B-21 Raider. Как защититься от угрозы будущего?

43
В октябре 2016 года компания Northrop Grumman получила контракт на разработку перспективного стратегического бомбардировщика-ракетоносца B-21 Raider. В будущем такие самолеты станут одной из основ дальней авиации США и поднимут ее потенциал на требуемый уровень. Согласно изначальному графику, опытный самолет нового типа полетит лишь через несколько лет, но уже сейчас этот проект привлекает внимание. При этом следует обсудить не только технический облик бомбардировщика, но и его боевые качества, а также вопросы противодействия ему.

Тайны «Рейдера»


Разработка нового бомбардировщика для ВВС США продолжается не первый год, но Пентагон и Northrop Grumman пока не спешат раскрывать технические подробности проекта. Время от времени оглашались разные пожелания и взгляды военных, однако полное тактико-техническое задание – вполне ожидаемо – остается секретным. Впрочем, активно и без особой секретности обсуждалась стоимость серийных самолетов и проекта в целом.





Известно, что ВВС США хотят получить малозаметный дозвуковой бомбардировщик-ракетоносец, построенный на основе современных технологий и компонентов. Нужно обеспечить межконтинентальный радиус действия, в том числе с применением дозаправки в полете. Машина должна иметь минимально возможный экипаж или создаваться беспилотной. Последний вариант обсуждался на уровне слухов. B-21 обязан нести широкую номенклатуру ракетного и бомбового вооружения как существующих, так и перспективных типов.

Заказчик и разработчик уже опубликовали рисунок, показывающий примерный экстерьер будущего «Рейдера». Вместе с прочей информацией он создает приемлемую картину, позволяющую строить прогнозы и даже делать выводы. Если «Нортроп-Грумман» или Пентагон опубликуют новые данные, ее удастся дополнить.

Особенности самолета


Доступные данные показывают, какими могут быть сильные стороны будущего B-21. Некоторые особенности машины можно предугадать, исходя из имеющейся информации и здравого смысла. Все это позволяет представить, какую угрозу может представлять новый американский самолет.

В новом проекте, как и в предыдущем B-2, делается акцент на малозаметность для средств обнаружения. Планер и силовая установка строятся с применением стелс-технологий. Поэтому самолет построен по схеме «летающее крыло» и имеет характерную форму. Воздухозаборники и сопла смещены на верхнюю поверхность и оказываются закрыты от облучения снизу. Также возможно применение специальных сопел двигателей, охлаждающих реактивные газы. По опыту предыдущих проектов, конструкторы могут использовать современные средства радиоэлектронной борьбы.

Таким образом, заказчик ожидает, что самолет B-21 сможет скрытно приближаться к территории противника или к рубежам пуска вооружений. Обнаружение машины не исключается, но его дальность должна быть сокращена до минимума. Это уменьшит допустимое время реакции противовоздушной обороны, и «Рейдер» сможет успешно применить вооружение.

«Летающее крыло» обеспечивает большие внутренние объемы, пригодные для размещения топлива. К примеру, подобный бомбардировщик Northrop Grumman B-2 Spirit при размахе крыла 52 м и длине 21 м несет более 75 т топлива для четырех двигателей, которые разгоняют его до 1000 км/ч. Обеспечена дальность 11 тыс. км с возможностью увеличения за счет дозаправки. Очевидно, будущий B-21 по основным летным характеристикам не должен уступать предшественнику.

При беспосадочной дальности не менее 11-12 тыс. км бомбардировщик Raider, действуя с тех или иных баз ВВС США, сможет решать задачи по всему миру. Применение самолетов-заправщиков способно увеличить боевой радиус до глобального, однако при этом должна расти нагрузка на летчиков. Дозвуковая скорость полета увеличивает время выхода в район применения оружия, но сокращает расход топлива, что положительно сказывается на дальности.

