Враг на шести: какие истребители появятся в будущем?

31

Проблемы поколений


Деление истребителей на поколения даже сейчас во многих отношениях остается условным. Перед создателями какого-нибудь F-16 не стояла задача создать истребитель, «отвечающий требованиям четвертого поколения». Нужен был самолет, отвечающий конкретным требованиям конкретного временного этапа. А, например, шведы вообще не видят ничего плохого в том, чтобы относить Saab JAS 39 Gripen к тому же поколению, что и F-22 Raptor.

Однако это видится все же чересчур фривольной манипуляцией фактами. Ведь, как ни посмотри, у самолетов, построенных по технологии стелс, по умолчанию есть огромный плюс перед обычными машинами. Их тяжелее обнаружить, а значит — сложнее сбить. В принципе, с учетом стремительного развития средств ПВО и ракетного оружия, которые сильно нивелируют скорость и маневренность, малозаметность становится ключевым параметром для истребителя.



Этого достаточно для понимания того, как будут выглядеть истребители шестого поколения. Эти машины должны стать концептуальным развитием F-22, F-35, J-20 и Су-57. Некоторые авторы также относят сюда гиперзвуковую скорость, при этом они упорно игнорируют как ограничения человеческого организма, так и фундаментальные технические трудности управления аппаратом при гиперзвуковых скоростях. Говоря иными словами, шестое поколение будет сверхзвуковым, но, вероятно, не гиперзвуковым. Гиперзвуковыми могут стать авиационные средства поражения, однако это уже сосем другая тема.

Поговорим лучше о программах истребителей шестого поколения, которые уже имеются. Скорее всего, именно в рамках них создадут первые машины, которые когда-нибудь сменят не только «четверок», но также F-22 и F-35.

F/A-XX (ВМС США)


Пожалуй, самая известная программа по созданию истребителя шестого поколения. История у нее богатая. Впервые требования определили в июне 2008 года и в разное время называли ее по-разному. В апреле 2012 года ВМС США выпустили официальный запрос (Request for information или RFI) для F/A-XX. Речь шла об истребителе завоевания господства в небе с возможностями ударов по наземным/морским целям, способным в будущем заменить многоцелевые истребители F/A-18E/F Super Hornet и самолеты радиоэлектронной борьбы EA-18G Growler примерно в 2030-х годах. Истребитель F/A-XX не сменит полностью новые палубники F-35C Lightning II, но дополнит их, существенно расширив возможности флота.



Вообще, военные США видят палубную боевую авиацию будущего как своего рода трио: F-35, F/A-XX и перспективный ударный БПЛА, похожий на Northrop Grumman X-47B.

К слову, сейчас F/A-XX видят пилотируемым, беспилотным или же опционально-пилотируемым. Независимые эксперты больше склоняются к третьему варианту, но никто точно не может сказать, чего захотят в Пентагоне через десятилетие. Ведь беспилотные системы эволюционируют очень и очень быстро, и будет ли нужен пилот в кабине — сказать тяжело.

Сложно уверенно говорить и про внешность будущей машины. Однако еще в 2010 году подразделение Boeing Phantom Works в рамках НИОКР по шестому поколению для флота дали понять, что речь может идти про двухместный двухдвигательный истребитель, который в целях снижения радиолокационной заметности оборудовали плавным сопряжением крыла с фюзеляжем и лишили какого-либо горизонтального оперения.

Next Generation Air Dominance (ВВС США)


В мае этого года стало известно, что «шестерки» ВМС и ВВС США разошлись окончательно. И теперь флот намерен получить самолет, требования к которому будут серьезно отличаться от требований к сухопутной версии, имеющей условное обозначение Next Generation Air Dominance.



Чем должно стать F/A-XX мы, в целом, уяснили, теперь посмотрим на машины для ВВС. Как следует из названия, перед нами будет прирожденный воздушный боец — наследник F-22 — основной особенностью которого станет возможность глубокого проникновения на территорию врага с возможностью эффективно защищать перспективные стратегические бомбардировщики B-21. Флоту, как оказалось, это не нужно, так как он делает ставку на ракеты сверхбольшой дальности. Из этого можно заключить, что истребитель для ВВС будет, кроме прочего, иметь очень большой радиус действия.

Это потребует новых решений и одним из них стала программа Adaptive Versatile Engine Technology (ADVENT), направленная на разработку для ВВС Соединенных Штатов адаптивного турбореактивного двигателя для боевых самолетов. Предлагается, что такой двигатель будет потреблять на 25 процентов меньше топлива и иметь на 10 процентов большую тягу, чем другие существующие современные двигатели, что в совокупности увеличит дальность полета на 30 процентов при прочих равных.

