Гамельнский Крысолов: сказка и реальность

58
В 1284 году, через 72 года после несчастных детских крестовых походов, история с массовым исходом детей вдруг повторилась в немецком городе Гамельне (Хамельне). Из дома тогда ушли и пропали 130 местных детей. Именно этот случай стал основой знаменитой легенды о Крысолове.

Гамельнский Крысолов: сказка и реальность




Как легенда стала сказкой


Вероятно, вы помните рассказ о том, как таинственный музыкант, не получив платы за избавление города от крыс, увел за собой детей нечестных и жадных горожан. Лишь трое из них сумели вернуться домой: слепой мальчик, сбившийся с пути, глухой, не слышавший музыки, и мальчик, выскочивший из дома полуодетым, но вернувшийся назад, так как «устыдился своего вида». Впервые в знакомом всем виде эта легенда была записана середине XVI века. Она содержится в хронике графов фон Циммерн из Вюртенберга. В 1806 году уже существовала песня «Крысолов из Гамельна», которую Людвиг Иоахим фон Арним и Клеменс Брентано включили в составленную ими антологию немецкой поэзии. А потом была написана всем известная сказка братьев Гримм, которые, с одной стороны, сделали этот сюжет знаменитым во всем мире, но, с другой, окончательно низвели старинную легенду до уровня детской сказки.





А между тем факт исчезновения детей Гамельна не вызывает сомнения, и общепризнанных рациональных объяснений этого происшествия нет до сих пор.


Гамельнский Крысолов, средневековая миниатюра


Что говорят документы


В городской хронике Гамельна, написанной в 1375 г., ничего не говорится о крысах, но сообщается следующее:
«В 1284 году в день Иоанна и Павла, что было в 26-й день месяца июня, одетый в пёструю одежду флейтист вывел из города сто и тридцать рождённых в Гамельне детей на Коппен близ Кальварии, где они и пропали».


О том же говорится в табличке, найденной в ХХ веке при ремонте одного из старых домов:
«В году 1284-м, в День Иоанна и Павла 26 июня был Свистун в пёстрых одеждах, кем 130 детей, в Гамельне рождённых, уведены и в горе потеряны».


Это здание теперь называется «Домом Крысолова», сейчас в нем находится небольшой музей.


Гамельн, Дом Крысолова


В Хронике княжества Люнебургского (написанной около 1440-1450 г.г.) сообщается:
«Молодой человек тридцати лет, красивый и нарядный, так что все, видевшие его, любовались его статью и одеждой, вошёл в город через мост и Везерские ворота. Тотчас же начал он повсюду в городе играть на серебряной флейте удивительных очертаний. И все дети, слышавшие эти звуки, числом около 130, последовали за ним… Они исчезли – так, что никто никогда не смог обнаружить ни одного из них».


В 1553 году бургомистр Бамберга, который ознакомился с этой историей, пока находился в Гамельне заложником, дополняет рассказ: оказывается, Флейтист, который запер детей в горе Коппенбург, обещал вернуться через тридцать лет. И многие люди в Гамельне, действительно, ожидали его возвращения, которое, по их расчетам, должно было состояться в 1583 году.

И только в 1559 году в уже упоминавшейся хронике графов фон Циммерн появляется рассказ о крысах, от которых избавил город бродячий школяр. До этих пор появление Флейтиста в Гамельне с крысами никак не связывалось. Предполагают, что вся эта неприглядная история с армией крыс и глупыми жадными горожанами является клеветой на гамельнцев со стороны завистливых соседей – такой вот образец «чёрного пиара» XVI столетия.

История города Гамельн


В исторических документах небольшой город Гамельн (Хамельн) впервые упоминается в 851 г. Сейчас он является административным центром региона Хамельн-Пирмонт (восточная Вестфалия), в нем проживают около 58 тысяч человек. Выгодно расположенный на берегах реки Везер, Гамельн являлся членом Ганзейского союза и специализировался на торговле зерном, даже на городском гербе в то время красовались мельничные жернова (неудивительно, что именно в этом городе, если верить легенде, так расплодились крысы). Позже этот город входил в состав Ганновера и Пруссии.


Гамельн в 1662 г.


