Джон Пол Джонс. Самый американский русский адмирал

19
XVIII век – отличное время для необычных судеб. Находчивый авантюрист, решительный офицер, даже страдающий от долгов крестьянин – каждый из этих людей мог от души помотаться по свету, «увидеть мир», нажить приключений. Оставались в живых после такого бурного круговорота, конечно, далеко не все, но счастливчики оставляли потомкам интереснейшие истории жизней. Одним из таких неугомонных людей был Джон Пол Джонс, сумевший обильно наследить в британской, американской и даже российской истории.





Морской волк


Человек с незамысловатым именем Джон Пол появился на свет в южной Шотландии в 1747 году. Юноша вырос не из робких: не достигнув и 14-летнего возраста, он нанялся юнгой на торговое судно, курсировавшее между Британией и американскими колониями.

Дела у владельца шли не очень – несколько лет спустя тот разорился, и Джон стал работать на работорговцев. Но не задержался надолго и у них – уже в 1768 году, прибыв очередным рейсом в Ямайку, он уволился с невольничьего корабля, и на первом попавшемся судне отправился домой, в Шотландию. Времена были суровые, медицина слабая, и внезапные смерти в дальних путешествиях случались часто. Посреди Атлантики помер капитан, а затем и его помощник. Никто из простых матросов понятия не имел, как управлять кораблем, но Джон за прошлые плавания успел дослужиться до помощника капитана и понимал, что к чему.

Ему удалось решить две довольно сложные задачи – подчинить себе команду и привести корабль домой в целости и сохранности. Люди с таким сочетанием умений ценились, и владелец судна сделал Джона капитаном.

Несмотря на молодой возраст (на момент назначения Джону Полу был 21 год), спуску новый капитан никому не давал. У него постоянно случались инциденты. То матроса выпорет (в 1769-м), и тот помрет (правда, не от наказания, а от все той же лихорадки, но оправдываться пришлось долго), то в 1773 году вообще случится полноценный бунт с трупами, по итогам которого капитану пришлось бежать с корабля.


Джон Пол Джонс в образе пирата на британской карикатуре


Не беда! У Джона как раз умер брат в Виргинии, и брат не простой, а владевший поместьем. Решив сменить каюту капитана на жизнь плантатора, наш герой отправился в Америку, куда прибыл как раз к началу Войны за независимость.

Капер


Шла осада Бостона, отгремели сражения при Лексингтоне и Конкорде. Колонии все еще не решались официально объявить о независимости, но боевые действия велись вполне активно. Джон видел отличную возможность подняться и рвался в континентальный флот.

Именно тогда Джон Пол стал Джоном Полом Джонсом. Он обзавелся двойной фамилией в целях своеобразной конспирации – чтобы его деятельность в рядах бунтовщиков не подвела под монастырь его родственников в Шотландии.

В декабре 1775-го Джон – первый помощник капитана на корабле «Альфред». А полтора года спустя он уже получает свой собственный шлюп – «Провиденс». На нем он успешно каперствовал у канадских берегов, захватив 16 британских торговых судов.

В июне 1777 года Джонсу дали корвет «Рейнджер» и указание следовать в дружественно настроенную Францию, после чего использовать ее как базу для каперствования уже у берегов самой Британии. Звучало неплохо, но Джон хотел чего-то более серьезного и наглого. Он задумал серию атак на британские побережья. Там и добыча была жирнее, и англичан это бы сильнее разозлило – а значит, тем больше была бы его слава. Забегая вперед, скажем, что во втором он преуспел, а в первом, по крайней мере, в начале – не очень.

