Неверные выводы, или Почему Су-57 важнее, чем ПАК ДА

104

Самолет-загадка


Каких только мнений относительно российской авиации не встретишь на просторах Сети! Чаще всего точки зрения две, и они полярные. Либо «Россия впереди планеты всей», либо ВПК «вообще не способен производить боеспособные самолеты». Но есть и оригинальные оценки.

В недавнем материале «Программа ПАК ДА для России важнее программы Су-57» Евгений Каменецкий затронул весьма щекотливую тему целесообразности для России истребителя Су-57. И если раньше сомнения относительно программы связывали с сомнительной малозаметностью или банальной нехваткой денег для организации производства, то сейчас причиной ненужности Су-57 автор назвал… ПАК ДА.



Сразу оговоримся, что нет никакого желания очернить другой материал. Он не имеет конкретных технических ошибок, кроме, пожалуй, свойственной СМИ вольной интерпретации характеристик ПАК ДА, которые, как известно, пока держат в секрете. То есть сейчас остаются неизвестными и дальность полета, и число двигателей, и арсенал. Более или менее уверенно можно говорить лишь о прицеле на малозаметность и выборе дозвуковой аэродинамической схемы «летающее крыло».

Также отметим, что статью нельзя назвать пустой по содержанию. Вопросы конкретно к выводам автора.

Неверные выводы, или Почему Су-57 важнее, чем ПАК ДА


Стратеги и тактики


Оставим первую часть, где речь идет о создании самолета, и перейдем сразу к сути. Тезис Евгения Каменецкого прост: ПАК ДА важнее, чем Су-57, поскольку его хотят сделать элементом ядерной триады. То есть, частью системы сдерживания.

«Когда встает вопрос «неприемлемого» для противника ущерба, новые способы и средства доставки способны создать необходимый паритет. Именно поэтому в России появился, например, «Посейдон». И именно поэтому ПАК ДА важнее Су-57»,

— заключает автор.

Начнем, пожалуй, с того, что в 40-е и 50-е тяжелые бомбардировщики, такие как B-29 или скопированный с «американца» Ту-4, и впрямь можно было считать самым эффективным способом доставки ядерного заряда к территории вероятного противника. Однако в 1957 году СССР успешно испытал первую в истории межконтинентальную баллистическую ракету Р-7, а уже в 1960-м принял ее на вооружение. Ракета имела дальность полета восемь тысяч километров, но также и множество недостатков. Начало было положено.

В наше время Россия имеет полноценную ядерную триаду: межконтинентальные баллистические ракеты (МБР), баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ) и крылатые ракеты воздушного базирования. Впрочем, отчасти правы те, кто «ядерную триаду» считает «диадой». И дело не в недостатках самих стратегических бомбардировщиков Ту-95МС или Ту-160, выступающих носителями крылатых ракет с ядерными боевыми частями. Просто разрушительный потенциал крылатых ракет воздушного базирования в наше время не сравним ни с МБР, ни с БРПЛ. Тут играет роль и низкая скорость полета КР, и ее относительно небольшая дальность (в стратегическом масштабе, конечно же), и масса боевой части.



Рассмотрим вопрос более детально. Крылатая ракета воздушного базирования Х-55 имеет максимальную дальность полета в 2500 километров и мощность заряда 200-500 килотонн. Для сравнения, одна МБР комплекса Р-36М2 способна забросить десять боевых блоков мощностью по 800 килотонн на расстояние более 11 тысяч километров. В свою очередь, более новый комплекс РТ-2ПМ2 «Тополь-М» имеет моноблочную БЧ с мощностью заряда одна мегатонна. И дальность до 12 тысяч километров.

Наконец, крейсерская скорость полета Х-55 и более современных крылатых ракет — дозвуковая. То есть, когда (если) они доберутся до территории вероятного противника, этого самого противника уже не будет «в живых». Напомним, что боевые части МБР/ БРПЛ в случае глобальной войны упадут на головы россиян и американцев примерно через 20 минут после запуска самих ракет. Интересно, окажется ли хоть один из находящихся на земле B-52 или Ту-160 к этому моменту на взлетно-посадочной? Лучше, конечно, не проверять, однако понимать разницу, нужно полагать, надо.



Убийцы террористов


Говорит ли это о том, что ПАК ДА потенциально плохой самолет? Вовсе нет. Просто задачи для него, скорее всего, будут иными, отличными от тех, которые были актуальны в 50-е или 60-е.

Посмотрим, как обстоят дела за океаном. Американцы очень долго не могли понять, как им пристроить свои стратегические бомбардировщики. Наконец, они нашли достойную роль: своего рода бомбовозов, способных резко повысить тактический потенциал армии США за счет массового применения дешевых высокоточных боеприпасов. Один пример: с октября 2014 года по январь 2016 года B-1B ВВС США приняли активное участие в воздушных ударах по боевикам-исламистам в Сирии в городе Кобани. При том, что доля вылетов машин этого типа составила всего лишь три процента от общего числа вылетов, доля сброшенных боеприпасов составила почти половину от всех использованных авиацией.



А какой видит роль ПАК ДА военно-политическое руководство России? Если вкратце, то примерно такой, какой ее видят США для своих бомбардировщиков. То есть, самолет хотят сделать не столько узкоспециализированным элементом ядерной триады, сколько многофункциональным оперативно-тактическим комплексом.

«Военные не поленились, и написали все, что они думают. Это и стратегический бомбардировщик, и оперативно-тактический ракетоносец-бомбардировщик, даже дальний перехватчик и возможная платформа для запусков космических аппаратов»,

— заявил в 2017 году научный руководитель ФГУП «ГосНИИАС», академик РАН Евгений Федосов.

Если же еще более внимательно проследить за сообщениями о ПАК ДА, то можно понять, что его роль в структуре боевой авиации ВКС до сих пор не определили. Так что задачи для перспективного бомбардировщика будут пересекаться с задачами Ту-160М2, Ту-22М3, Су-34. И даже, если верить военным, МиГ-31БМ!

В то же время главная задача Су-57 очень проста и понятна — завоевание превосходства в воздухе. И если Россия не получит в будущем полноценный истребитель пятого поколения, то она его (превосходство), образно выражаясь, потеряет. Поэтому говорить о том, что ПАК ДА нужнее Су-57 совершенно неверно. Истребитель пятого поколения — самая значимая для современной России программа в сфере боевой авиации. И наиболее значимая конвенционная программа вообще.



Что же касается Перспективного авиационного комплекса дальней авиации, то, к большому сожалению авиалюбителей, есть вероятность, что эту машину вообще никогда не примут на вооружение. Во-первых, из-за причин сугубо экономических. Это самый сложный и самый дорогой авиационный комплекс во всей русской истории. А деньги российскому Минобороны в последнее годы приходится считать.

Во-вторых, выступать в роли носителя управляемых бомб/тактических крылатых ракет вполне может Ту-160М2 новой постройки. Для «бомбовоза», воюющего с террористами, малозаметность не является ключевым параметром. Он может хорошо справляться со своими задачами и без нее, что показывает пример применения американцами B-52 и B-1.

