Боевые самолёты. Упавшая ласточка Ki-61

31
Как и обещал не так давно, сегодня речь пойдет об уникальном японском самолете, истребителе фирмы «Кавасаки» Ki-61 «Hien».





Название переводится как «Летящая ласточка», и это первый японский армейский истребитель, созданный после начала войны. «Hien» был уникальным для Японии, так как он был единственным серийным истребителем, использовавшим двигатель жидкостного охлаждения.

Многие напрямую называют Ki-61 японским «Мессершмиттом», но на самом деле с Bf.109 его роднит только двигатель. Да, немецкий самолет был как бы эталоном, но отличия в технологиях производства двух стран свели на ноль возможное сходство двух машин.



«Ласточка» Ki-61 на самом деле стал для «Кавасаки» лебедем, спевшим свою песню по амбициям фирмы. И своеобразным памятником веры «Кавасаки» в истребитель с рядным двигателем жидкостного охлаждения. И упреком, напоминанием, что японские инженеры так и не смогли довести этот двигатель до ума.

Но нельзя отнять то, что ни один самолет фирмы «Кавасаки» не строился так долго и в таком количестве модификаций, как Ki-61.



А началось все в 1937 году, когда «Кавасаки» сильно потеряла свои позиции в качестве производителя самолетов. Лихие ребята из «Накаджимы» были сильнее. И надо было что-то делать.

Надо сказать, большую помощь «Кавасаки» оказал новый директор фирмы «Блом и Фосс» доктор Фогт, бывший главный конструктор «Кавасаки». Иногда полезно иметь таких друзей. Так вот, стараниями доктора Фогта японцы получили в свое распоряжение двигатель DB-601A от «Даймлер-Бенца» и дружеское разрешение на лицензионное производство.

Соглашение было подписано в 1939 году в самом конце, а в феврале 1940 года штаб армейской авиации выдал «Кавасаки» контракты на тяжелый перехватчик Ki-60 и легкий истребитель Ki-61 с немецкими двигателями. Война в Европе к тому времени уже шла полным ходом и успехи немцев дошли и до Японии.

С перехватчиком Ki-60 не вышло, самолет оказался очень тяжелым и не вызвал интереса у армейских летчиков. А вот с Ki-61 вполне получилось. Он был разработан в качестве легкого истребителя для замены истребителя Ki-43 «Хаябуса». Ki-61 оказался тяжелее и быстрее, был мощнее вооружен, хотя и проигрывал Ki-43 в маневренности.



К июлю 1941 года «Кавасаки» запустила DB.601A в производство под названием «Кавасаки» Ha-40. Прототип Ki-61-01 с этим двигателем был готов в декабре 1941 года, а через несколько дней Япония вступила во Вторую Мировую войну.

В начале 1942 года на испытаниях прототип достиг максимальной скорости 587 км/ч. В «Кавасаки» были довольны результатами и приступили к выпуску испытательной серии.

Правда, энтузиазм несколько уменьшился после череды аварий и катастроф. Было потеряно несколько прототипов, в том числе погиб и главный шеф-пилот «Кавасаки» Катаока. Причины проблем были выявлены, виноват оказался двигатель Ha-40, который в отличие от немецкого оригинала оказался крайне капризным и не очень надежным.

Однако испытания, проведенные с японской скрупулезностью, показали, что Ki-61 был практически по всем параметрам лучше, чем Ki-43-II, Ki-44, трофейный американский P-40E и даже «Мессершмитт» Вf.109 E-2. Такие выводы были сделаны на основании многочисленных учебно-тренировочных боёв в армейском испытательном центре Кагамигахара.

В итоге в августе 1942 года самолет был принят на вооружение как «Кавасаки» Тип 3 модель I «Hien» или Ki-61-I.



Но к этому времени противник был осведомлен о появлении у японцев нового истребителя. Еще в апреле 1942 года во время испытательного полета, летчик-испытатель Умикава испытательного полета внезапно наткнулся на группу бомбардировщиков В-25. Это была группа капитана Дулитла, совершавшая первый боевой налет на Японию.

