Пополнение корабельного состава украинских ВМС: ДШК «Кентавр»

34

Несколько «Кентавров»


В конце мая текущего года представители украинского судостроительного предприятия «Кузня на Рыбальском» в рамках очередного этапа заводских испытаний проверили в Черном море технические и мореходные характеристики десантно-штурмового катера «Кентавр».

Пополнение корабельного состава украинских ВМС: ДШК «Кентавр»




Таким образом, корабельный состав украинских ВМС в скором времени может пополниться сразу несколькими катерами типа «Кентавр». Первый, ДШК-01, был торжественно спущен на воду 14 сентября 2018 года, второй, ДШК-02, – четырьмя днями позже.

Напомним, что постройка катеров осуществлялась с 2016 года. Сроки договоров были неоднократно продлевались. Так, изначально, возникла задержка с передачей водометных движителей иностранного производства. Затем возникла необходимость внести некоторые изменения в конструкцию корпуса и энергетической установки, что потребовало проведение повторных испытаний.

По результатам модернизации шумность судна стала намного меньше. Кроме того, значительно улучшились маневренные характеристики «Кентавра». Так, в частности, речь идет о маневренности при разворотах и на ходу. К примеру, при перекладке руля судно разворачивается практически на месте. Помимо этого, положительным является крен катера в 4 градуса. Однако, по словам специалистов, в настоящее время заказчика полностью не удовлетворяет максимальная скорость катера, над чем продолжают работать на заводе.

Создание новых десантно-штурмовых катеров было необходимым с точки зрения качественного обновления корабельного состава ВМС Украины. Был нужен вариант катера, который отличался бы маневренностью, быстроходностью и незаметностью, мог транспортировать десант с обмундированием и мог использоваться для проведения операций в прибрежных водах, на озерах и реках.

От шведов и российского «Раптора»


В основу украинского катера была положена технология, разработанная и апробированная шведами, а также успешно использованная в российских катерах проекта «Раптор».

Если говорить о технических параметрах катера, то необходимо отметить, что его водоизмещение составляет 47 тонн. В длину судно достигает 24,3 м, в ширину – 4,8 м. При этом оно имеет осадку 1 метр. При таких габаритах катер способен развивать скорость до 40 узлов и имеет дальность хода 500 миль. «Кентавр» может находиться в состоянии автономного плавания до 5 суток. Численность экипажа составляет 5 человек.

У катера сварной стальной корпус, который разделен на несколько отсеков. В носовом отсеке расположена бронированная рубка, в которой собраны все средства управления энергоустановкой, средства наблюдения, навигации и связи. Кроме того, здесь же находится комплекс управления боевыми модулями. За счет высокого уровня автоматизации, члены экипажа имеют возможность совершать управление всеми бортовыми системами, в том числе и оружием, из рубки, дистанционно.

За рубкой установлена легкая мачта с постами средств связи (спутниковый терминал Iridium Pilot) и антеннами РЛС DRS4D-NXT. Жилой отсек находится прямо под рубкой. Благодаря такому расположению члены экипажа максимально быстро могут попасть на пост, не выходя при этом на верхнюю палубу.



Центральная часть корпуса отдана под десантный отсек. В нем предусмотрено все, что необходимо для размещения и перевозки 32 человек десанта с полным обмундированием. Из данного отсека можно пройти в носовой отсек, где при необходимости возможен вариант безопасной высадки десанта и экипажа через выдвижную аппарель.

В кормовом отсеке расположено и машинное отделение с главной энергетической установкой (два дизельных двигателя с приводами на два водометных движителя марки Hamilton Jet.



Преимуществом данного катера является наличие бронированного противоосколочного корпуса, который защищает машинное отделение, десантный отсек и рубку, что позволяет экипажу и десанту оставаться в безопасности. Помимо этого, рубка и корпус конструктивно сделаны с использованием технологии обеспечения малой заметности (известной, как stealth).

Боевые модули и другое вооружение


Украинский катер, в сравнении с иностранными аналогами, вооружен лучше. Так, его вооружение составляет два боевых модуля, расположенных над десантным отсеком и над рубкой) с 40-миллиметровыми гранатометами и 12,7-миллиметровыми пулеметами. Кроме того, катер имеет на вооружении 80-миллиметровую поворотную систему реактивного залпового огня, расположенную над машинным отделением, в кормовом отсеке. Система разработана украинским ГАХК «Артем» (предприятие входит в состав госконцерна «Укроборонпром»). Она состоит из двух 20-ствольных блоков, которые смонтированы на одном основании.

