Япония вместо Турции. Чем привлекательна программа F-35 для союзников США

20
Американская программа многоцелевого истребителя F-35 в последнее время привлекла внимание мировых СМИ — и прежде всего из-за крупного политического скандала, разразившегося вслед за закупкой Турцией зенитно-ракетных комплексов С-400 у России. В ответ Вашингтон отказал Анкаре в продаже F-35. Зато к программе захотела присоединиться Япония. Чем же так привлекателен новый американский истребитель?





Программа F-35: история и преимущества


К идее создания единого многоцелевого истребителя в Соединенных Штатах Америки пришли более тридцати лет назад, в 1980-е годы, когда еще шла «Холодная война» и в Вашингтоне были озабочены модернизацией военной техники, используемой американской авиацией. И тут, как нельзя кстати, свершилось событие действительно глобального уровня – распался Советский Союз, а постсоветская Россия на некоторое время попала в орбиту американского влияния. В Москву зачастили американские политики и дипломаты, активизировали свою работу и спецслужбы.

В 1995 году, когда у власти в Российской Федерации находился Борис Николаевич Ельцин, американская компания Lockheed Martin сообщила о получении технологий от ОКБ имени Яковлева – прославленного советско-российского конструкторского бюро, разрабатывавшего истребители. Именно наработанный советскими конструкторами опыт был использован для дальнейших разработок по созданию американского многоцелевого истребителя.

В то же время не стоит приписывать американцам плагиат: несмотря на то, что в 1991-1997 гг. ОКБ Яковлева и Lockheed Martin тесно сотрудничали, многие компоненты, используемые в F-35, существенно отличаются. Так, еще в 1950-х гг. в США был изобретен механизм поворотного сопла, а в 1960-е он прошел испытания для создания сверхзвукового истребителя.

Непосредственными предшественниками программы JSF (Joint Strike Fighter), вследствие реализации которой и был разработан F-35, были программы Common Affordable Light Fighter (CALF) и Joint Advanced Strike Technology (JAST). Первый проект был запущен в 1992 г. и предусматривал создание общедоступного легкого истребителя, а второй проект был направлен на усовершенствования ударных возможностей авиации – его начали в 1993 году. Таким образом, к 1993-1994 гг. американское военное руководство окончательно определилось с необходимостью замены многоцелевых истребителей ВВС США единым и максимально унифицированным истребителем.



В 1995 году к программе присоединился ближайший военно-политический союзник США – Великобритания. Лондон внес 200 млн долларов в качестве взноса на проект, то есть 10% от его стоимости. Таким образом, программа приобрела наднациональный характер и превратилась в самую масштабную после окончания холодной войны программу в сфере перевооружения и модернизации боевой авиации. Более ни одна страна мира не предлагала подобной программы, так что в чем-то проект США и Великобритании можно было назвать уникальным. Например, только для нужд Военно-воздушных сил США предполагалось произвести более 2 тысяч новых самолетов.

В 2001 году был сделан окончательный выбор в пользу представленной компанией Lockheed Martin моделью Х-35. Она была признана по итогам проведенного конкурса более эффективной, чем ее основной конкурент – модель Х-32 от компании Boeing. Таким образом, для нужд военно-воздушных сил, морской авиации военно-морских сил и авиации морской пехоты создавался новый единообразный истребитель с возможностью вертикального и укороченного взлета и посадки. Новый истребитель должен был заменить F-16, A-10, F/A-18, AV-8B и британский Sea Harrier.К преимуществам модели, представленной компанией Lockheed Martin относился метод создания вертикальной тяги посредством использования особого подъемного вентилятора. Х-32 такого вентилятора был лишен.



По результатам испытаний было принято решение о разработке унифицированных истребителей-бомбардировщиков для нужд авиации стран НАТО для наземного и морского базирования. США и Великобритания вложили в программу 2,5 млрд долларов. К проекту подключились Италия, Нидерланды, Норвегия, Дания, Турция, Канада и Австралия. На разработку и приобретение самолетов было решено потратить 233 млрд долларов, однако затем реализация программы значительно затянулась и, соответственно, возросла и стоимость ее реализации.