А вот проект «невидимки» B-2, как мы знаем, постигла не самая лучшая участь. На выходе американцы получили фантастически дорогой и почти ненужный самолет, от которого, кстати, уже вскоре планируют отказаться, оставив при этом на вооружении… B-52, выполнивший первый полет в 1952 году. И создателям ПАК ДА предстоит очень сильно постараться, чтобы их детище не повторило судьбы B-2 Spirit.
104 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. sen
    +14
    6 мая 2019 06:03
    У России - оборонительная доктрина. Поэтому Су-57 важнее. Жизненно необходимо завоевание превосходство в воздухе. В связи развалом договора ДРСМД, увеличение дальности крылатых ракет роль ПАК ДА несколько снижается, но все же остается необходимой.
    1. +4
      6 мая 2019 06:27
      Что же не считать деньги бюджета Министерства обороны если многие так и норовят запустить туда свою грязную воровскую лапу . А не было бы этого глядишь и можно было бы протолкнуть некоторые проекты .
      1. +1
        6 мая 2019 07:57
        Цитата: Spartanez300
        и можно было бы протолкнуть некоторые проекты .

        хорошее понятие, "протолкнуть". ничем не попахивает?
    2. +19
      6 мая 2019 06:34
      Цитата: sen
      У России - оборонительная доктрина. Поэтому Су-57 важнее. Жизненно необходимо завоевание превосходство в воздухе. В связи развалом договора ДРСМД, увеличение дальности крылатых ракет роль ПАК ДА несколько снижается, но все же остается необходимой.

      Су-57 важнее, потому что это , как и любой американский самолет, машина для региональных конфликтов в которых сверхдержавы борются за влияние. При прямом столкновении РФ и Нато, человечество росто погибнет.
      1. 0
        6 мая 2019 08:03
        Вот если бы научить Су-57 применять Х-101, ему вообще цены бы не было.
        1. 5-9
          -1
          6 мая 2019 14:21
          С учётом дальности Х-101 и кирдык ДРСМД, ей никакой летающий носитель не нужен :)
        2. 0
          7 мая 2019 07:39
          [quote][/quote]
          И в атаку бегать....
    3. +7
      6 мая 2019 09:34
      Нет ни одной страны в мире с только оборонительной политикой,у России есть оборонная стратегия,как и у других стран.
    4. +1
      6 мая 2019 17:09
      "Самый лучший способ обороны - это нападение!". А доктрины - это для лохов и западных дибилов!
    5. +1
      6 мая 2019 18:13
      Однозначно - СУ-57 важнее!
      Как правильно отметил - именно из-за нашей оборонительной доктрины, Россия не собирается равняться по агрессивности с америкосами, лезущими повсюду и бомбящими кого захотелось.
      Потому и на флоте АУГ - на последнем месте, мы не лезем в чужие дела.
    6. +1
      7 мая 2019 00:28
      ФАБ и КАБ основное оружие которым выносили бармалеев в Сирии , Чечне ,Афганистане - все это носят и применяют бомберы и чем больше грузоподъемность этого бомбера тем дешевле обойдется бомбардировка . КР это ВТО - очень дорогое удовольствие особенно если их применять против НБФ .
      Бомбер нужен в любом случае и именно универсальный бомбер который сможет заменить ту95, ту160, ту22м3 ну и су34 частично . Без эффективных средств нападения никакая оборонительная доктрина не работает это аксиома .
      А так то по сути когда закончат с двигателем второго этапа для су57 , то можно будет уже и пак да создавать на 4х таких движках - естественно доработав его до нужной кондиции .
      А вот бортовое оборудование можно уже сейчас начинать создавать , создать систему с открытым интерфейсом что бы можно было легко интегрировать новое оборудование и ПО . Как по мне это две главные задачи создать годный двигатель для ПАК ДА и создать БИУС .
    7. 0
      7 мая 2019 09:31
      Если мы делаем платформу для дальнобойных КР то мудрить с самолетом нечего, на базе ИЛ-96 вполне технически это возможно, а если нужен носитель под бомбы и прочее недорогое но много то берем ИЛ -76 в новой версии ставим "Гефест" и занимаемся ковровыми бомбардировками.. Зачем новый и дорогой самолет для этих целей? Ваять невидимку чтоб он мог кружить над головами равных по силе противников сделать невозможно технически, а папуасов бомбить можно с чего угодно вплоть до ПО-2..НО после завоевания воздуха , а вот тут то и нужен СУ-57.. Так что забыть про этот грандиозный попил ПАК ДА и заниматься системами наведения и управляемыми боеприпасами ..
    8. +1
      7 мая 2019 11:56
      Нет такой доктрины. Есть военная доктрина РФ в которой уделено внимание и оборонительно и наструпательной стратегиям а основной является стратегия сдерживания вероятного противноика построенная на неотвратимости ответного удара. Любой перекос в чисто оборонительную или наступательную стратегию пахнет новым 41 годом. Посему авиация должна быть сбалансированной по силам и средствам и наличие эффективной истребительной авиации не отменяет а только дополняет наличие эффективной бомбардировочной авиации (стратегической и фронтовой). Господство в воздухе тоже вещь в себе и вряд ли какой то из противостоящих сторон удастся достичь такого господства всегда и везде. Поэтому разработка ПАК ДА является такой же необходимой как и принятие на вооружение СУ 57 (или его модификаций. Если вспомнить СССР то тогда существовала сл. практика: разработанный образец вооружения еще только испытывается, а разработчики уже приступают к разработке новых образцов. Причем все это делалосъ без шума и пыли и зачастую вероятный "партнер" узнавал о новинке тогда когда ему ее демонстрировали на парадах а то и спустя месяцы и годы после ее принятия на вооружения. Например о Байконуре америкацы узнали только после первых запусков ракет с этого космодрома. Правда Хрущеву пришлось организовать поднятие целины для маскировки работ на Байконура, но желаемый результат был достигнут. А сейчас сплошная реклама, причем часто того, чего еще нет, неизвестно когда будет и будет ли вообще. Скромнее нужно быть, ребяты
      1. 0
        8 мая 2019 14:02
        Вот гляжу я комментарии, и не вижу рассмотрения одного факта: Су-57 = ПАК ФА, т.е. перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации. Не истребитель, а платформа. Его фишка именно в гибкости применения и возможности быстрой перенастройки из тяжёлого истребителя завоевания превосходства в штурмовик и фронтовой бомбардировщик (именно в него, а не истребитель с возможностью применения бомб). ПАК ДА = комплекс дальней авиации, да ещё и дозвуковой. Он не менее важен, на мой взгляд, чем ПАК ФА, однако без обеспечения устойчивости тактического звена, без завоевания превосходства в воздухе - практически бесполезен, ведь важно не просто нагрузить его взрывчаткой (тут, и правда, хоть Ан-22, хоть Ил-76 пригодятся), а доставить и применить боеприпас. Или никто не заметил, что в той же Сирии обычные фугасные бомбы, при использовании с полноценного "бомбера" по эффективности вполне сопоставимы с управляемыми боеприпасами, хотя стоят гораздо дешевле, да и не боятся радиопротиводействия (мозгов в бомбах нет - только кость!)...
        Для решения точечных задач и/или завоевания превосходства - Су-57 достаточен и нужен. Для решения же объёмных бомбардировочных задач ПАК ДА, как и Ту-22М3 (второй - слабее, но - он есть!) быстро оправдают своё существование ввиду эффективного применения недорогих боеприпасов. Т.е. "отобьют свою цену". Что Б-2, что Ту-160 разрабатывались для применения ядерных боеприпасов (КР или бомб), для работы же обычными бомбами малопригодны, да и перенацеливание на решение задач, к примеру, дальней разведки - не пригодны вовсе. tongue
        Как понимаю, принципиальная особенность ПАК ФА и ПАК ДА - перенастариваемость, гибкость. Впрочем, это сейчас - модная тенденция. Для малых, локальных войн - оправдано. Для больших, глобальных конфликтов - так себе, т.к. выгодней тогда применять большие серии менее дорогих узко специализированных аппаратов.
        Кстати, в столовом приборе ложка не заменяется ножом, среди инструментов гаечный ключ гораздо менее удобен, чем молоток... Хотя от безысходности на какие телодвижения не пойдёшь! request
    9. -1
      7 мая 2019 15:35
      У России - оборонительная доктрина.