B-21 сможет использовать современное и перспективное вооружение, предназначенное для стратегической авиации. B-52, B-1B и B-2A могут применять широкую номенклатуру управляемых и неуправляемых бомб, а также ракеты разных классов – часть этих изделий комплектуется ядерной боевой частью. Дальность применения бомб зависит от их типа и не превышает десятков километров. Ракеты, такие, как AGM-158 JASSM, могут лететь на 350-370 км или на 900 с лишним (JASSM-ER). Какими будут перспективные образцы вооружения, остается только гадать.

К сожалению, информация о весовых параметрах боевой нагрузки B-21 отсутствует, что не позволяет в полной мере оценивать ударный потенциал этого самолета. Впрочем, и без этого ясно, что «Рейдеру» доверят использование самых лучших вооружений с наиболее высокими характеристиками.

Таким образом, B-21 Raider может представлять серьезную угрозу для противника. Этот самолет сможет скрытно преодолевать большие расстояния, уходя от ПВО, а затем сбрасывать вооружение подходящего типа и уходить на базу с минимальными рисками перехвата.

Методы противодействия


Ключевую роль в новом проекте США играют стелс-технологии. Таким образом, для противодействия будущему B-21 следует использовать все доступные методы поиска малозаметных аэродинамических целей. Следует напомнить, что стелс-самолет не является принципиально невидимым для РЛС – особая конструкция лишь снижает дальность его обнаружения и взятия на сопровождение. При этом своевременное выявление угрозы является основным фактором, способствующим успешному перехвату. Все это касается как сухопутных или корабельных, так и авиационных РЛС.

В сфере РЛС имеется несколько основных решений, направленных на поиск малозаметных объектов. В первую очередь, это применение станций с низкочастотным излучением. При длине волны, эквивалентной размерам воздушной цели, эффективность стандартных стелс-технологий сокращается. Другое решение – использование разнесенных радиолокационных систем. Размещение передатчика и приемника на значительных расстояниях друг от друга нивелирует эффект от рассеяния излучения целью. Важнейшую роль играет производительность вычислительных средств РЛС, способных выявить цели по имеющимся признакам.

В деле поиска и перехвата большое значение имеют оптико-электронные средства, работающие в инфракрасном диапазоне. Сопла B-21 могут иметь особую конструкцию, снижающую тепловое излучение, но не убирающую его полностью. Поэтому важным фактором становится чувствительность ИК-систем. Обнаружение самолета по горячим газам, в первую очередь, имеет смысл для авиационных ракет.

Успешному поиску стелс-бомбардировщиков могут поспособствовать особые методики работы ПВО. Так, РЛС дальнего обзора, в том числе надгоризонтные системы, способны выявить деятельность авиации противника на большой дальности. Можно найти и опознать самолеты-заправщики, что будет своеобразным намеком на присутствие ударной машины. Это может упростить дальнейшее отслеживание полета малозаметного самолета.

Не стоит забывать и системы радиоэлектронной борьбы. С их помощью можно помешать правильной работе бортовой аппаратуры бомбардировщика и его вооружения. Своевременное обнаружение и подавление каналов связи РЛС или ГСН обеспечит срыв эффективной атаки. Кроме того, для эффективной РЭБ необходимы системы радиотехнической разведки, которые также могут использоваться для определения местоположения воздушной цели.

Совокупность дальности полета и малозаметности позволяет бомбардировщику использовать наиболее выгодный маршрут к цели. Это предъявляет отдельные требования к ПВО. Ее средства слежения должны закрывать все потенциально опасные направления.

Задача поражения самолета по типу «Рейдера» на подходе к рубежам применения оружия может возлагаться на сухопутные и авиационные компоненты противовоздушной обороны. Наземные РЛС и самолеты дальнего радиолокационного обзора должны определять обстановку и наводить на цель истребители либо выдавать данные наземным ЗРК. Таким образом, требуется полноценное взаимодействие всех средств ПВО и использование всех современных систем и алгоритмов.

Если бомбардировщику удалось сбросить оружие, задачей ПВО становится перехват последнего. Такая задача тоже может представлять определенную трудность, поскольку современные и перспективные авиационные средства поражения создаются с применением стелс-технологий. По сути, на этом этапе повторяется ситуация с перехватом бомбардировщика, но в иных масштабах.

