Мост через Севастопольскую бухту. Героическое прошлое и возможное будущее

38
В декабре 2018-го года в информационном поле замелькали сообщения о том, что строительство Севастопольского моста — не просто очередная неосуществимая идея, а что к проектированию уже подключились организации, принимавшие участие в строительстве Крымского моста и вантового моста на остров Русский во Владивостоке. Сама целесообразность строительства обусловлена географией города Севастополя, фактически разделённого на две части. В самом деле, огромный городской организм нашей базы Черноморского флота фактически живёт в состоянии транспортной разобщённости. Чтобы в час пик или во время непогоды добраться через Инкерман с северной части города на южную (или наоборот), придётся потратить до двух часов. Подобное состояние для промышленного морского города и базы флота, не считая потребностей рядовых граждан, естественно, негативно отражается на многих сферах жизни Севастополя.

Мост через Севастопольскую бухту. Героическое прошлое и возможное будущее

Изображение Севастопольского моста от пресс-службы правительства Севастополя



Планы по строительству Севастопольского моста периодически начинали фигурировать на уровне предложений и инициатив сразу после Великой Отечественной войны. Но каждый раз идея натыкались как на технические трудности, так и на противодействие со стороны командования флота. Военморы вполне резонно полагали, что начавшиеся боевые действия разрушат возведённый мост, а его обломки в свою очередь заблокируют боевые корабли в бухте, словно пробка в бутылке.

В данный момент изменилась и ситуация, и месторасположение многих объектов, и сами технологии. Наиболее экономичным вариантом, учитывающим интересы всех сторон проекта, в том числе и флота, в итоге сочли вариант возведения вантового моста. Также были озвучены предполагаемые параметры будущего объекта: протяжённость вместе с подходами около 4 километров, 4 полосы, велосипедные дорожки, а точки входа и выхода будут располагаться в районах улиц Брестской (южная часть города) и Богданова (северная часть).



22 апреля 2019-го года, как заявили в пресс-центре ФАУ «Главное управление государственной экспертизы», эксперты Крымского филиала Главгосэкспертизы России выдали положительное заключение о проведении публичного технологического и ценового аудита инвестиционного проекта на первом этапе строительства транспортного перехода через Севастопольскую бухту.

В общем, кажется, что проекту быть. Конечно, если доморощенная оппозиция, протестующая по поводу и без и ободрённая беснованием в Москве, закрытием проекта собора в Екатеринбурге (под иррациональный вой с разных уголков страны) и знатно испорченной кровью строителей Томинского ГОКа, не задумает саботировать и этот проект. Разумеется, не стоит забывать и про псевдоэкологов домашнего розлива. Недолго вспомнить, сколько копий было сломано о Крымский мост, который, по мнению «экологов», «погубил» крабов и дельфинов. Правда, потом выяснилось, что к гибели дельфинов причастны украинские моряки, освобождённые от «Мордора».

Однако обратим свой взгляд в прошлое: ведь мост через Севастопольскую бухту некогда уже был перекинут. И возведён он был при самых трагических обстоятельствах.

Мосты воюющего города


Шёл 1854-й год, полыхала Крымская война. Отважный Севастополь отчаянно отбивался от превосходящих войск Британии, Франции, Османской империи и Сардинского королевства. Оборона требовала от войск мобильности, но глубоко вдающаяся в сушу Севастопольская бухта, изрезанная своеобразными южными «фьордами», часто лишала защитников возможности быстрой переброски войск с одной стороны бухты на другую, не говоря уже о своевременной эвакуации раненых. Тогда и возникла идея связать изрезанную бухтами сушу временными мостами.

Первый мост был возведён в сентябре 1854-го года в Южной бухте Севастополя. Этот объект активно эксплуатировался вплоть до конца марта 1855-го. 28 марта началась вторая усиленная бомбардировка героического города-крепости, длившаяся десять дней. За это время по Севастополю противник произвёл 165 тысяч артиллерийских выстрелов. Лавина металла, невиданная до тех пор в истории осадных войн, полностью уничтожила мост Южной бухты.


Плавучие мосты Южной бухты

С инициативой строительства следующего моста выступил уже сам адмирал Павел Степанович Нахимов. Он предложил возвести переправу в глубине всё той же Южной бухты. Мост был также плавучим и крепился на якоря. Много позже событий Крымской войны в 80-х годах 20-го века один из якорей этого моста обнаружили рабочие во время ремонта железной дороги. Позже это якорь был установлен на Историческом бульваре у здания панорамы «Оборона Севастополя 1854-1855 годов».