В конечном итоге расходы на обслуживание и модернизацию самолетов могут через полвека превысить один триллион долларов. Естественно, что при таких расходах США оказались заинтересованными в привлечении максимального количества своих союзников для участия в программе. Но после того, как Турция приобрела российские С-400, в Вашингтоне решили пренебречь даже турецкими деньгами, только бы сохранить политическое лицо в столь щекотливой ситуации.

Между тем, именно в Турции планировалось создать общеевропейский центр технического обслуживания и ремонта двигателей самолетов F-35, который бы обеспечивал потребности авиации всех стран – участниц Североатлантического альянса. Но ухудшение отношений между Анкарой и Вашингтоном поставило данный план под угрозу.

Экономические последствия программы


Следует отметить, что многие страны – участницы НАТО входили в программу скорее на вынужденных началах. Дело в том, что в современных условиях стоимость разработки и строительства самолетов нового поколения для большинства европейских государств стала уже непосильной. И единственным путем сохранения собственных авиаконструкторских школ стало лишь их присоединение к единому проекту, флагманами которого стали США и Великобритания.

Например, Италия на протяжении всей своей истории была одной из ключевых представительниц европейского авиастроения. В свое время итальянцы внесли большой вклад в воздухоплавание, в конструирование первых самолетов, и эти традиции в стране сохранялись весь ХХ век. Сейчас в Италии действует единственный за пределами Соединенных Штатов авиационный завод, где производят F-35. Он находится в Новаре, вблизи авиационной базы Камери на севере страны. Первый собранный за пределами США истребитель F-35 был выпущен на этом заводе в начале марта 2015 года и получил обозначение AL-1.

Итальянское руководство рассчитывало обеспечивать выпуск истребителей как для нужд ВВС Италии, так и для нужд ВВС Нидерландов, с которыми была достигнута соответствующая договоренность.



Что интересно, к программе F-35 изначально не стали присоединяться Израиль, Республика Корея и Япония. Что касается Израиля, то ему американское военное руководство не очень доверяло, однако он быстро получил в программе статус наблюдателя с правом голоса и начал получать первые F-35. Израильские военные эксперты, кстати, очень высоко оценивали и сам истребитель, и его технические характеристики, но затем в израильской прессе все же стали появляться и критические отклики о новом американском самолете.

Япония, в свою очередь, долгое время рассчитывала на то, что США будут поставлять для нужд ее авиации более мощный самолет F-22. Для американской стороны сдерживающим фактором было то, что Япония, с ее развитой высокотехнологичной промышленностью, неизбежно потребовала бы более серьезного уровня участия в программе для себя.

В декабре 2016 года президент США Дональд Трамп заявил, что стоимость программы вышла из-под контроля, после чего и в Пентагоне заговорили о серьезных дефектах истребителя. В январе 2019 года издание «Блумберг» опубликовало материалы доклада Министерства обороны США, в которых рассказывалось о выявленных в результате многочисленных проверок критических проблемах новейшего истребителя. В частности, оказалось, что уже многие самолеты должны быть списаны, так как их высокотехнологичное покрытие быстро изнашивается и они становятся доступными для радаров противовоздушной обороны противника. В боевой обстановке такой дефект может носить фатальный характер.

Придет ли в программу Япония вместо Турции?


До последнего времени Япония оставалась в статусе иностранного покупателя истребителей F-35, однако весной 2019 года неожиданно проявила большой интерес к повышению своего статуса в рамках данной программы. Этот интерес со стороны японского руководства удивительным образом совпал с нарастающим кризисом в американо-турецких отношениях и последовавшим за ним прекращением сотрудничества с Турцией по линии программы F-35.

Скандал вокруг поставок российских С-400 и американским ответом на эти поставки в виде исключения Турции из программы F-35 был лишь одним из следствий общего ухудшения отношений между Анкарой и Вашингтоном. Недовольные чрезмерными амбициями Реджепа Эрдогана, американцы попытались было указывать Турции, как ей вести себя на Ближнем Востоке, и получили следующий шаг в демонстрации своей независимости со стороны Анкары – Турция заказала С-400 и принципиально, даже под угрозой санкций, не пожелала отказаться от их приобретения.

