Что способствовало появлению танков в Первую мировую войну

48
Эволюция и перспективы танков всегда вызывают большой интерес как у специалистов, так и любителей.

Что способствовало появлению танков в Первую мировую войну




Сто лет тому назад


Танки появились сто лет назад, в Первую мировую войну, уверенно заняли свою нишу в структуре многих армий мира и остаются главной ударной силой сухопутных войск. За это время танки прошли определенную эволюцию — от громоздких и тихоходных «чудищ» до маневренного, хорошо защищенного и эффективного оружия поля боя.

Сменилось уже несколько поколений танков. Они приобрели определенную форму и назначение военной техники. Сегодня танк — это бронированная гусеничная машина с вращающейся башней, оснащенной пушкой и пулеметами. Существует и упрощенная версия танка — самоходная артиллерийская установка с не вращающейся или частично вращающейся башней.

Первые танки выглядели совершенно по-другому, и задачи перед ними ставились несколько иные. В связи с этим интересна эволюция танков с точки зрения развития инженерной мысли, принимаемых технических решений в процессе их совершенствования, тупиковых и перспективных направлений развития. Представляет интерес также история того, что подвигло на создание танка, какие задачи ставились перед танками и как они трансформировались в процессе эволюции.

Бронированный монстр


Танки как вид оружия появились во время Первой мировой войны. Этому способствовало развитие в конце XIX века нарезного стрелкового и артиллерийского вооружения, обладающего высокой поражающей способностью живой силы противника.

Идея защитить воина на поле боя витала давно, и рыцарские латы — тому подтверждение. От огнестрельного оружия никакие латы уже не могли спасти. Вместо индивидуальной защиты стали искать коллективную защиту, способную маневрировать на поле боя.

Технический прогресс создал предпосылки для решения этой проблемы. С созданием парового двигателя и паровоза стали появляться такие проекты. Одним из первых был предложенный французом Буйеном в 1874 году проект гусеничного бронированного поезда. Он предложил поставить несколько соединенных друг с другом вагонов не на рельсы, а на общую гусеницу, вооружить этого монстра орудиями и снабдить экипажем из двухсот человек. Ввиду сомнительности реализации проект был отклонен. Был еще ряд таких же сомнительных проектов.


Танк Буйена


На базе паровоза в начале XX века были созданы бронепоезда, обеспечивающие доставку на поле боя живой силы со стрелковым оружием и артиллерией, при этом с хорошей защитой от средств поражения противника.

Но данный вид оружия обладал существенным недостатком. Бронепоезд мог передвигаться только по железнодорожным рельсам и был ограничен в своей маневренности. Противник всегда мог заранее предусмотреть способы нейтрализации этой угрозы, а там, где железной дороги не было, отсутствовала и опасность появления грозного бронепоезда.

Защита живой силы и проект Хетерингтона


Вопрос защиты живой силы особо остро встал в разгар Первой мировой войны, которая приняла характер «окопной войны» (с позиционными боями, многокилометровыми окопами и проволочными заграждениями). Живая сила противоборствующих сторон несла колоссальные потери, необходимо было средство защиты солдат, идущих в атаку на хорошо подготовленную оборону противника. Армии требовалось маневренное средство доставки и защиты живой силы и оружия на поле боя и прорыва обороны противника.

Идея создания такой машины начала реализовываться в конкретных проектах. Майор английской армии Хетерингтон предложил проект по созданию технического монстра высотой 14 метров, массой 1000 тонн, на огромных колесах, вооруженного корабельными пушками. Но от проекта отказались по причине сложности технической реализации и уязвимости на поле боя.


Танк Хетерингтона


Танк изобретателя Пороховщикова


Аналогичные проекты начали предлагаться и в России. В мае 1915 года в России начались испытания опытного образца первого танка «Вездеход» изобретателя Пороховщикова. Танк был весом 4 тонны, длиной 3,6 м, шириной 2,0 м и высотой 1,5 м (без башни). Несущей конструкцией танка была сварная рама с четырьмя полыми вращающимися барабанами, вокруг которых перематывалась одна широкая резиновая гусеничная лента.


Танк Пороховщикова


В корме танка размещался бензиновый двигатель мощностью 10 л. с. Через карданный вал и механическую планетарную коробку передач на ведущий барабан передавался крутящий момент. Натяжение гусеницы осуществлялось специальным барабаном. По бокам в передней части танка были расположены два колеса, за счет которых танк поворачивался. Колеса соединялись со штурвалом с помощью системы тяг. Танк развивал скорость по шоссе до 25 км/час.