Самолеты против ПВО


Как видим, все задачи по противодействию современным и перспективным стелс-самолетам могут решаться только эффективными средствами обнаружения и сопровождения. Если локатор может заметить цель и завязать трассу, вероятность успешного своевременного перехвата резко повышается. Кроме того, появляется возможность атаковать носитель, а не выпущенное им вооружение.

В последние десятилетия, развивая свою боевую авиацию, США уделяют большое внимание вопросам малозаметности, причем в новом проекте B-21 они оказываются во главе угла. По известным данным и согласно многочисленным утверждениям, Россия располагает средствами для сокращения эффективности стелс-авиации. На уровне слухов известно о существовании таких наработок и у других стран, например, у Китая. Подобное «соревнование» между малозаметными самолетами и средствами обнаружения и уничтожения продолжается не первый десяток лет, и его лидеры постоянно меняются.

Очередным шагом в этом противостоянии станет появление и постановка на вооружение самолета B-21 Raider. К моменту начала его эксплуатации у России и Китая должны будут появиться новые образцы радиолокационных и зенитных систем. Очевидно, что они будут лучше и эффективнее существующих и, возможно, смогут бороться с имеющимися и перспективными малозаметными целями. В то же время, в проекте «Рейдер» могут быть использованы те или иные новые наработки, направленные на сокращение рисков.

Впрочем, здесь обсуждение вопроса окончательно уходит в область оценок и прогнозов. И самолет B-21, и перспективные зенитные системы, такие как российская С-500, пока находятся на стадии разработки, а их тактико-технические характеристики все еще не публиковались. Мало того, часть данных, представляющих наибольший интерес в контексте вопросов обнаружения и уничтожения, вообще не будет оглашаться. Таким образом, пока слишком мало данных для полноценного анализа.

Очевидные выводы


Дальний бомбардировщик-ракетоносец Northrop Grumman B-21 Raider на данный момент находится на стадии проектирования, а строительство опытного образца пока остается делом будущего. Однако заинтересованным сторонам уже сейчас необходимо изучать эту проблему и готовиться к обновлению дальней авиации ВВС США. В идеале, к моменту появления «Рейдера» у России или других стран должны быть, как минимум, проекты улучшенных РЛС и ЗРК.

По известным данным, все развитые страны имеют те или иные наработки как в области стелс-технологий, так и в сфере противодействия им. Таким образом, следует ожидать, что новый бомбардировщик даст ВВС США определенные преимущества. Однако такая ситуация не сможет сохраняться слишком долго, и вскоре появятся новые средства для защиты от подобной авиации и ее боевой нагрузки.

Очевидно, что попытка использования B-21 для ударов по объектам развитых в военном отношении стран будет связана с излишними и неоправданными рисками. Эта проблема будет усугубляться сравнительно высокой стоимостью техники. Кроме того, необходимо учитывать специфику военно-политической обстановки, которая пока не ведет к полномасштабному конфликту между развитыми странами.

Таким образом, можно предполагать, что Raider будет представлять определенную угрозу для основных конкурентов США, но его целями станут объекты в других странах. Такие удары будут осуществляться в рамках локальных конфликтов в государствах с недостаточно развитыми армиями и ПВО в частности.

Стратегические бомбардировщики B-21 Raider поступят на вооружение ВВС США через несколько лет, и до конца двадцатых годов частично заменят устаревшую технику. Однако потенциальную угрозу в виде этого самолета необходимо учитывать уже сейчас, а также принимать необходимые меры. В нашей стране и в некоторых зарубежных государствах ведутся работы по созданию новых систем обнаружения и поражения, которые могут оказаться способными противодействовать ударным средствам США. Впрочем, реальное соотношение ударного потенциала B-21 и возможностей зарубежных средств защиты пока остается неопределенным.