Следующее строительство началось в феврале 1855-го года. На этот раз его возводили для быстрого и надёжного сообщения с линией обороны Селенгинского и Волынского редутов, располагавшихся северо-восточнее бухты Килен. Данный мост использовался вплоть до мая 1855-го года.

Но самым знаменитым стал мост через Севастопольскую бухту, протянувшийся с южной на северную сторону. 1855-й – второй год героической обороны Севастополя. Британия, Франция, Османская Порта и Сардиния, для которых осада одного единственного города превосходящими силами уже превратилась в самый настоящий позор, продолжали с обозлённым упорством атаковать русский гарнизон. Наступали последние месяцы эпохального сражения. Явный перевес на стороне англо-французских сил был уже неоспорим.



Сообщение между Северной и Южной стороной Севастополя с каждым днём всё более осложнялось, а перспектива эвакуации войск из южной части города становилась насущной необходимостью. В июле с инициативой протянуть плавучий мост от Николаевской до Михайловской батареи выступил генерал-лейтенант Бухмейер. Командование в лице князя Александра Михайловича Горчакова приняло решение одобрить эту инициативу, несмотря на критические взгляды многих инженеров, считавших, что мост либо разнесёт волной, либо он не будет возведён в принципе.

Руководство строительства столь сложного в тех условиях объекта поручили непосредственно инициатору — генерал-лейтенанту Александру Ефимовичу Бухмейеру, который в будущем вольётся в плеяду героев Севастополя. К исполнению работ отвели старших офицеров капитан-лейтенанта Павла Ивановича Куприянова (станет впоследствии контр-адмиралом), капитана 2-го ранга Ивана Фёдоровича Лихачёва (выйдет в отставку в чине вице-адмирала, будет членом Русского и Французского географических обществ), сотню моряков флотских экипажей, сапёров 4-го батальона, бойцов 45-й дружины Курского ополчения и около сотни плотников.


Слева направо: Бухмейер, Куприянов и Лихачёв

Мост возвели достаточно быстро, учитывая обстоятельства. Лесоматериал, к примеру, приходилось доставлять из Херсона на телегах. К работе приступили 14 июля, а первые бойцы смогли пройти по мосту уже 15-го августа 1855-го. В итоге общая длина моста составляла 450 саженей (960 метров). Сам мост состоял из 86 плотов, каждый шириной 5 метров и длиной 13 метров. На плаву мост удерживался якорями. Само месторасположение моста, т.е. на достаточно широком участке бухты, было отнюдь не случайным. Плавучий переход для русских войск брал начало прямо у закругления каменного массива Николаевской батареи, т.е. сама батарея становилась прикрытием от артиллерийского огня для начала переправы.

Трагическое отступление


24 августа (4 сентября) началась шестая бомбардировка Севастополя, фактически стёршая с лица земли артиллерию Малахова кургана, а сами позиции превратившая в груды развалин. Но только 27 августа после тяжёлого боя противнику удалось захватить курган и прорвать оборону. Князь Горчаков отдал приказ покинуть позиции на Южной стороне Севастополя.


Вид на отступление по плавучему мосту и горящую Южную сторону Севастополя

В вечерних сумерках 27-го августа в небо взвилась ракета – сигнал к отступлению, которое было встречено многими солдатами и офицерами враждебно. Старшим офицерам пришлось чуть ли не силой заставлять некоторых защитников Севастополя начать переход по мосту. В бухте поднялся сильный северо-восточный ветер, нагонявший волну. Мост сильно сотрясался под тяжестью людей и повозок. На некоторых участках переправу захлёстывало волной. Поэтому команды моряков и сапёров оперативно увеличивали плавучесть таких участков заранее подготовленными просмоленными бочками.

Вместе с защитниками Севастополя по мосту шли и гражданские лица, коим разрешили взять с собой лишь тот багаж, что умещался в руках. Весь этот печально-торжественный марш шёл под аккомпанемент канонады и иллюминацию горящей Южной стороны города.