Ходовая была колесно-гусеничной. По дорогам танк двигался на колесах и заднем барабане гусеницы. При рыхлом грунте и преодолении препятствий танк ложился на гусеницу и преодолевал препятствие.

Корпус танка был обтекаемой формы со значительными углами наклона брони. Броня была комбинированной многослойной и имела толщину 8 мм. Она состояла из двух слоев упругого и жесткого металла и особых вязких и упругих прокладок из морской травы и волоса, которая не пробивалась пулеметными очередями. Ходовая часть защищалась фальшбортами.


Конструкция танка Пороховщикова


Над корпусом размещалась вращающаяся башня цилиндрической формы с одним или двумя 7,62-мм пулеметами. В средней части танка на двух смежных сидениях размещались два члена экипажа — водитель и командир-пулеметчик.

По результатам испытаний опытного образца танк «Вездеход» показал неплохие разгонные характеристики, высокую скорость, удовлетворительную проходимость через препятствия. За счет широкой гусеничной ленты танк не оседал днищем и преодолевал препятствия.

Военно-техническое управление указало на ряд недостатков проекта (ненадежность, уязвимость и проскальзывание ленты по барабану, крайняя затрудненность поворотов, низкая проходимость по рыхлой почве, невозможность одновременной стрельбы из пулеметов) и отклонил проект.

В начале 1917 года Пороховщиков усовершенствовал проект танка, дав ему название «Вездеход-2» и увеличив количество пулеметов до четырех с возможностью независимого наведения и огня по целям. Но принципиальные недостатки проекта не были устранены, и его закрыли.

Танк «Вездеход» был испытан на несколько месяцев раньше испытаний английского «Маленького Вилли», который с января 1916 года под маркой МК-1 был принят на вооружение и стал первым в мире серийным танком. Существует версия, что чертежи танка «Вездеход» были предложены владельцу французской автомобилестроительной компании Луи Рено. Он отказался от их приобретения, но потом смог восстановить их по памяти и положил в основу французского танка Renault-17, самого массового танка времен Первой мировой войны.

«Царь-танк» капитана Лебеденко


В январе 1915 года Военно-техническое управление одобрило хорошо обоснованный проект капитана Лебеденко на разработку «Царь-танка» и выделило средства на изготовление опытного образца. Танк представляла собой как бы увеличенный в несколько раз орудийный лафет с двумя огромными 9-метровыми ведущими колесами со спицами и в рост человека рулежным колесом в конце лафета. Наверху лафета размещались три бронированные рубки, одна по центру на высоте 8 метров и две чуть ниже по бокам, в которых устанавливалось вооружение, два орудия и пулеметы.


Танк Лебеденко


Обслуживать танк должны были 15 человек. Длина танка достигала 17 м, а ширина 12 м, вес порядка 60 т. Расчетная скорость должна была быть на уровне 17 км/час. Каждое колесо приводилось в движение собственным бензиновым немецким двигателем «Майбах» мощностью 240 л. с. Основными недостатками этого танка была низкая проходимость из-за высокого давления на грунт и легкая уязвимость спиц от артиллерии противника.

Изготовленный образец танка в августе 1915 года продемонстрировали представителям армии и военного министерства. Танк уверенно начал движение, но, пройдя несколько десятков метров, застрял задним колесом в неглубокой ямке, и, несмотря на все усилия, не смог двигаться дальше. После таких «испытаний» интерес к танку пропал, он несколько лет пролежал в этом месте и был разобран на металлолом.

В России был также предложен еще ряд проектов танка, не доведенных до изготовления и испытаний опытных образцов.

Проект полковника Суинтона


Более удачным был проект полковника английской армии Суинтона, регулярно подготавливавшего с начала войны отчеты о боевых действиях на Западном фронте и видевшего убийственную мощь пулеметного огня. Он предложил использовать для «пролома» обороны противника применяющиеся в английской армии в качестве тягачей гусеничные тракторы, защитив их броней.

Его предложение заключалось в создании бронированной машины, которая должна была быть самоходной, иметь броню, защищающую от вражеских пуль, и вооружение, способное подавить неприятельские пулеметы. Машина должна была передвигаться по полю боя, преодолевать траншеи и эскарпы и разрывать проволочные заграждения.

