Перестройка Т-55. Проект тяжёлой боевой машины пехоты БМП-55У (Украина)

33
Известен целый ряд проектов, предусматривающих перестройку устаревшего танка в бронемашину для перевозки пехоты. Подобные образцы разрабатывались в разных странах, в том числе на Украине. В последние десятилетия украинские предприятия предложили несколько вариантов перестройки устаревшего среднего танка Т-55 в тяжелую боевую машину пехоты, но ни один из них не дошел до серийного производства. Первой известной разработкой такого рода стал проект БМП-55У.


Облик БМП-55У с боевым отделением от БМП-2. Рисунок Gurkhan.blogspot.com




Поиски решений


По известным данным, первая украинская попытка перестроить Т-55 в ТБМП имела место в 1998 году. Подобный проект был предложен Конструкторско-технологическим центром министерства обороны Украины. Эта организация имела определенный опыт разработки и перестройки бронетехники, который можно было использовать при создании новых образцов.

В основе проекта с рабочим названием БМП-55У лежали идеи дальнейшего развития боевых машин пехоты с учетом событий последних лет. Локальные конфликты показывали, что серийные БМП имеют недостаточную живучесть. Требовалось усиление защиты до уровня, как минимум, средних танков прошлого.

В качестве платформы для будущей БМП-55У выбрали средний танк Т-55. В своей исходной роли он давно устарел, но представлял интерес в качестве базы для другой техники. Применение танкового шасси позволяло получить солидный прирост защиты при сохранении требуемой подвижности и надежности. Кроме того, оставался определенный запас грузоподъемности под те или иные цели.

Предполагалось, что танки Т-55 для строительства перспективных БМП-55У можно будет снимать с хранения. Большой запас такой техники у Украины и других стран мог дать проекту определенные преимущества. Впрочем, они так и не были реализованы.

Технические особенности


В качестве базы для БМП-55У использовалось переработанное шасси танка Т-55. По желанию заказчика, оно могло получать новый более мощный двигатель, дополнительное бронирование или динамическую защиту и другие компоненты, отсутствовавшие на базовом образце. При этом сохранялось штатное гомогенное бронирование. В корме сохранялся моторный отсек, а объем боевого отделения использовался в качестве десантного.

Предлагалось удаление башни и подбашенного листа, вместо которых следовало монтировать новую броневую рубку с погоном под боевой модуль. За счет такой рубки обеспечивалось увеличение высоты обитаемого отсека и определенное улучшение эргономики. По некоторым данным, рубку и посадочное место под башню предлагалось заимствовать у БМП-1/2, однако это могло негативно сказаться на общем уровне защиты.

На передней части рубки, со сдвигом к правому борту, предлагалось монтировать боевой модуль или башню. БМП-55У могла бы нести различные модули или вооружения. Прежде всего, предлагалось использовать башню от БМП-2 с 30-мм автоматической пушкой и пулеметом. Также не исключалось применение башенной пулеметной или пушечно-пулеметной установки от советских БТР. Возможно, при дальнейшем развитии проекта могли бы появиться и иные варианты вооружения.

В варианте с башней БМП-2 или БППУ боекомплект основного 30-мм орудия достигал 500-550 снарядов. Ящики для пулемета ПКТМ вмещали 2000 патронов. Можно было обеспечить установку противотанкового ракетного комплекса с боекомплектом из четырех ракет.


Танк Т-55 в качестве памятника. Фото Vitalykuzmin.net


Рабочее место водителя оставалось в носовой части корпуса. За ним помещался один из десантников. В башне находилось одно или два места для командира и наводчика. В задней части обитаемого отсека поместили еще пять мест для десанта. Экипаж БМП-55У имел собственные люки в крыше корпуса и башни. Для десанта предназначался общий люк в крыше рубки. В бортах последней планировалось сохранить амбразуры для стрельбы из личного оружия.

Получившаяся тяжелая боевая машина пехоты должна была сохранять габариты базового танка. Боевая масса сокращалась до 28 т. Впрочем, этот параметр зависел от пожеланий заказчика и комплектации. Рост удельной мощности позволял получить заметный прирост в ходовых и динамических характеристиках.