      Лучшая защита это нападение.
      1. 0
        8 мая 2019 14:05
        Ну, это ещё в старых боевых уставах написано. Без атаки бой не выиграть, даже без контратаки. soldier
    10. 0
      10 мая 2019 17:16
      Если есть КР с межконтинентальной дальностью то зачем вообще ПАК ДА???? Смысл? Сделать пусковых установок по периметру страны и достаточно, наконец есть ТУ-160М2.
  2. +11
    6 мая 2019 06:57
    Разве Автору не известна поговорка "первый блин комом" ? В-2- это тот самый первый бомбер-"стелс" ,который при "выпечке" получился "комом" ... И всё же... отказываясь от В-2 ,мериканцы берутся за В-21 (бывший В-3...) ! Автор,"вспоминая" же В-2,почему-то напрочь "забывает" про В-21... К слову сказать, я не причисляю себя к "фанатам" ПАК ДА...Считаю ,что производство Ту-160М2 (даже,без "фанатизма"...) и модернизация Ту-22М3 закроет самые насущные потребности ВКС до той поры ,когда станет более понятно: нужен ли бомбер-стратег...и,если нужен, какой ? Но всё же ! Говоря "А",надо сказать и "Б" ! Нужны ответы на вопросы: Почему мериканцы ,оставляя В-52 ,В-1 и имея "печальный опыт" в виде В-2,все же "обкашливают " идею В-21 ? А если Автор в добавок толково прояснил бы ,что..."Шурик!Это же не наш метод !",чтобы мы ,хотя бы на 30% поняли это....ну,тады ой ! Кстати ,слыхивал я молву,что ,в своё время, транспортник Ан-124 предполагали использовать и как ракетоносец-носитель КР...(даже,быстро устанавливаемые ПУ придумали...). Вот ,почему бы и не прикинуть "букет к носу"..то бишь, "обнюхать" возможности создания на одной платформе транспортника,бомбера-ракетоносца,ДРЛО, базового патрульного "противолодочника", дальнего барражирующего перехватчика ПВО...
    1. +3
      6 мая 2019 08:50
      Да пускай делают потихоньку. Школу восстанавливать надо. А то даже с восстановлением производства Ту-160 сложности возникли. Тем более, если допилят детонационный двигатель или что схожее с ним, эти стратеги могут получить вторую жизнь.
    2. +11
      6 мая 2019 09:49
      Смею с вами не согласится по поводу бомбера В-2,современная и мощная машина,а в последнее время усиленно наращивают его огневую мощь,КР,сверхмощные бетонобойки и тд.То что он дорогой,так его создавали не папуасов гонять,а взламывать сверхмощную ПВО СССР,слава Богу не проверили на практике.А то что используют ветеранов В-52 и В-1В,так янки очень щепетильные в отличие от СССР/России/Украины,которые с радостью пускали под нож великолепные машины,которым летать и летать,жаль очень жаль.А то что янки построят В-21/31/100 я не сомневаюсь,у них для этого все есть.
    3. AVM
      +4
      6 мая 2019 13:44
      Цитата: Nikolaevich I
      Кстати ,слыхивал я молву,что ,в своё время, транспортник Ан-124 предполагали использовать и как ракетоносец-носитель КР...(даже,быстро устанавливаемые ПУ придумали...). Вот ,почему бы и не прикинуть "букет к носу"..то бишь, "обнюхать" возможности создания на одной платформе транспортника,бомбера-ракетоносца,ДРЛО, базового патрульного "противолодочника", дальнего барражирующего перехватчика ПВО...


      После многофункционального истребителя это мог бы быть самый важный проект для вооружённых сил. Как раз собирался писать статью на эту тему в ближайшей перспективе.

      Просто надо понимать что сейчас бомбардировщик - это только по папуасам и бармалеям, а против серьёзного противника это только ракетоносец. Не могу себе представить, чтобы B-2 смог спокойно бомбить что-то в России, к примеру.
      1. +1
        8 мая 2019 14:10
        good Согласен. Однако бомбёжка "бармалеев" пока что актуальней. Т.к. против "ответки" от серьёзного врага в виде ядерных боеголовок даже КР выглядит слабовато... request
    4. 5-9
      +1
      6 мая 2019 14:27
      Никакого вразумительного объяснения кроме попила бабла для придумывания В-21, вместо прикручивания крылатых ракет большой дальности на В-1А или В-2А, у меня нет.
      Хотя на заре придумывания В-2 его предполагалось использовать для полёта над брянскими лесами для поиска Тополей под йолками и уконтрапупивания их....что потом было заслужено признано наркоманским бредом. И ничего "комом" в В-2 кроме AGM-129 вроде и нет... ну и возможно цены.
      1. AVM
        +1
        6 мая 2019 15:51
        Цитата: 5-9
        Никакого вразумительного объяснения кроме попила бабла для придумывания В-21, вместо прикручивания крылатых ракет большой дальности на В-1А или В-2А, у меня нет.
        Хотя на заре придумывания В-2 его предполагалось использовать для полёта над брянскими лесами для поиска Тополей под йолками и уконтрапупивания их....что потом было заслужено признано наркоманским бредом. И ничего "комом" в В-2 кроме AGM-129 вроде и нет... ну и возможно цены.


        И у B-1 и у B-2 ресурс кончается, машины изначально проблемные, дорогие в обслуживании. B-52 у них что-то типа АК.
        1. 5-9
          -1
          7 мая 2019 07:23
          Нуууу..не слыхал. В-2 почти не летает, хотя может толком и не мог и не может. В-1 вообще не стратег, ЯО не несёт, КРБД тоже. Юзают его почём зря для перепахивания всяких скал афганских. Хотели бы беречь ресурс - сберегли бы.
          1. AVM
            0
            7 мая 2019 07:26
            Цитата: 5-9
            Нуууу..не слыхал. В-2 почти не летает, хотя может толком и не мог и не может. В-1 вообще не стратег, ЯО не несёт, КРБД тоже. Юзают его почём зря для перепахивания всяких скал афганских. Хотели бы беречь ресурс - сберегли бы.


