Космический ядерный буксир. ТЭМ на МАКС-2019

40
В нашей стране продолжается разработка транспортно-энергетического модуля ТЭМ с ядерной энергодвигательной установкой мегаваттного класса (ЯЭДУ). Появление такого образца, пригодного для эксплуатации, окажет серьезное влияние на дальнейшее развитие отечественной и мировой космонавтики. Пока же ТЭМ находится на стадии проектных работ, и недавно общественности вновь показали макет такого изделия в его актуальном виде.


Новый макет ТЭМ на МАКС-2019. Фото РИА Новости / ria.ru




Экспонат МАКС-2019


В последние годы неоднократно публиковались различные материалы по ТЭМ и ЯЭДУ для него. Среди прочего, разработчики показывали рисунки с возможным обликом такого образца. В конце августа в рамках салона МАКС-2019 состоялась первая демонстрация нового макета ТЭМ, отражающего нынешние взгляды на этот проект. Макет присутствовал в павильоне «Роскосмоса» на стенде КБ «Арсенал».

Нынешний вариант облика ТЭМ заметно отличается от демонстрировавшихся ранее версий, но сохраняет определенные их черты. В частности, сохранены общие положения компоновки агрегатов и подходы к конструированию. При этом присутствует ряд характерных отличий.

Наиболее крупным элементом макетного модуля является телескопическая четырехсекционная ферма круглого сечения, являющаяся основой для монтажа агрегатов. Ее головная часть оснащена конической фермой и закрытым отсеком. На боках фермы закреплены шесть панелей системы охлаждения. Хвостовой отсек ТЭМ выполнен в виде закрытого прямоугольного корпуса. Спереди на нем закреплена основная ферма, на бортах – солнечные батареи. В корпусе помещаются ракетный двигатель нового типа и другие агрегаты.

Новое и старое


Ранее в публикациях на тему ТЭМ и ЯЭДУ фигурировали изображения с техникой иного облика. Согласно одной из поздних версий проекта, в основе транспортно-энергетического модуля должна лежать продольная раздвижная ферма квадратного сечения и большого удлинения, облегчающая вывод изделия на орбиту. В ее головной части помещается отсек с реактором, в хвостовом – электроракетный двигатель и другие системы, размещенные на раскрываемых опорах. Вдоль несущей фермы планировалось разместить средства охлаждения.

Макет от КБ «Арсенал» имеет ряд характерных черт и отличается от более старых изображений. В первую очередь, его отличают конструкция основной фермы и компоновка агрегатов. Для нового варианта ТЭМ характерна более массивная несущая ферма иной конструкции. Также он лишился Х-образных хвостовых балок, раскрываемых в полете и несущих часть приборов.

Конструкция макета позволяет предполагать изменение компоновки. Возможно, теперь крупный хвостовой корпус вмещает не только электроракетный двигатель, но и ядерный реактор с сопутствующими системами. В таком случае головной корпус меньших размеров может использоваться для размещения систем управления или иной аппаратуры.

На разных схемах ранее фигурировали отличающиеся конфигурации систем охлаждения. То же относится и к новому макету. На этот раз для излучения излишнего тепла в пространство предлагается использовать шесть панелей-излучателей, установленных вдоль фермы в виде трех параллельных «плоскостей». Ранее предлагались иные конфигурации охладителей, в т.ч. агрегаты большей площади, занимавшие едва ли не всю длину несущей фермы.

В ноябре прошлого года телестудия «Роскосмоса» опубликовала ролик, показывавший возможный облик будущего ТЭМ с ЯЭДУ. Такой вариант модуля серьезно отличался от демонстрировавшихся ранее. При сохранении линейной архитектуры на основе раздвижной фермы такой ТЭМ должен был иметь хвостовые агрегаты, выполненные в виде незамкнутого цилиндра. В таком виде следовало выполнить силовую установку, охлаждение и т.д.

