Боевые самолёты. "Macchi" Марио Кастольди: такие, какими они были

53
Про итальянские боевые машины у нас исторически принято сразу почти как о покойниках: либо никак, либо совсем никак. То есть они вроде бы были, но и их как бы и не было. Что-то там летало такое, что ни на что не годилось изначально.

Боевые самолёты. "Macchi" Марио Кастольди: такие, какими они были




На самом деле истина была, как всегда, не там, где было торжество идеологии. Если говорить об истребителях, то они у итальянцев были, более того, это были весьма современные и интересные машины, что я, собственно, и собираюсь вам показать.

У итальянцев была своя «фишка», о которой нельзя не сказать перед тем, как начинать. У основного большинства стран была реализована идея буквально пары-тройки марок, чтобы не напрягать свою промышленность. Это «Спитфайр» и «Харрикейн» у британцев, «Мессершмитт» и «Фокке-Вульф» у немцев, Яковлев и Лавочкин у нас.

Некоторые скажут: Поликарпов. Да, но выпуск истребителей Поликарпова фактически был прекращен еще до начала войны. А туда же упомянутый «МиГ» слился в 1942-м. Так что если брать срез именно так – то все нормально.

Так вот, итальянцы в этом плане ребята были более безалаберные и брали все, вплоть до картошки. То есть фактически они превратили свои ВВС в очень забавный набор самолетов от кучи производителей. Capronni-Vizzola, Reggiane, A.U.T, IMAM, Fiat… У французов что-то похожее было, что совершенно было не на пользу в плане обслуживания, ремонта и логистики.

Потому, говоря о том, чего достигли итальянские конструкторы в плане создания истребителей, начать я решил именно с марки "Macchi"/«Макки». Сразу по нескольким причинам, но суть не в них. Суть в том, что в данном материале будут сразу три самолета. Просто потому, что с одной стороны, можно и каждый винтик обсудить, а можно подойти с той стороны, с которой довольно недолгая жизнь итальянских ВВС особо и не заслуживает реверансов.

1. MC.200 Saetta («Стрела»)


Марио Кастольди.



Художник мира самолетов. Он создавал самолеты примерно так, как его земляк Рафаэлло Санти (который просто Рафаэль) писал картины: легко и быстро.

«Саетта» получилась именно так: из проекта двухместного перехватчика. Какие проблемы убрать одного члена экипажа, увеличить дальность полета и усилить вооружение (один крупнокалиберный пулемет – ну явно маловато даже для 1935 года)? Да никаких. И вот М.С.200 уже летит. На дворе 1937 год, и перед Кастольди открывается заманчивая перспектива Госзаказа!



Конечно, пришлось повоевать. В Минобороны того времени самолет не очень понравился, в первую очередь, из-за своей внешности. Раздутая бочка, да еще и с горбом. Смотрелось так себе.

Но Кастольди самолет отстоял, причем, помогали ему в этом летчики-эксперты именно Министерства обороны и итальянских ВВС. Именно они разглядели в этом своеобразном самолете золотое зерно.

Этот горб в районе кабины летчика обеспечивал просто прекрасный обзор. Аэродинамика была средней, потому что двигатель воздушного охлаждения. Зато им можно было вполне нормально прикрыться в бою. Вообще аэродинамика была весьма сильным местом итальянских конструкторов, и Кастольди тоже сделал все что мог в плане того, чтобы формы были максимально приближены к идеальным.

Но «изюминка» M.C.200 была не в высокой скорости. Сильными сторонами «Саетты» стали скороподъемность, вертикальный маневр, и прочность. Конструкция реально не боялась жестких посадок и «приложить» М.С.200 можно было неопытному летчику от души, без каких-либо проблем для самолета.

Пикировал самолет вообще исключительно. Во время испытаний самолет развил в пике скорость 805 км/ч, причем без проявлений флаттера.

В 1939 году М.С.200 благополучно приняли на вооружение.



Боевое применение.

На войну с Францией M.C.200 не попал. Франция закончилась несколько быстрее, чем итальянцы поставили в войска должное количество самолетов. Плюс были задержки, в том числе и из-за аварий. В 1940 году 12 машин заказала Дания, но и там повоевать не получилось, поскольку Дания тоже закончилась.

Первое боевое применение «Стрелы» (так переводится с итальянского название) пришлось на конец 1940 года, когда шли бои за Мальту. М.С.200 сопровождали немецкие бомбардировщики и естественно, вступали в бои с британскими истребителями ПВО острова. В основном это были «Харрикейны», которым «Стрела» уступала в скорости. Ну вот такая была итальянская «Стрела», что даже чудовище, которым был «Харрикейн», превосходило ее в скорости.