Проект БМП-55У предусматривал определенное упрощение производственных процессов, что должно было стать его дополнительным преимуществом. Перестройка танков в ТБМП могла бы осуществляться силами ремонтных заводов. Какие-либо особые технологии, имеющиеся только у более крупных предприятий, не требовались.

Бумажный проект


Проект перспективной тяжелой БМП на базе танка появился в 1998 г. Это были не самые удачные времена как для украинской, так и для всей постсоветской оборонной промышленности. Все это предопределило дальнейшую судьбу проекта.

Как в конце девяностых, так и в более поздние периоды Украина не могла позволить себе существенное обновление парка бронетехники сухопутных войск. У страны не было денег на закупку достаточного количества машин новой постройки. Перестройка танков с хранения тоже оказалась невозможной. Кроме того, в сложных условиях того времени военное и политическое руководство страны предпочло поддержать немногочисленными заказами танкостроителей из Харькова. В такой обстановке киевский проект не имел ни единого шанса.

Проект БМП-55У был предложен в 1998 г., и, вероятно, тогда же отправился в архив за отсутствием реальных перспектив. В течение долгих лет он оставался неизвестным, и лишь недавно исследователи обнаружили старые документы и рассказали о них общественности.

Плюсы и минусы


По сути, проект БМП-55У стал жертвой характерных проблем своего времени. Основной причиной отказа от него стало отсутствие денег у основного заказчика. В таких условиях реальные плюсы и минусы проекта отходили на второй план и не оказывали заметного влияния на результат. Впрочем, сейчас ничто не мешает рассмотреть известные данные и сделать некоторые выводы о проекте.


Тяжелая бронемашина БМП-55 обр. 2009 г. Фото Wikimedia Commons


Плюсы проекта БМП-55У и иных подобных разработок очевидны. Использование готового шасси позволяет сэкономить на строительстве, а противоснарядное бронирование дает изрядный рост защищенности. Также имелась возможность применения разных боевых модулей с вооружением, соответствующим требованиям заказчика.

Главный минус проекта заключался в моральном и физическом устаревании предложенного шасси. Опыт конфликтов того времени показывал, что ТБМП с гомогенной броней среднего танка вряд ли могла бы показывать серьезные преимущества перед легкобронированными БМП-1/2. Применение агрегатов от последних тоже не способствует повышению живучести. Сохранение «танковой» компоновки затрудняет посадку и высадку десанта. Проблемой могла стать и необходимость ремонта танков перед перестройкой в ТБМП.

Развитие идей


Таким образом, тяжелая боевая машина пехоты БМП-55У могла показывать преимущества перед другой техникой аналогичного назначения, но по ряду показателей проигрывала ей. Окончательный выбор оставался за заказчиком, и это в итоге определило судьбу проекта. Украинская армия не заинтересовалась проектом КТЦ Минобороны. Экспортные заказы тоже не поступили. Вероятно, проект даже не выводили на международный рынок.

Впрочем, украинская промышленность не отказалась от идеи перестройки устаревшего танка в современную ТБМП. В 2000 г. в Харькове начались работы по аналогичному проекту, впоследствии получившему известность под названием БМП-55. В этом проекте учитывался отечественный и зарубежный опыт. В частности, танковое шасси «развернули» задом наперед, что позволило получить удобное десантное отделение с кормовым выходом.

В 2009 г. была построена первая и последняя опытная БМП-55. Эта машина прошла испытания и показала свои возможности, но не продвинулась дальше. В тот период и позже на Украине разрабатывались и другие варианты БМПТ. Все они дошли до испытаний и уже по этой причине были успешнее БМП-55У. Однако ни один подобный образец так и не поступил на вооружение. Причины этого остались прежними – отсутствие интереса со стороны заказчика, обусловленное нехваткой финансов.
33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    5 июня 2019 12:17
    Это всё или будет продолжение ? what Будем "трогать" БТР-Т и "Ахзарит" ? winked
    1. +2
      5 июня 2019 12:23
      Более интересна судьба вундераваффе "Азовец", направленного еще в 2016 году на гос. испытания) Правда, там база от 64-го.
      1. +1
        5 июня 2019 12:55
        Цитата: alavrin
        Правда, там база от 64-го.

