Странные богатыри Новгорода

63
Господин Великий Новгород всегда стоял особняком среди прочих русских городов. В нём особенно сильны были вечевые традиции, и роль князя в течение длительного времени сводилась к арбитражу и организации защиты внешних границ. Большую роль в политике и общественной жизни играли богатые семейства, но все грамоты и договоры скреплял своей печатью архиепископ – именно его иностранные путешественники и называли его "сеньором города". Необычными были и новгородские богатыри. Казалось бы, во врагах недостатка никогда не было: литовцы, шведы, рыцари-меченосцы, языческие племена – было от кого и обширные владения, и родной город защищать. Да и по характеру своему новгородцы были людьми весьма авантюрными и задиристыми. Тем не менее, новгородских богатырей всего два – Садко и Василий Буслаев, да и то, не совсем «правильных». Правда, иногда в число новгородских богатырей включают и Гаврилу Олексича – правнука некоего Ратмира (Ратши). Но Гаврило Олексич не геройствовал в одиночку, подобно Илье Муромцу, и не сражался с чудовищами, как Добрыня и Алёша Попович – свои подвиги он совершал в составе новгородского войска. Прославился во время Невской битвы (1240 г.), когда, преследуя шведов, попытался на коне въехать на корабль, но был сброшен в воду. У Гаврилы Олексича были два сына: Иван Морхиня и Акинф. Одним из внуков Ивана был Григорий Пушка, который считается основателей дворянского рода Пушкиных. От другого сына Гаврилы, Акинфа, вели свой род Каменские, один из которых стал героем статьи Чёртов генерал. Николай Каменский и его суворовское прозвище.

А вот Василий Буслаев, который, подобно Гаврило Олексичу, волей С. Эйзенштейна стал героем знаменитого фильма «Александр Невский», на самом деле в защите русских земель замечен никем не был, да и оружие у него не богатырское – чаще всего упоминается «черняный вяз» (дубина).



Странные богатыри Новгорода

Василий Буслаев и Гаврило Олексич в фильме С.Эйзенштейна «Александр Невский», 1938 г.


Известны две былины об этом богатыре: «Василий Буслаев и новгородцы» (записаны 20 вариантов) и «Поездка Василия Буслаева» (15 записей).

В.И. Даль сообщает, что слово «буслай» означает буквально «разгульный мот, гуляка, разбитной малый». Между тем об отце Василия говорится:

«Со Новым городом не спаривал,
Со Псковом он не вздаривал,
А со Матушкой Москвой не перечился».


Поэтому есть основания полагать, что «Буслаев» – это не отчество, и, тем более, не фамилия, а характеристика данного богатыря, который уже с 7 лет стал:

«Шутить-от, пошучивать,
Шутить – от шуточки недобрые
Со боярскими детьми, со княженецкими:
Которого дернет за руку – рука прочь,
Которого за ногу – нога прочь,
Двух-трех вместе столкнет –
без души лежат».


А когда Васька подрос, его «озорство» и «шуточки» стали носить уже чисто меркантильный характер. Набрав ватагу из 30 человек, многие из которых, судя по их прозвищам (Новоторженин, Белозерянин и др.), были пришлыми людьми, не новгородцами, он стал ходить на пиры, затевая ссоры с «купцами богатыми» и «мужиками новгородскими». И даже представители Церкви («старец» Пилигрим) не избежали Васькиного «озорства». В некоторых текстах этот старец – ещё и крестный отец Буслаева:

«Ты послушай меня, да я тебе ведь отец крестный,
Я грамоте тебя учил, на добрые дела наставлял», – обращается он к нему.
На что Васька отвечает: «Когда ты меня учил, то деньги брал».


И далее:

«Тебя черт несет, да крестный ты мой батюшка,
Водяной тебя несет, да все не вовремя.
И ударил своим вязиком черненым
И убил старчища, своего крестового батюшку».


В итоге, «посадские мужики покорилися и помирилися» и обязались платить «на всякий год по три тысячи». Некоторые исследователи полагают, что в былине воспроизводится «борьба новгородских политических партий». Однако скорее можно предположить, что Васька выступает здесь как типичный «криминальный авторитет» и рэкетир.


Василий Буслаев против новгородских мужиков, иллюстрация Р. Смирновой


Не исключено, что ватага Буслаева могла также оказывать услуги по защите своих клиентов, либо, напротив, устраивать нападения на их противников. Существование таких «бригад» даже в XV веке подтверждает Митрополит Иона, который сообщал в письме новгородскому архиепископу Евфимию, что имеются в Новгороде:

«Междуусобные препирания, и раздоры, и убийства, и кровопролития, и сотворялись и сотворяются душешубства православному христианству; на то злое и богомерзкое дело нанимали, нанимают с обеих сторон злорадных и хотящих кровопролития, пьянчивых и о своих душах нерадящих злотворных людей».


Любопытны испытания, которым подвергаются кандидаты в ватагу Буслаева: нужно было одной рукой поднять чару с вином в полтора ведра и выпить её, после чего Василий ещё и бил их по голове своим любимым «черняным вязом». Понятно, что после таких испытаний человек становился либо инвалидом, либо психопатом с посттравматическими расстройствами личности и поведения. Впрочем, думаю, что в данном случае мы имеем место с гиперболизированным описанием ритуала посвящения в ушкуйники: чаша с вином была, может, и большая, но не «в полтора ведра», а удар дубиной был, вероятно, чисто символическим.

Однако в той же былине выясняется, что есть в Новгороде богатырь и посильнее Буслаева. Точнее – богатырка. Это некая девка-чернавка, служанка его матери, которая, по её приказу, в самый разгар «эпичной» уличной драки, запросто тащит непутевого Ваську с улицы и запирает его в погребе. Некоторые объясняют это неожиданное послушание буйного Буслаева его страхом ослушаться матери, но это совершенно не в характере данного богатыря, который, по его собственным словам, не верит, ни в сон, ни в чох, а лишь в тот самый, пресловутый, черняный вяз. Далее уже рассказывается о «подвигах» чернавки. Доставив Ваську «по назначению», эта девица, увидев, что его дружки терпят поражение, «сбрасывает с кипарисового коромысла ведра кленовые», и начинает орудовать им, как дубиной, прибив многих противников «до смерти».


Рябушкин Б.П. Девушка-чернавушка побивает мужиков новгородских. 1898 г.


А потом, наплевав на приказ своей хозяйки, выпускает Василия, который и завершает погром «новгородских мужиков», закончившийся договором о выплате той самой ежегодной «дани».

