Энтропия Донбасса: инфраструктура республик может приказать долго жить

23

Тяжелое наследие


Тотальная изношенность транспортной системы, городской и прочей инфраструктуры, а также жилого фонда является общей проблемой для постсоветского пространства. Однако в случае Украины, двадцать пять лет с безразличием относившейся к доставшимся ей вотчинам, в том числе к Донбассу, проблема носит и вовсе катастрофический характер. В случае ЛДНР ситуация еще более усложнилась в связи с боевыми действиями и послевоенной разрухой.





Если не считать центральных улиц Донецка, отремонтированных к Чемпионату Европы по футболу в 2012 году и относительно презентабельного центра Луганска, города и веси ЛДНР выглядели изрядно запущенными еще до начала обстрелов – в том же Донецке достаточно доехать до Мариупольской развилки, чтобы насладиться зрелищем самых настоящих трущоб. Периферийные города выглядят еще более печально.

В 2015-2016 годах при помощи России были решены многие проблемы – отремонтированы мосты, восстановлено покрытие на основных направлениях и т. д. К сожалению, с тех пор как забота об инфраструктуре вновь перешла под ответственность республиканских служб, ситуация значительно ухудшилась.

Заплата на заплате


Вопрос тут даже не столько в компетентности локальных служб или чиновников – многие проблемы накапливались десятилетиями, и на их решение сейчас банально нет средств. Например, до войны областные власти Луганска и Донецка более-менее следили только за главными транспортными артериями, игнорируя периферию. В итоге десятки городков и сел ЛДНР остались практически без асфальта, покрытие там нужно менять полностью.

На главных автострадах ситуация не лучше – отремонтированное в 2016 уже напоминает сплошную мешанину латок. Особенно способствует разрушению покрытия большое количество грузового транспорта (и разных тяжелых самоходных агрегатов). Местные власти проблему почти не контролируют – например, в этом году в ДНР сообщили о ремонте 25 тысяч квадратных метров покрытия. Цифра ничтожна, однако, помимо этого, стоит учесть, что в основном речь идет о ямочном ремонте, крайне недолговечном.

Затерянные в степях


Дороги – наиболее очевидная проблема, с которой приходится сталкиваться практически каждый день. Однако есть сотни других, менее заметных. Местная пресса крайне не любит говорить о проблемах степной глубинки, хотя на самом деле это сотни тысяч людей. Это городки и поселки, до которых крайне непросто добраться (по причине отсутствия асфальта), страдающие от множества недугов. Степные населенные пункты часто страдают от засухи: если отказывают насосы, люди остаются без воды. Периодически прерывается электроснабжение, засыпает снегом дороги… Районные власти о проблемах знают и на места выезжают, но что толку, если в бюджете нет денег, а в штате достаточного количества сотрудников?

Впрочем, в какой-то мере сельским жителям может быть даже проще – почти у каждого есть печное отопление, у многих колодцы и удобства во дворе. Куда интереснее будет жителям Донецка или Луганска в случае отказа системы канализации или пресловутой системы водоснабжения, вода в которую поступает с подконтрольных Украине территорий. Безусловно, 2014 год, когда жителям осажденных мегаполисов приходилось неделями жить без воды, электричества и отопления, многому научил народ Новороссии, тем не менее, все эти неприятности не слишком способствуют формированию положительного имиджа республик и едва ли добавляют желания жить здесь.

Долой косметику


Ситуация, в принципе, аналогична сложившейся в промышленности: материальная база изношена, зачастую отслужила не один срок эксплуатации. Косметический ремонт позволяет худо-бедно эксплуатировать сети и оборудование, но если не проводить капитальный ремонт и не делать солидных инвестиций в омоложение, рано или поздно ситуация чревата фиаско.

Для предприятий это означает остановку производства, для населения – потерю рабочих мест, дискомфорт, техногенные катастрофы и так далее. Вероятно, в правительствах ЛНР и ДНР осознают, что постоянно латать на живую нитку изношенное еще в украинские времена хозяйство не получится. Вопрос лишь в том, где брать средства?