Умикава погнался за бомбардировщиками, но был вынужден прекратить погоню из-за недостатка топлива. Зато экипажи американских самолетов смогли рассмотреть необычный для Японии «тощий» истребитель, очень похожий на «Мессершмитт».

Довольно долго американцы считали, что в японских ВВС находятся на вооружении то ли закупленные в Германии, то ли производимые по лицензии «Мессершмитты», которые надо ожидать в других районах Тихого океана.

В общем, учитывая репутацию, которую к 1942 году заслужили «Мессершмитты», оптимизма американцам это не добавило.



Но по сути Ki-61 встретился с американскими самолетами в бою только через год. Но за этот год на тихоокеанском театре военных действий произойдут изменения далеко не в пользу японцев, и Ki-61 станет одной из последних надежд по противодействию этим изменениям.

Когда армия побеждает, все идет обычно спокойно. Но когда армия проигрывает, наступает паника и далеко не всегда получается адекватно реагировать на обстановку. Мы часто были свидетелями исторических событий, когда командование просто начинает бросать в сражение все, что под руку подворачивается.

Примерно так получилось и с дебютом Ki-61, экипажи которых бросили в мясорубку боев в Новой Гвинее. Тут стоит напомнить, что Ki-61 в плане пилотажа кардинально отличались от привычных Ki-43. Они были быстрее, но не такие маневренные, что сказалось на подготовке летчиков.

Части, вооруженные Ki-61, сражались на Соломоновых островах, в Новой Гвинее, защищали транспортные конвои, идущие в Новую Британию, Новую Ирландию.



К размещенным на Новой Гвинее первой модели Ki-61-Iа, в конце 1943 года присоединились новые истребители Ki-61-Ib с вооружением из четырех 12,7-мм пулеметов.

Война на островах, где «Ласточки» вынесли на своих крыльях основную боевую нагрузку, выявила еще одну проблему, проблему обслуживания и ремонта самолетов.

Японская авиация не могла похвастаться большим количеством реально подготовленных техников. Для основной же массы, привыкшей к двигателям воздушного охлаждения, мотор На-40 был еще той головоломкой.

Отказы гидравлической системы, течи патрубков и радиаторов, поломки двигателя стали причиной того, что и без того не очень надежный На-40 просто приковывал самолеты к земле.

Потенциально великолепный истребитель оказался слишком ненадежным. Огромное количество обездвиженных и бесполезных "Ласточек" скопилось в джунглях вокруг аэродромов на Новой Гвинее. Запасные части были в дефиците и часто механики из нескольких самолетов собирали один, способный подняться в воздух.



Кроме того, очень часто запчасти не приходили, потому что суда, перевозящие их, становились жертвой американских подводников или летчиков.

Плюс огромная растянутость театра военных действий. Например, самолет, сломавшийся на Новой Гвинее, мог быть капитально отремонтирован только на Филиппинах, в Маниле, куда его надо было отправить на корабле, почти за 1000 километров.

Несмотря на многие проблемы, «Ласточка» пользовалась как ненавистью механиков (заслуженной), так и любовью пилотов.



Да, самолет был не таким маневренным, как Ki-43, зато по японским меркам это был почти летающий танк, с протектированными баками, бронеспинкой для пилота и бронезаголовником по типу немецкого.

И все-таки, считаясь тяжелым и неуклюжим по японским меркам, Ki-61 превосходил в маневре все американские самолеты до момента прибытия новейших F6F «Хеллкэт» и P-51 «Мустанг».

Р-40 и Р-39 однозначно проигрывали Ki-61 и вертикаль, и горизонталь. А в невыгодной для себя ситуации пилот Ki-61 мог всегда выйти из боя в пикировании. Только в боях с двухмоторным Р-38 этот прием не проходил, но в боях с «Лайтнингом» пилоту Ki-61 это и не требовалось, поскольку преимущество в маневренности было более чем достаточным. Защищенные броней летчики Ki-61 были, как правило, более агрессивны, чем их коллеги на легких Ki-43.