В следующей былине Василий вдруг осознаёт, что у него:

«Смолоду было бито-граблено,
Под старость надобно душа спасать».
Или, в другом варианте:
«Сделал я велико прегрешение,
Прибил много мужиков новгородских».


Снарядив корабль, он обращается к матери:
«Дай мне благословение великое
Идти мне, Василью, в Ерусалим-град,
Со всею дружиною хороброю,
Мне-ка Господу помолитися,
Святой святыне приложитися,
Во Ердане-реке искупатися».


Знающая цену этим благим намерениям своего сына, мать даёт ему благословление с оговоркой:

«Коли ты, дитя, на разбой пойдешь,
А и не носи Василья сырая земля».


Однако Ваське благословения на таких условиях не надо, он «как вьюн около её увивается», и мать уступает, даже помогает со снаряжением:

«Булат от жару растопляется,
Материно сердце распущается,
И даёт она много свинцу, пороху,
И даёт Василию запасы хлебные,
И даёт оружие долгомерное,
Побереги ты, Василий, буйну голову свою».



Ушкуй – плоскодонное гребное судно с парусом. Название происходит от реки Аскуй – правого притока Волхова близ Новгорода, где такие лодки строились. Современная реконструкция



Василий Буслаев и его ватага, иллюстрация


По дороге в Иерусалим ватага Буслаева встречается с разбойниками, которых «три тысячи, грабят бусы, галеры, разбивают червлены корабли». Но, «отведав» Васькиного «вяза», разбойники ему «кланяются», подносят богатые дары и даже дают провожатого.


Новгородские ушкуйники. Миниатюра из Лицевого летописного свода


Другое препятствие на пути – «субой быстрый, да вал густой», то есть, сильное течение и высокая волна, с этим опытная команда Василия тоже успешно справляется. Далее на Сорочинской горе (от названия реки, которая сейчас называется Царица – приток Волги) Буслаев видит череп, и, не находит ничего лучшего, кроме, как пнуть его ногой. И слышит грозное предостережение:

«Я был молодец да не тебе верста,
Я лежу-то на горах на Сорочинских,
Да лежати то тебе по мою правую руку».


На распространенных в средневековой Руси лицевых синодиках часто встречались изображения черепа и змеи с похожими надписями. Например:
«Зри, человече, и познавай, чия сия глава, по смерти твоей будет твоя такова».


На Василия слова мертвой головы не производят ни малейшего впечатления, более того, похоже, он воспринимает их, как вызов. Так, например, добравшись до Святой земли, вопреки предупреждениям, купается голым в реке Иордан. На обратном пути, на той же Сорочинской горе, где лежит череп, Буслаев находит уже

«Сер горюч камень,
В ширину-то камень тридцать локот,
В долину то камень да сорок локот,
Вышина его, у камешка, ведь трех локот».


Камень явно могильный, на нем высечена надпись, запрещающая через него перепрыгивать. Впрочем, имеются тексты, в которых надпись, напротив, носит характер вызова: «Кто этот камень скочит да перескочит?». В любом случае, характер не позволяет Буслаеву просто пройти мимо: он прыгает через камень сам, и приказывает прыгать своим спутникам. Затем, решает усложнить задачу: по одной версии, прыгает через камень вдоль, а не поперек, по другой – «лицом назад». И вот тут удача, наконец, оставляет этого богатыря:

«И не доскочил только четверти,
И тут убился под каменем».


Спутники похоронили его, как и было предсказано – рядом с черепом.

Здесь мы, вероятно, имеем дело с дохристианскими представлениями о том, что мертвые могут забирать с собой людей, которые перешагивают через труп, или через могилу. Особенно опасно перешагивать могилу вдоль, так как в этом случае человек не просто пересекает путь покойника, но разделяют с ним его путь.

Разумеется, были предприняты попытки соотнести былинного Василия Буслаева с каким-нибудь реальным историческим лицом. И.И. Григорович (российский историк XIX века) и С.М.Соловьев говорили о новгородском посаднике Васке Буславиче, о смерти которого сообщает Никоновская летопись (написанная в середине XVI века) под 1171 г. Помимо Никоновской, о смерти этого посадника говорится в Новгородской Погодинской летописи (написана в последней четверти XVII века): «Того же (1171) году преставился в Великом Новеграде посадник Василий Буславиев». Предполагается, что это известие попало в данную летопись из Никоновской. Доверяли этим известиям также литературовед А.Н.Робинсон и советский историк и филолог Д.С.Лихачев.

А вот Н.М. Карамзин отнесся к данным летописным известиям с недоверием. Выступил с критикой по этому поводу и академик И.Н. Жданов, который выяснил, что в списках новгородских посадников нет никакого Василия Буслаева, либо человека с именем, хоть отдаленно похожим. С.К. Шамбинаго считал Никоновскую летопись ненадежным источником из-за частых вставок «песенного материала». Современные исследователи согласны с ним, считая, что Никоновская летопись включает «известия, почерпнутые из фольклорных источников». А вот в гораздо более «авторитетной» среди историков Новгородской Первой летописи посадником в 1171 г. назван некий Жирослав.

Другой новгородский богатырь – знаменитый Садко, опять-таки, абсолютно не похож на героев былин Киевского цикла. Садко не обладает богатырской силой, но является прекрасным (возможно – гениальным) гусляром и певцом. Именно его голос привлекает морского царя, от которого герой и получает награду, возводящую его в число первых людей Новагорода.


Д. Беляков в роли Садко, Архангельский театр драмы


Собрано 40 вариантов былины о Садко, которые, по месту записи, разделяют на 4 группы – олонецкую, беломорскую, печорскую и урало-сибирскую. В числе последних – былина молотового мастера Невьянского завода Демидовых – знаменитого Кирши Данилова. При этом абсолютно полный, содержащий все эпизоды, вариант лишь один – записанный у онежского сказителя А.П. Сорокина (от него получены были также записи ещё 10 былин). У Сорокина былина о Садко состоит из трёх частей, которые у других сказителей оказываются отдельными песнями.

О происхождении Садко былины дают разные версии: по первой из них, Садко – коренной новгородец, по второй – пришлый человек. Вторая версия кажется более предпочтительной, так как в былине Кирши Данилова сообщается, что, разбогатев, Садко остается изгоем, и даже просит морского царя: «Поучи меня жить в Новеграде».