Пожалуй, если отказаться от различных необязательных мероприятий (концертов поп-звезд и прочей необязательной деятельности); поскрести по сусекам и всерьез разобраться, куда идут получаемые металлургией, коксохимической и добывающей отраслью средства, изыскать средства удалось бы.

Главный вопрос: есть ли желание и возможность? В то же время стоит признать, что, если ко всем прочим прелестям жизни в Новороссии добавятся хронические инфраструктурные проблемы, республики попросту вымрут. И тогда правительству просто некем будет управлять, а все жертвы окажутся напрасны.
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    28 июня 2019 15:16
    Видели мы все это в 2014 году ,когда по энергетике помогали..Дело все в том,что конфликт в той форме что сейчас-бесконечен.Тут надо рубить этот узел и решать вопрос о вхождении республик в состав РФ.Наглядный пример-Абхазия.Инфраструктура убита и пути решения зашли в тупик.Впрочем это все на совести тамошнего руководства.
  2. +8
    28 июня 2019 16:15
    После ликвидации Мозгового, Ищенко, Дрёмова рухнула последняя надежда на модернизацию края. "Птенцы гнезда Януковича" не будут добровольно отстегивать на капитальный ремонт многоэтажек и коммуникаций. А из народных мэров не уцелел никто.
  3. +3
    28 июня 2019 16:30
    Цитата: 210окв
    совести ... руководства

    у вас логическая несовместимость в выражении
    1. +1
      28 июня 2019 23:34
      В чем несовместимость?В том что абхазское руководство любит получать деньги от России,но не любит за них отчитываться?Или в том что политические амбиции важнее экономической выгоды объединения с Россией?Это в определенной мере относится и к ЛДНР.Только тут ещё и гражданская война и политика слилась по полной.
  4. +1
    28 июня 2019 17:09
    Интересно, а может Россия помочь с дорогами, если исключить политику. Или надо ещё одну шкуру с автомобилистов снять.
  5. 0
    28 июня 2019 17:48
    Автор перечислил те проблемы о которых все знают и которые свойственны не только для ЛДНР, но и в подавляющем числе для многих городов и районов в России, где нет войны и нет бюджета. Можно подумать, что основная цель статьи состоит в том, что бы подчеркнуть то, что если бы ЛДНР оставались в составе Уркаины, то оных проблем у них бы не было. Однако глядя на недострану с победившей "демократией" и состояние её дорог с развалом промышленности, от которой отошли ЛДНР, что то подсказывает то, что всё было бы так же, если не ещё хуже. Ясен перец, что проблемы есть, но у кого бы их не было после того, как обрезаны бюджетные дотации из центра и потеряны поставщики и рынки сбыта, когда практически с нуля надо выстраивать экономику исходя из сложившихся реалий. К тому же не надо забывать и то, что не малую часть средств зарабатываемых республиками забирает и продолжающаяся война. Справятся они, всё нормально у них будет.
    1. +1
      28 июня 2019 23:38
      Можно подумать, что основная цель статьи состоит в том, что бы подчеркнуть то, что если бы ЛДНР оставались в составе Уркаины, то оных проблем у них бы не было

      В том виде, в котором они сейчас (проблемы), то действительно - такого не было бы.
      с развалом промышленности, от которой отошли ЛДНР, что то подсказывает то, что всё было бы так же, если не ещё хуже.

      Война- это вегда война, которая несет огромные разрушения, а значит:
      -массовое разрушение инфраструктуры и промышленности в ходе боевых действий,
      -отток беженцев, а это потеря сотен тысяч людей уехавших как в РФ, так и на территорию Украины.
      -Сюда же надо добавить разрыв экономических связей, не один здравомыслящий бизнесмен, будь это россиянин или украинец, не будут вкладывать деньги в открытие "магазина" в непосредственной близости от линии фронта.
      Просто сравните в цифрах экономику Харьковской, Одесской и может Николаевской с Днепропетровской областями где не велись боевые действия, хотите сказать что там в экономическом плане за эти годы стало "хуже",чем в ЛДНР?
      -лично я сомневаюсь
      1. 0
        29 июня 2019 00:05
        Цитата: Чс4т
        -Сюда же надо добавить разрыв экономических связей, не один здравомыслящий бизнесмен, будь это россиянин или украинец, не будут вкладывать деньги в открытие "магазина" в непосредственной близости от линии фронта.

