Дефенестрация. Любимое развлечение разъярённых пражан

49
В истории Богемии есть любопытный феномен. Два раза с интервалом почти в 200 лет жители Праги выбрасывали чиновников из высоко расположенного окна. Последствия в обоих случаях были диаметрально противоположны для пострадавших, но схожи для Европы: после «перформанса» начиналась большая опустошительная война. Феномен оказался настолько ярким, запоминающимся и богатым на последующие несчастья, что получил устойчивое название – дефенестрация. Что в переводе с латинского означает то самое «выбрасывание из окна».





Как они дошли до жизни такой


Положение Богемии к началу XV века было двойственным. С одной стороны, ей еще с 1330-х годов правил Карл Люксембургский – человек, достаточно знатный, чтобы претендовать на титул императора Священной Римской империи. В середине XIV века он, после значительных усилий, все же занял это место под именем Карла IV, что сильно сказалось на богатстве Праги. Именно в его правление и сложился тот величественный облик города, что до сих пор привлекает толпы туристов.

С другой, все это крайне раздражало чехов – основное население Богемии. Все дело в том, что богемские власти всегда поощряли переселение в нее немецких колонистов. Благо это было не очень сложно – королевство входило в состав Священной Римской империи, пусть по-средневековому рыхлой, но все же германской вотчины. Образованные и трудолюбивые немцы помогали развивать экономику Богемии, но при этом стабильно занимали лучшие места, параллельно привозя с собой идентичность и культуру. Последняя была глубже, шире, «сильнее», чем у местных, и без труда ее вытесняла. Все это не могло не вызывать недовольства чехов. Они видели, как их страна становится все более «немецкой». Часто чех работал на более преуспевавшего немца, зависел от него, что уязвляло национальную гордость.

Сломать этот замкнутый круг могла бы религия. До века Просвещения оставались еще сотни лет, и вера была еще искренней – Евангелие и богословские трактаты воспринимались крайне серьезно. Но католическая церковь не могла принести чехам равенства с немцами – иерархичная и сытая, она не желала менять статус-кво.


Ратуша Нового города – локация дефенестрации 1419 года


Да и моральный облик тогдашних служителей церкви не вызывал в народе никакого сакрального пиетета. В самом Риме почти 40 лет царило «многопапство» – два папы никак не могли поделить Святой престол. Попытки их помирить в лучшем случае не приводили ни к чему, а в худшем, как в 1409 году, увеличивали количество конкурирующих пап до трех.

Такой бардак в Риме означал распущенность на местах. Богемские священники славились своими любовными похождениями. Просто сожительствовать с чьей-нибудь женой было не так уж и плохо – наиболее «отличившиеся» содержали целые гаремы, приглашая туда монахинь и, видимо, ради большего размаха, других священников. Истории вроде пьяных походов по куртизанкам, забытой у них одежды, и ночных прогулок в голом виде были не так уж и редки.

При попытках со стороны мирян найти управу такие дела часто заминались, а неугодных вполне могло ждать отлучение от церкви под каким-нибудь предлогом. Что опять-таки воспринималось крайне серьезно – как лишение возможности на спасение души.

Нелюбовь к немцам и прогнившему духовенству повышала популярность проповедников, выступавших за очищение церкви. Во-первых, они призывали к службам на чешском языке – с чем не была согласна католическая церковь и что могло бы стать путем для спасения хиреющей чешской культуры. А, во-вторых, звучали идеи про возвращение во времена катакомбного христианства – «церковники должны быть бедны и думать о душе, а не о теле».

Эти мысли были крайне заманчивы для большинства чехов и опасны для всех остальных. Сделать с ними при этом ничего не получалась. Так, казнь в 1415 году популярного, но весьма умеренного проповедника Яна Гуса привела лишь к массовой радикализации движения. Бунтовщики вели пропаганду и росли в количестве, обзаводились поддержкой мелкого и среднего дворянства, готовились к решительным действиям.