В начале ХХ столетия Гамельн с открытием «Северогерманского автомобильного завода» (1907 г.) чуть было не стал столицей немецкой автомобильной промышленности, но не выдержал конкуренции с Вольсбургом, где был построен знаменитый завод Volkswagen.

После прихода к власти Гитлера, тюрьма Гамельна стала местом казни противников режима, а после поражения Германии во II Мировой войне здесь казнили уже нацистов, признанных военными преступниками. Сейчас в здании этой тюрьмы располагается отель – не удивлюсь, если его нынешние постояльцы не только не смущаются мрачной историей этой гостиницы, но даже, наоборот, воспринимают её как своеобразный бонус, с гордостью выкладывая в «Инстаграм» фотографии бывших камер.

Исход детей Гамельна: версии и предположения


Итак, Гамельн, о котором рассказывается в немецких легендах и песнях, не вымышленный и не сказочный, а вполне реальный город, и реальным было исчезновение его детей. Это событие стало настоящей трагедией для Гамельна, его жители потом даже вели отсчет времени «от ухода детей наших». Улица, по которой шли за флейтистом дети, и теперь называется Бунгелозенштрассе («улица Молчания»), на ней до сих пор запрещается играть на музыкальных инструментах, петь и танцевать.


Гамельн, Маркеткирхе, современный витраж



Современный витраж в университете Байлора


Мистическая составляющая в этой истории появилась лишь через несколько веков после происшествия, явно наслоившись на какой-то исторический факт. В этой связи интересна австрийская легенда, которая перекликается с событиями крестового похода детей 1212 года. В том году, обманутые марсельскими купцами Гуго Ферреусом и Вильямом Поркусом, французские дети-«крестоносцы» были увезены в Северную Африку и проданы в рабство на рынках Алжира, Туниса и Александрии. А в 1464 г., если верить австрийской легенде, в городе Корнойбург дудочник Ганс Мышиная Нора обманом заманил местных детей на корабль, из трюма которого они шагнули на невольничьи рынки Константинополя. Считается, что эта легенда вторична и является отголоском более ранних событий в Гамельне. Но ведь дыма без огня не бывает, не могло ли и в Гамельне случиться чего-то подобного? Некоторые исследователи обратили внимание на витраж, украшавший Рыночную церковь Гамельна (Маркеткирхе), построенную около 1300 г. (этот витраж был утерян в 1660 году). На сохранившемся рисунке, сделанном бароном Августином фон Мёрсбергом, мы видим Флейтиста в пестрой и яркой одежде и детей в белом. А между Флейтистом и детьми почему-то стоят три оленя. Броский наряд Флейтиста может быть своеобразной униформой: так в средневековой Европе одевались вербовщики, которые обычно сопровождали свои выступления игрой на барабане или флейте. А изображение трех оленей – элемент герба местной аристократической семьи фон Шпигельбергов, которые принимали активное участие в проводимой Тевтонским орденом колонизации восточных земель. Поэтому было высказано предположение, что именно фон Шпильберги и выманили детей из города какими-то обещаниями, а потом – похитили и увезли их. Сторонники данной версии считают носителей польских фамилий «Гамелин», «Гамель» и «Гамелинк» потомками детей, ушедших из Гамельна. Любопытно, что в первом варианте сказки братьев Гримм, уведенные Флейтистом дети Гамельна не погибли, и не исчезли бесследно, а основали новый город – правда, не в Польше, а в Трансильвании.

Авторы другой версии считают, что «детьми Гамельна» в хронике названы не собственно дети, а уроженцы этого города, попавшие в плен после поражения в битве при Зедемюнде – 1259 год. Флейтист в этом случае – не Дьявол, и не таинственный маг, а обычный агитатор, завербовавших местных жителей для военной кампании. Но здесь мы видим нестыковку в датах.

Высказано также предположение, что рассказ о Флейтисте, который увел за собой детей, на самом деле – описание знаменитой «пляски смерти». На многих картинах тех лет можно увидеть этот сюжет: скелет в пестрой одежде, символизирующий смерть, играет на флейте, увлекая за собой тех, кто поддается его чарам.


