Плохое предзнаменование для НАТО. Скрытая сторона инфракрасной малозаметности «Охотника-Б»

37
Предметом крайне противоречивого спектра экспертных мнений стала опубликованная оборонным ведомством России видеодемонстрация первого полёта опытного экземпляра перспективного российского ударного БПЛА С-70 «Охотник-Б», поднявшегося в воздух с ВПП аэродрома Новосибирского авиационного завода имени В.П. Чкалова 3 августа 2019 года.





С одной стороны, успешный 20-минутный тестовый полёт передового ударного дрона, продемонстрировавший стабильную работу компьютеризированной электродистанционной системы управления и достаточно высокие лётно-технические качества машины с аэродинамической схемой «летающее крыло», ознаменовал новую веху в становлении российской беспилотной авиации. Был установлен «железный» паритет между головным разработчиком С-70 - авиационным холдингом ПАО «Компания «Сухой» и ведущими западными авиастроительными гигантами «Dassault Aviation» и «Northrop Grumman Corporation», спроектировавшими ударные БПЛА «nEUROn» и X-47B. С другой, - в конструкции планера первого лётного образца БПЛА «Охотник-Б» были замечены два критических технологических недостатка - «полуоткрытая» архитектура расположения турбореактивного двухконтурного двигателя семейства АЛ-31Ф/41Ф и стандартное сопло круглого сечения, в десятки раз увеличивающие инфракрасную сигнатуру дрона в сравнении с зарубежными аналогами.

В серию с новым соплом и современной архитектурой мотогондолы. Волшебная трансформация «Охотника-Б»


Злые языки успели окрестить подобную конфигурацию расположения двигателя «неизлечимой хронической болезнью» «Охотника-Б», заключающейся в оголении наиболее теплоконтрастных элементов силовой установки БПЛА перед «дальнозоркими» и высокочувствительными оптико-электронными прицельными комплексами обзора передней полусферы OSF, «Pirate», «SkyWard-G» и DAS, установленными на многоцелевых истребителях «Rafale», «Typhoon», JAS-39E «Gripen-NG», а также F-35A/B/C и работающими в средневолновом (3 - 5 мкм) и длинноволновом (8 - 12 мкм) диапазонах инфракрасных волн.

Тем не менее, спустя буквально три недели после первого полёта «Охотника-Б», на паникёрской пище для размышлений была поставлена жирная точка. Накануне официального открытия Международного авиакосмического салона МАКС-2019 новостные издания Рунета запестрили фотографиями макета-демонстратора серийного С-70 с радикальной конструктивной переработкой хвостовой части планера. В частности, «Охотники-Б» серийной модификации должны получить интегрированные вглубь фюзеляжа мотогондолы «закрытой архитектуры» и продвинутые плоские клиновидные сопла «верхнего раскрыва» со смещёнными вперёд термостойкими верхними кромками. Какими достоинствами обладает данное конструктивное решение от специалистов компании «Сухой»?

Утопленная вглубь фюзеляжа мотогондола «закрытой архитектуры» позволит минимизировать теплопередачу от «горячей зоны» двигателя АЛ-31Ф/41Ф в целом и камеры сгорания в частности к поверхности планера «Охотника-Б». Более того, в пространстве между раскалёнными узлами «горячей зоны» двигателя и внутренней поверхностью мотогондолы может быть установлен специализированный многослойный жаропрочный наноэкран, межслойные пространства которого будут продуваться холодным атмосферным воздухом, нагнетаемым посредством значительного количества миниатюрных воздуховодных капилляров, сопряжённых с дополнительными компактными воздухозаборниками, расположенными в передних кромках крыла (вне узлов механизации), либо на образующей основного воздухозаборника.

В данный момент наиболее эффективным экранированием «горячих зон» турбореактивных двухконтурных форсажных двигателей серии F135-PW-100/600/400 и M88-2 могут похвастаться американские многофункциональные истребители 5-го поколения F-35A/B/C «Lightning II» и французские многоцелевые истребители переходного поколения «Rafale». Об этом свидетельствуют ранее опубликованные на западных военно-аналитических площадках инфракрасные изображения данных истребителей, полученные компанией «FLIR System» в ходе нескольких международных авиакосмических салонов. На данных фотографиях прогрев мотогондол двигателей и вовсе не наблюдается даже на форсажных режимах работы, чего нельзя сказать о наших МиГ-29, «Сушках» и даже F-22A «Raptor».

