Морской музей владычицы Средиземноморья

130
И как в венецианском арсенале
Кипит зимой тягучая смола,
Чтоб мазать струги, те, что обветшали,
И все справляют зимние дела:
Тот ладит вёсла, этот забивает
Щель в кузове, которая текла;
Кто чинит нос, а кто корму клепает;
Кто трудится, чтоб сделать новый струг;
Кто снасти вьёт, кто паруса латает…
Данте Алигьери. 21-я песнь «Ада»


Военные музеи Европы. Сегодня мы продолжаем знакомиться с оружейными коллекциями различных европейских музеев. Объектом нашего путешествия станет венецианский Военно-морской исторический музей. Для того чтобы там оказаться, нужно сначала попасть в Венецию, а это интересно уже само по себе. Поэтому рассказ об этом музее будет построен по схеме путевых записок, чтобы те, кто читает этот материал, могли бы как можно точнее представить себе тамошние красоты. Ведь среди посетителей сайта «ВО» много людей «с секретностью до пяти лет». Так что, когда они выйдут на пенсию, им еще целых пять лет придется ожидать возможности самим оказаться там, где им хочется. Словом, мы сейчас «едем» в Венецию и начнем наше с ней знакомство не с традиционной площади Святого Марка, собора и Дворца дожей, а с Морского музея. И причина этому только одна и довольно необычная – до него мало кто из туристов доходит, и еще там довольно прохладно в летнюю венецианскую жару!




В порту Венеции напротив причалов для пассажирских катеров стоят и такие вот круизные лайнеры. Каждый привозит по 2000 человек, и все они сразу же устремляются в город



А вот это общественный транспорт Венеции – морской трамвай вапоретто. Впрочем, чему удивляться, ведь Венеция сегодня — это 119 островов, окруженных 150 каналами



Навстречу идет паром. Но куда он идет и кого, куда и что перевозит, не ясно. Автомобилями в городе даже не пахнет



Местное такси!


«По морям, по волнам – другого пути нет!»


Начнем с того, как люди вообще попадают в Венецию. Путей всего два. Первый - железная дорога и вокзал в черте города, и автобус. Автомобиль? Да, конечно, но и в этом случае вам придется его оставить на стоянке, дальше пересесть на катер, потому что в Венеции автомобилей просто нет, так что даже такси там представляет собой моторный катер.


По дороге в город любуемся вот такими яхтами. Яхта слева – тримаран!



А вот это яхточка под гордым британским флагом. Интересно, кому она принадлежит? Кто это решил прокатиться до Венеции?


Итак, идем мы от остановки в порт, садимся там на приличных размеров двухпалубный катер, и плывем в самый центр Венеции. Причалы катеров расположены там один за другим. Но где бы вы ни причалили: и площадь Святого Марка, и Дворец дожей – все это в шаговой доступности. Первое, что, кстати, бросается в глаза, когда вы приближаетесь к нему со стороны моря, это… камерность всех этих построек. Кстати, Венеция сама по себе очень небольшая, а все ее дворцы, пусть даже и в четыре-пять этажей – впечатления высоких зданий совсем не производят. Такова же и сама площадь Святого Марка. Это только на экране телевизора она большая, а так – в реальности, она совсем невелика. И, до предела заполнена народом! И с каждым новым катером толпа становится все больше. Китайцы, японцы, корейцы, индийцы… господи, кого тут только нет. Ну и наши, конечно, куда без нас…


Наконец-то всем нам знакомый вид на Дворец дожей. Слева кампанила собора Святого Марка, отдельно от него стоящая колокольня (кампанила) высотой 98,6 м, откуда открывается потрясающий вид на город



Высаживаемся совсем недалеко от этой башни, и если нам нужно во Дворец дожей и на площадь Св. Марка – идем налево, а если сразу в морской музей – направо


«С гидом хорошо, но лучше проявить самостоятельность!»


Обычно гиды наших российский туроператоров еще до прибытия в Венецию собирают деньги на обед в местном ресторане с блюдами местной кухни (20 евро с человека) и на катание на гондолах (тоже 20), после чего на площади быстро передают вас местному гиду, который наскоро показав – «налево, направо…», ведет всю группу к мосту Риальто, где и расположен этот пресловутый ресторан. На мой взгляд, следовать подобному маршруту не следует. Во-первых, так вы гарантированно не попадете во Дворец Дожей, а там есть что посмотреть, причем для любителей старинного оружия замечу, что там тоже имеется свой прекрасный Арсенал с замечательной коллекцией средневекового оружия и доспехов (рассказ о нем непременно последует, но позже!), а во-вторых, вам придется толкаться вместе с толпами туристов по узким венецианским улицам вплоть до самого моста Риальто. Он, конечно, интересен, но мне лично было интереснее посмотреть «Мост вздохов», причем не только снаружи, но и побывать у него внутри.


Вот так выглядит здание музея



Ну а на этой фотографии с высоты птичьего полета оно находится в самом низу справа и видно, кстати говоря, какая Венеция сама по себе небольшая


Кому на гондоле кататься, кому по музеям ходить!


Так что если вас больше привлекает содержательная сторона посещения Венеции, а не развлекательная, то оставайтесь на площади Святого Марка. Поднимитесь на лифте на колокольню, сходите в собор Св. Марка, осмотрите Дворец дожей, покушайте там в кафе, расположенном в подвале у самой воды, причем прямо перед вами за стеклянной дверью будут проплывать гондолы, а затем… затем, устав от жары и толп туристов, идите-ка от дворца по набережной налево. Один, два, три… пять мостов нужно будет перейти (но на самом деле это совсем недалеко) и слева на берегу канала вы увидите пятиэтажное здание (смотрится как наше четырехэтажное!) темно-красного цвета. Узнать его можно еще и по двум большим якорям, стоящим у его дверей. Вот это и будет Военно-морской исторический музей Венеции.


Якорь с линкора «Вирибус Юнитис» у входа в музей


Входим внутрь и наслаждаемся тамошней прохладой, поскольку в самой Венеции летом на просто жарко, а очень жарко. Кстати, об этом и о зонтиках от солнца нужно будет подумать заранее. Особенно, если с вами вместе женщины. Ведь ваши чемоданы и весь ваш багаж остаются в туристическом автобусе. Мы, например, приехали в Берлин, и был у нас только один пляжный зонт, хотя и небольшой по размерам. И… тут же начался дождь, и поскольку гулять с пляжным зонтом по столице Германии моей супруге было не камильфо, пришлось купить ей «берлинской зонт». Приехали в Венецию, и там вроде бы задувал ветерок с моря. Зонта поэтому не взяли, а ветерок возьми, да и утихни. И тут уже стало не по себе внучке… Явно она перегрелась на солнце. И пришлось покупать ей «венецианский зонт». Неплохо, конечно, но на мой взгляд, три зонта за одну поездку это немного чересчур.