По материалам сайтов:
http://northropgrumman.com/
http://globalsecurity.org/
https://fas.org/
http://af.mil/
http://breakingdefense.com/
https://flightglobal.com/
43 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    22 апреля 2019 05:48
    Значит супостаты через несколько лет получат бомбер нового типа,а мы возобновляем Ту 160 родом из 80 г..Конечно тушка хороший самолет,но его ровесник-В- 1.Остаем на 2 шага.Невесело. hi
    1. 0
      22 апреля 2019 08:13
      Цитата: фа2998
      Значит супостаты через несколько лет получат бомбер

      Через несколько лет - это громко сказано - с каждым новым поколением самолетов ввод их в строй удлиняется (как пример 5 поколение - разрабатываемое десятилетиями), а тут как видно еще только эскизы -Планируемой машины. Кроме того США признают свое отставание от России в сфере РЭБ и РЭР.
      так что модернизация Ту-160 это нормально. да и потом насколько известно в России так же разрабатывают ПАК ДА.
      1. +4
        22 апреля 2019 13:49
        Кроме того США признают свое отставание от России в сфере РЭБ и РЭР.

        Пардон, а поподробнее относительно отставания заклятых друзей можно? А то как-то обычно наоборот происходило.....
        1. -2
          22 апреля 2019 17:34
          Цитата: frog
          Пардон, а поподробнее относительно отставания заклятых друзей можно?

          Да без проблем:
          1. https://topwar.ru/142724-amerikanskiy-ekspert-reb-eto-slaboe-mesto-vs-ssha.html

          2. https://russian.rt.com/world/article/476966-rossiya-ssha-oruzhie-konflikt

          3. https://inosmi.ru/military/20170921/240338271.html
          если мало - то можно просто в гугле поиск дать и покопаться..
          1. +5
            22 апреля 2019 20:24
            Безусловно, спасибо. А кроме пропаганды еще что-нибудь есть?))
            1. -1
              24 апреля 2019 22:54
              Безусловно, спасибо. А кроме пропаганды еще что-нибудь есть?))

              А вы сами поищите. Или гугл отвалился?
      2. 0
        1 июня 2019 22:59
        "США признают свое отставание от России в сфере РЭБ и РЭР" - об этом Вам телеканал "Звезда" поведал?
      3. +1
        28 июня 2019 09:58
        У них проблемы с поставкой средств РЭБ и средств связи, способных противодействовать РЭБ, в "обычные" войска из-за недофинансирования. Это они действительно признают и запустили недавно программу, чтобы ликвидировать отставание. А что касается боевых самолётов с новейшей авионикой, то там такой проблемы не было и нет, про их системы электронной войны все отзывы были в диапазоне от положительных до восторженных, про F-35 в особенности, даже по сравнению с F-22.
    2. -11
      22 апреля 2019 10:18
      Нифига не отстаем. в-1 не в состоянии нести крылатые ракеты толком, дорог он сложен и практически не используется. И никто даже не приблизился к Ту-160. soldier Там печка есть хавчик разогреть,и можно покемарить..в полный рост размяться. wink
    3. 0
      22 апреля 2019 15:12
      Серийные машины В-21 в строевые части в лучшем случае начнут поступать не раньше 2028 - 2030 годов, у нас пока ещё есть время, но этого времени крайне мало и его ни в коем случае нельзя терять в пустую, пора срочно предпринять меры активного противодействия.
    4. -1
      22 апреля 2019 16:07
      Цитата: фа2998
      Значит супостаты через несколько лет получат бомбер нового типа,


      Лет через 15-20.
      1. +5
        22 апреля 2019 16:37
        Уже давно отметили юбилей как 15 лет разрабатываем и испытываем Су 57(намного скромней самолет),скоро будет и 20,и пока не один в войска не поставлялся.А это-ответ F 22,который уже не производится.Темпы у нас медленные. request hi
    5. 0
      19 июля 2019 18:53
      "Остаем на 2 шага" - длинною в 30 лет. А с учётом производства и поступления новой техники в войска на все 50.
  2. 0
    22 апреля 2019 06:36
    Уже мелькала инфа, что будут создавать 2 варианта, пилот и безпилот. В остальном сейчас мы наблюдаем картину как и в гражданской авиации по тому же планеру, нового в аэродинамике уже мало что можно придумать, поэтому внешне и боинг и аэрбас тяжело отличить. Так и тут, если новости не обманывают ПАК ДА и Райдер будут очень похожие бомберы.
  3. -1
    22 апреля 2019 07:59
    Статья даже не о перспективах ... просто информирование о том ... что США работают над бомбардировщиком (и что???) ... характеристики не ясны но возможно что будет круто ... и прекрасный финал (а нужно было его вынести как анонс статьи в целом) - "Впрочем, реальное соотношение ударного потенциала B-21 и возможностей зарубежных средств защиты пока остается неопределенным."
    1. +3
      22 апреля 2019 09:29
      Средства из бюджета выделены. Первый полет запланирован на 2021 год.
      1. -3
        22 апреля 2019 11:31
        Цитата: voyaka uh
        Средства из бюджета выделены. Первый полет запланирован на 2021 год.