Делай раз: дефенестрация 1419 года


Столкновения между немцами и чехами начались еще до сожжения Гуса. В большинстве случаев свирепствовали, конечно, последние – ведь их было больше. Но далеко не всегда: иногда понимавшие свою уязвимость католики специально шли на крайнюю жестокость в попытках запугать чехов. Так, в июле 1414 года рудокопы из населенной немцами деревни Кутная Гора (на германский манер – Куттенберг) напали на соседнюю чешскую деревеньку, поубивав ее жителей. А в 1416-м они же убили заехавшего к ним королевского чиновника – за то, что несколько лет назад тот по приказу короля Вацлава IV арестовал имущество католического архиепископа.

Сам король искренне пытался успокоить обе стороны, но получалось у него откровенно плохо – ситуация медленно, но верно сползала к гражданской войне.


Комитет по встрече дефенестрируемых на картине Адольфа Либшера


30 июля 1419 года уровень противостояния резко поднялся. Все началось с процессии радикалов, двинувшейся к ратуше Нового города Праги – там сидел городской совет, посадивший в тюрьму несколько чехов-погромщиков. Организованная толпа, вооруженная мечами, кинжалами и кольями, яростно жаждала их освобождения.

Воздух был наэлектризован – любая мелочь могла послужить спусковым крючком для кровавой расправы. И она свершилась в виде брошенного из какого-то окна камня, разбившего торжественно несомую чашу – символ радикалов. Она символизировала равенство между клиром и мирянами – причастие вином, по мнению католической церкви, было исключительно прерогативой священников.

Поругание привело толпу в ярость. Радикалы взяли ратушу штурмом, после чего вышвырнули ненавистных чиновников в окна. Погибло десять человек, включая бургомистра. Большинство разбилось о каменную мостовую, но некоторые были добиты. Ожесточенность достигла такого уровня, что все трупы были обезображены настолько, что потом их даже не сразу получилось опознать.

Первая дефенестрация ясно показала, что разрешить противоречия разговорами не выйдет. Начались Гуситские войны – длительная череда крестовых походов, набегов чехов на немцев за пределами Богемии и внутренних междоусобиц.

Делай два: дефенестрация 1618 года


Религиозно-политическая обстановка два века спустя была настолько же напряженной. С одной стороны, гуситам удалось сохранить за собой право проводить службы так, как они хотели, и несколько потеснить немцев в стране. С другой – программа радикальной части восставших выполнена не была, и общие проблемы оставались теми же.

Масла в огонь подливали успехи Реформации. Если тот же Гус две сотни лет назад проповедовал местами довольно аккуратно и даже в чем-то неуверенно, то теперь раскол западного христианства на католичество и протестантство усугублял культурно-идеологическую пропасть между противоборствующими сторонами. Теперь пожар мог вспыхнуть еще внезапнее, чем прежде.


То самое окно. Чехи, что характерно, любовно помнят: даже табличку поставили


Протестантская Богемия и до этого ощущала ползучие попытки тихонько «рекатолизировать» королевство. С воцарением в 1617 году на чешском престоле яростного католика Фердинанда Штирийского игры в «ползучесть» грозили закончиться. Перед протестантами встал выбор – или организовывать что-то серьезное, или окончательно распрощаться с остатками завоеванного в Гуситские войны.

23 мая 1618 года это вылилось в еще одну дефенестрацию. На этот раз из окна выкидывала не разъяренная толпа, а дворянское собрание. Возможно, поэтому на этот раз все закончилось куда более куртуазно. Пострадавшими оказались имперские наместники, которые упали на кучу навоза и остались живы. На этот раз их никто не добивал, и бедняги смогли спокойно добраться до Вены.

Пожалели все


И запустить маховик Тридцатилетней войны. Два года спустя немцам удастся подавить чешское восстание, но это будет уже не важно. В разгоревшийся конфликт включатся десятки государств, все продлится аж до 1648 года, а германские территории в ряде отношений пострадают серьезнее, чем во Второй мировой.


