Их звёздный час. Бронепоезда на Гражданской войне в России

38
Бронепоезда активно применялись во множестве конфликтов – от англо-бурской до второй чеченской войны. Но почти во всех случаях они были лишь вспомогательным средством. И лишь в Гражданскую бронированные исполины на рельсах стали по-настоящему грозным и востребованным оружием. Почему так вышло и как все проистекало, расскажем в этом материале.





Театр военных действий


В Первой мировой третьестепенность бронепоездов обуславливалось позиционным характером войны. Во Второй, напротив, маневренным. Бронепоезда были привязаны к железным дорогам и не поспевали за моторизованными подразделениями, пользовавшимися сетью дорог обычных. Поэтому и там, и там они в целом остались «не у дел» и влияли разве что на тактические эпизоды.

Другое дело Гражданская война в России – бронепоезд прочно вошел в список ассоциируемых с ней образов наряду с тачанкой или буденовкой. Почему так получилось?

Дело, разумеется, в самом характере Гражданской. В больших войнах между развитыми конвенциональными противниками сталкиваются регулярные армии. Они, несмотря на размеры, более-менее управляемы и имеют постоянное снабжение. Чтобы прорвать занимаемый ими фронт и обратить их в бегство, надо задействовать серьезные силы. Даже какие-нибудь румынские или итальянские части под Сталинградом требуют сосредоточения против себя тысяч артиллерийских орудий, сотен эшелонов с боеприпасами, множества танков и живой силы.

Гражданская же война была следствием поглотившего Россию хаоса. Смертельно уставшая от большой войны армия самоликвидировалась. В госструктурах творился полный бардак. Даже считаемые эталоном партийной дисциплины и мастерами централизованного наведения порядка большевики первый год войны фактически не обладали единой армией. Они пытались контролировать множество разрозненных отрядов, каждый из которых имел собственное мнение – причем зачастую не только о тактике и стратегии, но и о политике. У других, как правило, все было еще хуже.

Козырь в рукаве


В таких условиях судьбы целых регионов, а иногда и всей страны, решали сравнительно небольшие, но стойкие и относительно дисциплинированные отряды. У белых, например, этим костяком была активная часть дореволюционного офицерства. Красные в самом начале опирались на рабочих – сформированные из них отряды красной гвардии были одной из самых надежных групп, на которые могла рассчитывать Москва.

Но большая часть рабочих, в силу профессии, не участвовала в Первой мировой. С одной стороны, это было хорошо – они не успели устать от войны. С другой – красногвардейцы не имели боевого опыта. Но зато хорошо ладили с механизмами. В логике этой дружбы с техникой и нашлось решение – усилить человеческую плоть сталью бронепоездов. Благо, красным посчастливилось захватить большую часть индустриальных центров и (поначалу) почти всю железнодорожную сеть страны.

В условиях всеобщего хаоса бронепоезд был крайне удобным оружием. Мобильный, бронированный, хорошо вооруженный, он мог быстро перебрасываться из одного региона в другой. И по прибытии становился серьезной гирей на чаше весов – Гражданская это не Первая мировая, насыщенность артиллерией в десятки и сотни раз меньше. Стабильный сплошной фронт на Гражданской войне отсутствовал, что открывало возможность для лихих рейдов по принципу «бей-беги». Из уязвимой крупной дичи бронепоезд превращался в хтонический ужас на железнодорожном ходу.

Разумеется, пользоваться таким оружием не брезговал никто – только бы попало в загребущие лапы, а задача найдется. Это приводило к появлению самых необычных «железнодорожных» судеб.

Бронепоезд, который увидел мир


Одним из самых примечательных, в этом плане, составов стал знаменитый «Орлик». Свержение Временного правительства этот бронепоезд типа «Хунхуз» встретил в Киеве, где на него наложило руки правительство УНР. Состав торжественно переименовали в предсказуемое для такой ситуации «Слава Украiни».