Космический ядерный буксир. ТЭМ на МАКС-2019
Ранний вариант компоновки ТЭМ. Рисунок РКК "Энергия" / kosmolenta.com


Нетрудно заметить, что нынешний макет ТЭМ отличается и от «прошлогодней» версии облика. При этом по своему виду и конструкции он гораздо ближе более ранним версиям проекта.

Технические задачи


Проект ТЭМ отличается высочайшей технической сложностью и для его успешной реализации необходимо решить массу особых задач. Для создания такого модуля нужны новые конструкции узлов и агрегатов, новые технологии и материалы с особыми характеристиками. Необходимость решения всех этих задач привела к тому, что разработка ЯЭДУ и ТЭМ ведется целым рядом предприятий из состава «Роскосмоса» и «Росатома».

В разное время в публикуемых материалах присутствовали отличающиеся варианты ТЭМ, и причиной этого можно считать именно общую сложность проекта. Успехи в поиске решений тех или иных задач приводил к соответствующим изменениям общего облика модуля. Соответственно, последний на данный момент макет ТЭМ от КБ «Арсенал» показывает нынешние взгляды на проект.

По известным данным, в качестве основы для ЯЭДУ выбран газоохлаждаемый ядерный реактор на быстрых нейтронах. В первом контуре системы охлаждения будет применена гелий-ксеноновая смесь. В активную зону поместят топливо с повышенной степенью обогащения. Температура активной зоны будет достигать 1500°K. Планируется обеспечить высочайший ресурс конструкции, позволяющий эксплуатировать ТЭМ в течение 10-12 лет.

Ядерные энергоустановки такого рода и с такими характеристиками пока не создавались и не эксплуатировались. Для строительства подобной конструкции необходимы материалы с высокой стойкостью к тепловым и механическим нагрузкам. Также необходимо отработать саму конструкцию, чтобы при требуемой мощности она имела приемлемые габариты и массу.

Имеются сложности в сфере систем охлаждения. ЯЭДУ мегаваттного класса должна рассеивать в пространство сопоставимые объемы тепловой энергии. Современные радиаторы для космической техники пока не могут похвастать такими характеристиками. Так, система охлаждения МКС сбрасывает в пространство ок. 70 кВт тепловой энергии – это в разы меньше необходимого для ЯЭДУ и ТЭМ.

Прорабатываются разные варианты охладителей для ТЭМ, что отражается на рисунках и при сборке макетов. По-видимому, набор плоских радиаторов на макете от «Арсенала» на данный момент считается наиболее выгодной конструкцией с оптимальными характеристиками. Впрочем, вполне возможно, что и эта система не будет окончательным вариантом.

При всех сложностях, в рамках проекта ТЭМ достигнуты заметные успехи. Так, несколько лет назад начались испытания электроракетного двигателя ИД-500, созданного специально для будущей ЯЭДУ. В 2017 г. такое изделие проработало на стенде 300 часов, показав мощность 35 кВт.


ТЭМ образца 2018 г. Кадр из видео телестудии "Роскосмоса"


Регулярно выполняются сборка и испытания отдельных компонентов ЯЭДУ и ТЭМ. К примеру, в прошлом году прошли испытания макетного образца капельной системы охлаждения. Отрабатываются другие компоненты реактора, вспомогательных систем и транспортно-энергетического модуля в целом.

Транспорт отдаленного будущего


Целью нынешних проектов ЯЭДУ и ТЭМ является создание перспективного комплекса, способного обеспечить решение новых задач в космическом пространстве. Транспортно-энергетический модуль с реактором и электроракетным двигателем будет иметь важные преимущества перед ракетными системами традиционных конструкций и позволит успешно организовывать новые миссии.

Главной сферой применения ТЭМ считают полеты к другим небесным телам. ЯЭДУ показывает высочайшую эффективность по топливу и имеет уникальный удельный импульс, что упрощает полеты к Луне или Марсу. Также появляется возможность увеличить полезную нагрузку в сравнении с нынешними ракетно-космическими системами. Важной особенностью ТЭМ является возможность энергоснабжения нагрузки за счет штатных средств модуля.