30 декабря 1943 года союзниками на бывшем японском аэродроме мыса Глостер был захвачен первый практически неповрежденный Ki-61. Американцы быстро облетали японский истребитель, отметили, что Ki-61 или «Тони» по американской системе называний был приятен в пилотировании, достаточно энергичен, легко управляется. Также был отмечен тот факт, что японцам тяжело содержать самолеты в технически исправном состоянии.



В ходе боев в Новой Гвинее неоднократно предпринимались попытки усилить эффективность Ki-61, которому явно не хватало огневой мощи. Для борьбы с прочными и живучими американскими бомбардировщиками пулеметного вооружения очевидно было недостаточно.

Японская промышленность оказалась не в состоянии удовлетворить требования армии по организации производства авиационных пушек. Но тут еще «помогли» сами представители армейской авиации, не захотевшие ставить на свои самолеты «морские» пушки «Тип 99». Бред, конечно, но такие были расклады в той Японии.

Выручили немцы, приславшие на борту подводной лодки в Японию 800 пушек MG-151.

Пришлось укреплять крылья Ki-61-I для установки немецких пушек, которые обладали значительной силой отдачи. При установке пушки MG-151, их пришлось поворачивать на бок для размещения в относительно тонком крыле Ki-61, закрывая выступающие части казенной части небольшими обтекателями на нижней поверхности крыла.

К июню 1944 года все немецкие пушки были использованы и 388 истребителей Ki-61 было оснащено изделиями «Маузера».

Была предпринята попытка еще усилить вооружение, заменив крыльевые пулеметы 12,7-мм на пушки Но.155 калибром 30 мм. Так появилась в небольшой серии модель Ki-61-I-Каi-d, но производство продолжалось недолго, выяснилось, что отдача 30-мм пушек просто разрушает крыло.



Но в 1945 году начался закат «ласточек». Появились «Мустанги». И здесь стоит привести такой пример, когда в одном из последних воздушных боев за Филиппины 11 января 1945 года два американских пилота P-51, выполнявших разведывательный полет, встретили японский морской бомбардировщик G4M переделанный в транспорт, который сопровождали двенадцать (!) истребителей Ki-61.

Американские пилоты мало того что в лучших традициях советских коллег атаковали вдвоем превосходящего противника, так они сбили девять Ki-61 и сопровождаемый ими бомбардировщик-транспортник.



На борту этого G4М находились офицеры штаба японского флота, которых эвакуировали с Филиппин…

Это показывает, насколько упал уровень подготовки японских пилотов после катастрофических потерь в Новой Гвинее, Лейте и Филиппинах.

Последняя битва, в которой приняли участие Ki-61, стала битва за Японию.

На этих самолетах применялись самые разные вариации вооружения. Где-то «Ласточек» лишали пулеметов, чтобы максимально облегчить самолеты и добраться до B-29, летящих на высоте 9 км. Другие подразделения добавляли дополнительные 20-мм пушки Ho.5, доводя вооружение Ki-61 до 2х20-мм синхронных пушек в фюзеляже, еще пары в крыльях и 2х12,7-мм пулеметов в крыльях. Иногда пулеметы демонтировали.

В общем, полевые переделки кто во что был горазд.

Все дело заключалось в том, что до В-29, которые начали терроризировать Японские острова с высоты 9 км из всех японских истребителей нормально могли добраться и атаковать только «Ласточки». В этом плане Ki-61 был единственным одноместным истребителем, который мог не только забраться на высоту свыше 9000 м, но и сохранять там боеспособность без риска свалиться в штопор.

Но даже для него требовалось максимально облегчить самолет, часто путем удаления большей части вооружения с истребителя. Это ставило пилотов Ki-61 в еще более невыгодное положение, в попытках атаковать утыканный пулеметами бомбардировщик на своих почти разоруженных истребителях.

Или применяли такой прием: чтобы сохранить огневую мощь, Ki-61 взлетал с парой подвесных баков, но с почти пустым основным. При выходе в атаку ПТБ сбрасывались, облегчая самолет, но в основном баке топлива хватало лишь на одну атаку.