Любекская пляска смерти, Мариенкирхе, 1463 год


То есть Гамельнская хроника, возможно, в аллегорической форме рассказывает об эпидемии чумы, поразившей город. Если «копнуть» немного глубже, можно вспомнить, что ранее германцы верили, будто души умерших вселяются в мышей и крыс. И, следовательно, под маской Флейтиста мог выступать языческий бог Смерти, уводящий за собой души умерших детей. Но слишком много времени прошло уже после принятия христианства, и, даже если предположить, что память о языческих временах еще жила в Гамельне, вряд ли местные священники позволили бы такие аллюзии и намеки.

Если говорить об эпидемиях и болезнях, можно вспомнить также загадочную болезнь, называемую «пляской святого Витта». Согласно средневековым описаниям, она была заразной и носила характер локальной эпидемии. Больные, один за другим, начинали прыгать и дергаться в каком-то ужасном подобии танца, который продолжался в течение нескольких часов, а порой — и дней – и падали на землю в полном изнеможении. Характер и причины этой болезни остаются загадкой. Некоторые уверены, что речь идет о психическом заболевании, родственном истерии. Другие считают его нейроинфекцией, вызванной неизвестным вирусом. Самая известная вспышка данного заболевания описана в немецком городе Эрфурт, где в 1237 году несколько сотен детей в таком жутком судорожном танце дошли до соседнего города, и упали там замертво. Многих не удалось спасти, выжившие всю оставшуюся жизнь страдали от дрожи в руках и ногах. Не менее страшный случай пляски Святого Витта произошел в 1518 году в Страсбурге, когда к некой госпоже Троффеа, начавшей танцевать на городской улице, присоединилось 34 человека, а к ним в дальнейшем – еще около 400. В течение месяца на улицах от сердечных приступов и изнеможения умирало до 15 человек в день. Туфли больных были пропитаны кровью, но остановиться они не могли.


Пляска святого Витта, фрагмент гравюры Хендрика Хондиуса, 1642 года


Но существует и другая, более прозаичная, версия, согласно которой дети просто ушли с Флейтистом на какой-то праздник, а причиной их смерти стал оползень в горах.


Catherine Greenaway, «Пестрый Дудочник». Флейтист на этой картине выглядит вполне мирно и очень похож на детского аниматора из дорогого 5-звездочного отеля в Турции


Версий и предположений, как видим, достаточно, но правильный ответ на вопрос о судьбе Гамельнских детей мы уже вряд ли узнаем. Если же говорить о легенде, возникшей на основе этого случая в средневековой Германии, сразу обращает на себя внимание на её уникальность и неоднозначность. В этом рассказе есть невинные жертвы, но нет героя и нет положительных персонажей: и Флейтист, и жадные горожане – фигуры, безусловно, отрицательные. И нельзя однозначно сказать, кто пришел в Гамельн в облике никому неведомого Флейтиста: сам Дьявол, искусный маг, талантливый и незаурядный мошенник или гениальный музыкант? И какова главная тема этой, с детства знакомой всем, истории? Что это – нравоучительный рассказ о банальной расплате за жадность и обман, или притча о великой силе искусства?


Гамельн, Фонтан Крысолова


Бизнес на высохших слезах


Современные жители Гамельна уже давно изжили комплекс своих предков и неплохо зарабатывают на давнем происшествии.


Плитка с крысой на мостовой в Гамельне



Карильон на «Свадебном доме» в Гамельне


Помимо прочих сувениров, здесь можно купить разнообразных съедобных «крыс» из теста, ликер «Крысиный яд», по-особенному приготовленный кофе «Крысолов». И каждый год 26 июня устраивается карнавал, в котором наряженные в крыс дети и одетые в средневековые костюмы родители идут за Флейтистом – совершенно добровольно.