Так что прохлада музея вас, безусловно, освежит. И отсутствие толп туристов. Потому, что с каждым новым мостом их становится все меньше и меньше, а до музея доходят считанные единицы!

Якоря врага на память!


Хотя те же самые якоря, что встречают вас у входа, тоже не что иное, как весьма интересные экспонаты, связанные с историей итальянского флота. Они принадлежат австро-венгерским линкорам «Вирибус Юнитис» и «Тегетхоф». Первый был уничтожен итальянскими боевыми пловцами в самом конце Первой мировой войны, а второй попал к итальянцам в качестве трофея и был проведен перед строем кораблей итальянского флота во время «Парада победы» в 1919 году, а затем уже в 1925-ом отправлен на слом.

Интересно, что в этом году у этого музея самый настоящий юбилей: ему исполнилось ровно 100 лет с момента основания в 1919 году, но вот в своем теперешнем здании он находится лишь с 1964 года. Впрочем, само это здание тоже памятник, поскольку оно было построено еще XV века. Здесь размещался арсенальный амбар, и здесь хранили зерно, мололи из него муку и пекли галеты, которые были главной пищей галерных гребцов. Так что музей достаточно большой, хотя на вид так не кажется. В нем 42 зала, а общая их площадь составляет 4000 кв.м.


Знаменитый итальянский «Поросенок» - торпеда «Майале», с помощью которой пловцы МАS подорвали на рейде Александрии английские линкоры «Вэлиент» и «Куин Элизабет»



Механизмы торпеды примитивны дальше некуда!



Управление рулями торпеды осуществляло при помощи вот этих «проволок». «Потяни, деточка, за веревочку, дверь и откроется!»



Вот в это были облачены пловцы МАS


Торпеда и мортиры


В прохладном холле первого этажа наше внимание сразу же привлекают тяжелые мортиры справа и установленная слева человекоуправляемая торпеда «Майяле» («Поросенок») – секретная разработка итальянских военных инженеров 30-ых годов прошлого века. В годы Второй мировой войны эти торпеды активно применялись подразделениями боевых пловцов (отряд 10-й флотилии МАS) на Средиземном море против англичан. С их помощью им удалось подорвать и серьезно повредить несколько боевых кораблей и транспортных судов, но воспользоваться сложившейся ситуацией итальянские адмиралы так и не смогли.


Герметический ангар торпеды «Майале». Вот такие они и воевали: люк откидывался и экипаж из двух человек сидя верхом вот на этом «чуде техники» отправлялся топить вражеские корабли



Обычно в Интернете помещают фотографию этого контейнера со стороны открытой крышки (см. предыдущее фото) с наполовину вышедшей из него торпедой. Но мне захотелось показать какие на нем были мощные ребра жесткости. Ведь лодка с этими контейнерами на палубе должна была действовать на большой глубине


Интересно, что на втором этаже выставлена не только самая эта торпеда, но и герметический контейнер, в котором такие торпеды находились на палубе подводной лодки. На подводной лодке «Шире», например, было три таких контейнера. Боевым пловцам перед атакой нужно было забираться внутрь этого контейнера через люк, подготовить торпеду к запуску, после чего в него поступала вода, они усаживались на нее верхом, а полусферическая крышка открывалась, и торпеда начинала движение к цели. Оказавшись под днищем корабля противника, они должны были при помощи специальных струбцин, которые крепились на портовых килях, протянуть под его днищем трос, а уже на нем закрепить мину (носовую часть торпеды) с зарядом взрывчатки 200-300 кг, включить таймер, и лишь после всего этого плыть назад, вновь оседлав своего «Поросенка». А можно было… выбираться на берег и там сдаться в плен, чем на практике из-за многочисленных отказов техники эти походы часто и заканчивались! Здесь же в витрине выставлен и гидрокостюм, который носили эти боевые пловцы.


Справа от входа вас встретит вот такая турецкая бронзовая мортира, захваченная итальянцами на форте в Триполи во время боевых действий в Ливии в 1911-1912 гг. И тогда еще турки из нее стреляли!



90-фунтовая пушка-кулеврина, отлитая Козимо Сенни в 1643 году. Находилась на средней палубе галеры «Тоскана»


Модели кораблей на любой вкус


Одним из достоинств этого музея является его наглядность. В нем выставлены не только реальные предметы, оружие, мундиры, морские инструменты, и даже гондолы и барки в натуральную величину, но и множество моделей судов, начиная с древнеегипетского суденышка, сделанного бог знает когда, с какой-то, скорее всего, религиозной целью. Например, на первом находятся диорамы с изображением портов XVII столетия и крепостей, принадлежавших итальянцам, и вся их архитектура видна на них, как на ладони. Тут можно увидеть модели и финикийских, и древнегреческих бирем и трирем, и все азиатские суденышки – сампаны, джонки и проа. Первые венецианские каравеллы и галеоны, галеры и галеасы, аналогичные тем, что участвовали в исторической битве христиан с мусульманами при Лепанто в 1571 году, и первые итальянские броненосцы, участвовавшие в не менее известном морском сражении при Лиссе в 1866-ом. Есть модель знаменитого броненосца «Дуилио», причем одна даже в разрезе, так что вся его «начинка» видна очень хорошо. А на четвертом этаже в «Шведском зале» (он посвящен сотрудничеству шведского и итальянского флотов) выставлена прекрасно выполненная модель линкора «Ваза». Ну, того самого…


Древнеегипетская лодка с фигуркой человечка.



Модель одного из венецианских судов XVII в.