"Орлик"


Но это было только начало. В январе 1918-го Киев берут красные. Они отмывают «Славу Украине» и переименовывают бронепоезд в «Полупановцы», по фамилии нового командира трофея, Андрея Полупанова. Поезд довольно неплохо воюет, по пути вновь переименовывается в звучное «Свобода или смерть», и едет на восток, давить восставших чехословаков.

Там дела идут уже не так хорошо. Части Чехословацкого легиона захватывают «Свободу или смерть» недалеко от Симбирска, и переименовывают его в «Орлик» – в дальнейшем он будет ассоциироваться именно с этим названием.

Легионеры используют поезд, как мобильный резерв для охраны Транссибирской магистрали – «Орлик» катается туда-сюда и действует против красных партизан и обычных банд. Но осенью 1920 года легион все же осуществил свою давнишнюю мечту и покинул бурлящую Россию, как греки Ксенофонта – через находящийся в противоположной стороне от родных мест порт Владивосток.

Бронепоезд достался приморским белым. Их конец известен – потерпев поражение, они хлынули за пределы страны. Дарить «Орлика» ненавистным большевикам они не стали – состав был перегнан в Маньчжурию. Там его следы теряются. Быть может, его «раздерибанили» вплоть до отельных вагонов. Но, если «Орлик» остался единым целым, он вполне мог попасть в японские руки, оккупировавшие регион в 1931 году. Кто знает – быть может, РККА все же добралась до бронепоезда спустя десятилетия, уничтожив его танковой атакой или ударом с воздуха в августе 1945 года.

Пример «Орлика» был далеко не единственным – условия Гражданской позволяли подобным вещам случаться многократно.

Взять, например, состав «Генерал Анненков», тоже помнящий еще залпы Первой мировой. Октябрь 1917-го – захвачен матросами и поехал на гражданскую войну в Финляндии. Там попал к противнику. А потом отдельные броневагоны воевали с Советским Союзом в Зимней войне и ВОВ.

Психическая атака


Активно действуя в реальности Гражданской войны, бронепоезда неизбежно впитывали её в себя. Взять, например, психические атаки. Мозг сразу рисует картину из кинофильма «Чапаев» – белогвардейцы непреклонно маршируют на готовый к бою пулемет.

Этого, конечно, не было, но первый год войны порождал странную, на первый взгляд, тактическую парадигму. Когда у белых почти не было патронов, а у красных надежных, спаянных войск. Поэтому частные атаки, рассчитанные на открытие стрельбы только в самый последний момент, могли приводить к успеху. Слабый противник разбегался еще до того, как открывался весьма скупой огонь.


Бронепоезд "Офицер"


Такие случаи имелись не только в пехотном бою. 1 июня 1919 года свет увидел психическую атаку на железнодорожном ходу. Её главным героем стал белый бронепоезд «Офицер», столкнувшийся сразу с двумя своими собратьями, воюющими на стороне красных. Боеприпасы закончились. Казалось бы, самое время отойти назад, но удачный выстрел противника разбил пути.

Варианты команды «Офицера» были, на первый взгляд, немногочисленны – неизбежно превратиться в груду дымящихся обломков или разбежаться и оставить состав противнику. Командир выбрал третий вариант – поезд решительно двинулся в сторону красных. Те проявили осторожность – если белый ведет себя так нагло, значит, у него есть какой-то козырь в рукаве. И поспешили отойти. Что дало команде «Офицера» возможность быстро завершить ремонт путей и отступить подобру-поздорову.

Наивысшая точка


Участниками Гражданской войны стало более 300 бронепоездов. Случившаяся два десятилетия спустя Великая Отечественная не была «скромнее» в количественном отношении – с одной только советской стороны было применено 224 бронепоезда. Но удельное влияние на ход боев резко снизилось – бронепоезда растворялись в десятках миллионах людей, танковых клиньях и массовых бомбардировках.