Что касается уникальности конструкции плоского сопла для серийной модификации С-70 «Охотник-Б», то речь здесь идёт не только о смещении канала сопла относительно оси турбины низкого давления и задней опоры двигателя (позволяет добиться снижения инфракрасной заметности БПЛА в случае наблюдения со стороны авиационных инфракрасных станций типа OSF и «Pirate»), но и о смещении верхней кромки сопла вперёд. Данное решение позволяет «спрятать» инфракрасное излучение раскалённой верхней кромки за «клиновидной» хвостовой частью планера «Охотника» на максмальных режимах работы двигателя. Следовательно, обнаружить данный «горячий» элемент конструкции с помощью наземных инфракрасных визиров, приданных современным мобильным ЗРК западного производства, будет практически невозможно, в то время как запеленговать частично охлаждённую реактивную струю удастся лишь на удалении 30 - 40 км в заднюю полусферу и 15 - 25 км - в переднюю полусферу. С данных дистанций «Охотник-Б» сможет отработать по объектам противника широчайшей номенклатурой высокоточного оружия.

Безусловно, уход от применения в силовой установке серийного «Охотника-Б» форсажной камеры исключит возможность оперирования на желаемых скоростях в 1,2 - 1,4М. Тем не менее, вероятная интеграция более «тяговитого» двигателя «Изделие 117» (порядка 15000 кгс) обеспечит С-70 вполне приемлемым диапазоном высоких дозвуковых скоростей полёта от 970 до 1050 км/ч. При этом, расчётный радиус действия нашего малозаметного дрона будет на 500 км выше, нежели у беспилотных детищ «Дассо» и «Нортроп».
37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    30 августа 2019 10:35
    При этом, расчётный радиус действия нашего малозаметного дрона будет на 500 км выше, нежели у беспилотных детищ «Дассо» и «Нортроп»

    Охотник пока прототип и еще лет 5 таковым будет являться.Какой он будет как внешне ,так и внутренне в серийном варианте пока никто не знает. И все эти гадания на кофейной гуще порядком поднадоели.
    1. +9
      30 августа 2019 10:40
      Эту мантру "ничегонебудет" главное повторять без остановки. Тогда ненавистный режЫм немедленно рухнет.
    2. Комментарий был удален.
      1. -1
        30 августа 2019 11:58
        Цитата: rudolff
        Это точно, Андрей. Можно вспомнить какой гламурной была Армата в виде моделек и какой топоромрубленной оказалась в реальности. До серийного Охотника еще годы...

        Друже привет. hi
        Армата еще доводится будет тоже годы...равно ,как и внешний вид ее менятся.Важно,что она не похоронена в архивах.
        Что до Охотника,то...думаю некоторые его модификации очень будут не похожи на этот прототип.
        1. -24
          30 августа 2019 12:39
          "Армата еще доводится будет тоже годы...равно ,как и внешний вид ее менятся.Важно,что она не похоронена в архивах."
          Уж лучше бы похоронили:
          Сырое распиаренное изделие ,продукт амбиций нового директора УВЗ ,сделанный на коленке ,который похоронил изделие программы "Совершенствование 88" ,что было в завершающей стадии создания пробных образцов ...
          И теперь это будет допиливатца и допиливатца ,если вообще когда-нибудь допилитца ,и это ещё не вспоминая о забугорной электроике ,которой там до....,много там ...
          1. +10
            30 августа 2019 15:02
            Какая забугорная электроника на Армате стоит? или это просто ваши догадки, или догадки таких же как вы.
            1. -9
              31 августа 2019 06:25
              Относительно электроники...ответ лежит у вас в кармане...Всего то надо сходить в магазин и купить российский компьютер
              1. +4
                31 августа 2019 15:48
                Есть объективная разница, между тем, что можно купить в магазине и тем, что устанавливается на военную технику.
                Объясню, если вы этого не знаете: для того, чтобы вывести на рынок конкурентную микроэлектронику, нужно построить целую индустрию, вложить миллиарды, потратить годы... и в итоге увидеть, что рынок ушёл далеко вперёд. Нагонять другие страны в данном производстве, это сверх программа, которая вряд ли себя оправдает.
                Но это не значит, что в стране нет технологий и своей элементной базы. Для военного производства, иметь своё КРИТИЧЕСКИ важно и поэтому есть своё мелкосерийное производство. Тем паче, что там как правило и не требуется иметь самый мощный процессор, как в игровом компьютере. А чтобы захватить потребительский рынок, повторюсь, это гигантские неоправданные затраты.
    3. 0
      1 сентября 2019 09:26
      5 лет? Исходя из опыта лет 15 - 20 в это ещё можно поверить. А в общем " Америка в панике", "в Европе все дрожат".
  2. +8
    30 августа 2019 10:47
    Как приятно "слышать" ! Прямь стопка бальзама "Старый Мариинск" в чашку кофе ! Евгения будто подменили ,как того,досаждавшего "менту"( то бишь,товарищу участковому...), попугая из зоомагазина ! Так держать! Мы верим в Даманцева ! fellow Шайбу!Шайбу!
    1. +1
      30 августа 2019 23:43
      Цитата: Nikolaevich I
      Мы верим в Даманцева !

