Skyworks / Scaled VeriJet. Новый перспективный винтокрыл, участник конкурса FVL

23
В настоящее время Пентагон проводит программу Future Vertical Lift, целью которой является создание перспективных летательных аппаратов для замены части современных вертолетов. К программе уже успели присоединиться ведущие предприятия отрасли, а на днях стало известно о новых участниках работ. Компании Skyworks Global и Scaled Composites намерены объединить усилия и выиграть конкурс со своим проектом VertiJet.


Винтокрыл Skyworks Heliplane - основа для будущего VertiJet




Совместная разработка


О планах двух компаний присоединиться к разработке перспективной техники для армии США было объявлено 9 июля. Компании Skyworks и Scaled имеют большой опыт в деле конструирования летательных аппаратов нестандартных схем, и это, как ожидается, поможет им в разработке новой машины для вооруженных сил. К проектам программы FVL предъявляются особые требования, и новые ее участники намерены использовать самые современные свои разработки.

Совместный проект пока носит рабочее название VertiJet – в честь экспериментального летательного аппарата компании Ryan, созданного в пятидесятых годах.

В основе проекта лежат наработки «Скайуоркс Глобал» в области летательных аппаратов-винтокрылов. Компания уже создала и поставила в производство несколько подобных образцов и теперь продолжает развитие этого направления. Несколько лет назад компания начала сотрудничать с агентством DARPA, в результате чего появился концепт аппарата Heliplane. Именно он станет основой для VertiJet.

«Скейлд» вносит в проект конструкторский и технологический вклад. Кроме того, эта компания имеет большой опыт в скоростном строительстве и испытаниях летательных аппаратов. По сути, речь идет об объединении лучших наработок двух компаний с целью получения взаимной выгоды.



Компании-участники проекта «ВертиДжет» уже определились с обликом будущего винтокрыла и готовы раскрыть основные его особенности. Однако сроки завершения запланированных работ пока не уточняются. Возможно, их объявят позже.

Прежде всего, VertiJet будет многоцелевой машиной военного назначения. С его помощью армия сможет перевозить людей и грузы, осуществлять разведку и решать некоторые огневые задачи. В дальнейшем, при получении положительных результатов, планируется создать гражданский винтокрыл, унифицированный с военным. Его предложат коммерческим авиакомпаниям.

Принципы проекта


Уже существующий концепт Heliplane и предлагаемый на конкурс FVL проект VertiJet предлагают строительство «комбинированного» летательного аппарата, объединяющего в себе лучшие качества самолетов и вертолетов, но лишенного их характерных недостатков. С точки зрения общей схемы и концепции «ВертиДжет» почти не отличается от предыдущих разработок «Скайуоркс». В то же время, известные идеи дорабатываются под новые задачи.

Предлагается строительство машины с планером особой конструкции. К фюзеляжу с укороченной хвостовой частью будет крепиться крыло малой стреловидности, на котором установят две балки – основу для П-образного оперения. В верхней части фюзеляжа помещают два двигателя и редуктор несущего винта. Под силовой установкой будет находиться грузопассажирский отсек.



Несущий винт будет обеспечивать вертикальный взлет и посадку, а также создание подъемной силы на прочих режимах. На больших скоростях винт будет разгружаться неподвижными плоскостями. За создание горизонтальной тяги должны отвечать двигатели, выбрасывающие струю назад. Управление в полете предлагается осуществлять за счет рулей на плоскостях.

По расчетам, VertiJet в предложенном виде сможет развивать скорость до 400 миль в час (640 км/ч). Дальность полета достигнет 1000 миль (1600 км). Полезная нагрузка ограничена 1000 фунтов (454 кг). Винтокрыл с такими характеристиками сможет заменить существующие легкие вертолеты. Имея схожую грузоподъемность, он будет показывать более высокие летные характеристики.

В зависимости от поставленной задачи, разные модификации «ВертиДжета» смогут нести отличающийся набор оборудования. Во внутреннем отсеке можно будет разместить нескольких пассажиров или эквивалентный груз. Под крылом предусмотрены четыре точки внешней подвески вооружений. Винтокрыл сможет нести ракеты или бомбы малых калибров, соответствующие его грузоподъемности.



За счет разного бортового оборудования или сменной полезной нагрузки винтокрыл VertiJet сможет решать различные задачи, связанные с перевозками, поиском различных объектов или нанесением ударов. В рамках программы FVL планируется создать авиационную технику разного назначения, и объединение Skyworks-Scaled готово участвовать во всех таких подпрограммах.

Проблемы конкуренции


Реальные перспективы проекта Skyworks / Scaled VertiJet в предлагаемом виде пока до конца не ясны. Двум компаниям предстоит выполнить проектирование, а затем построить и испытать опытную технику. Только после этого армия США сможет всесторонне оценить предложенную разработку и сделать выводы, а также сравнить ее с конкурирующими проектами по программе FVL.



Согласно заявлениям разработчиков, главная особенности «ВертиДжета» заключается в удачном сочетании положительных качеств, свойственных самолетам и вертолетам. Действительно, такие возможности выглядят вполне реалистичными и достижимыми за счет применяемых решений.