Для прикрытия отступления на Южной стороне остались войска, состоящие из пехоты, артиллеристов, сапёров и моряков. Командовали группой прикрытия генерал Александр Петрович Хрущёв (удерживал Городскую сторону Южной бухты) и генерал Александр Иванович Шепелев (оборонял Корабельную сторону Южной бухты). Им же поручили уничтожить всё, что только возможно, дабы врагу не достались трофеи. Для этого были выделены специальные команды «охотников», которые жгли пороховые погреба, уничтожали артиллерийские орудия, которые было невозможно транспортировать, и подрывали целые батареи.



Уже глубокой ночью был подан второй сигнал ракетой, что означало приказ отступать силам прикрытия. Всё это время генерал-лейтенант Александр Бухмейер находился непосредственно на мосту, руководя переправой, созданной в итоге только для этой огненной ночи. К восьми часам утра наконец показались последние защитники Севастополя, которым удалось отступить по плавучему мосту Бухмейера. Это был отряд бойцов Тобольского полка полковника Александра Александровича Зелёной, за которыми шёл командующий группой сил Городской стороны генерал Хрущёв.


Памятный знак на месте начала плавучего моста на Южной стороне Севастополя

Бухмейер отдал приказ развести мост, как только Хрущёв подошёл к нему, заявив, что Южная сторона оставлена. Мост прекратил своё существование. Но всё же последними, кто покинул Южный Севастополь, были вышеупомянутые «охотники», оставшиеся для ликвидации инфраструктуры, боеприпасов и вооружения. Лишь ближе к полудню, когда подорванные пороховые погреба и пылающие батареи сплелись в один бушующий пожар, команды охотников переправились на Северную сторону на гребных судах.

Севастопольский пожар 1855-го года пылал целых два дня, не позволяя противнику всё это время полноценно занять Южную сторону города-героя. Так окончилась история севастопольских мостов, а новая мирная их история, может быть, только начинается…
38 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    19 августа 2019 05:38
    доморощенная оппозиция, протестующая по поводу и без и ободрённая беснованием в Москве, закрытием проекта собора в Екатеринбурге (под иррациональный вой с разных уголков страны)
    Ну вы блин сравнили. Реально нужный для решения транспортных проблем города мост и нафиг никому не нужный собор. У нас во Владивостоке аналогичная ситуация. Построили три хороших моста (правда на одном из них регулярно ямы латают, увы), никто не был против. Зато сейчас около центральной площади домучивают очередной храм (на месте парковки), нафиг там не нужный.
    1. +11
      19 августа 2019 07:46
      Цитата: Greenwood
      Зато сейчас около центральной площади домучивают очередной храм (на месте парковки), нафиг там не нужный.

      Как мне этой глупый вой, что с одной, что с другой стороны не нравится...
      ДЛЯ ВСЕХ, Храм в Екатеринбурге, был ПРИКРЫТИЕМ, для строительства большого комплекса зданий, состоящего из двух тридцатиэтажных жилых домов, офисного центра и Храма. И этот комплекс лишил бы горожан любимого и очень красивого места отдыха. Так, что подавляющее число екатеринбуржцев выступали и выступают не против Храма, да стройте его на радость верующим, только в ином месте, а ЗА сохранение этого сквера., на фото обведен красной линией
      1. +6
        19 августа 2019 09:02
        Так под подобную застройку обычно и выбирают самые вкусные и лакомые территории в центре города. Понятное дело, что был бы это пустырь на окраине, никто бы и слова не сказал. Стройте хоть храм, хоть мечеть, хоть башню Саурона. И у нас во Владе аналогично.
        1. +3
          19 августа 2019 12:08
          Реально, эта постройка на площади такая же ненужная, как и уродливый Хайятт около моста. У нас в городе беда с архтектурой и градостроительством. А вот вопросов по необходимости строительства мостов не возникало ни у кого. От них реально много пользы. Желаю севастопольцам это почувствовать.
          1. +3
            19 августа 2019 14:32
            А что, мощности (и самое главное Технологии) строителей-мостовиков растерять очень просто. Как делали в СССР, специализированное строительное управление (скажем по строительству нефтеперерабатывающих заводов) строит НПЗ в одном городе, а потом, после завершения, этот «табор» снимается и начинает строить НПЗ уже в другом городе. Это эффективно и главное дёшево! Также и с мостовиками, столько организаций по всей России собирали для строительства Крымского моста и теперь эти организации, как тараканы, опять нужно будет собирать. А Севастопольский мост менее масштабный и значит менее дорогой. Одним словом (моё скромное мнение разумеется) второму Крымскому мосту быть!!! good
            1. +1
              19 августа 2019 23:33
              Цитата: Проксима
              Как делали в СССР, специализированное строительное управление (скажем по строительству нефтеперерабатывающих заводов) строит НПЗ в одном городе, а потом, после завершения, этот «табор» снимается и начинает строить НПЗ уже в другом городе. Это эффективно и главное дёшево!