Многие из пилотов были недавними выпускниками летных школ, которые они закончили, имея лишь несколько часов боевой летной подготовки. Это была вынужденная мера из-за крайней нехватки топлива в Японии. Отсюда полная неспособность хоть что-то сделать с В-29, ну а дальше известно: дальше были тараны.

В общем, дошло до совершенной глупости: пилоты начали разоружать свои самолеты, чтобы улучшить летные характеристики. К 1945 году «специальные атаки» стали обычным способом сопротивления как с самолетами, так и с кораблями.

Стоит сказать о том, что во время войны в компании «Кавасаки» работали над 2-й и 3-ей модификациями Ki-61. Планировался к установке новый, более мощный двигатель На-140, но в 1944 году стало не до него, благо, проблем хватало и с предшественником, На-40.

Так что всю войну Ki-61 провоевал в первоначальном варианте, изменялось только вооружение. С 2 х 7,7-мм и 2 х 12,7-мм пулеметов до 4 х 20-мм пушек.



Дальнейшее развитие «Ласточка» получила в проекте истребителя «Тип 5» Ki-100, но это уже другая история. А карьера Ki-61, завершилась в Китае уже после окончания Второй мировой войны.

Некоторое количество трофейных Ki-61 попало в армию Мао Цзе Дуна и вполне нормально участвовало в сражениях с армией Чан Кай Ши, причем за штурвалами сидели японские летчики. Но со временем Ki-61 заменили на более современные «Мустанги» и Ла-11.

Так закончилась карьера первого японского армейского истребителя с двигателем жидкостного охлаждения.

Самолет был неплох, наверное, это лучшее, что можно было создать руками японских инженеров. Во многих источниках его почему-то называют то копией Bf.109, то копией итальянского МС.202, но все же это был японский самолет. Который увы, совершенно не дотягивал до оригиналов, родство с которыми ему приписывалось.

Если бы инженеры «Кавасаки» смогли не просто скопировать DВ.601А, но и модернизировать его так, как это делали немцы, на выходе мог бы быть совсем другой самолет.

Но, как известно, история не знает сослагательного наклонения. И Ki-61 остался в истории как во многом передовой, но не доведенный до ума самолет.



ЛТХ Ki-61-II

Размах крыла, м: 12,00
Длина, м: 9,16
Высота, м: 3,70
Площадь крыла, м2: 20,00
Масса, кг
— пустого самолета: 2 840
— нормальная взлетная: 3 780
— максимальная взлетная: 3 825

Двигатель: 1 х Кавасаки Hа-140 х 1500 л.с.
Максимальная скорость, км/ч: 610
Крейсерская скорость, км/ч: 450
Практическая дальность, км 1 600
Боевая дальность, км: 1 100
Максимальная скороподъемность, м/мин: 835
Практический потолок, м: 11 000
Экипаж, чел: 1
Вооружение: две синхронные 20-мм пушки Hо-5 и два 12,7-мм крыльевых пулемета. 2 бомбы 250 кг .

Источник:
Аранов Е. Kawasaki Ki.61/Ki.100 "Hien"/"Tony".
31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    12 сентября 2019 18:23
    Спасибо, интересно! Ki-100 это ведь тот же самолёт, только со звездообразным движком. Где-то читал, что эта мера была вынужденной т.к. Американцы разбомбили завод, который производили лицензионные DB-601. Но, тем не менее, Ki-100 получился неплохим.
  2. +11
    12 сентября 2019 19:02
    Лишний раз доказывает что отвага, честь и все такое в войне ничто. Если нет промышленно-экономической мощи.
    1. +1
      12 сентября 2019 19:08
      В современных войнах - безусловно. Но в былые исторические, да и доисторические времена могло быть и по другому. Или всё это только тщательно оберегаемые легенды? winked
      1. +1
        15 сентября 2019 16:43
        Цитата: Никомед
        Или всё это только тщательно оберегаемые легенды?