Однако получение таких результатов возможно лишь в отдаленном будущем. Согласно актуальным планам, летные испытания ТЭМ в полной комплектации начнутся не ранее конца двадцатых годов. Запуск эксплуатации и привлечение модуля к реальной работе возможны только в начале тридцатых.

Работы по ТЭМ будут продолжаться еще несколько лет, и за это время проект может претерпеть заметные изменения. В связи с этим можно предположить, что макет модуля для МАКС-2019 вскоре перестанет отражать реальный облик создаваемого изделия. Однако изменение взглядов на конструкцию и ее элементы приведет к появлению новых демонстрационных материалов – уже на следующих выставках.
40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -3
    6 сентября 2019 05:29
    Сказало лихо , добра не будет. Из макетов, которые демонстрируются нами на выстовках, можно легко космический флот построить. Другие дело, что у нас реально из это начали воплощать в жизнь. ..
    1. +6
      6 сентября 2019 06:35
      Цитата: Бережливый
      Другие дело, что у нас реально из это начали воплощать в жизнь. ..

      Электроракетные двигатель с мощностью в 40 кВт испытания проходил. Видел своими глазами. В той самой Москве. МАИ. Впечатляюще. Ресурс реально 300 часов. "Сетки" срабатываются ускорительные. Идет подбор материалов и совершенствование конструкции. Ядерным реактором, видимо, другие люди занимаются.
      1. -2
        6 сентября 2019 11:00
        300 часов для эрд это маловато
        Например у существующего Российского СПД-100 ресурс 7500 часов.
        Для Буксира нужно минимум тысяч 20
        1. +1
          6 сентября 2019 13:07
          Цитата: BlackMokona
          Например у существующего Российского СПД-100 ресурс 7500 часов.

          Только мощность другая. Совсем. Этот двигатель на мощности 1 кВт тоже наработает 15000 часов!
          1. -1
            6 сентября 2019 13:40
            Так и двигатель намного больше и тяжелее. Тут же не в СПД-100 закачивают 40 килловат. Самое главное что с 300 часами, проект можно вообще закрывать. Кто будет менять движки после каждой операции по перемещению орбиты? Тут либо порядковое наращивание, либо смысла в проекте нет
      2. -6
        6 сентября 2019 13:03
        Все, что пишет "Рябов Кирилл" нужно или критически оценивать, или, если лень, делить минимум на 10, а то и на 100. Не просто так этот кулик свое болото хвалит, хотя хвалит тупо и топорно. По теме. С этими ядерными "Посейдонами", "Буревестниками", "Ломоносовыми" все с ума что ли посходили? Даже в "великом и нерушимом" СССР после падения спутника с ЯЭУ в Канаде и Чернобыля относились к ядерной энергетике очень осторожно. От проектов торпед, самолетов и ракет с ядерными двигателями отказались еще раньше, во времена, когда Сахаров занимался "супербомбами" и т.п., а не "борьбой за мир". Причем отказались почти одновременно и в СССР, и в США. Что изменилось? Период полураспада урана или плутония сократился до дней? Радиоактивные цезий, йод и другие элементы стали полезны для человека? Отпала необходимость в биологической защите, альфа, бета и гамма излучение "укрепляет загар"? По факту нам навязывают (именно, не предлагают) ЗА НАШИ ДЕНЬГИ (налоги) сделать сотни устройств (единиц боеприпасов, беспилотных аппаратов и т.д.), которые даже без СБЧ ЧРЕЗВЫЧАЙНО ОПАСНЫ, а в случае применения (проведения испытаний, учений) однозначно "грязны". Ядерный двигатель в космосе из всего перечисленного наиболее безопасен, хотя в комплекте с "Роскосмосом", Рогозиным и дрелью может "переплюнуть" Фукусиму и Чернобыль, вместе взятые.
        1. +2
          6 сентября 2019 15:52
          чего летать к другим планетам-то? hi отдадим все пенсионерам... bully
          1. -2
            6 сентября 2019 16:24
            Не все. Дрель оставим, а то не на что будет свалить, почему до других планет не долетели. Да и возражений хотелось бы по существу. Или еще один взрыв под Неноксой будем ждать?
            1. +5
              6 сентября 2019 18:33
              Цитата: samaravega
              Да и возражений хотелось бы по существ