Флейтист-Крысолов, скульптура в Гамельне



Карнавал в Гамельне
58 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    6 мая 2019 06:19
    мда...неслабо европу в средневековье "колбасило"...как только выжили,то чума на все их дома,то "крысоловы",то НЛО сражаются эпично :Фрагмент новостного текста, написанного Хансом Глазером 14 апреля 1561 г. в Нюрнберге, Германия. Ханс Глазер был журналистом в Германии в XVI веке. Он описал удивительное и необъяснимое явление, которое произошло ранним утром 14 апреля 1561 г. в Нюрнберге. На его гравюре изображено множество странных объектов в небе и дым, исходящий с земли, где разбились несколько из них.
    Источник: http://paranormal-news.ru/news/srednevekovaja_bitva_nlo_nad_njurnbergom_opisanie_ochevidca/2014-06-18-9230Источник: http://paranormal-news.ru/news/srednevekovaja_bitva_nlo_nad_njurnbergom_opisanie_ochevidca/2014-06-18-9230На Западе сохранилось гораздо больше старых архивов и библиотек, чем в России. Иногда в таких старых архивах находят невероятные записи. Этот рассказ о сражение между НЛО основан на пободных архивных материалах. Битва НЛО наблюдалась рыбаками во второй половине дня 8 апреля 1665 года возле Бархёфта (Barhöfft, в то время Швеция)
    https://xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai/svidetelstva-boya-nlo-v-1665-godu-v-shvecii.html .
    1. +18
      6 мая 2019 06:39
      Гм...В средневековье колбасило..Вы посмотрите что идёт по телеку в нашем 21 веке....Вот это "колбасит"...
      1. Комментарий был удален.
      2. +2
        6 мая 2019 11:30
        И всё-же образование и интернет вносят изменения и в культуру и в повседневность. Даже алкоголики уже не напиваются до *чёртиков*, они напиваются до зелёных гуманоидов. Может и легенда про детей Гамельна поменяется на кражу детей *пришельцами*. Глядишь и очевидца НЛО найдут.
        1. +3
          6 мая 2019 12:29
          "К нам недавно заходил
          Межпланетный педофил
          Двух незрелых организмов
          Он с собою приводил"
          "Спектр" С. Лукьяненко laughing
    2. Комментарий был удален.
    3. +10
      6 мая 2019 16:37
      Это старая история про НЛО.
      Девушка вышла вечером из дома и увидела летающую тарелку, приземляющуюся на лужайке. Оттуда вышел инопланетянин, взял ее пять раз и улетел.
      На следующий день девушка взяла свою подружку, прилетел НЛО и девушки остались довольны.
      На следующий день они взяли с собою всех холостячек городка, инопланетянин со всеми справился, лежит довольный и курит. Девушка у него спрашивает - у вас там все такие?
      - Всэ, но летающая тарелька есть только у меня и у Гоги.
      1. +2
        6 мая 2019 17:00
        Я стараюсь следить за автоновостями, но как-то пропустил, что UZ-Daewoo модельный ряд расширил.
        1. +4
          6 мая 2019 18:26
          Анекдот советских времен )).
          1. +1
            6 мая 2019 18:29
            Очень актуальный в Питере, где полно смуглых прибалтов на БМВ с эстонскими номерами.
            1. +3
              6 мая 2019 18:36
              Когда я последний раз был в СПб, (года три назад) смуглых там было в разы меньше, чем в Мск или Краснодаре.
              1. +3
                6 мая 2019 18:55
                Альберт, мы о разных вещах говорим.
                Ты о демографической ситуации в миллионниках
                Я, о дырке в законодательстве, позволяющей не гражданам РФ ввозить автомобили из сопредельных государств и пользоваться ими в России без каких-либо отчислений в бюджет.