Немцы сполна отомстили за дефенестрацию 1618 года, но джинн уже был выпущен из бутылки. Впереди их ждало куда более страшное испытание – Тридцатилетняя война


В пражской истории имели место и другие дефенестрации. Но ни одна из них больше не приводила к крупному европейскому конфликту. Ирония судьбы заключается в том, что первая из «больших» дефенестраций положила начало чешскому национальному возрождению, в значительной степени снизив влияние немцев. Вторая же, по сути, ознаменовала его конец: в 1620 году битва на Белой горе приведет чехов к катастрофическому поражению. В Праге произойдет страшная резня, хребет возможному сопротивлению будет сломлен и начнется резкий и необратимый процесс «рекатолизации».
49 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    20 июня 2019 06:13
    не перестаёшь удивляться "просвящённой европе",что в прошлом,что в настоящем.
    1. +1
      20 июня 2019 10:58
      Ещё со времён Ивана Грозного нас "цивилизованная европа" начала хаять и до сего времени хаят, что мы дикие варвары, тупые и забитые, но главное самые жестокие. А если посмотреть получше, то Гугенотские войны во Франции унесли жизни от 2 000 000 до 4 000 000 человек, 30 летняя война 1618-1648 года в которой участвовала вся Европа унесла около 11 000 000 жизней. Россия тоже участвовала в этой войне
      В Центральной Европе из-за большой войны продовольствие резко вздорожало, и шведы на перепродаже русского зерна ежегодно имели не менее 100 тысяч серебряных рублей (европейский серебряный талер тогда стоил 45–57 копеек). На эти деньги шведы 10 лет воевали с поляками в Прибалтике и Померании, отвлекая Речь Посполитую от России, ослабленной Смутой.
      [b][/b]
  2. +3
    20 июня 2019 06:19
    Какая-то сумбурная статья получилась... Автор умеет лучше!
    1. +5
      20 июня 2019 11:05
      Цитата: 3x3zsave
      Какая-то сумбурная статья получилась...

      У меня сходное ощущение.
      Мне кажется, что автор совершено не раскрыл тему.
      Выбрасывание людей из окон, в том числе и массовые, практиковались еще во времена викингов. Думается, каждый городской погром в средневековой Европе сопровождался чем-либо подобным и, например, в Варфоломеевскую ночь в Париже из окон выкидывали куда больше людей, чем в Праге во время дефенестраций. Кстати, в статье не упомянута дефенестрация, имевшая место при Владиславе II Добром в 1483 г., в результате которой чехам-протестантам разрешили свободное вероисповедание.
      Тем не менее, непонятно чем пражские дефенестрации так отличаются от многочисленных подобных случаев в европейских городах, что получили собственное название.
    2. 0
      21 июня 2019 14:27
      Видимо, слово очень понравилось )
  3. +2
    20 июня 2019 07:03
    Автор ЗАБЫЛ(?) добавить,что статья не является призывом к насильственным/ экстремистским действиям...
    Будут ли катаклизмы ,если "извлечению из окна" подвергнут не противники,а соратники?
    И это "мероприятие" действует только в Чехии?
    1. +6
      20 июня 2019 10:42
      Призыв не призыв, а вот провести пару десятков дефенестраций стоило бы в России. Иначе боюсь накопившееся недовольство народа выльется куда в более страшную "гадость" для нашей страны.
      1. +1
        20 июня 2019 15:55
        Если в Чехии первая дефенестрация привела к гуситской войне,а Вы предлагаете двадцать устроить. Двадцать войн это перебор
        1. 0
          24 июня 2019 12:59
          Ну подождите. Гуситские войны велись между Немцами Католиками и Чехами Протестантами. В России кто с кем воевать то будет?
    2. +1
      20 июня 2019 11:12
      Цитата: knn54
      Автор ЗАБЫЛ(?) добавить,что статья не является призывом к насильственным/ экстремистским действиям...