Однако, итальянские летчики вполне нормально реализовывали превосходство в маневренности, радиусе разворота и скороподъёмности. В итоге «Харрикейны» несли потери, «Саетта» оказалась весьма сложным соперником, плюс 2 пулемета 12,7-мм против 6 пулеметов 7,7-мм у британцев – как мне кажется, несколько более эффективно.

Северная Африка.

Вот там пришлось похуже, потому что к «Харрикейнам» добавились американцы на Р-40. С «Томагавками» было сложнее, самолет был чуть хуже в маневре, но сильно превосходил по скорости и мощи вооружения. 6 пулеметов 12,7-мм – это очень серьезно.

Однако в Африке, в условиях пустыни, M.C.200 зарекомендовал себя весьма положительно. Прочный, с коротким разбегом, плюс даже серийные машины отличались необычайной легкостью пилотирования. Огромный плюс – обзор, чего явно не хватало английским и американским истребителям. Так что слабое вооружение – пожалуй, единственный минус этой машины.

Получился из «Стрелы» и истребитель-бомбардировщик. Подвеска бомб на истребители того времени было делом обыденным, но вот именно с М.С.200 получилось весьма неплохо. Невысокая скорость и прекрасный обзор стали хорошими компонентами успеха. Под успехом я имею в виду потопление «Стрелами» 13-й группы британского эсминца «Зулу». Понятно, что затыкать бомбами уже поврежденный немецкой авиацией корабль – не то чтобы достижение, но тем не менее. Имеем то, что имеем.



Повоевали «Стрелы» и в нашем небе.

Уже в августе 1941 года М.С.200 приняли участие в боевых действиях в составе Итальянского экспедиционного корпуса в России (CSIR). За 18 месяцев боевых действий самолеты выполнили 1983 вылета на эскортирование, 2557 вылетов "по вызову", 511 вылетов на прикрытие своих войск и 1310 штурмовых вылетов. В целом было уничтожено 88 советских самолетов при потере 15 итальянских истребителей.

О цифрах и их правдивости судить не станем, уж если немцы оказались врунами по полной, то и в таких успехах итальянцев можно усомниться. Хотя, если работать по У-2 и транспортникам, можно насбивать и даже больше. Данных о том, кого сбивали итальянцы, понятное дело, нет.

Ну а когда в 1943 году как участник Оси закончилась Италия, соответственно, закончились и ВВС. «Стрелы» в основной свей массе стали учебными самолетами и некоторые из них встретили 50-е годы в этом качестве.

В целом же самолет оказался весьма неплох. Лучше многих в Европе, да и, пожалуй, в мире.

Достоинства: маневренность, обзор, конструкция.

Недостатки: скорость, вооружение.

2. MC.202 Folgore («Молния»)


Этот самолет родился тогда же, когда и все его одноклассники: на пике испанских успехов «Мессершмитта» и мотора жидкостного охлаждения.



Италия не стала исключением, и многие конструкторы бросились придумывать новые самолеты. Не стал исключением и Кастольди.

Беда заключалась в том, что достойного двигателя у него не было. И у конкурентов из других компаний тоже. И тогда Кастольди через самого Муссолини обратился за помощью к немцам, благо союзники и последователи учения дуче не отказали в просьбе.

Так в 1940 году в распоряжении фирмы «Макки» оказался вожделенный рядный Daimler-Benz DB 601 жидкостного охлаждения, вокруг которого Кастольди построил М.С.202.

Прообраз был, и прообраз был весьма интересный: гоночный М.С.72, который в 1934 году установил мировой рекорд скорости в 710 км/ч. Вот используя наработки по М.С.72 и немецкий мотор, Кастольди создал М.С.202.



Мы с вами уже поняли, что импортный двигатель для самолета – не лучшее дело, особенно в условиях меняющейся обстановки (привет МС-21). Потому одновременно с испытаниями опытных экземпляров с немецкими моторами, компания "Alfa Romeo" начала работу по лицензионной сборке DB.601 под обозначением R.A.1000 RC41.

В принципе, за итальянцев можно было бы порадоваться, так как M.C.202 был реально самолетом мирового уровня и мало чем уступал аналогам из других стран, а многих даже превосходил. М.С.202 реально был лучшим итальянским истребителем, воевавшим против союзников на всех фронтах.

Единственным минусом итальянской машины была все та же проблема тяжелого вооружения. Итальянцы так и не смогли создать что-то более или менее приличное калибром 20-мм и выше. Поэтому все, на что можно было рассчитывать – это крупнокалиберные пулеметы 12,7-мм.