Суинтон в феврале 1915 года изложил свою идею министру военно-морского флота Англии Черчиллю, поддержавшему идею и создавшему специальный Комитет по сухопутным кораблям, который в срочном порядке начал разработку «сухопутного броненосца». Комитет сформулировал требования к будущей машине. У нее должна была быть противопульная броня, она должна преодолевать и форсировать препятствия и воронки глубиной до 2 м и диаметром до 3,7 м, рвы в 1,2 м шириной, прорывать проволочные заграждения, обладать скоростью не меньше 4 км/ч, запасом топлива на 6 часов хода и иметь в качестве вооружения пушку и два пулемета.

Появление двигателя внутреннего сгорания и создание «самодвижущихся повозок», первых автомобилей способствовало созданию нового вида оружия. Но использование в качестве базы будущего танка уже существующих колесных бронеавтомобилей не обеспечивало выполнение стоящей задачи по причине их плохой проходимости и невозможности преодоления препятствий на поле боя.

Танк начали проектировать морские офицеры как морской крейсер, взяв за основу американский гусеничный трактор «Катерпиллер» и используя в конструкции отработанные узлы и системы паровых английских тракторов.

Для танка был выбран гусеничный вариант ходовой. Она оказалась настолько удачной, что сохранилась до сегодняшнего времени, и попытки перейти на другие виды движителя, например, на колесный, пока не нашли широкого применения.

Сухопутный броненосец


В разрабатываемом танке «Маленький Вилли» ходовую и силовой блок использовали от трактора, для поворота рулевые колеса разместили сзади на тележке, как руль на корабле. Бронированный корпус был коробчатый с вертикальной броней. На нем размещалась вращающаяся круглая башня с 40-мм пушкой, отделение управления была впереди, боевое отделение по центру, силовое с бензиновым двигателем мощностью 105 л. с. в корме. Башню потом убрали и заменили ее спонсонами по бортам танка, поскольку его проектировали морские офицеры и видели в нем «сухопутный броненосец».


Танк "Маленький Вилли"


Испытания опытного образца танка показали, что при длине танка 8 м и весе 14 т он обладает неудовлетворительной проходимостью и его пришлось полностью переделывать. Военные потребовали, чтобы танк мог форсировать ров шириной 2,44 м и стенку высотой в 1,37 м, под такие требования ходовая от трактора не годилась. Для танка была разработана новая оригинальная гусеница, охватывающая весь корпус танка, и с этого времени началась история «ромбовидных» английских танков, первым из которых стал танк «Большой Вилли», или Mk1. Танки этой серии разделялись на «самцов» и «самок». «Самцы» имели две 57-мм пушки и три пулемета, «самки» только пять пулеметов.


Танк Mk.I


«Большой Вилли»


С появлением танка Mk.I связано и название этой машины — «танк». В английском языке это слово означает «бак, емкость». Казус заключается в том, что одна из первых партий танков направлялись на фронт в Россию, и из соображений секретности на них писали «тank» и по-русски «танк», имея в виду самодвижущаяся емкость, бак, для воды. Так это слово и прижилось, но немцы принципиально называют танк «рanzerkampfwagen» — бронированный боевой вагон.

Танк представлял собой огромное неповоротливое сооружение на ромбовидных гусеницах, охватывающих весь корпус танка, чтобы пушки и пулемёты могли стрелять вперёд и в стороны. Из танка во все стороны торчали пушки и пулемёты, установленные в боковых выступах — спонсонах. Танк был весом 28 т, длинной 8 м и высотой 2,5 м, мог двигаться по пересеченной местности со скоростью 4,5 км/час и по шоссе 6,4 км/час. Так в Англии началась разработка линейки «тяжелых» по критериям того времени и неповоротливых танков для обеспечения пехоте прорыва хорошо подготовленной обороны противника.

Башни на танке не было, так как считалось, что она сделает танк слишком заметным.

Конструктивно к каркасу из уголков и полосовой стали заклепками крепились броневые листы толщиной до 10 мм, обеспечивающие противопульную защиту. На корпусе крепились ведущие и опорные колеса и бортовые коробки передач. Каждая гусеница была шириной 520 мм и состояла из 90 плоских траков. Удельное давление танка на грунт достигало 2 кг/см, что ограничивало проходимость, в особенности на сырой и болотистой почве и танки часто зарывались в землю и садились днищем на грунт.