Морской царь советует ему:

«Поводись ты со людьми со таможенными,
А и только про их-то обед доспей,
Позови молодцов, посадских людей,
А станут те знать и ведати».


Думаю, что коренной новгородец и сам бы догадался, кого надо пригласить на «почестен пир», к кому подольститься и с кем нужные знакомства завести. Но не будем забегать вперед.

Прежде всего скажем, почему Садко пришлось в одиночестве петь на берегу Ильмень-озера. Оказывается, его, по какой-то причине, перестали приглашать на пиры (возможно, репертуар перестал устраивать, но, может быть, Садко позволил себе какую-то дерзость), и он находился в состоянии депрессии. Привлеченный его пением, морской царь предлагает ему награду. По самой известной версии, Садко должен побиться с именитыми людьми об заклад, что поймает в Ильмень-озере рыбу-золотое перо.


Кадр из фильма "Садко", 1952 г.


Не совсем понятно, какую ценность имеет данная рыба, и почему этот заклад так интересен новгородским купцам: ну, есть, быть может, в озере какая-то очень редкая рыба. Раз человек спорит, возможно, он уже ловил её, и знает место, где она водится. Зачем по такому ничтожному поводу ставить на кон всё свое состояние? По менее распространенной, но более логичной версии, Садко нанимает рыбацкую артель, которая ловит для него множество большой и малой, красной и белой рыбы. За ночь пойманная (и сложенная в амбар) рыба превращается в золотые и серебряные монеты – это запись всё того же Кирши Данилова.

На этом заканчивается первая часть былины Сорокина (и первые песни о Садко других сказителей). А вторая начинается с того, что, разбогатев, Садко остаётся чужим в Новгороде, и, следуя совету морского царя, пытается наладить контакты с влиятельными людьми. Но и тут у него ничего не получается, потому что на этом пире случается новая ссора с именитыми новгородцами. В итоге, он опять бьется об заклад, что сможет скупить все товары Новгорода. Иногда ему это удаётся, и он снова посрамляет новгородских купцов, но чаще Садко терпит неудачу (так как товары все время подвозят: сначала московские, потом – иноземные, а цены на них повышаются). Так или иначе, Садко оказывается владельцем огромного количества ненужных ему товаров, сбыть которые в Новгороде невозможно. А вот с наличными деньгами, вероятно, уже проблемы. Именно поэтому ему приходится плыть «за море» – попытаться реализовать их: начинается третья, самая сказочная (и, как полагают, самая древняя и архаическая) часть былины.


Садко, кадр из советского фильма 1952 г.


Через Волхов, Ладожское озеро и Неву Садко попадает в Балтийское море, из него – в далёкие страны (в некоторых вариантах былин называется даже Индия), где удачно распродаёт все товары.


Андрей Рябушкин. «Садко, богатый новгородский гость», 1895 год


Основные приключения начинаются по пути домой. На море обрушивается странная буря: вокруг – огромные волны, ветер рвёт паруса, но корабли Садко стоят на месте. В былинах, записанных на Русском Севере, Садко посылает посмотреть: не сидит ли его корабль на «луде подводной» (подводная россыпь камней, характерная именно для Белого моря). Но сам уже догадывается, что дело плохо: у него, видимо, остались какие-то неоплаченные долги перед морским царем, и он делает все возможное, чтобы избежать встречи с «благодетелем». Вначале Садко прибегает к старинному обряду «кормления моря», который в Новгороде помнили и в начале ХХ века – рыбаки бросали в воду хлеб с солью. Садко не мелочится – он приказывает бросать в море бочки с золотом, серебром и жемчугом. Однако буря не прекращается, а корабли, по-прежнему, стоят на месте, и всем становится ясно, что требуется человеческая жертва (те же новгородские рыбаки ещё в конце XIX века порой бросали в воду, как заместительную жертву, соломенное чучело). В.Г.Белинский, как известно, восхищался «удалью» Садко, в том числе и его готовностью спасти товарищей ценой своей жизни. Однако «готовность» эта выглядит несколько сомнительной, и в данной ситуации Садко ведет себя не слишком порядочно: зная, кого требует к себе морской царь, он всячески пытается обмануть судьбу. Вначале объявляет, что к морскому царю пойдет тот, чей жребий утонет, потом – наоборот, чей останется наплаву, причем свой «жребий» он на этот раз делает из железа, а у его подчиненных они «ветляные» – всё напрасно. Поняв, наконец, что морского царя не перехитришь, Садко в последний раз (как он думает) играет на гуслях, надевает самую дорогую соболью шубу и приказывает спустить в море дубовый плот. На этом плоту он засыпает, и просыпается уже в морском царстве. Учитывая, что в финале былины Садко снова просыпается – на берегу речки Чернавы (либо Волхова), некоторые считали его подводные приключения сном.

Итак, оказавшись на дне, Садко встречается с морским царем. Существует несколько версий причины такого «вызова». Согласно первой, самой прозаической и неинтересной, морской царь, действительно, недоволен тем, что не получил дани:

«Ты ой есь, Садко купец богатыя!
Ты веки, Садко, по морю хаживал,
А мне-то, царю, да дань не плачивал.
Да хошь ли, Садко, я тебя живком сглону?
Да хошь ли, Садко, тебя огнем сожгу?»


Согласно второй, он хочет задать Садко некие вопросы: требует, чтобы он рассудил его в споре с царицей:

«Я затем тебя сюда требовал,
Ты скажи, скажи и поведай мне,
Что у вас на Руси есть дорого?
У нас с царицею разговор идет,
Злато или серебро на Руси есть дорого,
Или булат-железо есть дорого?»


Садко отвечает, что золото дорого, но железо людям нужнее.

В одном-единственном варианте морской царь желает сыграть с Садко в шахматы. Но, чаще всего, он хочет ещё раз послушать его игру на гуслях и пение.


В. Корольков. «Садко»


Играть и петь Садко приходится три дня без перерыва. Он не знает, что пляска морского царя вызвала страшную бурю на поверхности, об этом ему сообщает оказавшийся рядом седой бородатый старик, в котором Садко узнаёт святого Николу Можайского. Поскольку в Софийском соборе Киева, по преданию, рядом с его образом была найдена ранее утонувшая, но живая и вся мокрая девочка, Николу часто называли «Мокрым» и считали покровителем моряков и терпящих бедствие.