Нет, бронированные железнодорожные монстры не умерли. Им еще предстояло поучаствовать в целом ряде вооруженных конфликтов. Но с окончанием Гражданской войны в России их подлинный звездный час был завершен.
38 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    21 мая 2019 18:15
    Динамичная и позитивная статья.
    Очень интересные ситуации и эпизоды, а то что в ВОВ бронепоездов было почти столько же сколько и в Гражданскую, узнал впервые - и удивлен.
    автору мерси!
    1. +8
      21 мая 2019 18:43
      в ВОВ бронепоездов было почти столько же сколько и в Гражданскую, узнал впервые - и удивлен

      причем учтите что в ГВ бронепоезда применяла куча сторон конфликта
  2. +3
    21 мая 2019 18:21
    Спасибо за статью , но мало ,надо продолжать
  3. +4
    21 мая 2019 18:26
    Автору -- спасибо! hi

    Посмотрел на фото бронепоезда "Офицер" и сразу же вспомнился "Бег" Булгакова.

    Генерал Хлудов (в реальности Я.А. Слащёв) : " Если через двадцать минут "Офицер" не пройдёт по путям, начальника станции повесить." За точность цитаты не ручаюсь, но по сути всё правильно.
  4. +5
    21 мая 2019 19:28
    22 мая 1919 года на Донбассе, под Попасной, состоялся уникальный бой красного бронепоезда "Углекоп" с танками ВСЮР. Части 42-й стрелковой дивизии РККА, оборонявшие фронт в районе Попасной, были атакованы пехотой и тремя танками Добровольческой армии. На помощь обороняющимся прибыл бронепоезд №16 «Углекоп», который сразу открыл шквальный огонь из орудий и пулеметов по наступавшим частям белых. Получив достойный отпор, деникинцы стали отступать в сторону станции Роты. В продолжавшейся артиллерийской дуэли с танками «Углекоп» уничтожил прямым попаданием MK-V, двигавшийся вдоль железнодорожной насыпи. Боевая машина полностью сгорела, погибло 7 из 10 членов экипажа. (По результатам этого боя командование бронечастей ВСЮР издало дерективу, запрещающую «использовать танки для действий вдоль железнодорожного полотна, по которому можно ожидать движение неприятельских бронепоездов»). В разгар боя со стороны станции Роты подошел белогвардейский бронепоезд «Единая Россия», который своевременно не был замечен членами команды "Углекопа" и сумел первым открыть прицельный огонь. Первый же снаряд угодил в котел паровоза, а несколько следующих выстрелов попали в отсек, где хранились боеприпасы к орудиям. Из тридцати человек погибшего «Углекопа»в живых осталось пять бойцов и одна медсестра.
    1. +6
      21 мая 2019 20:44
      Цитата: Major48
      подошел белогвардейский бронепоезд «Единая Россия», который своевременно не был замечен членами команды "Углекопа"

      Говорили команде "Углекопа", не голосуйте за "Единую Россию" , белогвардейская она и власовская. Не верили. Поэтому песец и подкрался. crying
  5. +1
    21 мая 2019 19:36
    В апреле 1918 в бою у станицы Медведовской генерал Марков совершил подвиг, обеспечив добровольцам победу над двумя бронепоездами красных.
    1. +3
      21 мая 2019 20:34
      Цитата: Major48
      генерал Марков совершил подвиг

      Подвиг? На братоубийственной войне?
      1. +2
        22 мая 2019 14:17
        Это вы скажите своим землякам из Челябинска, которые ставят памятники чехам-убийцам русских. А братоубийственная война - на то она и гражданская. И была она жестокой и длительной, поскольку во главе армий стояли идейные пассионарии, готовые равно к подвигу и к убийству братьев. Вспомните , что Пасха 1918 года пришлась на 11 мая и именно в этот день белые казаки убили 82 станичника, которые поддерживали советскую власть. После расстрела, в котором погибли лидеры красных казаков Подтелков и Спиридонов на Дон, пришла братоубийственная война, а массовые казни, производимые казаками над казаками, перестали кого-либо удивлять.
  6. +2
    21 мая 2019 20:09
    Цитата: Major48
    В разгар боя со стороны станции Роты подошел белогвардейский бронепоезд «Единая Россия»

    Вот они кто -наследники славы врангелевского бронепоезда! Это они ударно пропихнули пенсионную реформу!
    Где наш "Углекоп"?
    1. +3
      21 мая 2019 20:38
      Цитата: faterdom
      Где наш "Углекоп"?