Нюанс: итальянские машины отличала законченность аэродинамических форм и сказывалось наследие гоночных машин. Отсюда довольно тонкие профили крыла и невозможность установки в крылья тех же крупнокалиберных пулеметов. Поэтому максимальная комплектация М.С.202 – два синхронных пулемета 12,7-мм и два крыльевых пулемета 7,7-мм. Чего в том же 1942 году реально было недостаточно.

В 1941-43 годах было выпущено около 1500 M.C.202, как самой компанией «Макки», так и на заводах «Бреда».

«Молния» на войне.



С попаданием в горнило воздушных сражений у «Молнии» было не очень. Некоторые эксперты утверждают, что если бы М.С.202 прибыли в северную Африку пораньше, то завоевавшие воздух войска Оси могли бы более успешно противостоять союзникам и расклад в Африке был бы иным.

Не знаю, насколько полезными были бы в Африке М.С.202 с необученными и полуготовыми экипажами, честно не знаю. Тут очень сложно судить, а история не имеет сослагательного наклонения.

Факты же говорят, что «Молнии», впервые столкнувшиеся в 1942 в воздухе Мальты с «Sea Hurricane» и «Sеаfire» с авианосцев «Eagle» и «Wasp», чувствовали себя в боях более чем комфортно.

Повоевал М.С.202 и на Восточном фронте, в составе вышеупомянутого корпуса CSIR. Но так как самолеты в составе воздушных сил корпуса были явлением нечастым, то говорить о каких-то успехах или провалах просто не приходится исключительно из-за того, что «Молнии» присутствовали в единичном количестве.

Вообще, главным больным местом самолета стало даже не вооружение, а мотор. Производство М.С.202 было проблемным в плане количества исключительно благодаря моторам, производство которых итальянцы не смогли поднять выше 40-50 штук в месяц. Конечно, учитывая постоянную потребность в замене выработавших ресурс и поврежденных в боях, это мизер. И то, что итальянские заводы смогли выпустить 1500 самолетов, можно назвать трудовым достижением.



Немцы же не могли себе позволить во время войны поставлять двигатели итальянцам. В итоге так и получилось: весьма хорошая и перспективная боевая машина выпускалась в час по чайной ложке.

Если же говорить об оценке М.С.202 именно с экспертной точки зрения, то тут получается несколько двояко.

Если взять оценки союзников, то самолет ни на что не годился. А если почитать мемуары итальянских пилотов, то это был самолет, который и ценили, и любили те, кто на нем летал.

3. MC.205V Veltro («Борзая»)


Самолет, который вполне мог бы претендовать не только на звание лучшего итальянского истребителя, но поспорить за одно из высших мест в общем зачете. Его не зря называли «итальянским «Мустангом», это была действительно выдающаяся машина.



Все началось в 1942 году, когда в Люфтваффе на вооружение посутил весьма выдающийся самолет: Bf-109G с двигателем DB-605 мощностью 1475 л.с. «Фишка» мотора заключалась в том, что по размерам он фактически был идентичен своему предшественнику DB-601, чем не преминули воспользоваться итальянцы.

Компания «Макки» вполне ожидаемо решила внедрить новый мотор в свой старый самолет М.С.202. Задуманное вполне получилось, и так на свет появился М.С.202 bis, который по факту отличался от предшественника только устройством маслорадиатора (в виде двух цилиндров по бокам носовой части фюзеляжа), убираемой хвостовой стойкой шасси и формой кока воздушного винта.

Вполне ожидаемо самолет прошел все стадии испытаний и получил обозначение MC.205V и наименование «Veltro» («Борзая»).

Серийное производство MC.205V развернули на предприятиях фирм Macchi (I и III серии самолета) и Fiat (II серия). Правда, завод Fiat в Турине не выпустил ни одного самолета, но вины итальянцев в этом почти нет. Хотя, как посмотреть. Если бы новые истребители раньше поступили в войска, возможно завод остался бы цел. А так его в декабре 1942 г. полностью разбомбили союзники и ни один самолет на нем так и не был выпущен.

Все, что смогли сделать заводы «Макки» — это выпустить 262 единицы. Согласитесь, что это мизер, который был не в состоянии покрыть потребности ВВС Италии в этих самолетах.



Между тем, М.С.205 мог бы стать весьма замечательной машиной. Он был технологически прост, в его основе лежала конструкция М.С.202. Крыло с двумя пулеметами калибра 7,7-мм было заимствовано полностью.

К 1943 году стало понятно, что 2 х 12,7-мм и 2 х 7,7-мм — это совершеннейшее ни о чем против американских бомбардировщиков, и на самолеты третьей технологической серии крыльевые пулеметы смогли заменить на пушки MG-151. Но импорт – это все-таки слабое звено, как ни крути.