        Вот те же яйца, только в профиль...
        Цитата: Ныробский
        Ясен перец, что проблемы есть, но у кого бы их не было после того, как обрезаны бюджетные дотации из центра и потеряны поставщики и рынки сбыта, когда практически с нуля надо выстраивать экономику исходя из сложившихся реалий.
        Суть сказанного одна и та же...
        Цитата: Чс4т
        Просто сравнить экономику Харьковской, Одесской и может Николаевской с Днепропетровской областями где не велись боевые действия, хотите сказать что там в экономическом плане за эти годы стало "хуже",чем в ЛДНР?

        Хуже стало, это факт. И таки да, стало хуже не смотря на то, что там не было боевых операций. По состоянию на 2016 год ( за два года) накрылись медным тазом; -
        Автомобильный завод "Часив Яр"
        Автомобильный завод "Черкасский автобус"
        Автомобильный завод корпорации "Эталон" ?
        Азотный завод "Ривнеазот", город Ровно
        Азотный завод "Северодонецкое объединение Азот", город Северодонецк
        Аккумуляторный завод "Веста"
        Баливский комбинат хлебопродуктов
        Днепропетровский комбайновый завод
        Днепропетровский трубный завод
        Завод "Азовские смазки и масла"
        Завод "Днепрошина"
        Завод сельскохозяйственной техники «Львовсельмаш»
        Запорожский автомобильный завод
        Запорожский арматурный завод
        Запорожский сталепрокатный завод
        Запорожский ферросплавный завод
        Киевский завод безалкогольных напитков "Росинка"
        Кременчугский автосборочный завод
        Львовский автобусный завод ЛАЗ
        Лохвицкий сахарный завод
        Машиностроительный завод "Азовмаш"
        Оржицкий сахарный завод
        Ровенская спичечная фабрика
        Троицкий маслодельный завод
        Харьковский авиационный завод
        Харьковский тракторный завод (все еще работает, на 4-дневном графике)
        Цементный завод «Пушка» в г. Краматорск
        Южный машиностроительный завод имени О. М. Макарова ...
        Этот список далеко не полный т.к. с 2016 по 2019 год накрылись ещё куча предприятий, заводов и припортовой инфраструктуры. А вот об открытии крупных заводов вестей нет.
        Цитата: Чс4т
        лично я сомневаюсь
        Даже не сомневайтесь, все "перемоги" есть в открытом доступе hi
        1. -2
          29 июня 2019 07:51
          Цитата: Ныробский
          открытии крупных заводов