      Стоял еще недавно на запасном пути. Сейчас, скорей всего , в металлолом сдали. wink
    2. +1
      21 мая 2019 20:50
      Цитата: faterdom
      Где наш "Углекоп"?

      Оптимизировали.
    3. +8
      21 мая 2019 22:02
      faterdom (Андрей) Сегодня, 20:09
      +2
      Цитата: Major48
      В разгар боя со стороны станции Роты подошел белогвардейский бронепоезд «Единая Россия»

      Вот они кто -наследники славы врангелевского бронепоезда! Это они ударно пропихнули пенсионную реформу!
      Где наш "Углекоп"?

      вся беда в том, что Врангель в России к власти не пришел и пенсионной реформе отношения не имеет.
      зато к ней имеют отношения те , кто еще относительно недавно носил партбилет КПСС в кармане и кричал: Всегда готов!
      К чему готов - теперь видим: сделать Россию амер. колонией.
      Я тоже очень надеюсь что на их шайку найдется свой "Углекоп"
      1. +3
        22 мая 2019 10:30
        А на" Углекопа" найдётся "Единная Россия"? На "углекопе" прозевали"Единную Россию". Так что вывод:" люди будьте бдительны"
  7. +3
    21 мая 2019 20:18
    Но это было только начало. В январе 1918-го Киев берут красные. Они отмывают «Славу Украине» и переименовывают бронепоезд в «Полупановцы», по фамилии нового командира трофея, Андрея Полупанова. Поезд довольно неплохо воюет, по пути вновь переименовывается в звучное «Свобода или смерть», и едет на восток, давить восставших чехословаков.
    Там дела идут уже не так хорошо. Части Чехословацкого легиона захватывают «Свободу или смерть» недалеко от Симбирска, и переименовывают его в «Орлик» – в дальнейшем он будет ассоциироваться именно с этим названием.


    Андрей Васильевич Полупанов - черноморский матрос, член РСДРП(б) с 1912 года, красный командир и комиссар, с 26 января - комендант города Киева. Судьба Полупанова не менее насыщена, чем у бронепоезда.
    БЕПО с морской командой отправляется на Румынский фронт, где успешно громит румынов под Рыбницей. В составе Южного фронта он участвовал в боях с петлюровцами и немцами под Мелитополем, Пятихаткой, Акимовкой.
    Затем бронепоезд прибывает в Одессу, где включает в свой состав мотоброневагон "Заамурец", прежде действовавший отдельно.
    "Заамурец" с технической точки зрения на то время был достаточно совершенен - оснащён двумя двигателями (итальянские «Фиаты»), динамомашиной, телефонной связью, нёс вооружение в виде двух скорострельных пушек и десяти пулемётов. Мотоброневагон хорошо преодолевал крутые подъёмы, развивал скорость в 45 км/ч и мог ехать на одном двигателе.
    Обновлённый бронепоезд направился в Москву, где Троцкий сразу же издает приказ о расформировании команды за "партизанщину", но Полупанов добивается встречи с В. И. Лениным, который оставляет бронепоезд за моряками.
    В июле 1918 года бронепоезд оказывается на Восточном фронте под Симбирском, где красные терпят тяжелейшее поражение от отрядов генерала В. Каппеля и мятежных чехословаков - и команда полупановцев бросает бронепоезд в полной исправности возле Симбирска.
    Сам А. Полупанов в своих позднейших мемуарах писал, что бронепоезд якобы состав было решено спустить в Волгу, но под откос пошла только передняя платформа состава, а паровоз зацепился за рельсы. Довести дело до конца не было времени - надо было срочно эвакуироваться.
    Полупанов с командой бронепоезда на пароходе уплыли по Волге к Казани. У Старой Майны пароход был захвачен белыми, которые команду бронепоезда и отряд венгров-интернационалистов расстреляли. А. В. Полупанов и комендант бронепоезда Н. Я. Гиммельштейн смогли бежать и добраться до Казани.
    Далее полупанов -командующий Днепровской военной флотилией Украинской советской армии, затем - комиссар для особых поручений при командующем Волжско-Каспийской военной флотилией, командир отдельной огневой бригады под Каховкой, командир бронечастей 6-й армии.
    После Гражданской - партийный и хозяйственный работник. Умер в 1956 году.