Икона святителя Николы. Конец XII-начало XIII века, Новгород


Святой приказывает сломать гусли – порвать струны и выломать шпенечки. Морской царь перестаёт плясать и буря прекращается. Далее следует «предложение, от которого нельзя отказаться»: царь требует, чтобы Садко принял новую награду и женился в его царстве. По совету святого Николая, Садко выбирает самую некрасивую из предложенных ему невест – Чернаву. Существует две версии необходимости такого выбора. Согласно первой, она – единственная земная девушка в подводном царстве, по второй, Чернава – воплощение реальной реки, протекающей близ Новгорода.


И. Репин, «Садко»


Заснув после брачного пира, герой просыпается на земле. Скоро возвращаются в Новгород и его корабли. Заканчивается былина обещанием Садко построить в Новгороде «церковь соборную».

Имеются ли реальные прототипы у этого новгородского купца-богатыря? В это трудно поверить, однако новгородские летописи утверждают, что Садко (Сотко, Сътко, Сотка) Сытинич (Сытиниц, Стънич, Сотич), спасённый святым Николаем, построил в детинце церковь святых Бориса и Глеба. Причем не одна, две или три – в общей сложности об этом говорят 25 источников. Среди них: Новгородская первая летопись обоих изводов, Новгородская вторая, Новгородская третья, четвертая и пятая, Новгородская Карамзинская, Новгородская Большаковская, Новгородская Уваровская, Новгородская Забелинская, Новгородская Погодинская, Летописец новгородских владык, Псковская первая летопись, Софийская первая, Пермская, Тверская, Московский летописный свод конца XV в,, Рогожский летописец, Владимирский летописец, Воскресенская и Никоновская летописи, и так далее.

14 источников содержат известие о закладке данной церкви в 1167 году. Сообщается также, она была построена на месте первого, деревянного, Софийского собора, сгоревшего в 1049 году. А потом эта церковь ещё много раз упоминается в летописях и актах: сообщается об её освящении (1173 г.), о восстановлении после пожара (1441 г.), о разборке за ветхостью (1682 г.).


Новгородский Детинец на Хутынской иконе, XVI–XVII в.в.

Это одно из двух дошедших до нашего времени изображений новгородской церкви Бориса и Глеба, которая здесь кажется больше и выше Софийского собора


Многие исследователи полагают, что на реальный рассказ, о чудом спасшемся в море купце, со временем наслоились откровенно фантастические детали. Возможно, какое-то влияние оказали и финские легенды о певце Вяйнемейнене и морском царе Ахто. В числе оптимистов оказались такие авторитетные историки, как А.Н. Веселовский, В.Ф. Миллер, А.В. Марков и Д.С. Лихачев, который сделал довольно смелое заявление о том, что «Садко летописи и Садко былин – одно и то же лицо». Но каждый, разумеется, волен иметь свое мнение по данному поводу.
63 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    21 июня 2019 05:45
    Спасибо,
    очень познавательная статья!
    Хотел отметить пару вопросов:
    Во-первых, особенность Новгорода не в вечевом строе, вечевой строй в современной историографии рассматривается как единый институт для Руси ХI- ХIII (или начала ХIV) вв., то что мы знаем для Новгорода и Пскова для позднего периода- это период формирования «аристократической» или «олигархической» республики.
    Во-вторых, совершенно согласен с автором, об «особенности» Новгорода от, скажем, Киева, но особенность связанна не с «особым вечевым строем», а с тем, что это разные племена, потом разные государства, часто имеющие столкновения друг с другом.
    И последние, самое сложное: это вычленение былинного слоя различных периодов, а в былинах выделяется период разлома родо-племенного строя, становление протогосударство, и поздние наслоения. Это тоже самое, что и «мифы» Древней Греции, где описаны такие же процессы. См. например -Фроянов И. Я., Юдин Ю. И. Былинная история. Спб. 1997.
    1. +8
      21 июня 2019 06:50
      Эдуард, не удержались однако wink
      «Ну ка» загоняйте своего «академика» в стойло, а то «в период разлома родоплеменного стоя.....» тфу два раза laughing
      Сегодня не место и не время «сухарей»!!! Сегодня день разбойной удали и сказки tongue
      А то я не лучше Вас, начал читать статью и лапка так и тянется копировать «тонкие моменты», но «наступил себе на горло» - ну не к месту рубить, что-то на вроде того «Автор работы упростил процессы взаимоотношений княжеской и вечевой власти», «не отразил влияние православной церкви.....» wassat
      Стоять!!! Предлагаю только сегодня и сейчас прекрасную работу Валерия мы будем рассматривать и комментировать как люди верующие в чудо, сказку, быль....
      Ведь если окунуться в судьбу героев сегодняшней работы детскими глазами, отказавшись от чистой прагматики Буслаева и фантастики о Садко остаётся множество слоёв нравственных уроков (не нарывайся, люби матушку, верь в бога, будь честен и держи слово.....). Причём один из важнейших - это «девка=царевна Чернявка», «шершеля фа»!!!!
      Лет десять назад наблюдал такую «девку - Чернявку» которая под зимний вечер в санках везла домой своего непутевого пьяного мужа. И делала это с таким видом, что иначе как царскими выездом «процесс» язык назвать не поворачивался! Причём ее «даже не знаю как его назвать» умудрялся вести как последняя «шваль»! Упираться ногами в снег, петь похабные песни и так далее. Так девчина на «выпады благоверного» с царской грацией вытряхивала последнего «мордой в снег», потом с любовью возвращала в санки. Пьянь опять за своё, она снова его «в сугроб» и так видимо до самого дома! Но не бросает, а тащит! Настоящая русская женщина!!!
      С уважением, Влад!
      1. +3
        21 июня 2019 07:33
        Договорились, загоняем "сухарей"!
      2. +1
        21 июня 2019 11:47
        Цитата: Коте пане Коханка
        Сегодня не место и не время «сухарей»