              Вот согласен на все 100! Вспоминаю, как в начале 80-х в городке построили новую котельню , а трубу из кирпича приехала делать бригада спецов. Платили им много! Но в разговорах я узнал, что на весь Союз таких бригад не более шести!
  2. -6
    19 августа 2019 08:09
    и нафиг никому не нужный собор

    как же вас всех коробит, от того что русский народ снова хочет стать православным
    1. +3
      19 августа 2019 08:14
      Цитата: Военный Строитель
      как же вас всех коробит, от того что русский народ снова хочет стать православным

      И для этого надо с этим народом поступать так как при первом крещении - "огнем и мечом", хочешь - не хочешь, или иди в реку и крестись, или под меч? Я что то не заметил, что бы у нас как то верующих канонических церквей притесняли, надо, крестный ход, надо куйрам-байрам, да пожалуйста, что надо перекроем и проводите.
      Насильно насаждать это не надо. Люди должны сами прийти к Богу, а не под палкой.
      1. -4
        19 августа 2019 08:17
        я тоже что то не замечал чтобы когото затаскивали силой в православный храм, кроме бесноватых
        1. +4
          19 августа 2019 08:23
          Цитата: Военный Строитель
          я тоже что то не замечал чтобы когото затаскивали силой в православный храм,

          Но Вы ратуете ЗА это. Простите, но жителю Владивостока лучше понятны проблемы его города. А я, так как довольно долго прожил в тех краях, его поддержу. В центре города Владивостока, любое строительство надо проводить аккуратно и учитывая мнение горожан, уж больно там места мало, катастрофически мало. А основная часть населения живет не там,а в "спальных районах" по окраинам. Так может лучше построить Храм в одном из этих районов?
          1. +3
            19 августа 2019 09:09
            Спасибо за поддержку. hi
            Цитата: svp67
            В центре города Владивостока, любое строительство надо проводить аккуратно и учитывая мнение горожан, уж больно там места мало, катастрофически мало.
            Самое обидное, что в конце 00-вых около площади сделали удобную парковку, которая очень выручала тех, кто хочет оставить машину около площади и сходить на ярмарку/по своим делам. Так нет же, начали воротить этот храм. Его строительство прямо под площадью выглядит особо нелепо с учётом того, что площадь называется "Площадь Борцов за власть Советов на Дальнем Востоке". Плюс на площади часто проходят увеселительные мероприятия, шумные рок-концерты и т.д. И действующий храм в этом месте явно не в тему.
            1. +1
              19 августа 2019 09:21
              Цитата: Greenwood
              Спасибо за поддержку.

              Да не за что.
              Цитата: Greenwood
              Самое обидное

              Отлично понимаю Вашу точку зрения, так как неоднократно бывал и в самом Владике и на этой площади. С Вашей исторической застройкой центра, гористостью, узостью улочек там и огромной автомобилизацией населения , это действительно огромная проблема
              1. +2
                19 августа 2019 12:18
                Тем более, что недалеко в Покровском парке есть храм. Могли бы на Снеговой пади построить, новый микрорайон, вот и порадовали бы желающих стать православными. Нет надо землю в центре захапать.
                1. 0
                  20 августа 2019 17:50
                  Я не случайно упомянул Снеговую падь, поскольку она примыкает к району Второй речки, в котором единственное религиозное заведение это переобороудованный детский сад. В советские времена он был едва ли не единственным заведением с логопедической специализацией... Других православных заведений на огромный район нет. Это для тех, кто переживает о недостаточной православности.
          2. 0
            19 августа 2019 15:29
            В центре города Владивостока, любое строительство надо проводить аккуратно и учитывая мнение горожан, уж больно там места мало, катастрофически мало.