      А всего-то "фазу перекинул". laughing
  3. +1
    30 августа 2019 10:54
    Статье плюс, однозначно

    Её явно необходимо переместить в раздел "Вооружение" на место всякой псевдоаналитики типа "Новый командующий ВМС США. От вице-адмирала до командующего".
  4. +10
    30 августа 2019 10:57
    Утопленная вглубь фюзеляжа мотогондола «закрытой архитектуры»

    Евгению стоит избавляться от своей привычки вставлять к месту и не к месту словечек типа "закрытая архитектура", "нитрид-галлиевые" и т.п.
    В данный момент наиболее эффективным экранированием «горячих зон» турбореактивных двухконтурных форсажных двигателей

    экранирование в принципе мало что может дать, потому что если не решена проблема отвода тепла от экранов, то рано или поздно они светиться будут не хуже, чем то, что они прикрывают.
    Об этом свидетельствуют ранее опубликованные на западных военно-аналитических площадках инфракрасные изображения данных истребителей, полученные компанией «FLIR System» в ходе нескольких международных авиакосмических салонов

    Об объективности этих фото отдельный вопрос. Вернее корректности сравнения. Потому что там и разные параметры полета ЛА на них и разные ракурсы съемки и разные условия съемки.
    не только о смещении канала сопла относительно оси турбины низкого давления

    Плоское сопло и так провоцирует скачки уплотнения в его сверхзвуковой части, а смещение только усилит этот эффект
    1. +1
      30 августа 2019 17:13
      что значит провоцирует? Скачки уплотнения - неотъемлемый атрибут сверхзвуковой струи вообще.
  5. -14
    30 августа 2019 10:57
    Очевиден чистейшей воды саботаж задач конструкторов перед армией. Фактически дрон должен быть оасчитан на одноразовое использование,а значит должен быть очень дешев.А значит на раму из строительного уголка надо разместить эффективный движитель обеспечивающий и маневренность и длительность полета и грузоподьемность .Все!Сложные конфигурации ,механизмы управления на машину 20минут использования -ни к чему.
    1. +7
      30 августа 2019 11:05
      Очевиден чистейшей воды саботаж задач конструкторов перед армией. Фактически дрон должен быть оасчитан на одноразовое использование,а значит должен быть очень дешев.А значит на раму из строительного уголка надо разместить эффективный движитель обеспечивающий и маневренность и длительность полета и грузоподьемность .Все!Сложные конфигурации ,механизмы управления на машину 20минут использования -ни к чему.

      Ого, Грибасов начал человеческим языком выражаться, без этих зафуфыренных
      Необходима принципиально новая система знаний . Необходимо осмысливать полет ЛА на факторах изменения эл.магнитных потоков , которые на низких скоростях обуславливают гидрогазодинамические процессы ,а на более высоких именно эл.магнитные .

      laughing
      даже не знаю, хорошо это или настораживает what lol
      1. +6
        30 августа 2019 11:30
        Цитата: Ка-52
        Ого, Грибасов начал человеческим языком выражаться, без этих зафуфыренных

        Самообучающаяся нейронная сеть "gridasov" вышла на новый уровень:
        Цитата: gridasov
        А значит на раму из строительного уголка надо разместить эффективный движитель обеспечивающий и маневренность и длительность полета и грузоподьемность .Все!

        На уровень тонкого троллинга laughing laughing laughing
    2. +1
      30 августа 2019 11:48
      Ну, для одноразового использования уместен лишь дрон вроде "Черного шершня" или "Ланцета", все, что сложнее, будет непомерно дорого.
    3. +2
      1 сентября 2019 11:15
      Дешёвые одноразовые дальнобойные ударные дроны называются ракетами.
      1. -2
        1 сентября 2019 12:40
        Ракета не способна маневрировать на коротких дистанциях ,зависать или маневрировать вертикально. Или это еще надо пояснять?
        1. +1
          1 сентября 2019 13:06
          А дальноходные самолёты-дроны способны зависать? Нет. Ракеты, как и дроны, способны "патрулировать" дожидаясь команды или самостоятельного обнаружения цели.
          А уж как способны маневрировать ракеты, так никакие самолёты-дроны ещё долго не смогут быть способны - все имеющиеся дальноходные самолёты-дроны "маневрируют" на уровне летящего утюга.
          Т.е. всё что вы написали - чушь.
    4. Комментарий был удален.
  6. +1
    30 августа 2019 15:28
    Я бы предложил не столько пытаться сделать самолет невидимым, сколько сделать так, чтобы БПЛА мог в инфраскрасном спектре и на РЛС давать такие же отметки, как другие самолеты (Ф-16, Мираж, Грипен). Т.е. получился бы своеобразный БПЛА – хамелеон.
    1. 0
      30 августа 2019 16:57
      Это кстати очень здоровая мысль .Но тогда нужно алгоритмы приводящие у малозаметности наоборот трансформировать в иные задачи.
  7. +1
    30 августа 2019 18:46
    Ну вот и ответ на споры о действии охотника и Су-57 в "одном строю" - не сможет охотник держать крейсерскую Су-57.
  8. 0
    30 августа 2019 23:02
    ...
    Что я сейчас прочитал?