        Ну, Владислав, вы, прямо... хотел сказать "задали тон дискуссии", но понял, что это и есть тот самый "сухарь". Поэтому скажу так: разогнали суровые, грозные тучи академизма, что были готовы исторгнуть из себя критические молнии, щедро оросив комментарии живительной влагой сказочной романтики и детского восторга. smile hi
        Про себя скажу так - оба героя статьи - и Буслаев, и Садко с детства мне категорически не нравились.
        Первый - типичный отморозок, злобный, агрессивный и абсолютно чуждый таким понятиям как "справедливость", "совесть" - только исключительное желание всем и всегда доказывать свое физическое превосходство путем насилия и жестокости. В детстве с такими постоянно вступал в конфликты до кровавых соплей. Большинство их них, кстати, пошли по уголовке, многие не пережили 90-е.
        Второй - хитрозадый корыстолюбец. Персонаж не столь отвратительный, но тоже неприятный. Для меня, как человека, воспитанного на подвигах пионеров-героев, основанных на самопожертвовании, бескорыстности и честности, он был просто прохиндеем - скользким, изворотливым и лживым. Таким я сам морды бил в детстве. smile
        С возрастом, конечно, многое поменялось. Дожившие до нашего времени "буслаевы" усохли и теперь ходят по деревне с трясущимися руками, стреляют денег на выпивку у прохиндеистых "садков", и все мы при встрече здороваемся, общаемся, делимся новостями, пересчитываем оставшихся и искренне радуемся друг другу.
        Чего-то меня от темы статьи занесло куда-то. smile
        Я вот, в свое время предметно интересовался историей Новгорода - родные места, все-таки. Думается, что если бы поменьше в нем рождалось таких героев, как герои этой статьи Валерия, а побольше таких, каких мы имеем в Киеве, типа Ильи, Добрыни, Никиты Кожемяки и т.п., славных страниц в истории этого великого города (Новгорода), хотя их и так немало, могло бы быть куда больше...
        1. +4
          21 июня 2019 13:59
          Странные богатыри Новгорода
          А когда Васька подрос, его «озорство» и «шуточки» стали носить уже чисто меркантильный характер. Набрав ватагу из 30 человек, многие из которых, судя по их прозвищам (Новоторженин, Белозерянин и др.), были пришлыми людьми, не новгородцами, он стал ходить на пиры, затевая ссоры с «купцами богатыми» и «мужиками новгородскими». И даже представители Церкви («старец» Пилигрим) не избежали Васькиного «озорства».

          Зачёт статье.
          Богатырь новгородский,он же человек русский,показан как есть,без купюр по"морально-этическим соображениям" и прилизанной истории...
          Ведь не "облико морале",а люди из плоти и крови,со своими нравами и моралью свойственными той не простой эпохе.
          1. +2
            21 июня 2019 15:42
            Цитата: Сепар ДНР
            Богатырь новгородский

            Гопник.
            Был бы богатырь - отложил бы в сторону свою дубинку, взял бы в руки оружие и пошел бы воевать за Господин Великий Новгород куда-нибудь в Заволочье, за Камень, в корелу или в чудь. Раздвигал бы пределы Новгорода, основывал бы города, брал дань с каких-нибудь зырян или югры. И, возможно, честно сложил бы буйну голову в бою против какой-нибудь условной литвы или чуди, отражая набег на русские земли, или на той же Ждан-горе в честной битве против суздальского князя или в других битвах, коих во все периоды истории Новгорода хватало - и то больше почета и славы.
            А дубинкой в мирное время махать по найму на городских улицах в составе бандули таких же отморозков, каков сам - это не богатырство. Таких "богатырей", вон, на киевских улицах зимой 2014 можно было сколько угодно видеть.
            1. +4
              21 июня 2019 17:00
              Да их и в России хватает wink бей своих,чтоб чужие боялись,не зря это изречение появилось negative свои народ гнобят,а чужим ноги лижут,это очень видно по мировому чемпионату по футболу,да и с ,,пришлыми братьями,, из стран СНГ yes ничего в этой стране не меняется hi
              1. +3
                21 июня 2019 17:12
                Цитата: Попуас
                Да их и в России хватает wink бей своих,чтоб чужие боялись,не зря это изречение появилось negative свои народ гнобят,а чужим ноги лижут,это очень видно по мировому чемпионату по футболу,да и с ,,пришлыми братьями,, из стран СНГ yes ничего в этой стране не меняется hi

                Уважаемый Папуас, таких прохендеев во всех странах и во все времена хватает и хватало!
                Так что я солидарен с Михаилом, но героев из сказки не выкинешь! В связи с чем предлагаю лозунг «это наш к-о-з-л-и-н-а мы его сами отмудохаем, но чужим не выдадим»!
                К слову Михаил, почему мне ближе по духу и сердцу «второстепенный герой» новгородских былин - Чернява (бой девка)!!!
                1. 0
                  21 июня 2019 17:30
                  Да везде хватает ,полностью согласен,но у нас это на государственном уровне,вот это печально hi
                2. +2
                  21 июня 2019 18:48
                  Цитата: Коте пане Коханка
                  Чернява (бой девка)!!!

                  Это да. Я хоть и не любитель таких дам, но куда без них-то? Была у нас одна такая, коромыслом, правда, не махала, но мужики при ней тише воды себя вели, что опера, что следаки, что начальство. Не за словом, не за делом в карман не лезла, сохраняя при этом и женственность, и шарм. Давно было. Сейчас ей, наверное, уже к 60...
                  1. +2
                    21 июня 2019 19:30
                    Реинкарнация Софьи Блювштейн?
                    1. +2
                      21 июня 2019 19:45
                      Цитата: 3x3zsave
                      Реинкарнация Софьи Блювштейн?

                      С обратным вектором приложения усилий. laughing
                    2. +2
                      22 июня 2019 07:10
                      Цитата: Хозяин Трилобита
                      Цитата: Коте пане Коханка
                      Чернява (бой девка)!!!

                      Это да. Я хоть и не любитель таких дам, но куда без них-то? Была у нас одна такая, коромыслом, правда, не махала, но мужики при ней тише воды себя вели, что опера, что следаки, что начальство. Не за словом, не за делом в карман не лезла, сохраняя при этом и женственность, и шарм. Давно было. Сейчас ей, наверное, уже к 60...

                      Цитата: 3x3zsave
                      Реинкарнация Софьи Блювштейн?

