ЗРК «Витязь» готовится к службе

32
В течение нескольких последних недель перспективный зенитный ракетный комплекс С-350 «Витязь» неоднократно становился темой новостей. Причиной этого стали завершение разработки проекта и испытаний опытной техники, а также подготовка к серийному производству и поставкам в войска. Как сообщается, уже в этом году построят и передадут заказчику первый образец нового ЗРК; в дальнейшем на такую технику переведут необходимое количество воинских частей.

Официальные сообщения



30 декабря 2018-го пресс-служба министерства обороны раскрыла планы ведомства на новый 2019 год. Армия должна была получить несколько зенитных систем разных типов. Вместе с прочими комплексами планировалось поставить первый образец ЗРК С-350. Какие-либо подробности будущей поставки не сообщались.


Первый образец ПУ 50П6Е в цехе предприятия-изготовителя


В этом году о ЗРК «Витязь» впервые вспомнили в самом начале весны. 1 марта газета «Красная Звезда» опубликовала интервью с начальником Военной академии воздушно-космической обороны им. маршала Г.К. Жукова генерал-лейтенантом Владимиром Ляпоровым. Темой разговора стало нынешнее положение дел в сфере подготовки личного состава ВКО и его перспективы.

Затрагивая вопрос материальной части и обучения специалистов, генерал напомнил о работе гатчинского учебного центра зенитных ракетных войск, входящего в состав академии. По словам В. Ляпорова, этот центр занимается подготовкой расчетов для ЗРК С-400 и С-500. Кроме того, в конце года центр получит первые комплексы типа С-350 «Витязь». Такую технику привлекут к процессу обучения.

12 апреля состоялся очередной Единый день приемки военной продукции, в ходе которого обсуждались не только нынешние, но и будущие поставки материальной части. Во время этого мероприятия замминистра обороны Алексей Криворучко рассказал о ходе проекта С-350. По его словам, успешными пусками завершаются государственные испытания нового комплекса. Параллельно запущена сборка первого серийного «Витязя». Техника этого типа предназначается для замены имеющихся ЗРК С-300ПС.

На фоне таких сообщений 16 апреля РИА «Новости» опубликовало сводный материал под названием «Веер ракет: сможет ли новая система ПВО отпугнуть от России авиацию НАТО», в котором были собраны доступные данные о проекте С-350. Кроме того, информагентство получило комментарии ведущих специалистов оборонной сферы. Эта публикация повторяла уже известные сведения о «Витязе», а также раскрывала некоторые новые аспекты проекта.


Пусковая установка на выставке


Таким образом, складывается оптимистичная картина. К настоящему времени были завершены ОКР по новому проекту и успешно проведены государственные испытания. Комплекс поставлен в серию, однако первый образец поступит в войска лишь к концу года. Его не будут ставить на боевое дежурство – этот «Витязь» предназначается для обучения личного состава.

Долгий путь в войска

Последние события вокруг ЗРК С-350 «Витязь» являются весьма важными, особенно на фоне истории этого проекта. По известным данным, разработка нового зенитного комплекса стартовала еще во второй половине прошлого десятилетия. Старт работ и поставку первого серийного образца разделяет примерно 12 лет.

По известным данным, разработка С-350 стартовала в 2007 году; за создание нового комплекса отвечал концерн «Алмаз-Антей». Опытно-конструкторская работа была открыта по заказу министерства обороны России после того, как военные ознакомились с другой разработкой концерна. Ранее «Алмаз-Антей» создал для Южной Кореи ЗРК средней дальности KM-SAM, и получившийся образец заинтересовал российское командование. Согласно условиям заказа, концерн должен был разработать ЗРК нового типа с учетом требований российской армии и довести его до принятия на вооружение в 2012-13 годах.

Тем не менее, планы 2007 года выполнить не удалось. Разработка «Витязя» регулярно сталкивалась с различными сложностями, что привело к нескольким смещениям сроков. К примеру, в 2014 году планировалось завершить государственные испытания не позднее начала следующего года, однако фактически они завершились лишь сейчас.

Впрочем, разработка проекта велась и решала поставленные задачи. В 2011 году завершился этап проектирования, после чего начались испытания отдельных элементов комплекса, в том числе новых зенитных управляемых ракет. Позже стало известно о проведении неудачных пусков опытных ракет. Такие результаты были связаны с проблемами систем наведения, и доводка необходимых комплектующих продолжилась.