Внутри танк напоминал машинное отделение небольшого корабля. Большую часть занимал бензиновый двигатель "Даймлер" мощностью 105л.с., трансмиссия и топливные баки. Сзади танка через шарнир крепилась тележка с поворотными колесами.

Экипаж танка состоял из восьми человек: командира, водителя, двух механиков и четырёх артиллеристов или пулемётчиков.


Конструкция танка Mk.I


Амортизации ходовой части танка не было и при движении его сильно трясло. Внутри корпуса температура иногда доходила до 60°, скапливались пороховая гарь, пары бензина и выхлопные газы, сильно отравлявшие экипаж и доводившие его до обмороков.

Управление танком также требовало значительных усилий. В управлении движением принимали участие водитель и командир танка, который отвечал за тормоза гусениц правого и левого бортов, а также два трансмиссионщика, работавших на бортовых коробках передач. Водитель подавал им команды голосом или жестами. Поворот осуществлялся торможением одной из гусениц и переключением коробки передач. Для поворота с большим радиусом тележку с колесами сзади танка поворачивали при помощи специального троса, который накручивали вручную на барабан внутри танка.

Для наблюдения использовались смотровые щели, закрытые стеклами, которые часто разбивались, и ранили танкистам глаза. Не особенно помогали и специальные очки — стальные пластины со множеством дырочек и кольчужные маски.

Весьма оригинально решалась проблема связи, в каждом танке имелась клетка с почтовыми голубями.

Путь совершенствования


На протяжении войны танк совершенствовался. Появились модели Mk.II и Mk.III, а затем более мощные Mk.IV и Mk.V. Последняя модель, выпускаемая с 1918 года, была серьезно усовершенствована, на ней установили специальный танковый двигатель «Рикардо» мощностью 150 л. с., планетарную коробку передач, убрали бортовые коробки передач и тележку с поворотными колесами, что позволило управлять движением танка одним человеком. Также усовершенствовали рубку командира и сзади установили один пулемет.

Первое боевое крещение танки получили во Франции при битве на Сомме в сентябре 1915 года. В атаку на немецкие позиции пошло 49 танков, повергнув немцев в панику, но по причине несовершенства танков вернулось из боя всего 18 машин. Остальные вышли из строя из-за поломок или застряли на поле боя.

Применение танков на поле боя показало, что они являются не только надежной защитой членов экипажа, но и эффективным средством нанесения удара по противнику. Немцы это оценили и вскоре подготовили свой ответ англичанам.

Продолжение следует…
48 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    20 мая 2019 12:17
    С Леонардо да Винчи можно было начать.
    1. +4
      20 мая 2019 13:26
      Цитата: vvvjak
      С Леонардо да Винчи можно было начать.

      what ??? А почему не с китайских повозок ЛУ ?Как-никак...по-раньше появились !
      или "японцев" взять...АКАМИ ГУРУМИ.

      ГУСИТОВ...
      Али персов...
      1. +7
        20 мая 2019 13:44
        Ну тогда уже с греческих колесниц. С древнегреческих, разумеется. Не пойдёт всё это, ДВИЖИТЕЛЬ не прикрыт БРОНЁЙ. А в проекте Леонардо защищено всё. Так что, коллега, спасибо за красивые рисунки, но это, увы, всё не в тему. А уж осадные башни (см.ниже) и вовсе из другой оперы. hi
        1. +3
          20 мая 2019 14:10
          Цитата: Морской Кот
          Ну тогда уже с греческих колесниц.

          Давайте уж с неандертальца раз такие пошли аналогии. Шкура мамонта (вокруг могучей талии) - первая броня, значит неандерталец - первый танк.
        2. +4
          20 мая 2019 14:23
          Цитата: Морской Кот
          ДВИЖИТЕЛЬ не прикрыт БРОНЁЙ. А в проекте Леонардо защищено всё.