        Во все времена побеждали лучше подготовленные.
        Монголы, например, в Средние века разработали прорывную технологию применения лука: мальчишек с детства натаскивали развивать силу рук, луки специальные делали... В результате моглоьский отряд выпускал больше стрел в единицу времени и стрелял дальше, чем все его противники.
        Вот Чингисхан пол-мира и завоевал.
        А арабы, коим достались монгольские луки, ничего с ними сделать не смогли: стрелять из них не умели.
        1. -2
          8 ноября 2019 16:56
          Ерундой не занимайтесь.Центролизованное обучение монгол было невозможно да и не нужно.Никаких эсклюзивными технологиями монголы не обладали.Поменьше читайте Нефедовых и прочих недоучек.Гунские и Аварские захоронения(5-7 н.э. в Панонии(Венгрия) дают большой скелетный материала с черепами монголо-бурятского и тунгусо-маньджурского типов.
          Тема военного доминирования монголов ,емкая и непростая.
          1. 0
            8 ноября 2019 18:21
            Цитата: ElTuristo
            Поменьше читайте Нефедовых и прочих недоучек

            А каких тогда читать? Вас что ли? А что Вы написали по теме "военного доминирования монголов"?
            Или это так - бла-бла-бла очередное?..
            1. -2
              9 ноября 2019 12:23
              У вас интернета нет?Военное доминирование,следствие экономической системы монгол.Я то учить то вас не собираюсь.сами ищите.Просто указал на никчемного болтуна изобретающего разные теории.Критический анализ информации -единственный путь к познанию.Очень полезно будет вам КУн."Расы европы".
              1. 0
                9 ноября 2019 23:09
                Я явным образом указал того, кого считаю достойным специалистом в конкретной сфере. От Вас же в ответ получаю ни к чему не обязывающие бла-бла-бла о том, что Вы тут самый умный и знающий, а я и мне подобные "занимаемся ерундой" и "читаем всяких недоучек".
                Ещё один такой пост - и я пожалуюсь на Вас модераторам (странно, что они до сих пор игнорируют Ваши выходки).
                1. -1
                  10 ноября 2019 20:45
                  Кого вы указали?Я такого не припомню.Я на себя никаких обязаностей не брал.Я никогда и нигдене утверждал что я самый умный или знающий.Я вам дал совет весьма дельный,который вам поможет в конкретной ситуации.Свою позициюя вполне логично обосновал.Если вы транслируете вранье-это и есть ерунда...и это еще мягко сказано...Мне вообще начхать куда вы там жаловаться будете.
                  1. 0
                    10 ноября 2019 20:49
                    Цитата: ElTuristo
                    Я на себя никаких обязаностей не брал.

                    Это я уже понял.
                  2. 0
                    10 ноября 2019 20:55
                    Цитата: ElTuristo
                    Я никогда и нигдене утверждал что я самый умный или знающий.

                    Тогда, может, воздержаться от формулировок типа "вы транслируете вранье", "это и есть ерунда", "Я ... указал на никчемного болтуна изобретающего разные теории", "Ерундой не занимайтесь"...
                    Или Вы полагаете, что именно такие фразы характеризуют человека Не "самого умного" и Не "знающего"?
                    1. -1
                      11 ноября 2019 17:38
                      Еще раз.Нефедов никчемный болтун-что не так?Его теория противоречит элементарным фактам давно доступным для любого человека.Может нормальный человек распостранять свои теории которые противоречат зравому смыслу-очевидно ,что нет.Следовательно что то не так с теоретиком.Вот и совсем свежее доказательство-https://warspot.ru/15887-vsadnik-so-skorostnoy-dorogi
                      Обратите внимание на лук.
                      Цель моего комментария обратить внимание на тот простой факт что большая часть так называемых историков- страдают умственными отклонениями,чему существует большое кол-во доказательств,например:https://www.mk.ru/incident/2019/11/09/peterburgskiy-professor-rasskazal-kak-ubil-i-raschlenil-studentku.html.
                      За сим откланиваюсь.Спасибо за внимание.
                      1. 0
                        11 ноября 2019 23:05
                        Цитата: ElTuristo
                        Может нормальный человек распостранять свои теории которые противоречат зравому смыслу-очевидно ,что нет.