      laughing laughing laughing
      Почитайте сказку "Три толстяка". laughing Что вы о ней скажете? Какие ремарки нужно к такому произведению делать? Или лучше вообще запретить на фиг?
  4. +6
    20 июня 2019 08:40
    Дефенестрация - банальное убийство, просто под определенным соусом
    кстати зачастую выбрасывались просто трупы. Впрочем, до россиян тех времен чехам далеко)
    1. +1
      20 июня 2019 09:12
      Совершенно верно. Равных по части убийства нашим не было.
      Достаточно взглянуть Историю смертной казни и Историю телесных наказаний
      1. +4
        20 июня 2019 10:27
        Цитата: денатурат
        Достаточно взглянуть Историю смертной казни и Историю телесных наказаний

        А давайте так тезисно - в чем это "наши" так уж опережали всех в плане убийств и телесных наказаний, что "равных" им "не было"?
        1. +1
          20 июня 2019 11:30
          тезисно - и ознакомьтесь с указанными книжками
          потом, как будете готовы - маякнете, пообщаемся
          1. +6
            20 июня 2019 12:10
            Цитата: Черный Джо
            ознакомьтесь с указанными книжками

            Какими? У книжек есть названия, авторы, иные реквизиты?
            С самой-то темой я худо-бедно знаком, имею определенное представление и о смертной казни и о телесных наказаниях и не считаю, что в этом плане наши предки как-то выделялись на общем фоне.
            Ну, а будете в состоянии хотя бы выдвинуть тезисы, на основании которых можно делать какие-то выводы - маякните, посмотрим, что из этого выйдет...
            1. +7
              23 июня 2019 16:54
              Отвечаю троглодиту.
              Вот книги о которых речь. Волосы дыбом встают. У нас ведь в зверствах есть особо страшные восточные мотивы, до которых европеоидам далеко.
              Просвещайтесь))

              1. +6
                23 июня 2019 16:57
                Теперь в отношении того, что россиянам равных по части зверств не было.
                Вот фото -

                Казнь польского капитана Росинского, посаженного на кол большевиками.
                Это 1918 год. В это время европейцы сажали кого-то на кол? Да думаю что даже азиаты - не сажали. А наши большевички - пожалуйста, в очередной раз впереди планеты всей
              2. +2
                24 июня 2019 00:11
                Цитата: денатурат
                Отвечаю троглодиту.

                Отвечаю де-рату.
                Не те вы книги читаете. Измышления юного экзальтированного театрала на исторические темы и фолкхисторическую галиматью "бессмертного". Да еще и другим советуете. Ознакомились бы лучше с кратким курсом истории государства и права России и зарубежных стран - пользы будет куда больше. То что вы там ниже представили ужасть какую-то - в добрый час. Только вот нечто подобное можно найти в исполнении представителей любого народа, любого государства и в любом количестве. Да и в любом веке.
                Цитата: денатурат
                В это время европейцы сажали кого-то на кол?