        Чота ржу. Выделить конечно можно. Запланировать тоже. Я вот тоже планирую войти в Форбс в 20 году. Ну если начальство деньги выделит...
        1. +8
          22 апреля 2019 12:17
          "Ну если начальство деньги выделит..."////
          ----
          Я искренне желаю Вам успехов в желании разбогатеть. drinks
          Вот Милн, отставной офицер, ветеран 1-ой Мировой и пламенный пацифист,
          написал всего одну книгу - Винни Пух - и сказочно разбогател.
          (Я имею в виду Ваш ник).
          Возвращаясь к Рейдеру: деньги на него УЖЕ выделены.
          Причем, поразительно, не только на разработку, но и на
          строительство завода. Это значит, что в успех проекта верят.
          Это можно объяснить. Сочетание отработанных технологий от B-2 и F-35.
          Ничего революционного в Рейдере нет. Это эволюция стелс бомбера.
      2. -2
        22 апреля 2019 15:39
        Если вы так усердно верите в то, что пишут в СМИ, то лучше вспомните на какой год был запланирован первый полёт истребителя F-35 и в каком году он реально состоялся.
  4. 0
    22 апреля 2019 08:25

    На американских сайтах тематических типа The Avionist уже полным ходом обсуждают вариант того, что В-21 летает и анализируют фотографии с базы Эдвардс на предмет того, что это В-21.
    А автор написал целую статью о том, что В-21 - это будет самолет, что по некоторым данным он будет иметь возможность даже подниматься в воздух и нести вооружение. Удивительный талант писать одновременно много и ни о чем.
  5. +4
    22 апреля 2019 09:25
    Можно добавить:
    Raider получит большинство авионики Ф-35. И похожий многофункциональный радар
    (следующая версия), включающий средства РЭБ и 3-Д сканирование земной
    поверхности с автоматическим выявлением целей.
    Получит и ситуационную осведомленность.
    В планере не будет механических закрылок и предкрылок.
    В длинном внутреннем отсеке смогут размещаться и такие дальнобойные КР,
    как Томагавк.
    По прессе, он будет меньше по размерам, чем В-2. И с меньшим радиусом действия.
    Будет ли у него 2 движка или 4, непонятно...
  6. -1
    22 апреля 2019 10:18
    Можно сильно беспокоится .Полное и опрежающее военное превосходство прибудет только с созданием нового двигателя , который моментально изменяет весь комплекс параметров ТТХ. Поэтому от перестановки слагаемых сумма не меняется
    1. +3
      22 апреля 2019 12:23
      Барахлит Ваш алгоритм, уважаемый gridasov. Я имею в виду лишь стилистику.
      Построение предложений не очень естественное. Введено больше разговорной
      лексики, оборотов речи, но пострадала конструкция предложений.
      hi
      1. +2
        22 апреля 2019 13:32
        Барахлит Ваш алгоритм, уважаемый gridasov.


