Скоростные экспедиционные транспортные суда EPF (США)

28
В составе ВМС США имеется множество транспортных судов, способных перевозить личный состав и технику. С начала текущего десятилетия несут службу суда проекта Spearhead, предназначенные для скоростной переброски отдельных подразделений на значительные расстояния. Текущие планы предусматривают строительство 14 таких судов, и большая их часть уже выполнена – осталось достроить и передать заказчику лишь 4.


Четвертое судно серии USNS Fall River (T-EPF-4) во время испытаний, июль 2014 г.




Цель – скорость


В прошлом армия, флот и Корпус морской пехоты США активно прорабатывали вопрос повышения скорости переброски войск на удаленные театры военных действий. Армия делала это в рамках программы Theater Support Vessel, тогда как ВМС и КМП имели собственный проект High Speed Connector. В 2004 г. было принято решение об объединении двух программ с целью получения общего результата.

С этого времени работы осуществлялись в рамках проекта Joint High Speed Vessel («Единое высокоскоростное судно»). В 2015 г. классификацию изменили – новые суда переименовали в Expeditionary Fast Transport («Экспедиционный скоростной транспорт»). Соответствующим образом изменились и бортовые номера судов.

Задачей программы JHSV / EPF являлось создание перспективного транспортного судна, способного в минимальное время перебрасывать до батальона солдат с техникой или сопоставимый груз на расстояние порядка 1000-1200 морских миль. Транспорты предлагалось оставить безоружными, но оснастить развитыми радиоэлектронными средствами, аналогичными примененным на боевых кораблях.


USNS Fall River (T-EPF-4) разгоняется


Научно-исследовательские работы по JHSV продолжались до 2007-2008 гг., после чего стартовала разработка технического проекта. К опытно-конструкторским работам привлекли ряд оборонных предприятий США и других стран. По завершении этой стадии программы был выбран подрядчик для строительства кораблей. Заказ получила компания Austal USA, корабли должны были строиться на ее заводе в г. Мобил (шт. Алабама).

Согласно планам того времени, к началу двадцатых годов следовало построить 23 скоростных транспорта. В дальнейшем Пентагон столкнулся с сокращением бюджетов, из-за чего был вынужден уменьшить серию до 14 единиц. Станут ли заказывать дополнительные суда после завершения строительства запланированных – неясно.

Алюминиевый катамаран


Главной задачей проекта JHSV / EPF было обеспечение выгодного сочетания полезной нагрузки, скорости и дальности хода. Для этого в проекте пришлось применить ряд характерных идей и решений. Прежде всего, это катамаранная схема и максимально широкое использование легких алюминиевых сплавов. Также применены оригинальные компоновочные решения, упрощающие перевозку требуемых грузов или большого числа людей.


Судно EPF в разрезе - видно расположение грузовой и обитаемой палуб


Судно общей длиной 103 м и шириной 28,5 м построено по схеме катамарана с нормальной осадкой 3,8 м. Водоизмещение составляет 1515 т. Силовая установка и прочие агрегаты размещаются внутри боковых корпусов. Соединяющий их мост представляет собой надстройку с объемами для размещения экипажа и полезной нагрузки. Надстройка имеет характерную коробчатую форму, обеспечивающую максимальные внутренние объемы. На ее крыше расположена ходовая рубка.

Катамаран оснащен четырьмя дизельными двигателями MTU 20V8000 M71L мощностью по 12200 л.с. Также энергоустановка включает четыре редуктора ZF 60000NR2H и водометные движители. Такие агрегаты позволяют судну EPF развить скорость до 43 узлов. Максимальная дальность плавания определена в 1200 морских миль.

Бортовой набор радиоэлектронной аппаратуры разработан компанией General Dynamics Mission Systems и основан на комплексе OPEN CI, ранее примененном на кораблях семейства LCS. Судно получает все средства, необходимые для вождения и взаимодействия с другими кораблями флота. При этом приборное оснащение не включает системы, необходимые для работы с вооружением.