    Просто вся школа самолетостроения, все наши Аэрокосмические ВУЗы - просто обнулены..
    Оказывается можно просто
    интегрировать вглубь фюзеляжа мотогондолу


    Принципы развесовки. баланса. положение центров тяжести. прочностных характеристик, силы инерции, расчет перегрузок - все то. чему учатся десятки лет и с чего начинаются азы самолетостроения - все просто перечеркнуто модельками и журнализдами.
    1. 0
      1 сентября 2019 12:32
      А не кажется Вам , что созданы искусственно масса проблематик ,которые затем так же героически преодолеваются и решаются прогрессивной научной мыслью. В то же время простые схемы увеличения энергетики движителя совмещенного с двигателем эту массу проблем нивелирует. Пятнадцать минусов говорит само за себя ,что люди не мыслят расширенным восприятием ,а утверждают или даже не понимают почему ставят минусы . Ведь по сути никто и никогда не видел той схемы движителя о которой говорю я.При этом это уже заранее минус. Потому ,что масса это обезличенная единица как в физике так и в человеческой сути
      1. 0
        4 сентября 2019 09:37
        Так мы не только схемы, мы и сути того супер-пупер движителя не видели.
        Одни бла-бла-бла.
  9. +1
    30 августа 2019 23:12
    Цитата: Sahalinets
    Ну, для одноразового использования уместен лишь дрон вроде "Черного шершня" или "Ланцета", все, что сложнее, будет непомерно дорого.

    Одноразовыми в полном смысле не были даже первые советские. А так, сейчас одноразовые даже бармалеи лепят из пенопласта и скотча.
  10. 0
    31 августа 2019 04:27
    Надо начинать изготовление в том виде, какой есть. Пока его доведут до совершенства, Охотник может выполнять определенные задачи.
    Бомбить турков, кошмарить американцев в Черном море и тд.
    1. 0
      1 сентября 2019 12:35
      Типа того , что никто не думает как бороться с БПЛА. Да с этими скоростями и маневреннлсть ,а так же низкой грузоподьемность эти ЛА становятся тировой мишенью
  11. +1
    31 августа 2019 05:52
    И почему-то никто не выложил фото изменённого облика. Вот.
  12. 0
    31 августа 2019 13:09
    Цитата: V1er
    И почему-то никто не выложил фото изменённого облика. Вот.

    Все просто: Сейчас тебе расскажут, что это сделано из картона, люки тонкие и это никогда не взлетит, ибо все своровали еще вчера.
    1. +1
      1 сентября 2019 12:37
      Да любой физик скажет ,что острый угол будет светиться и выгорит .И на радарах или в соответствующем диапазоне эл.магнитных возмущений будет виден более чем сами горячие истекающие газы
  13. +1
    1 сентября 2019 13:55
    Я с полной очевидностью обращаю внимание ,что все зацепились за термин -одноразовость. Никто не против за многоразовость ,но по простоте и стоимости и функциональности выполнения задач ,необходимо закладывать более сложные параметры ситуативностей. Ведь боевые условия не всегда складываются в нашу пользу и противника недооценивать нельзя
  14. +1
    1 сентября 2019 22:39
    видеодемонстрация первого полёта опытного экземпляра перспективного российского ударного БПЛА С-70 «Охотник-Б», поднявшегося в воздух с ВПП аэродрома Новосибирского авиационного завода имени В.П. Чкалова 3 августа 2019 года.

    А на фото к статье снега по колено.Хотя в Новосибе всё может быть, в том числе и снег в августе.
  15. 0
    2 сентября 2019 10:34
    Цитата: plotnikov561956
    Относительно электроники...ответ лежит у вас в кармане...Всего то надо сходить в магазин и купить российский компьютер

    Так что вам мешает пойти и купить? или адрес магазина дать? http://www.ineum.ru/computers заходите закупайтесь
    1. 0
      6 сентября 2019 09:43
      Зашел. http://www.ineum.ru/vk-elbrus-401pc
      Персоналка на линуксе за 203 рубля... "Однако..."© Я патриот, но не настолько....