            B-2 очень дорог по стоимости полёта и рисковать жалко, покрытие вроде как облезает, B-1B тоже по стоимости полёта не дешёв, но его приходится эксплуатировать поскольку со временем усталость конструкции даст о себе знать, у него нет такого запаса прочности как у 52го, а для трансзвукового самолёта это критично - усталостные трещины и всё такое...
            1. 0
              8 мая 2019 14:18
              Если мне не изменяет склероз, основной режим полёта для Б-1Б - дозвуковой, что-то около 800 км/ч, а сверхзвук - возможность достижения на форсаже и ненадолго... Там принципиальное отличие от Б-52 в возможности пойти на прорыв зоны ПВО на малой высоте на сверхзвуке, что плохо получалось у Ф-111 и совсем не достижимо для "Сверхкрепости"... recourse
              1. AVM
                +1
                8 мая 2019 14:20
                Цитата: Aqela
                Если мне не изменяет склероз, основной режим полёта для Б-1Б - дозвуковой, что-то около 800 км/ч, а сверхзвук - возможность достижения на форсаже и ненадолго... Там принципиальное отличие от Б-52 в возможности пойти на прорыв зоны ПВО на малой высоте на сверхзвуке, что плохо получалось у Ф-111 и совсем не достижимо для "Сверхкрепости"... recourse


                Да, я именно про это и писал - трансзвуковой, т.е. близкий к скорости звука. На низких высотах ему и этого похоже хватает.
                1. 0
                  8 мая 2019 14:23
                  Может я и не точен, но вроде как "трансзвуковой" говорилось для скоростей 0,9-1,1 Маха. recourse
                  1. AVM
                    0
                    8 мая 2019 14:24
                    Цитата: Aqela
                    Может я и не точен, но вроде как "трансзвуковой" говорилось для скоростей 0,9-1,1 Маха. recourse


                    По другим данным 0,75 до 1,2 М hi
        2. 0
          8 мая 2019 14:13
          А Б-52 у них что-то типа Ту-95 lol
          1. AVM
            0
            8 мая 2019 14:18
            Цитата: Aqela
            А Б-52 у них что-то типа Ту-95 lol


            Б-52 штука совершенно уникальная по сроку службы среди всех самолётов. Самый "молодой" B-52 построен в 1962 году - это 57 лет службы, у нас крейсера меньше служат, а в США многие авианосцы на выслужили столько времени. Есть шанс что Б-52 прослужит 100 лет!, с модернизациями конечно.

            Ту-95 по срокам создания сопоставим с Б-52, но на вооружении стоят самолёты выпуска 80-х годов.
            1. 0
              8 мая 2019 14:34
              Справедливое замечание. Однако, за время проектирования и существования на вооружении Б-52 сколько было провальных проектов, которые делались ему на замену? На одни только Б-58 и "Валькирию" сколько ресурсов было ухлопано! Я уж не говорю про ФБ-111 или Б-1 (исходный, а не сильно другой Б-1Б)... Кстати, а как там про новые движки для Б-52? Так и не допилили? В бортовых системах и по сей день юзают 286-е процессоры?
              1. AVM
                +1
                8 мая 2019 14:36
                Цитата: Aqela
                Кстати, а как там про новые движки для Б-52? Так и не допилили? В бортовых системах и по сей день юзают 286-е процессоры?


                Про движки точно не знаю, не углублялся в тему, по-моему не допилили. А процессор - нормально! К 100-летию обновят wink
                1. 0
                  8 мая 2019 15:10
                  Камень не убиваемый! Что 286-й, что 486-й... Насколько знаю, в Китае именно они выпускаются для промышленности и военных разработок. Если не юзать "Окошки" с очаровательным "графонием", то для обычных расчётов, особенно в режиме реального времени, достаточно...
                  Вспомнились два факта. Изречение Билла Гейтса о достаточности 640 килобайтов ОЗУ для решения любых задач laughing И "водка малыми порциями полезна в любых объёмах!" drinks wassat
                  Кстати! Всех с Днём Победы! fellow soldier drinks
  3. +1
    6 мая 2019 07:47
    Даже просто делать, конструировать дело нужное! Нужно проверять перспективные варианты, что б потом не догонять, что явно будет дороже и с непредсказуемым результатом.
  4. +2
    6 мая 2019 09:05
    Думаю, что су57 это самолёт, который тактическое ядерное оружие сможет применить гораздо эффективнее в случае чего, чем пак да. Малозаметный, маневренный и скоростной истребитель гораздо опаснее для противника, чем дозвуковой стратег,который вражеской пво будет перехвачен ещё задолго до выхода на рубеж атаки своими кр. Шансов у су57 больше, чем у пак да, особенно в свете господства в воздухе вражеской авиации.
    1. 0
      8 мая 2019 14:38
      Англичане во Вторую Мировую тоже пытались юзать "Москито". Только толку от них было не очень... Су-57 по-любому не будет иметь полноценного бомбардировочного оборудования, да и дальность не та... Тот же Су-34 - переистребитель и недобомбардир... request
  5. Цитата: Nikolaevich I
    Разве Автору не известна поговорка "первый блин комом" ? В-2- это тот самый первый бомбер-"стелс" ,который при "выпечке" получился "комом" ... И всё же... отказываясь от В-2 ,мериканцы берутся за В-21 (бывший В-3...) ! Автор,"вспоминая" же В-2,почему-то напрочь "забывает" про В-21... К слову сказать, я не причисляю себя к "фанатам" ПАК ДА...Считаю ,что производство Ту-160М2 (даже,без "фанатизма"...) и модернизация Ту-22М3 закроет самые насущные потребности ВКС до той поры ,когда станет более понятно: нужен ли бомбер-стратег...и,если нужен, какой ? Но всё же ! Говоря "А",надо сказать и "Б" ! Нужны ответы на вопросы: Почему мериканцы ,оставляя В-52 ,В-1 и имея "печальный опыт" в виде В-2,все же "обкашливают " идею В-21 ? А если Автор в добавок толково прояснил бы ,что..."Шурик!Это же не наш метод !",чтобы мы ,хотя бы на 30% поняли это....ну,тады ой ! Кстати ,слыхивал я молву,что ,в своё время, транспортник Ан-124 предполагали использовать и как ракетоносец-носитель КР...(даже,быстро устанавливаемые ПУ придумали...). Вот ,почему бы и не прикинуть "букет к носу"..то бишь, "обнюхать" возможности создания на одной платформе транспортника,бомбера-ракетоносца,ДРЛО, базового патрульного "противолодочника", дальнего барражирующего перехватчика ПВО...