Машина 50П6Е в боевом положении


В июне 2013 года новый ЗРК впервые показали публично. Отдельные средства этого комплекса попали в объективы средств массовой информации на Обуховском заводе, во время визита президента Владимира Путина. Впоследствии средства С-350 демонстрировались на отечественных военно-технических выставках.

Облик комплекса

Согласно открытым данным, в состав ЗРК «Витязь» входят несколько компонентов. Это пусковая установка 50П6Е для ракет 9М96 и 9М100, пункт боевого управления 50К6Е и многофункциональная радиолокационная станция 50Н6Е, а также машины вспомогательного назначения. Все средства комплекса выпускаются в мобильном исполнении. Аппаратура монтируется на трех- и четырехосных спецшасси Брянского автозавода. По характеристикам стратегической и тактической мобильности С-350 не уступает ряду других зенитных комплексов отечественной и зарубежной разработки. В состав зенитной батареи должно входить несколько пусковых установок и машина управления. Работа подразделения обеспечивается несколькими вспомогательными машинами.

Каждая пусковая установка 50П6Е имеет пакет для монтажа 12 транспортно-пусковых контейнеров с ракетами. Общий боекомплект батареи или дивизиона зависит от их структуры и, соответственно, количества пусковых установок. Одной из главных особенностей проекта «Витязь» является упор на продолжительность боевой работы и количество сбиваемых целей. За счет увеличенного боекомплекта каждой пусковой установки и всего комплекса в целом С-350 может отразить массированную атаку с применением боевой авиации и авиационных средств поражения. Также обеспечивается борьба с некоторыми видами баллистических целей.

ЗУР типа 9М100 предназначается для защиты объектов в ближней зоне. Ее дальность пуска – 15 км. Вторая ракета – 9М96. Это изделие предназначается для перехвата целей в радиусе 120 км. Оба изделия способны бороться с различными целями, летящими со скоростью не более 1000 м/с. Наведение осуществляется при помощи активных радиолокационных ГСН. Поражение обеспечивается осколочно-фугасными боевыми частями.

Место в войсках

В недавнем прошлом в средствах массовой информации неоднократно поднималась тема будущей эксплуатации С-350 «Витязь» и места этого комплекса в ПВО. Утверждалось, что новый ЗРК найдет применение и в объектовой, и в войсковой ПВО. Тем не менее, согласно более новым оценкам, «Витязь» не является универсальной системой для обеих сфер.


Многофункциональная РЛС 50Н6Е


Известно, что изначально ЗРК С-350 создавался в качестве современной и более эффективной замены для устаревших систем С-300П и С-300ПС. Эксплуатация этих комплексов должна была завершиться в 2010-15 годах, и тогда же им требовалась замена. Освобождающуюся нишу должен был занять «Витязь». Фактические поставки новых образцов задержались на несколько лет относительно ранних планов, но в ближайшем будущем С-350 все же поступят на вооружение частей объектовой ПВО.

Требуемое войскам количество комплексов нового типа неизвестно. В прошлом сообщалось, что к 2015 году по причине выработки ресурса из эксплуатации придется вывести до полусотни ЗРК С-300П/ПС. Вероятно, для их замены требовалось примерно такое же количество новых систем.

Определенное распространение получила версия о грядущем использовании «Витязя» в качестве замены ЗРК «Бук-М1» в войсковой ПВО. Тем не менее, специалисты в области противовоздушной обороны сомневаются в возможности реализации таких планов. Последние публикации на тему С-350 акцентируют внимание на изначальном предназначении этого комплекса. В то же время, не исключается возможность дополнения «Буков» более современным «Витязем».

Таким образом, новейший ЗРК С-350 «Витязь» будет эксплуатироваться войсками противовоздушной и противоракетной обороны воздушно-космических сил. В этой структуре он дополнит комплексы С-300 поздних модификаций и современные С-400. Кроме того, в будущем «Витязь» будет служить вместе с ожидаемым С-500. Перспективы новой разработки в контексте ПВО сухопутных войск неясны.