Лицензионный выпуск двигателя DB-605 под обозначением RA 1050R.C. 58 «Tifone» осуществлялся на фирме «Fiat».

Первые «Борзые» поступили на вооружение в начале 1943 г., а к моменту капитуляции Италии в сентябре 1943 года Regia Aeroinautica располагала 66-ю истребителями М.С.205.

В дальнейшем заводы фирмы «Макки» продолжали их производство, но уже под германским контролем. Так получилось, что основные производства «Макки» находились в северной части Италии.

Летчики, освоившие и воевавшие на MC.205V, высоко отзывались о возможностях этого истребителя. Они считали, что при одинаковой подготовке пилотов на малых и средних высотах «Борзая» ничуть не хуже «Мустанга». Да, выше 6000 метров «Мустанг» начинал иметь преимущество в скорости и маневре, так как крыло, заимствованное у М.С.202 «Folgore», было явно маловато для такого самолета.

В данной таблице можно сравнить ЛТХ итальянских самолетов и их противников.



Как можно подытожить все сказанное? Ну, только так: увы для итальянцев, но у истории нет сослагательного наклонения. Самолеты Кастольди действительно были весьма выдающимися машинами, если бы не нюансы, не позволившие уверенно снискать заслуженную славу. Истребители фирмы "Макки" были крепкими и маневренными, им не нужны были длинные и ровные взлетные полосы, они были неприхотливы. Но откровенно слабое вооружение из двух пулеметов — это для 1942 года и дальше просто нелепость.

Если бы итальянцы освоили выпуск пушек, двигателей... Но этого не произошло, а потому, какими бы прекрасными ни были самолеты "Макки", они совершенно ничего не смогли сделать для того, чтобы обеспечить победу своей стране.
53 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    24 июня 2019 18:18
    Спасибо хорошая статья
    1. +2
      25 июня 2019 11:30
      Да интересная и познавательная статья. Как то у нас про итальянские самолёты мало публикаций, хотя до войны итальянское самолётостроение выдвинулось на передовые позиции в Европе, итальянский авиаконструктор Бартини тому подтверждение.
  2. +13
    24 июня 2019 18:54
    У итальянцев был богатый боевой опыт до ВМВ: участие в ГВ в Испании, Вторая Абиссинская война.
    Хоть конечно и ограниченный. Авиастроение неплохое, мне всегда нравилось. Про самолеты Капрони недавно читал, а про Кастольди прочитал сейчас.
    Спасибо автору за интересную статью!
    1. +5
      25 июня 2019 01:30
      Цитата: тяжелый дивизион
      У итальянцев был богатый боевой опыт до ВМВ: участие в ГВ в Испании, Вторая Абиссинская война.

      Италия имела собственные самолёты в ПМВ... В "теме" многомоторных бомбардировщиков ,Италия была одним из лидеров...
      1. +5
        25 июня 2019 10:41
        Кстати, да.
        И весьма неплохие машины были у Италии в ПМВ.
        "Ансальдо" СВА-5, СВА-9. Универсалы- легкие бомбардировщики/разведчики/истребители.
        Что касается "Балиллы", то это - одна из самых распространенных машин в Красном Воздушном Флоте.
        "Красвоенлеты" летали на них до середины 20-х годов. Даже есть кадры советской кинохроники с этими машинами...
  3. +2
    24 июня 2019 18:59
    Все интересно, понравилось, но хотелось бы более развернутую таблицу с ттх - скорость у земли, максимальная на какой высоте, скороподъемность- ну что бы уж сравнивать так сравнивать.
    1. +4
      25 июня 2019 11:32
      Цитата: mark1
      ну что бы уж сравнивать так сравнивать.