    1. 0
      22 мая 2019 09:07
      Виктор, любопытно как Полупанов смог бежать. Я слышала, что при Сталине(любимце Владкуба) Микояну приходилось оправдываться почему его не было среди бакинских комиссаров. Микоян чисто случайно спасся и вынужден был оправдывается, а Полупанов бросил своих товарищей и убежал?
      1. +1
        22 мая 2019 09:33
        Подробностей побега Полупанова и Гимельштейна я не знаю, но думаю, что содержали их отдельно от команды. А бросил и убежал тут неуместно.
  8. +9
    21 мая 2019 20:18
    Очень интересно, хочется продолжения!
  9. 0
    21 мая 2019 20:26
    Любопытно, между паровозом и пустой платформой у "Орлика" стоит мотоброневагон, у которого свой бензиновый двигатель, единственный такой на всю российскую армию.
  10. +4
    21 мая 2019 20:44
    Командир БЕПО «Офицер» полковник Михаил Иванович Лебедев приходится мне двоюродным дедом. Из Крыма он ушёл в эмиграцию. Поэтому пришлось восстанавливать его биографию.
    Он командовал бронепоездом с конца 1918 г. до его гибели у станции Таганаш (Солёное озеро) в Крыму, кроме перерыва на лечение после ранения с 21 февраля по 2 июня 1919 г.
    В боях Гражданской войны отличилась не только боевая часть БЕПО (мы её обычно и называем бронепоездом), но и так называемая база или вспомогательный поезд бронепоезда. Во время боя с красным бронепоездом 16 июля 1919 г. в районе станции Герцовка ЮЖД база бронепоезда героически спасла боевую часть, у которой снарядом был поврежден паровоз. Это событие было отмечено благодарственной телеграммой Май-Маевского.
    М.И. Лебедев умер во Франции в 1946 г. Похоронен на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.
  11. +2
    21 мая 2019 21:23
    интересно, но маловато будет!
  12. 0
    21 мая 2019 21:40
    Если не ошибаюсь, вторая мировая началась с выстрела бронепоезда....
    1. +2
      21 мая 2019 23:23
      Если не ошибаюсь, вторая мировая началась с выстрела бронепоезда....

      Броненосца!
      «Шле́звиг-Го́льштейн» (нем. SMS Schleswig-Holstein — немецкий эскадренный броненосец, участник Первой и Второй мировых войн. Назван в честь федеральной земли Шлезвиг-Гольштейн.
      Известен тем, что из его орудий были даны первые залпы Второй мировой войны 1 сентября 1939 года, когда корабль обстрелял польскую базу Вестерплатте в Данциге.
      1. -2
        22 мая 2019 06:39
        Нет, нет. На сухопутном фронте. В книге "броненосцы железных дорог" описывалось место и время. Какой то жду мост на границе между Германией и Польшей.
        1. +1
          22 мая 2019 08:28
          Был такой бронепоезд, правда, названия его не приводят. http://www.rudnikov.com/article.php?ELEMENT_ID=23095
          1. +1
            23 мая 2019 12:40
            Германский бронепоезд Panzer Zug № 3.
        2. +1
          23 мая 2019 12:39
          Вы правы!
          "Крепости на колесах: История бронепоездов"
          Дроговоз Игорь Григорьевич
          Первым бронепоездом, начавшим боевые действия во Второй Мировой войне, стал германский бронепоезд Panzer Zug № 3. Этот состав был построен еще в начале 30–х годов как «грузовой защищенный поезд». В августе 1939 года он снял маску и был переоборудован в бронепоезд, дополнительно получив в состав трофейную чехословацкую артиллерийскую площадку.
          В первые дни войны с Польшей бронепоезду № 3 предстояло действовать под непосредственным руководством главного германского танкового теоретика и практика — генерала Гудериана, командовавшего в то время 19–м армейским корпусом. В своих мемуарах «Воспоминания солдата», он так описывал эти события:
          «Моя задача сводилась к тому, чтобы форсировать Брда между Цемпельбург (Семпольно) справа и Конитц (Хойнице) слева, быстро достичь Вислы, отрезать и уничтожить польские части, расположенные в так называемом «польском коридоре». Захватить железнодорожную станцию Конитц внезапным налетом, в первые же минуты войны, было поручено команде Panzer Zug № 3.