Литеры «Е» в названии компонентов могут указывать на планы концерна «Алмаз-Антей» по продвижению комплекса С-350 на международном рынке. Тем не менее, какие-либо сведения о реальном интересе зарубежных заказчиков к этому образцу пока не поступали. Возможно, консультации по контракту начнутся позже. В контексте экспорта также следует помнить, что серийное производство начато недавно и пока не успело удовлетворить нужды даже собственной армии. Лишь после насыщения российских войск ПВО и ПРО новой техникой можно будет начинать производство для зарубежных заказчиков.

Отличия и преимущества

Нетрудно заметить, что новейший ЗРК С-350 похож на предшественников и одновременно отличается от них. По всей видимости, отличия связаны с некоторым изменением взглядов на роль и функции нового ЗРК. При этом именно они обеспечивают определенный рост характеристик и боевых качеств.


Пункт управления 50К6Е


С-350 предназначается для совместной работы с С-300ПМ и С-400 в рамках развитой эшелонированной ПВО и должен отвечать за защиту объектов в диапазоне дальностей до 100-120 км. В таком случае аэродинамические или баллистические цели, прорвавшиеся через другие эшелоны обороны, будут уничтожены ракетами «Витязя» на безопасном расстоянии от защищаемых объектов. Также возможно самостоятельное использование ЗРК С-350 в качестве единственного средства прикрытия соответствующих объектов.

Важнейшей особенностью С-350 является увеличение количества ракет на одной пусковой установке. Увеличение боекомплекта батареи и дивизиона положительно сказывается на длительности боевой работы и потенциальном количестве пораженных целей. Также упрощается транспортировка, поскольку все ракеты находятся на одной машине.

Напомним, в ЗРК С-300П используется т.н. пусковой комплекс – набор из одной основной и двух дополнительных пусковых установок. Собственный боекомплект каждой такой ПУ – 4 ракеты. Таким образом, одна машина «Витязя» несет такой же по размерам боекомплект, как пусковой комплекс С-300П. При схожих боевых качествах, С-350 оказывается проще в транспортировке и развертывании.

Новый образец по ряду характеристик не может даже сравниться с существующими ЗРК, состоящими на вооружении. В то же время, получены иные не менее важные результаты. Благодаря проекту «Витязь» российская армия может усиливать существующую объектовую ПВО новыми современными ЗРК, способными заменить устаревшие образцы, а также удачно дополнить остающиеся в строю и планируемые к принятию на вооружение.

Особый облик, а также отличия в характеристиках и боевых возможностях могут быть коммерческим преимуществом. Наладив производство «Витязей», российская промышленность сможет вывести их на международный рынок. Расширение номенклатуры экспортных образцов обязательно привлечет внимание потенциальных покупателей. Они смогут выбрать зенитный комплекс, характеристики которого наиболее полно соответствуют их требованиям.

Впрочем, зенитный ракетный комплекс С-350 «Витязь» создавался в первую очередь для российской армии. Процесс проектирования, испытаний и доводки уже завершен: комплекс недавно справился с государственными испытаниями. Начата сборка первого серийного образца, и до конца года он отправится в войска. Первому ЗРК предстоит служить в качестве учебного пособия, но последующие образцы пойдут в армию и усилят объектовую ПВО.

По материалам сайтов:
http://mil.ru/
http://redstar.ru/
https://ria.ru/
https://tass.ru/
https://iz.ru/
https://vpk.name/
http://bastion-opk.ru/
32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Комментарий был удален.
  2. +6
    18 апреля 2019 06:40
    Хорошая машина. После небольшой переделки можно и в войсковой ПВО использовать. Так же как С-300.
    1. +2
      18 апреля 2019 14:16
      Дешевле С-300, надеюсь не хуже.
  3. +5
    18 апреля 2019 07:58
    Автору: Кирилл, будьте внимательнее! "....ЗУР типа 9М96 предназначается для защиты объектов в ближней зоне. Ее дальность пуска – 15 км. Вторая ракета – 9М100. Это изделие предназначается для перехвата целей в радиусе 120 км. ..."
    Всё с точностью, да наоборот! Это 9М96 имеет дальность 120 км, а 9М100 - ракета малой дальности (до 15 км)! Понятно, что "очепятка", но она портит общее впечатление о статье! hi
  4. +2
    18 апреля 2019 08:54
    Очень радует, по крайней мере внешне БАЗовское шасси. Хорошо выглядит
    1. +3
      18 апреля 2019 11:16
      Лучше свой завод развивать....КЗКТ угробили, остался БАЗ. Может еще Камаз что то сваяет.
      1. +2
        18 апреля 2019 11:35
        Цитата: Zaurbek
        Лучше свой завод развивать....КЗКТ угробили, остался БАЗ. Может еще Камаз что то сваяет.