Джон Пол Джонс. Самый американский русский адмирал

Портрет Джона Пола Джонса работы Жана-Мишеля Моро, 1780 год


Начать он решил с Уайтхейвена, прибрежного города в Северо-Западной Англии. Атака началась 23 апреля 1778 года – «Рейнджер» лихо вошел в заполненную торговыми судами гавань и высадил десант. Замысел был прост – устроить грандиозный пожар, что спалит корабли в порту. Атакующие подожгли судно с углем, но что-то пошло не так. Пожар не спешил распространяться на соседние посудины. Времени сделать что-то еще не было – к порту стали стягиваться городские толпы, война с которыми выглядела занятием трудным и бессмысленным. Поэтому налетчики ретировались.

Тогда Джон решил попробовать старую пиратскую забаву с похищением ради выкупа. Целью стал граф Селкирк – его имение как раз находилось на острове Сент-Мэрис, что в нескольких десятках километров от юго-западной оконечности Англии. Затея тоже кончилась неудачей – графа просто не оказалось дома. Пришлось ограничиться грабежом драгоценностей.

Правда, вскоре после этого Джонсу удалось захватить вооруженный шлюп «Дрейк». А также поднять в английской прессе настоящую бурю – несмотря на то, что ущерб от его эскапад был, в общем, минимальным. Британцы были возмущены другим – какие-то каперы-колонисты обнаглели настолько, что атакуют английские города.

И этот шум сказался на карьере Джона Пол Джонса самым удачным образом.

Флотоводец


В 1779 году Джонс получает чин командора и новый, 42-пушечный, корабль, который тут же был переименован в «Простака Ричарда» (Bonhomme Richard) – таким был один из псевдонимов Бенджамина Франклина.

С этим, кстати, связан забавный казус гораздо более поздних времен. Американцы называют корабли в честь их отличившихся предшественников ничуть не реже, чем в честь заслуженных соотечественников. Во время Второй мировой они умудрились, случайно или нет, назвать в честь одного и того же человека (Бенджамина Франклина) не просто два одновременно существующих во флоте корабля, но два корабля одной серии. Ими стали 2 авианосца типа «Эссекс» – первый был, собственно, «Франклином», а второй – «Простаком Ричардом», в память о похождениях Джона Пол Джонса.

В августе 1779-го Джонс, стоя на шканцах «Простака Ричарда», повел к британским берегам эскадру из семи кораблей. Союзниками были французы, с которыми у Джона сложились не самые лучшие отношения. От него под различными предлогами, а иногда и без таковых, отваливался один корабль за другим, но грабить встречные британские суда и побережья это не мешало.

Другое дело – богатый английский конвой, на который Джонс наткнулся 23 сентября 1779 года. Он охранялся 50-пушечным фрегатом и вооруженным шлюпом.

Начало было просто «великолепным» – на «Ричарде» разорвалось две из шести 18-фунтовых пушек, самых мощных на корабле. Артиллерия неприятельского фрегата была сильнее и до этого события, а теперь преимущество англичан становилось совсем неприятным. У Джонса оставался последний шанс – абордаж. Он его использовал, но поначалу неудачно – противник отбил попытку.


Бой 23 сентября 1779 года


Зато вторая атака закончилась успехом – после яростного, полного напряжения, порохового дыма, трупов и ужасных ран боя, капитан английского фрегата сдался. «Ричард» при этом, что характерно, отчаянно черпал воду и был готов вот-вот пойти ко дну. Схватка была по меркам своего времени и размеров кораблей упорная и кровавая – потери убитыми и ранеными составили около половины команд.

«Простак Ричард» ненадолго пережил свою победу – корабль еле держался на плаву и пошел ко дну парой дней спустя. Это, впрочем, не обескуражило Джонса – он перешел на захваченный фрегат и с триумфом отправился во Францию, где его чествовали, как героя. Американский флот тогда состоял, в основном, из каперских кораблей, и по его меркам это было одно из самых крупных сражений. То, что оно завершилось убедительной победой, сильно подняло репутацию Джонса.

Русский адмирал


После войны Джонс осел в Париже. Там, в апреле 1787 года, на него обратили внимание русские вербовщики – дело шло к очередной войне с Османской империей, и России требовалось укреплять флот на Черном море. Опытные специалисты в этом деле были нелишни.