          интерактивная карта что есть что расширяться, что строиться
          не густо но есть с 2015 по 2018
          https://www.google.com/maps/d/viewer?mid=1kI7M2ngkfqQ78HuA0sCKGEaENzg&hl=en_US&ll=47.396417450449654%2C39.09599063798828&z=5
        2. -3
          30 июня 2019 17:35
          Большая часть предприятий из списка как работала,так и работает,даже расширяют производства.
          Вот честно,я уже давно не видел такого дерзкого вруна)
        3. -1
          1 июля 2019 17:35
          Ну Вы выдали. 70% процентов предприятий из Вашего списка полностью рабочие.Откуда черпаете столь "обширные" познания.А в 2017-2018году,сделано автострад больше (правда на еврогранты)чем за последние 15 лет.Правда при такой жаре +35-37,и полной импотенции контроля за тоннажем перевозимого груза,дорог этих не хватит.
  6. -3
    28 июня 2019 18:45
    полноценно помочь лднр средств не хватает, признать их независимость боязно из-за усиления санкций, поэтому будет выдаваться/создаваться как благо идти обратно в "демократическую" украину. может план такой с засланным казачком. а еще пмр, абхазия и южная осетия, карабах
  7. +4
    28 июня 2019 18:54
    Со своими дорогами бы сначала разобраться.
    1. +1
      29 июня 2019 13:23
      Точно! В дедовой деревне- Нижегородская область- как-бы *асфальт *доходит только до церкви у въезда, а дальше,,,,,,21 век!
  8. 0
    28 июня 2019 19:44
    в Украине эти проблемы тоже есть. Несмотря на все увеличивающиеся ассигнования на дороги-качество растет медленно.
    Этот заплаточный ремонт, этот асфальт от жары плавящийся, историческая брусчатка которая веками стоит и асфальтовая которая год не держится.. в общем аналогичные проблемы наверное и в РФ есть.
    Проблема дорог всегда стояла актуально. И взывания что у нас климат и расстояние-это всего лишь отговорки.
    Почему то когда строят не местные(турецкие компании) то качество выше и держится дольше и дешевле.А местные дорого и паршиво.
  9. -1
    28 июня 2019 20:02
    А это Россия в Шереметьево не проехать утонешь.
    https://www.ntv.ru/novosti/2208063/
  10. +2
    29 июня 2019 06:44
    Статья хорошая. Тут давно надо разбираться куда и на что идут доходы от малочисленных предприятий. И на что расходуются полученные средства. Это по поводу танцев под звездами. Я знаю обстановку в библиотеке Крупской , их многочисленные высосанные из пальца "мероприятия", в половине случаев никому не нужные, штат на уровне 80х при реальной (без загона) посещаемости раз в 10 меньшей , чем в 80х, зарплатах в библиотеке больше, чем у шахтеров и ополченцев, закупках хозтоваров по ценам выше рыночных и других безобразиях. Тут много можно сказать. Основная задача присосавшихся к власти не провести реальные преобразования, а отчитаться перед кураторами и отпилить кусочек себе. Вот и бродит армия здоровых мужиков вылизывая улицы, вместо того, чтобы производить хоть какую товарную продукцию. Но картинка хорошая. Город чистый, все танцуют.
  11. 0
    29 июня 2019 08:21
    Такое не только в ЛДНР. Такое на Украине сейчас везде, кроме Куева.
    1. -1
      30 июня 2019 08:52
      Цитата: ТермиНахТер
      Такое не только в ЛДНР. Такое на Украине сейчас везде, кроме Куева.

      в Украине лучше(ну хотя бы потому что больше средств вкладывается)
      а в Киеве такая же ситуация, как в обычном мегаполисе.Есть места ничуть не хуже "донецко луганских" и наоборот. Все зависит от людей.
      1. 0
        30 июня 2019 16:55
        Я не знаю сколько вкладывают, но из вложенного 70 % разворовывается, так что ни хрена не лучше. Зайдите в фейсбук и посмотрите в каких выражениях там называют дороги и фото посмотрите. Донбассу даже после бомбежек не снились такие дороги, как в Кировоградской, Николаевской и некоторых других областях. В Запорожье износ мостов Преображенского и плотины ДнепрГЭС превысил 80 %. Когда закончат мосты не знает даже Бог.
        1. -1
          30 июня 2019 22:32
          Цитата: ТермиНахТер
          Я не знаю сколько вкладывают, но из вложенного 70 % разворовывается, так что ни хрена не лучше.

          откуда данные по 70%? Может 1-а может все 100% laughing
          ведь сколько вкладывает--это официальные данные. Сайт Автодора. Сообщения правительства.
          Но там нет цифры "разворовывания".
          Цитата: ТермиНахТер
          Донбассу даже после бомбежек не снились такие дороги, как в Кировоградской, Николаевской и некоторых других областях.

          2/3 ДОнбасса это Украина, и там тоже проблем с дорогами хватает.
          Дороги как показатель состояния транзитных линий.
          Но в ОРДиЛО помимо стандартного "украинского износа" еще и +бомбежки, военная техника, боевые действия..Так что по любому хуже.
          Либо туда наняли немецкие фирмы по строительству дорог и вложили пару миллиардов долларов.Или турков наняли..В общем в этот вариант вериться с трудом.
          1. 0
            1 июля 2019 18:03
            Наши дороги без всяких бомбежек и так как фронтовые.
  12. 0
    1 июля 2019 05:25
    У меня знакомые два дня назад вернулись из Донецка в Киев. Провели там полторы недели. Так удивляются и рассказывают что дороги в городе Донецке в прекрасном состоянии, и даже лучше чем в Киеве. Котельные ремонтируются вроде по графику... А вот в остальном депресняк. Война уже 5 лет идет и ни конца ни края не видно.