Тогда США исключили Турцию из программы F-35 и прекратили подготовку турецких военнослужащих к полетам на этом истребителе, которая прежде была начата в Соединенных Штатах. Естественно, из Турции будет перенесен и центр обслуживания F-35. В Анкаре такое поведение США, разумеется, оценили очень негативно, назвав его подрывающим сами основы партнерства между странами. Кроме того, Реджеп Эрдоган обвинил Вашингтон в натуральном грабеже, так как Турция уже инвестировала значительные средства в программу и если она оказывается из нее исключенной, то встает вопрос о возмещении потраченных без должного результата денежных средств.

После появления в программе вакантного места о своем интересе к ней заявила Япония. Однако многие эксперты убеждены, что Соединенные Штаты откажут Стране восходящего солнца в повышении статуса в программе. И причиной для такого решения американской стороны станет именно наличие в Японии собственной высокоразвитой авиационной промышленности.



К тому же сейчас в Японии разрабатывают собственный самолет нового поколения — Х-2 Shinshin, опираясь на который Токио хочет создать новый собственный истребитель F-3. Если Япония войдет в программу F-35 в качестве полноценного производственного партнера, то создание собственно японского истребителя может значительно ускориться, так как японцы получат доступ ко многим технологическим секретам и дополнительные возможности.

Есть и еще один нюанс. У США в Азиатско-Тихоокеанском регионе, кроме Японии, имеется и другой союзник – Южная Корея. Но для Южной Кореи США – союзник и заступник, а Япония – извечный экономический конкурент, с которым, кроме всего прочего, Корею связывает очень длительная и неприятная совместная история, полная исторических обид на островного соседа. Так что если Япония вошла бы в программу F-35 на правах полноценного участника, не исключено, что с аналогичной просьбой выступила бы и южнокорейская сторона. Но такое развитие сюжета явно не входит в интересы Соединенных Штатов.

Таким образом, участие в программе F-35 представляет большой интерес для стран, обладающих собственным высоким потенциалом в сфере технологий авиационной промышленности. Для них сотрудничество с США в производстве новейших истребителей является еще одним инструментом для развития своей авиационной промышленности, в том числе и для ускорения собственных разработок в сфере истребительной авиации.
20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    1 августа 2019 05:46
    мне вот интересно,сможет ли этот самолёт побить рекорд f16 по продажам?
    1. +2
      1 августа 2019 06:10
      Вот это самый важный вопрос!А результаты боевого применения ,сопоставимые с Фалконом,далеко на заднем плане!
      1. +1
        1 августа 2019 06:12
        если его удастся продать таким тиражом,считаю им можно вообще не париться что о нем думают
        1. 0
          1 августа 2019 07:45
          Цитата: василий пономарев
          если его удастся продать таким тиражом,считаю им можно вообще не париться что о нем думают

          Ну они хоть продают, а мы наше вооружение полу дарим полу в кредит
          1. +3
            1 августа 2019 14:29
            они тоже в кредит)))
    2. -6
      1 августа 2019 06:32
      Цитата: василий пономарев
      мне вот интересно,сможет ли этот самолёт побить рекорд f16 по продажам?