Летом 1788 года Джону довелось повоевать с турками в Днепровском лимане. Он командовал эскадрой в 13 парусных кораблей – линейных и фрегатов. Действуя бок о бок с гребными судами под командованием еще одного экспата, француза Нассау-Зигена, он дважды разгромил турок недалеко от знаменитой крепости Очаков.


Памятник в Вашингтоне


Но все хорошее, увы, закончилось. Джонс попал в круговорот интриг (не без участия того же Нассау-Зигена) и был отстранен от командования. В 1790 году он уже вернулся в Париж. Он продолжал жить там, пока летом 1792-го не получил из Америки сообщение о назначении его консулом в Алжир. Но Джонс не успел туда даже выехать – немногим спустя своего 45-летия наш герой умер от болезни почек.
19 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    1 июля 2019 20:31
    Кстати, в американском флоте Джонс так и не стал адмиралом - остался коммандером. Он был контр-адмиралом РОССИЙСКОГО ФЛОТА !
    1. 0
      1 июля 2019 21:14
      Я читала книгу Толстого:" Пётр 1" и там говорилось,что наняли в русскую службу в высоком чине Корнелия Крейса ( где-то встречала транскрипцию:Крюйс), вероятно, почти так наняли Джонса.
      Коллеги, я знаю, что Пётр Великий много нанимал иностранцев, потом тоже так делали,а кто знает как сложилась судьба хотяб самых ярких? О Брюсе я читала,что полюбил Россию как свою родину,а были ещё такие?
      1. +2
        1 июля 2019 22:06
        Цитата: Astra wild
        кто знает как сложилась судьба хотяб самых ярких?

        Андрей Иванович Остерман стал при племяннице Петра - Анне Иоановне, вице-канцлером и президентом коллегии иностранных дел.(а еще главным отрицательным героем романа Пикуля) Его сыновья станут один канцлером (Иван), второй (Федор) сенатором. Герой войны 1812 года Александр Остерман-Толстой - внук Андрея Ивановича.
        Антон Девиер станет первым петербургским полицмейстером, его сын Петр - генерал-аншефом. Из четверых сыновей последнего "прославятся" двое. Борис - лихоимством, за которое его лишат титула и сошлют бессрочно на каторгу, а Михаил многоженством.
        Потомки якобита Патрика Гордона в основном вернутся в Шотландию. Впрочем, счастья им это не принесет. Время Стюартов закончилось.
        У "арапа Петра Великог"о - Ибрагима Ганнибала было одиннадцать детей выжило из которых семеро. По крайней мере один (Иван) дослужился до генерал-аншефа. Дочерью второго - капитана II ранга Осипа Ганнибала была мать Пушкина - Надежда Осиповна.
        Это из более-менее заметных.
        1. 0
          2 июля 2019 08:55
          Спасибо Вам за Ваш комментарий . Про Ганибала читала у Пикуля,не очень привлекательный персонаж
      2. +1
        2 июля 2019 11:23
        Цитата: Astra wild
        высоком чине Корнелия Крейса