              все возражения в статье - лететь даже к Марсу на химическом топливе это утопия, а вот с таким буксиром - вполне! hi И не три года, а три месяца... request Что до опасности - пока реактор не включали - там только горючее - свежий уран, это не опасно...
        2. 0
          26 ноября 2019 20:14
          Без атомных силовых установок в большом космосе нет перспектив.На большинстве долговременных спутниках стоят атомные электро-тепловые модули.Вы даже не представляете сколько радиоактивных материалов летает у нас над головой,и уже достаточно давно.Разработки ядерных силовых установок для самолётов,крылатых ракет,торпед велись до тех пор пока дальность баллистических ракет не позволяла гарантированно достать противника.Как только это стало возможно,проекты заморозили.С появлением у "партнёров" систем ПРО,тема гарантированного поражения стала вновь актуальна и с проектов сдули пыль.Посейдон и Буревестник,оружие политического устрашения и врятли будет произведено в значимом колличистве.Это как в своё время с "Царь Бомбой" и заряд того же Посейдона сопоставим по мощности с ней.Тогда хватило одной демонстрации что-бы усадить США за столо переговоров,сейчас будет так-же.По реактору для буксира,новые разработки всегда нужны хотябы в плане НИОКР при этом абсолютно не важно из какого года сама концепция идей и будет ли они воплащены в металл.
          1. 0
            3 декабря 2019 17:34
            По радиоактивным материалам у нас над головой можно конкретно? С указанием спутника, страны-владельца, даты запуска, даты прекращения функционирования с пояснением, куда дели спутник, грубо "орбита захоронения" или "плотные слои"? По всем спутникам СССР с ЯЭУ на борту информация есть даже не в "инете", а в официальных книгах. Есть что добавить конкретно? Или опять "бла-бла-бла"?
            1. -1
              5 декабря 2019 12:20
              если вы в курсе про спутники СССР,военные серийники "Космос",то какого вы тут бла-бла-бла разводите?Что такое орбита захоронения тоже в курсе,или почему только часть космического мусора сжигают в атмосфере и топят?Критиканствовать изволите?
    2. -1
      8 сентября 2019 21:24
      Цитата: Бережливый
      Другие дело, что у нас реально из это начали воплощать в жизнь. ..

      Как что? Первоначально предполагалось построить летный прототип в 2022 - 2023 году (гуглим "Транспортно-энергетический модуль мегаваттного класса). Сроки сдвигаются в темпе полтора года за год. Вот уже и до конца тридцатых добрались - но рапорты делаются всё бодрее, а г-н Рогозин - всё оптимистичнее. Догадайтесь, когда всё это закончится? Подсказываю: никогда. И воплощать в жизнь начали, вероятно, распил - по старинному нашему обычаю.
  2. 0
    6 сентября 2019 05:53
    Есть хороший прототип. Ностромо.
    1. +6
      6 сентября 2019 09:33
      Нееее там фтгня всякая по потолку бегает.
  3. +4
    6 сентября 2019 06:14
    Давайте среди читателей ВО объявим конкурс на лучший рисунок макета космического ядерного буксира . Приз - возможность использовать нецензурную лексику в адрес Роскосмоса. wassat
    1. +15
      6 сентября 2019 06:38
      Давайте среди читателей ВО объявим конкурс на лучший рисунок макета космического ядерного буксира . Приз - возможность использовать нецензурную лексику в адрес Роскосмоса

      Лучше бы объявили конкурсное задание кто дольше продержится без бестолковых комментариев на ВО. Думаю это намного труднее задание и большинство местных "экспертов" не пройдут даже отборочные laughing
      1. +5
        6 сентября 2019 10:27
        Полностью поддерживаю, потому что этот бред уже читать невозможно и умные комментарии среди него теряются !!!
        1. +1
          6 сентября 2019 13:59
          Полностью поддерживаю, потому что этот бред уже читать невозможно и умные комментарии среди него теряются !!!