            Расплата за глупое решение сделать Владивосток региональным центром. Город неизбежно стал расти как на дрожжах. А расти на сопках некуда. Да ещё и на полуострове. Вполне роль краевого центра мог бы взять Уссурийск. Находящийся на равнине. Там безболезненно можно строить мегаполис.
            1. +1
              20 августа 2019 17:40
              Уссурийск регулярно затапливает, да и проблема не в том где будет краевой центр, и даже не в том, где будет столица Дальнего востока. Да пусть будет в Хабаровске...проблема в том, что РПЦ и власть в лице ЕР , при всём моём терпимом отношении... Они делают всё, чтобы их ненавидели.
              Я "православный атеист", который уважает и хануку и курбан-байрам. hi
              И не надо насаждать...как указал Greenwood "У нас официально церковь отделена от государства", потому чрезмерное навязывание ЛЮБОЙ религии, равно как и отрицание таковой, НЕПРИЕМЛИМО.
              Прошу прощение за капс, но это было необходимо.
    2. +5
      19 августа 2019 09:05
      Цитата: Военный Строитель
      русский народ снова хочет стать православным
      Не вам решать, что хочет, а что не хочет русский народ. Не надо за всех говорить. У нас официально церковь отделена от государства. Навязывание православной религии ущемляет мои атеистическо-коммунистические чувства. К тому же помимо православных у нас есть ещё мусульмане, буддисты, лютеране и т.д.
      1. -3
        19 августа 2019 09:36
        Цитата: Greenwood
        у нас есть ещё мусульмане, буддисты, лютеране и т.д

        А "вы" - это кто, простите?

        Цитата: Greenwood
        Не надо за всех говорить

        На себя примерьте... вам точно пойдет yes
        1. -1
          19 августа 2019 15:24
          Цитата: Cat Man Null
          А "вы" - это кто, простите?
          А мы - это население России.
          Цитата: Cat Man Null
          На себя примерьте... вам точно пойдет
          Я на вас примерил.
          1. -2
            19 августа 2019 19:04
            Цитата: Greenwood
            Цитата: Cat Man Null
            А "вы" - это кто, простите?

            А мы - это население России

            Неее... вы лишь мелкое его, населения, подмножество. Из подвида "ярких и ясноглазых".

            Цитата: Greenwood
            Я на вас примерил

            Это вам кажется. Вам до меня еще дорасти надо... вьюноша yes
      2. -3
        19 августа 2019 11:30
        помимо православных у нас есть ещё мусульмане, буддисты, лютеране и т.д

        иудеев забыли - ваших идейных вдохновителей
        1. 0
          19 августа 2019 15:25
          И их тоже. Видите, сколько разных конфессий.
    3. +2
      19 августа 2019 12:36
      Ты что ли русский народ. ? Храмы должны не мешать людям жить. А не быть как бельмо на глазу.
      1. -1
        19 августа 2019 20:27
        Цитата: tralmaster
        Храмы должны не мешать людям жить.
        Я только не понял... минусатор не согласен с этим? Храмы должны мешать?! belay
    4. 0
      19 августа 2019 20:21
      Цитата: Военный Строитель
      как же вас всех коробит, от того что русский народ снова хочет стать православным
      А что,русскому народу, чтобы не перестать хотеть снова стать православными необходимо испоганить сквер, каковых в Ё-бурге и так с гулькин глаз?
      Не волнуйтесь Вы сильно! Давеча слетали, освятили пожары. Завтра потухнут.

      З.Ы.
      Можно, конечно, предположить, что чиновники с сановниками выбрали время, посоветовавшись с метеорологами на предмет дождей, но... чур меня! Всё это крамола! Чудо освящения - никак по-другому!
      1. +1
        20 августа 2019 17:56
        Я не понимаю, как Юрий Алексеевич летал до того,как появился главный священник Роскосмоса....его же не....... Крамола какая-то.
        1. 0
          21 августа 2019 14:54
          Цитата: volodimer
          Я не понимаю, как Юрий Алексеевич летал
          На самом деле, ракета была освящена ещё в ангаре. И... Вы посмотрите на неё снизу: она крест!
          А Гагарин, как известно, был активным верующим... или это мечты ПГМнутых?...
    5. 0
      21 августа 2019 14:43
      Цитата: Военный Строитель
      как же вас всех коробит, от того что русский народ снова хочет стать православным

      Меня коробит, когда в моем регионе в каждом селе разрушенная вековая церковь имеется, но они никому не нужны и их никто не восстанавливает. Хотя казалось бы - вот вам исторически ценное намоленое место, и прихожане имеются в виде жителей села, в котором как правило кроме этого дестроя нет больше церквей. Зато в центре городов миллионников почему-то прямо битвы идут за клочок земли под постройку новых церквей.
      И не стоит говорить за весь русский народ.
  3. +4
    19 августа 2019 08:19
    Отличная статья, спасибо!
  4. +3
    19 августа 2019 09:11
    Цитата: Ольгович
    Отличная статья, спасибо!