          Ваше замечание мне весьма понятно ..., и вы во многом правы ,учитывая отмеченный вами "аспект"-не защищённый Двигатель,совмещённый с движителем... wink ! И всё же я осмелился поместить эти "древне-славные" боевые колесницы на стр. ВО из тех соображений,что в некоторых инетовских статьях говорится ,что в ряде случаев древние воины защищали двигатели своих боевых "машин" панцирными попонами ,но защищали лошадей попонами непосредственно перед сражением(боем),чтобы излишне,без нужды не утомлять "двигатели-движители" ... На одном из приведённых рисунков китайских колесниц, лошади защищены "индивидуальной бронёй". Что же касаемо гуситской "двуэтажной" повозки ,то мне приходилось видеть и рисунок,где лошади были защищены попоной-бронёй,навешиваемой на каркас повозки.В принципе,то же самое можно было сделать и в случае Агами Гуруми... wink С почтением,ваш... hi
    2. +3
      20 мая 2019 13:29
      Цитата: vvvjak
      С Леонардо да Винчи можно было начать.

      Известно описание штурмовой (осадной) башни 300-го года до н.э. при осаде Родоса. Чем не прототип? smile Или римская "черепаха". winked
      1. 0
        20 мая 2019 19:38
        да, собственно, и мамонт - чем не танк???
    3. 0
      21 мая 2019 09:01
      нельзя, лошадь везет 350 кг - танк Леонардо ездить по полю боя не мог )
  2. +5
    20 мая 2019 12:19
    если отвечать на вопрос " что способствовало?" ответ будет один - пулемет, зачем все остальное
    1. 0
      20 мая 2019 18:10
      Пулемёт и колючая проволока.
      1. -1
        20 мая 2019 19:40
        да проволоку-то преодолевать худо-бедно научились, а вот пулемет...
        1. +1
          21 мая 2019 04:11
          Пулемёт был особенно смертоносен при преодолении проволочных заграждений.
          1. -1
            21 мая 2019 07:31
            пожалуй, соглашусь hi
  3. +7
    20 мая 2019 12:25
    Существует и упрощенная версия танка — самоходная артиллерийская установка с не вращающейся или частично вращающейся башней.

    М-дя. Существует мерседес— тягач и упрощенная версия — класса "Е".

    Доб.:
    ... но немцы принципиально называют танк «рanzerkampfwagen» — бронированный боевой вагон.