                Вы вообще отличаете зверства частных лиц от казни, производимой в соответствии с действующим законодательством? Подумайте в чем разница. Если поймете, есть шанс что с возрастом потом даже научитесь отличать деревенский сортир от университетского лектория.
          2. +1
            20 июня 2019 16:45
            Камрад Джо, как-то особенно не интересовался этой темой,но на ТВ есть интересный цикл д/ф:" Искатели" и там рассказывали какие пытки были в России:" худой"горшок- из сосуда на голову капает вода,дыба,существовавло неофициальное правило- 3 раза подтягивать на дыбе, батоги и тлеющим веником проводили по спине Якобы эту пытку изобрел Скуратов.
            С моей точки зрения :" арсенал" довольно большой, но не станем забывать,что сейчас 21 в.и нас совсем другие представления о гуманизма,
      2. +11
        20 июня 2019 17:09
        Денатурат, Вы конечно знаете как казнили: Пестеля, Рылеева и других декабристов? А знаете ли как казнили в "просвещенной" Англии?
        За несколько лет до событий на Сенатской площади, в Англии собралась группа либералов и ПЛАНИРОВАЛИ сменить существующий строй, но кто-то донес. Заговорщиков повесили не до смерти,у живых распороли животы и вынули внутренности. Их сожгли на экране,а тела оставили висеть в качестве:" украшения".
        А теперь скажите,где гуманнее казнили: в" варварской" России или в" просвещенной" Англии?
        Что-то лично мне нравится"варварский" подход Николая 1
      3. 0
        20 июня 2019 18:23
        С кого сравнивать начнем, наших с вашими?
        С Карла, перерезавшего половину саксов, или с самих саксов, утилизироваших кельтов Британии.
        Может с Рима а то и раньше?
        Такого можно воз и маленькую тележку здесь вывалить - душа в пятки уйдет.
        А уж какие в Европе мастера по части всяких пыточных приспособлений да инструментов были, закачаешься! Что и говорить, изобретательные ребята.
      4. +3
        20 июня 2019 21:38
        Коллега Денатурат. Вы помните как казнили Пугачева? В Париже почти в то время несчастный парижанин поцарапал их короля и с каким изощрением его казнили французы. Я даже не смогла дочитать все подробности казни
    2. +1
      20 июня 2019 11:02
      У них "дефенестрация", а на Украине "люстрация", всё повторяется спираль вращается.
  5. +4
    20 июня 2019 08:45
    Интересная статья. Помню из школьной программы только про Яна Гуса, а про основу противостояния немцев и чехов и не знал. Респект автору.
    1. +1
      20 июня 2019 11:09
      В 50х годах мы по истории проходили "Гуситские войны" с полной раскладкой, и итог этих войн начало "Тридцатилетней войны", а при Хрущёве, если не ошибаюсь урезали.
      1. 0
        20 июня 2019 20:10
        Да, я учился в периоде поздний Хрущёв - ранний Брежнев (60-е - начало 70-х), поэтому для меня причина 30-летней войны стала таким откровением.
    2. 0
      20 июня 2019 11:10
      а там не только , если интересно, есть трилогия Сапковского о Рэйневане - там довольно подробно о гуситах и чашниках. на фоне амуров и колдовства
      1. 0
        20 июня 2019 19:41
        "Башня шутов" - это просто шедевр исторического фэнтези. К сожалению, 2 и 3 книги несколько разочаровали, но, возможно, отчасти виноваты переводчики, которые выдали "на гора" поистине убогий в литературном отношении текст.
        1. +1
          20 июня 2019 20:33
          и тем не менее - и политика и тактика и стратегия - много исторических экскурсов, типа раубриттеров, шикарная вещь
  6. +3
    20 июня 2019 09:57
    В этом что то есть. Чиновников периодически надо приводить в чувство.
    1. 0
      20 июня 2019 12:21
      А с теми кто приводил в чувство надо поступать как на картинке снизу?
  7. -9
    20 июня 2019 11:29
    Таких палачей как в Земле Русской, еще поискать.
    Страна потомков Малюты Скуратова, во как сейчас кличут
    1. +6
      20 июня 2019 13:20
      Изыди,кликуша..
    2. +1
      20 июня 2019 16:20
      А Вы знаете как завещал похоронить себя Малюта Скуратов? Он пожелал, чтобы его могилу попирали ногами. Возможно, это своеобразное раскаяние?
    3. 0
      21 июня 2019 01:42
      Кто кличит? Имя кликуши. Или оно Ваше собственное?
  8. +4
    20 июня 2019 12:58
    Любил приезжать в советское время в Чехословакию. Надо было их промышленность загружать В Пардубицах запустили предприятие "Тесла". Стали производить посадочные РЛС для всех стран "Варшавского договора". Открыли самолетный завод, стали выпускать Л-39 с нашей начинкой. И вот меня как то Зам Премьера попросил съездить в Хутну Гору в монастырь. Приехали и я обалдел, когда увидел в этом монастыре пирамиду (метра четыре) человеческих черепов, в залах люстры, где вместо светильников черепа. Оказывается монахи во время чумы собрали всех умерших и вот так они представили эту трагедию. Нигде подобного в мире не видел.
    1. +2
      20 июня 2019 16:15
      Брр. Жутковатое зрелище
    2. Во Франции есть ещё более ужасные интерьеры из костей.
    3. +1
      21 июня 2019 23:34
      Цитата: мичман
      Нигде подобного в мире не видел.

