Ударно-разведывательный катер «Marine Lizard». Новое слово в контроле спорных архипелагов и литоралей

11
Уже давно не является секретом тот факт, что с каждым годом возрастающий градус военно-политической и оперативно-стратегической напряжённости в Индо-Азиатско-Тихоокеанском регионе, вызванный попытками Пентагона парировать боевой потенциал ВМС и ВВС Китая в пределах первой и второй «островных цепей» в Тихом океане (простираются вплоть до островов Гуам и Огасавара), а также перехватить инициативу в контроле морских торговых путей в Южно-Китайском море, является мощнейшим драйвером для интенсификации разработки ведущими китайскими научно-производственными объединениями и компаниями концептов перспективных надводных и воздушных беспилотных ударно-разведывательных платформ.





И если в ходе прошедшей в Абу-Даби в феврале 2019 года международной выставки вооружений и военной техники IDEX-2019 китайская экспозиция ознакомила посетителей лишь с макетом-демонстратором находящегося на этапе эскизного проектирования перспективного многоцелевого беспилотного ударно-разведывательного катера «JARI-USV» от «China Shipbuilding and Offshore International Company» (опциональный пакет предусматривает установку многофункциональной РЛС с АФАР, гидроакустического комплекса, ЗРК малой дальности и т.д.), то на этот раз речь пойдёт об успешно прошедшем первые ходовые испытания опытном экземпляре ударно-разведывательного катера-тримарана «Marine Lizard».

Как сообщает новостной портал «Global Times», детище компании «Wuchang Shipbuilding Group» (со штаб-квартирой и мощностями в провинции Хубэй) рассматривается командованием Военно-морских сил Китая в качестве «первостепенного актива» для мониторинга оперативно-тактической ситуации «на отдалённых островах». Очевидно, что в нашем случае речь идёт о спорных островном архипелаге Спратли и Парасельских островах, принадлежность которых оспаривается Вьетнамом, Китаем, Тайванем, Малайзией, Филиппинами и Брунеем, а также об архипелаге Дяоюйдао (Сенкаку). Но какими качествами для реализации вышеуказанной цели обладает беспилотный катер «Marine Lizard»?

«Marine Lizard»: быстрый и технологичный катер-дрон


Во-первых, это внушительный объём топливной системы катера, который, с учетом экономичной энергетической установки, обеспечивает дальность плавания в 1200 км (648 миль). Вследствие этого при максимальной скорости хода в 93 км/ч и дислокации на ВМБ «Юлинь» (остров Хайнань), «Marine Lizard» сможет выходить на рубежи Парасельских островов всего за 3,8 часа, архипелага Спратли — за 12 часов.

Во-вторых, это спроектированный по схеме «тримаран» (с интегральной компоновкой) корпус катера-дрона. Главными технологическими достоинствами данной схемы являются: низкое гидродинамическое сопротивление трёх узких корпусов; увеличенная поперечная остойчивость (в сравнении с однокорпусными кораблями), а также высокая стойкость к разрушающему воздействию волн (достигается относительно небольшим разнесением боковых корпусов, а также сплошным продольным сопряжением боковых корпусов с центральным корпусом посредством поперечных силовых элементов). Данные особенности позволяют катерам «Marine Lizard» выполнять разведывательные и ударные операции в сложнейших метеорологических и гидрологических условиях.

В-третьих, это широкое использование в конструкции корпуса композиционных материалов и радиопоглощающих покрытий, а также придание низкопрофильной надстройке сложной многогранной формы с многочисленными наклонными гранями и рёбрами, благодаря чему эффективная отражающая поверхность (ЭОП) катера-тримарана снижается до показателей компактного катера типа «Glaston GT-180» (или ещё меньших показателей). Вследствие этого обнаружение и устойчивое сопровождение тримаранов «Marine Lizard» посредством работающих в дециметровом S-диапазоне корабельных многофункциональных РЛС семейства AN/SPY-1D (входят в РЛ-архитектуру эсминцев УРО «Арлей Бёрк») окажется под вопросом даже в том случае, если катера выйдут из-за «экрана» радиогоризонта и окажутся на удалении 20 км от «Арлей Бёрков». И это неудивительно, ведь волны S-диапазона отлично переотражаются от взволнованной морской поверхности, создавая помехи приёмо-передающему тракту излучающего радара. Куда большую эффективность в данных условиях могут продемонстрировать АФАР-радары сантиметрового Х-диапазона APAR (установлены на фрегатах классов «Саксония», «De Zeven Provenciёn» и «Ивер Хюитфельд»), а также перспективная американская корабельная МРЛС AN/SPY-6 AMDR. Но, как известно, последняя находится лишь на этапе натурных испытаний, проходящих на Гавайских островах, а это значит, что до начала работ по переоснащению «Бёрков Flight III» на данные РЛС пройдёт ещё не один год.

И, наконец, в-четвёртых, речь идёт об отличных амфибийных способностях катеров-тримаранов класса «Marine Lizard», достигаемых установкой на нижних образующих боковых корпусов четырёх герметичных гусеничных блоков с индивидуальными электродвигателями. Данная опция даст возможность не только осуществлять огневую поддержку дружественных подразделений во время выполнения штурмовых и разведывательных операций в литоральной зоне, но и выполнять высадку десанта на тех участках побережья, которые будут заблаговременно просканированы дружественными средствами оптико-электронной и радиолокационной разведки на предмет отсутствия противотанковых расчётов и артиллерии противника.