      А мне интересно, когда С-400 собьёт первый F-35 (самолёт - нарушитель). А то, что Япония задумала "вписаться в программу" - похвально. Сбитый самолёт упадёт в море - концы в воду.
      1. +2
        1 августа 2019 08:08
        уже.. уже упал...концы и впрямь в воду
    3. 0
      1 августа 2019 16:06
      ф-35 не побьет рекорд по нескольким причинам
      во-первых, эксплуатация в 3-4 раза дороже, да и цена впечатляет, т.е. их тупо не смогут столько содержать
      во-вторых, ф-35 очевидно, имеет очень ограниченные ресурсы модернизации.
    4. -3
      1 августа 2019 20:47
      Хороший вопрос.Шерман кстати в второй мировой был такое гуано. .А немецкий тигр олицетворением технологической мощи.Немцы даже жаловались что на Западном фронте американские танки заканчиваются раньше чем в немецких Тиграх снаряды..Задумайтесь о чём я.
  2. +1
    1 августа 2019 08:20
    Это был бы интересный феномен, делать самолёт, вроде боевую единицу, не для боя а для продажи!
    Впрочем, мир изменился, всякое неожиданное, наверное, может происходить!
    Одно понятно, если "пингвин" разлетится по городам и весям, покупатели вынуждены будут развивать всю НЕОБХОДИМУЮ инфраструктуру!!! а это уже не есть ГУТ, для их противников!!! Потому, что это самое главное в этом проекте!!! Самолёты и другие сделают, получше, а соответствующая инфраструктура им будет самое то!
    Т.е. получается, что ничего не было зря (если доделают) просто очень дорого!!!
    Завидовать не стоит, но учитывать ПРИДЁТСЯ!
  3. +1
    1 августа 2019 09:22
    Весь вопрос в том, каковы РЕАЛЬНЫЕ боевые и эксплуатационные качества Ф 35. За горами пропаганды со всех сторон вообще не различить, что там и как. Летает этот чемодан откровенно неважно, это более или менее установлено (хотя и тут есть сомнения). Все остальное на "совести" разного рода комментаторов, которые не узнают совесть, даже если она будет стучать им по пустым головам.
    И следующий вопрос - эксплуатационные расходы. Сотни миллионов долларов с каждой страны, купившей это устройство каждый год - это реальная стоимость эксплуатации, или просто форма дани, которую США собирает со своих "союзников" все более открыто и беззастенчиво? От ответа на это вопрос в основном и будет зависеть реальная судьба самолета, да и всего проамериканского "военного союза". Большинство "союзников" попросту не выдержат возросшей нагрузки на бюджеты, дела у мировой экономики в последние годы неважные, и ничего в волнах не видно...
  4. 0
    1 августа 2019 09:43
    Турки вообще наглые, сами подставили партнера приобретя системы ПВО у вероятного противника в нарушение всех договоров по блоку, и они же еще и компенсации требуют..Да их нужно исключить из НАТО, и обязать оплатить все расходы по переносу производств..

    А что касается самолета-его конечно обкатают и допилят до максималки, стратегия первым обнаружить и первым выстрелить безумловно правильная..
    1. +3
      1 августа 2019 10:39
      maagalex (Alex) Сегодня, 09:43

      первым обнаружить и первым выстрелить безумловно правильная..

      ну только с точки зрения человека, знакомого с возможностями воздушного боя только по агитационным проспектам. На самом деле верно только первое. Так более ранее обнаружение позволяет первым начать подготовку к атаке. А вот с "первым выстрелил" далеко не все так радужно как вам кажется. Это американцы в своих показательных учебных боях ухитряются завалить противника со счетом 100:0. Потому что взятие цели на сопровождение автоматически зачитывается за победу в воздушном бою. Что и позволяют сделать F-35, особенно из-за пелены помех, выставленных гроулерами. А в реальности на результат этого первого выстрела повлияет куча факторов. И если пингвин первыми пусками не добился поражения целей (а внутренние отсеки почти не дают шансов на повторные пуски), то вариант у него только один - мазать пятки керосином. Так как на средних и ближних дистанциях шансов выжить у него совсем немного
      1. -1
        1 августа 2019 11:19
        Ну да. Кто сказал, что выстрел ракетой будет поражением цели? А почему не противоракетные мероприятия приведут к успеху? Это корабль от ракеты увернуться не может, а самолет устройство быстрое и маневренное, движется в одном диапазоне скоростей с ракетой, плюс разного рода ловушки, плюс постановка помех, плюс еще разные вещи. Не так и велика вероятность поражения вообще.
      2. -3
        1 августа 2019 17:09
        Цитата: Ка-52
        На самом деле верно только первое. Так более ранее обнаружение позволяет первым начать подготовку к атаке. А вот с "первым выстрелил" далеко не все так радужно как вам кажется.

        Это было верно для начала 70-х. Но техника не стоит на месте. Ракеты совершенствуются,дальность возможного первого пуска растет. Конечно, первый пуск не гарантия победы.Но его значение непрерывно растет,тем более в случае когда противник еще и имеет большое численное преимущество. А F-35 много,очень много...
        Пожалуй только КНР сможет не уступить им в количестве бортов.И то не факт..
        Цитата: Ка-52
        то вариант у него только один - мазать пятки керосином. Так как на средних и ближних дистанциях шансов выжить у него совсем немного