Продолжение следует…
130 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    16 сентября 2019 06:17
    Навстречу идет паром. Но куда он идет и кого, куда и что перевозит, не ясно. Автомобилями в городе даже не пахнет
    Это паром 17-го маршрута компании ACTV, которая занимается всеми пассажироперевозками в Венеции.
    Кроме 118 островов Венеция имеет и материковую часть. Вот эта материковая часть с островами соединяется паромными маршрутами. Паромы разные. “Lido di Venezia” (бывший “Salamina”), который Вам встретился, самый большой, так как ходит на остров Lido di Venezia, один из немногих, где есть автодороги и курсируют автомобили, есть маленький аэропорт. Даже ДТП бывают.
    1. +13
      16 сентября 2019 06:25
      А вот это яхточка под гордым британским флагом. Интересно, кому она принадлежит? Кто это решил прокатиться до Венеции?
      А яхточка эта, Carinthia VII, принадлежит Хайди Хортен, вдове миллиардера Хортена, владельца крупной немецкой сети универмагов. Бабушке 78 лет, живет в Австрии и с состоянием в 2,6 миллиарда долларов яхту себе может позволить. Венеция - порт приписки яхты, а флаг у нее не британский, а мальтийский.
      1. +5
        16 сентября 2019 09:55
        вдове миллиардера Хортена, владельца крупной немецкой сети универмагов.

        Виктор Николаевич, а почивший супруг, часом, тем самым братьям Хортенам, что с "летающими крыльями" баловались, не родственник? what
        1. +6
          16 сентября 2019 10:50
          Нет, не родственник. Ему крыльями некогда было баловаться, он с 1933 года у евреев, эмигрирующих в США, скупал за бесценок свои первые магазины.
          1. +4
            16 сентября 2019 11:01
            он с 1933 года у евреев, эмигрирующих в США, скупал за бесценок свои первые магазины.

            хм.. вспоминается песня про мальчика Бобби из мультфильма "Остров сокровищ". "Хороший мальчик, наш человек, наш!" hi да.. вот так миллионерами и становятся... no
    2. +1
      16 сентября 2019 16:54
      Зачётно Киа получила от человека. Вот так облокотишься и помнёшь невзначай.
  2. +6
    16 сентября 2019 06:37
    Слева кампанила собора Святого Марка, отдельно от него стоящая колокольня (кампанила) высотой 98,6 м, откуда открывается потрясающий вид на город
  3. +6
    16 сентября 2019 06:39
    Замечательные комментарии, вернее, скажем так, дополнения, уважаемый Виктор Николаевич.Насчет флага... ветра не было, такого, чтобы его хорошо развернуло, поэтому видно было плохо, показалось, что красный с крестами...
    1. +6
      16 сентября 2019 07:17
      показалось, что красный с крестами...
      Вам не показалось. Мальтийский флаг действительно красный с крестами.
      1. +4
        16 сентября 2019 10:48
        Вам не показалось. Мальтийский флаг действительно красный с крестами.

        хм.. а ведь этот флаг был непродолжительное время очень близок одному нашему правителю.. what

        крест различим слева на опоре. Плюс на шее у "рыцаря на троне". hi Михайловский замок. soldier снимали Первого Мая этого года hi
  4. +3
    16 сентября 2019 06:48
    Спасибо Вячеслав за интереснейшую эскурсию...
    беспокоюсь за Венецию уйдет ведь под воду после таяния ледников Гренландии. what
    1. +4
      16 сентября 2019 11:44
      Ну, мне уже бояться нечего! "После нас хоть потоп"!
    2. +2
      16 сентября 2019 13:22
      Не уйдет)...построили систему MOSE.Чудо морской инжинерии
  5. +4
    16 сентября 2019 06:48
    Красота! good

    Знаменитый итальянский «Поросенок» - торпеда «Майале», с помощью которой пловцы МАS подорвали на рейде Александрии английские линкоры «Вэлиент» и «Куин Элизабет»


    МАS-единственное подразделение ВС Италии, показавшее высочайшую эффективность и героизм.

    Немцы пошли немного по другому пути: они использовали человеко-торпеду:носитель, управляемый одним человеком выпускал транспортируемую торпеду, а не прикреплял мину. Интереснейшая экспозиция об этом есть в Тех. музее г. Шпайера, Германия.

    Но, в отличие от итальянцев, немцы на этом направлении успехов не достигли.
    1. +4
      16 сентября 2019 11:56
      ,,,можно вспомнить ещё и тэйсинтай на Кайтэнах.
    2. +4
      16 сентября 2019 15:06
      МАS-единственное подразделение ВС Италии, показавшее высочайшую эффективность и героизм.


      Не совсем так, Андрей. hi Отдельные корабли дрались до конца выполняя задание. Например, миноносец (не эсминец) "Лупо" (Волк), прикрывая конвой доставлявший подкрепление Африканскому корпусу Роммеля, при нападении намного превосходящих сил англичан, поставил дымзавесу и пошел навстречу британским эсминцам ведя артогонь, произвел торпедный залп из всех аппаратов, заставив противника отвернуть. Конвой благополучно достиг места назначения, а миноносец, как ни странно, остался на плаву и даже не потерял ход, хотя потери среди экипажа были большими. "Бог покровительствует храбрым ! " Значит и там были отдельные грамотные и храбрые командиры, но в целом итальянский флот представлял из себя, конечно, нулевую цену.
      1. +2
        16 сентября 2019 15:29
        Цитата: Морской Кот
        но в целом итальянский флот представлял из себя, конечно, нулевую цену.

        об этом и речь: и берсальеры дрались неплохо (почти все остались под Сталинградом), но армия в целом на Вост фронте-пшик
        1. +2
          16 сентября 2019 17:39
          но армия в целом на Вост фронте-пшик

          а ведь они все очень плохо кончили.. ЕМНИП, после капитуляции Италии в 1943-м всех итальянцев на Восточном Фронте немцы разоружили и загнали в лагеря, где мало кто уцелел! hi
          1. +2
            17 сентября 2019 02:09
            У Италии даже одна из принцесс попала в лагеря и там умерла, имя вот подзабыл только, так что в этом плане немцы бывших союзников не пожалели. Да и в целом у итальянцев общая картина все же была получше, чем обычно рисуют - просто у остальных воевать получалось еще лучше, плюс сказывались серьезные довоенные проколы, особенно по части военного производства и морской авиации. Ну и историю пишут победители. Италия в список победителей попала, но на штрафных местах, так что...
            1. +6
              17 сентября 2019 08:42
              Цитата: arturpraetor
              Италии даже одна из принцесс попала в лагеря

