Первый бронетранспортёр в истории. Mark IX

45
«Боевые автобусы». В настоящее время практически во всех армиях мира бронетранспортеры являются самым распространенным видом бронетехники. В этом нет ничего удивительного, современные БТР отличаются относительной простотой конструкции и небольшой стоимостью, в сравнении с БМП и тем более основными боевыми танками. Благодаря этому постройку бронетранспортеров могут позволить себе даже небольшие и небогатые государства.

Первый бронетранспортёр в истории. Mark IX

Первый бронетранспортер Mark IX




Простота конструкции и доступность подобной техники объясняется тем, что в отличие от своих самых ближайших родственников – боевых машин пехоты – бронетранспортеры не предназначены для непосредственного участия в бою. Их основная задача – это сравнительно безопасная и быстрая транспортировка солдат к месту боя. Чаще всего БТР всех стран рассчитаны на перевозку небольших пехотных подразделений – одного отделения. При этом бронетранспортеры, конечно же, обладают вооружением, но в подавляющем большинстве случаев это пулеметы, которые предназначены для самообороны, что не исключает возможности использования бронетранспортеров в бою, особенно против слабо вооруженного и плохо подготовленного противника, а также выполнения полицейских функций. За решаемые в армии задачи бронетранспортеры даже получили в английском языке отдельное прозвище battle buses (боевые автобусы), при этом именно Великобритания стала страной, давшей БТР путевку в жизнь.

Первые бронетранспортеры появились задолго до появления боевых машин пехоты. Новые боевые машины, предназначенные для транспортировки войск, появились тогда же, когда на поля сражений вышли первые танки. Еще в годы Первой мировой войны англичане создали гусеничный транспортный танк Mark IX, который начали производить в 1917 году. Именно эту боевую машину можно по праву назвать первым настоящим бронетранспортером.

Как появился первый бронетранспортер


Появление первых бронетранспортеров неразрывно связано с появлением на поле боя первых танков, особенно если учесть, что это были практически одни и те же машины. И те, и другие были первыми английскими ромбовидными танками, которые невозможно спутать с другой бронетехникой из-за характерной формы охватывающего бронированный корпус гусеничного обвода. Дебют танков состоялся 15 сентября 1916 года, когда британские танки Mk. 1 пошли в бой во время знаменитой Битвы на Сомме. До начала постройки первых бронетранспортеров оставался еще год.

Уже во время первых боев с участием танков стало ясно, что пехота не успевает за бронированными гигантами. При этом дело было даже не в скорости, до того момента, как бронетранспортеры начнут передвигаться со скоростью автомобильной техники, пройдут еще десятки лет. Первые танки на поле боя передвигались со скоростью пешехода, но солдаты не поспевали за бронированными машинами не по этой причине, их останавливал плотный огонь противника. Для пехотинца смертельную опасность представляли не только пули, но и осколки мин и снарядов. В свою очередь многие позиции, которые удавалось отбить или прорвать танковой атакой, оказывались потерянными из-за отсутствия пехотного наполнения и консолидации действий между пехотинцами и танками. Тот факт, что пехота во время атаки оказывалась очень уязвимой для пулеметного огня, заставил англичан задуматься над созданием специальной машин для безопасной перевозки солдат.


Бронетранспортер Mark IX в Бовингтонском танковом музее


Рассматривался также вариант с посадкой в каждый танк нескольких пехотинцев, но внутри и так было немного места, помимо тесноты большое неудобство создавали выхлопные газы, так как солдаты находились в загазованном отделении. Выделение углекислых газов и паров кордита вело к тому, что сознание часто теряли и члены экипажей первых боевых машин. Часто они становились жертвами интоксикации, так что их приходилось выносить на открытый воздух в бессознательном состоянии, какой уж тут десантный потенциал.