          Вот и напишите что нибудь умное про макет и картинку. Я с удовольствием почитаю. recourse
    2. Комментарий был удален.
  4. Комментарий был удален.
  5. +2
    6 сентября 2019 09:30
    Глядя на крайнее изображение непонятно, "Роскосмос" спёр идею у "Аватара" или "Аватар" у "Роскосмоса"...:)))
    1. +1
      6 сентября 2019 22:58
      Кэмерон для Аватара сам спер идею у Карла Сагана.
  6. Hog
    -3
    6 сентября 2019 10:40
    Ну ещё миллиардов 50 на него запросят, а потом окажется, что не смогли создать, но бюджетные средства были освоены в полном объеме)))
    1. +4
      6 сентября 2019 13:00
      По-вашему вообще ничего делать не надо?
      1. Hog
        -4
        6 сентября 2019 15:37
        Как раз делать надо, но по тому что происходит в Роскосмосе делов не видно.
    2. +1
      6 сентября 2019 15:53
      Цитата: Hog
      Ну ещё миллиардов 50 на него запросят

      пусть лучше гниют деньги в ЗВР ? bully
      1. Hog
        -2
        6 сентября 2019 17:15
        пусть лучше гниют деньги в ЗВР ?

        Правильно, зачем добру пропадать зря, может кто себе яхту купит или ещё чего.
    3. vka
      +1
      6 сентября 2019 20:35
      а новые технологии , материалы и т д это что нам не нужно
      1. Hog
        -4
        6 сентября 2019 20:54
        технологии , материалы

        Только при чем тут Роскосмос?
  7. +4
    6 сентября 2019 21:45
    Сперва немного про комменты на ВО:
    В последнее время так резко упало качество комментариев, что просто противно читать. Раньше все же дискуссии были более развернутые. А сейчас "Уг, разворуют, Рогозина долой, бугааг угага" И прочее прочее.
    Словно формируют образ "Роскосмос - зло, Рогозин - предводитель зла". И ведь проблема не в том, что отчасти они может и правы. А в том, что лозунги лишь только о том, что они правы не от части, а полностью и безоговорочно!! Словно нет иного мнения и суждений.
    И то ли от своей слепости не видят, то ли не хотят, зрят только плохое, помнят только плохое, начинают верить в собственную ложь и нести бред.
    Противно таких читать! И поверьте, когда читаю здравую критику с подробностями и аргументами, я всегда ее принимаю. А вот треп и "бугага", это все не сюда, пожалуйста!