    Тогда "Фольксваген" переводится как "народный вагон".
    Это переводится как "экипаж", "машина".
  4. +6
    20 мая 2019 12:54
    Вообще-то, в англо-бурскую войну были "опробованы" предтечи танков-безрельсовые(!) блиндированные поезда...Маневренный, партизанский характер боевых действий и неразвитая железнодорожная сеть на юге Африки настоятельно требовали создания бронированных машин, способных двигаться по обычным дорогам(!), а не привязанных к рельсам, как бронепоезда.
    Состояли они из блиндированного автомобиля-тягача, трех блиндированных повозок и двух 150-мм артиллерийских орудий. Тягач приводился в движение паровым двигателем мощностью 60 лошадиных сил. На нем имелся запас топлива - около 800 килограмм угля и 150 ведер воды. Максимальная скорость не превышала 8 миль в час.
    Машина со всех сторон была защищена шестимиллиметровыми листами хромоникелевой стали (вес брони - 4,5 тонны), общий же вес бронированного тягача достигал 22 тонн. Ширина ведущих колес, для повышения проходимости, составляла 61 см. На них также могли устанавливаться дополнительные съемные зубья или резцы. Для самовытаскивания могла использоваться паровая лебедка.
    Блиндированные повозки, имевшие длину 4,5 м и около 2 м в ширину, могли перевозить до шести тонн груза. Внутри повозки устанавливалось артиллерийское орудие, ствол которого просовывался в специальную бойницу торцевой стенки.
    Для стрельбы из винтовок и наблюдения служили отверстия в верхней части всех стенок, закрываемые блиндированными заслонками. Для погрузки артиллерийского орудия на повозку служили съемные подставки, имевшие желобообразную форму для колес и устанавливавшиеся наклонно у заднего конца, и паровая лебедка со стальным тросом.
    Тягач и повозки сцеплялись между собой специальными дышлами, но были оснащены автономными тормозами, что позволяло обеспечивать безопасность при крутом спуске.
    Подобные конструкции были гораздо маневреннее блиндированных поездов, поскольку не были привязаны к железнодорожным путям, которые к тому же могли быть уничтожены.
  5. +5
    20 мая 2019 14:58
    В мае 1915 года в России начались испытания опытного образца первого танка «Вездеход» изобретателя Пороховщикова. Танк был весом 4 тонны, длиной 3,6 м, Вообще-то ,в последнее время ведутся споры: "действительно ли Пороховщиков предлагал танк (или ,прототип танка...) ?" Сейчас имеется и такое мнение,что Пороховщиков предлагал именно вездеход (альтернативу автомобилю...) без вооружения и брони ! Вездеход получился "не ахти",и потому военное ведомство от него отказалось ! Заявляется,что вооружение(пулемёт) был "в проекте",но при испытаниях первого образца ни в какой документации это не отмечено ! Так же возникает вопрос: как один человек мог справляться с вождением(управлением) машины и стрельбой из пулемёта ?Так же нигде не отмечено ,что корпус "вездехода" был бронирован ! Да, Пороховщиков предлагал военному ведомству "свою" многослойную броню...но это было независимо от "вездехода"... От вездехода Пороховщикова отказались по объективным причинам : испытания машины показали неудачность её конструкции. В последствии ( с распространением "вестей" о появлении нового английского оружия-танков...),Пороховщиков "поднял волну" с намерением "доказать свой приоритет " ! Он продолжил работу над своим "девайсом (уже "Вездеход-2"...весьма переделанный...),одновременно заявляя,что именно он "первооткрыватель танков" и обвиняя в.ведомство в косности ,тупости,недальновидности и т.д.
  6. +3
    20 мая 2019 15:00
    Живая сила противоборствующих сторон несла колоссальные потери, необходимо было средство защиты солдат, идущих в атаку на хорошо подготовленную оборону противника.
    Формулировка не то чтобы неверная, но какая то "невоенная", что ли. Танк "защищает" экипаж. Слабо он с этим справляется, да и для защиты именно солдат можно придумать что то попроще.
    Основная задача танков, и причина их появления на полях Первой Мировой - подавление пулеметных точек противника и быстрое разрушение проволочных заграждений. Надо сказать, что Хайрем Максим был одним из творцов тех чудовищных потерь, которых в Первую Мировую никто вообще не ожидал. Стандартный алгоритм тогдашних мясорубок - атакующие порядки вязнут в заграждениях и выкашиваются пулеметным огнем. Пока это происходит, обороняющиеся спешно восстанавливают оборону, разрушенную артподготовкой атакующих, и в свою очередь подключат тяжелые орудия. Атака захлебывается...
    Так что танк и придумали, чтобы преодолеть пулеметный огонь, расчищая при этом дорогу пехоте. Уменьшая время первого броска до значений, когда уже можно было развивать атаку результативно. Защитил при этом танк свой экипаж или нет - никого не интересовало, тем более людей, которые укладывали по сто-сто пятьдесят тысяч человек в одном бою. А вот удалось ли при помощи танка, так сказать "огнем и колесами" быстро задавить огонь пары пулеметных гнезд - это очень важно! Ну так и пошло дальше...
  7. +5
    20 мая 2019 15:07
    hi ...Амортизации ходовой части танка не было и при движении его сильно трясло. Внутри корпуса температура иногда доходила до 60°, скапливались пороховая гарь, пары бензина и выхлопные газы crying
  8. +1
    20 мая 2019 17:02
    "Танк" Лебеденко пример распила бюджетных средств. Со слов А.А. Микулина, принимавшего участие в конструировании этого чуда, Лебеденко главной задачей ставил произвести впечатление на членов комиссии.
    1. 0
      21 мая 2019 00:02
      Двигателю «майбах», мощность которого составляла 240 л. с., не хватало сил для того, чтобы вытащить заднюю часть агрегата из канавы. Его совершенствованием и занялись в 1916 г. Микулин с Стечкиным. В стенах МВТУ им удалось разработать двухтактный двигатель АМБС, но и эта машина оказалась несовершенной: поработав полторы минуты,
      Работа по этой машине дала творческий старт двум выдающимся учёным и конструкторам: А. Микулину и Б. Стечкину.
      1. +1
        21 мая 2019 02:47
        Лиха беда начало )
        Насколько помню из книги про Микулина, чертежи этого двигателя Лебеденко пытался "втюхать" то ли американцам, то ли англичанам, хотя Микулин со Стечкиным его предупреждали, что двигатель "сырой" и его надо доводить.
        1. 0
          21 мая 2019 05:07
          Цитата: Ниточкин
          Насколько помню из книги про Микулина, чертежи этого двигателя Лебеденко пытался "втюхать" то ли американцам, то ли англичанам.
          Не исключаю ни того, ни другого.
          Если следовать логике, то скорее американцам. По крайней мере, следы Лебеденко теряются в США.
  9. Танки этой серии разделялись на «самцов» и «самок». «Самцы» имели две 57-мм пушки и три пулемета, «самки» только пять пулеметов.