Именно поэтому была сформулирована идея по созданию специализированной боевой машины, которая позволила бы обеспечить бойцам не только защиту, но и подвижность. Солдатам требовалось дать возможность подобраться к позициям противника как можно ближе, избежав при этом ненужных потерь от стрелкового оружия и артиллерийских снарядов. Вторым важным преимуществом являлось то, что пехотинцы освобождались от траты сил на перемещение по сложной, пересеченной местности. Благодаря этому перед атакой они должны были сохранить большую свежесть и боеспособность. Все эти рассуждения и привели британских военных и конструкторов к идее создания первого бронетранспортера. Настоящего расцвета данная концепция достигнет только ко Второй мировой войне, когда в гитлеровской Германии будет создано целое семейство полугусеничных бронетранспортеров, прекрасно справляющихся с перечисленными задачами. Но первыми все равно были британцы, которые инициировали работы по созданию транспортного средства для перевозки пехоты на базе танка еще летом 1917 года. Работы по созданию первого бронетранспортера возглавил лейтенант Г.Р. Рэкхем.

Бронетранспортер Mark IX и его особенности


Постройка двух первых прототипов БТР началась в Англии уже в сентябре 1917 года крупнейшей британской промышленной компанией начала XX века – Armstrong Whitworth & Co Ltd, которая специализировалась главным образом на производстве различных вооружений и судов. К примеру, именно данная компания произвела для России первый в мире ледокол арктического класса «Ермак», который был введен в эксплуатацию в 1899 году, а выведен из состава флота только в 1963 году.


Танк Mark V с пушечным вооружением


В качестве основы для транспортера пехоты взяли уже разработанный танк Mark V, корпус которого специально удлинили до 9,73 м (у Mark V – 8 м). При этом сама компоновка корпуса новой боевой машины мало чем отличалась от родственного танка. Основными отличиями были смещенный в переднюю часть корпуса двигатель Ricardo мощностью 150 л.с. и размещение десантного отделения между силовой установкой и коробкой передач, которую расположили в корме. При этом на крыше рубки первого в истории БТР расположилась небольшая по высоте надстройка и командирская башенка цилиндрической формы. Длина сформированного внутри корпуса десантного отделения, из которого убрали все лишнее, составляла 4 метра, ширина – 2,45 метра. Это позволяло разместить в корпусе боевой машины до 30 солдат в полной экипировке.

Для облегчения нахождения десанта внутри боевой машины внутри установили бак с водой. Но самым главным нововведением, облегчающим жизнь простых солдат, стали два вытяжных вентилятора, которые конструкторы расположили в крыше корпуса бронетранспортера. Помимо 30 солдат первый в истории БТР перевозил и экипаж, состоявший из четырех человек – командира боевой машины, водителя, механика и пулеметчика. Вооружение боевой машины состояло из двух 8-мм пулеметов «Гочкис». Помимо этого в бортах корпуса имелось по 8 бойниц, через которые десантники могли вести огонь из личного стрелкового оружия. Четыре таких бойницы размещались в четырех больших дверях овальной формы, которые находились по бортам корпуса (по две с каждой стороны), именно через эти двери происходила посадка и высадка десанта.

Бронирование первого БТР было оставлено на уровне танка Mark V. Усилить уровень бронезащиты не представлялось возможным, так как это автоматически привело бы к ухудшению и так невысоких ходовых качеств бронетранспортера. Неудивительно, если учесть, что боевую машину массой 27 тонн приводил в движение 150-сильный двигатель. В конечном итоге толщина брони в лобовой части, бортах корпуса и корме не превышала 10 мм, крыша корпуса и днище были бронированы еще слабее – всего 6 мм. На испытаниях новоиспеченный бронетранспортер продемонстрировал максимальную скорость 6,9 км/ч, что было неплохим показателям для первых образцов бронетехники. При этом БТР без проблем преодолевал траншеи шириной до 3,8 метров, а вот запас хода был совсем невелик – всего 32 км.


Схема бронетранспортера Mark IX


Ходовая часть первого в истории бронетранспортера состояла из 24 опорных катков с блокированной подвеской, передних направляющих и задних ведущих колес. Форма корпуса, ход гусеницы и само устройство ходовой части были характерными для всех «ромбовидных» танков, и Mark IX не был исключением. Нижняя часть гусеницы поддерживалась 24 блокированными катками, верхняя - направляющим желобом (металлической пластиной) и двумя натяжными роликами с каждого борта, смещенными к корме. Сама гусеница была металлической с зубцевым зацеплением. За характерный внешний вид передней части корпуса и силуэта гусениц, которые напоминали морду, созданный бронетранспортер получил прозвище «Свинья».