      макки205V примерно равен яку-1 в высотности, дальности и маневре, но гораздо лучше в вертикалях.
      набор высоты близок по профилю к ла-5ФН- до 4000м метров шикарен, потом тянет вяловато.
      фишка самолета - бешеная аэродинамика и, как следствие, скорость пикирования. В пикировании разогнаться до 750 и даже больше - реально и в отличие от Як и Мустангов, планер это выдержит.
      минус - живучесть двигателя и вооружение, несколько непривычное расположение прицела - не по оси стрельбы. Очень опасный самолет до 4-5к метров высоты.
      Из наших с ним мог сравниться разве что ла-7. Як-3 проигрывал из-за двигателя и вооружения.
      1. +2
        25 июня 2019 15:20
        yehat.
        "...Як-3 проигрывал из-за двигателя и вооружения."
        По мощности двигателя- тут согласен.
        А почему вы решили, что 2 пулемета 12.7 и 2 пулемета 7.7 "итальянца" "выигрывают" у мотор-пушки 20/23 мм и 2 пулеметов УБ -12.7 мм. Яка?
        1. +1
          25 июня 2019 15:21
          потому что макки производили с 3 серии с пушками и этого хватало
          сбивать мустанг с первой попытки.
          первый вариант - да, не был лучше
  4. +11
    24 июня 2019 19:20
    У основного большинства стран была реализована идея буквально пары-тройки марок, чтобы не напрягать свою промышленность. Это «Спитфайр» и «Харрикейн» у британцев, «Мессершмитт» и «Фокке-Вульф» у немцев, Яковлев и Лавочкин у нас.
    Так вот, итальянцы в этом плане ребята были более безалаберные и брали все, вплоть до картошки. То есть фактически они превратили свои ВВС в очень забавный набор самолетов от кучи производителей. Capronni-Vizzola, Reggiane, A.U.T, IMAM, Fiat… У французов что-то похожее было, что совершенно было не на пользу в плане обслуживания, ремонта и логистики.
    Открываем список Список истребителей Regia Aeronautica, использовавшихся во Второй мировой войне.
    Что мы видим.
    Истребитнли Fiat разных модификаций - 3316 штук.
    Истребители Macchi разных модификаций - 2522 штуки.
    Истребители Reggiane разных модификаций -446 штук.
    Вот, собственно, и все. Три типа.
    Упомянутых Capronni-Vizzola было построено аж 13 штук и два прототипа.
    IMAM было построено 35 штук, но в 1937 году.
    AUT.18 - прототип, построенный в одном экземпляре.
    Еще итальянцы построили Амброзини SAI.207 в количестве 12 штук. Опытные машины. Итальянцы экспериментировали с деревом и изготовили цельнодеревянные истребители.
    То есть количество машин помимо трех основных типов не превышает и полусотни. Поэтому заключение о безалаберности итальянцев не соответствует действительности.
    1. +2
      25 июня 2019 10:56
      Undecim

      Автор этой статьи - вольный художник.
      Не ругайте его,и не спорьте - просто он вот так видит...

      Интересный самолет еще у итальянцев был: "Капрони-Кампини", реактивный, со своеобразной силовой установкой...
      1. +1
        25 июня 2019 11:06
        Мне виде'ния автора совершенно индефферентны.
      2. +3
        25 июня 2019 14:15
        Цитата: ангел-истребитель
        Интересный самолет еще у итальянцев был: "Капрони-Кампини", реактивный, со своеобразной силовой установкой...

        Интересно, что одним из первых летавших реактивных самолетов в мире был созданный в 1940 г. итальянский самолет Caproni-Campini N.1 (часто ошибочно называемый СС-2), который в действительности не имел турбореактивного двигателя. В силовой установке этого самолета (автор Секондо Кампини) использовался поршневой двигатель Isotta Fraschini L.121/RC.40 мощностью 900 л. с., который приводил в движение компрессор, подающий воздух высокого давления в камеру сгорания (где происходили смешение сжатого воздуха с топливом, его последующее воспламенение, сгорание и истечение через реактивное сопло). В этом смысле Caproni-Campini N.1 являлся двухдвигательным самолетом, хотя для создания тяги использовался только один двигатель. Подобные мотоустановки были и в СССР. Конкретно ставилась на опытный истребитель И-250.

        http://avia-simply.ru/motokompressornij-dvigatel/
    2. +1
      25 июня 2019 13:49
      Почему же не соответствует ? на 6-7т построенных самолетов - 3 фирмы и с десяток разных моделей (потому что , к примеру ,Re-2005 - это никак не модификация Re-2000 , а совершенно новая конструкция )
      1. +1
        25 июня 2019 16:09
        Re-2005 - это никак не модификация Re-2000
        Точно, это не модификация Re 2000, это модификация Re 2001, который, в свою очередь, был модификацией Re 2000.
        1. +2
          25 июня 2019 16:32
          Ну да , поменялся двигатель , винт , вооружение , топбаки , маслосистема , уборка шасси , появилась система водоохлаждения , а в остальном - в точности тот же ероплан .
          1. +1
            25 июня 2019 16:53
            А на Re 2001 двигатель не охлаждался?
            1. +2
              25 июня 2019 16:58
              Так уже сумма изменений на 2001 позволяет считать ее новой конструкцией .
              1. +1
                25 июня 2019 17:26
                Видите ли, я в таких вопросах привык доверять первоисточнику, в данном случае - главному конструктору Reggiane Роберто Лонги. Во втором номере журнала Air Enthusiast за 1976 год есть его статья "Reggiane and I... A Fighter Designer Recalls". Там он сам рассказывает о развитии конструкции от Re.2000 до Re.2007. Не вижу оснований ему не доверять.
  5. +3
    24 июня 2019 19:24
    hi ...В 1939 году М.С.200 благополучно приняли на вооружение.
    ...Повоевал М.С.202 и на Восточном фронте, в составе вышеупомянутого корпуса CSIR.
    ...Серийное производство MC.205V развернули на предприятиях фирм Macchi
  6. +1
    24 июня 2019 20:23
    Так а шо там за боевое применение на Восточном фронте ???
    1. 0
      2 июля 2019 22:04
      Цитата: VIK1711
      Так а шо там за боевое применение на Восточном фронте ???