        1) Вот последний реальный воздушный бой- Пакистанские F-16 блок 30 против Индийских Су-30МКИ . F-16 то ли обнаружили первыми и их ракеты были дальнобойнее,то ли обнаружили одновременно,только ракеты лучше,но факт-они атаковали первыми и пилоты Су-30 получили сигнал Риты об обстреле. Что они сделали ? Стремительно полетели реализовывать свое гипотетическое преимущество в БВБ ? Нет,они не смертники,они выполнили маневр уклонения и вышли из боя.То есть,как Вы говорите-намазали пятки керосином... А ведь это далеко не самая новая вариация F-16, которую F-35 по оценкам американцев на учениях побеждают со счетом 15-1.
        2) Неясно почему Вы считаете,что у F-35 не будет шансов выжить в БВБ. Он,конечно,не лучший самолет в этом плане,но после снятия ограничений,по мнению американцев он не хуже F-16.
        3) Не говоря о том,что его главная задача -работа по земле.Тут по совокупности возможностей не один истребитель с ним не сравниться.
        1. 0
          2 августа 2019 06:26
          Это было верно для начала 70-х.

          для каких 70х?????Вы если не знаете, зачем пишите? Во ВСЕХ последних воздушных боях дальность результативных пусков редко превышала 20 миль. А это 2000е, товарищь ыксперт!
          Ракеты совершенствуются,дальность возможного первого пуска растет.

          Все подобные заявления "ыспертов" базируются на следующих выводах:
          1. берется техническая дальность полета РВВ при самых благоприятных условиях по рекламным проспектам.
          2. цель не осуществляет противоракетное маневрирование, не применяет средства срыва наведения (и вообще ведет себя как жирный тупой гусь)
          3. цель в обязательном порядке заранее идентифицирована, идет встречным курсом и не подозревает о противнике.
          4. считается что скорость (а следовательно и способность совершать маневрирование РВВ) одинаковы на всем протяжении полета до цели.

          В реальности, товарищ експерт, дальность РББ на высоте 1.5км приблизительно на 35% ниже, чем дальность полета ее же на высоте 8км. Скорость РББ на конечном участке траектории падает с 3-4М (на старте) до 1,2М. Маневрирование за уклоняющейся целью приводит к еще большей потери энергии и падению скорости вплоть до 0,8М. Соответственно и дальность полета и вероятность поразить цель. Чем энергичнее уклоняется цель, тем энергичнее маневрирует РВВ и тем сильнее теряет стартовый импульс. Говорить при этом о дальности в 100500км просто глупо.
          И это мы еще говорим только о возможностях самих ракет. А если станем перечислять такие факторы, как курсовые углы, применение РЭБ и мероприятий на срыв наведения, проблемы идентификации целей (даже у американцев), то ваши воздыхания про дальний воздушный бой начинают просто вызывать улыбку
          Вот последний реальный воздушный бой- Пакистанские F-16 блок 30 против Индийских Су-30МКИ

          вообще не показатель. Потому что о течении боя известно только по брехне той и другой стороны, перевранной СМИ.
          Неясно почему Вы считаете,что у F-35 не будет шансов выжить в БВБ. Он,конечно,не лучший самолет в этом плане,но после снятия ограничений,по мнению американцев он не хуже F-16.

          хахах))) вы прям душой болеете за молнию. Хвалю за стойкий американский патриотизм, товарищ Велизарий lol В реальности лучше F-16 из других "американцев" в маневрировании ведет себя только F-22, и то только на больших углах атаки.
          3) Не говоря о том,что его главная задача -работа по земле.Тут по совокупности возможностей не один истребитель с ним не сравниться.

          Возможности работы по земле это возможности самой станции и адаптированного с ней вооружения. При чем тут тогда пингвин? И как ударные возможности помогут ему выжить в воздушном бою?
          1. -1
            2 августа 2019 15:11
            Цитата: Ка-52
            для каких 70х?????Вы если не знаете, зачем пишите? Во ВСЕХ последних воздушных боях дальность результативных пусков редко превышала 20 миль. А это 2000е, товарищь ыксперт!