          Просто на памяти броненосец! О бронепоезде забыл!
      2. 0
        22 мая 2019 09:10
        Алёша, браво
        1. 0
          23 мая 2019 22:45
          В первые дни войны с Польшей бронепоезду № 3 предстояло действовать под непосредственным руководством главного германского танкового теоретика и практика — генерала Гудериана, командовавшего в то время 19–м армейским корпусом. В своих мемуарах «Воспоминания солдата», он так описывал эти события:
          «Моя задача сводилась к тому, чтобы форсировать Брда между Цемпельбург (Семпольно) справа и Конитц (Хойнице) слева, быстро достичь Вислы, отрезать и уничтожить польские части, расположенные в так называемом «польском коридоре». Захватить железнодорожную станцию Конитц внезапным налетом, в первые же минуты войны, было поручено команде Panzer Zug № 3.

          Запамятовал я про этот бронепоезд №3!
  13. 0
    22 мая 2019 07:18
    swan49 (Александр) Ну и ... пишите все, что знаете!!!
    1. Комментарий был удален.
      1. 0
        24 мая 2019 13:13
        Хочу добавить.
        После эвакуации в Галлиполи из членов команд бронепоездов ВСЮР был сформирован 6-й бронепоездной артиллерийский дивизион (после перевода его во Францию он именовался "Общество 6-го бронепоездного артдивизиона). Командир - Баркалов Владимир Павлович. А результате личных поисков. опираясь на списки Общества Галлиполийцев (трофеи Великой Отечественной войны) мне удалось составить поименный список личного состава дивизиона - от Баркалова до нижних чинов и прикомандированных к нему жён и тёщ офицеров. В этом списке преобладают офицеры военного времени и офицеры производства Гражданской войны. Из кадровых офицеров только Баркалов имел в 1917 году чин "подполковник", остальные кадровые офицеры это молодые капитаны и штабс-капитаны. Преобладание обер-офицеров из недоучившейся молодёжи приводило к преобладанию в среде команд бронепоездов эсеровских идей, идей самой массовой политической партии 1917 г. (до миллиона членов). При этом команды состояли из добровольцев. Мобилизованных, как в пехоте, в них не было.
        В своих воспоминаниях бывшие члены команд упоминают, что после захвата с боем железнодорожных станций, они расстреливали захваченных в плен коммунистов, комиссаров и командиров из бывших офицеров. Это не типичное поведение для артиллеристов, которые своего противника вблизи не видят.
        1. 0
          24 мая 2019 13:31
          Должен признаться, что ещё несколько лет назад все мои познания о Михаиле Ивановиче Лебедеве ограничивались тремя фразами: «Воевал на стороне белых. Ушёл в эмиграцию. Умер в Париже». Но тут пришлось заняться биографическими поисками в различных наших и зарубежных архивах и что собрал, то разместил на ресурсе «Офицеры Русской императорской армии».
          При этом, основная часть наших познаний о бронепоездах ВСЮР основывается на очерках Власова «О бронепоездах Добровольческой армии», опубликованных в журнале «Военная быль». Предполагаю, что в их основе лежат материалы, подготовленные к 20-летию создания бронепоездов Добровольческой армии, которое отмечалось, по информации Дома-музея Марины Цветаевой, в 1938 г. в Париже под руководством Михаила Ивановича. Где находятся оригиналы боевых документов бронепоездов, а они были погружены на пароход «Саратов» в Севастополе, мне неизвестно.
          Но точно известно, что летом 1919 г. его старший брат, б. артиллерийский полковник и георгиевский кавалер Георгий Иванович Лебедев, мой дед, исполнявший должность инспектора артиллерии Петроградского военного округа, курировал строительство красных бронепоездов на артиллерийских заводах Петрограда. Об этом свидетельствуют документы, обнаруженные мною в фондах штаба ПВО (ЛенВО), хранящиеся в РГВА. Но вы вряд ли встретите его фамилию в очерках о бронепоездах Гражданской войны, т.к. в январе 1920 г. он был расстрелян за подготовку контрреволюционного мятежа в Петрограде. Как результат, его фамилии даже нет в различных картотеках РГВА. Но зато масса документов в РГВИА и Центральном архиве ФСБ.
          И, несмотря на такие стартовые позиции, в роду два генерала и три полковника Советской Армии.
  14. +1
    22 мая 2019 07:22
    Забавная подробность. Когда "Офицер" в составе деникинской армии пошел на Москву, прошел слух, что там плохо с солью. И экипаж накупил соли и забил ей бронепоезд до отказа. Мешки и ящики с солью с барками, чья соль, находились везде, где только можно. Потом... пришлось выкидывать, при отступлении...
  15. +1
    22 мая 2019 08:54
    Цитата: Major48
    В апреле 1918 в бою у станицы Медведовской генерал Марков совершил подвиг, обеспечив добровольцам победу над двумя бронепоездами красных.