        Заур, так Камаз уже сваял для РВСН- КамАЗ-7850 (проект "Платформа-О")

        Батька Лукашенко волосы рвет на голове. hi
        1. 0
          18 апреля 2019 12:37
          Это демо-образцы....ждем ЯРС и тягач и Искандер......Кстати, почему Искандер на основе БАЗ не сделали?
          1. +2
            18 апреля 2019 12:43
            Цитата: Zaurbek
            Это демо-образцы

            В октябре 2018 года уже пошли в серию. hi Про "Искандер" пока ничего не скажу, извиняйте. hi
            1. -1
              18 апреля 2019 12:54
              Из того, что писали в прессе - запускают в серию...и не готовы к запуску....
        2. +2
          18 апреля 2019 16:17
          КамАЗ-7850 (проект "Платформа-О")

          отлично подойдёт под ракеты средней дальности РС-26 Рубеж, тем более что мы теперь не связаны ни какими договорами.
          а то что Американцы постоянно выходят из всех договоров - нам нужно ответить выходом из договора о не распространении ракетных технологий и ядерного оружия
          сможем спокойно в Венесуэлу поставлять списанные ПГРК Тополя
          вот и посмотрим на: "кислую морду Трампа"
          1. +3
            18 апреля 2019 18:50
            Цитата: Romario_Argo
            посмотрим на: "кислую морду Трампа"

            "Кислая морда Трампа" на это ответит тем, что передаст ЯО в 20-30 стран сателлитов, в том числе в Грузию, Польшу, Украину, прибалтику... и будет долго хохотать от счастья.
            1. 0
              18 апреля 2019 20:39
              "Кислая морда Трампа" на это ответит тем, что передаст ЯО в 20-30 стран сателлитов, в том числе в Грузию, Польшу, Украину, прибалтику... и будет долго хохотать от счастья.

              чё то я об этом не подумал
  5. -11
    18 апреля 2019 09:32
    Недели не прошло,а из аналогичной статьи высосали ещё на несколько страниц ттх)Так и живем)Вот на Армате новый противоскользящий слой обнародовали)Говорят,что особо уракающим дадут по бесплатному флажку бело-синего цвета,и допустят к участию в розыгрыше подоконника от Овертона,или допустят к розыгрышу билета на Марс.
    1. -5
      18 апреля 2019 12:13
      Спасибо за минусы!Вернемся к этой новости немного позже.
  6. +1
    18 апреля 2019 10:28
    Читал,что какая то из ракет высокоманевренная с поясом из маленьких двигателей
    1. 0
      18 апреля 2019 10:59
      Это правильно. Многие современные ракеты имеют газовый движок (и отверстия по кольцу поперек корпуса) для повышенной маневренности.
      Могут разместить и два таких движка.
      1. +1
        18 апреля 2019 11:14
        Кажется у Израиля есть такая , у США и какая то европейская разрабатывается....
      2. +8
        18 апреля 2019 11:39
        Цитата: voyaka uh
        Могут разместить и два таких движка.

        Вообще-то, это обзывается блоком импульсной коррекции (...или блоком импульсных ракетных микродвигателей...) . Обычно ставится один(!) блок... но,в принципе, возможна установка двух блоков, например: а).в головной части и в "средине "...или :б).блок в головной части или в "средине" ,второй в хвостовой части...хотя,пока не могу припомнить практических примеров примене
        ния 2-х блоков(кроме опытных образцов...) .В качестве импульсных двигателей могут применяться и не ракетные...БГ-двигатели. Дальнейшее развитие блоков импульсной коррекции- двигатели поперечной тяги продолжительного действия (в основном,ЖРД или ТРД...,хотя возможны и РДТТ...)
        1. +1
          18 апреля 2019 11:41
          Спасибо за поправки! good drinks
          1. 0
            18 апреля 2019 11:58
            Цитата: voyaka uh
            Спасибо за поправки!