                        Ну, Вы у нас - Великий Арбитр Здравого Смысла!
                        Конечно...
                        Тема закрыта: у нас с Вами разные критерии "здравого смысла"
                      2. -1
                        12 ноября 2019 18:16
                        да понятно слова здравый и смысл увасне сочетаються ни как...до новыхвстреч...
  3. +7
    12 сентября 2019 19:54
    С перехватчиком Ki-60 не вышло, самолет оказался очень тяжелым и не вызвал интереса у армейских летчиков. А вот с Ki-61 вполне получилось.

    С Ki-61 получилось во многом благодаря как раз Ki-60, первый полет которого состоялся в марте 1941 года. Полученные результаты позволили внести необходимые изменения в конструкцию Ki-61, который "встал на крыло" в декабре 1941 года.
  4. +11
    12 сентября 2019 21:00
    "...ну а дальше известно: дальше были тараны."

    Майор Терухико Кобояши. На фюзеляже отметки о шести сбитых "крепостях", в том числе одна - тараном.
    Летчики его сэнтая совершили 18 таранов, при этом семь пилотов погибли.
  5. -1
    12 сентября 2019 22:02
    Р-40 и Р-39 однозначно проигрывали Ki-61 и вертикаль, и горизонталь. А в невыгодной для себя ситуации пилот Ki-61 мог всегда выйти из боя в пикировании. Только в боях с двухмоторным Р-38 этот прием не проходил, но в боях с «Лайтнингом» пилоту Ki-61 это и не требовалось, поскольку преимущество в маневренности было более чем достаточным.

    По итогам знаменитого боя над Нишем 7 ноября 1944 года (воздушный бой 866 ИАП с американцами (Р-38), был сделан вывод о том, что Р-38 превосходит Як-9 в горизонтальном маневре, а Як-9 - одни из лучших по этим показателям истребителей ВМВ.

    Вот фрагмент из боевого донесения:

    БОЕВОЕ ДОНЕСЕНИЕ ШТАБА 866 ИАП
    Ниш, 7.11.1944 года, 16.00
    .......
    ВЫВОД: Пролетающая группа самолетов ЛАЙТИНГ, очевидно, ошибочно атаковали колонну наших войск в связи с потерей детальной ориентировки, приняв этот район как территорию противника.
    В воздушном бою самолетов Як-9 с самолетами ЛАЙТИНГ последние показали хорошую горизонтальную маневренность и при ведении воздушного боя на виражах преимущество осталось за самолетами ЛАЙТИНГ, которые легко заходили в хвост самолетам Як-9, имеющим значительно больший радиус виража, чем самолеты ЛАЙТИНГ.
    На вертикальном маневре Як-9 имел преимуществыо над самолетами ЛАЙТИНГ.