        описывалось кстати за сколько(3 тыс ефимков полное довольствие чин и прочие ништяки) кстати деньги получили от англичан за табак(откупили право продавать табак и заодно приказ курить табак всем)
        в основном обрусели. Некоторые вернулись.
    2. +2
      2 июля 2019 04:56
      Он перезахоронен в Америке в Военно-Морской Академии США в форме русского адмирала. В Питере есть мемориальная доска: «Джон Пол Джонс, контр-адмирал российского флота, национальный герой и основатель флота США жил в этом доме в 1788-1789 годах».
      В 1905 году историк Август Бюэль отыскал в Америке человека, сохранившего мемуары своего прадеда Джона Кильби, который служил матросом на «Бедном Ричарде» под началом Джона Пола Джонса. Благодаря этим запискам Бюэль с величайшим трудом отыскал могилу Джонса в Париже. Над ней образовался многометровый вековой слой. Когда вскрыли железный гроб и размотали белые тряпки, смуглый рыжеволосый шотландец лежал как живой в своем излюбленном мундире русского адмирала. Перед смертью гроб залили виноградным коньячным спиртом, словно предчувствуя, что Америка и Россия вспомнят своего героя. В последний путь Джонса проводили с почестями, которых никогда не видел Париж. Многокилометровый кортеж возглавлял сам премьер-министр Франции, держа в руках цилиндр, военный оркестр играл не погребальные, а торжественные марши. За океан адмирала сопровождала эскадра ВМФ США.
      Свое последнее пристанище русский адмирал, основатель ВМФ США нашел в специальной усыпальнице на территории Военно-Морской Академии США в Аннаполисе (штат Мериленд).
  2. +2
    1 июля 2019 20:36
    Джон Пол Джонс. Находчивый авантюрист, решительный офицер,...

    Так вот кто является, документально установленным "первооснователем", современных ЧВК winked . Если считать, что основными преимуществами ЧВК являются их оперативность, эффективность, профессионализм и неоспоримое финансовое преимущество.
    1. +2
      1 июля 2019 23:02
      Он все-таки скорее военспецом был. А прообразы ЧВК еще тысячи лет до Джона Пола были - взять, например, "Анабасис" Ксенофонта.
  3. +1
    1 июля 2019 20:53
    Плох тот юнга, который не мечтает стать адмиралом!
    Звонкий юнга! Ветер ты мой вольный!
    Рифы — это только миражи,
    Если только веры в нас довольно,
    И огня в достатке у души!
  4. 0
    1 июля 2019 20:56
    Он обзавелся двойной фамилией в целях своеобразной конспераци ",а конспирация помогла?
  5. +2
    1 июля 2019 20:59
    Автор, больше спасибо за Ваш рассказ: он интересный и читается на одном дыхании. Я уже соскучилась по таким рассказам.
  6. 0
    1 июля 2019 22:37
    У Пикуля есть прекрасная миниатюра "Потопи меня или будь проклят! " , кому интересно прочтите , о Джоне Поле Джонсе на русском к сожалению очень мало написано ,хотя человек был лихой.
  7. +1
    2 июля 2019 00:34
    Он был буйного нраву, любил выпить, носил казацкие шаровары. Однажды, под шафе, на лодке подплыл к турецкому кораблю и написал на его борту "Сжечь". Сожгли всю турецкую эскадру тогда...
    1. +8
      2 июля 2019 12:07
      Цитата: jhltyjyjctw
      Он был буйного нраву, любил выпить, носил казацкие шаровары

