракованный или контрофактный, то понятно, что его пробило, искра, возгорание, пожар ... намекали, что это была диверсия, вроде как под второй экипаж со слабой подготовкой.
    2. +1
      8 апреля 2019 08:28
      Особенно про капсулу.зачем вы так????спросите у ст.мичмана Слюсаренко об этом.ТЬФУ моё вам огромное под ноги от лица всех братьев подводников.
      1. 0
        9 апреля 2019 04:40
        Насколько я помню именно Слюсаренко чудом выжил, а капсула, расчитанная на спасение всего экипажа мгновенно затонула по причине не соблюдения инструкции. Люки не были задраены и законтрованы так как положено, уж не помню материалы расследования сейчас, но из трех человек в капсуле выжил чудом мичман, командиру люком раскроило голову. Не умели люди управлять спасательной капсулой - выскочила как пробка, воздухом выдавило люк, выкинуло мичмана, а сама капсула ушла на дно. Точно так и со спас средствами - вместо того чтобы действовать по инструкции и легко отнайтовать плотики - кувалдами их выбивали. Ну а как нелинейный экипаж боролся с пожаром это отдельная песня. Их в море выпускать нельзя было, это факт. Потому своим ТЬФУ сами и утритесь. Увы, но не уверен, что вы отношение к "братьям подводникам" имеете.
        1. 0
          9 апреля 2019 09:29
          Не уверен,не обгоняй... С какой глубины капсула сорвалась с креплений.по моему примерно с километра выстрелила. Пробкой на верх и перепадов давления вышибло люк в какой ситуации люки на капсуле задраили и при каких условиях?
          1. 0
            9 апреля 2019 20:34
            Она не сорвалась с креплений, а была выполнена команда на отсоединение от лодки, но не штатно. Камера рассчитана при правильной эксплуатации на спасение всего экипажа с максимальной глубины погружения, а это более км. Люк не был задраен на кроманьолу, защелка держала пока было противодавление. Жаль, что прекрасно спроектированная капсула, расчитанная на спасение всего экипажа, спасла чудом только одного и убила двоих. Как правильно написал ниже Алексей плоты не смогли штатно, согласно документации именно "Комсомольца" извлечь из мест хранения. масса плотов всюду примерно одинакова и если другие экипажи тренированы, то масса особого значения не имеет. Это то, что я читал в документах расследования. Документы четко определили основную причину гибели лодки и экипажа. Да, по возрасту и давности лет, многое из терминологии и конструктивных особенностей я подзабыл, каюсь. Но теперь все скорее всего лежит в открытом доступе и Вы можете перепроверить.
            1. 0
              10 апреля 2019 01:18
              Вы бы хоть раз попробовали ПСНЛ-20 на верх поднять....их в базе у пирса целое дело извлечь.что касается капсулы,то крепления отдать не смогли, лодка пошла на дно и благодаря случаю,божьей воле и т.д не за долго до удара на грунт,крепления отошли и капсула пулей вверх ушла.а удалось спастись только благодаря ИДАшкам, которых там быть не должно,но доктор проводил учения и они там остались.не помню причину,но 3 человека на верхнем ярусе капсулы,включая командира отравились,а 2 мичмана,оказались внизу.
              1. 0
                10 апреля 2019 07:15
                Об отравлении в ИДА и наличии в капсуле не трех а пяти человек я не припомню. В докладе было сказано лишь об штатном отстреле капсулы, крепления капсулы отдаются изнутри капсулы, а не с лодки. К трагедии привело не умение находившихся в капсуле ей правильно воспользоваться - не завернули кроманьолы, не проделали все полагавшиеся для экипажа капсулы действия. Вообще-то ИДА это нечто обязательное на теле каждого подводника весь поход и этот индивидуальный дыхательный аппарат каждый носит на себе сам, а не доктор. Во всяком случае нас так учили. Да и с плотами, скорее всего пробовали не глядя в инструкцию. Не знаком конкретно с ПСНЛ-20, но плоты по умолчанию обязаны выходить легко и без кувалд. Но вся беда даже не в этом, а в том, кто был тогда главнокомандующим. Можно было послать самолеты со сбрасываемыми спаскатерами, можно было многое, но товарищ главнокомандующий отдыхал и будить его не посмели, а без него ... ну и так далее ...