                1. +3
                  6 мая 2019 18:59
                  Так можно? ))))
                  Красота!
                  1. +3
                    6 мая 2019 19:06
                    Ага, Россия - страна возможностей crying
                    1. +5
                      6 мая 2019 19:11
                      Да. И многочисленных праздников.
      2. +3
        6 мая 2019 18:01
        Хотите сказать,что инопланетяне оказались педовилами?
        1. +2
          6 мая 2019 18:26
          Не, просто вспомнил про НЛО
  2. +7
    6 мая 2019 07:26
    Ну,что ж...в наше время объяснять всё непонятное ,обвиняя в этом НЛО,"проще простого ! ! Особливо,когда мозгов своих нема... Приведу в пример газету "Социалистическая Индустрия " с рубрикой ,появившейся в последний существования СССР... В этой рубрике,сначала печатались "непонятные явления" и объяснялись "уфологами"...Тут же предлагалось читателям объяснить эти "явления" с точки зрения "обычного советского инженера"... Ответы появлялись ,примерно,через неделю. Представьте себе ,появлялись весьма убедительные,аргументированные объяснения с "научной точки зрения и инженерного мышления" ! Потому и не отвергал бы я "резко" версию о празднике в соседнем в насел. пункте и несчастном случае с обвалом (селем,камнепадом,лавиной...) .
  3. +4
    6 мая 2019 07:57
    Завораживает история. И картинки хороши.
    А самое интересное - на кого флейта не подействовала. И кто вернулся.
  4. +1
    6 мая 2019 08:33
    Больше всего прикалывает, что даже в роле крысолова на карнавале - баба))) Чокнулись совсем уже со своей толерантностью.
    А история интересная
    1. PCF
      +1
      7 мая 2019 23:30
      Чётким пацанам западло на флейте играть, гомосятиной попахивает :-))
      1. 0
        8 мая 2019 07:14
        Я удивлен, что вместо детей за ней негрогеев не пустили feel
  5. +10
    6 мая 2019 08:52
    Спасибо за статью, Валерий!
    Если принять за тезис, что из города были выведены именно дети, то можно выдвинуь следующую конспирологическую версию происшедшего.
    Детское ухо воспринимает звуки более высокой частоты нежели взрослого. Возможно в руки Дудочника попался инструмент способный производить звуковые колебания в этом спектре. Мелодия могла представлять собой случайно подобранную удачную гамму. Рабочая схема для избирательного нейро программирования, определённого возрастного контингента готова.
    1. +8
      7 мая 2019 10:32
      Если удалось уговорить многие тысячи детей и подростков на Крестовый поход, то в чем проблема уговорить 100 детей пойти за дядей в яркой красивой одежде и еще с заводным саунд-треком?
  6. +6
    6 мая 2019 10:40
    Интересно, куда смотрели взрослые во время увода детей. Не заметить походную колонну из 130 человек, марширующую под звуки флейты, невозможно. Почему не было противодействия со стороны родителей? Действительно какая-то мистика. Валерий, в очередной раз спасибо за статью и прекрасные фото!
    1. +4
      6 мая 2019 11:14
      Это, пожалуй, единственное слабое звено в любой версии. Хотя, отношение к детям в Средневековье несколько отличалось от современного.
    2. +1
      6 мая 2019 19:32
      Цитата: АК1972
      Интересно, куда смотрели взрослые во время увода детей. Не заметить походную колонну из 130 человек, марширующую под звуки флейты, невозможно. Почему не было противодействия со стороны родителей? Действительно какая-то мистика. Валерий, в очередной раз спасибо за статью и прекрасные фото!