Крыша рубки оснащена блоками для отстрела дымовых гранат. Это говорит о том, что на катере имеется система постановки завесы, основная задача которой сводится к дезориентации атакующих ракет и лазерного облучения.

Если говорить о средствах противовоздушной обороны, то они представлены в основном ПЗРК. И, наконец, катер способен транспортировать и устанавливать морские мины заграждения.

Немного остановимся на 80-миллиметровой РСЗО, установленной на катере. Так, в конце лета прошлого года появилась информация о том, что на Украине завершился очередной этап государственных испытаний 80-миллиметровых ракет РС-80 («Оскол») с воздушных платформ. Это может указывать на то, что в ближайшее время эти НУРСы будут приняты на вооружение. Двумя годами ранее, в 2017 году, проводились госиспытаний этих же ракет с наземной платформы, в том числе мобильной польско-украинской ракетной системы «Маргаритка» (ее аналог в настоящее время установлен и на ДШК «Кентавр»).

За счет современной системы управления огнем данная система может запускать ракеты с различными боевыми частями в нескольких режимах не только по наземным целям (бронетехника, живая сила, укрытия), но и по воздушным (вертолеты и беспилотники). Так, например, после обнаружения и фиксации воздушной цели СУО производит расчет траектории движения цели и направляет НУРСы в точку «встречи». Из-за сверхзвуковой скорости ракеты РС-80, подлетное время до воздушной цели минимально. Подрыв БЧ, осуществленный специальным электронным программным взрывателем в заданной точке координат создает плотное осколочное облако, что гарантирует уничтожение воздушной цели.

По наземным целям дальность действия достигла 7 км, по воздушным – около 4 км. Кроме того, с целью повышения эффективности стрельбы ракеты могут быть оснащены различными видами взрывателей.

В результате проведения госиспытаний было установлено, что ракетная система «Маргаритка» имеет больше преимуществ по сравнению с существующими средствами противовоздушной обороны при стрельбе по воздушным целям, прежде всего из-за своей дешевизны. По словам экспертов, вполне можно предположить, что при ведении стрельбы с морской палубы результаты будут если не аналогичными, то очень близкими.

Подведём итоги


Таким образом, катер украинского производства за счет бронированного корпуса и большей численности вооружения примерно в два раза больше и тяжелее своих зарубежных аналогов, в частности, российских и шведских, у которых корпуса алюминиевые. В то же время «Кентавр» лучше вооружен и способен транспортировать больше десанта (32-36 человек против 20). Несмотря на это, украинское десантно-штурмовое судно имеет примерно одинаковую с ними минимальную осадку (1 метр против 0,9 м), но при этом развивает меньшую скорость: 40 узлов против 48. «Кентавр» имеет дальность плавания 500 миль экономичным ходом против 300 миль его аналогов.

Если все эти характеристики соответствуют действительности, и только в том случае, если «Кентавры» будут приняты на вооружение, можно будет говорить об усилении украинских военно-морских сил.
34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    1 июля 2019 04:55
    Если все эти характеристики соответствуют действительности, и только в том случае, если «Кентавры» будут приняты на вооружение, можно будет говорить об усилении украинских военно-морских сил.

    Курам на смех это усиление... Катер для погранцов в котором РСЗО лишнее. Кто вообще подпустит это недоразумение для эффективной стрельбы этой недо-РСЗО.
    1. +3
      1 июля 2019 17:02
      Вот мне минусы лепят, а я ведь собственно сам катер плохим не назвал. Я имел ввиду что катер попросту увеличенный аналог нашего раптора и соответственно задачи у него схожие. Так по кому собрались с РСЗО стрелять? По браконьерам? Просто хотелось пушку побольше, а кроме этой эрзац-РСЗО ничего не лезло? В этом и есть косяк, раптор это патрульный катер, а кентавр внезапно!!! штурмовой!!! то есть боевой!!! Это как сторожевик фрегатом обозвать, что бы круто звучало. laughing laughing laughing
  2. 0
    1 июля 2019 05:32
    Теперь точно всех победят.
    1. Бычков черноморских не жалко?