      Средне. Итальянцы Экспед.копуса в России просто облизывались на немецкие истребители, но приходилось летать на своих. В 41-42 гг. что то ещё проходило, пока были устаревшие преимущественно модели советских самолётов, а в конце 42-весной 1943 года, после прихода новых лендлизовцев и массового появления новых советских "ястребков" Як-7, Як-9 и Ла-5 стало совсем тяжко.

      А так главная проблема итальянцев - их почти всегдашняя ориентация на ограниченное или даже штучное производство (как в машинах кстати, одно Ламборджини чего стоит) и неспособность по ряду причин развернуть массовую серию (главное - дефицит природных материалов для производства). Простой факт - число ВСЕХ итальянских истребителей всех марок примерно соответствует выпуску ОДНОГО советского истребителя Як-7...
  7. Комментарий был удален.
    1. +2
      24 июня 2019 21:47
      Цитата: LastPS
      Фольгоре развил в пикировании скорость, близкую к 900 километрам в час

      Итальянцы глворят что в пикировании на испытаниях достигли 1000+ км/час и перегруза в 5,8G при выходе.Изза перегрузок случилось много нехороших вещей но самолет в целом выдержал

      Il 21 agosto 1941 a Lonate Pozzolo il tenente Giulio Reiner, uno dei piloti esperti del 9º Gruppo, effettuò il volo di controllo militare e gli strumenti dell'Ufficio tecnico registrarono la velocità di picchiata in candela di 1 078,27 km/h ed un'accelerazione nella richiamata di 5,8 G
      1. +2
        24 июня 2019 22:02
        Цитата: Ратуш
        Итальянцы глворят что в пикировании на испытаниях достигли 1000+ км/час

        На прямом крыле ? Чего-то сомнительно. Дело в том, что при резкой смене высоты спидометр подвирает очень сильно.
        1. +3
          24 июня 2019 22:08
          Не спидометр.Техсредствами на земле мерили скорость самолета.Там пилот не дышал почти,ему не до спидометров было.Да и отключились почти все приборы изза вибрации
          1. +3
            24 июня 2019 22:13
            Цитата: Ратуш
            Не спидометр.Техсредствами на земле мерили скорость самолета.Там пилот не дышал почти,ему не до спидометров было.Да и отключились почти все приборы изза вибрации

            На прямом крыле ? Тандер-то до 813 еле-еле разогнался с его-то массой и двумя тысячами кобыл. Посвистывают макаронники..
            1. +2
              24 июня 2019 22:18
              Antonio Duma, Quelli del Cavallino Rampante – Storia del 4º Stormo Caccia Francesco Baracca, Roma, Aeronautica Militare – Ufficio Storico, 2007


              У этого товарища можете проверить.стр.216
            2. +1
              24 июня 2019 22:27
              У болта аэродинамика такая себе. Кастольди же в аэродинамику очень даже умел - планер был великолепен, да и движок жидкостный значительно улучшает её. На прямом крыле не только они тысячу брали.
              1. +3
                24 июня 2019 22:37
                Ну это войсковые испытания были.Сверхопытным пилотом.А в обычных условиях до таких скоростей не доводили.Ближе к 1000 км/ч отказывал механизм управления стабилизаторами и механизм управления винтом заклинивало в положении MAX.
                Но основными проблемами была кислородная система самолета и соответственно проблемы с высотными полетами.Также самолет не мог летать в "перевернутом" положении.Хотя и была система прямого вспрыска инжекторами,отсутствовала система прокачки топлива в таком положении
            3. +1
              25 июня 2019 12:11
              Дак кувшин и весил 7 тонн
  8. +1
    25 июня 2019 03:08
    Не пойму, М.C.200 и Fiat G.50 - это одно и то же ?
    1. +4
      25 июня 2019 06:47

      Fiat G.50 Freccia. Первый итальянский истребитель - моноплан. Первый полет - 1937 год, Конструктор - Джузеппе Габриэлли.
      1. +4
        25 июня 2019 06:56