              Принцесса Мафальда Мария Элизабетта Анна Романа Савойская (2 ноября 1902 — 27 августа 1944) — вторая дочь короля Италии Виктора Эммануила III и его жены принцессы Елены Черногорской. Мафальда была старшей сестрой последнего короля Италии Умберто II.
              24 августа 1944 года союзники бомбили завод боеприпасов в Бухенвальде. Почти четыре сотни заключенных были убиты, а принцесса Мафальда была тяжело ранена: она была размещена в блоке, и, когда нападение было совершено, была по шею в мусоре; она получила сильные ожоги рук. Чтобы не пошло заражение, руку пришлось ампутировать. Она истекла кровью во время операции и так и не пришла в сознание. Умирая, Мафальда сказала двум другим итальянским заключенным из лагеря: «Помните меня не как итальянскую принцессу, но как итальянскую сестру». Мафальда умерла в ночь с 26 на 27 августа 1944 года. Её тело было перезахоронено после войны в замке Кронберг в Гессене.
              1. 0
                17 сентября 2019 09:47
                коллеги arturpraetor и Антарес, огромное спасибо за информацию! не знал, не знал... hi
  6. +8
    16 сентября 2019 06:59
    Механизмы торпеды примитивны дальше некуда!
    Управление рулями торпеды осуществляло при помощи вот этих «проволок»

    Это не "проволоки" - это штуртросы.

    Не смотря на примитивные механизмы, народу хочется почувствовать себя "боевым пловцом", поэтому просят "держаться подальше".
    1. +2
      16 сентября 2019 15:10
      Добрый день, Вик Николаич! hi



      Процесс доставки "товара", так сказать.
  7. +4
    16 сентября 2019 09:12
    Красиво,замечательные фотографии good
    1. +5
      16 сентября 2019 09:53
      присоединюсь. Спасибо! drinks
      Справа от входа вас встретит вот такая турецкая бронзовая мортира, захваченная итальянцами на форте в Триполи во время боевых действий в Ливии в 1911-1912 гг. И тогда еще турки из нее стреляли!

      Каторин сотоварищи в книге "Уникальная и парадоксальная военная техника" пишет, что в 1915 году во время Дарданелльской операции в английский броненосец "Агамемнон" прилетело каменное (!) ядро весом более 100 кг. Пробить, наверно, не пробило, но все вздрогнули. laughing Похоже, турки бережно хранили крупный калибр еще со Средних веков! fellow

      вот этот корабль. И вот косвенно еще подтверждение:
      Весной 1915 года во время обстрела турецких батарей эскадренный броненосец «Агамемнон» получил ответное попадание. В корабль попало каменное (!!!) ядро, пущенное из старой дульнозарядной 17-дюймой пушки. https://viktoriiako.livejournal.com/156774.html
  8. +1
    16 сентября 2019 10:17
    На каких "портовых" килях боевые пловцы крепили струбцины для мины?
    1. +4
      16 сентября 2019 10:27
      Бортовых, конечно.
      1. +3
        16 сентября 2019 14:54


        Примерно вот так.

        Добрый день, Вячеслав и очередное спасибо. Фотографии просто блеск ! hi
  9. +6
    16 сентября 2019 11:33
    Вот в это были облачены пловцы МАS

    А это часы и глубиномер плавцов MAS итальянской фирмы Panerai. Правда и механизм, и корпус для часов изготовила фирма Rolex.
    1. +1
      16 сентября 2019 11:43
      Правда и механизм, и корпус для часов изготовила фирма Rolex.

      так что там у нас с французским, Виктор Николаевич? laughing корпус привели, а язык не выучили, господин маршал Даву? drinks шикарные дополнения! good
      1. +2
        16 сентября 2019 12:04
        господин маршал Даву?
        ,,,что за история про маршала или секретно? sadиз серии" Антонов" танк?
        1. +3
          16 сентября 2019 12:15
          из серии" Антонов" танк?

          типа того, только "танк" придумали Вы все, а маршала Даву - я. wink Вот, мол, Виктор Николаевич пришел, и всех разДаву своим интеллектом! drinks у него же каждый комментарий - как энциклопедия. good к слову, Даву был единственным маршалом Бонапарта, который проводил и выигрывал отдельные сражения. При Ауэрштедте, например, разгромил превосходящие войска пруссаков. soldier Ну, чем наш Виктор Николаевич не грозный противник в дискуссии? drinks
          1. +3
            16 сентября 2019 12:23
            только "танк" придумали Вы все
            ,,ну конечно am Антон сам на "танке" выехал,когда скромные флибустьеры,попивая апельсиновый сок на белоснежном берегу,делили вознаграждение за тяжелый труд feel.
            1. +3
              16 сентября 2019 12:38
              Антон сам на "танке" выехал,когда скромные флибустьеры

              он вчера запретил всем вспоминать про танк... грозится карами. wink
              1. +2
                16 сентября 2019 12:41
                он вчера запретил всем вспоминать
                ,,ну мы же, не ему это говорим wink
            2. +4
              16 сентября 2019 12:56
              Девку Лумбу вы делили!
              "А я всё помню, я был не пьяный!" (с)
              1. +3
                16 сентября 2019 13:11
                мм.... может, ну его, этот танк, Антон? what может, лучше коня, тигровую шкуру и вычурную шапку с перьями? мне кажется, Вам бы пошлО! wink drinks
                1. +2
                  16 сентября 2019 13:30
                  Блин, теперь они мне "Тигр" будут навязывать request
                  1. +2
                    16 сентября 2019 13:37
                    Блин, теперь они мне "Тигр" будут навязывать

                    по мне, так Мюрата достаточно.... yes
                    (про разгон Директории и совета пятисот):
                    За плечами Мюрата моталась пятнистая шкура барса. Двери палаты разлетелись настежь, выбитые ударом ноги:
                    — Эй вы! вон отсюда, пока не поздно!
                    Виртуозная грубость выражения ошеломила депутатов. Увидев, как надвигаются ряды штыков, они бросились в окна.
                    — Помогите им прыгать, — указал Мюрат солдатам. — Хотя и невысоко, но я хочу слышать хруст их костей...
                    Через минуту зал опустел. Никто не задавал вопроса: «А если бы не хвастун Мюрат? Что было бы?..»

                    (В.С. Пикуль, "Каждому свое". Некоторые выражения автора я убрал - обсценная лексика!). hi
              2. +1
                16 сентября 2019 20:27
                "Уйди, пацан, ты очень пьян,
                А то нарвешься, друг, гляди, нарвёшься" (с).
                1. +1
                  16 сентября 2019 21:03
                  "Мне кто-то на плечи повис,
                  Серёга крикнул : 'Берегись!",
                  Но было поздно..." (с)
                  1. +1
                    16 сентября 2019 21:11
                    Не сходит тональность с Высоцкого.