      В парижских катакомбах были? То еще зрелище.
      А про Кутну гору.... когда кладбище начинает занимать площадь которая может прокормить сотню людей, а другой земли пригодной для земледелия нет. Ибо земля,или чужая, или Натуральный камень - что делать будите?
      1. Отнять землю у соседа и тем самым увеличить площадь кладбища.
      2. Аккуратно собрать все кости, снести их в подвал под церковью построенной как склеп для этих костей, а на той земле взращать еду для живых.
      Просто у нас линейки землемерные разные. Вот и кажется что-то не то, что есть истина.
      Ну а открыты они для посещения, ибо есть спрос. Не будет спроса - закроют. как мавзолей.
      Вот сейчас 95% жгут, и в урну. И всё из-за той-же земли.
  9. +1
    20 июня 2019 14:21
    Интересная статья, почаще бы и по подробней. Про другие страны тоже.
  10. +1
    20 июня 2019 16:02
    Цитата: 3x3zsave
    Какая-то сумбурная статья получилась... Автор умеет лучше!

    А я думал,что только мне так показалось
  11. +1
    20 июня 2019 16:31
    Я в Праге был прошлой осенью . Не могу сказать ,что облик города был сформирован во времена Карла 4. Скорее , только начал формироваться . На одной улице можно встретить дома в стиле готики , репресанса , барокко и модерна (чем город и замечателен) . А самого Карла4 и сейчас очень уважают . Памятников , названия улиц , мостов и ресторанов - сколько угодно . А вот упоминаний о гуситах не так уж и много , хотя казалось бы - есть чем гордиться , всю центральную Европу нагибали .Памятник Гусу , барельеф Желивского и станция метро Йиржи з Подебрада - все , что нашел .
    1. +1
      21 июня 2019 08:49
      Цитата: sivuch
      Не могу сказать ,что облик города был сформирован во времена Карла 4. Скорее , только начал формироваться .

      Это да. Учитывая размеры современного центра праги и нюансы истории.
      Следует учесть что многоие дома 14 века были несколько раз реконструированы или перестроены в том стиле когда это делали. Например бОльшая часть домов на пшикопе имеют вид модерна, а задней стеной старую крепостную стену города, времен папы Карла Яна Люксембергского. Чего только стоит размер Йозефова, полностью снесенного и построенного в 19 веке.
      Хотя мне кажется что этот город как годовые кольца дерева. От линии старомесская карлов мост и град, в стороны расходятся стили поздних эпох. Иногда видны вкрапления старины на переферии, типа старых уездов (их несколько по концам - таможни). Они с 15 века стоят.

      Самое интересное внизу.
      Сейчас 30% фонда прага 1 и 2 пустые, по причине бсполезности и дороговизны. Кто будет гляньте на окна особо в Праге 2, где квартиры по 300 квадратов и нельзя перестраивать и парковок нету и туристы с транспортом стаями. А вот подвалы старого города, вот куда швейки, кафки, рудольфы и теслы переместились. Вниз минимум по три этажа. Есть по семь. Муниципалитет не давал землю на расширение, ну некуда уже было, вот и копали. Прекрасно это видно под первым корпусом карлова университета - каролинума. Там до минус второго этажа музей сделали, с оригинальными книгами, бумагами и прочими документами, шикарно!! Вниз еще минимум два уходит (которыми еще пользуются), говорят что до 8-го дорыли. Когда год назад на вацлавской реконструировали дом, то его решили выкорчевать полностью. Яма была глубже чем надземная часть, и то последний подземный этаж не спилили, а залили бетоном под опоры. Рядом были видны подвальные стены соседнего дома, то саме, минус 15 метров минимум.