        И "приборы" наблюдения от китайского домофона.
        Ещё поправлю, там база от бульдозера, вот который сперва и был изготовлен на базе Т-64.
      2. +1
        5 июня 2019 13:52
        так его вроде сперли из места стоянки, после этого я не слышал о судьбе навозца
      3. +1
        5 июня 2019 14:15
        Похоже в чермет сдали. С 16 года ни слуху ни духу.

        Ну или хероически погиб в неравной битве с ордынско-москальскими ордами.
        Нужное подчеркнуть
        1. Комментарий был удален.
          1. +3
            6 июня 2019 12:42
            Лучше за языком следи...
      4. +2
        5 июня 2019 15:27
        Цитата: alavrin
        Более интересна судьба вундераваффе "Азовец", направленного еще в 2016 году на гос. испытания) Правда, там база от 64-го.

        Да, тема укропейских шушпанцеров ещё ждет своего крополивого исследователя. И следователя, и прокурора тоже.
  2. -2
    5 июня 2019 12:45
    Проект "Тандем" -одна машина едет,и тащит за собой другую-которая стреляет.. .
  3. 0
    5 июня 2019 12:58
    Самое забавное,что смысл переделок ОБТ старых выпусков,отпал.
    Очень много стало горячих точек,где пока требуются танки.Так скоро на складах ВХ,останется допустимый минимум.
  4. +2
    5 июня 2019 13:00
    Изначально проект был провальный... так как Т-55 распродавались, как горячие пирожки на экспорт.. и вскоре на Украине не осталось танков Т-55 и Т-62.. они были все распроданы. А на Харьковском БТРЗ-115 думали что у них будет работа.. но как показало время они ошиблись, а работы ХКБМ по БМПТ на базе Т-72 и Т-84, тоже оказались не востребованы и утопичны. А с учетом сегодняшнего дня и хорошо что не развивали эту тему дальше. Если честно сказать, могли бы сделать, но благо руководство Укроборонпрома, думало о себе в первую очередь и за это им спасибо. А начиная с 2007 года.. когда провозгласили Россию потенциальным врагом, посыпались люди из ХКБМ и новых разработок больше не было, все только доводка того, что было разработано ранее.
  5. +2
    5 июня 2019 14:20
    С украми все понятно, нет денег-нет заказов. Но я так и не перестану удивляться почему МО РФ с завидным постоянством тратится во всевозможные малоперспективные вундерваффе, но так и не закажет производство нормальной тяжелой бмп на базе т72, все современные гусиничные бтры давно уже перешагнули за 30 тонн.
    1. 0
      5 июня 2019 14:33
      Цитата: Кукуруза
      , но так и не закажет производство нормальной тяжелой бмп на базе т72

      как много шасси у вас?Именно Т-72?
      Есть у химиков-огнеметчиков,БТР на Шасси--Т-72.
      1. +2
        5 июня 2019 15:28
        как много шасси у вас?
        около 7000 штук + 3000 т-80 + 2000 т-64.
        Есть у химиков-огнеметчиков,БТР на Шасси--Т-72.
        у них обычный т72 без башни, я же говорю о полноценной бмп, с перекомпоновкой силовой установки в переднуюю часть машины, единым обитаемым модулем и аппарелью в корме, развитым круговым бронированием, противоминной защитой и внятным вооружением поддержки на крыше.
        1. -1
          5 июня 2019 15:37
          Цитата: Кукуруза
          около 7000 штук + 3000 т-80 + 2000 т-64.

          Вы уверенны что такое количество,в Казахстане почти 4 тысячи танков на момент распада было,сейчас военная тайна.А Семейский бронетанковый завод с УВЗ,на короткой ноге.
          слышал такое что корпуса,шасси,Т-72 скупались и делали Т-90.
          Цитата: Кукуруза
          у них обычный т72 без башни, я же говорю о полноценной бмп, с перекомпоновкой силовой установки в переднуюю часть машины, единым обитаемым модулем и аппарелью в корме, развитым круговым бронированием, противоминной защитой и внятным вооружением поддержки на крыше.