      да он и был посвящен в казаки. Заодно с ними гомерично пил. О чего почки и отказали в 45
      Происхождения он был самого неинтересного, сиречь – крестьянского. С младых ногтей что-то там пахал, помогая отцу – садовнику графа Селкирка. Что-то, однако, не устраивало мальчика в подобной участи – и в 13 лет от роду он уходит из дому, устраиваясь юнгой на торговый корабль. Здесь он, казалось, сразу нашел себя. В 18 лет он уже – третий помощник капитана в 19 – первый. В общем, чем не жизнь для прирожденного моряка – тем более что его бригантина "Два Друга" была занята едва ли не самым выгодным видом тогдашнего фрахта: перевозкой на Ямайку негров-рабов.
      Эту бригантину, кстати сказать, Джон оставил именно из-за нелюбви к работорговле – видимо, подобный бизнес уже тогда не красил репутацию тех, кому важна была репутация. На родине моряк быстро нашел новое место, хотя и с понижением: он вновь стал вторым помощником капитана на шлюпе "Джон". Однако в первом же рейсе судьба позаботилась о его карьере: оба начальника разом умерли от желтой лихорадки, и второй помощник самостоятельно привел судно в родной порт. За это хозяевами судна он не только был оставлен капитаном, но и получил право на десятую часть доходов от фрахта.
      В этом статусе, увы, Джон Пол совершил лишь два рейса – во время второго он насмерть запорол нарушившего дисциплину матроса. Ареста удалось избежать, но репутация моряка сильно тогда пострадала – пришлось уехать прочь: на судне "Бэтси" Джон отправляется на Тобаго, откуда полтора года выполняет перевозки внутри Карибского бассейна – пока не наступает на те же самые грабли: в 1772 г. он саблей зарубил одного из матросов, будто бы поспорившего о вознаграждении и оказавшего неповиновение. Эта история потом долго тянулась за нашим героем шлейфом – тогда же он на время вынужден был расстаться с морем. В 1773 г. в Вирджинии умирает его старший брат – владелец небольшой плантации. Условием принятия наследства было принятие дополнительной фамилии бездетного брата – так Джон Пол стал Джоном Полом Джонсом
      так что никакой конспирации. Требование завещания.
      в 1775 г, в 28 лет, Джон Пол Джонс вербуется в королевский флот – и, по некоторым данным, вновь попадает в знакомую переделку: опять неповиновение экипажа и опять Джон Пол Джонс расправляется с членом команды, который оказывается сынком кого-то высокопоставленного. Англия объявляет моряка в розыск, и тот возвращается в Америку. Где к этому времени началась революция.
      В феврале 1776 на 30-пушечном бриге "Альфред", переделанном из торгового судна "Эдуард Черный Принц", впервые был поднят американский военно-морской флаг – Джон Пол Джонс вышел на захват английских торговых судов и в апреле вернулся с богатой добычей.За это событие(подъем впервые флага) он уже достоин быть в пантеоне США.
      Франция активно использовала ГВ в Северной Америке для ослабления конкурента. И предоставила базу каперам в Бресте. А Брест это довольно близко к Англии!
      После войны Джон Пол Джонс поселяется в Париже – несмотря на славу во Франции и Америке, несмотря на ненависть к "Черному корсару" в Британии, работы в мирное время для него не было – и вожделенный чин адмирала так и остался для моряка недосягаемым. Даже на новой родине – в США – в этом ему отказывали под разными надуманными предлогами. Оно и понятно: в мирное время совсем другие адмиралы нужны…
      практика набора контрактников-иностранцев на русский флот, начатая Петром Первым, жила по крайней мере весь ХVIII век – в отличие от сухопутной армии, где уже при Елизавете подобное было вещью, на общем фоне малозаметной.
      Связано это было с, в высшей степени, странным местом, которое занимал военный флот в Российском государстве. Он как бы был большую часть времени не особенно нужен, но тогда, когда нужда в нем все-таки возникала, оказывалось, что он к ней решительно не готов – прежде всего, в кадровом отношении.

      Итак, иностранных моряков на русский флот брали охотно и с ощутимыми повышениями в званиях – причем не все такие контрактники оказывались, мягко говоря, первоклассными специалистами (хотя стоит признать и ряд отличных приобретений). Брали охотно – а вот шли они не слишком: особых военно-морских перспектив Россия в то время не имела.
      Как бы то ни было, наш герой стал русским моряком формально по инициативе русской стороны. В ответ на донесение посла в Париже Ивана Матвеевича Симолина, Екатерина пишет моряку собственноручное письмо с приглашением на русскую службу. В конце апреля 1787 г. прибывший в Петербург Джон Пол Джонс был представлен императрице французским послом – и по результату аудиенции получил, наконец, столь вожделенное адмиральское, точнее, контр-адмиральское звание. А также – направление на ТВД в Днепровский Лиман, в распоряжение Г. А. Потемкина.
      наем Джон Пол Джонса (под именем Павла Жонеса) был обставлен как принятие на флот офицера французской службы. Отсюда – представление Джона Пол Джонса графом де Сегюром. Формально, французский патент у нашего моряка имелся – однако, выдан он был по случаю: чтобы оградить моряка, попавшего в голландский порт, от обвинения в пиратстве (США Голландией тогда еще признаны не были). В общем, репутационные материи обещали массу проблем.Екатерина не хотела ссориться с британцами(многие британцы служили в русском флоте)