Техника на грузовой палубе судна USNS Millinocket (T-EPF-3)


Собственное вооружение JHSV / EPF включает только четыре тумбовые установки с пулеметами M2 по периметру судна. Также возможно привлечение к боевой работе перевозимых солдат. Однако согласно планам командования, транспортные суда не должны участвовать в боях, им следует полагаться на помощь боевых кораблей.

Кормовая палуба отдана под вертолетную площадку. Рядом с ней имеются место для перевозки вертолета и пост управления взлетом и посадкой. Судно может работать с любыми вертолетами ВМС США. Эксплуатация конвертопланов MV-22 на судне исключается во избежание их взаимных повреждений.

Собственный экипаж судна включает от 26 до 46 человек в зависимости от задачи. Грамотное распределение доступных объемов позволило организовать кубрики большего удобства, чем на большинстве кораблей ВМС США.


Транспорт USNS Millinocket (T-EPF-3) выгружает технику


Полезная нагрузка


Почти все внутренние объемы надстройки отдаются под размещение людей или грузов. Одновременно EPF может перевозить до батальона пехоты и его технику. Для техники предназначается грузовая палуба, для людей – кубрики над нею. Общая масса нагрузки – ок. 600 т.

Кубрики оснащены 104 койками для длительного пребывания десанта. При коротких плаваниях используется набор из 312 кресел. В помещениях имеются объемы для размещения багажа и оружия. На борту присутствует запас пресной воды и провизии. Длительность плавания с десантом из 312 человек ограничена 4 сутками. Возможно плавание длительностью 14 суток – в этом случае перевозится только 104 человека.

Для техники и вооружений предназначается грузовая палуба длиной более 70 м, шириной 26 м и высотой 4,7 м. Общая площадь палубы – ок. 1900 кв.м. Предусмотрены средства закрепления грузов на местах. Доступ на грузовую палубу обеспечен крупным кормовым люком. Загрузка техники осуществляется своим ходом при помощи складной кормовой аппарели, установленной у правого борта. Прочность рампы обеспечивает загрузку любой техники, в том числе танков. На левом борту кормы – подъемный кран для несамоходных грузов. Кран и аппарель могут использоваться при работе с другими судами.


Головное судно USNS Spearhead (JHSV-1) перед спуском на воду, 8 сентября 2011 г.


Основной задачей EPF является перевозка солдат и техники. При этом возможно использование судов в особых миссиях. На грузовой палубе может развертываться госпиталь типа EMU или иное специальное оснащение.

14 судов


22 июля 2010 г. в Мобиле заложили головное судно нового проекта – USNS Spearhead (JHSV-1). Впоследствии оно получило новый бортовой номер T-EPF-1. В сентябре 2011-го его спустили на воду, а в конце 2012 г. оно было передано Командованию морских перевозок. В настоящее время это судно продолжает службу и участвует в различных учебно-боевых мероприятиях.

С 2011 г. состоялась закладка еще 11 судов типа JHSV / EPF. К настоящему времени заказчик получил 10 судов, включая головное. Суда №11 и 12 находятся на разных стадиях строительства. В конце марта появился контракт на два последних транспорта. Их строительство начнется в 2019-2020 гг.


USNS Spearhead (T-EPF-1) в движении


Строительство головного судна обошлось в 214 млн долларов. Запуск серии позволил сократить этот параметр до 180 миллионов. В 2015 г. головное судно получило заметные повреждения в ходе эксплуатации, и ремонт потребовал дополнительных трат. Кроме того, по результатам этих событий появился заказ на обновление проекта с целью усиления конструкции. Вместе со Spearhead модернизацию проходят четыре серийных судна. Все это дополнительно увеличило стоимость программы.