    ***
    Совершенно с вами согласен: служа в ВТА я знал об ограниченных бомбовых возможностях ВТА, но всегда задавался вопросом, почему они так ограничены. Готовые решения по самолетам ВТА с использованием ракет и кр. ракет, бомб вполне могли составить конкуренцию дозвуковой стратегической и дальней, оперативно- тактической авиации такой как Б-52, отечественным ветеранам ТУ-16, ТУ-95.... Опять же, хорошо освоенные мощности по этим типам носителей удешевляют стоимость каждой единицы.
    Что касается или - или СУ-57 против ПАК ДА, то вспомним, что именно отсутствие у Ф.Германии ДА в полном объеме в структуре ее люфтвафе была ее слабым местом.
    1. +2
      6 мая 2019 15:28
      Я согласен с вашими выводами... hi От себя хочу добавить немного...В истории авиации немало случаев,когда транспортники служили и бомберами... Можно упомянуть известные Ли-2 и Юнкерс-52 времён 2МВ..;С-130 в роли бомбера и "ганшипа" во "вьетнамской" войне... "Бомберами-транспортниками" были Ан-2 ,Ан-12, Ан-24,Ан-26...сейчас стали опять " учиться метать бомбы" экипажи Ил-76...ну, и Ан-124 я уже упоминал... Кстати, транспортники в "бомберы" ,,превращались,, ,как усилиями тех стран,куда поставлялись упоминаемые самолёты;так и при производстве в СССР самолётов (Ан...,например) закладывалась "бомбардировочная функция "...если не во все самолёты,то в отдельные модификации... Известны так же противолодочные самолёты, ДРЛО, РЭБ на базе транспортных самолётов или,даже, пассажирских авиалайнеров... Так что,для предложения "единой авиационной платформы" есть основания...
      1. +1
        8 мая 2019 14:39
        Таки да, прям с языка сняли! good Как раз об этом хотел написать!
  6. +2
    6 мая 2019 09:50
    Рассмотрим вопрос более детально. Крылатая ракета воздушного базирования Х-55 имеет максимальную дальность полета в 2500 километров и мощность заряда 200-500 килотонн. Для сравнения, одна МБР комплекса Р-36М2 способна забросить десять боевых блоков мощностью по 800 килотонн на расстояние более 11 тысяч километров. В свою очередь, более новый комплекс РТ-2ПМ2 «Тополь-М» имеет моноблочную БЧ с мощностью заряда одна мегатонна. И дальность до 12 тысяч километров.


    ..а точность вы сравнили? маллые кт с большой точностью равнознаяны мт с малой. А вернуть БР вы сможете , как Ту160 или Ту95. А арражировать БР может в угрожаемый период ? А неядерными БЧ БР может решать задачи?
    1. -2
      6 мая 2019 10:06
      Цитата: Zaurbek
      А арражировать БР может в угрожаемый период ?

      Да вроде как барражируют. Круглосуточно и круглогодично. А не только в угрожаемый период

      Цитата: Zaurbek
      А неядерными БЧ БР может решать задачи?

      Да. "Prompt Global Strike" (PGS) или "Быстрый глобальный удар" Правда это дороговато и потенциально опасно нервной реакцией России и Китая. Посему пока тема "подвисла". Но работы ведутся
      1. 0
        6 мая 2019 16:00
        Да вроде как барражируют. Круглосуточно и круглогодично.

        Где там МБР барражируют? Под землёй что-ли?
        Не надо думать, что ШПУ МБР сильно защищена, на такие цели американцы выделяют несколько боеголовок и в первом ударе имеют шанс повредить наши подземные МБР. А вот самолёт, с крылатыми ракетами можно заранее поднять и пусть барражирует где-то над тайгой, там его не отследить.
        В угрожаемый период МБР останутся на своих местах, а вот авиацию с КР можно поднять в небо и дозаправлять там.
        1. 0
          6 мая 2019 16:08
          Цитата: Fan-Fan
          Где там МБР барражируют? Под землёй что-ли?

          Ага...

          Цитата: Fan-Fan
          на такие цели американцы выделяют несколько боеголовок и в первом ударе имеют шанс повредить наши подземные МБР

          Они имеют шанс повредить шахты. МБР к этому времени уже улетят к своим целям.

          Цитата: Fan-Fan
          А вот самолёт, с крылатыми ракетами можно заранее поднять

          Не факт. С высокой вероятностью не успеют. А заставить лётчиков жить в кабинах не получится.

          Цитата: Fan-Fan
          В угрожаемый период МБР останутся на своих местах,

          Именно. Они постоянно готовы к пуску. Даже если противник применит "обезоруживающий удар", между прочим, основной вариант по их доктрине применения СЯН. То есть никакого "угрожаемого периода"

          Цитата: Fan-Fan
          а вот авиацию с КР можно поднять в небо и дозаправлять там.

          Ремонтировать/обслуживать тоже? Даже в угрожаемый период 100% самолётов поднять в воздух не получится.
    2. 0
      6 мая 2019 10:19
      Точность большой роли не играет, при 200кт. На Ярсе или при тех же 200кт. На Х-55, будет 250 метров или 10 при таких мощностях БЧ разности в эффективности практически никакой. А неядерными БЧ работать будут по папуасам в "мирное время", в этом случае БР вообще не нужны хватит и КР, а если очень хочется, то можно и Першингом и Искандером и китайской БРСД по кораблям...
      1. 0
        6 мая 2019 11:46
        Ну у КР точность повыше на данный момент. Х-55 более старый вариант КР.
        1. +1
          6 мая 2019 11:52
          А какая разница при 200- стах килотоннах? Будет это 300 метров(МБР), 30 метров у старых КР или 7 метров у новых?..
          1. 0
            6 мая 2019 13:59
            В том что применить один морально проще, чем другой. Побочных жертв не будет..
  7. +6
    6 мая 2019 09:52
    Нужен бомбовоз(ракетовоз) на гражданских агрегатах с максимальным ресурсом. И под максимально широкий ассортимент оружия.
  8. -8
    6 мая 2019 10:03
    Авиационный компонент ядерной триады России на перспективу не стратегические бомбардировщики, а крылатые ракеты "Буревестник", имеющие практически неограниченную дальность, не нуждающиеся в аэродромах, не требующие экипажей, топливозаправщиков, истребительного прикрытия и т.д. и т.п.

    Крылатые ракеты с большим подлетным временем наносят удар во втором эшелоне после вывода из строя систем ПВО/ПРО, радаров и радиосвязи с помощью ударов баллистических ракет, действующих в первом эшелоне. Поэтому для КР не важна скорость полета.
  9. +1
    6 мая 2019 10:52
    Евгений Каменецкий наверное разбирается в авиации, как Рогозин в космической области. Вот от этих эффективных менеджеров и проблемы в стране.
  10. 0
    6 мая 2019 11:05
    Все верно, ПАК ДА ваще,.. не нужен. Единственная его мулька - стеллс-ность в пределах работы РЛС Контейнер не стреляет. А если Контейнера нет, а у Белого Лебедя продвинутая и широкополосная РЭБ. То ... Опять таки - никакой разницы, стеллс ты или не стеллс..)
    1. 0
      6 мая 2019 16:06
      "Белый лебедь" сильно жрёт топливо, а нужен экономичный самолёт, для длительного боевого дежурства в воздухе. Я вообще думаю, может Ил-96 перепроектировать под носитель МБР или КР.
      1. -1
        7 мая 2019 15:07
        Вы долго не думайте, а то другие эту фишку перехватят и вы не получите бабло, так что действуйте быстро и решительно - решили перепроектировать, перепроектируйте!
  11. +4
    6 мая 2019 11:36
    Опять сказки ,вы скоро с голоду сдохните ,а вы про оружия на которое нет денеги,а деньги все у друзей гаранта lol так что request
  12. +1
    6 мая 2019 11:48
    "Напомним, что боевые части МБР/ БРПЛ в случае глобальной войны упадут на головы россиян и американцев примерно через 20 минут после запуска самих ракет. Интересно, окажется ли хоть один из находящихся на земле B-52 или Ту-160 к этому моменту на взлетно-посадочной? Лучше, конечно, не проверять, однако понимать разницу, нужно полагать, надо."