          Чувствую,что сейчас не из чего.Что то делать.
          1. 0
            5 июня 2019 15:47
            Вы уверенны что такое количество
            По данным Military Balance на 2017 год. Могу ли я быть уверен? - конечно же нет, но данная цифра кажется весьма правдоподобной, учитывая в каких огромных масштабах производился т72.
            Чувствую,что сейчас не из чего.Что то делать.
            ну ладно, не т72, так невостребованных и нераздербаненых т80 или т64 у нас точно полным полно, их никто особо не трогал. Даже тысяча тяжелых бмп была бы очень внушительным вкладом в повышение боеспособности армии.
            1. -2
              5 июня 2019 16:02
              Цитата: Кукуруза
              По данным Military Balance на 2017 год. Могу ли я быть уверен? - конечно же нет, но данная цифра кажется весьма правдоподобной, учитывая в каких огромных масштабах производился т7

              Возможно.
              Цитата: Кукуруза
              ну ладно, не т72, так невостребованных и нераздербаненых т80 или т64 у нас точно полным полно, их никто особо не трогал. Даже тысяча тяжелых бмп была бы очень внушительным вкладом в повышение боеспособности армии.

              По своей стране сужу,любят у нас цифру 100-по казахски ЖУЗ,смотрю как у нас модернезируют танки,есть Изральская версия,Есть Турецко-Казахстанская,есть и Российско-Казахстанская,тот самый Т-72 Б3,Общее число на ходу 300 машин а сколько в запасе?
              Ни кто ,реально количество ОБТ не назавет,военная тайна.
              А на учениях или частях,насилуют роту,для общего ознакомления танкистов.
              К стати на наших танках есть модуль с НСВТ с дистанционным управлением.Иордания интересовалась.
            2. 0
              6 июня 2019 01:38
              Цитата: Кукуруза
              ну ладно, не т72, так невостребованных и нераздербаненых т80 или т64 у нас точно полным

              А всё-таки,не ладно ! Куда лучше,сподручнее,когда танки,спец.техника, БМП(БТР)-на одной платформе! Потому-то и целесообразнее сейчас в БМП(БТР) "переделывать" ,например, Т-72 ранних выпусков...
        2. +1
          5 июня 2019 16:09
          А как Вы себе представляете процесс переставить двигатель из кормы в переднюю часть? Катки передние ведущие или кардан через все внутренности?
          1. +1
            5 июня 2019 16:29
            Двигатель никуда переставлять не надо, в проекте который предлагал УВЗ снималась башня, вырезалась верхняя часть корпуса и на их месте наращивался обьемный десантный отсек , также дорабатывалась коробка передач, которая становилась реверсивной, соответственно перед превращался в корму и наоборот. Затем все это дело обшивалось пассивной ДЗ и экранами.
            В итоге по заявлениям конструкторов должна была получиться машина с круговой броней не хуже, чем у большинства западных аналогов.
            1. 0
              5 июня 2019 16:36
              Ну так покажите тот проект. А то со слов мало понятно.
              Бывший "капот" тоже отрезать и переварить на бывшую корму?
              1. +1
                5 июня 2019 17:24