Уже на стадии ходовых испытаний головное судно USNS Spearhead (T-EPF-1) подтвердило принципиальную возможность решения поставленных задач. Судно успешно развивало заявленную скорость хода более 40 узлов и обеспечивало транспортировку заданного груза. В то же время, были выявлены некоторые недостатки. Так, разгон до максимальной скорости возможен только при волнении не более 3 баллов; при 5 баллах скорость ограничивается 3 узлами. На сильных волнах катамаран склонен к большей качке, чем суда однокорпусной конструкции. Также поступали жалобы на комфорт в отсеках для десанта. Позже проявились и проблемы с прочностью конструкции.

Результаты программы


К настоящему времени ВМС США успели получить 10 скоростных транспортных судов нового типа, ожидается поставка еще 4. За прошедшие годы флот, армия и КМП успели опробовать такие суда в ходе различных учений и дать им оценку. Результаты эксплуатации пока остаются неоднозначными. При наличии ряда серьезных преимуществ, EPF сохраняют существенные недостатки. Тем не менее, несмотря на исправленные или сохраняющиеся проблемы, такие транспорты способны решать поставленные задачи и обеспечивать быструю переброску подразделений.


Суда USNS Spearhead (T-EPF-1), USNS Choctaw County (T-EPF-2) и USNS Fall River (T-EPF-4) на базе Литл-Крик, май 2015 г.


Суда типа Spearhead регулярно участвуют в учениях. К примеру, корабль USNS Yuma (T-EPF-8) недавно зашел в порт Одессы – ему предстояло участвовать в учениях Sea Breeze 2019. Другие представители проекта тоже не простаивают без дела и обеспечивают подготовку моряков, солдат и морпехов, а также участвуют в патрулировании и других мероприятиях.

Американская концепция уже заинтересовала зарубежных военных. В 2014 г. компания Austal получила заказ от КВМС Омана на строительство двух судов типа HSSV. Проект HSSV основывается на американском JHSV / EPF, но предусматривает строительство менее крупного судна с грузоподъемностью 320 т. Оба судна строились в Австралии и были переданы заказчику в 2016 г.

В рамках программы Expeditionary Fast Transport армия, КМА и ВМС США разработали и реализовали принципиально новую концепцию транспортного судна для быстрой переброски подразделений. Не все результаты программы совпали с ожиданиями, но и в существующем виде суда нашли применение в структуре транспортного флота ВМС. Кроме того, новая концепция заинтересовала третьи страны. Строительство первой серии EPF продолжается, и нельзя исключать, что после его завершения появится новый контракт на подобные суда или на их аналоги другого проекта.
28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -12
    2 июля 2019 12:17
    Идти куда то, везти знамо что! Дермократию полосатого народа всем и всякому!
    Ничего ведьнового, только техника меняется.
    Можно подумать что завидно будет? ан нет, у всех свои приоритеты.
  2. +5
    2 июля 2019 12:33
    интересно как они конструктивно выдерживают качку
    1. +3
      2 июля 2019 14:57
      При рассчетном волнении до 3 баллов и скорости под 40 узлов, качки вообще не будет. На такого рода судах ставят активные успокоители качки. Ни продольной, ни поперечной качки не будет в принципе. Все гасится. Десантный экспресс. Скорость 40, брызги в стороны.
      В определенных условиях хорошая штука. Если на берегу не предвидится противодействия. Иначе, одноразовая штуковина.
      1. +1
        2 июля 2019 15:22
        3 балла - несерьезно
        и я говорил не о гашении качки, а о конструктивно заложенной прочности, потому что в отличие от однокорпусного корабля, для катамарана это важно.
        1. +3
          2 июля 2019 15:54
          Нет там прочности. 40 узловой катамаран и прочность несовместимы. Там и написано: 5 баллов - 3 узла. Т. е. вообще нисколько. На такой скорости этот аппарат управляться не будет. Лишь бы не потонуть.
          Австралийцы свои экспрессы 3-х корпусными строят, да и то они только пассажиров возят, а не танки. У катамаранов с прочностью проблемы принципиальные.
          1. 0
            2 июля 2019 23:53
            Возможно с 3 узлами опечатка. Но смысл думаю верный.
          2. -1
            3 июля 2019 00:04
            вот что написано в англ. вики.
            "At sea state 4 it can travel up to 15 knots, travel only 5 knots in sea state 5, and has to hold position in any sea state higher; while this might be seen as an operational limitation that can delay its arrival to port facilities, the ship was intended to operate closer to shore rather than in blue-water conditions."
        2. -1
          3 июля 2019 11:46
          Цитата: yehat
          3 балла - несерьезно