    А по статье, я с превеликим удовольствием слежу за изменениями в этом проекте. Проект можно сказать знаковый. В космос выводили уже много, но на отдаленные участки космоса нам дорога малодоступна, без достойных мощностей.
    Эта установка лишь начало, но самый важный шаг. Только такие двигатели и мощности позволят нам осваиваться в космосе уже не только как гость на пару дней. Если на Земле мы можем достать жидкое топливо во множестве мест. Логистика нам это уже позволяет. А вот в космосе доставка топлива сама по себе затратит в разы больше. И там только компактные источники энергии возможны. А пока только ядерное топливо.
    Причем это ведь, наверно, очевидный шаг, очевидная ступень в развитии изучения космоса (и уже даже освоения), явно, что необходимо, но все развитие в мощностях уперлось в стену, и едва движется. Словно очевидный шаг не хотят видеть или шагать.
    В этой связи то, что такой проект развивается в России, дает нашей стране весьма большие перспективы развития, и заработка. Я уж не говорю о технологических решениях, которые так же могут быть весьма интересными и на Земле. Именно в нашей стране очень хорошо развивается атомная энергетика. И пожалуй именно России и возглавлять такой проект. Дать новый скачек развития для освоения космоса!
    Да были и проблемы и падение радиоактивных частей на Канаду, это не то чем можно хвастаться. Однако к сожалению не без опыта в ошибках. Думаю те ошибки во многом были из-за спешки. В любом случае именно у нас в таком смысле опыта много больше, кому как ни нам и доводить до ума!
    1. 0
      8 сентября 2019 22:01
      А нужна ли сия штуковина вообще? Давайте посчитаем.
      Масса фиговины - 20,3 тонн, но это - без нагрузки. Положим, она несет КА массой 3 тонны, это не очень много. Для пилотируемых дальних экспедиций нужно больше, к Марсу, скажем - не менее 30 тонн. Итого минимальная масса - 23 тонны. При тяге 18 Н получаем ускорение в невесомости менее 0,783 мм/с/с. Много это или мало? За сутки скорость увеличится на 67,62 м/с, за месяц достигнет 2 км/с - это при движении в дальнем космосе. А при старте с околоземной орбиты сила тяги будет совершать не только работу по увеличению кинетической энергии, но и против сил тяжести - и потому разгон будет еще более медленным. Это означает, что через месяц после старта с околоземной орбиты буксир будет все еще разматывать спираль вокруг земли, поднимаясь все выше. Можно посчитать конкретно время, за которое будет достигнута, например, орбита Луны - но пусть это сделают другие. Мне лень.
      Через год аппарат достигнет скорости 24,5 км/с, т.е. с учетом начальной нулевой радиальной составляющей, среднегодовая скорость составит не более 12,2 км/с. А реально - меньше, потому что к Марсу или Юпитеру придется лететь против силы тяжести Солнца. Опять же, при массе полезной нагрузки 30 тонн (например, пилотируемом полете к Марсу) ускорение будет 0,36 мм/с/с - менее 1 км/с за месяц! - и это даже без учета притяжения Солнца! Грустно как-то выглядит. На фоне этого расчета радостные вопли о неизбежности великих побед выглядят неубедительно.
      1. +2
        9 сентября 2019 16:16
        Не в даваясь в детали расчетов. Логичным будет вопрос. Есть ли что-то удобнее? Разве сейчас установки вырабатывают скорость больше? На тех же принципах. Вы так же не рассмотрели возможность длительной работы, возможности питать оборудование с высоким энергопотреблением. Все это недоступно там сейчас, а вы лишь об одном примере. Это все равно если бы вы все это время в лесу для своих нужд питались от солнечной батарейки, а теперь у вас 1 мегаватт, и возможности резко возрастают. Разве не энергетика здесь фактор развития? Любые задумки упираются в мощности. Всегда так, к сожалению. И чем больше мощность мы сможем обеспечить там, тем больше сделать сможем.
        1. 0
          9 сентября 2019 17:47
          Цитата: vargo
          Не в даваясь в детали расчетов.