                    "Сегодня мой друг защищает мне спину,
                    А значит, и шансы равны" (с).
                    1. +1
                      16 сентября 2019 21:26
                      Простые, где-то банальные истины, облегченные в рифму. Однако....!!!
          2. +1
            16 сентября 2019 15:14
            типа того, только "танк" придумали Вы все


            Нет, Влад ! "Антонов танк" придумал Антон, а мы просто на хвост подцепились. laughing drinks
            1. +1
              16 сентября 2019 18:38
              Это не Влад, это Николай. Влад в тот "счастливый" день был забанненым.
              1. 0
                16 сентября 2019 18:43
                Точно, ошибочка вышла. Но ничего, мужики не обидятся. smile
        2. +1
          16 сентября 2019 15:12
          Серёга, не трожьте "Антонов танк" -- это святое fellow !!!
          1. +1
            16 сентября 2019 15:15
            "Антонов танк"

            про "Адрианов вал" слышал, про "Антонинов вал" тоже слышал.. вот "Антонов танк" - это еще брутальнее! good drinks
            1. +1
              16 сентября 2019 15:19
              Так наш Антон сам будь здоров насколько брутален, ему без танка никак нельзя, хоть из врождённой скромности и отпихивается. wink
              Да, он тут что-то насчёт "Тигра" прозрачненько намекнул. Понимаете ? smile
              1. +2
                16 сентября 2019 15:24
                что-то насчёт "Тигра" прозрачненько намекнул.
                ,,,кошек любит? what
                1. +3
                  16 сентября 2019 15:28
                  ,,,кошек любит?

                  ага, "Кота Пана Коханки", Влада, особенно laughing дак, кто Влада не любит? все любят! drinks
                  1. +1
                    16 сентября 2019 15:38
                    Про себя я промолчу, Антон тут, надысь, обещался мне хвост выдрать. belay
                    1. +1
                      16 сентября 2019 17:36
                      Про себя я промолчу, Антон тут, надысь, обещался мне хвост выдрать.

                      Да, что-то я забыл Морского Котищу - главного пирата - упомянуть... what drinks
                    2. +2
                      16 сентября 2019 18:30
                      Гоните, Константин! Напраслину возводите! Не могу я ничего выбрать, ибо организм изможден стройкой, алкоголем и служением прекрасным дамам.
                      1. +1
                        16 сентября 2019 18:41
                        Гоню, конечно. А что делать бедному Коту у которого рядом нет моря, а только пруд, хоть и очень хороший.
                        Да, действительно, работа доводит до изнеможения, порой. Зато "служение" с прекрасными дамами это изнеможение нивелирует, а алкоголь расслабляет и усугубляет хорошее настроение (правда плохое усугубляет также) . Поэтому и желаю Вам, и всем нам хооорошего настроения! drinks
                2. +2
                  16 сентября 2019 17:59
                  Не то что бы люблю, терплю. Они меня тоже.
                  1. +1
                    16 сентября 2019 18:11
                    Николай, а ногу-то на фига отпилили, вроде как не за что. Да и Антон только насчёт хвоста обещался. laughing
                    1. +2
                      16 сентября 2019 18:36
                      "Давайте отрежем Сусанину ногу!
                      Не надо, ребята, я вспомнил дорогу!" (с)
                      1. +2
                        16 сентября 2019 18:50
                        Будете смеяться, но это было почти дословно в опере "Повесть о настоящем человеке".

                        Хор врачей возле госпитальной койки:

                        -- Отрежем, отрежем Мересьеву ногу !

                        Голос из койки:

                        -- Но я хочу летать...

                        И это не шутка, сам смотрел по "Кавеэну" с приставной линзой трансляцию из Большого.
                        А было кое-что и похлеще -- опера "Ленин в октябре", так там вообще... Всё, умолкаю, а то "старые большевики" оторвут голову, а она мне дорога так же как хвост.
                      2. +2
                        16 сентября 2019 20:08
                        Была ещё опера Тихона Хренникова по мотивам романа М. Горького "Мать". Там такой трэш! Нынешние рэперы обзавидуются! Боюсь воспроизводить забанят нафиг, без аппеляции.
                      3. 0
                        17 сентября 2019 13:19
                        Собирались и оперу не то "Тихий Дон", не то "Поднятую целину" ставить, но Шолохов воспротивился. Читал об этом в мемуарах какого-то милицейского генерала.
              2. +3
                16 сентября 2019 15:25
                Да, он тут что-то насчёт "Тигра" прозрачненько намекнул. Понимаете ?

                на бензин скидываться не бум - сам, батюшка, сам! stop laughing
                1. +3
                  16 сентября 2019 17:54
                  Не надо мне на бензин.
                  "Танк - хорошая машина, по тундре шибко идёт, однако. Собачки только быстро устают."
                  Лучше на страховку скинтесь. Прикиньте сколько будет стоить ОСАГО на эту байду!!!
                  1. +1
                    16 сентября 2019 17:59
                    Лучше на страховку скинтесь. Прикиньте сколько будет стоить ОСАГО на эту байду!!!

                    может, лучше все-таки лошадку купим? what и вычурный костюм на заказ пошьем? со стразами и перьями? fellow у Влада и Константина наверняка есть куча старой формы, если ее обшить всем необходимым, то костюм выйдет - загляденье! good а вместо шашки могу свою катану отдать - в прихожей висит на вешалке. lol котика на шкуру - не отдам! stop самому нужен!
                    1. +3
                      16 сентября 2019 18:10
                      Нафиг-нафиг! Я лошадей боюсь, они большие и живые.
                      Видал я Вашу катану, трубогиб - круче! И потом, задарите Вы мне катану, с чем потом ссыкуна в парадной, по вечерам выпасать будете?
                      1. +1
                        16 сентября 2019 18:20
                        по вечерам выпасать будете?

                        чесалкой для котика. Там выдерет все к черту. fellow Но, кстати, этот "деятель" сейчас стал "ходить" реже. hi да, да, я знаю, что если алкаш мочится в парадной - это злобное порождение режима и капитализма..... lol
                      2. +1
                        16 сентября 2019 18:33
                        Подшерсток в "зоне бикини"? Да Вы эстэт!
                    2. +1
                      16 сентября 2019 18:21
                      Ойе! Не Вы ли надысь предлагали забрать мне Микадо?
                      1. 0
                        16 сентября 2019 18:25
                        Ойе! Не Вы ли надысь предлагали забрать мне Микадо?