Источники информации:
http://blackseafleet-21.com/news/14-11-2013_atomnyj-krejser-petr-velikij-protiv-sistemy-idzhis
https://www.thetimes.co.uk/article/china-builds-world-first-armed-amphibious-drone-boat-vqwkkh5h0
http://bastion-karpenko.ru/de-zeven-provincienklasse/
11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    19 апреля 2019 15:24
    Больно мелковатые гусеницы. И на какой берег они на таких гусенятах выходить собрались. Надо береговую черту вначале заасфальтировать.
    1. +1
      19 апреля 2019 18:57
      Цитата: Borik
      Больно мелковатые гусеницы. И на какой берег они на таких гусенятах выходить собрались. Надо береговую черту вначале заасфальтировать.

      Ну это же не танк, а дрон из композита.
      ХАРАКТЕРИСТИКИ
      Длина-12 метров; Ширина-4,14 метра;
      Источник: http://nevskii-bastion.ru/marine-lizard-china/ ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН» A.V.Karpenko

      Так что вес у него - "хрен да ничего".
    2. +1
      19 апреля 2019 19:08
      Цитата: Borik
      И на какой берег они на таких гусенятах выходить собрались.

      Похоже, ни на какой берег они выходить не будут. А гусеницы предназначены для того, чтобы не потерять подвижность, налетев на мель.
      1. 0
        19 апреля 2019 21:00
        Если такой катер налетит на мель то передней паре гусениц настанет кирдык.
        1. +1
          19 апреля 2019 21:02
          Цитата: Borik
          то передней паре гусениц настанет кирдык.

          Так они же вроде как убираются.
      2. +2
        19 апреля 2019 22:52
        Цитата: Лопатов
        Цитата: Borik
        И на какой берег они на таких гусенятах выходить собрались.

        Похоже, ни на какой берег они выходить не будут. А гусеницы предназначены для того, чтобы не потерять подвижность, налетев на мель.

        А вот и не угадали. lol
        Сразу два "сетевых ресурса" выдали такие "характеристики"
        Раз
        Результаты полевого испытания показали, что гусеничный робот Marine Lizard в автономном режиме преодолевает расстояние равное 1200 км. Двенадцатиметровая боевая амфибия на суше передвигается со скоростью 20 км/ч, оказавшись в воде, она втягивает в корпус гусеницы и превращается в моторную лодку.
        https://currencies.ru/kitae-dlya-nuzhd-armii-razrabotali-gusenichnogo-boevogo-19041614054154.htm

        И Два.
        Скорость передвижения робота по суше составляет до 20 км/час, а по воде — до 50 узлов. Для передвижения Marine Lizard по воде гусеницы втягиваются в корпус, что позволяет ему плыть как моторной лодке.
        При этом боевое устройство может передвигаться автономно по суше на расстояние до 1,2 тыс. км.
        https://hightech.fm/2019/04/15/marine

        Так что он сначала 1200 км. от пустыни Гоби до моря ползёт ( belay ), а уж затем превращается в катер.
        ЗЫ. - Ох уж "энтот энторнет" wassat
        1. 0
          20 апреля 2019 17:53
          Цитата: Вольнопёр
          Так что он сначала 1200 км. от пустыни Гоби до моря ползёт ( ), а уж затем превращается в катер.

          Ну от пустыни Гоби его верблюды до тянут, если их через каждые 5-10 км менять, в енто я поверю ( yes ), а вот то что они притянут вряд ли по-плывёт, гусеницы и днища сотрутся за 1200 км. wassat
  2. 0
    19 апреля 2019 15:33
    Не чего лучше, чем на воздушной подушке не придумали для этого. Ну еще разве что аэролодки, но это не для армии с массой ее техники и бронирования
  3. +5
    19 апреля 2019 15:39
    Вот в этом весь Даманцев .. Не зная показателей ЭПР катера ( а основываясь на композитах материалов корпуса и "ломанности" силуэта надстройки ) уже выстраивает мыслеконструкции о возможностях их обнаружения существующими и перспективными радарами Бёрков и Саксоний (!) .. recourse Пойду ка я бахну .. Попробую зафиксировать мысль в штормующей голове с отражениями волн S-диапазонов ... drinks
  4. +1
    19 апреля 2019 18:42
    Цитата: Злючный
    Не чего лучше, чем на воздушной подушке не придумали для этого. Ну еще разве что аэролодки, но это не для армии с массой ее техники и бронирования

    Понимаю ваш скепсис, видимо вызванный утверждением автора что данный аппарат, способен выполнять <<высадку десанта>>.
    На самом деле - это "ударно-засадный", беспилотный дрон.
    Некоторые источники указывают, что "на вооружении стоят два пулемёта и пусковая установка с противокорабельными и зенитными ракетами."
    Этот амфибийный беспилотный катер подходит для штурмовых операций на острове, поскольку рой таких беспилотников может провести атаку после первой волны артиллерийских и воздушных ударов, отметил анонимный военный эксперт.

    Беспилотный катер также является отличным выбором для береговой обороны. Менеджер компании сказал, что он может оставаться в бездействии на необитаемом острове до восьми месяцев, прежде чем вступать в бой, как только получит приказ.
    http://www.robogeek.ru/voennaya-robototehnika/kitai-sozdaet-dlya-voennyh-pervuyu-v-mire-shturmovuyu-lodku-amfibiyu

    Представляю удивление "потенциального супостата", попавшего под огонь, когда он проплывал/пролетал мимо.
    Ну а доставка десанта, на скорости 50 узлов, будет почище, чем "морской аттракцион таблетка".
    Кубрик для десанта, я так понимаю, не предусмотрен. Придётся сидеть "верхом на броне", как в ВОВ нашим пехотинцам, на Т-34.

    wassat laughing
  5. 0
    20 апреля 2019 14:23
    Кто-то делает плавающие БТРы, а кто-то гусеничные катера. Одни плохо плавают, другие плохо ездят. Вот бы скрестить, вдруг получится прилично и плавать и ездить.