Первый английский бронетранспортер был готов к боевому применению достаточно поздно. До полей сражений во Франции добралась лишь одна машина, которая использовалась в качестве бронированного санитарного транспорта. Всего же в Великобритании собрали 34 специализированных бронетранспортера Mark IX, они были готовы уже после войны в 1919 году и фактически оказались невостребованными и опоздавшими на поля сражений. До наших дней сохранился всего один такой бронетранспортер, который находится сегодня в коллекции британского танкового музея в Бовингтоне.
45 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    29 августа 2019 18:04
    Мертворожденная конструкция, учитывая низкую скорость и слабые бронирование и надежность.
    1. +8
      29 августа 2019 18:11
      Тем не менее, первые ТБМП (Mk V*) и ТБТР ( Mark IX) были британские 8)))))

      Реально же новаторами были. Куда всё делось после...
      1. +2
        29 августа 2019 18:14
        Цитата: Лопатов
        Куда всё делось после...

        Куда, куда...туда. Хотя, "после" тоже кое что было, и "Хариер", "и многослойное бронирование"
        1. +1
          29 августа 2019 18:29
          Цитата: svp67
          "и многослойное бронирование"

          Есть мнение, что в "Чобхеме" британским было только название. Ну и место проведения разработок. А делали всё американцы на американские же деньги.
          Честно говоря, сейчас ту статейку и не найду. Старая, ещё советская из ЗВО с серой обложкой.
          1. +1
            29 августа 2019 18:31
            Цитата: Лопатов
            Есть мнение, что в "Чобхеме" британским было только название.

            Ну хоть "Хариер" то их? crying
            1. +2
              29 августа 2019 18:35
              Цитата: svp67
              Ну хоть "Хариер" то их?

              Уже нет.
              В настоящее время единственная страна, которая его имеет на вооружении и занимается модернизацией- США.
              1. +2
                29 августа 2019 18:39
                Цитата: Лопатов
                Уже нет.

                Знаю, но разработали то они.
                1. 0
                  29 августа 2019 18:46
                  Цитата: svp67
                  но разработали то они.

                  ... и слились.
                  Сейчас они единственное, что могут разрабатывать- это "хайли лайкли" и прочее подобное.
                  1. 0
                    29 августа 2019 18:52
                    Цитата: Лопатов
                    Сейчас они единственное, что могут разрабатывать- это "хайли лайкли" и прочее подобное.

                    Но как эффективно то это делают...
              2. +1
                29 августа 2019 20:49
                Цитата: Лопатов
                В настоящее время единственная страна, которая его имеет на вооружении и занимается модернизацией- США.

                Поэтому и появилась шутка-Гордость американской морской авиации-британский самолет Харриер.
            2. -2
              29 августа 2019 18:54
              А ЯКи, в том числе успешно слизанный мерикосами ЯК-141?
              1. Комментарий был удален.
          2. 0
            29 августа 2019 22:34
            Американские и британские разработки - разные вещи.Как и французские.
            1. +1
              29 августа 2019 23:15
              Видимо, советские офицеры считали иначе. Думаю, они обладали достаточными знаниями для этого.
              1. 0
                29 августа 2019 23:20
                Хотелось бы посмотреть на "мнение советских офицеров" в исполнении самих офицеров, а не в Вашей интерпретации.
                1. +1
                  30 августа 2019 07:49
                  Я выше русским по белому написал. Хотите- поднимайте подшивки ЗВО, Ваше личное дело.

                  Кстати, Вы тоже отнюдь не отличаетесь особой аргументацией и я ведь не требую от Вас доказательств.
                  Но если Вы настаиваете, то пожалуйста ссылки на то, что американцы не финансировали разработки комбинированной брони в Чобэмском исследовательском центре танкостроения, и в этих исследованиях не участвовали специалисты из США.
                  Заранее спасибо.
                  1. 0
                    30 августа 2019 08:18
                    Убедительный информативный ответ. Спасибо.
                    1. +1
                      30 августа 2019 08:31
                      Я изначально указал, что всё предположительно, к тому же источник я искать не буду: "Честно говоря, сейчас ту статейку и не найду. Старая, ещё советская из ЗВО с серой обложкой."