                        тогда он себя плохо вел. За последние два дня он исправился. stop
                      2. 0
                        16 сентября 2019 20:25
                        Нешто предложили животинке прогуляться до первого этажа? Жизнь "ниже плтнтуса" - оно конечно впечатляет, неподготовленный организм.
                      3. -1
                        16 сентября 2019 22:19
                        Нешто предложили животинке прогуляться до первого этажа?

                        это нужно было делать два месяца назад, когда он вырвал патрубок из фанины, и я стиралкой залил всю ванную. Ну, я рассказывал. laughing слава Богу, никого не залил! wink и час вычерпывал... request
                    3. +1
                      16 сентября 2019 19:09
                      может, лучше все-таки лошадку купим?

                      — Да, складно звонишь… Только об одном забыл…(с) то лошадка, то костерок winked
                  2. +3
                    16 сентября 2019 18:10
                    Зачем Вам страховка, Антон, когда понадобится государство само Вам выделит эту "байду" для путешествия по Европе. Ну, или хотя бы для поездки в Прибалтику. wink
                    1. +3
                      16 сентября 2019 18:18
                      Ага, выделит. Я все удивляюсь, как до сих пор Сечин потомкам Катукова счёт за сожженное топливо не предъявил. Этот может.
                      1. +1
                        16 сентября 2019 18:23
                        Мда-с... Вы только нигде больше эту мыслю не оглашайте, а то ведь он такой деятель, может и всерьёз всё принять. laughing
            2. +2
              16 сентября 2019 18:31
              Это Вы ещё про "антонов огонь" не слышали!
              1. +2
                16 сентября 2019 18:42
                Ладно, камрады! Пойду я "даму сердца" выгуливать. Вернусь через час. "Танк" не трогать!
                1. 0
                  16 сентября 2019 22:12
                  Пойду я "даму сердца" выгуливать.

                  даже в чем-то жалко, что эта "дама" - не лошадка.... winked
              2. 0
                16 сентября 2019 22:41
                Это Вы ещё про "антонов огонь" не слышали!

                Я зато про Антонов метод слышал. Еще он называется "метод жадных медвежат" laughing
  10. +8
    16 сентября 2019 11:37
    ...выставлена прекрасно выполненная модель линкора «Ваза».
    1. +5
      16 сентября 2019 11:42
      Именно она,но у меня не получилось так снять... Хотя модель того стоила...
      1. +1
        16 сентября 2019 15:20
        Вячеслав, а "Васа" там у них каким боком, из красивости просто?
        1. +3
          16 сентября 2019 15:41
          Какие-то у них там были "отношения" - у Швеции с Венецией, Но какие я понять не успел и не сумел!
          1. +3
            16 сентября 2019 15:43
            Мне тоже непонятно -- "Где река, а где имение..." request
            1. +5
              16 сентября 2019 21:58
              Может это напоминание - как не надо строить корабли?
              1. +4
                16 сентября 2019 22:10
                Ваза-результат самодурства короля).А для нас потомков-даже позитивно что Ваза утонул так быстро и так удачно.Благодаря этому имеем возможность лицезреть единственный "выживший" корабль той эпохи.К тому же ,благодаря тому факту ,что при спуске на воду на корабль навешивали много разных "плюшек"-украшения,статуи и тд-которые потом снимали,на месте катастрофы нашли десятки тысяч разных артефактов того периода,которые при других обстоятельствах не сохранились бы.
                Непосредственно к Вазе Италия тоже имела отношение,хоть и косвенное.Подьем части пушек после потопления шведы в 1663 г поручили итальянскому морскому инжинеру того периода Francesco Negri.И он блестяще с задачей справился
                1. +4
                  16 сентября 2019 22:35
                  Francesco Negri - это итальянский католический священник, который в 1663-1666 годах путешествовал по Скандинавии. В 1670 году опубликовал отчет о своих путешествиях под названием "Viaggio settentrionale". А пушки в 1663-1665 гг с помощью водолазного колокола и шведских и финских ныряльщиков поднимали шведский офицер .Albreckt von Treileben и Andreas Peckell (если мне не изменяет память - немец, говоря современным языком, специалист по подводным работам).
                  1. +1
                    16 сентября 2019 22:49
                    По итальчнским источникам Negri-священник,путешственник,натуралист,знаток морских дел в общем и "подводного колокола" в частности.Такие всесторонне развитые личности не редкость в ту эпоху
                    1. +3
                      16 сентября 2019 22:59
                      И по итальянским источникам он изучал флору и фауну региона, особенно Лапландии, провел некоторые антропологические наблюдения. За три года путешествий описал обычаи, культуру, питание, гигиенические привычки, одежду, церемонии и социальные отношения. В Стокгольме в течение года он оставался капелланом некоего француза де Шассана. Первый из итальянцев освоил лыжи.
                      Пушек не подымал.
                      Filippo Mordani, Vite di ravegnani illustri Ravenna, Stampe de' Roveri, 1837 (Жизнь знаменитых равенцев).
                      1. +2
                        16 сентября 2019 23:01
                        Faustolo Rambelli
                        Subacquea, gocce di storia

                        Книга по истории "подводного колокола.Правда в открытом доступе не нашел и читал только рецензии.Там вроде про его роль в этом деле есть глава
                      2. +4
                        16 сентября 2019 23:30
                        Не нашел я ни в итальянских, ни в английских, ни в шведских источниках упоминания о том, что Negri причастен к подъему артиллерии Васа.
                        Завтра посмотрю на свежую голову.
                      3. 0
                        16 сентября 2019 23:35
                        Тоже поищу дополнительные источники.А то турбопатриотизмом не только русская Википедия напичкана)
              2. +1
                16 сентября 2019 23:15
                Я всегда знал, Вик, что с чувством юмора у Вас всё в порядке! drinks smile
          2. +4
            16 сентября 2019 21:35
            Цитата: kalibr
            Какие-то у них там были "отношения" - у Швеции с Венецией, Но какие я понять не успел и не сумел!