                      Поверь друг Антон, если такая «девица» одевает погоны, то тушите свет господа офицеры!
                      Не хочу переходить на личности, но в мой жизни была «чернява» в качестве непосредственного начальника! Руководители отделов полиции по стенке ходили, что говорить даже я ее побаивался! Скажет - отрежет!!! Подчиненые девки просто выли под ее началом!!! Но бежать не бежали!
                      Самое интересное я у неё многому научился и благодарен судьбе, что она меня свела с этим человеком!
                      Улыбну! Сижу 21:00, печатаю «служебную проверку». Заходит начальница и говорит, ты почему один, где все? Отвечаю, дома три часа как рабочий день закончился. Она «я на работе, ты на работе, мне это не нравится», берет телефон и звонит своему заму «Анжелика Борисовна, ты где, дома? Кушать готовишь, мужа детей кормишь, а почему я на службе?». Делать ещё два подобных звонка и уезжает домой. В 23:00 весь отдел кадров Управления, был на работе! Причём, я убил ещё час, чтоб загнать их обратно домой!!!
                      1. +3
                        22 июня 2019 13:33
                        Цитата: Коте пане Коханка
                        Сижу 21:00, печатаю «служебную проверку». Заходит начальница и говорит, ты почему один, где все? Отвечаю, дома три часа как рабочий день закончился. Она «я на работе, ты на работе, мне это не нравится», берет телефон и звонит своему заму «Анжелика Борисовна, ты где, дома? Кушать готовишь, мужа детей кормишь, а почему я на службе?». Делать ещё два подобных звонка и уезжает домой. В 23:00 весь отдел кадров Управления, был на работе! Причём, я убил ещё час, чтоб загнать их обратно домой!!!

                        Видали мы таких боевых бабенок. Одна из худших категорий начальников, которые возомнив себя царицами, плюют на личный состав и не соблюдают требования законодательства и приказов Министра, и в результате быстро разваливают подразделения. А уж кадровиков то не зря зовут Инспекцией по борьбе с личным составом.
                      2. +3
                        22 июня 2019 21:31
                        Опасная штука власть. Остановиться непросто.
  2. +3
    21 июня 2019 06:56
    Валерий,замечательный материал! Очень понравилось!
    1. +1
      21 июня 2019 20:53
      Цитата: kalibr
      Валерий,замечательный материал! Очень понравилось!

      мне тоже, но , у Садко, обувка не модная какая то..
      есть и по моднее..
  3. +1
    21 июня 2019 08:15
    Радует нас уровень статей на ВО.
    1. +3
      21 июня 2019 10:43
      Раз на раз не приходится!
      1. +2
        21 июня 2019 11:47
        Котя, Вы правы : иной раз такая дребедень, а бывает читаешь и душа радуется
  4. +10
    21 июня 2019 08:57
    У нас прямо Богатырская энциклопедия на ВО формируется, не так ли?
    Отрадно, отрадно....
  5. +3
    21 июня 2019 09:39
    Название происходит от реки Аскуй – правого притока Волхова близ Новгорода, где такие лодки строились
    Мне кажется тут ошибка, такой реки нет, а есть река Оскуя, действительно являющаяся правым притоком Волхова, правда не очень близко от Новгорода.
    1. +5
      21 июня 2019 11:32
      Подобная версия происхождения термина "ушкуй" представлена в "Российском гуманитарном энциклопедическом словаре, 3 т. Там же река Оскуя названа Аскуй. На чем эта версия основывается, остается загадкой. Этимология термина ушкуй достаточно хорошо исследована, поэтому интересно, почему автор выбрал столь экзотический вариант.
      1. +5
        21 июня 2019 12:53
        Судя по минусам под комментарием, неадекватный контингент на сайте все более распространяется и расширяет ареал обитания. В который раз возвращаюсь к предложению администрации о необходимости аргументации минусов. Это позволит некоторым минусерам хотя бы писать научиться. Все же польза.
    2. +1
      21 июня 2019 11:54
      В школе нам рассказывали,что название происходит от кольца для веревки на носу лодки.
      1. +3
        21 июня 2019 17:19
        Самая распространённая версия этимологии слова ушкуй - связана с белыми медведями!
        Правда или неправда не знаю!
        1. +1
          21 июня 2019 18:05
          Каким образом?!?!?
          1. +3
            22 июня 2019 05:31
            Этимология этого термина, предположительно, связана с поморским словом «ошкуй» означавшим «белый медведь».

            https://ru.wikipedia.org/wiki/Ушкуй
            На носу лодки изображали голову медведя. От поморов, пошли ушкуйники, а от них донские казаки. Атаман от индоевропейского ватаман (вата, ватар - ветер, ман - человек) - кормчий, главный на парусах.
            1. +1
              22 июня 2019 07:00
              Не факт,что голова медведя, а может голова лебедя или, что - то сказочное? Не Вы не я там не были и не сфоткали
    3. 0
      23 июня 2019 15:38
      Аскуй - старое название реки Оскуя. А теорий происхождения слова "ушкуй" очень много, но общепризнанной нет.
  6. -5
    21 июня 2019 12:40
    аквамен сосет - Садко рулит...
    1. +4
      21 июня 2019 17:23
      Выражения выбирайте!
    2. 0
      21 июня 2019 21:02
      Цитата: arhitroll
      аквамен сосет - Садко рулит...

      Цитата: 3x3zsave
      Выражения выбирайте!

      "архитролль" на сайте 5 лет,поди знает все выражения...
  7. -7
    21 июня 2019 12:45
    Автор, кажется, сильно переживает, что в то время ещё не было росгвардии, вот богатыри то и распустились.
    1. +2
      21 июня 2019 17:19
      Цитата: iouris
      Автор, кажется, сильно переживает, что в то время ещё не было росгвардии, вот богатыри то и распустились.

      Аргументируйте?
      1. -5
        21 июня 2019 19:25
        Цитата: Коте пане Коханка
        Цитата: iouris
        Автор, кажется, сильно переживает, что в то время ещё не было росгвардии, вот богатыри то и распустились.

        Аргументируйте?

        Отсутствие росгвардии в средневековом Новгороде - мало?
        1. +3
          22 июня 2019 07:13
          При всём к Вам уважении, меня раздражает когда тёплое путают с мягким!!!
    2. +1
      22 июня 2019 11:53
      Цитата: iouris
      что в то время ещё не было росгвардии, вот богатыри то и распустились

      Если Вы лично повстречаетесь с таким "богатырем", то побежите за защитой в полицию или росгвардию.
      1. -1
        23 июня 2019 20:26
        Цитата: Dart2027
        Цитата: iouris
        что в то время ещё не было росгвардии, вот богатыри то и распустились

        Если Вы лично повстречаетесь с таким "богатырем", то побежите за защитой в полицию или росгвардию.