            В 60-е у американцев была уверенность,что БВБ больше не будет,Вьетнам показал что это не так (но ,кстати,показал,и огромное преимущество первого обнаружения и пуска). Однако с развитием техники значение ДВБ возрастала все больше. БВБ не было уже очень давно.Напоминаю смысл терминов-БВБ это бой на визуальной дальности. Свыше 20 миль о которых Вы пишете это и есть дальней бой.О дальности в 10500 км о которой Вы говорите, я не писал.
            Цитата: Ка-52
            то ваши воздыхания про дальний воздушный бой начинают просто вызывать улыбку

            Все это верно и прекрасно написано,но не по теме.Я писал о том,что первое обнаружение и атака это не панацея,а способ получения тактического преимущества которое в купе с численным преимуществом которое всегда будет у F-35 (кроме возможного конфликта с КНР) даст возможность завоевания господства в воздухе.Никто не говорит о 100 % атаках с расстояния в 150 км.
            Цитата: Ка-52
            вообще не показатель. Потому что о течении боя известно только по брехне той и другой стороны, перевранной СМИ.

            В данном случае это как раз информация Индийских СМИ (которые как раз очень любят преувеличивать свои успехи) .И информация совершено логичная,если Рита вас предупреждает,Вы будете делать маневр уклонения,а не искать ближнего боя с неизвестно где находящимся противником
            Цитата: Ка-52
            В реальности лучше F-16 из других "американцев" в маневрировании ведет себя только F-22, и то только на больших углах атаки.

            Интересное утверждение Однако я писал-не уступает,а не превосходит-это разные вещи.И потом возможно Вы знаете американские самолеты лучше самих американцев,но это утверждение Вам надо доказать.
            Цитата: Ка-52
            При чем тут тогда пингвин? И как ударные возможности помогут ему выжить в воздушном бою?

            Никак,это верно. Просто я напомнил,что Пингвин это многоцелевой самолет,чье достоинство прежде всего заключается в широких ударных возможностях. Вы конечно,знаете что авиация предназначена собственно для ударов по земле.Истребители это обслуживающий персонал.Станция и оружие которые позволяют это делать интегрированы в конкретный самолет который помимо ударных возможностей может и вести воздушный бой.
            .
            Цитата: Ка-52
            хахах))) вы прям душой болеете за молнию. Хвалю за стойкий американский патриотизм, товарищ Велизарий

            А вот это системная и принципиальная ошибка.Нельзя смешивать идеологию с техникой.Тот, кто это делает- уже проиграл.Если Вы уж перешли на личности -я принципиальный противник капитализма в целом, и особенно его американского варианта.Но к технике это не имеет никакого отношения,тут нужно судить рационально. В целом Ваша фетишизация БВБ была бы аналогична рассказам о вполне реальных достоинствах Як-3 и Ла-7 и недостатках первых реактивных самолетов,или рассказам о достоинствах Миг-21 и Миг-23 после появления F-15.К счастью тогда не руководствовались такими идеями,а создавали принципиальные новые программы.С моей точки зрения нужно не молиться на ближний бой, а создавать и массово производить самолеты не уступающие F-35 в дальнем.
    2. 0
      1 августа 2019 12:33
      Ещё раз повторю для троллей, ТУРКИ ПОЛУЧАТЬ И С-400 и F-35 и военный союз Турции с НАТО и Соединёнными Штатами это другой уровень, моё мнение турки хотели получить контроль в ближном востоке и центральной азии, но здесь есть две проблемы это персы с евреями, турки могли бы договориться с арабами и центральной азией, но персы это вечная проблема и евреи тоже, если бы они объединили бы ближний восток то появились бы новые проблемы это США, Европа, Россия, Китай и т.д, короче проблема этого мира вечный, есть универсальная формула для объединения всех это Ислам, но и внутри Ислама разные течения каждый думает что он прав.
      1. 0
        1 августа 2019 14:08
        есть универсальная формула для объединения всех это Ислам

        а почему именно Ислам, а не христианство, буддизм или на худой конец пастафарианство? Или у макаронного Бога меньше шансов объединить людей?)
        турки хотели получить контроль в ближном востоке и центральной азии

        объединение БВ и Азии под эгидой Турции не возможно от слова совсем. Им нечего предложить арабскому миру
  5. +1
    1 августа 2019 12:00
    Цитата: maagalex
    подставили партнера приобретя системы ПВО у вероятного противника в нарушение всех договоров по блоку

    и какой договор они нарушили?
    например, США покупают целый спектр военной техники в РФ и все ОК - только лоббисты ВПК недовольны.