      laughing
  3. +9
    1 июля 2019 05:38
    В понедельник с утра начинать обзор ВО с рекламной статьи про "Звезду смерти" местного разлива,
    За счет современной системы управления огнем данная система может запускать ракеты с различными боевыми частями в нескольких режимах не только по наземным целям (бронетехника, живая сила, укрытия), но и по воздушным (вертолеты и беспилотники). Так, например, после обнаружения и фиксации воздушной цели СУО производит расчет траектории движения цели и направляет НУРСы в точку «встречи». Из-за сверхзвуковой скорости ракеты РС-80, подлетное время до воздушной цели минимально. Подрыв БЧ, осуществленный специальным электронным программным взрывателем в заданной точке координат создает плотное осколочное облако, что гарантирует уничтожение воздушной цели.

    По наземным целям дальность действия достигла 7 км, по воздушным – около 4 км. Кроме того, с целью повышения эффективности стрельбы ракеты могут быть оснащены различными видами взрывателей.

    Это наверное юмор такой?
  4. +4
    1 июля 2019 05:47
    Вообще-то, я поставил +за усердие, а нужно ещё и -минус за содержание статьи, ибо у катера есть проблемы с центровкой, и, как следствие этого с отстойчивостью на волне при
    даже небольшом шторме! И, проблема эта до сих пор не решена никак!
    1. +7
      1 июля 2019 06:06
      Цитата: Бережливый
      проблемы с центровкой

      Это называется метацентрической высотой. Чем она меньше, тем более корабль склонен к опрокидыванию
  5. -7
    1 июля 2019 06:10
    Что то мне не понятно.автор с таким восторгом пишет про морское ведро для кастрюлеголовых.....
    1. 0
      1 июля 2019 07:27
      Мне тоже не понятно, почему на этом ресурсе выходят подобные статьи.
      Все не российское нужно либо освещать индиферентно или поливать коричневой субстанцией.
      Это же военно-патриотический сайт, а не ресурс с объективной аналитикой hi
      1. xax
        -8
        1 июля 2019 08:07
        не ресурс с объективной аналитикой

        вот после таких рекламных статеек - этот ресурс и становится "не ресурсом с объективной аналитикой"
        1. -11
          1 июля 2019 08:32
          Вы на сайте, потому отвечаю. Катер-шматер - это ерунда. Главное, что вы шумите и получаете деньги. Или удовольствие. А вокруг коментов чухня рекламы. Пустые бредни. А вот начались бы боевые действия между путинскими (не хочу говорить русскими - сам русский) и украинскими войсками - вот было бы круто! И катера бы ненавистные вам утопили и эту маргаритку бы в деле проверили. Вы же этого хотите, или нет?
          1. 0
            1 июля 2019 12:27
            angry все что я могу вам сказать.в каком месте вы русский???
          2. +4
            1 июля 2019 12:40
            Не могу вам честно написать,т.к.забанят.посмотрите сначала на мою аватарку и ник,поэтому для меня эта плавпомойка только смех вызывает,а если по существу,то давно пора этому заповеднику его истинное место указать."путинские"войска и украинская армия,т.е.по вашему я Путину служил,а потомки свинопасов родину защищают.попадись вы мне я бы вам по мужски бы объяснил бы,что ваши подлые слова оч.нехорошие и неправильные.и вы бы их взяли бы назад....
          3. +4
            1 июля 2019 22:36
            хуже всего, то, что соседи и представители по сути родственных народов, сами того не замечая, даже в обсуждениях обычной статьи на сайте ВО, стали позволять себе называть друг друга, - "кастрюлеголовыми" или "свинорылыми" (с одной стороны) и "ватниками" или "колорадами" (с другой стороны) ?! Это добавляет радости от общения, или помогает взаимопониманию и взаимоуважению ?! Не пора ли опомниться, и перестать быть просто стравливаемыми стадами ?!
      2. +4
        1 июля 2019 08:28
        а где найти ресурс с объективной?
        1. xax
          +1
          1 июля 2019 15:43
          Цитата: bbtcs
          а где найти ресурс с объективной?