    Да, действительно!
  5. 0
    19 августа 2019 14:09
    Есть претензии к автору по поводу "местной доморощенной" оппозиции. Позвольте, а вы кого в Севастополе причисляете к местным оппозиционерам? И к кому они оппозиционируют? К едросам что ли? Или то, что в Севастополе 58 храмов и еще лепят, отнимая у местных жителей лучшие места города и по поводу этого в Севастополе постоянные протесты? Пишите без политики и православно-коммерческого угара.
    1. 0
      20 августа 2019 18:02
      Терпите православные севастопольцы... вы теперь на родине. , всё же надеюсь, что это правильный выбор. Я думаю, что это правильный выбор, и надеюсь, что плюсы перевесят минусы. Я хочу, чтобы плюсы перевесили минусы. Счастья вам!
  6. -2
    19 августа 2019 15:29
    Цитата: Нонна
    Позвольте, а вы кого в Севастополе причисляете к местным оппозиционерам?

    Это обиженные ,отодвинутые от кормушки бывшие укро чиновники и горе "милициянты с эссбушниками ".
  7. -3
    19 августа 2019 21:09
    А по мне так обойдутся. Пусть через инкерман ездят , как мы по КАДам. И так в этот Крым вбухали непропорционально его ценности. Есть лишние деньги пусть сток Терека перебрасывают, чтобы в ножки хохлам не кланяться за воду.
    1. 0
      19 августа 2019 23:17
      Через Инкерман объезд всего 20 км. Вполне могут обойтись
  8. 0
    19 августа 2019 22:15
    есть мнение что если бы не возможность постройки моста для быстрого отвода войск. То русские воиска не получили бы приказ отступать из Южной стороны города и отдать город после отбитых 3!! штурмов.
    Напомню что Хрулеву удалось отбить штурм и вернуть позиции всех бастионов кроме Малахового кургана где зуавы с прочими французами успешно отразили атаку Хрулева засев в домиках и укрепив свои захваченные позиции. А Хрулев без артиллерии на голом энтузиазме(как обычно у русских нет нифига кроме героизма) не смог выкурить их оттуда. И подкрепления пришли французам, а не русским. Горчаков приказал оставить город после сдачи ключа обороны(МК).И благодаря мосту русские быстро ушли, оставив команды охотников в полностью разрушенном бомбардировками союзников городе.
    Нести потери(а каждая бомбежка вырывала тысячи жизней защитников Севастополя--потому что линия укреплений это была не первая и не вторая-а последняя, наспех построенная вблизи жизненно важных коммуникаций) перестали. Теперь союзников и русских разделяла бухта и неприступная часть Северная города. Подготовленная и укрепленная. Сил для продолжения осады или маневренной войны уже не было. Да и желания тоже. Амбиции союзников были удовлетворены-Южная сторона+флот.
    Мост был построен не для обороны, а для отступления и разрушен после онной.
    Построен с учетом обстрела. Его создатель свидетельствовал что в случаи попаданий-легко заменить пару бревен и продолжать работу.
    1. 0
      20 августа 2019 18:20
      "Амбиции союзников были удовлетворены-Южная сторона+флот." Они сохранили престиж: Севастополь взят, флот уничтожен (который жалко, но в наступившую эпоху пара уже бесполезен). А по факту, кроме части Крыма и Севастополя, они ничего и не получили. А эвакуацию войск по мосту на северную сторону можно сравнить с эвакуацией войск из Одессы, быстро эффективно, с минимумом потерь. Могли сражаться дальше? Могли. Смысл.. не очевиден, потери не оправдывают цель.
  9. 0
    21 августа 2019 21:28
    Голосую за мост! Меня никто не спрашивает, но я всё равно "За". Сейчас только из Арт. бухты на пароме на Северную переправляются. Раньше (при Украине, но я вам этого не говорил wink ) из Арт. бухты на Учкуевку на пляж тоже катера ходили, а теперь всё, не ходят. Через Инкерман больно далеко.