        Похоже, Вы правы, вояка. Что ж, проверим, следят ли разработчики за своим детищем "вживую".
        Ау, Гридасов, докажите , что Вы не робот. Опишите, что изображено на аватарке "вояки". laughing
      2. -1
        22 апреля 2019 15:01
        Что- то часто я пишу ,а вижу другое.Но уже и не исправляю.
        1. -2
          22 апреля 2019 15:04
          Я сегодня в фейсбуке столкнулся с этим же явлением .Так там вообще откровенная замента текста .
  7. 5-9
    -2
    22 апреля 2019 13:45
    Без КР с дальностью в тыщи км это совершенно бесполезная со стратегической точки зрения штука. Пока вырисовывается "В-2, только новый и другой". Зачем пилить такой, если существующие несут только свободнопадающие ядрёные бонбы (затею прилепить к нему АГМ-158, который на самые пошлые Ф-15 и Ф-16 вешаются оставим в стороне), вместо оснащения новыми ракетами В-2 - не понятно.
  8. -1
    22 апреля 2019 14:41
    Методы противодействия

    Плейнспоттинг надо всячески развивать и поощрять. Выделять гранты на создание увлекательных приложений для смартфонов по охоте за самолетами, спонсировать соответствующие соревнования, за невидимки давать больше очей. В общем использовать хобби в мирных целях.
  9. -1
    22 апреля 2019 15:11
    На дозвуковых скоростях можно использовать угловые сочленения плоскостей . Однако на сверхзвуке и особенно гиперзвуке такое прямо противопоказано. Главное все знают физику в частных явлениях ,а связать эти явления в алгоритмы не могут
  10. -1
    22 апреля 2019 17:13
    Лучшая защита это нападение,когда до нашего генштаба дойдёт
  11. +4
    22 апреля 2019 17:23
    Цитата: 5-9
    Без КР с дальностью в тыщи км это совершенно бесполезная со стратегической точки зрения штука. Пока вырисовывается "В-2, только новый и другой". Зачем пилить такой, если существующие несут только свободнопадающие ядрёные бонбы (затею прилепить к нему АГМ-158, который на самые пошлые Ф-15 и Ф-16 вешаются оставим в стороне), вместо оснащения новыми ракетами В-2 - не понятно.

    На В-21 будет использована КРВБ LRSO с дальностью в 3000-3500 км
  12. -7
    22 апреля 2019 18:15
    Единственный бомбардировщик у американцев что чего-то стоит это В-1. Он может нести очень широкую номенклатуру вооружения и хорошо управляется даже на малых высотах.
    Боевая нагрузка , скорость и потолок делают этот самолет вполне себе хорошей машиной. И возможность нести вооружение на внешней подвеске тоже преимущество.
    А в случае с B-2 Spirit там больше рекламы чем смысла. Самолет безумно дорогой и сложный , а характеристики хуже чем у В-1. Ну и сама концепция его применения (пуск стратегических КР за пределами зоны ПВО противника) напрямую противоречит его технологии "Стелс". Без разницы какой ты , видимый или не видимый если в зону ПВО противника не нужно входить. А если зашел для сброса неуправляемых бомб , то после открытия створок бомболюка вся "невидимость" испаряется как туман - на радаре сразу жирная отметка по которой немедленно откроют огонь вражеские ПВО.
    А России этот ПАКДА совершенно не нужен. Есть Ил-96 и транспортные самолеты с хорошей дальностью и нагрузкой. Вот на базе широкофюзеляжных машин и нужно создавать носитель стратегических КР. Их туда ни один десяток влезет в отличии от В-2 и даже Ту-160.
    А использовать стратегические ракетоносцы для ударов обычными бомбами в сколь-нибудь серьезной войне никто не будет! Не будут рисковать таким самолетом когда есть фронтовая авиация что делает такие задачи лучше.
    Так что носителями стратегических крылатых ракет должны быть самолеты выполненные на базе широкофюзеляжных лайнеров и транспортников. КР туда войдет не в один десяток.
    А копировать России В-2 и тем более В-21 нет никакого смысла! Современные спутники обнаруживают прекрасно такие цели.
  13. -3
    22 апреля 2019 20:38
    Эффективная площадь рассеивания В21 в сантиметровом/дециметром радиодиапазоне - один квадратный метр, т.е. бомбардировщик будет обнаруживаться самыми распространенными РЛС в пределах их радиогоризонта - для случая самолета ДРЛО на расстоянии 500-600 км.