    Во, как!

    А мне влепили предупреждение за флуд, когда я написал, что Су-34 из-за задней части фюзеляжа, выступающей далеко за сопла двигателей - явно "мальчик", "самец".

    laughing
    1. 0
      20 мая 2019 21:55
      У кого-то что-то с ориентацией, я имею в виду "сопло". request
      1. Это задолго до меня один весьма странный тип придумал, который первым из психов успел белый халат надеть. А, ведь, у психов как? Кто первым белый халат надел - тот и доктор.

        1. +1
          20 мая 2019 22:55
          Этого дядю зовут не Зигмунд, случАем? А, господин Кавторанг? good
          1. Он самый.

            Самопропиаренный великий создатель и учитель психоанализа.

            drinks

            Судя по тому, какую формулу соответствия длины стволов и гениталий он для себя вывел и сколько всего наговорил про оружие, - его портрет должен постоянно висеть (плохое слово "висеть" в данном контексте) на "Военном Обозрении".

            laughing
            1. +2
              20 мая 2019 23:10
              Я читал как-то, что он всю эту теорию спёр у некой мадам по имени Сабина, фамилию не помню, её в конечном итоге вместе с дочерьми убили в Бабьем Яру. Еврейка, естественно.
              1. И, вот, девизом-эпиграфом для "Военного Обозрения"...

                yes

                1. +1
                  20 мая 2019 23:14
                  Хорошо Вам там, у себя в Эстляндии, а здесь попробуй скажи... про умственное развитие кой у кого. belay
              2. +1
                23 мая 2019 00:29
                Помилуйте, Сабина Шпильрейн была на 29 лет младше Фрейда, к моменту ее рождения он уже научные работы публиковал. Да ученицей она была господина Юнга.
                Казнили ее действительно немцы, только в Змиёвской балке около Ростова-на-Дону.
                1. 0
                  23 мая 2019 07:31
                  Привет Вам, земляк, ежели Вы действительно в Рязани живёте. hi Не будучи специалистом в данном вопросе ничего не могу сказать. Я ошибся (скорее всего), Вы поправили -- ну и слава богу. С этими делами лучше к моему другу Людоведу, он не только по оружию спец. А насчёт разницы в возрасте: одно другому не мешает. wink
  10. На пороге революционных открытий и изобретений всегда присутствует некая реактивность мышления конструктора, из-за которой трудно сделать правильный, переломный шаг.

    Так изобретатели первых автомобилей делали всю ту же гужевую повозку, но без лошадей. Изобретатели некоторых револьверов тяготели к ложу дульнозорядных пистолетов, а дульнозарядные пистолеты напоминали ружьё без приклада. Первые самозарядные пистолеты имели черты и пропорции револьверов.

    Так и первые танки кто-то видел то сухопутным броненосцем, то гигантским артиллерийским лафетом.
    1. +2
      20 мая 2019 21:54
      Дружище, Вы совершенно правы в этих сравнениях. hi Однако один из конструкторов по фамилии Лебеденко явно имел прообразом банальный велосипед и неудивительно, что при такой массе и ничтожной ширине колёс эта чудовищная конструкция моментально увязла в грунте не проехав и ста метров. laughing
      1. Лебеденко не сдал СопроМат.

        Сдашь сопромат - можешь жениться. Старая техновузовская "физиологическая" шутка.
        1. +1
          20 мая 2019 22:04
          Тут выше ребята писали, что он был просто конъюнктурщик. Возможно, но вояки-то смотрели куда, или там с образованием вообще была полная труба?
          1. +2
            20 мая 2019 23:47
            Возможно, но вояки-то смотрели куда, или там с образованием вообще была полная труба?

            «Царь-танк» 12 июля 2014
            Парадокс заключается в том, что при всей необычности, сложности и огромных размерах машины Лебеденко сумел пробить свой проект. Машина получила одобрение в ряде инстанций, но окончательно дело решила аудиенция у императора, во время которой Лебеденко подарил государю заводную деревянную модель машины с двигателем на базе граммофонной пружины.
            По воспоминаниям придворных, Николай II и Лебеденко битых полчаса «аки дети малые» ползали по полу, проверяя модель в гонках по комнате. Игрушка резво бегала по ковру и легко преодолевала даже стопки из двух-трех пухлых томов «Свода законов Российской империи».
            Восхищенный машиной, император распорядился немедленно открыть финансирование проекта.