      Взрослые в это время отрабатывали барщину и пр.прелести западной демократии, а детей ещё и кормить обещали. Это то, к чему, похоже, и мы стремимся яростно.
    3. +2
      7 мая 2019 10:36
      А почему родители не останавливали своих детей, когда те решали идти в "Крестовый поход детей"?
      В те времена "мессианские" порывы были очень сильны, люди - иррациональны. Обмануть и увлечь чем-то "великим" или просто необычным было легко.
  7. +2
    6 мая 2019 11:47
    Что касается эпидемиологической версии, то я бы, по принципу избирательности действия, скорее предположил корь, нежели чуму или какой-либо нейровирус.
  8. +7
    6 мая 2019 12:32

    В 1284 году в день Иоанна и Павла, что было в 26-й день месяца июня, одетый в пёструю одежду флейтист вывел из города сто и тридцать рождённых в Гамельне детей на Коппен близ Кальварии, где они и пропали.

    Надо бы почитать хроники Гамельна, чтобы рассмотреть это сообщение в контексте.
    Лично у меня по прочтении этого, самого раннего сообщения о гамельнских детях возникло несколько вопросов:
    - часто ли до этого случая детей выводили из города и с какой целью. Возможно, такой ритуал проводился регулярно, а этот случай попал в хроники именно из-за последующей пропажи детей.
    - что есть "Коппен близ Кальварии". Допустим, Кальвария - нечто библейское, например, гора в окрестностях Гамельна, тогда, если понять что такое "коппен", возможно, получится понять что на самом деле имел в виду хроникер. Возможно, и даже наверняка, текст содержит очевидные для того времени, но совершенно непонятные для нас аллюзии.
    - "одетый в пеструю одежду флейтист" вовсе не обязательно говорит о наличии у человека яркой одежды и флейты. Например, мы сейчас говорим "блондинка", имея в виду умственные способности человека, а вовсе не цвет его волос. "Пестрый флейтист" может оказаться, например, ну, скажем, аналогом нашего Петрушки.
    Боюсь, что нужно знать средневерхненемецкий язык, богословие, фольклор и светскую литературу того времени, чтобы восстановить у себя в мозгу ту картину, которую пытался описать хроникер в своем коротком сообщении.
    Мое мнение, не на чем, впрочем, толком не основанное - ситуация с детьми была штатной и привычной, за исключением их последующей пропажи.
    Хорошо бы еще знать какие меры предпринимались родителями и другими заинтересованными лицами в целях розыска детей (предпринимались ли?) и какие результаты эти меры дали.
    А в сказки я не верю.
    1. +5
      6 мая 2019 12:54
      Некоторые исследователи, обратив внимание на фразу "в горе потеряны", стали искать эту гору и место, где с высокой вероятностью мог бы произойти какой-нибудь оползень. Ближайшее подходящее нашлось в 15 км от Гамельна.
  9. +4
    6 мая 2019 13:58
    " А крыса музыку любила.... Или делай своё дело, или музыку люби!" Просто вспомнилась давняя песенка про Крысолова. И вот из другой: " Вода шумит, река течёт -- такой ценой оплачен счёт." Не помню автора, но по одной из легенд Флейтист увёл детей прямо в реку.
    Валерию спасибо за красивое и интересное изложение староё сказки. hi
  10. +13
    6 мая 2019 14:07
    загадочную болезнь, называемую «пляской святого Витта». Согласно средневековым описаниям, она была заразной и носила характер локальной эпидемии. Больные, один за другим, начинали прыгать и дергаться в каком-то ужасном подобии танца, который продолжался в течение нескольких часов, а порой — и дней – и падали на землю в полном изнеможении. Характер и причины этой болезни остаются загадкой