      Григорию Александровичу(Потемкину) в той кампании приходилось иметь дело со своеобразной публикой: помимо, как мы видим, бывших пиратов разных мастей, под его началом были такие международные авантюристы, как принц Нассау-Зиген, командовавший гребной флотилией, а еще – запорожские казаки, крайне неустойчивые по настроению ввиду недавнего упразднения Сечи и перехода части их товарищей на службу к султану.
      С запорожцами, кстати сказать, Джон Пол Джонс поладил в полной мере – что называется, родственные души нашли друг друга. Первая встреча Джона Пол Джонса с Сидором Билым состоялась 6 июня 1788 г. А 15 июня 1788 г. приехав в их расположение, моряк был торжественно произведен в казаки со всем подобающим ритуалом: кошевой атаман Сидор Билой вручил моряку турецкую шашку, казацкую люльку, затем его облачили в остальные элементы казачьей униформы, затем в ход пошла горилка… (Есть версия, что именно в те дни Джон Пол Джонс перешел в Православие – М.).Так что Пол одновременно в пантеоне США России и Украины.
      ночью 15 числа новоявленный казак Пол Джонс вдвоем с неким казаком Иваном на шлюпке выгребли в Очаковскую бухту, осмотрели мели и, подойдя незамеченными к борту турецкого флагмана, написали на нем смолой: "Сжечь! Пол Джонс." И вернулись обратно. На следующий день турецкая эскадра пошла в атаку. Адмиральский 64-пушечный корабль сел на мель, однако русские его не атаковали, боясь разделить его участь. В конце концов, флагман удалось снять с мели.
      На следующий день уже русские пошли в атаку. Турецкий флагман вновь сел на мель, после чего был подожжен зажигательными снарядами. Жестокий пират Пол Джонс приказал спустить шлюпки и спасать турецких моряков – за что был тут же высмеян своими цивилизованными соратниками. Через четыре часа турецкая эскадра вынуждена была разделиться – часть кораблей отошла к крепости под защиту ее батарей, остальные ушли в море, попутно попав под жестокий огонь русской артиллерии с Кинбурнской косы.
      Всего турки потеряли три 64-пушечных корабля, и один такой же был взят русскими в плен. Кроме того, были уничтожены 5 фрегатов, 30-пушечная шебека и 14-пушечная бригантина. 11 турецких судов, вставших у Очакова, были потоплены Нассау-Зигеном 1 июля, одну 50-весельную галеру удалось захватить. (В этом бою самое активное участие принимала гребная флотилия запорожцев. При взятии на абордаж турецкого судна, был смертельно ранен Сидор Билый).
      Пол Джонс за этот бой удостоился, по представлению Потемкина, ордена Св. Анны. Серьезные трения с князем Таврическим, однако, стали к этому времени фактом. Уже в письме императрице от 19 июня князь жалуется на моряка, в том числе и слегка модифицируя действительность – что, впрочем, неотъемлемо для жанра донесений начальству с ТВД.
      25 июня Екатерина еще надеется на благоприятный исход: "Что морские все сбесились от Пауль Жонеса, о том жалею. Дай Боже, чтобы перестали беситься – он нам нужен". Но уже 17 октября Потемкин вновь жалуется на Пола Джонса, ставя под сомнение его способность командовать более чем одним кораблем, и просит забрать моряка из вверенных ему сил.


