Приключения «Морского охотника» отменяются. Подспорье ВС России в борьбе с детищем программы ACTUV

31
Многочисленные российские и зарубежные новостные порталы, а также военно-технические издания продолжают с неподдельным интересом мониторить и анализировать непрерывно поступающую из западного Интернета информацию о реализации натурных испытаний перспективного 40-метрового безэкипажного катера-тримарана комплексной гидроакустической разведки «Sea Hunter» («Морской охотник»), разработанного в рамках амбициозной программы ACTUV («ASW Continuous Trail Unmanned Vessel»).





«Sea Hunter» — информативный, но уязвимый разведывательный инструмент сетецентрического ТВД, нуждающийся в комплексном прикрытии со стороны палубной авиации и корабельных средств ПВО-ПРО


Нетрудно предположить, что сразу после обретения оперативной боевой готовности автономное детище компании «Vigor Industrial» заступит на опытно-боевое дежурство на наиболее непредсказуемых подводных направлениях Северной Атлантики и параллельно будет интегрировано в структуру сетецентрической системы противолодочной обороны ВМС США NIFC-CU. Как известно, последняя предусматривает агрегирование всех подводных, надводных, а также воздушных юнитов американского флота (включая многоцелевые АПЛ класса «Virginia», оснащённые БИУС C3I, эсминцы и крейсера классов «Arleigh Burke» и «Ticonderoga», располагающие противолодочной подсистемой AN/SQQ-89(V)12-15, а также дальние противолодочные самолёты P-8A «Poseidon» и дроны стратегической разведки MQ-4C «Triton», оснащённые средствами радиолокационной разведки и обработки первичной гидроакустической информации от радиогидроакустических буев) в единую тактическую сеть.

Сетецентрическая увязка между боевыми единицами, включая обмен тактической информацией о подводной, надводной и воздушной обстановках, в системе NIFC-CU осуществляются посредством тактической сети «Link-16» (применительно к надводным кораблям и противолодочной/разведывательной авиации) и с помощью акустико-радиочастотной системы двухсторонней подводной связи «Communication at Speed and Depth» (применительно к многоцелевым атомным подводным крейсерам).

Что касается безэкипажного катера гидроакустической разведки «Sea Hunter», то в системе NIFC-CU на него будут возложены функции перманентного мониторинга подводной обстановки и предоставления информации о местоположении звукоизлучающих объектов операторам систем противолодочных самолётов P-8A, а также операторам корабельных противолодочных подсистем AN/SQQ-89. В свою очередь, перманентность будет достигаться благодаря внушительной автономности надводного разведывательного дрона, составляющей порядка 50—100 дней, а также способности оперирования при 5-6-балльном волнении.

Безэкипажный катер-тримаран «Sea Hunter» не адаптирован к оперированию на наиболее активных участках ТВД, «просматриваемых» средствами радиотехнической и радиолокационной разведки противника, а также находящихся в зоне действия противокорабельного ракетного вооружения


Тем не менее, говорить о должной боевой устойчивости данного разведывательного комплекса едва ли приходится. Во-первых, практически весь полезный внутрикорпусный объём катера «Sea Hunter» отведён под размещение передового бортового радиоэлектронного оборудования, осуществляющего обработку гидроакустической информации и её дальнейшую передачу потребителям по дециметровым радиоканалам связи в сети «Link-16/JTIDS», а также громадного топливного резервуара, вмещающего не менее 40 тонн дизельного топлива. Вследствие этого на катерах класса «Sea Hunter» практически не остаётся какого-либо свободного пространства для размещения таких зенитно-ракетных комплексов самообороны, как «SeaRAM» Mk 15 Mod 31 CIWS (версия с уменьшенным транспортно-пусковым «пакетом» на 11 ТПК с зенитными ракетами RIM-116B), либо ESSM со встроенными модульными ПУ Mk 48. Не способствуют интеграции вышеуказанных зенитно-ракетных комплексов в «снаряжение» «Си Хантеров» и такие факторы, как сверхмалое водоизмещение последних (составляет лишь 145 тонн), а также достаточно небольшая площадь палубы каждого из них.