    да ладно, этиология не выяснена--а так обычная хорея.
    Хорея (хореический гиперкинез, также известная как «виттова пляска» или «пляска святого Вита»; от греческого χορεία, вид танца) — синдром, характеризующийся беспорядочными, отрывистыми, нерегулярными движениями, сходными с нормальными мимическими движениями и жестами, но различные с ними по амплитуде и интенсивности, то есть более вычурные и гротескные, часто напоминающие танец.
    Климатическое ухудшение-следствие недоедание, малокровие, отсутствие витаминов и пр..
    В середине столетия прокатилось несколько эпидемий чумы. Из-за сильных дождей было несколько неурожайных лет, а Рейн выходил из берегов и затапливал города, деревни и пашни.
    Считают, что причиной заболевания могут служить истощение, малокровие, особенно в молодом возрасте, наследственное предрасположение, поражения головного (ганглиев в основании головного мозга, путей ножек мозжечка к подкорковым ганглиям) или спинного мозга.
    Один из первых случаев массовой пляски имел место возле женского монастыря Кольбига. В Утрехте порядка двухсот плясунов собрались на мосту через Рейн, в результате мост обрушился и все танцующие утонули. В Эрфурте мания безумной пляски охватила более сотни детей. В 1374 году верующие собрались на молебен к Иоанну Крестителю, но религиозные торжества неожиданно вылились в безумные исторические пляски. В Кёльне танцевало более 500 человек. Группы людей, находящихся во власти бреда и галлюцинаций, объединялись в хороводы, которые двигались по улицам, сопровождая свой путь диковинными телодвижениями. Они катались по земле с пеной у рта, вырывали себе волосы и издавали дикие вопли. Улицы города Меца оказались заполнены массой скачущих и вопящих людей: одновременно по улицам прыгало в полном исступлении порядка 1500 человек. Многих посещали галлюцинации, которые принимались за религиозное озарение. В Страсбурге в 1518 году «сотни мужчин и женщин плясали и прыгали на рыночной площади, в переулках и на улицах. Женщины принимали бесстыдные позы, кувыркались и вставали на голову. Многие по несколько дней ничего не ели, пока болезнь не затихала»...
    Уточняется, что этих одержимых приводил в неистовство красный цвет и притягивала вода, поэтому нередко они бросались в воду и тонули. У многих не выдерживало сердце и они падали замертво. После прохождения таких процессий на земле оставались бездыханные тела людей, погибших от сердечных приступов или от истощения.
    Сами по себе пляски+ритуальность -способ получение удовольствия.
    Получение человеком удовольствия связано с выработкой в организме определённых гормонов. Можно получать удовольствие различными способами: через cекс, вкусную еду, шопинг, путешествия, красивую музыку, достижения в спорте или науке. Есть люди, которым доставляют удовольствие антисоциальные действия: обидеть слабого, что-то украсть. В любом случае в мозг поступает соответствующий гормон – дофамин; рефлекс закрепляется, и человек вновь стремится совершить те же действия ради ощущения радости и удовлетворения. Гормоны удовольствия необходимы человеку для поддержания здоровья: если жизнь скучна и безрадостна, развиваются различные заболевания, например болезнь Паркинсона.
    Пляска святого Витта - беспорядочная физическая активность, сопровождающаяся разгрузкой мозга, также стимулировала выработку гормона удовольствия. С этой точки зрения утверждение, что обряд даёт дополнительные силы, было верным. Другое дело, что это был такой же искусственный способ, как наркотики, и так же разрушительно действовал на мозг. Развивался психоз и истерический транс.
    До завоза из Америки картофеля основой питания европейцев служил ржаной хлеб. В дождливые годы, при низких температурах и высокой влажности, в зёрнах развивался грибок под названием «спорынья». В тёмных зёрнах ржи распознать его было трудно, поэтому он попадал в пищу и вызывал тяжёлые отравления: эрготизм. Существовали два вида симптомов: 1. В результате приёма низких доз у больных развивался агрессивный тип поведения, умственные расстройства, сильные боли и блокировка капиллярных кровеносных сосудов, из-за этого могла начаться гангрена; 2. Высокие дозы алкалоидов спорыньи приводили к непроизвольным сокращениям мышц, неконтролируемым судорожным движениям и мучительной смерти. Из-за сходства движений отравление спорыньёй и сознательный ритуал назывался одинаково: Пляска святого Витта. Нередко эти два фактора смешивались, и при появлении опасных симптомов люди начинали усиленно плясать в надежде, что этот ритуал поможет им излечиться. Учёные констатируют тот факт, что симптомы отравления имели различия и носили региональный характер. Предполагается, что причина в мутациях спорыньи и различном составе алкалоидов.
    материалы-
    © Русская Семерка russian7.ru
    1. +4
      6 мая 2019 14:52
      Последние случай массовой пляски святого Витта зарегистрированы в Киеве и некоторых других городах Украины в 2014г. Особенностью клинической картины заболевания, по сравнению с ранее известными случаями, стало массовое выкрикивание больными: "Хто нэ скаче, той москаль!" Попытки консервативного лечения к успеху не привели.
      1. +1
        6 мая 2019 18:51
        Цитата: АК1972
        Последние случай массовой пляски святого Витта зарегистрированы в Киеве и некоторых других городах Украины в 2014г.

        неверно
        Цитата: АК1972
        Особенностью клинической картины заболевания, по сравнению с ранее известными случаями, стало массовое выкрикивание больными: "Хто нэ скаче, той москаль!"

        кто что запомнил
        Цитата: АК1972
        Попытки консервативного лечения к успеху не привели.

        да уж..лечение... скорее "братская" олигархическая помощь и передел
    2. +1
      6 мая 2019 15:52
      И все бы ничего, только глобальное похолодание и Великий голод случились на 30 лет позже описываемых событий.
    3. 0
      6 мая 2019 15:58
      Цитата: Антарес
      эрготизм

      где то читал,что употребление в пищу перезимовавших колосьев ржи (бедность населения,голод весной)приводило к бесплодию (действие эрготамина)и снижению уровня рождаемости в европе несколько столетий.
      1. +1
        6 мая 2019 18:52
        Цитата: akunin
        где то читал,что употребление в пищу перезимовавших колосьев ржи (бедность населения,голод весной)приводило к бесплодию (действие эрготамина)и снижению уровня рождаемости в европе несколько столетий.