Имея несущий винт с приводом от двигателей, VertiJet сможет взлетать и садиться вертикально или с минимальным разбегом / пробегом. Также сохраняется возможность безопасного спуска на авторотации. При этом летательный аппарат имеет развитое крыло, способное создать значительную подъемную силу и снизить нагрузку на несущий винт. За счет этого планируется обеспечить прирост скорости в сравнении с вертолетами традиционных схем.

Предложенная архитектура уже прошла проверку в ряде проектов, в том числе созданных компанией «Скайуоркс», и неплохо себя зарекомендовала. Характерные качества Heliplane / VertiJet могут оказаться хорошим конкурентным преимуществом.

Однако проект Skyworks и Scaled Composites пока не выглядит явным фаворитом конкурса. «ВертиДжет» существует только в виде концепта, принятого к реализации, тогда как другие участники FVL уже успели построить и отправить на испытания опытную технику. Это означает, что новому объединению придется приложить больше усилий для быстрого достижения желаемых результатов.



Сравнивать проекты программы FVL с точки зрения техники достаточно сложно. На данный момент ясно только то, что все они предлагают применение нестандартных схем с новыми возможностями, и это связано с известными проблемами. Кроме того, летающие образцы пока не успели подтвердить все расчетные характеристики.

Таким образом, два участника конкурса FVL уже начали соревнование между собой, и в обозримом будущем в эту гонку включится новый. Какой из нынешних проектов устроит заказчика и будет доведен до серии – пока остается только гадать. Предложенные образцы имеют преимущества друг перед другом, и любой из них может стать победителем. Кроме того, нельзя исключать, что в разных подпрограммах победят разные образцы.

Примечательно, что на случай проигрыша в конкурсе Пентагона компании Skyworks Global и Scaled Composites имеют «запасной план». Их концепт Heliplane можно будет использовать как основу для гражданской техники. Возможно, винтокрыл с особыми летно-техническими характеристиками заинтересует невоенных заказчиков со специфическими требованиями.

Впрочем, реализация таких планов относится лишь к средней перспективе. Пока двум компаниям, объединившим усилия для участия в программе FVL, необходимо выполнить проектирование своего винтокрыла и довести его до испытаний. Только после этого станет понятен его реальный потенциал – как в военной, так и в гражданской сфере.

23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    16 июля 2019 06:55
    Оригинальная схема. Но ожидаемая скорость впечатляет. Да и надёжность должна быть на уровне... Все эти поворотные винты... В условиях боевых действий, с применением крупнокалиберных пулеметов... Короче, у них денег много, пусть попробуют... А Российские разработчики смогут взять лучшие идеи...
    1. +2
      16 июля 2019 09:07
      Цитата: Горный стрелок
      Оригинальная схема.

      Тупая схема, аналогичная идеи холодильника с реактивным двигателем, хотя нет тут всё ещё хуже... Только вдумайтесь:
      1)Проблема компенсации реактивного момента от несущего винта - нету даже видимости попытки решения
      2)Проблема вибрация от несущего винта при скоростном ходе
      3)Проблема турбулентных потоков от реактивных струй за двигателями(на заднем горизонтальном оперении)
      У нас часто ругают "эффективных менеджеров", так вот, в этом проекте такие эффективные менеджеры сидят на должностях главных инженеров, ибо любой неуч знакомый с основами аэродинамики тут будет долго долго ржать. laughing
      1. 0
        16 июля 2019 09:11
        Это не вертолет, а скорее автожир с прыжковым стартом. Напомните мне, как на автожирах крутящий момент винта компенсируют? А для струи от движков они применили двухбалочную схему хвостового оперения. Ну, не очень они тупые... Вероятно wassat
        1. 0
          16 июля 2019 09:39
          Это - винтокрыл.
          Винтокрыл (гелиплан, гиродин) — винтокрылый летательный аппарат, несущий(-е) винт(ы) которого на режимах взлёта, висения, посадки и на части диапазона скоростей горизонтального полёта работает(-ют) за счёт мощности силовой установки, а горизонтальный полёт обеспечивается, в основном, за счёт крыла и, обычно, воздушного винта(-ов), независимого от системы несущего винта(-ов).[1]

          Винтокрыл относится к типу винтокрылых летательных аппаратов, сочетающих в своей конструкции приводной несущий винт вертолётного типа, крыло и отдельные движители для создания горизонтальной тяги по типу самолётов. С помощью несущих винтов реализуются вертикальные взлёт и посадка (хотя основными могут считаться взлёт с разбегом и посадка с пробегом). В горизонтальном режиме полёт осуществляется за счёт пропульсивных движителей, а несущие винты обычно работают только на создание подъёмной силы и могут значительно разгружаться за счёт крыла. Кроме того, в русском языке винтокрылом может быть назван любой винтокрылый летательный аппарат без акцентирования на его конкретном типе – в том числе вертолёт классической схемы и даже в официальных документах