        Угу а если бы повстречался с товарищем Садко, то - в федеральное антимонопольное агенство!
        Не смешите мои тапки!
        Немного улыбну! Лет цать назад, на отдыхе в посёлке Кучегуры (Краснодарского края) просто на рефлексах сделал замечание экипажу ГИБДД которые остановились на пешеходном переходе и небыли пристегнуты ремнями безопасности.....! Старший наряда попытался возмутится, но второй член экипажа (старый прапор) прочитал по глазам мою дальнейшую реакцию и одернул коллегу....! После просто отдавали воинское приветствие и не нарушали ПДД. А теперь вопрос? Какой смысл меня пугать хулиганьем, если это уже четверть века - это моя хм... работа.......
        Вы пойдите ещё новгородским гопником Парусника или Хозяина Трилобита попугайте! Единственно я не могу понять роль Росгвардии, в нашей делеме? Как профессионал скажу прямо любой дебош со стороны таких дебоширов как Васька Буслаев, решается с помощью их вторых половинок и мам....., а не ОМОНА!!! Работает без отказно, единственно приходится мирится без победных реаляций (о том как взвод ОМОНА скрутил пьяницу Кбыздоха) и как следствие без орденов и медалей!!! Но проблему решаешь на корню. А там благоверная метр в прыжке, сама вторую половинку накажет (оставит без борща или секса). Причём опыт показывает что это куда действенно, чем 15 суток ареста! Главное чтоб она своего двухметрового бугая до смерти сковородкой не забила (бывали прецеденты)!!!
        1. 0
          23 июня 2019 22:08
          Цитата: Коте пане Коханка
          Как профессионал скажу прямо любой дебош со стороны таких дебоширов как Васька Буслаев, решается с помощью их вторых половинок и мам....., а не ОМОНА!!!

          Я вот не будучи профессионалом могу припомнить массу случаев как вторые половинки и мамы становятся жертвой так называемого домашнего насилия, от которого их спасает тот же ОМОН.
          1. 0
            23 июня 2019 23:16
            Вот именно Вы не профессионал! Подключение к решению вопросов бытового насилия ОМОНА - это верх не компетентности!
            Решение таких вопросов это уровень участкового уполномоченного. Если он или его руководство не справляется, то максимум беда решается на уровне начальника территориального отдела.
            Закон формален и его реализация проста - есть состав преступления - возбуждается уголовное дело. Нет - административный протокол. Коллизия состоит в другом. Умный участковый будет данный вопрос решать в пользу семьи, глупый в угоду закона! Как говориться кто на кого учился..... Причём в данном случае главное - профилактика и предупреждение, а не карательные меры.
            Самый банальный пример! Кошка моей мамы набила морду соседскому коту. Пьяный сосед решил не терпеть позор и своего кота задушить? Пришлось вмешаться, теперь каждый раз соседская морда докладывает, сколько котик кушает, чем писает и какает!!! Просто к каждому человеку необходим подход! Как это я решил? Просто ему наврал, ты что добил он у тебя крысолов! Вечером на эту тему поговорил в ближайшем магазине и с парой бабок. Смех и грех теперь все верить, что котик - супер крысолов!!! А главное, он жив!
            Грубо говоря в полицию не идут со цветами, а с проблемами и бедами! Из своего опыта, тебя могут не любить, но обязаны знать и уважать!!! А там.....
            Пример два! Если будучи участковым, ты не будешь играть страуса! В течение трёх лет ты сформируешь себе имидж и славу! Потом это будет работать на тебя.....
            А так, в морозы мои знакомые сотрудники помогают соседям заводить машины!!!? Не раз и не два я видел, как участковые помогают менять колеса, переводят бабушек через дорогу и многое другое... со стороны глупость. По жизни всем не поможешь, но это формирует отношение к тебе. Можно ишаком носится с обходом своего участка, а можно знать кому, когда и куда позвонить...., спросить...., узнать!!! Если честно, работа круглосуточная, ты всегда на службе, но эмоционально благодарная! Главное если ты ведёшь себя по человечески!!!
            1. 0
              24 июня 2019 20:01
              Цитата: Коте пане Коханка
              Подключение к решению вопросов бытового насилия

              Если оное насилие это слегка перебравший пьянчужка, то да. Вот только это может быть и матерый бандит.
  8. -4
    21 июня 2019 19:22
    "На что Васька отвечает: «Когда ты меня учил, то деньги брал»."
    Васька - наш человек! laughing
  9. +4
    21 июня 2019 19:38
    Статья понравилась. Автор обратил внимание на "былинных героев" с иной стороны. Единственный вопрос который возник у меня: почему мы должны воспринимать былины исключительно как описание подвигов положительных ГЕРОЕВ, и не допускать восприятия былин как описание "подвигов асоциальных личностей" - т.к. сказать чтоб на их примере показать каким не должны быть нормальные люди??? Я не историк.
    1. +2
      21 июня 2019 21:08
      Цитата: Виталий Цымбал
      Автор обратил внимание на "былинных героев" с иной стороны.

      да вроде у нас в порядке с этим всё..и Иван-DUрак ,и Емеля-лодырь, даже Илюша на печи пол жизни пролежал,предполагая ! что парализован !...и тд... lol
      1. 0
        22 июня 2019 13:46
        Есть герои сказочные, а есть былинные. Пример "Ильюши" единственный из былин, но это не значит, что Муромец был "паразитом" или "парализованным"))) У нас сейчас многие полжизни проводят на диване, но не все "паразиты на теле общества))) ". А вот представьте, что изречение "лежал на печи" в те времена не имело иносказательного значения? Богатырями (подразумеваем - дружинники) в те времена могли быть только обученные ратному делу люди. Может и Илья был обучен как дружинник, но не хотел этим делом заниматься, а занимался чем-то иным, а его сотоварищи и родня, особенно тёща))) и "трубили на весь белый свет", что Илюша вместо ДОХОДНОГО ратного дела (один шлем воина в те времена стоил целого состояния) занимался делом менее доходным??? А ему окружение на "мозги капало" - мол "лежишь на печи", а Илюша по молодости убеждённым пацифистом был.... ))) Кстати не подскажите а соловей-разбойник это сказочный или былинный герой? Он вроде как и в сказках и в былинах встречается, но про былины не уверен.
        1. +1
          25 июня 2019 10:30
          Не раз встречался с данными по Соловью: воевода племени вятичей, для кыян да ростовцев - нехристь окаянный, мешал княжим крестоносцам шастать через Дебрнянсие леса (с Черниговаи Смолеснка - в Залесье), на вековых дубах с вятицкими мужиками заставы устраивал, - за что был разбит отрядом Ильи (христианского богатыря), связан и отвезен в Киев на расправу.
    2. +1
      22 июня 2019 00:07
      Цитата: Виталий Цымбал
      Единственный вопрос который возник у меня: почему мы должны воспринимать былины исключительно как описание подвигов положительных ГЕРОЕВ, и не допускать восприятия былин как описание "подвигов асоциальных личностей" - т.к. сказать чтоб на их примере показать каким не должны быть нормальные люди??? Я не историк.