Новый самолет получит и более серьезное вооружение, чем существующие машины. В ноябре 2013 года Исследовательская лаборатория ВВС США опубликовала запрос информации о лазерном оружии. Военно-воздушные силы заинтересованы в трех категориях лазеров: маломощные (для прицеливания и поражения датчиков противника), средней мощности (для защиты от ракет) и мощные (для поражения самолетов противника и наземных целей). Все эти системы планируют устанавливать на новый истребитель шестого поколения.

NGF (Германия, Франция, Испания)


Первые слухи о планах европейцев создать истребитель шестого поколения появились примерно год назад, а в феврале прошлого года стало известно, что Франция и Германия подписали соглашение о начале концептуального этапа научно-исследовательской работы в рамках программы нового истребителя. К проекту уже присоединилась Испания, а в будущем поучаствовать в нем могут и другие европейские авиастроители.



Малозаметный истребитель должен будет заменить собой французский Dassault Rafale и общеевропейский Eurofighter Typhoon примерно в 2035-2040 годах. Истребитель NGF является частью более масштабной программы Système de combat aérien du futur (SCAF), направленной на создание общеевропейской «системы систем», которая должна будет играть главную роль в обеспечении безопасности стран Евросоюза. Кроме непосредственно нового боевого самолета военные также получат новые БПЛА и системы управления и наведения.

Что же будет представлять собой NGF? Известно, что ведущую роль в его создании сыграют французы из Dassault Aviation. В 2018 году компания в своем ролике показала первое изображение европейского истребителя будущего.

Выбранная аэродинамическая схема похожа на ту, которую хотят использовать для американского истребителя шестого поколения. Так, машина полностью лишена вертикального оперения. Впрочем, если «американца» иногда рисует с передним горизонтальным оперением, у европейской машины его нет. Спереди самолет похож на Dassault Rafale, а форма и величина фонаря позволяет с большой долей вероятности говорить, что NGF хотят двухместным: по крайней мере, одну из версий истребителя. Впрочем, есть мнение, что за годы разработки облик самолета может не раз измениться. Скорее всего, так оно и будет.

Tempest (ВВС Великобритании)


Это, пожалуй, самый странный «гость», несмотря на то, что программа кажется на первый взгляд более проработанной, чем остальные. Это связано с эффективной презентацией макета самолета на авиасалоне в Фарнборо летом 2018 года. Тогда сообщалось, что истребитель может появиться на свет в 30-е годы и сменить Eurofighter Typhoon в британских ВВС.



Для создания самолета консорциум BAE Systems, MBDA, Rolls Royce и итальянскую Leonardo объединили в Team Tempest. На проект планируют потратить 2,7 миллиардов долларов до 2025 года: самолет хотят построить как в пилотируемой, так и в беспилотной версиях. Машину намерены выполнить по схеме «бесхвостка»: она имеет два отклоненных в стороны киля и два двигателя.

Концепция предполагает отказ от приборов в кабине в привычном виде. Всю информация летчик будет видеть при помощи дополненной реальности, однако на случай ЧП в кабине имеется один крупный дисплей.

Как мы уже говорили, будущее проекта видится туманным в связи с существованием франко-немецкого проекта, а также гигантской стоимостью разработки самолета, которая, вероятно, превзойдет цену создания F-22 и F-35. Скорее всего, британцы не смогут реализовать задуманное на практике, и Tempest вольется в общеевропейскую программу. Однако для этого она сама должна расти и развиваться.
31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    13 мая 2019 05:56
    Это, пожалуй, самый странный «гость», несмотря на то, что программа кажется на первый взгляд более проработанной, чем остальные. Это связано с эффективной презентацией макета самолета на авиасалоне в Фарнборо летом 2018 года. Тогда сообщалось, что истребитель может появиться на свет в 30-е годы и сменить Eurofighter Typhoon в британских ВВС.
    А как же "русские мультики". Ведь англосакские СМИ больше всего изощрялось над презентацией новых разработок в России? Так у нас презентовали то, что уж было в "металле" и находилось на разных стадиях испытаний. Вот и наши, англоязычные СМИ, прошлись бы по поводу презентации аглицких фанерных макетов.
    1. +1
      13 мая 2019 07:37
      То есть по факту, только три требования для 6 поколения внятно сформулировано:
      1. Равное возможность использования как с пилотом, так без оного.
      2. Снижение заметности даже по сравнению со стелс.
      3. Пользование гиперзвуковых ракет и лазеров.