    ЭПР В21 в декаметровом радиодиапазоне - сто квадратных метров, т.е. бомбардировщик будет обнаруживаться ЗГРЛС "Контейнер" на расстоянии 3000 км.

    Ну и на фига козе баян? laughing
    1. +4
      22 апреля 2019 21:10
      На американских полигонах есть или образцы российских радаров,
      или аналоги. И метровые, и дециметровые.
      Для них не секрет, как выглядят стелсы на разных длинах волн.
  14. -8
    22 апреля 2019 20:47
    На 3% менее заметный чем В-2 хлам. Да и не будет его, США уже давно развалится к тому моменту
  15. +8
    22 апреля 2019 21:17
    Цитата: Алексвв
    На 3% менее заметный чем В-2 хлам. Да и не будет его, США уже давно развалится к тому моменту

    Еще один Нострадамус. То Симферополь (Гиперзвук) вещал о скором развле. Теперь вы. Или вы реинкорнация "Гиперзвука"
  16. -1
    22 апреля 2019 21:28
    Цитата: voyaka uh
    Для них не секрет, как выглядят стелсы на разных длинах волн

    Открою вам секрет: для того, чтобы знать, как выглядит стелс в различных радиодиапазонах, совсем не обязательно иметь вражьи РЛС - для тестирования вполне хватает своих laughing
  17. +1
    23 апреля 2019 11:31
    Ничего не понял. О чем статья? О том, что США разрабатывают В-21? Так это все знают. О том, что какие у него точные характеристики - пока не известно? Так это тоже все знают. Какие задачи у подобного самолёта? И как ПВО с ним лучше бороться? Так это и школьники понимают, были бы чем бороться. О чем статья? Что может быть то то и так то но не фига мы не знаем, а потому можно только гадать и готовиться? А МО России разве этого не делает? Статья ради статьи. Из серии - что нибудь написать, лишь бы написать.
  18. 0
    23 апреля 2019 11:34
    . К моменту начала его эксплуатации у России и Китая должны будут появиться новые образцы радиолокационных и зенитных систем. Очевидно, что они будут лучше и эффективнее существующих и, возможно, смогут бороться с имеющимися и перспективными малозаметными целями.
    Все верно - РЛС Контейнер видит всякие типа стеллс-ы за 2000 км. , Ибо они для нее просто куски железа и чем кусок тяжелее, тем ярче светится на экране..)
  19. -1
    24 апреля 2019 01:11
    Успешному поиску стелс-бомбардировщиков могут поспособствовать особые методики работы ПВО. Так, РЛС дальнего обзора, в том числе надгоризонтные системы, способны выявить деятельность авиации противника на большой дальности. Можно найти и опознать самолеты-заправщики, что будет своеобразным намеком на присутствие ударной машины. Это может упростить дальнейшее отслеживание полета малозаметного самолета.

    Наверное, единственная новая мысль автора, во всяком случае данный способ ранее на просторах ВО не был упомянут.

    Лучший же способ для нас - это превентивный удар силами триады СЯС и ТЯО по ключевым объектам противника.
  20. +2
    25 апреля 2019 19:44
    Этого В-21 даже в рисунках еще нет, характеристики неизвестны-чего рассуждать чем они опасны и как с ними бороться?
  21. 0
    28 мая 2019 16:55
    Концепция крыло -самолет это шаг в сторону полета Л А на гиперскоростях . Не буду распространяться потому ,что теоретической основы для этого нет ,а такое решение исходит из полученных позитивных экспериментальных данных. Однако и эта концепция грешит многими не продуманными решениями.
  22. 0
    11 июня 2019 12:36
    Цитата: voyaka uh
    На американских полигонах есть или образцы российских радаров,
    или аналоги. И метровые, и дециметровые.
    Для них не секрет, как выглядят стелсы на разных длинах волн.

    ;)) Вояка, на российских полигонах тоже есть аналоги с соответствующей ЭОП, так что для них тоже не секрет, как они должны выглядеть.
    Стелс-бомберы хорошая штука, но они больше заточены под стиль США. Нам как раз лучше Ту-160М в связке с дешевым маленьким стелс бомбером (игра от обороны).