          Скорее всего это опечатка. Нужно будет порыться в и-нете.
  3. +2
    2 июля 2019 12:58
    На некоторых яхтах наших "нищебродов" и пару батальонов могут поместитсо,а по цене яхт и авианосец купить моно wassat
    1. +2
      2 июля 2019 16:33
      А если задействовать моторные лодки граждан, то дивизию можно увезти.
    2. 0
      2 июля 2019 19:41
      Эт точно wassat ,а если и надувные матрасы,то ваапще жудь)))
  4. +2
    2 июля 2019 13:51
    не для всех наших морей игрушка
    но вот для Сирийского экспресса самое то. настоящий экспресс был бы good
    1. +1
      2 июля 2019 14:29
      А логистику побоку? Соотношение цена - качество никто не отменял.
      Для экстренный, специальных случаев наверно самое то, но для постоянной, планомерной работы не ах!
      Гвозди бластером забивать, зачем?
      Нормальный, ГРУЗОПОДъЁМНЫЙ, военный транспорт. Самое то будет.
      1. +3
        2 июля 2019 14:45
        да уж получше чем КИЛлекторы грузить, берет не меньше 775проекта, а ходит скоро.
        да и какая у нас логистика ? авианосец идет с севера, а Босфором буксиры тащат плавпричал, плавкран боеприпасы грузить - это не логистика, а нужда
        1. +2
          2 июля 2019 14:52
          Много потеряли .... так и восстанавливать по уму надо! Вон, считай большую часть грузопотока по ленд лизу простушки "Либерти" на себе вытянули! Потому что дёшево и сердито.
          Это молниеносная операция не больших масштабов требует неординарных решений, а затяжная, планомерная работа совсем другого, простого и дешёвого!Шоб там не говорили, а война имеет свою, четко построенную экономику! Кто так делает, не проигрывает в принципе, даже победив\проиграв.
      2. +1
        14 марта 2020 23:11
        Согласен. Концепция применения этого корабля довольно неоднозначная и напоминает идею наших экранопланов, которая провалилась. При том что экранопланы могли высаживать десант на неподготовленное побережье. Я думаю, что вместо одного такого корабля эффективнее строить 2-4 самолёта ВТА. Дело в том, что EPF могут доставлять солдат только в захваченный порт, а значит в большинстве случаев и ВТА сможет их доставить. При этом гораздо оперативнее и дешевле. Алюминиевые корабли вряд ли смогут быть по настоящему массовыми в военное время.
        1. 0
          15 марта 2020 10:08
          Какие цели и задачи для данного транспортного средства? Кому и зачем они нужны?
          А так, за все приходится платить. За скорость, за дальность, за ту ж "невидимость" .... что остаётся в итоге.
          1. 0
            15 марта 2020 14:12
            Чётко задач в статье не описано, но могу предположить, что задача EPF состоит в оперативной переброске авангарда войск в рамках одного ТВД, быстрое реагирование на угрозу. Это актуально в условиях недостаточного количества войск. По простому: "чтоб дыры затыкать во фронте". Исторический пример, это когда британцы пытались свои колонии удерживать малыми силами и за дёшево. Так ещё в 20-х года они перебрасывали батальоны между Египтом, Палестиной и Аравийским полуостровом когда попеременно в этих местах восстания возникали. Но уже тогда они делали это с помощью авиации. Матрасы, видимо, хотят также свои средиземноморские и ближневосточные колонии контролировать малыми силами. Ещё фишка в том, что их С-17 стоят также как и корабли EPF, около 200 лямов, только этим и можно объяснить причины строительства серии. Ну, а еще тем, что коммерсы из Austal явно имеют лоббистов в ВС. Они же строят и дурацкие LSC-2. Если бы С-17 стоили как наши Ил-76, по 50-75 млн., никто бы не стал строить EPF, я думаю.
  5. 0
    2 июля 2019 14:09
    Судно успешно развивало заявленную скорость хода более 40 узлов...
    ...разгон до максимальной скорости возможен только при волнении не более 3 баллов; при 5 баллах скорость ограничивается 3 узлами.