      Остальное не то ни се. Неясно про скорость, маневренность, потолок работы. Кстати ранее писали о возможности работы 6 поколения в низком космосе. Однако осталось не так много времени до 30-х годов, начинать надо уже.
      1. Комментарий был удален.
      2. 0
        13 мая 2019 10:28
        Скорее у такого самолёта будет комбинированный двигатель ТРД + ПВРД с контуром охлаждения поступающего воздуха. Нужно будет хорошо поработать над покрасочными материалами которые будут способны держать 1500 градусов при скорости 6 - 7 Махов в плотных слоях атмосферы, дабы не перекрашивать самолёт после каждого полёта, материал планера титаноникелениобиевый сплав углеродистое волокно. И цена от 170 миллионов и выше. за единицу.
      3. 0
        13 мая 2019 11:06
        Цитата: Гражданский
        начинать надо уже.

        работы идут полным ходом!!!!
        пс
        но ход как то на месте... но люди работают.
      4. -1
        13 мая 2019 12:35
        "так много времени до 30-х годов" - глядишь к этому времени и Су57 в серию запустят.
    2. 0
      13 мая 2019 12:34
      "находилось на разных стадиях испытаний" - только эти испытания затянулись на десятилетия и пока некчему не привели.
  2. 0
    13 мая 2019 07:04
    "И опыт...сын ошибок трудных..."(где-то рядышком с А.С. Пушкиным постояло...). Вот и получается ,что 6-е поколение-это опыт ,полученный в следствии не всегда удачных и иной раз в извращённой форме "эротических экспериментов" с,так называемым,5-м поколением ...То,что хотели получить от 5-го ...но не получили или мало получили ...-мечтают теперь получить в 6-м.....
  3. +2
    13 мая 2019 07:41
    Однако это видится все же чересчур фривольной манипуляцией фактами. Ведь, как ни посмотри, у самолетов, построенных по технологии стелс, по умолчанию есть огромный плюс перед обычными машинами. Их тяжелее обнаружить, а значит — сложнее сбить. В принципе, с учетом стремительного развития средств ПВО и ракетного оружия, которые сильно нивелируют скорость и маневренность, малозаметность становится ключевым параметром для истребителя.


    с 11-ой минуты любопытные рассуждения о малозаметности и сверхманевренности
    1. +4
      13 мая 2019 12:40
      Эксперт по Ф-16. И описывает эпоху Ф-16. Но он совершенно не знает Ф-35. И его радар, капитально отличный от радара Ф-16. Сейчас нет отметок на экране. Есть преобразованная анимация. С подсказками - кто-где. Нет ведущий-ведомый. Не надо крутить головой "где противник?". Другой уровень информатики и принятия решений.
      1. 0
        13 мая 2019 14:30
        Я знал, что Вам понравится.
  4. -4
    13 мая 2019 07:43
    военные США видят палубную боевую авиацию будущего как своего рода трио: F-35, F/A-XX и перспективный ударный БПЛА

    Американская палубная авиация десятилетиями целевым образом формировалась из одного типа ударного самолета (F-4, F-14, F-18, F-35), а теперь планируется развести зоопарк на палубе.

    Что называется - приплыли laughing
    1. +1
      13 мая 2019 08:36
      Если F-14 ударный самолёт, тогда А-6 и А-7 задумывались как чистокровные перехватчики what
      1. 0
        13 мая 2019 08:56
        Вот-те на: а РВВ БД AIM-54 Phoenix, единственным носителем которой являлся F-14, для галочки, значит, производилась? laughing
        1. +1
          13 мая 2019 10:48
          Вам намекают, что F-14 перехватчик, а ударный самолет должен по земле работать
          1. 0
            13 мая 2019 19:21
            Бомбовое вооружение F-14: GBU-10, GBU-12, GBU-16, GBU-24, GBU-24E Paveway LGB, GBU-31, GBU-38 JDAM, Mk-20 Rockeye II, Mk-82, Mk-83, Mk-84.

            Поэтому F-14 по американской классификации был именно ударным (fighter aircraft) самолетом - то, что в РФ называется многофункциональным. А А-6 и А-7 были легкими штурмовиками (light attack aircraft).

            F-14 не смог реализовать свое целевое предназачение (вытеснить штурмовики из состава палубной авиации) по причине дороговизны в производстве и эксплуатации. Это сделал следующий ударный самолет - F-18.
    2. +1
      13 мая 2019 10:50
      Один тип палубника - совсем недавняя история. До начала двухтысячных на палубах был тот еще зоопарк.
      Как пример:
      1991: CVN-71 «Теодор Рузвельт», Ирак
      F-14 20
      F/A-18 19
      A-6E 18
      EA-6B 5
      E-2C 4
      S-3B 8
      KA-6D 4
      SH-3H 6
      Всего: 84
      Несколько ранее:
      1981: CV-67 «Джон Ф. Кеннеди»
      F-14A 24
      A-6E 12
      A-7E 24
      S-3A 10
      E-2C 4
      EA-6B 4
      KA-6D 4
      SH-3H 6
      Всего: 88
  5. 0
    13 мая 2019 08:41
    Некоторые авторы также относят сюда гиперзвуковую скорость, при этом они упорно игнорируют как ограничения человеческого организма