                      А вот Вы начали утверждать однозначно.
                      Вот мне и захотелось узнать, на чём базировались уже Ваши железобетонные утверждения. Оказывается, они полностью голословны.

                      P.s. В Ваши игры можно играть и вдвоём, не так ли?
                      1. 0
                        30 августа 2019 08:45
                        Собственно, источник моей информации предоставить не сложно и для этого не надо ворошить старую макулатуру. Но есть группа озабоченных индивидов, которые в каждом комментарии видят "игры" и интриги и тут же становятся в позу обиженных.
                        Ну обижайтесь дальше. Всего наилучшего.
                      2. +1
                        30 августа 2019 08:54
                        Цитата: Undecim
                        не надо ворошить старую макулатуру.

                        Ага, в Вас настолько велико самомнение, что Вы скопом всё написанное в "Зарубежном Военном Обозрении" объявляете макулатурой. При это сами подтвердить свои собственные заявления не можете.

                        Цитата: Undecim
                        Но есть группа озабоченных индивидов, которые в каждом комментарии видят "игры" и интриги и тут же становятся в позу обиженных.

                        Именно!
                        Видимо, Вы решили, что игрища позволены только Вам., и как только получили тем же самым по тому же месту "стали в позу обиженного"(с)?

                        Мой ответ абсолютнейше зеркален. Почти.
                        Вы требовали подтверждения того, что я сам охарактеризовал, как "предположительное". Я потребовал от Вас подтверждения того, что Вы утверждали однозначно.
                        Почему Вы уверены в том, что Вам дозволено то, что не дозволено другим?

                        P.s. По поводу подтверждения Ваших утверждений....
                        Убедительный информативный ответ. Спасибо. (с)
        2. +1
          30 августа 2019 13:46
          И танки Виккерс Т-26, и реактивные Метеоры, и движки, купленные СССР для первых МиГов...
          И Центурионы с L7.
          Были взлеты, были и падения.
      2. 0
        29 августа 2019 18:33
        армия для британии это 2 место, первое место флот, так и первые британские броне автомобили насколько помню разрабатывались в интересах морского ведомства( может путаю с ВВС), а потом был закат Британской империи
        1. +1
          29 августа 2019 18:36
          С флотом у них сейчас тоже не всё хорошо. Мягко говоря.
          Не лидеры.
          Хотя ими были.
      3. -1
        29 августа 2019 18:38
        Реально же новаторами были. Куда всё делось после...

        Может за них кто-то разрабатывал , а потом перестал , и сами бритты потом не смогли продолжить , такая мысль не приходила вам в голову ? )))
      4. 0
        29 августа 2019 23:28
        Цитата: Лопатов
        Куда всё делось после...

        Миссия первопроходцев была выполнена, и дальше была лишь стагнация с последующей деградацией. В данном случае, всё же, икается бритам их островной консерватизм.
    2. 0
      29 августа 2019 18:24
      Сергей hi опыт приходит со временем! Тогда и этот монстр был чуть ли не верхом совершенства.
      1. 0
        29 августа 2019 18:30
        hi
        Цитата: Бережливый
        Тогда и этот монстр был чуть ли не верхом совершенства.

        Увы, но в 19-м году уже нет. Уже была у них же "Гончая", уже появился ФТ-17. Это просто попытка на базе уходящей конструкции , снимаемой с вооружения сделать, что то новое, что можно продать армии. Сама попытка разумная, а вот конструкция нет
        1. 0
          29 августа 2019 18:40
          Цитата: svp67
          Уже была у них же "Гончая"

          Извиняюсь, но гонку в области лёгких танков британцы слили сразу. Французам. И даже закупали их. Правда, произведённые в США по лицензии.
          1. 0
            29 августа 2019 18:44
            Цитата: Лопатов
            Извиняюсь, но гонку в области лёгких танков британцы слили сразу.