Отталкиваясь от вышеуказанного, не трудно прийти к выводу о том, что катера гидроакустической разведки класса «Sea Hunter» (в дуэльной ситуации) окажутся полностью беззащитными перед морской авиацией ВМФ России, располагающей противолодочными самолётами Ил-38Н, многофункциональными тактическими истребителями Су-30СМ/1, а также бесчисленным количеством дозвуковых и сверхзвуковых противокорабельных ракет. А это значит, что катера «Sea Hunter» смогут уверенно оперировать исключительно под прикрытием противовоздушных / противоракетных «зонтиков» A2/AD авианосных ударных группировок ОВМС НАТО и на удалённых океанских ТВД, вне радиусов действия наших противокорабельных ракет воздушного базирования, либо ПКР, входящих в боекомплекты береговых ПКРК (Х-35У, Х-31АД, 3М55 «Оникс» и т.д.).

Стало быть, развёртывание данных катеров в Восточном Средиземноморье либо Причерноморье (с целью «охоты» на наши малошумные дизель-электрические подлодки проекта 636.3 «Варшавянка») является заведомо проигрышным и нежизнеспособным тактическим решением, что будет подтверждено в первые же часы после начала гипотетической эскалации в вышеуказанных регионах.

И даже учитывая тот факт, что в ходе проектирования корпуса своего детища специалисты «Vigor Industrial» погрузились в самые недра гидродинамики, обеспечив катеру-тримарану минимально возможный кильватерный след даже при ходе с экономической и крейсерской скоростями (для минимизации вероятности обнаружения присутствия «Sea Hunter» посредством современных бортовых РЛС истребителей в режимах SAR/ISAR, а также радиолокационного комплекса, входящего в состав прицельно-поискового комплекса «Новелла-П-38»), скрыться от станций радиоэлектронной и радиотехнической разведки самолёта Ил-38Н, а также средств РТР/РЭР воздушного базирования ВКС России у него вряд ли получится.

Активное использование бортовых терминалов-радиостанций (включая JTIDS) для передачи информации операторам самолётов P-8A, а также операторам иных боевых единиц, интегрированных в систему NIFC-CU, однозначно вскроет местоположение катеров «Sea Hunter» для самолётов оптико-электронной и радиотехнической разведки Ту-214Р, либо контейнерных комплексов РТР/РЭР «Сыч», которыми в обозримом будущем оснастят многофункциональные истребители-бомбардировщики Су-34.
31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -3
    16 мая 2019 15:10
    Дорого и бесполезно? Не верю. Для чего-то же сделали эту кракозябру?
    1. +6
      16 мая 2019 15:19
      Для чего-то же сделали эту кракозябру?

      Всегда считал, что это один из элементов обороны прибрежных вод США. Вдали от берегов Америки ей делать, действительно, нечего.
      1. -7
        16 мая 2019 16:49
        Вдоль берега наводить ужас на рыбаков?
      2. +7
        16 мая 2019 20:20
        Цитата: Skay
        Всегда считал, что это один из элементов обороны прибрежных вод США. Вдали от берегов Америки ей делать, действительно, нечего.

        Вы считали неправильно. В прибрежных водах США чужим ПЛ делать нечего. Чай, не 40-е годы.

        Этот дивайс - поплавок. Он должен держаться над ПЛ и демаскировать ее, по крайней мере пока последняя не уйдет под лед, под погоду или в терводы. В отличие от Вирджинии - эта штука может использовать активную гидролокацию, ей прятаться ни к чему. Чем ближе к Вилючинску она будет "принимать" ПЛ - тем лучше.

        А на счет уничтожить - это корабль ВМС США. Уничтожьте, смелее.
        1. -1
          16 мая 2019 20:27
          Шож таке могёть помешать российскому малЕнькому-малЕнькому рыболовному траулеру в районе Вилючинска (а также в остальной акватории Мирового моря-окияна) чиста случайно пройтись тралом по буксируемой гидроакустической антенне морского, прости Господи, охотника? laughing
          1. -1
            16 мая 2019 20:37
            Цитата: Оператор
            Шож таке могёть помешать российскому маленькому-маленькому рыболовному траулеру

            1. А в американской тюрьме сидеть кто будет? Кстати, как дела у Петрова с Башировым? Здоровы ли?
            2. А что мешает большому-большому российскому РПКСН случайно напороться на морскую мину? Или, думаете, повышать ставки может только одна сторона?
            1. -1
              16 мая 2019 20:48
              Какая такая турма за действия, которые нельзя засвидетельствовать со стороны экипажа пострадавшей стороны? Про то и речь, что Петров с Бошировым не в турме, а на свободе.

              На фига нам вообще нужны РПКСН и, в частности, их выход за пределы российских тервод? Минировать российскую территорию в мирное время - значит нарываться на превентивный ядерный удар по своей. А на превентивный ядерный удар наши потенциальные противники не подписывались.