    Каким образом,что он лично подорвал оба бронепоезда?
    1. 0
      22 мая 2019 14:10
      Медленно, с закрытыми огнями, — описывает этот бой генерал Деникин, — бронепоезд надвигается на нас… Поезд уже в нескольких шагах от переезда. У будки все: генерал Алексеев, командующий армией со штабом и генерал Марков… Марков с нагайкой в руке бросился к паровозу.
      — Поезд, стой. Раздавишь, с…..с…. Разве не видишь, что свои?..
      Поезд остановился.
      Пока ошалевший машинист пришел в себя, Марков выхватил у кого-то из стрелков ручную гранату и бросил её в машину. Мгновенно из всех вагонов открыли по нам сильнейший огонь из ружей и пулеметов. Только с открытых орудийных площадок не успели дать ни одного выстрела.
      Между тем Миончинский (командир батареи) придвинул к углу будки орудие и под градом пуль почти в упор навел его на поезд.
      — Отходи в сторону от поезда, ложись! — раздался громкий голос Маркова.
      Грянул выстрел, граната ударила в паровоз, и он с треском повалился передней частью на полотно. Другая, третья — по блиндированным вагонам… И тогда со всех сторон бросились к поезду «марковцы». С ними и их генерал. Стреляли в стены вагонов, взбирались на крышу, рубили топорами отверстия и сквозь них бросали бомбы… Скоро все кончилось. Слышался ещё только треск горящих патронов…
  16. +1
    22 мая 2019 10:15
    Автор прав:в условиях позиционных боев ПМВ бронепоезда играли вспомогательную роль, а во ВМВ авиация свела до минимума роль бронепоезда. В Гражданскую войну бронепоезд был хозяином положения: огромные территории и большое количество железных дорог ( в " отсталой "РИ),. Бронепоезд становился самым эффективным доводом противоборствующих сторон
  17. 0
    22 мая 2019 14:24
    Орлик - ни в коем случае не бронепоезд типа "Хунхуз" это мотоброневагон "Заамурец" который белочехи и переименовали в Орлика
  18. 0
    26 мая 2019 16:48
    Цитата: Albatroz
    К чему готов - теперь видим: сделать Россию амер. колонией.

    американскоЙ колонией хотите сделать РФ как раз такие.как ты.ольгович.бобер и пр.либерально-монпрхическое отребье живущее на овские гранты.спящие и видящие возврат России к ельцинским временам