          Меня тоже интересует, как разработчики собираются компенсировать реактивный момент от несущего винта. Но создается такое ощущение, что они об этой проблеме просто не знают :).
          Автожир не имеет возможности вертикального взлета, у него нет привода несущего ротора. Подъемная сила создается авторотацией от набегающего потока воздуха. Поэтому у автожира особой проблемы с компенсацией реактивного момента несущего винта не возникает.
          1. 0
            16 июля 2019 10:09
            Два реактивных двигателя разнесенных по сторонам вы не заметили? Система стабилизации будет управлять тягой двигателей, уменьшая с одной стороны и увеличивая с другой. Как я правильно понял это не вертолет, а скорей автожир с самолетом. С автожиром вполне хватит т.к Винт автожира, является дополнительной к крылу подъемной плоскостью и раскручивается от набегающего потока воздуха. Если и будет возникать крутящий момент, его и будут компенсировать двигатели. Вертикального взлета в такой схеме скорей всего не будет, будет укороченный взлет посадка. Разрабатывая подобную схему США исходят чисто из своих интересов. Данный пепелац, скорей всего будет использован на авианосцах.
            1. 0
              16 июля 2019 15:11
              тут вообще не понятна целесообразность любого горизонтального винта при этаких крыльях
            2. 0
              2 сентября 2019 20:09
              Двигатели там турбовальные, говорить о какой либо тяге, достаточной для компенсации реактивного момента попросту глупо. Тем более на таком удалении сопла от оси винта. Автожиром он не может быть впринципе, так как тут присутствуют крылья и полностью отсутствуют другие источники тяги кроме горизонтального винта.
          2. 0
            16 июля 2019 10:48
            Про "прыжковый старт" автожира посмотрите...
      2. 0
        23 июля 2019 15:46
        вы еще далеко не все странности перечислили
        1. 0
          23 июля 2019 16:28
          Цитата: yehat
          вы еще далеко не все странности перечислили

          Таки поделитесь с народом smile а то мне самому интересно hi
          1. 0
            23 июля 2019 17:51
            1. для разных типов двигателей наверное потребуется РАЗНОЕ топливо.
            2. развитое оперение очевидно противоречит наличию несущего винта, исходя из элементарной экономии в конструкции. Примерно та же проблема как у самолетов с поворотным крылом- лишний ненужный вес.
            3. развитое хвостовое оперение и очевидно попытки его использовать могут привести к тому. что от нагрузки винт пересечет что-то сзади
            4. наконец, не очень понятно, откуда авторы взяли, что их машина будет быстрой и не получит глюки со срывом потока на винте.
            5. взлет аппарата или его ускорение идет с наклоном носа вперед, что противоречит нужному углу атаки крыла, чтобы его использовать. Более того, такое большое крыло будет не хило мешать.
    2. +2
      16 июля 2019 12:33
      "Все эти поворотные винты."///
      ----
      Ну, поворотные сопла на реактивных двигателей Россия делает. Вроде, нет жалоб на ненадежность. Хотя усложнение конструкции заметное.
      На Valor движки неподвижны - двигаются на 90 градусов только винты. Причем, могут зафиксироваться и в промежуточном состоянии, когда надо рвануть с места и сразу вперед.
      1. +1
        23 июля 2019 17:52
        валор - нормально спроектированная машина, а не мутант, о котором идет статья
  2. +7
    16 июля 2019 07:00
    Я конечно понимаю, что OV-10 Bronko был неплох в легком контрпартизанском классе, но лепить такое откровенное мутантоподобие...
    Рулевой винт, подруливающий ТРД, NOTAR на картинках не обнаружил, реактивный момент компенсировать чем подразумевается если схема абсолютно не соосная?
    1. 0
      23 июля 2019 15:47
      просто ф35 вертикалка не пошла, вот и лепят какую-то дичь
  3. -2
    16 июля 2019 10:46
    Ну как всегда разработчик рассказал о плюсах, о минусах забыл. Вердикт - сказать о данном проекте тупо нечего. Характеристики его - неизвестны. Просто тупо неизвестны.
  4. +1
    16 июля 2019 11:57
    Красивые рисунки и мультики, но "этот вертолёт не полетит". no
  5. +1
    16 июля 2019 17:03
    Почти как наш М-17, только винт додумать )))
    Всё другое конечно, шутка
    1. 0
      23 июля 2019 15:49
      видел его в живую. некоторые машины из СССР выглядят просто нереально красиво.
      тот же ми-24 красавчик, а апач
      1. 0
        23 июля 2019 18:55
        А мне вот пока не довелось увидеть эту красоту, но надеюсь все таки скоро доеду и полюбуюсь.
        А вообще, если над ним подумать и переработать, то и беспилотник может получиться не плохой, ну мне по крайней мере так кажется.
        1. 0
          24 июля 2019 10:17
          это натягивание совы на глобус. для БПЛА оптимальная компоновка очень редко совпадает с самолетами, имеющими кабину. Не плохой - это не тот уровень качества, к которому стоит стремиться.
          1. 0
            26 июля 2019 12:38
            Согласен с вами
  6. 0
    20 июля 2019 19:40
    Молодцы! Нашли применение концепции заслуженного ветерана OV-10 "Бронко"! good