    Интересно, взявшись рассуждать о преимуществах и необходимости того или иного самолёта автор потрудился, хотя бы поверхностно ознакомиться с тактикой ДА? Похоже, что вряд ли, т.к. не имеет ни малейшего понятия, где на момент нажатия "кнопки" должны находиться лётчики и самолёты и сколько времени требуется на подъём в воздух.
    1. -2
      6 мая 2019 12:15
      Даже если и успеют взлететь, то с большой вероятностью все равно завалятся от ЭМИ близких ЯВ..)
      1. 0
        6 мая 2019 16:10
        Думаете американцы будут
        ЭМИ близких ЯВ.
        делать над всей тайгой и тундрой? У них тоже ядерных зарядов не много, поэтому тайгу они бомбить не будут и наши самолёты над тайгой недосягаемы для врага.
    2. -2
      6 мая 2019 13:23
      Цитата: Paladin
      где на момент нажатия "кнопки" должны находиться лётчики и самолёты

      Лётчики дома, самолёты на аэродроме. При ответно-встречном ударе, для нас- основном.
      1. 0
        6 мая 2019 16:13
        Лётчики дома, самолёты на аэродроме.
        Это будет, если наши правители и генералы совсем объидиотятся, а толковые правители заранее сообразят, что пора рассредоточить носители, а самолёты с КР поднять в воздух на дежурство.
        1. +1
          6 мая 2019 16:16
          Цитата: Fan-Fan
          пора рассредоточить носители

          Некуда "рассредотачивать", ракетоносцы слишком тяжёлые, чтобы летать с грунта или с автострады.
      2. 0
        17 июня 2019 13:46
        Понятие как и у аффтара, ну да ладно, пусть так и думают )))
    3. 0
      7 мая 2019 12:14
      не на все головы упадут)))) толко на те кто со стратегическими целями проживает
  13. 5-9
    0
    6 мая 2019 14:31
    Не понимаю вообще про какой-то "отказ от Су-57". Просто сравните сроки разработки-появления в войсках с Ф-22 и Ф-35.
    Ну и такого бреда как производство десятков и сотен сырых бортов, причём в нескольких вариантах недопиленности, которых потом допиливать за сопоставимые с новым деньги или выкидывать (я сейчас Фы-35 имею в виду) нам не надо. Тем более, что двигателя 2-го этапа пока нет.
  14. +1
    6 мая 2019 14:50
    Цитата: sen
    оборонительная доктрина. Поэтому Су-57 важнее. Жизненно необходимо завоевание превосходство в воздухе

    превосходство в воздухе необходимо при любой доктрине
    1. 0
      6 мая 2019 16:16
      Что не нравится мне название - "оборонительная доктрина", а что, наступать и атаковать врага не планируется вообще? Что, будем сидеть в окопах и отстреливаться?
  15. -2
    6 мая 2019 15:29
    Без ПАК ДА не обойтись. Технологии...
  16. +3
    6 мая 2019 18:16
    Цитата: URAL72
    Вот если бы научить Су-57 применять Х-101, ему вообще цены бы не было.

    А если научить применять "Сармат" - цены бы ему не было бы. Ребята. Может не будем любое оружие пихать куда не поподя? Х-101 - стратегическое оружие и ему не место на СУ-57...

    Цитата: Nikolaevich I
    Говоря "А",надо сказать и "Б" ! Нужны ответы на вопросы: Почему мериканцы ,оставляя В-52 ,В-1 и имея "печальный опыт" в виде В-2,все же "обкашливают " идею В-21 ? А если Автор в добавок толково прояснил бы ,что..."Шурик!Это же не наш метод !",чтобы мы ,хотя бы на 30% поняли это....ну,тады ой !

    Американцы поняли, что стратег таких размерений, как В-2 возможно и не нужен. Насколько я понял из открытых источников - В-21 - это уменьшенный вариант В-2, с использованием наработок по F-35, в частности двигателей. Возможно просчитав они пришли к выводу, что лучше иметь менее размерный, но более массовый (и возможно более дешевый, хотя современное оружие сложно назвать дешевым) бомбардировщик, чем не очень удачный с финансовой точки зрения В-2.

    Цитата: Nikolaevich I
    Кстати ,слыхивал я молву,что ,в своё время, транспортник Ан-124 предполагали использовать и как ракетоносец-носитель КР...(даже,быстро устанавливаемые ПУ придумали...). Вот ,почему бы и не прикинуть "букет к носу"..то бишь, "обнюхать" возможности создания на одной платформе транспортника,бомбера-ракетоносца,ДРЛО, базового патрульного "противолодочника", дальнего барражирующего перехватчика ПВО...

    Все эти работы были в середине 70-х годов, и в качестве носителей рассматривали не только АН-124, но и его 6-двигательный вариант АН-126, а также АН-22 и ИЛ-76. Но после проработок стало ясно, что технически это возможно сделать, но это не принесет нам пользы, особенно то, что касается бомбардировщика-ракетоносца. Создать на базе транспортника самолет ДРЛО, противолодочник можно, если есть необходимость. Создать барражирующий перехватчик ПВО - технически наверно тоже можно сделать, но имеет ли это смысл. А вот создание бомбардировщика-ракетносца... Ходили слухи, что именно советская сторона настояла на запрете такой переделки. По договору ОСВ-2 был запрет на баллистические ракеты воздух-земля с дальностью в 600 км и запрет на использования транспортных самолетов в качестве носителей крылатых ракет. Американцы прорабатывали использования Боинга-747 в качестве такого носителя. Он должен был нести ЕМНИП 72 крылатые ракеты. Советская сторона, как говорят настояла на введение этого запрета по банальной причине. Количество транспортников, которые можно было бы переделать в носители КР у США и НАТО было хорошо если на порядок больше, чем у нас. И главное, нельзя было со 100% гарантией сказать, что летит - транспортник или ракетоносец.

    Ниже проект переделки Боинга-747 под носитель КР



    Цитата: AVM
    Не могу себе представить, чтобы B-2 смог спокойно бомбить что-то в России, к примеру.

    А кроме России в мире нет вообще других стран? Да и в определенное время В-2 был носителем и КР. правда эти Кр были довольны быстро сняты с вооружения, но что, сложно заменить их другими?

    Цитата: Shorik
    Малозаметный, маневренный и скоростной истребитель гораздо опаснее для противника, чем дозвуковой стратег,который вражеской пво будет перехвачен ещё задолго до выхода на рубеж атаки своими кр. Шансов у су57 больше, чем у пак да, особенно в свете господства в воздухе вражеской авиации.

    если у ПАК ДА будут крылатые ракеты с дальностью хотя бы в 5000 км, то интересно, чем же можно будет перехватывать ПАК ДА на таком расстоянии от цели. И у кого больше шансов нанести удар. У ПАК ДА с дальностью полета в 12-15 тысяч километров плюс 5000 км дальности пуска КР или у СУ-57, у которого дальность будет примерно в 1500 км и дальность пуска АСП в 300-400 км? В принципе сравнивать ТТХ ПАК ДА и СУ-57 достаточно глупо. Это машины различного класса и разного предназначения. Вопрос стоит о приоритетах. что нужнее: ПАК ДА или СУ-57, хотя понятно, что нужно и то, и другое, но увы, строить одновременно вряд ли получится

    Цитата: Fan-Fan
    Да вроде как барражируют. Круглосуточно и круглогодично.

    Где там МБР барражируют? Под землёй что-ли?
    Не надо думать, что ШПУ МБР сильно защищена, на такие цели американцы выделяют несколько боеголовок и в первом ударе имеют шанс повредить наши подземные МБР. А вот самолёт, с крылатыми ракетами можно заранее поднять и пусть барражирует где-то над тайгой, там его не отследить.
    В угрожаемый период МБР останутся на своих местах, а вот авиацию с КР можно поднять в небо и дозаправлять там.