              Не надо сравнивать божий дар (экипажные плавсредства) с яичницей (буями, "морскими охотниками" и прочим плавающим мусором на поверхности Мирового океана).
        2. 0
          22 мая 2019 07:57
          А на счет уничтожить - это корабль ВМС США. Уничтожьте, смелее.
          Без экипажа это судно можно оформить как потеряшку, даже уничтожать не надо будет laughing
    2. -1
      16 мая 2019 16:47
      Добрая треть военных бюджетов по НИОКР фактически всех стран тратится на реально ненужные и слабоприменимые в реале чуды-юды. Это норма (военная высль вообще развивалась скорее методом проб и ошибок, а иногда и путём - "lда что там думать, прыгать надо"). Другое дело, что чуды-юды Америки откусывают куда больше денег, с её рекордным на планете бюджетом.
    3. +6
      16 мая 2019 21:47
      Реально, Даманцев уже "достал" своей "аналитикой". Напыщенно, бестолково и с гипертрофированным количеством узкоспециальной терминологии.
  2. +6
    16 мая 2019 15:39
    Откуда у автора такая уверенность, что события будут развиваться по описанному им сценарию? Боевые действия редко ведутся в соответствии с заранее разработанными планами. И автор всерьез полагает, что морская авиация РФ сможет беспрепятственно разобраться с катерами, не встречая никакого противодействия со стороны потенциального противника, особенно в Восточном Средиземноморье, ну-ну...Было гладко на бумаге, да забыли про овраги...В свое время в этом регионе мы имели 5-ю Оперативную эскадру в 45-50 вымпелов и даже в те далекие времена мы могли говорить лишь о паритете в этом региона и не более.А что сейчас?
    Поскольку в свое время мне довелось поучаствовать в боевых действиях в этом регионе и кое что повидать и понять, то я не склонен разделять безудержный оптимизм автора.
    1. +1
      16 мая 2019 21:50
      Цитата: ranger
      И автор всерьез полагает, что морская авиация РФ сможет беспрепятственно разобраться с катерами, не встречая никакого противодействия со стороны потенциального противника

      Автор явно лукавит говоря о "морской авиации" России. От некогда существовашей морской авиации СССР у России осталось только название.
  3. +2
    16 мая 2019 16:03
    А что за зверь такой Су-30СМ/1?
  4. +7
    16 мая 2019 16:09
    Безэкипажный катер-тримаран «Sea Hunter» не адаптирован к оперированию на наиболее активных участках ТВД, «просматриваемых» средствами радиотехнической и радиолокационной разведки противника, а также находящихся в зоне действия противокорабельного ракетного вооружения

    Господин Даманцев,к Вашему сведению, безэкипажный катер-тримаран «Sea Hunter» не то что не адаптирован, он вообще не предназначен к к оперированию на наиболее активных участках ТВД, «просматриваемых» средствами радиотехнической и радиолокационной разведки противника, а также находящихся в зоне действия противокорабельного ракетного вооружения. Совсем. Поэтому никакой "дуэльной ситуации" с морской авиацией ВМФ России не будет, она и не планируется, дуэлировать обьеткт не предназначен.
    Это своего рода автономная гидроакустическая станция, сеть которых разворачивается в океане на вероятных маршрутах следования подводных лодок или возможных районах их развертывания.
    Совет Даманцеву - перед тем, как писать, попробовать читать.
    1. 0
      16 мая 2019 17:30
      Цитата: Undecim
      Это своего рода автономная гидроакустическая станция, сеть которых разворачивается в океане на вероятных маршрутах следования подводных лодок или возможных районах их развертывания.

      не то чтоб я выступал в защиту Доманцева, но...
      может лучше буи? не? и 40 тонн солярки им не нужно wink
      хотя... американцам да! как там в анекдоте "двумя руками говорю черпай!" laughing
      1. 0
        16 мая 2019 23:07
        буй на месте стоит, и патрулировать район не может
  5. +3
    16 мая 2019 16:31
    Полагаю комплекс делается не для нассыщенных ТВД, а как рубежи обороны побережья США в мировом океане вдоль двух побережий. Для этого у них быстроходны LCS и противолодочные самолеты Poseidon P-8. Как только катер засекает подводную лодку - на ее след тут же ложаться морские или воздушные гончие. Соответственно посередине Тихого и Атлантического океана катеру не нужны средства обороны, не страшны наши корабли или самолеты - ввиду глобальной удаленности от ближайших баз для базирования. США экономят на охране своих рубежей, отправляя больше самолетов, кораблей и АПЛ в насыщенные ТВД и маршруты патрулирования.
  6. +2
    16 мая 2019 17:37
    Штука хорошая. И недорого и расширяет площадь поиска ПЛ каким нибудь корветом на порядки. Обнаружить непросто, уничтожить ещё сложнее.
    1. 0
      16 мая 2019 23:16
      С таким же успехом можно роботизированную подводную лодку охотника сделать.
      1. +1
        17 мая 2019 03:22
        С таким же успехом можно роботизированную подводную лодку охотника сделать.