      Очевидно русский человек так устроен - прощать покаявшегося, будь он даже "ассоциальной личностью". И, неистребимая вера в справедливость и любовь. Верно это или нет я не знаю request , но до сих пор Русь и мы живы. Значит верно yes .
  10. +1
    21 июня 2019 21:56
    Интересно, как изменилась бы Россия, если бы победил
    Новгород, а не Москва?
    Новгород с "парламентом"-вече, "английскими" кулачными боями,
    повсеместной грамотностью населения, включая простой люд,
    торговлей с Ганзейским союзом. Новгород, не знавший унижений от ханов
    Золотой Орды.... Совсем другая страна...
    1. +5
      21 июня 2019 23:10
      Тогда бы не было России. Новгород, как олигархическая или аристократическая республика, в ХV веке был тупиковым путем развития и объектом экспансии со стороны Москвы и Литвы, речь могла идти только о том, кто овладеет эти городом-государством.
    2. 0
      22 июня 2019 00:33
      Вот интересно, какую роль в Великом Новгороде играли финансисты?
      России в то время и не было, Россию создали московские цари. Новгород не мог ни купить, ни победить Москву. Возможно, Литва, наверное, могла стать центром "русского мира", но стала окраиной польского мира, а польский мир позднее пришёл в упадок.
      А почему отношения вассальной зависимости от ханов рассматриваются как унижение? В то время не было наций и национальной гордости. К тому же ханы смогли создать глобальную централизованную структуру. И это работало. Если что-то ерунда, но это работает, то это не ерунда. Московские князья тоже создали централизованное государство раньше многих и это работало. Совсем не то что в Новгороде.
  11. xax
    +1
    21 июня 2019 23:11
    Спасибо большое вам за ваш труд!
    Все три статьи о богатырях было здорово читать.
    Замечу лишь, что современные фильмы на данную тематику - действительно выделения паразитов, пожирающих свою историю. Ведь они сняты со всей серьезностью. Однако, насчет мультиков - я бы поспорил! Упомянутые ранее мультфильмы про богатырей - это, во-первых, юмор (а юмор ни когда не претендовал на роль хоть сколь-нибудь верного исторического источника), а во-вторых - они, хоть и не соответствуют реальности, но все же для определенного поколения вполне себе подняли вопрос наличия собственных (а не забугорных) супергероев. Главное понимать, что это - юмористические произведения, тогда останется только напоминание о наличии собственной истории и героев в ней, и не придет восприятие их из образов данных мультфильмов. Скажу так, если бы лично я не смотрел те мультфильмы - я бы не открыл ваши статьи. То было начало, так сказать, легкое и непринужденное ).
  12. Комментарий был удален.
    1. +2
      22 июня 2019 01:04
      Там было круче: "га...ы рвет об голову и вешает на гвоздь "
      В этих строках есть эпическая сила! "О голову!" - истинный былинный богатырь. good fellow
  13. -2
    22 июня 2019 14:45
    Изучайте мифологию средиземноморских цивилизаций. В них такое происходило, что "странным богатырям Новгорода" и не снилось. Зато сейчас вовсю воплощается.
  14. 0
    22 июня 2019 15:32
    Карамзин прав - жившие персонажи обладают совершенно разными характеристиками.
  15. 0
    22 июня 2019 19:37
    неоднозначное мнение о статье и плюсы (за стиль и развенчивание политически - пропагандических мифов) что учебники истории навешивают как лапшу на уши нашим детям). А если с точки зрения поворчать - (минусы),- просьба к автору больше опираться на достоверные факты (насколько это возможно). в интернете их сложно найти, но если постараться и убить время - можно поднять диссертации на интересующие исторические темы.
    p.s Ушукуйники - не от притока а от старотюркского - уч куй, уч кай, уч кай йок. - впереводе на современный русский - большая лодка (размером как три татарских)
    А вообще - спасибо за статью, понравилось
    1. 0
      25 июня 2019 10:34
      Ну конечно! Древние тюрки и их потомки, - сплошь мореходы и речники!
      1. 0
        28 июня 2019 18:09
        Зря Вы так горячитесь не разобравшись, тем не менее это так! ушукуйниками новгородских разбойников первыми прозвали татары Казани, оттуда пошло прозвище в Сараи, тогдашнюю столицу нашей Родины, и только потом слово "Ушукуйники" пришло в сам Новгород - факт среди историков общеизвестный
        1. 0
          3 июля 2019 10:21
          В 13-14 веке так называемая "Казань" была Булгарией, и никто их "татаровя" не кликал. Это раз. Во вторых, на ушкуях (тип лодки) в Югру новгородцы хаживали задолго до "монголо-татар", и задолго до хлыновских парней. Хлыновцы (Вятка) - более поздние фигуранты "ушкуйничества". Вот эти действительно.дербанили и Булгарию. и Сарай, и Косторму с Ярославлем. Таким образом, ушкуйники - это продолжение традиции циркумбалтийских морских походов, отчасти скандинавская, в большей части варяжская (сиречь Русская). К слову, всё славянское расселение в Центральной и Северо-восточной европе, - исключительно в привязке к рекам. Речная цивилизация. Откуда тут гордые степные богатыри, откуда тюрки? - Это совершенно иной уклад. Хотя бы потому, что Истеми хан в 555 году до ВОлги не на лодьях добирался.
          1. 0
            3 июля 2019 13:31
            Ну конечно же Булгар,это я для не специалистов написал на современный лад казанскими Татарами.. Кстати татар татарами первыми прозвали монголы (не автохтонных конечно-же), а наших, которых на Руси звали татаровя что для монголов означало - то-же что для древних римлян слово варвар - все остальные. другие кочевники И разумеется ушкуи (ладьи, лодки и т д) новгородцы строили задолго до нашествия с востока народа войлочных стен, я всего лишь утверждаю что само слово ушукуйники татарской, или если угодно Булгарской зтимологии ибо ранее зто название в историчечких документах не обнаружено
  16. 0
    23 июня 2019 11:17
    А где Михайло Потык?
    1. 0
      23 июня 2019 15:36
      В первой статье ("Герои былин и их возможные прототипы") есть о нем немного.
  17. 0
    27 июня 2019 16:09
    Однако скорее можно предположить, что Васька выступает здесь как типичный «криминальный авторитет» и рэкетир.
    Типичный ушкуйник