    ШПУ достаточно сильно защищены. Не все, но определенные шахтные ПУ имеют стойкость довольно высокую. Да, американцы планируют использовать для удара по нашим ШПУ концепцию "два по одной". то есть две БГ БРПЛ по одной ШПУ. С учетом КВО возможности повреждения ШПУ есть. Но вот в отличии от наших мобильных АПУ время реакции у ракет в ШПУ намного меньше. ЕМНИП сроки эти порядка 60-65 секунд. То есть гарантировать, что МБР из ШПУ не смогут взлететь до удара просто нет.
    Самолет можно поднять в воздух, в этом никто не сомневается. Но радиолокационные средства противника смогут отследить такой барражирующий самолет. Количество РЛС у наших противников банально больше и размещены они по периметру нашей территории. Плюс есть самолеты ДРЛО, которые займут свой сегмент обнаружения.
    Дозаправлять самолеты с КР на борту можно, но чоень сложно. У нас количество заправщиков меньше, чем самолетов-носителей КР

    Цитата: ССедьмой
    Точность большой роли не играет, при 200кт. На Ярсе или при тех же 200кт. На Х-55, будет 250 метров или 10 при таких мощностях БЧ разности в эффективности практически никакой.

    Точность роль играет, все зависит от характеристик цели. Для одних, типа строений разницы может быть и никакой, а вот по укрепленным целям точность играет роль. Как принято говорить - двухкатное увеличение точности эквивалентно трехкратному увеличению мощности.

    Цитата: Zaurbek
    Нужен бомбовоз(ракетовоз) на гражданских агрегатах с максимальным ресурсом. И под максимально широкий ассортимент оружия.

    Увы, но есть запрет. И нам не выгодно, чтобы этот запрет прекратил свое существование. У нашего противника таких самолетов банально в несколько раз больше, чем у нас. И отслеживать их нам будет значительно сложнее, чем им наши самолеты

    Цитата: Лопатов
    Цитата: Fan-Fan
    пора рассредоточить носители

    Некуда "рассредотачивать", ракетоносцы слишком тяжёлые, чтобы летать с грунта или с автострады.

    Рассредотачивать есть куда, но таких аэродромов не особо много...
    1. +1
      7 мая 2019 08:51
      добавлю, что во время подъема ракетоносцев с аэродрома надо включить получение/загрузку/подготовку спецбоеприпасов и прибытие экипажей из дома.. т.е. для эффективного применения стратегов нужна заранее объявленная полная боевая готовность-это единственный, но самый большой их минус.
  17. +1
    6 мая 2019 19:53
    конечно точность (КВО) ключевой параметр для любой ракеты , будь то КР или БР . 10 метров или 250 метров- это как говорят в Одессе две большие разницы. При мощности взрыва 200 кт на расстоянии 10 метров давление во фронте ударной волны 300 000 кг на квадратный сантиметр, а на 250 метров всего 15 кг на кв. см.
    1. -1
      6 мая 2019 23:10
      Да нет в природе таких ЦЕЛЕЙ для СпецБЧ в 200кт. тех же МБР или БРСД для которых разница в 240 метров ( 250 - 10 = 240 ) по КВО играла бы сколь-нибудь существенную роль в смысле достаточности в деле нанесения неприемлемого ущерба этой ЦЕЛИ..)
      1. +1
        6 мая 2019 23:13
        Уровень защиты ШПУ Минитмен-3 -140 кг/кв. см
        1. 0
          6 мая 2019 23:18
          Такой цели для ЯРСа, как шахта Минитмэна, просто нет, ибо к моменту подлета ББ ЯРСа к шахте Минитмена самого Минитмена в этой шахте уже НЕТ...)
          1. 0
            6 мая 2019 23:20
            Не ко мне вопрос, а к нашему начальству - военную доктрину надо менять.
            1. 0
              6 мая 2019 23:26
              Доктрина не поможет, ибо гринги тоже смогут опустошить шахту Минитмена заблаговременно, воспользовавшись методом ответно-встречного удара
              1. 0
                6 мая 2019 23:33
                Это теоретически, а практически ответно-встречный удар не реален. Представте себе сценку звонит министр обороны президенту. и сообщает приятную весть : через 10 минут вражеские ББ достигнут своих целей. Причем не важно в какой стране эта сцена происходит. Дальше отпустите свою фантазию и все поймете.
                1. 0
                  6 мая 2019 23:42
                  Технически ответно-встречный удар давно реализован и у нас и у амеров еще в начале 1980-х. но человеческий фактор.
                2. 0
                  6 мая 2019 23:55
                  Да там и "практически" .... "машинка сама работает..", никакого Президента в схеме НЕТ, вернее он частично есть и то только в плане приказа на самоликвидацию своих ББ находящихся уже в полете в случаее сохранности на момент отдачи такого распоряжения собственных радаров СПРН и/или задействованных в схеме "ОТМЕНА" спутников космической группировки....
                  1. 0
                    6 мая 2019 23:57
                    машинка включается только тогда если верховного, министра О и премьера уже нет в живых.
                    1. 0
                      7 мая 2019 00:09
                      Нее, .."наш Пахан Вашего не дурнее!..."..). Ваша схема не пляшет, ибо Вы же не сможете ответить на вопрос - А как машинка узнает, что наш Пахан уже в ...Раю!??. А ...никак, разве только он сам оттуда машинке не позвонит..)
                      1. 0
                        7 мая 2019 00:16
                        Сергей , любопытно как было до 1983 года у нас: два офицера: капитан, майор или подпол. У них два ключа к 10 ракетам и к 10, 40, 60 или 100 боеголовкам. и судьба человечества. Сейчас у них ключи только к ракетам, а к боеголовкам у президента и министра обороны.
                      2. 0
                        7 мая 2019 00:35
                        Дело в том, что у меня нет морально-нравственного права публично обсуждать технические детали проекта. Могу лишь слегка осветить наиболее общие формально логические подходы в формировании пресловутой Схемы. Скажу пока так - Это не тот случай, когда можно было бы допустить, как Вы пишите, принципиальное, существенное влияние "человеческого фактора" на конечный результат работы Системы....
                      3. 0
                        7 мая 2019 08:56
                        это Вы жути нагоняете, тем, что в рамках секретности не говорите секретное слово "Периметр"? а обсуждать не морально-нравственные права надо иметь, а практически-технические знания.. ну или ходя бы теоретические.. по Вашему тогда зачем вообще этот чемодан за президентом носят, если и так все работает-для понтов что ли?
                      4. 0
                        7 мая 2019 13:58
                        Я же уже писал, Вы не помните?... Для отдачи директивы на самоликвидацию отечестаенных ББ, ну и для ..понтов тоже..
              2. 0
                6 мая 2019 23:34
                А вот ответный удар более или менее реальная вещь.
          2. 0
            6 мая 2019 23:24
            В марте 1982 большевики отказались первыми применять ядерное оружие, по моему так и осталось.
  18. +1
    6 мая 2019 20:08
    Не очень понятно зачем ПАК ДА нужен, если как чистый бомбер то да, если как ракетоносец то пустая трата денег, надо сказать очень больших денег, зачем повторять американские ошибки, у них не мерено бабла, они могут себе позволить тратить на всякие глупости. А нужен чистый бомбер с межконтинентальной дальностью.? Вопрос, кого бомбить будем, чью ПВО преодолевать будем, может просто взять копеечные Ту-204, уже произведенные, на которых все равно никто не летает, удлинить фюзеляж, врезать два отсека перед ценропланом и после него под револьверные ПУ КР Х-101. Вот Вам ракетоносец с 12-ю КР дальностью полета 5500 км.
    1. 0
      7 мая 2019 13:05
      Кстати говоря, дельная мысль. Только на базе Ил-76/96 и с сотней ракет.
  19. 0
    6 мая 2019 20:51
    С появлением КР с неограниченной дальностью типа "Буревестника" вообще под вопросом необходимость в авиационном компоненте "ядерной триады".
    А малозаметные ударные самолёты нужны для подавления ПВО в первую очередь.
  20. -1
    6 мая 2019 20:53
    Глупости всё это. Ни Су-57, ни ПАК ДА не способны будут выполнить свои боевые задачи. если на их пути встанет секретный авиакосмический гиперзвуковой летательный аппарат типа TR-3B или его многочисленные модификации. У TR-3B ускорение от 5 км в сек в кв. летает и в атмосфере и в космосе. В космосе может разгонятся до 50 км в сек!!! В атмосфере до 10 км в сек и больше!
    1. 0
      7 мая 2019 15:55
      В космосе может разгонятся до 50 км в сек!!!