            На самом деле зал посвящен дружеским отношениям между ВМС Италии и Швеции.В 40-х годах шведский флот модернизировался благодаря итальянским проектам(кресера Тре Крунур),покупка пары эсминцев,торпедных катеров и тд
            1. +2
              16 сентября 2019 22:14
              В 40-х годах шведский флот модернизировался благодаря итальянским проектам(кресера Тре Крунур),покупка пары эсминцев,торпедных катеров и тд

              хм.. а насколько я помню, наш флот в 30-е тоже модернизировался во многом за счет итальянцев. Лидеры же их были, кажется, на Черноморском флоте? hi если не постройки, то проекта? drinks
              1. +4
                16 сентября 2019 22:17
                Было такое.Итальянцы строили хорошие корабли всегда.И флот сражался достойно.Не только подводные диверсанты.Просто англичане имели радары,которых у итальянцев не было
                1. +3
                  16 сентября 2019 22:30
                  вот про что не знаю, про то не знаю. Спасибо, просветили! hi
                  я же, вообще, ориентировался на несколько одиозное мнение А.Б. Широкорада. Что, мол, итальянцы строили ряд прекрасных образцов техники, им принадлежала половина мировых авиационных рекордов и т.п., но они паталогически не умели воевать. no Это я его по памяти цитирую, книгу "Битва за Крым". Ну, бронетехника у них и правда была предыдущего поколения, в сравнении с другими армиями.... what ах, да, про стрелковое оружие - тут недели две назад знакомый поисковик нашел патронную пачку на Карельском перешейке. Меня позвал - мол, от чего? никогда такого не видел. А пачка на шесть патронов! request я вспоминать начал, кто пачками пользовался. "Манлихер"... а почему шесть патронов? what и вспомнил, что был еще "Манлихер-Каркано"! Да, от нее, оказывается. итальянцы финнам почти 100 тыс. поставили во время Советско-Финской войны! yes drinks
                  1. +3
                    16 сентября 2019 22:32
                    Итальянцы воевали не лучше и не хуже всех остальных европейских армий.
                    За исключением вермахта)
                    1. +2
                      16 сентября 2019 22:46
                      Итальянцы воевали не лучше и не хуже всех остальных европейских армий. За исключением вермахта)

                      по принципу: "Мой фюрер, итальянцы выступили на нашей стороне, это очень плохо, придется отправить им на помощь тридцать дивизий"? wink drinks ну.. вермахт на тот момент действительно был непобедим.. опыт, опыт.. и сочетание других качеств.. what
                      1. +4
                        16 сентября 2019 22:59
                        Я не почитатель анекдотов в общем и исторических в частности).Могу сказать что аналогов катастроф РККА 41/42 гг трудновать будет найти в истории итальянской армии.Но Вы то РККА считаете сильной армией).Неблагодарное это дело вешать ярлыки.
                      2. +6
                        16 сентября 2019 23:01
                        Вот это хороший комментарий!
                      3. +2
                        17 сентября 2019 09:44
                        Неблагодарное это дело вешать ярлыки.

                        Ратуш, ярлыки никто не вешает. Все норм. Никто не собирается никого недооценивать. hi
                        Получается что Южный Фронт отступал два года от Прута до Волги под ударами како то никчемного противника

                        я не очень хорошо знаю этот период войны, но рискну предположить - отступали в связи с прорывами немцев, если даже на других участках. ЕМНИП, в окружении РККА под Харьковом в 1942-м году итальянцы и прочие союзники не участвовали. Немцы сделали всю работу, и рванули к Волге. То есть, одно дело - рвать фронт и проводить операции на уничтожение (немцы), и другое - обеспечивать фланги наступающих (их союзники). Еще раз подчеркну, даже не пытаюсь принизить кого-то из наших врагов. С уважением, hi
                      4. 0
                        17 сентября 2019 19:04
                        Здравствуйте hi Боюсь что развитие беседы по этой теме приведет к наплыву турбопатриотов/монархистов/великоросов и тд.И ветка превратится в очередной хайповый баттл про все хорошее.Не хотелось бы быть виновником сего торжества)
                      5. +2
                        18 сентября 2019 10:48
                        Не хотелось бы быть виновником сего торжества)

                        никому не хотелось бы. request Есть еще "коммунисты", там Вам докажут, что вечно пьяный "писающий мальчик" в подъезде - вина капитализма, олигархов и некоторых министров лично. wink Кланяюсь за дискуссию, искренне! drinks Вы с Виктором Николаевичем уж точно нашли друг друга. "Браво, французы, браво!" (кн.П.Багратион) good
                    2. +1
                      16 сентября 2019 23:31
                      Коллега, это Вы румын имеете в виду? laughing
                      1. +1
                        16 сентября 2019 23:38
                        К противнику всегда надобно иметь уважение.А то бумерангом и по своей армией так проходитесь.Получается что Южный Фронт отступал два года от Прута до Волги под ударами како то никчемного противника
                      2. +2
                        16 сентября 2019 23:46
                        [quoteК противнику всегда надобно иметь уважение] [/quote]

                        Смотря к какому.

                        Назовите конкретные операции итальянской армии с номерами частей, под ударами которых
                        "два года отступал Южный фронт от Прута до Волги". Вообще-то я немного в курсе, но интересно Вас послушать.
                      3. 0
                        16 сентября 2019 23:47
                        Южный фронт как бы отступал под ударами румынской армии
                      4. +3
                        16 сентября 2019 23:59
                        Вот именно "как бы под ударами румынской армии". "Как бы" здесь ключевое слово. Знаете, я не буду здесь разжевывать всем известные прописные истины. Оставайтесь с Вашими возлюбленными героическими итальянцами и румынами, а мне уже надоело.

                        -- "Кто, Киркоров?! Так он же румын!"

                        -- "Он болгарин."

                        -- "Да какая разница!" (С).

                        Вот и я о том же. laughing Спокойной ночи.
                2. +2
                  16 сентября 2019 23:30
                  Дело не только в радаре, но и в полной бестолковщине в итальянских штабах, что в морских, что в сухопутных. И в абсолютно нежелании и неумении воевать рядовых солдат и матросов. Хотя были исключения, к примеру миноносец "Лупо", но они только подчёркивали общее для всех вооруженных сил Италии правило.
                  "Итальянцев били даже всеми вечно битые австрийцы." (С). Не помню кто это сказал, но сказано прямо не "в бровь, а в глаз." hi
                  1. +1
                    16 сентября 2019 23:33
                    Цитата: Морской Кот
                    Итальянцев били даже всеми вечно битые австрийцы." (С). Не помню кто это сказал, но сказано прямо не "в бровь, а в глаз."