    Опечатка ? belay
    Или разница в 2 балла действительно так критична ? what
    1. +2
      2 июля 2019 14:26
      Опечатка- до 30 узлов!
      1. -1
        3 июля 2019 00:05
        Нет не опечатка, вот что написано в англ. вики.

        "At sea state 4 it can travel up to 15 knots, travel only 5 knots in sea state 5, and has to hold position in any sea state higher; while this might be seen as an operational limitation that can delay its arrival to port facilities, the ship was intended to operate closer to shore rather than in blue-water conditions."
  6. 0
    2 июля 2019 14:33
    наверное, им следовало бы, всё же ещё поработать над формой носовой и донной частей "мостика"
  7. 0
    2 июля 2019 15:23
    Цитата: Vinnibuh
    а по цене яхт

    надо бы унизить амеров, записав эти яхты в люксовый десантный флот.
    у них скорость, у нас условия перевозки. посмотрим, чьи морячки взвоют первыми laughing
  8. +3
    2 июля 2019 15:48
    если суда не вооружены, то им нужно сопровождение иначе помножат на ноль очень быстро. если придавать сопровождение, то смысла в 40 узлах скорости особого то и нет, как по мне довольно спорная концепция
    1. +2
      2 июля 2019 16:39
      Эти суда просто как кинжал, который есть. Которым пользуются в упор.
      Представить ситуацию их использования просто. Три штуки таких судна где угодно наведут шорох. И могут, например, за ночь совершить бросок и высадить кучу народу (с нормальными танками!!!) куда надо. А если их больше, то они могут доставить уже большие проблемы.
      А в сопровождение им авиация. У америкосов ее много.
  9. +1
    2 июля 2019 23:52
    Красивейшие суда. И очень эффективные в своей отрасли. Тут вопрос не завидно - не завидно. Мне кажется это бред не мочь преодолеть какие то свои комплексы и не оценить хорошую технику даже соперника.
    Очень жаль, что все мы понимаем для чего подобная техника будет использоваться. и это совсем не мирные цели. А как обычно - насилие, принуждение, установление своих порядков. Увы.
    Немного не понравилась сильная зависимость от волнения, но в конце концов не океан же им пересекать.
    1. 0
      11 июля 2019 13:51
      Мне кажется это бред не мочь преодолеть какие то свои комплексы и не оценить хорошую технику даже соперника

      А что в ней хорошего??? Как показала практика такие суда можно уничтожить одной старой ракетой, без прекрытия они бесполезны, а прекрытие должно двигаться с такой же скоростью (а таковых нет) иначе утрачивается все скоростные преимуще данных судов.
      1. 0
        15 июля 2019 20:40
        Мне кажется у них немного другие задачи и возможности. А прикрытие от ракет дело наживное. Если будет необходимо то поставят. Те же вертолеты можно сбить очередью из пулемета, но никто не говорит о том что это плохая техника и использовать их для доставки десанта не надо.
        Опять же мне кажется это вопрос применения.