      На Землю уже точно не вернётся. Да и в Солнечную систему тоже.
  21. Цитата: Nikolaevich I
    Я согласен с вашими выводами... hi От себя хочу добавить немного...В истории авиации немало случаев,когда транспортники служили и бомберами... Можно упомянуть известные Ли-2 и Юнкерс-52 времён 2МВ..;С-130 в роли бомбера и "ганшипа" во "вьетнамской" войне... "Бомберами-транспортниками" были Ан-2 ,Ан-12, Ан-24,Ан-26...сейчас стали опять " учиться метать бомбы" экипажи Ил-76...ну, и Ан-124 я уже упоминал... Кстати, транспортники в "бомберы" ,,превращались,, ,как усилиями тех стран,куда поставлялись упоминаемые самолёты;так и при производстве в СССР самолётов (Ан...,например) закладывалась "бомбардировочная функция "...если не во все самолёты,то в отдельные модификации... Известны так же противолодочные самолёты, ДРЛО, РЭБ на базе транспортных самолётов или,даже, пассажирских авиалайнеров... Так что,для предложения "единой авиационной платформы" есть основания...

    Ну, бросали бомбы как грузы примитивно- кустарным способом, по команде штурмана и с АН-12 и с остальных самолетов ИЛ-76 с тележек из грузового отсека... судя по всему вот видео далеко не ушли эксперименты 2018 год
  22. 0
    7 мая 2019 07:07
    Статья занемательная,но вот на счёт того как эффективна дальняя авиация,в глобальном масштабе есть одно упущение.Самолёты стратегической авиации могут дежурить прямо у границ наших вероятных друзей.Их ракеты при таком раскладе прилетят одни из первых.
    1. 0
      7 мая 2019 13:10
      Лодки с ракетами средней дальности тоже могут. Это как раз не уникально.


      Стратегический ракетоносец имеет одно преимущество - он может у любых границ оказаться через сутки с момента отдачи первого приказа, а не только там висеть. То есть это инструмент внезапной атаки на вновь выявленного (объявленного) врага. Конечно, в том случае, если враг не стоит МБР.
      1. 0
        8 мая 2019 07:04
        Лодка может, только вот приказ на неё отдать проблема,она под водой,и со связью там туго,а с самолётом такой проблемы нет.
        1. +1
          8 мая 2019 11:08
          Годах так в 60-х проблему связи с лодками решили. Порнушку в аш-ди, конечно, не скачаешь, но шифрованные телеграммы на длинных волнах проходят)
    2. 0
      7 мая 2019 15:34
      Статья занемательная,но вот на счёт того как эффективна дальняя авиация,в глобальном масштабе есть одно упущение.Самолёты стратегической авиации могут дежурить прямо у границ наших вероятных друзей.Их ракеты при таком раскладе прилетят одни из первых.

      И какая же страна позволит это сделать бомбовозам с ядерными зарядами? Равносильно объявлению войны. А вот ПВО/ПРО из них в этом случае неплохие будут имхо.
      1. 0
        8 мая 2019 07:00
        Ну например США не считает объявлением войны когда наши ту-95 несут дежурство возле их границ,а они с ядерными зарядами летают.
        1. 0
          8 мая 2019 10:17
          Ну например США не считает объявлением войны когда наши ту-95 несут дежурство возле их границ,а они с ядерными зарядами летают.

          Это когда такое было? belay
  23. 0
    7 мая 2019 15:32
    И создателям ПАК ДА предстоит очень сильно постараться, чтобы их детище не повторило судьбы B-2 Spirit.

    Чтобы не повторило вариант один - сделать много дешевле.
  24. -3
    7 мая 2019 15:52
    Автор не учитывает некоторые моменты.
    1. Технологии шагают вперёд. Серьёзно продвинулись в ПРО и мы и американцы. Сейчас МБР запущенными с расстояния тысяч километров никого не напугаешь. Они сбиваются.
    2. Наши центры принятия решений и прозводства находятся в глубине континента и могут быть защищены от первого удара. Скрытность нападения на нас практически недостижима. Б-2 могут в лучшем случае подлететь на несколько сотен км к нашей границе оставаясь невидимыми. Аналогичо с морской составляющей американцев. Выпущенные ими ракеты могут быть заблаговременно обнаружены и уничтожены. По той же причине наши Ту-160 и Ту 95 тоже теряют свою эффективность.
    3. У американцев центры принятия решений и производства находятся на побережье. Поэтому скрытный подлёт на несколько сотен км к берегу самолётов класса Б-2 для американцев принимает совсем другой оборот. Удар гиперзвуковыми ракетами в таком случае неотразим. У гиперзвуковых ракет радиус действия небольшой поэтому требуется повышенная скрытность чтобы быть обнаруженным как можно позже. Поэтому Б-2 для американцев бесполезен а для нас очень нужен.
    4. Океаны окружающие Америку являются превосходной средой для скрытного развёртывания подводных средств с гиперзвуковыми ракетами от которых у американцев нет защиты и ещё какое то время не будет. Это наше геостратегическое преимущество. Океаны окружающие Америку исторически были их преимуществом в защите от нападения но с развитием технологий превращаются в их уязвимость.
  25. 0
    7 мая 2019 19:17
    Су-57 важнее, но и от Пак Ды бы не отказался
  26. 0
    8 мая 2019 15:01
    Что нужнее? Рискую нарваться на критику, но ИМХО ПАК ДА (к моему сожалению, да) такая же жвачка для нас как Армата, курганец, Су-57 (никак не выйдет из Т-50) и , обязательно, сроки сдвинуты вправо. Чтоб не сказать прямо - сорваны. Из-за нищеты и некомпетентности. В итоге будет снова Т72-Б9993 МБМ, Ту-95МС255М . Увы. Далее советсткого задела - одна реклама, в коей мы за 30 лет поднаторели.