            Да не за что ... feel ведь ничего особенного...и ,даже, не поправил;а продолжил... winked
        2. +2
          18 апреля 2019 16:54
          P.S. Хочу сделать "поправку-уточнение"... Я говорил,что в основном используется 1 блок импульсных ракетных двигателей для "придания" ракете "сверхманевренности" и являющийся элементом системы наведения зур на цель ;но может устанавливаться на ракету ещё один блок импульсных ракетных двигателей для "перевода" ракеты из вертикального положения на нужный угол к горизонту при старте . Т.к. он не участвует в режиме "сверхманевренности" для точного наведения ракеты на цель,я не "акцентировался" на нём в предыдущем комменте...Что же касается зур 9М96,то как раз в этом случае ,скорее всего, на ракету установлено 2 блока импульсных ракетных микродвигателей...но только один является элементом системы наведения зур на цель в полёте ; другой же служит для разворота зур при старте... А вообще...могут быть более сложные схемы : жидкотопливный или твёрдотопливный газогенератор на несколько сопел..причем 1 ряд сопел в "центре масс",а другой ряд сопел смещён вперёд от "центра масс".Могут быть и иные варианты этого решения ( только 1 ряд сопел в "центре масс"...) .Сопла снабжены регулируемыми клапанами.
    2. +1
      18 апреля 2019 11:32
      9м96 . И судя по всему , задержка в значительной степени была связана с отработкой газодинамического управления . Другой ключевой элемент - активная голова , скорее всего , "не виноват" . На Буке М3 и Р-77 довели намного раньше .
      1. +1
        18 апреля 2019 11:37
        Там еще писали, что ракета может кинетически поражать цель.
        1. +1
          18 апреля 2019 11:43
          А вот это интересно!
          Если правда, то это большой шаг вперед. good
          1. +1
            18 апреля 2019 11:44
            Вроде, пояс из корр двигателей повышает точность при попадании.
            1. +1
              18 апреля 2019 12:24
              Цитата: Zaurbek
              Вроде, пояс из корр двигателей повышает точность при попадании.

              Не просто "повышает",но и обеспечивает точное попадание в тех случаях, когда аэродинамическим управлением это обеспечить не получается...
            2. +1
              18 апреля 2019 15:18
              Цитата: Zaurbek
              Вроде, пояс из корр двигателей повышает точность при попадании.

              Они позволяют маневрировать в разряженной среде. Там же рули не работают.
        2. +1
          18 апреля 2019 12:20
          М96
          Цитата: Zaurbek
          ракета может кинетически поражать цель.

          А вот тут-"бабушка надвое сказала" ! Не в первой "слышу", о "кинетическом поражении" относительно 9М96...,но лично я "это"не "читал" ! Вот что я "читал" : БЧ-осколочно-фугасная (24 кг)...Поражение цели:а) направленным ("прицельным") осколочным "пучком" (когда известно местоположение цели...);б). круговой разлёт осколков при детонации БЧ...(когда точное местоположение цели не известно...)
        3. 0
          18 апреля 2019 15:16
          Цитата: Zaurbek
          Там еще писали, что ракета может кинетически поражать цель.

          Это уже у вас мысли из С-500 перекочевали.
  7. +1
    18 апреля 2019 11:34
    Если я правильно понял , некоторые Бук1-2 отправились в ПВО страны , после того , как образовалась дыра из-за снятия с вооружения С-125 . Ясно , что эти Буки тоже надо заменять .
  8. +3
    18 апреля 2019 15:13
    вопрос об эффективности современных комплексов ПВО против современных малозаметных самолетов остаётся открытым, а учитывая что через десяток лет ф-35 будет самым массовым в нато вопрос очень важен, пока понятно что стелсы будут засекаться на значительно меньшем расстоянии чем 4 поколение, но вот насколько и как успешно они будут захватываться гсн ракет воздух-воздух и земля-воздух непонятно, пока каждый кулик своё болото хвалит а объективных данных нет
    это я к тому что не случилось бы что в какой то момент всё наше пво вдруг окажется бесполезным хламом
  9. +1
    18 апреля 2019 16:36
    Блин, вот смотришь на эту технику и глаза радуются...
    Оглядываешься на дороги общественного пользования и... ничего реально российского, кроме газелей и камазов...
    Осталось сравнять позиции, лучше и больше российских легковых на дороги!!!
    А в лесу пусть "витязи" стоят и охраняют спокойствие простых водителей.