                1. 0
                  10 апреля 2019 08:39
                  Так отдавали крепления,а они заклинили. Вот и все,а ИДАшки в капсуле не должны находиться.вы её устройство видели?там и без них тесно.капсула отстрелилась на запредельной глубине и пробкой вылетела,за счёт этого не до конца затянутый люк и вышибло.к тому времени,3 человека из 5 были мертвы,включая командира.ИДАшки там оказались случайно.л/с эвакуировался с корабля но умер от переохлаждения.сейчас есть АРО-40В, если бы они были бы и тогда,то процентов 90 из спасшихся выжили бы.я не знаю кто,вы и какое отношение имеете к подводному флоту,но пишете откровенную чушь.верхний рубочный люк ВРЛ не так легко задраить и отдраить в обычной ситуации,а в экстренной ситуации тем более,обессиленным и ужасно напуганным.во для этого и проводятся изнурительные тренировки,чтобы в критической ситуации все делать на автомате на уровне подсознания и мышечной памяти.что же касается ИДА-59,то судя по написанному вами,вы к флоту подводному не имеете никакого отношения..ИДАшки находятся на боевых постах и являются частью ИСП-60,И НАДЕВАЮТСЯ ПО ПРИКАЗАНИЮ.не помню сколько весит все это,но оч много и громоздко. Сейчас даже бзж в них запрещено вести, а на БП и КП все находятся в ШДА,НЕ БОЛЕЕ.при покидании корабля л/с задействованный в особых обязанностях по покиданию выполняет их,остальные согласно ткрпоу дают корабль в АРО-40В согласно книжке БН под руководством КО. Централизованно и без паники.переходят из отсека в отсек и т.д.
        2. +1
          9 апреля 2019 10:39
          Не валите все в одну кучу. По порядку:
          1. Если люк ЗАДРАЕН, то на кремальеру. В противном случае просто закрыт (на защелку);
          2. Легко "отнайтовать" ПСНЛ-20 не получится, Вы даже не представляете себе массу плота. В данном случае правильно сказать - "извлечь из штатных мест хранения", т.к. на пла К-278 хранение плотов здорово отличается от хранения плотов на других проектах пла;
          3. Нелинейный экипаж может бороться с пожаром только на берегу в условиях УТК, на БС их никто не выпустит. Ни сейчас, ни во времена СССР;
          4. Michman (Геннадий) имеет самое непосредственное отношение к "братьям подводникам", в связи с чем может давать комментарии по вопросу службы на ПЛ;
          5. Напоследок повторю фразу, никоем образом ни в чей адрес, но... "домохозяйка и курсант, даже 5 курса, не могут рассуждать о причинах гибели Плавника". Сказано было офицером ДЖ ЭМБЧ 1-го экипажа К-278. hi
          1. 0
            10 апреля 2019 07:16
            Но ведь выпустили же.
            1. 0
              10 апреля 2019 09:55
              Линейный экипаж. А остальное на совести тех, кто их допускал и принимал задачи.
              Тем более, что в составе экипажа были представители того же 1-го экипажа. КЭТД к3р Испенков, например. ПЛА утонула с работающим ДГ и наличием ВВД в первой перемычке...
  24. 0
    7 апреля 2019 19:05
    30 лет-а ясности нет-археологи когда-нибудь разберутся-лет через 300.
  25. 0
    5 февраля 2020 01:08
    Служил на флоте до 1994, вот чем поделились офицеры по данному случаю: за сутки/двое до этих событий было всплытие ночью и дистанционная швартовка с каким-то кораблем, проходила пару часов, что-то перегружалось, или кто-то, поначалу волнение было минимальным, на момент окончания швартовых действий волнение увеличилось, при расхождении и погружении произошёл удар кораблём или судном по корпусу лодки. После погружения через 20 минут лодка повторно всплыла, был проведен поверхностный осмотр корпуса и выявлены значительные вмятины в кормовой части, однако течи в корпусе отсутствовали, принято решение на повторное погружение. Ближе к обеду начался первый пожар, его удалось локализовать за короткий промежуток времени, было произведено всплытие, долгий осмотр отсеков, ещё раз проверили корпус, провели ремонт по месту и было принято решение продолжить поход, менее чем через сутки в 11 утра следующего дня на глубине 400 метров на полном ходу произошло фатальное возгорание. Предварительные расчеты показали:
    если бы после первого возгорания было принято решение о передислокации в надводном положении в бригаду - лодка бы осталась цела. Командир апл не виноват, думаю что был какой-то особый приказ, изменение плана похода на лицо, ночное всплытие и т.д. .. Именно по этому с выжившими моряками не позволяли встретиться несколько дней, аргументируя шоком и переохлаждением.
    Экипаж герои!!! Вечная память погибшим.