        Macchi C.200. Первый полет - 1937 год. Конструктор - Марио Кастольди.
        Fiat G.50 , Reggiane Re.2000 , AUT 18 , IMAM Ro.51 и Caproni-Vizzola F.5. - самолеты, которые были сконструированы под программу 1936 года переоснащения Regia Aeronautica новым истребителем.
        1. 0
          25 июня 2019 11:07
          Подозрительно похожи машины друг на друга.
          Вот уж кого следовало бы "Горбатыми" называть.
          Взлетели в один год...
          А не мог ли "гениальный маэстро Марио" заимствовать
          некоторые компоновочные идеи у Джуззи Габриэлли?
          Или скорее наоборот: Габриэли взял идеи "маэстро Марио"?
          1. 0
            25 июня 2019 11:33
            Достаточно почитать биографии этих авиаконструкторов, чтобы убедиться, что никто ни у кого ничего не заимствовал.
        2. 0
          3 июля 2019 20:35
          Спасибо за информацию.
          Однако эти машины на удивление одинаково уродливы.
      2. +3
        25 июня 2019 12:15
        Самим итальянским лётчикам не очень нравился. Продавали финнам! Тем "очень" понравилась открытая кабина пилота. особенно зимой.
    2. +1
      25 июня 2019 07:19
      Скорее всего, нет...просто более ранняя машина, чем "Маки"
  9. +3
    25 июня 2019 08:44
    У томахауков (Р-40В/С) еще не было шести крупнокалиберных пулеметов
    1. 0
      25 июня 2019 12:13
      Были-еще ранних 2 синхронных и по 2 в крыле-потом все 6 в крыльях были.Летчика читал что на северном воевал.норм 6 пулеметов было.хоть и подойдешь поближе но как дал то все.И не хаил "китти" особливо.можно на нем при опыте и летать хорошо было.преимущества имел.
      1. +1
        25 июня 2019 13:53
        Вот эйрвор пишет о Р-40С
        два 12.7-мм пулемета Colt-Browning M-2 (380 патронов на пулемет) и
        четыре 7.62-м м пулемета Colt-Browning MG-40 или 7.7-мм пулемета Browning Mk.II (480-500 патронов на пулемет)
        Т.е. крупнокалиберных - только 2 . А то , что потом - уже не томахаук
        1. 0
          25 июня 2019 23:07
          Да там особо разницы в них не было что китти что р 40.бок о бок шли.крепкие машины были
  10. +1
    25 июня 2019 11:39
    Цитата: Undecim
    о безалаберности итальянцев не соответствует действительности.

    ну как сказать. во-первых, они поздновато стали менять g50 и молнию. Да и без авиапушки воевать - жесть
    во-вторых, они кучу удачных ударных самолетов не запустили в серию и модернизации были спорные.
    В италии было 3 прототипа шикарных пикировщиков. Ни один в серию не пошел.
    Со "шнельбомбером" тоже были какие-то странности.
    дошло до того, что Италия в аренду брала эскадрильи штук.
    1. 0
      25 июня 2019 12:21
      Сперва они поздновато стали менять CR-42! "Соколы" использовались до 1943 года.
  11. +1
    25 июня 2019 12:27
    Цитата: hohol95
    поздновато стали менять CR-42! "Соколы" использовались до 1943 года

    сокол был очень удачным в плане нанесения наземных ударов -
    немцы тоже использовали не-51 для штурмовки, а мы в 43 году использовали и-153.
    и все-таки воевать против первых серий харрикейнов - это не против спитфайра 5
    1. 0
      25 июня 2019 15:09
      Не знаю ничего про Не-51, якобы используемый для штурмовки,
      а вот "Хеншель-123", также биплан одноместный, немцы активно использовали как штурмовик и легкий бомбардировщик.
      И подскажите, где же в 43-ем году наши ВВС использовали И-153?
      Где именно "Чайки" И-153, в 1943 году наносили наземные удары?
      При налаженном в 1943 году выпуске штурмовиков Ил-2?
      Причем даже и на эвакуированных заводах?

      Насколько могу судить, оставшиеся "Чайки" со второй половины-конца 1942 года были изъяты из строевых авиачастей, и переведены в некоторые части авиации ПВО в Закавказье и на Юге страны, занимавшиеся охраной с воздуха нефтеносных районов города Баку и некоторых других объектов.
      1. +1
        25 июня 2019 15:17
        https://military.wikireading.ru/54391
        Летом 1943 г. во время активизации боев в районе Керчи и Новороссийска «Чайки» вернули обратно. Теперь их основной задачей стало подавление зенитных средств и уничтожение прожекторов. Подобным образом применялись И-153 авиации Черноморского флота. Активное использование истребителей-бипланов по ночам на этом участке фронта отмечалось в течение всего 1943 г.