            Кто же будет спорить с самим САМОДЕРЖЦЕМ ВСЕРОССИЙСКИМ!
            1. +1
              21 мая 2019 00:25
              Привет, Алексей! hi Это точно, с САМИМ не поспоришь, хоть с императором, хоть как его ни назови. wink
          2. +1
            21 мая 2019 00:34
            Цитата: Морской Кот
            Возможно, но вояки-то смотрели куда, или там с образованием вообще была полная труба?
            ЕГЭ имени Императорского московского технического училища. Жуковский- профессор этого училища. Микулин и Стечкин-студенты этого училища. О Лебеденко мало что известно. "К сожалению, о самом Лебеденко удалось найти мало сведений. Известно, что он имел свою собственную приватную (то есть частную) лабораторию, которая находилась в Москве, в особняке на Садово-Кудринской улице. В 1914 году Лебеденко взялся за проектирование бомбосбрасывателя для самолетов «Илья Муромец», выполнял он и другие заказы военного ведомства. Известно, что Лебеденко хорошо знал профессора Н. Жуковского..." https://arsenal-info.ru/b/book/3151508101/30
      2. 0
        21 мая 2019 15:59
        Конструкция Лебеденко в виде модели показывала впечатляющие результаты именно в проходимости. В курсе, КАК он ее царю показывал? Раскидал книжки по полу, и моделька перебиралась через самые заковыристые преграды. И еще фактик. Большинство танков, с которыми люди встретили уже следующую войну имели довольно таки гладкую гусеницу. Увеличение проходимости снова было недооценено.
        Мысль Лебеденко двигалась в верном направлении, средство лишь было избрано негодное, как в инженерном деле случается сплошь и рядом, если наработок еще ни у кого нет. В те года никто ничего по настоящему проходимого на всей планете еще не придумал. Паровозы, идущие по рельсам, локомобили (с проходимостью дорожного катка прежних времен) да телега, иногда с мотором.
        Сейчас смешно, да. А тогда это была законная попытка, и нисколько не хуже прочих.
  11. +3
    20 мая 2019 18:40
    Существует версия, что чертежи танка «Вездеход» были предложены владельцу французской автомобилестроительной компании Луи Рено. Он отказался от их приобретения, но потом смог восстановить их по памяти и положил в основу французского танка Renault-17, самого массового танка времен Первой мировой войны.
    Это пишет человек, проработавший больше двух десятков лет в танковом КБ.
  12. +4
    20 мая 2019 19:17
    Полный бред про Пороховщикова и его якобы "танк".Броня из морской травы , башня , никогда не стоявшая на "самоходе" .Чей всё же Царь-танк - Лебедева или Лебеденко , автор как-то определись .
  13. +2
    20 мая 2019 21:26
    "Самец" "Большой Вилли" попал даже в мультфильм "Ну погоди"! laughing
  14. 0
    20 мая 2019 21:48
    Юрию большое спасибо за статью! hi А отдельное за схематический рисунок Марки в разрезе. Впервые вижу такой, очень наглядно. good
  15. +1
    20 мая 2019 22:01
    Читал, что танк Лебеденко, несмотря на явную идиотичность проекта, пустили в постройку потому, что автор сделал заводную игрушку в виде танка и продемонстрировал ее царю. По столу Николая она вполне бодро двигалась, и Николай распорядился выделить денег на реализацию.
  16. 0
    20 мая 2019 23:54
    В России был также предложен еще ряд проектов танка, не доведенных до изготовления и испытаний опытных образцов.

    Значит уважаемый автор, Вы не считаете даже опытными 2 бронированных трактора Гулькевича?
  17. 0
    21 мая 2019 05:33
    1-я фотка не подписана. Это что и где? Его ж вроде на металл разобрали.
  18. 0
    18 августа 2019 13:01
    Для меня всегда было загадкой, почему именно на танк-монструаьный лафет Лебеденко власти России выделили немалые деньги? Тогда как и на обычные арт-вооружения их было мало? Страсть к Гигантомании?