          Его наличие/отсутствие как-то отменяет то, что я написал выше?
      3. 0
        2 июля 2019 12:00
        Это же военно-патриотический сайт, а не ресурс с объективной аналитикой hi[/quote]
        В данной статье есть попытка объективной аналитики. Мой адрес: [email protected]. Предлагаю обсудить объективную аналитику без кавычек.
    2. +13
      1 июля 2019 08:35
      Ну, так про Раптор же аналогично можно написать. На сайте была статейка прямо лучший из лучших, не имеет аналогов (хотя сам аналог laughing ). Ну, а можно утопить в коричневом. В стиле - двигательная пара КАТ+Р-Р, 5 суток автономки это на сухпае - кухня была урезана от шведа и там только чаек можно кипятить, гальюн аж 1 на Пелловском рапторе, боевое применение под вопросом - причем большим. Речь даже не про ПКРы или борьбу москитных сил. Какой-нить Румынский Спайк, шведский тяжелый ПТРК или Хелфаер - и все. Нарваться же на такое вообще легко.
    3. -2
      1 июля 2019 12:22
      Да потому.что паспорт у автора российский. происхождение западенское.а убеждения-русофобские.
  6. +2
    1 июля 2019 08:14
    В целом неплохой катер для прибрежной зоны. Но цена, скорее всего, астрономическая с учётом того, что происходит в Украине.
  7. +3
    1 июля 2019 08:47
    мог транспортировать десант с обмундированием

    Интересное высказывание. А что, во всех других проектах десантируют в только трусах, и лишь здесь решена проблема "десантирования в обмундировании"?
    1. 0
      1 июля 2019 15:38
      Цитата: Авиатор_
      мог транспортировать десант с обмундированием

      Интересное высказывание. А что, во всех других проектах десантируют в только трусах, и лишь здесь решена проблема "десантирования в обмундировании"?

      Прочтите ТТХ "Рапора", - там реально 3 отделения только в трусах влезут.
      1. +2
        1 июля 2019 16:26
        Да вопрос не в том плохой/хороший, вопрос в том что он якобы усилит вмф незалежней. Как патрульный катер переросток может усилить вмф? Это же не противолодочный корабль. Его боевая эффективность при встрече с вероятным противником равно нулю.
  8. +9
    1 июля 2019 09:50
    Статья понравилась
    1. +2
      1 июля 2019 15:30
      Цитата: Albatroz
      Статья понравилась

      Да и катер в общем ничего вышел.
  9. +4
    1 июля 2019 11:20
    Центральная часть корпуса отдана под десантный отсек. В нем предусмотрено все, что необходимо для размещения и перевозки 32 человек десанта с полным обмундированием. Из данного отсека можно пройти в носовой отсек, где при необходимости возможен вариант безопасной высадки десанта и экипажа через выдвижную аппарель.

    Один вопрос - а как организован проход десанта в носовой отсек с аппарелью? Потому как на известных разрезах "Кентавра" показано что-то совсем непотребное: десант должен сначала подняться в рубку, а затем спуститься в носовой отсек.

    Причём вместимость носового отсека позволяет разместить в нём не более трети десанта - так что остальные две трети будут стадом носорогов ломиться через рубку в то самое время, когда находящиеся в рубке будут удерживать катер у берега и выдавать целеуказание огневым средствам.
    1. -4
      1 июля 2019 12:36
      Написано же,что экипаж-5 особей га вашей картинке,а укроособь одна за десятерых справится.
  10. 0
    1 июля 2019 12:24
    если на этот катер загрузить 30 человек с экипировкой.он утонет на месте.какие 40 узлов.?
    1. Черноморским бычкам и крабам надо же чем-то питаться...

      laughing

      "Бычки в томате" с полок евромагазинов уже ж все вымели.
  11. +2
    1 июля 2019 12:40
    Интересно как соотносятся всевозможные железки, торчащии из палубы и надстроек с малозаметностью. Не иначе обман зрения, кнехты и лестницы из композитных материалов.
    1. Это новоукраинская параллельная реальность альтернативно одарённых победителей спецолимпиад.

      На композитных кнехтах и пулемётах ржавчина - тоже композитная.

      laughing
  12. 0
    1 июля 2019 13:39
    Створки носового люка уже ржавые. Проём люка ведущий в десантный отсек с кормы (там телескопические хрени - офигеть) ржавый тоже.
    Вроде новый катер, а уже весь цветёт.
    1. Это ж стелс! На композитном стелс люке и ржавчина - стелс и композитная.

      Стелс-ржавчину невозможно заметить, Вы всё врётииии...

      laughing
  13. 0
    1 июля 2019 18:49
    Регресс кораблестроения. Раньше в УССР строили авианосцы, а теперь и катеру с иностранными потрохами рады.