    У организма нет ограничений на максимальную скорость. Есть ограничения на ускорение, но ускорение со скоростью связано радиусом поворота. Увеличили радиус — ускорение уменьшилось.
    1. 0
      13 мая 2019 23:24
      А верхняя точка , мёртвой петли , будет в космосе ?
  6. 0
    13 мая 2019 09:16
    На данный момент осилят только Штаты....
    Озвучивали еще проект возобновления Ф-22 с мозгами и возможностями Ф-35 (модернизированными).
    1. -1
      13 мая 2019 10:31
      У России тоже для создания шестого поколения всё имеется, начиная от нового РЛС - фотонного, заканчивая двигателями с плазменным зажиганием.
      1. +1
        13 мая 2019 10:51
        Забыли добавить тэг "юмор" winked
        1. -2
          13 мая 2019 12:30
          Ни какого юмора - первый скоро сделают, второй уже в железе.
      2. 0
        26 июля 2019 07:30
        У России тоже для создания шестого поколения всё имеется, начиная от нового РЛС - фотонного

        Экспериментальный образец, сделанный вручную, в лаборатории, это ни о чем. Нужно штук 300 серийных изделий. А именно с серийностью и массовостью оч боольшие проблемы. Напомню, что наибольший вклад в истории войн, внесли армии оснащённые, массовым оружием.
  7. 0
    13 мая 2019 10:50
    Странно, что автор вычеркнул из списков Японию.

    Презентованный Японией в 2010 году истребитель шестого поколения "i³ Fighter".
  8. +2
    13 мая 2019 11:45
    Я предполагаю, что американцам понадобится некий истребитель поколения 5+.
    Ведь Ф-22 немного по количеству. И он устарел по авионике. А будучи закрытой архитектуры с трудом поддается модернизациям.
    Все что нужно: похожий на Ф-22 самолет с чуть бОльшим планером
    Движки, радар, вся авионика - от Ф-35. Внутренний отсек чуть длинее, чем у Ф-35 (у Ф-22 на 5 см короче).
    И обьемистее внутренние баки.
    Все дела... Технологии отработаны.
    Движки, радар уже "на конвейере".
  9. 0
    13 мая 2019 13:08
    А что даёт отказ от вертикального оперения. Стелс? И какой ценой? Маневрировать как? Газодинамическими рулями или отклоняемый вектор тяги?
    1. +2
      13 мая 2019 15:09
      Вертикальное оперение увеличивает ЭПР.
      Маневрировать научились газодинамическими рулями.
      .
  10. 0
    6 июня 2019 14:49
    ... однако на случай ЧП в кабине имеется один крупный дисплей
    для игры в Tetrix
  11. -2
    10 июня 2019 13:24
    Цитата: Гражданский
    То есть по факту, только три требования для 6 поколения внятно сформулировано:
    1. Равное возможность использования как с пилотом, так без оного.
    2. Снижение заметности даже по сравнению со стелс.
    3. Пользование гиперзвуковых ракет и лазеров.
    Остальное не то ни се. Неясно про скорость


    не надо требования США к самолетам возводить в абсолют.
    Например, японцы лучше забьют на незаметность, но существенно поднимут радиус действия.
    Что я считаю примерным набором требований?
    в первую очередь - радикально улучшенное ПО самолета для работы в группе, по аналогии с ф-35, но не обязательно такое же. гибкая возможность вести разведку.
    возможность эффективно работать в широком диапазоне скоростей и высот
    автомат корректировки действий пилота - как на valor или на су-27
    Как вариант - радикально иной механизм обзора пилота с подсветкой того, что под самолетом.
    Широкое применение интегрального подхода - к компоновке, к ПО, к работе вооружения и комплектации системами.
    Крупный внутренний отсек
    Умеренный звук от двигателя, как минимум умеренное тепловое излучение.
    А незаметность, гиперзвуковость и прочие модные словечки только после этого.
  12. -2
    10 июня 2019 13:28
    Цитата: vasilii
    У организма нет ограничений на максимальную скорость.

    вопрос не описывается в 1 строчку.
    тут важны максимальное ускорение, ряд разного рода перегрузок
  13. 0
    9 августа 2019 18:51
    Кто им будет управлять. Нафиг он нужен. Космический челнок буран уже давно полетел. И мирный и большой и автономный и страха у других стран не будет.