                    Я вам уже сказал про отношение к псевдоисторическим байкам.Посмотрите на досуге результаты противостояния итальянский и австрийской армий в 1-й мировой войне
                    1. 0
                      16 сентября 2019 23:42
                      Коллега, Вы не мне говорили, а Николаю.
                      И то высказывание, что я привёл не является "псевдоисторической байкой". А в первую мировую, что итальянская армия, что австрийская стоили немного, им и было только между собой воевать. Но я Вас не пытаюсь ни в чём переубедить, нравятся Вам итальянцы -- так наздоровье, дело хозяйское. А корабли у них действительно были отличные, особенно по мореходным качествам, но... как Вы написали -- радар, а по моему упорное нежелание воевать свели к нулю все достоинства.
                      Вам в любом случае плюс за
                      Крейсера пр.26.
                      hi
                      1. -2
                        16 сентября 2019 23:46
                        Цитата: Морской Кот
                        А в первую мировую, что итальянская армия, что австрийская стоили немного, им и было только между собой воевать.

                        Боюсь спросить про результаты русской армии в 1-й мировой.И с кем ей только и воевать было.Воевала кстати против "никчемной"по Вашему мнению австрийской армии.И особых лавров не взыскала даже против австрийцев,насколько я помню.Все закончилось печально в 18 году
                      2. +2
                        17 сентября 2019 08:51
                        Цитата: Ратуш
                        "никчемной"по Вашему мнению австрийской армии

                        АВ кстати в процессе заката.
                        Вообще австрийцы неплохо воевали на протяжении всей истории. Оригинально даже. Конечно Наполеон их остудил слишком. Но даже в этом варианте они неплохо в своем регионе сражались. С теми же итальянцами.
                        Конечно русские воиска лучше австрийских-но не стоит забывать что бодания с ними обескровили РИ. +помощь союзников немцев.
                        Все это плохо закончилось для всех империй(Германии РИ АВ.._)
                  2. 0
                    16 сентября 2019 23:41
                    Сомневаюсь что Вы углубленно изучали историю итальянской армии и флота в общем и во 2-й мировой в частности.Как и в любой армии найдете там и героизм и трусость и умение воевать и бардак.Когда найдете армию и войну на которой -одни сплошные герои и гении-маякните)
                    1. +2
                      16 сентября 2019 23:53
                      Специально историю итальянской армии я не изучал, на мой взгляд она того не стоит. Вы считаете по другому, это Ваше дело.

                      Но историю Второй мировой я знаю достаточно хорошо и про "героических итальянцев" мне не нужно рассказывать. Ещё немного, Вы и Грациани поставите на один уровень с Роммелем, или Константином Рокоссовским.

                      Когда найдете армию и войну на которой -одни сплошные герои и гении-маякните)


                      Зачем мне её искать, эту армию, а тем более Вам "маякать", тем более, что Вы уже её нашли -- и это, разумеется, итальянская армия. Я в восторге. laughing drinks
                      1. 0
                        16 сентября 2019 23:55
                        Демагогию тоже не изучали) hi
                      2. +2
                        17 сентября 2019 00:04
                        Вы, похоже не понимаете значения этого слова, демагогия, в данной ситуации всё с точностью до наоборот. А Вы банально предсказуемы, когда нечего возразить по существу пытаетесь перейти к оскорблениям. Кого-то Вы мне сильно напоминаете. Раньше под другим ником не приходилось выступать? Был тут такой Карбайн, очень на него смахиваете.
              2. +3
                16 сентября 2019 23:24
                Точно, Николай! Именно лидер "Ташкент" , прозванный у нас среди моряков "Голубым крейсером" (из-за покраски, если чего, а то ещё кто подумает...), был итальянского проекта и постройки. На нём только артиллерию и башни наши поставили. Я всегда считал что это это проект "Капитаны Романе", но Вик Николаич меня попинал и объяснил всё по своему. Надеюсь добавит сюда сам к вышесказанному.
                1. +3
                  16 сентября 2019 23:31
                  Крейсера пр.26.
                  Изготовители
                  Gio. Ansaldo & C. (проектная документация),
                  ЦКБС-1 (доработка проекта),
                  Заводы № 189, № 198 и № 199 (постройка)
                2. +1
                  17 сентября 2019 09:49
                  Именно лидер "Ташкент" , прозванный у нас среди моряков "Голубым крейсером"

                  да, именно "голубой крейсер", так его и называли.. soldier
                  1. +1
                    17 сентября 2019 14:38
                    Да и командиром на нём ходил отчаянный и грамотный моряк Ерошенко. Ходил в одиночку, полагаясь на "сумасшедшую" скорость и отличную манёвренность своего корабля. И всё у него получалось, все воздушные атаки отбивал, а от бомб уклонялся. И достало его "Люфтваффе" только в порту на стоянке, когда он не мог использовать своё главное преимущество -- скорость. Обидно.

                    Кстати, ещё в юности прочитал книжонку Боргезе "10-я флотилия MAS", так там, князь Валерио, ничтоже сумлящись, приписывает потопление "Ташкента" себе. Вроде как его торпедные катера постарались. А в вахтенном журнале "Ташкента" об этой атаке ни слова. Выходит наши на эту мелочь даже внимания не обратили. laughing
      2. +2
        16 сентября 2019 21:01
        А сам то "Ваза" как хорош. В подходящем месте ко дну пошёл.
  11. +5
    16 сентября 2019 15:23
    Если хотите больше узнать о флотилии MAS, то нужно ехать в La Spezia, там на их родной базе есть прекрасный музей. Как-нибудь напишу репортаж о нем.
    1. +4
      16 сентября 2019 15:41
      Стоящее дело, не откладывайте. У меня приятель в восьмидесятые был там, рассказывал. На него музей флотилии произвёл большое впечатление, благо он сам военный моряк и писатель. hi
  12. +4
    16 сентября 2019 15:44
    Только не тяните!
  13. +4
    16 сентября 2019 15:46
    Цитата: Морской Кот
    Фотографии просто блеск !

    На этот раз делали вчетвером; жена, внучка, дочь и я. Так что отметились все!
    1. +4
      16 сентября 2019 16:40
      Сильно!!!
      Очень интересно!
  14. +3
    16 сентября 2019 19:17
    Хороший музей.. Часы работы не очень удобные.. А сам музей очень неплох..
  15. +4
    16 сентября 2019 20:26
    Автору- спасибо! Сам тоже обязательно посещаю морские музеи в путешествиях по зарубежью. В Милане побывал в техническом музее Леонардо Да Винчи, там отдельный ангар посвящен итальянскому флоту. Читал еще в советские годы мемуары кн. Боргезе. А тут живьём потрогал оборудование боевых пловцов! Тагда они были лидерами в подводных диверсиях.