      Город интересный. Мне с женой 10 лет жизни не хватило на то что-бы облазить все его интересные места, хотя раз в месяц минимум один выходной на что-то новое а Праге тратим.

      А то что выкидывали. Тут два "прикола".
      1. Во второй дифенестрации немцы выкинули чехов. Гляньте на фамилии и родословные тех и тех.
      Просто в любой стране есть приспособленцы, которые на себе рубашки первыми рвут. Правда эти не убежали первыми. Внизу они и весят как груши.
      2. Чехи похожи на бетон. Молчат. и держаться долго, скользят когда намокают, лопаются с треском и большим бумом и шуршанием, потом все осколки истираются в песок и приходится самим-же добавлять в этот песок цемент и опять лепить то что лопнуло... но немного другое чем было, с учетом так сказать истории.
      Потом опять сопромат.... и так все по кругу.
      1. 0
        21 июня 2019 14:38
        Как интресно Вы поделились своим вИдением.
      2. От наводнений разве подземные этажи не позалило? Я видел отметки на стене домов от страшных наводнений. Довольно ой и ой!
        1. 0
          21 июня 2019 23:21
          Цитата: Конь, людовѣдъ и душѣлюбъ
          От наводнений разве подземные этажи не позалило?

          Ниже 1-3 метров, по всему старому подольному городу есть камень с прослойками глины. Водорастворимого мало, и эти участки легко заделать. Так что во время наводнений если что и заливает, так это только сверху и по нерадивости хозяев.
          Обратите внимание на нонишний уровень мостовой при входе в малюсенькие двери старой башни ратуши, под знаменитыми часами (орлоем), и сравните его с изображениями века 15 - 16. Увидите, что улицы подсыпали к верху. Примерно как нонче бордюры при входах в здание или обкладка входа мешками с песком.. Считают что с 13 века первый этаж стал подвалом, в среднем по старому и "новому" городу. Или плюс 1,5 - 2 метра искусственной постепенной насыпи.

          Например в том-же каролинуме заборная ступа водяного колодца (самая верхняя часть, где ведро стоит) находится на минус втором этаже, а его "родная" рабочая глубина сейчас неизвестна. Ниже уровня 7 метров он завалился. В обычные годы в нем воды нет.
          Ледник сээр! Содрал всю мякоть и смыл всё что растворял. Остатки уплотнились.
    2. -2
      23 июня 2019 01:49
      Цитата: sivuch
      А вот упоминаний о гуситах не так уж и много , хотя казалось бы - есть чем гордиться , всю центральную Европу нагибали .Памятник Гусу , барельеф Желивского и станция метро Йиржи з Подебрада - все , что нашел .

      Ну вообще то Чехия - вполне себе католическая страна уже примерно 1000 лет и весьма многие чехи действительно гуситов как бы сильно нелюбят. Да, некоторые - реконструируют, некоторые изучают, но лишь некоторые. И движение гуситов - это не более чем пожар войны, разожжённой различными еретиками (напомню, что некая Жанна Д`Арк писала им письма где призывала гуситов одуматься и едва не объявила им войну). Да-да, обычно у нас (благодаря советской традиции историографии) говорят о вполне пристойных гуситских сектах типа чашников. Однако там были и весьма милые зверьки типа тех же "адамитов" и иных...
  12. +4
    20 июня 2019 19:37
    Такой лихой кавалерийский наезд на очень интересную и серьезную тему, но мне понравилось: хороший слог, лёгкость изложения, чувствуется знание материала. Хорошо бы продолжить.
  13. Комментарий был удален.
  14. 0
    25 июня 2019 18:49
    Цитата: Хозяин Трилобита
    Кстати, в статье не упомянута дефенестрация, имевшая место при Владиславе II Добром в 1483 г., в результате которой чехам-протестантам разрешили свободное вероисповедание.
    Видимо потому и не упомянута, что основатель протестантизма Мартин Лютер в этом 1483 году только родился. hi
    Нет, конечно, можно считать что с рождением Мартина Лютера родился протестантизм, но тем не менее .... laughing