            Уж, кто кто был в то время мастером "слизывать", так это американцы.
    3. 0
      30 августа 2019 01:32
      Цитата: svp67
      Мертворожденная конструкция

      Всё познаётся в сравнении... stop
  2. +1
    29 августа 2019 18:15
    30 человек на 10м2. Комфортно.
    1. 0
      29 августа 2019 18:42
      Цитата: ares1988
      Комфортно.

      Не думаю? Учитывая, что там угореть можно было внутри, от выхлопных газов, получить тепловой удар, из-за высокой температуры и набить шишек, из-за плохой системы подрессоривания, верней из-за ее полного отсутствия
      1. 0
        29 августа 2019 20:17
        Из личного опыта.
        Вы УАЗ "буханку" представляете? Разделите её салон мысленно пополам: в средней половине "купе" со столиком и сиденьями, задняя грузовая. Так вот в этой грузовой относительно комфортно могут разместиться 13 взрослых людей в зимней одежде плюс несколько рюкзаков. Всё дело в степени относительности.
        1. +1
          29 августа 2019 20:22
          Цитата: Narak-zempo
          Всё дело в степени относительности.

          Да, да...Так вот "буханка", это уже автомобиль, который далеко ушел в плане комфорта от этого "чуда"
      2. +1
        30 августа 2019 05:40
        Иронизирую же.
  3. 0
    29 августа 2019 18:20
    Получается, надо было с БТРов начинать, а не с танков.
  4. +2
    29 августа 2019 18:23
    Вот так и узнаешь новое о казалось бы, известной тебе технике! Автору спасибо! hi
  5. 0
    29 августа 2019 18:31
    вот где удобно во все стороны десантироваться
    1. -1
      29 августа 2019 18:40
      вот где удобно во все стороны десантироваться

      Угу , заехал он такой на позиции врага - десантироваться - открывает люки для десанта , а туда летит пару гранат ......
      1. +2
        29 августа 2019 20:06
        Как же это в БТР-70/80/90 не подумали, что боковые двери это плохо.
  6. +4
    29 августа 2019 18:49
    Mark IX не только первый БТР, но и первый плавающий БТР.

    Испытывался в ноябре 1918 года в Dolly Hill.
  7. +5
    29 августа 2019 19:58
    Для автора. Сергей спасибо за статью! Несмотря на то что окончил общевойсковое училище, об этой технике узнал впервые. Единственное что мне, как пехотинцу, в "глаза бросилось" это то, что Вы так и не смогли чётко определить к какой категории относится Mark IX - к БТР или БМП. Это разные по предназначению и целям машины. Если это вызвано ограничением по объёму печатного материала - это одно, если Вашим - не пониманием - это другое. Но несмотря на указанную мною неточность, материал получился интересным и познавательным (лично для меня). Жду новых статей такой тематики.
  8. +2
    29 августа 2019 20:05
    Спасибо, очень интересная статья.
  9. 0
    29 августа 2019 22:30
    На испытаниях новоиспеченный бронетранспортер продемонстрировал максимальную скорость 6,9 км/ч, что было неплохим показателям для первых образцов бронетехники.

    Автор сильно польстил этому монстру. Скорость 6.9 км\ч он развивал разве что пустым и по шоссе. Судя по роликам, по обычному, в меру вскопанному канавами и воронками полю, такой танк полз медленнее не то что бегущих но и просто идущих, прогулочным шагом, солдат. Сидеть внутри и ждать доползет ли эта огромная улитка до врага, наверное было пыткой. Кстати его броня и осколками со всех сторон пробивалась.
  10. +1
    30 августа 2019 01:44
    Спасибо Автору,что напомнил про этот "конструктив" ! Когда-то удалось прочитать про "танк-БТР", но случилось это весьма давненько и было прочно забыто ! Даже,когда появлялись статьи о тяжёлых БТРах,созданных на базе танков и кое-кто чуть ли не заявлял ,что "первооткрыватели"-родом из Израиля ..., я не смог "громко вякнуть" супротив такого мнения...
  11. +1
    30 августа 2019 13:41
    Очень интересно! good Не знал про БТР на базе танков Mark