    /ЦАМО РФ, ф.866 иап, оп.223502, д.3/

    пруф: http://www.vif2ne.org/nvi/forum/archive/63/63597.htm
    1. +4
      14 сентября 2019 14:16
      Мик13
      Михаил, тут не все так однозначно.
      Вас почитав, можно подумать, что Р-38 "Лайтнинг" лучше виражит чем Як-9.
      Это заблуждение. В документах полка неверно указан тип наших истребителей.
      Это бывало, неточности присутствовали, тем более в разгар боевых действий.
      Все дело-то в том, Михаил, что на вооружении 866 ИАП, который и сражался с "Лайтнингами" над Нишем, не было на вооружении истребителей Як-9, именно - Як-9 "без буквы".
      А был этот полк вооружен машинами- Як-9Т, и Як-9Д!
      Об этом вы можете ознакомиться в источнике: В.Савончик, Краткая летопись 866 ИАП.
      На горизонтальном маневре Як-9 и Як-9Д/Як-9Т- это две огромные разницы.
      Во-первых Як-9Д- дальний истребитель, берущий топлива почти в 2 раза больше, чем "чистый" Як-9.
      На взлете- Як-9Д однозначно тяжелее и хуже виражит, чем чистый Як-9.Он заправлен, и до выработки хотя бы половины запаса топлива, тяжелее и хуже по вертикальной и горизонтальной маневренности.
      А Як-9Т- тяжелый истребитель с 37-мм пушкой. Он априори хуже в плане маневренности, чем Як-9, но зато сильнее по бортовому секундному залпу.
      И вот представьте: тяжелые, под завязку заправленные, советские Як-9Д и Як-9Т, взлетают и сразу же вступают в воздушный бой. Как думаете, какие показатели маневренности они покажут? Очевидно,что не самые лучшие, и далеко не "эталонные"!
      Возьмем Р-38.
      "Лайтнинги", уже преодолели больше половины расстояния,израсходовав большую половину горючки.Следовательно, "Лайтнинги" были в более выигрышном положении, и преимущество было на их стороне. Казалось бы, НО! Результат боя оказался не в пользу американцев.По официальным данным- Яки сбили 3 "Лайтнинга", а сами потеряли сбитыми 2 машины от огня Р-38, и еще одну сбили свои же зенитчики.
      Так что выводы о том, что на горизонтали Р-38, лучше чем наш Як-9 - не правильны!
      Для того, чтобы проводить подобные сравнения, машины должны находиться в примерно равных условиях. А тут явное преимущество было за американцами, и они его не смогли реализовать.Об этом однозначно говорит результат боя.
      Кроме того, 866 ИАП в тот момент времени стоял в очереди на перевооружение.И вполне возможно, что командование полка желая поскорее заменить изношенную матчасть, сознательно написало эту фразу в рапорте, о якобы превосходстве "Лайтнинга" на горизонтали. Цель была достигнута- полк в кратчайшее время был перевооружен на новенькие Як-3 Саратовского авиазавода.
      Так что, Михаил, не так все однозначно.
      Надо критично относиться, и анализировать любую информацию.
      1. +2
        14 сентября 2019 14:34
        Мик13,
        Михаил, для вас данные по горизонтальной маневренности.
        Р-38 "Лайтнинг"- горизонтальный вираж - 22.6 сек., с выпущенными закрылками- 21.5 сек.
        Як-9 "чистый", без буквы- время виража 18 сек.
        Як-9Т - 19.5 - 20 сек.
        Если интересно, готов озвучить источники.
    2. 0
      15 сентября 2019 16:46
      Цитата: Mik13
      На вертикальном маневре Як-9 имел преимуществыо над самолетами ЛАЙТИНГ.

      Вот! В этот-то всё и дело...
      Харрикейн тоже "в горизонте" неплохо крутился, но куда ему до Спита и Мессера!
  6. +2
    12 сентября 2019 22:16
    Это не мессер, и не Як, слишком большая площадь крыла при почти таком же "сухом весе". И огромная по сравнению с немцем и нашим Яком дальность. Видимо - особенность театра. Он скорее похож на английский Спитфайр по характеристикам.
    1. +1
      13 сентября 2019 12:24
      По обводам это He-100.
  7. -4
    12 сентября 2019 22:26
    "Ласточка"? А нет ли здесь пропаганды японского милитаризма? Японский милитаризм - младший брат американского империализма. Япония получала не только немецкие, но и американские технологии. Именно Япония, а не Германия, начала Вторую мировую войну, напав на Китай. Вторя мировая война завершилась 2 сентября капитуляцией Японии. Однако японские солдаты продолжали Вторую мировую войну до 1974 года, когда был выловлен последний (?) японский солдат. Зверства японцев на оккупированных территориях запредельны. Японцы особенно продвинулись в создании биологического оружия. Их клещи наносят нам урон до сих пор. Доколе Япония будет грабить наши (?) ресурсы, получая морепродукты даром? Что СССР и РФ получили от Японии в результате Победы, которую одержали вооружённые силы и народ СССР, выполняя обязательства, данные постоянным членам Совбеза ООН? Где репарации и компенсации?
    1. -1
      8 ноября 2019 16:50
      Абсолютно правильная постановка вопроса.Надо б добавить что в росте японского милитаризма виновата больше всего Англия.
  8. +4
    13 сентября 2019 00:31
    «Ласточка» Ki-61 на самом деле стал для «Кавасаки» лебедем, спевшим свою песню по амбициям фирмы. И своеобразным памятником веры «Кавасаки» в истребитель с рядным двигателем жидкостного охлаждения. И упреком, напоминанием, что японские инженеры так и не смогли довести этот двигатель до ума.
    Двигатель перевёрнутого типа, со впрыском топлива, понятно что он составит проблемы техническому персоналу. А то что рядный или звезда, жидкостного охладения или "воздушник", так эта война "разгорелась" в Испании. "Пока двигатели были слабосильными, а скорости самолётов относительно небольшими, вес мотора играл значительную роль. Так И-16 с "Циклоном" ещё выигрывал в Испании у Bf-109B. Но развязка наступала неизбежно. Во второй половине 30-х моторостроение сделало ещё один шаг и И-16 стало уже проблематично противостоять мессеру с DB-600.
    Но не только увеличение мощности сыграло свою роль. Резкий скачок сделала и аэродинамика водорадиаторов. Водорадиаторы мигрировали в туннели. Туннели стали утапливаться в фюзеляж и крылья. Применение этиленгликоля и воды под давлением позволило уменьшить площадь водорадиаторов на 40-50% (и вес охлаждающей жидкости)."http://www.airpages.ru/mt/mot3.shtml
    1. -1
      13 сентября 2019 14:28
      Цитата: амурец
      Туннели стали утапливаться в фюзеляж и крылья. Применение этиленгликоля и воды под давлением позволило уменьшить площадь водорадиаторов на 40-50% (и вес охлаждающей жидкости)."http://www.airpages.ru/mt/mot3.shtml