        Можно, только сильно дороже будет и всплывать ей надо для связи каждый раз.
      2. +1
        17 мая 2019 06:17
        американцы как раз такой вариант тоже испытывают.
        1. 0
          18 мая 2019 00:30
          Какой такой - обычные подводные беспилотники, без вооружения.
          1. 0
            18 мая 2019 05:59
            Пока без. Пока испытывают.
            1. 0
              19 мая 2019 12:27
              У нас то же такие имеются и не один http://robotrends.ru/robopedia/katalog-podvodnyh-robotov
  7. +1
    16 мая 2019 20:51
    Тем не менее, говорить о должной боевой устойчивости данного разведывательного комплекса едва ли приходится. Во-первых, практически весь полезный внутрикорпусный объём катера «Sea Hunter» отведён под размещение передового бортового радиоэлектронного оборудования, осуществляющего обработку гидроакустической информации и её дальнейшую передачу потребителям по дециметровым радиоканалам связи в сети «Link-16/JTIDS», а также громадного топливного резервуара, вмещающего не менее 40 тонн дизельного топлива.


    А она ему нужна? Эта боевая устойчивость. Главное что дешевый, дешевле оружейных систем которые могли бы быть на нем установлены. Роль светляка выполняет? Безусловно. Противника как мишень тоже отвлекает. Кому как, для меня его концепция ясна. Проблем доставит.
  8. -2
    16 мая 2019 21:09
    Даманцев пытается доказать аксиому, что авиация при благоприятных условиях может уничтожить практически все?
    1. -1
      16 мая 2019 23:18
      Так оно и есть - особенно учитывая новые ракеты и бомбы.
  9. 0
    16 мая 2019 22:44
    С одной стороны штука интересная, а с другой это сколько же их надо наплодить и выпустить? Чай не буй ведь, с самолета в нужный район не набросаешь.
  10. +2
    17 мая 2019 12:57
    Автор находится в плену своих иллюзий , к сожалению! Он проецирует своё понимание ситуации на прототип, который был построен для одной цели, отработать технологию и методику автоматизированного управления и навигации, а также поиска субмарин. Беспилотные дроны которые будут выпускаться в дальнейшем (судя по публикациям американских изданий), будут иметь водоизмещение порядка 1000 тонн. Поэтому туда влезет и с десяток торпед и какой никакой, но комплекс ЗРК для самооброноны от самолётов. И какая нить скорострелка для того что бы отпугивать любителей металлолома и халявного топлива.
    Самое неприятное в такой ситуации, это то что в таком водоизмещении такой дрон будет находиться в окиянах очень долго, и спокойно переносить волнение более 7ми балов. И никто такие дроны не собирается загонять в средиземноморье или район красного моря. Они создаются для совершенно других целей! А именно для оперативного создания рубежа ПЛО на наиболее опасных направлениях и на большом расстоянии от берегов штатов! Что заставит наши лодки жаться к своим берегам, впрочем как и Китайские.
    П.С. Кстати! А автор хотя бы представление имеет об колличестве боеспособных Ил-38Н, Ту-214Р, и контейнерных Сычах?
    1. +4
      17 мая 2019 14:13
      Задачи такого безэкипажного Си-Хантера:
      - при открытой агрессии первому принять в себя ракету или РЭБ-атаку, чем обозначить начало БД, район и направление,
      - в мирное время, когда кроме сомалийских пиратов на его начинку никто не позарится - наиболее непредсказуемо рыскать по наиболее непредсказуемым направлениям действия ПЛ вероятного противника с чисто разведывательными целями.
      Поэтому атакующие возможности по ПЛ, малозаметность и пассивная защита ему нужны, а из активных защитных будет достаточно самоликвидатора от попыток каперского захвата.
      Это - морская пешка, которую выдвигают вперед чтобы заблокировать более тяжелым фигурам маневр на доске.
  11. +2
    17 мая 2019 16:28
    Надводный дрон будут прикрывать воздушные дроны с ракетами "воздух-воздух", всё к этому идёт. Так что не всё так шоколадно, как пытается представить автор.