        еще я сильно подозреваю, что в румынских горах использовали, потому что в горной местности только и-153 мог нормально наносить удары.
        1. +1
          25 июня 2019 15:33
          Приятно удивили!
          Даже источник привели.
          Спасибо, с большим интересом его прочел.
          Соглашаюсь и с вами, и с Масловым.
      2. +1
        2 июля 2019 22:13
        Цитата: ангел-истребитель
        Не знаю ничего про Не-51, якобы используемый для штурмовки,
        а вот "Хеншель-123", также биплан одноместный, немцы активно использовали как штурмовик и легкий бомбардировщик.
        Использовался, и очень активно, ещё с Испании, где примерно с 37-38 гг. перешёл с истребителей в разряд истребителей-бомбардировщиков, а ещё позже в класс неспециализированных штурмовиков. Потом во фронтовых операциях применялся как минимум в Польше, далее - эпизодически.

        Про Hs-123 у меня была статья в ранних материалах, мне кажется, достаточно познавательная - это был не истребитель, а по-сути именно штурмовик, в чём то более живучий, чем даже Ил-2 ранних серий, как ни странным это может показаться, и в итоге получивший достаточно серьёзное вооружение.

        Его проблемой была маленькая серия + то, что немцы посчитали его "устаревшим", а он мог действовать там, где не могли "штуки" и более тяжёлые машины, и в случае возобновления серийного производства (на чём настаивали многие офицеры Люфтваффе) мог бы много крови попортить нашим войскам.

        Цитата: ангел-истребитель
        И подскажите, где же в 43-ем году наши ВВС использовали И-153?

        Отвечу за товарища - касательно 1943 года не знаю, может он и погорячился, но то, что ещё в 1942 году остававшиеся Чайки использовались на южном направлении и на северном участке фронта как лёгкие истребители и истребители-бомбардировщики - факт.
  12. +1
    25 июня 2019 14:00
    Вообще Италия имеет весьма глубокие авиационные корни - довоенные и послевоенные самолеты были весьма совершенны и интересны.
    Из довоенных - истребитель Fiat CR.32 известный по гражданской войне в Испании. Транспортный самолет Caproni Ca.133 Транспортный самолет Fiat G-12 / Fiat G-18, Savoia Marchetti S-73, Транспортный самолет Savoia Marchetti SM-75 Marsupiale, транспортный S.M.79 Sparviero и бомбардировщик-торпедоносец на его базе - знаменитый Savoia-Marchetti SM.79 Sparviero.

    http://wwii.space/transportnyie-samoletyi-italiya/

    Из послевоенных например: истребитель-бомбардировщик Фиат-Аэриталия G.91

    (фото из авиамузея Римини)
    Фиат G.80/82,
    Из современных:
    Вертолет АW129 «Мангуста» видел в учебных боях - очень маневренная машина.
    Aermacchi M-346 — современный итальянский учебно-тренировочный самолёт. Первоначально разрабатывался совместно российским ОКБ им. А.С.Яковлева (базовый планер идентичен Як-130).

    Транспортный Аления-Аэрмакки С-27J (развитие Аления G.222)
    Конвертоплан AW609 (разработка Bell/Agusta Aerospace Company) - весьма перспективная машина.
    Piaggio P.180 Avanti изящный бизнес-самолет.

    http://www.airaces.ru/plane/voennye-samoljoty-italii/ небольшая подборка военных и военно-транспортных самолетов Италии до конца войны

    ну и экспериментальный самолет-труба (шайтан труба) :) Campini-Caproni CC.2 N1

    второй в истории самолётом с турбореактивным двигателем

    Италия любит своих пилотов и авиацию.
    PS Видел в полете довоенные аэропланы из частный коллекций.
  13. +1
    25 июня 2019 15:39
    Цитата: ангел-истребитель
    Не знаю ничего про Не-51, якобы используемый для штурмовки,

    22 июня 1941 года больше 80 штук принимали участие в боях. и кажется 2 были сбиты в этот день (точно не помню). Немцы вообще в первые недели собрали абсолютно весь свой авиахлам, который мог что-то полезное сделать, потому что современной ударной авиации не хватало примерно троекратно.
  14. 0
    26 июня 2019 04:25
    Меня всегда удивлял камуфляж итальянских самолётов. Спасибо за статью!
  15. 0
    23 июля 2019 10:24
    у макки камуфляжи просто шикарные
    что что , а эстетика военной техники у итальянцев на уровне.