      Совершенно справедливо. Радиаторы даже создавали небольшой реактивный эффект.

      Вообще переход на клепку впотай, герметизацию стыков, лючков.
  9. +2
    13 сентября 2019 09:28
    Японское полное разделение и антагонизм флот - армия это полный дурдом, если учесть что флот делал свой ДБ-601 АЕ1А "Ацута 21" фирма "Аичи", и они с друг другом не перекликались, при этом флотский ДБ вышел более удачным и надежным. Если мне не изменяет память система впрыска на флотском были оригинальной японской разработкой.
    Кавасаки доводил мотор около 3-х лет.
    Статья хорошая, хотя поверхностная, более подробно история и конструкция Ки-61 как и сравнение с месером и макки есть здесь - https://komandante-07.livejournal.com/125687.html
  10. 0
    13 сентября 2019 18:31
    Незаслуженно не присутствуют в списках лучших истребителей 2-ой мировой ,,японцы,,... Тут уж постарались, видимо, янки, которых те так потрепали! Но из того, что прочитал о японских истребителях, понял, что это были замечательные машины, одни из лучших того времени! И, что интересно, их объединяло с нашими. советскими самолётами то, что и сложности при их создании были похожими --- недостаток нужных материалов, проблемы с двигателями и т.д. и т.п..... Но и справились японцы, отличные самолёты создали! Не могу судить точно, нет таких данных, но скорее всего, по соотношению цена/качество, японцы вместе с советскими самолётами окажутся вверху списка...
  11. +1
    15 сентября 2019 18:58
    Спасибо товарищ автор! Вы прямо открываете глаза!
    Кроме шуток. Я лично думал ранее, что знаю за самолёты второй мировой всё! Как же я ошибался!... Я не знаю о них ничего на самом деле. Прошу Вас продолжать это богоугодное дело- просвещать интересующийся народ.
  12. 0
    13 октября 2019 15:39
    Статья достаточно интересная. Есть только один спорный момент - эвакуация высокопоставленных флотских офицеров с Филипин. Нигде в японских источниках этот факт не отмечен. Да и то, что флотский бомбардировщик прикрывают армейские истребители, тоже весьма сомнительно. Если бы армейцам дали такое поручение. они сами бы "завалили" эту "бетти", не дожидаясь американцев.
  13. -1
    8 ноября 2019 17:01
    Надо на фоне трудностей японцев с V-образными моторами отдать должное Советским коснтрукторам и рабочим, которые в условиях тотальной нехватки ресурсов и рабочих рук,смогли таки обеспечить ВВС Советской армии авиадвигателями М-105 и АМ-37.Слава героям!