        отравление спорыньей...плохо для наследственности
        слава Колумбу и прогрессу за картофель и ВГО+улучшение климата и земледелия
    4. 0
      7 мая 2019 10:41
      "Из-за сходства движений отравление спорыньёй и сознательный ритуал назывался одинаково: Пляска святого Витта."///
      ----
      То-есть, Пляска святого Витта - это массовое отравление спорыньей?
      Это доказано медицински или гипотеза?
      1. +2
        7 мая 2019 11:30
        На спорынью что только списать не пробовали, даже оговоры "Салемских ведьм". Это "универсальная причина" и универсальное оправдание почти всего. Что касается "пляски святого Витта, это, скорее не собственно заболевание, а синдром. Но вот чего? Возможно, не одного, а нескольких заболеваний.
        1. 0
          7 мая 2019 11:43
          Меня это действительно заинтересовало. Ведь болезнь не проявляется в наше время. То-есть источник: семена ли с бактерией, вирус ли - исчез.
          1. 0
            7 мая 2019 13:42
            Проявляется, достаточно хорошо изучена и описана.
            1. +1
              7 мая 2019 14:21
              То-есть, люди опять начинают массово, до смерти, плясать?
              Я не слышал о таких случаях.
              1. +1
                7 мая 2019 14:29
                Вот, кстати, именно поэтому (потому что никто до смерти сейчас не пляшет) можно все же предположить значительный истероидный и психопатологический компонент. Сейчас, видимо, реланиум внутримышечно или даже внутривенно решает проблему. Но при грубой неврологической патологии или отравлении он вряд ли помог бы.
                1. +1
                  7 мая 2019 15:01
                  Или галоперидол. На предмет "демонизации" спорыньи, абсолютно с Вами согласен. Кроме того, отравление этим сильнейшим галлюциногеном , вряд ли могло вызвать эффект, подобный массовой хорэе. Видения "моровой девы" ещё куда ни шло...
              2. +2
                7 мая 2019 14:38
                Массово, конечно, нет. Но, как верно замечено, этиология заболевания остаётся неизвестной. Современная медицина причинами т.н. вторичных хорэй называет вирусные и бактериальные (на ряду с другими). Вероятно они и стали основном форм-фактором массовых случаев "виттовой пляски" в эпоху Ренессанса.
  11. +1
    6 мая 2019 18:23
    Весьма интересная статья-изыскание! Автору респект и уважуха!
  12. -2
    6 мая 2019 18:24
    это все интересно конечно, но ....
    какое это все имеет отношение к ВО?!
    1. +4
      6 мая 2019 18:33
      Правильно, никакого! Ровно как и половина всех статей публикуемых на ресурсе!
      1. -3
        6 мая 2019 18:41
        тогда возникает вопрос, а на кой?!!!!
        1. +7
          6 мая 2019 18:47
          Может потому что мне это интересно (ну и ещё нескольким тысячам пользователей )
          1. -1
            6 мая 2019 18:56
            так может тогда сменить название сайта а заодно и тематику?!!!
            1. 0
              6 мая 2019 19:02
              Ну, с этими предложениями нужно обращаться в раздел "Об издании". Там есть контакты главреда Вадима Смирнова, возможно, он прислушается к Вашему мнению.
    2. +2
      6 мая 2019 18:54
      Цитата: Бармалейка
      это все интересно конечно, но ....
      какое это все имеет отношение к ВО?!

      война, причины КП, описание времени и поведения людей способных на любые действия-включая войну.
      это лучше Фейсбука....
      1. -1
        6 мая 2019 18:56
        Цитата: Антарес
        война

        простите а какое отношении тремор имеет к войне?
  13. 0
    7 мая 2019 10:49
    в одном из фантастических произведений озвучивалась версия -что он спас детей из города
  14. +1
    7 мая 2019 17:27
    Версия о похищении и продаже детей в рабство как то правдоподобней.Любили просвещённые европейцы поторговать людьми..Например на протяжении 14-17 веков.весьма ценились кормилицы-славянки для европских младенцев Поставляли их крымские татары.Так что вся эта европейская цивилизация вскормлена славянским молоком
  15. 0
    7 мая 2019 23:56
    В 1284 году, через 72 года после несчастных детских крестовых походов


    А почему нельзя предположить, что это он и был? Очередной несчастный детский крестовый поход?
  16. 0
    8 мая 2019 19:38
    У Мериме в Хрониках Карла 9 есть этот момент.И там один из героев говорит про Трансильванию.
  17. 0
    23 сентября 2019 14:36
    Это был Овальный ,и он вернулся !…