                Беглый запрос в поисковике выдает по этой машине мало информации, но я как то видел видео, где конструкторы УВЗ очень грамотно и толково описывали эту машину, ее особенности.
                Капот, он же МТО, трогать не надо, и отрезать больше тоже ничего не надо. Что тут можеть быть непонятно? Танк развернули задом наперед, где была лобовая броня и башня, там появились ворота десантного отделения, мехвод разворачивается на 180 градусов и перемащается ближе к двигателю, по соседству с ним сидит КБМ-наводчик-оператор малокалиберного дистанционноуправляемого модуля.
                1. +1
                  5 июня 2019 17:42
                  Фактически без переделки останется только "ванна" корпуса.
                  Но есть одна "засада". Рычаги крепления опорных катков (вроде так называются) окажутся направленные вперёд. И представьте ситуацию, когда на них приходится нагрузка от препятствия по их оси. Что там от подвески останется?
                  1. 0
                    5 июня 2019 17:51
                    Фактически без переделки останется “ванна” корпуса, мто, ходовая.
                    Что там сделали с торсионами чесно скажу, не помню.
                    1. +1
                      5 июня 2019 19:13
                      А что можно с подвеской сделать? Просто развернуть рычаги назад? Бред.
                      Резать "ванну" и менять положение торсионов? Ну может быть....
                      В результате не тронутой останется только МТО. Да и то сомневаюсь.
                      В результате берём Т-72. Разрезаем его на составные части. Свариваем по новому. Оригинально. Но как бы дороже новой машины не оказалось.
                      1. -1
                        5 июня 2019 20:58
                        Вот поэтому израильтяне ничего не переворачивали, и поэтому же в России до сих пор не переделали всё старьё в БТРы. В Ахзарит поместили новый двигатель, и поставили новую трансмиссию так, что хватило место и для него и для кормового выхода. В России нет таких компактных и мощных двигателей и из-за санкций не предвидится. В Украине могут сделать на базе 72-х и 80-х, которые никому не нужны, вопрос в умении организовать под это дело поставки из США в качестве помощи (денег на двигатели и трансмиссии само собой нет). И это должна быть не БМП, а БТР; просто пора понять, что бтр - это не алюминиевая жестянка до первого выстрела, а танк для доставки солдат и ПТРК.
                      2. 0
                        6 июня 2019 04:11
                        А что Израилю переворачивать? Меркава изначально проектировалась с десантным отсеком. :)
                      3. 0
                        6 июня 2019 19:17
                        В России уже начали банить Гугл и Википедию и эксперты сайта не могут прочитать из чего сделана Ахзарит? smile
                      4. 0
                        7 июня 2019 12:22
                        Тоже об это думал, израильтяне сделали очень изящно. Просто устанвили более компактный двигатель, и организовали проход в корме. По идее учитывая отсутствие башни и танкового орудия выигрыш в массе должен быть существенным. Учитывая, что это БТР будет достаточно дистанционно управляемого модуля с крупнокалиберным пулеметом или гранатометом. Соответственно такой мощный двигатель не нужен.
                      5. 0
                        7 июня 2019 22:46
                        Цитата: Бодипанчер
                        Соответственно такой мощный двигатель не нужен.

                        Не всё так просто.

                        *В Т-54/55 ставят дизельный В-55В, у которого максимальный крутящий момент 2254 Н·м (Максимальная мощность — 580 л.с.)

                        *В Ахзарит ставят Detroit Diesel Series 92, у которого в первой версии максимальный крутящий момент 2,501 Н·м (мощность - 625л.с., минимальный для модели, в Ахзарит был 650л.с.), а во второй версии крутящий момент 3,213 Н·м (мощность - 850л.с.)

                        Т.е. двигатели были меньше, а крутящи момент (не просто мощность) гораздо больше. В этом главная разница, и главное препятствие - ни СССР, ни Россия таких двигателей создать не смогли.
                        На Ахзарит поместили брони больше, чем на оригинальном танке, соответственно масса возросла и мощный двигатель всё равно оказался уместен.
                      6. 0
                        6 июня 2019 01:31
                        Иорданцы свои "Центурионы" (кааажется... what ) в БТРы "превращали" той же методой..."задом наперёд" ! wink
  6. +1
    5 июня 2019 18:01
    На памятнике не Т-55,а Т-54 (на стволе пушки нет ресивера)
    1. 0
      6 июня 2019 12:30
      Все верно на фото под статьей танк Т-54М исходником которого был Т-54 образца 51 года, доведенный в ходе модернизации до уровня Т-55 по узлам и агрегатам.
  7. Eug
    0
    17 июля 2019 12:29
    Есть гораздо более интересные проекты тяжелой БМП и тяжелого колесного БТР ( на базе танка Т-64 ) разработки Харьковского БТРЗ.