      В Петербурге из за сексуального скандала он уехал.
      В тоске и одиночестве Джон Пол Джонс скончался от опухоли мозга. Ему было тогда 45 лет. Незадолго до смерти конгресс США поручил ему представлять интересы страны перед алжирским деем, в плен к которому попало несколько американцев, – к этой миссии моряк, однако, приступить не успел. 18 июля 1792 года консьержка нашла мертвого Пола Джонса лежащим на кровати в мундире контр-адмирала российского флота.
      На похоронах официальные представители США отсутствовали. Вторая родина вспомнила об основателе своего военного флота лишь в 1905 г. – с трудом удалось найти его могилу на заброшенном парижском кладбище, и лишь вскрыв металлический гроб моряка, все поняли, что он был загодя готов к посмертной славе: тело Пола Джонса было, согласно завещанию, заспиртовано коньячным спиртом и потому сохранилось превосходно. Благодарные американцы торжественно отправили останки героя в США на боевом корабле в сопровождении кораблей эскорта и перезахоронили – ныне Джону Полу Джонсу ставят памятники и называют в его честь корабли…
      Эсминец Джон Пол Джонс знакомый нам по фильму Батлщип.
      1. -5
        2 июля 2019 12:43
        интересно девки пляшут.сайт вроде бы российский.а популяризирует всех. кого не лень.но только не русских и советских адмиралов.АНТАРЕС ВОН ЦЕЛУЮ ПРОСТЫНЮ НАКРОПАЛ.
      2. +1
        2 июля 2019 17:37
        Антарес, большое Вам спасибо за Ваш комментарий- дополнение. ХОЧУ больше подобных комментариев. Их понятнее читать чем хамство или какое-то детское блеянье
  8. +1
    2 июля 2019 04:37
    Цитата: Astra wild
    ...а конспирация помогла?

    Александр Дюма. Капитан Поль. smile
    – Что же касается до его капитана, то нелегко сказать, кто он такой. Одни уверяют, что он моих лет или ваших, потому что, кажется, мы с вами почти ровесники, хотя судьбы у нас разные и кому-то, верно, придется лечь в могилу пораньше. Иные готовы поклясться, что он ровесник дяде моему, графу д'Эстену, который, как вы, вероятно, знаете, недавно произведен в адмиралы и теперь помогает английским мятежникам, как у нас называют сейчас американцев. Имени его я тоже не могу сказать вам, потому что он сам его не знает, а впредь до нового распоряжения называется Полем.
    – Полем?
    – Да, капитаном Полем.
    – Поль… а как же его фамилия?
    – Поль Провиденский, Ренджирский, Алианский – смотря по тому, каким кораблем он командует. Сами знаете, во Франции немало людей, смело прибавляющих к своему коротенькому имени название какого-нибудь поместья и прикрывающих все это рыцарским шлемом или баронской шапкой, так что их герб кажется таким древним, что любо-дорого посмотреть. Теперь он, кажется, называется Полем Индейским и, очевидно, гордится этим именем; по крайней мере, я бы на его месте не променял этот фрегат на лучшее поместье во всей Бретани.
  9. +2
    2 июля 2019 12:13
    Интересно, что в советский период о Джоне Поле Джонсе мало что писалось; несмотря на интерес к военной истории, я вообще узнал о существовании этой колоритной фигуры только когда прочитал в далёкой юности книгу "Потёмкин и Суворов", изданную уже в девяностые годы.

    Да, Россия в 17-18 веках достаточно активно пользовалась наймом "военспецов" в Европе. Причём эта практика началась задолго до Петра I, ещё как минимум в с периода правления Михаила Романова. Но самый большой колоритный факт - из раздела "что было бы если ?" - если бы из такого рода иноземцев молодого капитана артиллерии Боунопарте взяли бы на русскую службу (дело встало тогда за малым, дать чин-в-чин, а не с понижением на один ранг).
    1. 0
      2 июля 2019 17:38
      Я читала об этом