          А что я вам отвечу, если вы игнорируете расчеты? Пока что я вижу у вас один аргумент - вам хочется, чтобы эта штуковина летала и летала хорошо. Мне тоже хочется. Но что проку от наших хотелок? К тому же желание - аргумент слабый, в отличие от законов механики. Можно, конечно, предположить, что я считал неверно, но второй закон Ньютона - не та физика, с которой можно что-то сильно начудить и лажануться.
          1. +2
            9 сентября 2019 21:50
            Я не игнорирую расчеты. Я к тому, что в данных расчетах я, к сожалению, не смогу вам быть достойным соперником или наоборот поддержать ваши доводы. Я не на столько хорош в этом. Но в приведенных мною тезисах о длительности работы и пиковой мощности на орбите (или вне орбиты) все же есть что-то из того, что "хочется". Не думаю, что вы будете полностью отрицать сей момент.
            Не могу я так же привести аргументы в пользу выражения, но среди статей витает фраза про "До Марса за месяц, с возможностью возврата". Знаю, что порой в порыве фантазии могут многое написать, но все же, я думаю, на чем-то это выражение основывается.
            1. +2
              9 сентября 2019 23:26
              Думаю, что реальный космический буксир пока не строят. Строят опытный образец, на котором будут отрабатывать технологии в самом ближнем космосе, не дальше орбиты вокруг Земли - причем не один год. Для того, чтобы получить подавляющие преимущества перед "химией", потребуется повысить удельную мощность энергоустановки - а это очень трудно. Уже сейчас 3,8 МВт тепловой мощности на примерно 15 тонн реактора - сумасшедшая мощность! Наверное, и эффективность радиаторов планируют повысить - а это можно сделать, заменив, например, тяжелый висмут на легкие сплавы натрия или лития. У щелочных металлов высокая коррозионная активность, потому эта задача очень сложная. Вообще затея невероятно сложная и очень красивая, и людям, которые над этим работают, можно по хорошему позавидовать. Но мне кажется, что разговоры
              Цитата: vargo
              про "До Марса за месяц, с возможностью возврата"
              относятся не к строящейся, а к будущей машине. Думаю также, что реальный рабочий образец улетит в дальний космос (а только там его преимущества проявятся во всей полноте) не раньше конца пятидесятых. И мне вряд ли удастся до этого дожить.
              1. -2
                10 сентября 2019 20:32
                Давно известно, что двигатели малой тяги - а этот будет из этой категории - не позволяют существенно ускорить полет к Марсу. Я в детали вашего расчета не вникал, но суть не противоречат известному. Единственное: при подъеме орбиты, пока корабль не вышел на траекторию отлета, скорость обычно падает, а не растет. Т. е. двигатель будет работать на ускорение, а аппарат будет удаляться от Земли и замедляться, как ни странно. Но "характеристическая скорость" будет расти.
                Время достижения орбиты Луны будет тоже громадным. Такой аппарат может многократно мотаться между орбитами Луны и Земли с малыми затратами топлива, но каждый полет будет очень долгим, и скорее всего непилотируемым.
                Много ли непилотируемых грузов мы сейчас отправляем на орбиту Луны? Да нисколько!
                Много ли станций мы посылаем к Марсу? Помню - был Фобос-Грунт, никуда не пожелавший полететь.
                Зачем нам двадцатитонный ядерный буксир? Это обломовщина (бесплодная мечтательность) и пропаганда. Почему не аналогичный буксир с солнечными батареями? Экологически безопасный? Который уже сейчас можно сделать? Скорее всего со временем этот ядерный "мегаваттного класса" тихо забудут, и все.
                1. -2
                  11 сентября 2019 10:58
                  Очепятка: маниловщина, а не обломовщина (это немного другой литературный персонаж). Хотя сейчас можно применить и другую метафору - медведевщина.
  8. +4
    7 сентября 2019 00:26
    В связи с этим можно предположить, что макет модуля для МАКС-2019 вскоре перестанет отражать реальный облик создаваемого изделия.

    Так и будет. Какой макет они нагородили, уж сразу сферу онила сляпать, габариты одинаковые. laughing
    Добавлю что пока альтернативы этому движку нет, если куда-то долететь хотим. Поэтому надо дорабатывать, раз гравицапа никак не дается winked
  9. 0
    27 сентября 2019 16:08
    Цитата: BlackMokona
    Тут либо порядковое наращивание, либо смысла в проекте нет

    всегда с чего-то начинают
    средний пробег т-34 до поломки с 40 км в 1941г увеличили к концу войны до 600
    а танк по сути был такой же
  10. 0
    9 октября 2019 12:29
    Новое, не имеющее никаких аналогов как правило проходит не одну трансформацию еще до воплощения в металл, тем более в космической инженерии, где каждый грамм на особом учете. Этом потом обкатанное решение перенимают все заинтересованные экономя собственные деньги, а тут помощи ждать не откуда, даже от нас с вами будет мало проку.
  11. 0
    22 декабря 2019 11:39
    Привет всем. В статье все о том, что уже было в печати.Перемена внешнего облика изделия говорит о мятущейся мысли конструкторов.Ну нет еще окончательного решения даже по облику. Меня заинтересовала тема КПД .ядерной установки.Сейчас самый высокий КПД 40% примерно. ТВЭЛы расплавятся при 1700. Между освещенной частью космического корабля и теневой разницы температур 400-500 и больше. Неужели так нужно отапливать космос, неужели нельзя трансформировать это добро в электроэнергию? hi